Рабочая учебная программа кружковых занятий «Юный эколог»



Скачать 66.85 Kb.
Дата01.05.2016
Размер66.85 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Муниципальное образовательное учреждение

«Косланская средняя общеобразовательная школа»



Рабочая учебная программа кружковых занятий

«Юный эколог»

Руководитель кружка

Учитель биологии и экологии

Иевлева С.Г.


с. Кослан, 2008 год


Пояснительная записка
Программа кружка рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон. Населённое место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. Каждый житель населённого пункта должен проявлять заботу о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.

Здоровье человека во многом зависит от состояния среды помещения, в котором он проводит большую часть времени. Синтетические отделочные материалы и бытовые предметы в жилом помещении выделяют газы, изменяющие состав воздуха. Оздоровление современного жилища и создание благоприятной предметно-вещной среды требуют от человека соблюдения определённых правил. Научно-технический прогресс обуславливает появление на производстве всё новых профессионально-производственных вредных факторов и опасностей. Особенности микроклимата. Освещенность, различные виды излучений. Химические вещества могут вызвать появление профессиональных заболеваний и многосторонних нарушений в деятельности организма.

Во всех этих вопросах современный выпускник школы должен хорошо разбираться. Должен понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания. Поможет ему в приобретении этих компетенций курс « Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека».



Цели :

– заложить основы экологического мировоззрения;

– сформировать первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания.

Задачи:

– научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

– познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

– помочь использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.




Тематическое планирование





Тема занятия

Количество часов

1

Поселение как среда жизни.

12 (в т.ч 1ч рез)




– Городской и сельский ландшафты и его зоны.

- Исследование №1 «Изучение особенностей восприятия нашего села».



3

Проблема бытового мусора.

- Исследование №2 «Вторая жизнь ненужных веществ»

- Занятие игра «Земля, по имени Свалка»


4

– Проблема эксплуатации автомобилей

- Исследование №3«Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды».

-Исследование №4 «Изучение влияния автомобильного транспорта на окружающую среду города».


4

2

Экология квартиры.

17 ч (в т.ч. 2ч рез)




– Строительные и отделочные материалы.

1

– Интерьер.

- Исследование №5 «Оценка внутренней отделки помещения»



- Исследование №6 «Изучение естественной освещённости квартиры».

4

– Микроклимат жилища.

- Исследование №7 «Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры».



3

– Растения и животные.

2

– Препараты бытовой химии, их безопасное использование.

1

– Состав и качество питьевой воды.

- Исследование №8 «Исследования качества питьевой воды в квартире»



3

– Компьютеры и здоровье

1

3

Производственная среда и профессиональные заболевания.

5 часов




– Метеорологические условия производства.

- Исследование №9 «Определение реакции организма при

повышенной температуре в помещении».


2

– Ионизирующие и электромагнитные излучения.

1

– Воздействие токсических веществ.

1

– Плюсы и минусы биотехнологических процессов

1


Знания, приобретённые в процессе изучения данного курса:

– об особенностях городской среды;

– о классификации отходов и способах избавления от них;

о влиянии городских свалок на здоровье человека;

– об экологических проблемах, связанных с автотранспортом и путях их решения;

– об особенностях квартиры как экосистемы;

о производственной среде и профессиональных заболеваниях, связанных с ней.

Умения, сформированные на основе приобретённых знаний:

– разрабатывать проекты озеленения города, школьного двора, жилого дома;

– использовать предметы бытового мусора для изготовления полезных вещей;

– производить расчётную оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;

– проводить исследование собственной квартиры на соответствие её экологическим нормативам;

– выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия;

– представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д.

Термины

Населённый пункт, функциональная зона, комфортные условия, жилое помещение, ионизированный воздух, полимерные материалы, предметно-вещная среда, тепловой режим, «синдром нездорового помещения», профессионально-производственные вредности, микроклимат, условия освещённости, излучения, токсические вещества, профессиональные заболевания.

Контрольно-измерительные материалы

Примерные темы проектов и исследовательских работ:


  • Вторая жизнь ненужных вещей.

  • Моя будущая квартира.

  • Квартира глазами эколога.

  • Как избавиться от «синдрома нездорового помещения»?

  • Растения в интерьере экологически чистой квартиры.

Примерные вопросы для семинара по теме «Производственная среда и профессиональные заболевания»:

1. Почему в наши дни так велика опасность развития профессиональных заболеваний?

2. Какие основные факторы на производстве представляют опасность для здоровья людей?

3. Узнайте и обсудите на занятии условия труда на производстве ваших родителей, знакомых.

4. Что относится к метеорологическим условиям производства и как они влияют на здоровье человека?

5. Каким излучениям можно подвергнуться на производствах и как это может отразиться на здоровье человека?


Литература

1. Алексеев, С. В. Экология: учебное пособие для 10–11 классов средней школы. – СПб.: СМИО ПРЕСС, 1999.

2. Алексеев, С. В., Груздева, Н. В. Практикум по экологии. – АО «МДС», 1996.

3. Ашихмина, Ю. Е., Школьный экологический мониторинг. – М.: «Агар», 2000.

4. Величковский, Б. Т., Кирпичев, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.

5. Ерёмина, О. А., Экология и здоровье: викторина для 10-х классов // Биология 1 сентября: газ. – 2001. – № 7.

6. Кузнецов, В. Н. Экология дома // Биология 1 сентября: газ. – 1990. – № 31.

7. Мансурова, С. Е., Кокуева, Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум. – М.: Владос, 2001.

8. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1996.

9. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Город без отходов // Биология в школе: журнал. – 2005. – № 3.

10. Пономарёва, О. Н. Методические рекомендации учебнику экологии // Биология в школе: журнал. – 2003. – № 1.

11. Самкова, В. А., Прутченков, А. С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся 9–10 классов. – М.: Новая школа, 1996.

12. Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» // Биология в школе: журнал. – 2001. – № 5, 7.

13. Фёдорова, М. Комнатные лекарственные растения // Биология 1 сентября: газ. – 2001. – № 42.



14. Энциклопедия комнатного цветоводства. – М.: Колос, 1993.

15. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал