Рабочей программы дисциплины учебного плана подготовки аспирантов



Скачать 71.33 Kb.
Дата01.05.2016
Размер71.33 Kb.
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ

05.06.01 «Науки о земле»

Научная специальность 03.02.08 «Экология»


Специальная дисциплина 03.02.08

Описание

Индекс модуля (по учебному плану подготовки аспиранта) вариативная часть Б1.В (дисциплины по выбору Б1.В.ДВ)

Б1.В.ДВ.2 «Прикладная экология»



Трудоёмкость в академических часах


108 часов, в т.ч. ЛЗ (лекции) - 8 час., ПЗ (семинары) – 24 час., СР – 76 час.

Трудоёмкость в зачётных единицах (ЗЕТ)

3 ЗЕТ

Название кафедры

Кафедра частного права и экологической безопасности

Руководитель основной образовательной профессиональной программы по специальности

Титов В.Н., д.с.-х.н., проф.

Руководитель учебной дисциплины


Титов В.Н., д.с.-х.н., проф., Жанабекова Е.И., к.б.н., доцент

График освоения учебной дисциплины

с 3 по 14 неделю 1-го года обучения


Краткое описание курса

Область исследования: Прикладная экология

Целью изучения дисциплины «Прикладная экология» является формирование у аспирантов системного экологического мышления, обеспечивающее коллективный подход к анализу проблем современного рационального природопользования; рассмотрение путей решения экологических проблем и эффективного использования природных ресурсов. Структура курса отражает комплексность, междисциплинарность и многоплановость современного этапа этих взаимоотношений.

Основными задачами курса являются:


  • изучение основных экологических законов, взаимосвязей между компонентами живой и неживой природы и роли антропогенного фактора на современном этапе развития;

  • изучение интенсивности и характера загрязнений окружающей среды промышленным производством, энергетикой, сельским хозяйством и другими производственными отраслями;

  • получение навыков применения теоретических знания для практического анализа особенностей проблем экологии и использования природных ресурсов на глобальном, региональном и локальных уровнях;

  • изучение вопроса необходимости экологического образования и воспитания человека на всех уровнях его развития.

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

знать:

- теоретическое обоснование многоплановости использования знаний прикладной экологии для решения народнохозяйственных проблем в различных отраслях;

- механизмы формирования систем защиты от загрязнения окружающей среды промышленным производством, энергетикой, сельским хозяйством и другими отраслями;

- современные стратегии человеческого поведения для успешного преодоления глобального экологического кризиса;



уметь:

- планировать программы и методики проведения научно- исследовательских работ в области защиты окружающей среды, включая мероприятия по экологическому воспитанию личности;

- формулировать цель природоохранного проекта, разрабатывать критерии и показатели ее достижения, обобщенные варианты решения проектной задачи с учетом нравственных аспектов деятельности;

- разрабатывать учебные курсы по экологической безопасности и рациональному природопользованию, в том числе на основе результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований, включая подготовку методических материалов, учебных пособий и учебников;

владеть:

- практическими навыками планирования, анализа и оценки результатов экологического сопровождения хозяйственной деятельности;

- методами разработки проектов регулирования воздействия производств на окружающую среду;

- навыками использование информационных технологий в экологическом проектировании;

- навыками преподавания экологических дисциплин и учебно-методической работы по областям профессиональной деятельности;

- методологией ведения научно-исследовательской работы в образовательной организации, в том числе руководства научно-исследовательской работой студентов.


Описание общих и специальных компетенций, формируемых дисциплиной

У освоивших дисциплину должны быть сформированы следующие компетенции:

1) универсальные компетенции:

- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

- готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).

2) общепрофессиональные компетенции:

- способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

3) профессиональные компетенции:

- умение анализировать экологически обусловленные процессы и явления, устанавливать причинно-следственные связи (ПК-1);

- умение проводить анализ информации, учитывая системный характер кризисных экологических ситуаций (ПК-2);

- умение применять базовые компьютерные технологии, компьютерные сети и ресурсы Интернет для решения задач экологии и рационального природопользования (ПК-4);

- готовность делать выводы с использованием системного анализа исследуемой проблемы, четко формулировать практические рекомендации, применять навыки прогнозирования ситуации на основе оценки последствий воздействия природных и антропогенных факторов (ПК-5);



Методы обучения

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине и реализации компетентностного подхода в учебном процессе с целью формирования и развития профессиональных навыков аспирантов в ходе освоения курса используются следующие образовательные технологии:

- интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, работа с прикладными пакетами программ, с мультимедийными продуктами и т.д.);

- активные формы проведения практических занятий (разбор конкретных ситуаций, научных исследований, индивидуальных и групповых заданий, проведение мастер-классов и т.д.);

- интенсивная внеаудиторная работа (самостоятельная работа с математико-статистическими пакетами прикладных программ, мультимедийными продуктами, самостоятельное научное исследование, поиск статистических данных в глобальных информационных сетях и т.д.)



Требования к аспирантам, организация и формы их самостоятельной работы

Аспирант должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения и обработки научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.

Самостоятельная работа аспиранта предполагает:

1) изучение теоретического и практического материала согласно учебному плану дисциплины;

2) выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:



  • библиография по областям исследования;

  • научные публикации (в том числе на иностранных языках) по предметной области исследования;

  • научно-исследовательская литература по актуальным проблемам прикладных исследований (в том числе на иностранных языках) и т.д.;

3) конспектирование, реферирование первоисточников и научно-исследовательской литературы по тематическим разделам;

4) умение использовать в научных исследованиях современные математико-статистические пакеты прикладных программ.



Формы текущего и рубежного контроля

Промежуточный контроль – зачет, написание и защита реферата

Рубежный контроль проводится в виде кандидатского экзамена по научной специальности 03.02.08 «Экология».



Основная литература по дисциплине

  1. Акимова, Т. А. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с.

  2. Буторина, М.В. Инженерная экология и экологический менеджмент. Учебник / Буторина М. В. – Москва : Логос, 2011. – 518. – Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89785 .

  3. Зайцев В. А. Промышленная экология. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. — 512 с.

  4. Коробкин, В.И. Экология: учебник для вузов /В.И. Коробкин. - Изд. 18-е, доп. и перераб. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2012. – 601 с.

  5. Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология. DOC Электронный учебник для ВУЗов (текст с иллюстрациями, без тестов и мультимедиа). - М.: "Кнорус", 2009. - 345 с.

  6. Тунакова Ю.А., Новикова С.В. Прикладная экология. Учебное пособие. – Казань: Изд-во. Казан. гос. техн. ун-та им. А.Н. Туполева, 2008. – 155с.

Гарантии качества обучения по дисциплине

Оценка дисциплины аспирантами по итогам обучения.

Внутренний аудит и периодическое обновление материалов курса и методов преподавания руководителем программы.

Государственная аккредитация Рособрнадзором.


Заведующий кафедрой частного права



и экологической безопасности А.В. Трофименко



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал