Рабочей программы учебной дисциплины



Скачать 295.22 Kb.
Дата23.04.2016
Размер295.22 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Кафедра Химии и физики


АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЯ»





Направление подготовки 151000.62 «Технологические машины и оборудование»

Профиль подготовки «Машины и аппараты пищевых производств»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр



Москва 2013

Оглавление


I. Организационно-методический раздел 3

Цель дисциплины 3

Учебные задачи дисциплины 3

Место дисциплины в структуре ООП ВПО 3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины 3

Формы контроля 4

II. Содержание программы учебной дисциплины 5

Содержание разделов дисциплины 5

Обеспечение содержания дисциплины 12

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 15

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 16

Рекомендуемая литература 16

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16

V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 16

Вопросы к зачету 16

Примеры тестов для контроля знаний. 17

VI. Тематический план для изучения дисциплины 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 21

Приложение 1 21



I. Организационно-методический раздел

Цель дисциплины


Целью изучения курса «Экология» является формирование у будущих специалистов у обучающихся по специальности «Машины и аппараты пищевых производств» формирования мировоззрения и способностей по оценке последствий их профессиональной деятельности, принятия оптимальных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки на базе усвоенной системы опорных знаний по экологии.


Учебные задачи дисциплины


Задачами дисциплины являются:

  • ознакомление с терминологией, понятиями и основными законами экологии;

  • усвоение роли антропогенного воздействия в конкретном регионе и на биосфере в целом:

  • понимание перспектив использования новых достижений науки при организации современных технологий и направлений бизнеса в контексте существующих экологических проблем.


Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина «Экология» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла дисциплин ООП ВПО (Б.2).

Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: химии, физики, биологии, ботаники.

Изучение дисциплины «Экология» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: охрана труда, экономика фирмы, экономика природопользования, экономика и экология.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины


В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОК-1– владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в целостях бытия, жизни, культуры;

ОК-2 - способен к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни;

ОК-9 – способен к целенаправленному применению базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности;

ОК-11 – умеет выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов и применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения;

ОК-12 – умеет применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машин, приводов, систем, различных комплексов, машиностроительных технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, умение применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроении.

ОК-13 -обладает достаточными для профессиональной деятельности навыками работы с персональным компьютером

В результате изучения дисциплины каждый студент должен:



Знать: теоретические основы экологии; использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; способен применять базовые знания в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности. Экологическую ситуацию в мире и в Российской Федерации. ОК-2, ОК-9;

Уметь: выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов и применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования; применять современные методы для разработки малоотходных энергосберегающих и экологически чистых машин, приводов, систем обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и защиту от аварий, катастроф, стихийных бедствий. ОК-11, ОК-12.

Владеть: целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры, обладать достаточными для профессиональной деятельности навыками работы с персональными компьютерами. ОК-1,ОК-13.


Формы контроля


Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, проводящим семинарские занятия):

  • контрольные работы;

  • устный опрос;

  • подготовка докладов;

  • написание рефератов;

  • промежуточное тестирование;

  • итоговое тестирование;

  • контрольный письменный опрос по текущему материалу.


Итоговый контроль:

  • зачет.

Результаты текущего контроля и промежуточная аттестация формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Экология» осуществляется в соответствии с Приложением 1.



II. Содержание программы учебной дисциплины

Содержание разделов дисциплины





№№

пп

Наименование

раздела

дисциплины


Содержание

Формируемые

компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

Раздел I. Теоретические основы экологии

1.

Тема 1. Экология, предмет, задачи


Актуальность, содержание и основные задачи экологии. Предмет экологии. Место экологии в системе естественных и гуманитарных наук. Процессы экологизации общества. Современное понимание экологии как науки об многоуровневых системах. Основные термины, понятия, законы экологии. Описание, наблюдение, экспериментирование, мониторинг, кадастры, математическое моделирование, системный подход и количественная оценка как специфические методы экологии. Знание экологии для современного общества.

Основные разделы экологии. История развития экологии. Понятие о среде обитания и экологических факторах. Окружающая среда как потребительское благо. Экологические издержки общественного производства.

Экологическая ситуация в мире и России.


ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-11

Знать: процессы экологизации общества, основные термины, законы экологии.

Уметь: применять специфические методы и подходы экологии.

Владеть: базовыми терминами и понятиями изучаемой дисциплины

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей

2.

Тема 2. Экосистемы: закономерности существования и развития


Понятие об экосистеме, ее свойства и характеристика. Структуры экосистем. Системные законы экологии (закон Б. Коммонера). Закономерности функционирования экосистем. Аспекты устойчивости и виды связей в системах. Системное моделирование. Экотоп и биоценоз. Экосистемы естественные искусственные. Биомасса, биоразнообразие, энергетика, энтропия.

Энергия в экологической системе. Трофические уровни, пищевые цепи, пищевые сети. Экологическая пирамида.

Динамические процессы в экологических системах. Сукцессия первичная и вторичная. Основные закономерности сукцессионного развития экоcистем. Методы управления экоcистемами.

Популяция как форма существования вида. Основные характеристики популяции: численность, рождаемость, смертность, возрастная структура. Основные пути адаптации в экосистемах. Экологическая ниша. Фундаментальные и реализованные ниши.

Генетическая эволюция популяций под действием естественных и антропогенных факторов. Лимитирующие факторы. Закон минимума Ю. Либиха. Закон В. Шелфорда. Закон конкурентного исключения Г. Ф. Гауза.


ОК-1, ОК-9

Знать: структуру экосистем, законы функционирования, устойчивости, виды экосистем. Основные законы экологии.

Уметь: использовать знания об экологических законах в рамках профессиональной деятельности.

Владеть: терминами и понятиями изучаемой дисциплины

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей

3.

Тема 3. Биосфера как глобальная экосистема

Структура биосферы. Состав и границы биосферы. Эволюция биосферы. Принципы устойчивости биосферы. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Биоразнообразие как результат эволюции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы. Понятие техносферы. Законы и правила существования техносферы. Экосфера.



ОК-1, ОК-12

Знать: последствия нарушения параметров естественных биосферных круговоротов.

Уметь: анализировать последствия изменения биосферы, состояние техносферы.

Владеть: основными понятиями биосферы, техносферы

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей

Раздел II. Антропогенное изменение природных компонентов биосферы.




Тема 4. Основные виды воздействия на биосферу


Естественное и антропогенное загрязнение окружающей среды. Нарушение природных круговоротов веществ и энергии. Основные пути поступления загрязняющих веществ в природные среды от объектов промышленности и энергетики. Прогрессивный рост антропогенной нагрузки и его экологические последствия. Верхний предел производства энергии. Последствия нарушения параметров естественного биологического круговорота зольных элементов: нарушение газообмена в системе суша – атмосфера, развитие опустынивания эрозии почв, деградация биогеоценозов, усиление парникового эффекта, уменьшение озонового слоя, повышение кислотности атмосферных осадков, глобальное потепление климата.

Химическое загрязнение окружающей среды. Аэрозольное загрязнение. Загрязнение химическими веществами. Кислотные осадки. Парниковые газы. Химическое загрязнение воды. Тяжелые металлы. Пестициды. ПАВ.

Физическое загрязнение окружающей среды: тепловое, шум, вибрация. Инфра-и ультразвуковое загрязнение окружающей среды. Электромагнитные излучения. Радиоактивное загрязнение окружающей среды, естественное (фоновое) и антропогенное.

Биологическое загрязнение окружающей среды. Микробиологическое загрязнение. Сине-зеленые водоросли. Источники биологического загрязнения.

Экстремальные виды воздействия на биосферу. Ядерные войны. Военные действия. Аварии на промышленных предприятиях. Зоны экологического бедствия.


ОК-1, ОК-9, ОК-12

Знать: виды воздействия на окружающую среду и их последствия.

Уметь: определять последствия поступления загрязняющих веществ в природную среду от промышленных объектов.

Владеть: методами определения лимитов нагрузки на окружающую среду

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей




Тема 5. Изменения в биосфере и их влияние на человеческое общество


Глобальные экологические проблемы: энергетическая, демографическая, сохранение биоразнообразия планеты, потепление климата и др. Проблемы урбанизации. Экологический кризис, причины возникновения и возможные пути выхода из него.

Загрязнение атмосферного воздуха. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Аэрозольное загрязнение атмосферы и его последствия. Реакция биосферы на изменение газового режима. ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Виды загрязнения атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека.

Антропогенное воздействие на гидросферу. Загрязнение поверхностных и грунтовых вод. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Методы очистки. Загрязнение Мирового Океана и его экологические последствия. Загрязнение нефтепродуктами и его влияние на биосферу.

Вещественный состав токсикантов водной среды и их негативные воздействие на биосферу. Эвтрофикация водоемов.

Антропогенное воздействие на литосферу. Металлизация литосферы, е влияние на биологические процессы. Разрушение почвенного покрова. Эрозия и засоление почв. Наступление пустынь. Рекультивация земель. Нормирование химического загрязнения почв.

Антропогенное изменение биоты земного шара. Сокращение видового состава. Возрастающие последствия уничтожения лесов.

Взаимосвязь неблагоприятных факторов окружающей природной среды и заболеваний человека. Экологическая патология как следствие физических, химических и биологических факторов антропогенного происхождения. «Новые» экологические болезни.

Воздействие атмосферного загрязнения на человека, острое и хроническое их действие. Миграция вредных химических веществ из окружающей среды в различные экосистемы. Вода, как фактор развития заболевания инфекционной и неинфекционной природы. Характеристика ксенобиотиков (пестицидов, радионуклидов, нитратов, нитритов, тяжелых металлов), основные пути их поступления и выведения из организма человека. Канцерогенный и мутагенный эффекты. Методы изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье человека.


ОК-1, ОК-2, ОК-9,ОК-13

Знать: основные проблемы урбанизации, причины современного экологического кризиса, пути выхода из него.

Уметь: анализировать экологическую ситуацию, как на местном так и на глобальном уровне.

Владеть: методами расчетов антропогенных нагрузок, методами защиты биосферы

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей

Раздел III. Природоохранная политика




Тема 6. Основы экологического права

Экологическое законодательство. Научно-методические основы. Экологические отношения, нормы, принципы законотворчества. Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Основные положения. Права и обязанности граждан.

Экономическая и правовая ответственность. Профессиональная ответственность. Понятие экологического правонарушения. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Правовой режим собственности на природные ресурсы. Лицензирование. Охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. Государственный контроль и правовые меры его обеспечения. Охрана Мирового океана, памятников природы. Экологический контроль и экологическая экспертиза. Ответственность за экологические правонарушения.



ОК-2

Знать: основы экологического законодательства, права и обязанности граждан, понятие экологического правонарушения, формы возмещения вреда.

Уметь: использовать законодательную базу.

Владеть: методами экологической экспертизы и экологического контроля

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей




Тема 7. Элементы системы управления качеством окружающей среды


Экологическая оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологический контроль. Экологическая стандартизация. Система российских стандартов по охране природы. Международные стандарты по управлению окружающей среды ИСО 14000. Нормирование в области охраны окружающей среды: доза, концентрация, предельно-допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый выброс веществ в атмосферу (ПДВ), предельно-допустимый сброс вредных веществ в водный бассейн (ПДС).

Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды. Платность пользования природными ресурсами. Методические подходы к экономической оценке природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Рентная политика.

Экологический аудит. Лицензирование видов деятельности. Экологическая сертификация. Страхование в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Экологический менеджмент, экологический маркетинг.

Понятие ущерба и предотвращение ущерба. Экологическая эффективность экологических проектов. Лимиты использования ресурсов.

Экологический мониторинг. Виды и методы мониторинга.

Кадастры природных ресурсов.


ОК-2,

ОК-9, ОК-11, ОК-12



Знать: методы управления, применяемые в экологии, систему экологической стандартизации, систему международных стандартов.

Уметь: определять согласно существующим методам плату за загрязнение и пользование природными ресурсами.

Владеть: экономическими методами расчетов

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей




Тема 8. Инженерные методы и средства защиты окружающей среды


Природные ресурсы как лимитирующий фактор выживания человека.

Классификация природных ресурсов. «Римский клуб» и значение доклада «Пределы роста» для мирового сообщества. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Ресурсосбережение. Ресурсосберегающие технологии. Малоотходные производства замкнутыми, материальными и энергетическими потоками. Защитная техника и технология газообразных промышленных выбросов: механические методы. Гравитационное и центробежное осаждение пыли. Методы очистки воздуха от частиц пыли, дыма и тумана. Физические методы очистки. Осаждение в электрическом поле и акустическая гравитация, метод адсорбции жидкостью, адсорбция вредных компонентов поглотителями. Каталитические методы. Термические методы.

Виды сточных вод. Требования к сбросу сточных вод. Методы очистки сточных вод. Очистка сточных вод: механическими методами (отстаивание, осветление, фильтрование), физико-химическими (дестиляция, адсорбция и т.д.). Биохимические методы.

Значение почвы. Источники и опасность загрязнения продовольствия токсическими веществами, пестицидами, радионуклидами и др.

Техногенные ресурсы. Переработка и утилизация отходов. Вторичное использование ресурсов, примеры технологий. Сортировка, компостирование, мусоросжигательные заводы. Проблема ТБО и ее современное значение. Мировой опыт утилизации отходов. Экологический бизнес. Экологическая эффективность малоотходных и ресурсосберегающих производств.



ОК-12

Знать: понятие ресурсов, ресурсосберегающих технологий, малоотходных технологий.

Уметь: использовать мировой опыт создания малоотходных технологий, разработки методов защиты природных ресурсов от загрязнения.

Владеть: теоретическими знаниями в решении ресурсосберегающих проблем

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей




Тема 9. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды


Принципы и права охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международные программы и организации по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Программа ООН – ЮНЕП. Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» Опыт сотрудничества и участия России в международных проектах.

Международное экологическое право. Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду при трансграничном переносе загрязнений. Конвенция о защите редких видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, и о биологическом разнообразии. Конвенция о контроле за перевозкой опасных отходов и их удалении. Соглашения о защите озонового слоя, наблюден6иях за изменениями климата в результате техногенных факторов.

Международные объекты охраны окружающей среды. Основные принципы международного экологического сотрудничества. Международные организации в области экологии. Гринпис. Международные экологические программы и проекты. Концепция устойчивого развития человечества, «Политика дня на XXI век». Декларация РИО. Киотский протокол и его значение для России.

Международные объекты охраны окружающей среды. Экологизация общественного сознания. Антропоцентризм и экоцентризм. Новое экологическое сознание.

Участие России в международном экологическом сотрудничестве. Закон экологического бедствия. Экологические международные организации, «Римский клуб», международные конференции (Рио-де-Жанейро, 1992; Киото, 1997; Нойроби, 1990), Монреальский протокол.


ОК-1, ОК-2,

ОК-9


Знать: принципы охраны окружающей среды, международные программы в области экологии.

Уметь: анализировать экологическую ситуацию в России и мире с точки зрения экологического права.

Владеть: новым экологическим мировоззрением на основе экологической этики и экологического гуманизма

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей



Обеспечение содержания дисциплины



Раздел I. Теоретические основы экологии

Тема 1. Экология, предмет, задачи

Литература: О-1,3,5,6; Д-1,3

Вопросы для самопроверки:

  1. Дать определение науки экологии.

  2. Дайте характеристику современного этапа социально-экономического развития и экологической ситуации в России.

  3. Что такое экологические издержки общественного производства?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

    1. Эссе:

1. Характеристика окружающей среды как экономической категории.

2.Что такое среда обитания и экологические факторы?

2. Темы рефератов:

1. Основные законы экологии.

2.Глобальные экологические проблемы.

3.История развития экологии.


Тема 2. Экосистемы: закономерности существования и развития

Литература: О-1,3,5,6; Д-1,3

Вопросы для самопроверки:

1. Что называется экосистемой?

2. Что называется биоценозом?

3. Что представляют из себя продуценты?

4. Что определяют пищевые цепи?

5. Как подразделяются организмы по своему трофическому статусу в биотических сообществах?



Задания для самостоятельной работы:

  1. Эссе:

    1. 1.Передача энергии в экосистемах.

    2. 2. Основные закономерности сукцессионного развития системы.

2. Тема рефератов:

1.Искусственные экосистемы.

2.Агросистемы и их продуктивность.
Тема 3. Биосфера как глобальная экосистема

Литература: О-1,3,5,6; Д-1,3

Вопросы для самопроверки:


  1. Каким образом описывают природные процессы пирамиды энергетического потока?

  2. В чем заключается регулирующее воздействие биоты на окружающую среду?

Задания для самостоятельной работы:

1. Эссе:


1.Целостность биосферы как глобальной экосистемы.

2.Ноосфера в понимании В.И. Вернадского.



  1. Темы рефератов:

1.Техносфера как регион биосферы, преобразованный человеком.

2.Проблемы сокращения биоразнообразия планеты.


Раздел II. Антропогенное изменение природных компонентов биосферы.

Тема 4. Основные виды воздействия на биосферу

Литература: О-1,3,5,6; Д-1,3

Вопросы для самопроверки:

    1. Перечислите основные виды антропогенного воздействия на биосферу.

    2. Что может быть причиной экстремальных воздействий на биосферу?

Задания для самостоятельной работы:

1. Эссе:


1.Что такое «смог», и каковы его разновидности?

2.Причины увеличения объемов биологического загрязнения.



  1. Темы рефератов:

1.Влияние энергетики на биосферу.

2.Экологические проблемы автотранспорта.


Тема 5. Изменения в биосфере и их влияние на человеческое общество

Литература: О-1,3,5,6; Д-1,3

Вопросы для самопроверки:

      1. В чем основная проблема сокращения озонового слоя?

      2. Как влияют кислотные дожди на состояние различных экосистем?

      3. Что такое «опустынивание» и почему оно считается «смертью ландшафта»?

      4. В чем проявляется влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека?

      5. Как проявляются канцерогенные и мутагенные эффекты ксенобиотиков?

Задания для самостоятельной работы:

1. Эссе:


2.Как воздействует окружающая человека среда на его наследственность и адаптационные процессы?

3.Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека.



  1. Темы рефератов:

1. Демографические проблемы РФ.

2.Химическое загрязнение биосферы и его влияние на здоровье человека.


Раздел III. Природоохранная политика

Тема 6. Основы экологического права

Литература: О-1,3,5,6; Д-1,3

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое экологическое право и каковы его основные источники?

  2. Основные задачи экологической экспертизы?

  3. В чем принципиальное различие между экологическим проступком и экологическим преступлением?

Задания для самостоятельной работы

1.Эссе:


1.Общественная экологическая экспертиза.

2.Виды экологических правонарушений.

2. Темы рефератов:

1.Права и обязанности граждан в сфере охраны окружающей среды.

2.Экологический контроль и экологическая экспертиза.

3.Правовой режим собственности на природные ресурсы.


Тема 7. Элементы системы управления качеством окружающей среды

Литература: О-1,3,5,6; Д-1,3

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое «лицензия», «лимиты» на пользование ресурсами?

  2. Что такое «платность природных ресурсов»?

  3. Что такое «государственные экологические стандарты»?

  4. Что такое «экологический паспорт предприятия»?

  5. Как учитываются государством природные ресурсы и загрязнители?

Задания для самостоятельной работы

  1. Эссе:

    1. 1.Международные стандарты по управлению окружающей средой ИСО 14000.

    2. 2. Экологический аудит.

2. Темы рефератов:

1. Экономический механизм охраны природы.

2. Значение экологического менеджмента, аудита и сертификации в управлении качеством окружающей среды.

3. Экологическое страхование.

4. Источники финансирования природоохранных мероприятий.
Тема 8. Инженерные методы и средства защиты окружающей среды

Литература: О-1,3,5,6; Д-1,3

Вопросы для самопроверки:


    1. В чем заключается комплексное управление отходами?

    2. Что такое техногенные ресурсы?

    3. Проблемы ТБО и ее современное решение?

Задания для самостоятельной работы:

1. Эссе:


1.Влияние добывающих отраслей на биосферу.

2.Современная стратегия взаимодействия человека и природы.

2.Темы рефератов:

1. Способы очистки сточных вод.

2. Роль малоотходной и безотходной технологии в защите среды обитания.
Тема 9. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Литература: О-1,3,5,6; Д-1,3

Вопросы для самопроверки:


  1. Значение Киотского протокола для России.

  2. Перечислите основные принципы международного экологического сотрудничества.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Эссе:

    1. 1. Экологическая этика и экологический гуманизм.

    2. 2. «Римский клуб».

2. Темы рефератов:

1. Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-92).



2. Международное сотрудничество в области экологии.
Тематика рефератов:

  1. Антропогенные экосистемы.

  2. История развития экологии.

  3. Химическое загрязнение биосферы и его влияние на здоровье человека.

  4. Основные виды антропогенного воздействия на биосферу.

  5. Антропогенное воздействие на гидросферу.

  6. Антропогенное воздействие на атмосферу.

  7. Антропогенное воздействие на литосферу.

  8. Биотические сообщества.

  9. Проблема ТБО и ее решения.

  10. Техногенные экологические катастрофы и наиболее крупные из них.

  11. Роль биотехнологии в охране окружающей среды.

  12. Экологическое право.

  13. Экологический риск, законы экологического риска.

  14. Экономический механизм охраны природы.

  15. Экологизация общественного сознания.

  16. Международное сотрудничество в области экологии.

  17. Влияние добывающей отрасли на биосферу.

  18. Влияние энергетики на биосферу.

  19. Способы очитки сточных вод.

  20. Решение проблемы ТБО в Москве.

  21. Проблема малых рек Подмосковья.

  22. Особо охраняемые территории.

  23. Экологический мониторинг.

  24. Значение экологического менеджмента, аудита и сертификации в управлении качеством окружающей среды.

  25. Химическое загрязнение продуктов питания.

  26. Геномодифицированная продукция.

  27. Роль малоотходной и безотходной технологий в защите среды обитания.

  28. Экстремальные воздействия на биосферу.

  29. Экологические функции леса.

  30. Основные законы экологии.

  31. Глобальные экологические проблемы.

  32. Демографические проблемы РФ.

  33. Региональные экологические проблемы.

  34. Влияние транспорта на окружающую среду.

  35. Проблема сокращения биоразнообразия планеты.

  36. Международные экологические программы и проекты.

  37. Экологическая безопасность России.

  38. Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-92).

  39. Ресурсосберегающие технологии.

  40. Экологический аудит, экологический маркетинг.



III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


В процессе освоения дисциплины «Экология» используются следующие образовательные технологии:

    1. Стандартные методы обучения:

  • Лекции;

  • Семинарские занятия;

  • Письменные домашние работы;

  • Консультации преподавателей.

2.Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

  • Круглый стол;



IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Рекомендуемая литература


Основная литература по дисциплине

  1. Матвеев М.В., Коваль Е.В., Милонова М.В., Экология, учебное пособие - М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2007

  2. Агапов Н.Н., Матвеев М.В., Коваль Е.В. и др. Экономика и экология.: учебное пособие - М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005

  3. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник - М: Академия, 2011

  4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008

  5. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология окружающей среды (для бакалавров), Учебник - М.: Кно-Рус, 2013

  6. Карпенков, С. Х. Экология [Электронный ресурс]: учебник / С. Х. Карпенков. - М.: Логос, 2013

Дополнительная литература

  1. Экология городской среды: учебное пособие: [гриф УМО] /Э.В.Сазонов - СПб.: ГИОРД, 2010

  2. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии в США и России: Монография / Л.И. Брославский - М.: НИЦ Инфра-М, 2013

  3. Акимова, Т. А. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - 3-е изд., перераб. и доп - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012



Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников


- http://www.deti-s-zur.ru/article/273./html

- http://dpr.ru/pravo/pravo_16_21.htm

– http://lipgarbage.narod.ru/tboinf.htm


  • http://www.bestreferat.ru/referat-27941.html


V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА


Курсовая работа учебным планом не предусмотрена

Вопросы к зачету


    1. Что обеспечивает устойчивость биосферы.

    2. Что такое экологическая система.

    3. Влияние научно-технической революции на окружающую среду.

    4. Какие направления экологии вы знаете.

    5. Какие показатели характеризуют состояние почвы (атмосферы, гидросферы).

    6. Почему накопление загрязняющих веществ в пище создает опасность для здоровья человека.

    7. Почему необходимо международное сотрудничество в решении экологических проблем.

    8. Что такое трансграничное загрязнение.

    9. Назовите основные международные организации, в которых участвует Россия.

    10. В чем различие между экологическим проступком и экологическим преступлением.

    11. Какие виды наказания предусмотрены гражданско-правовой ответственностью за экологические правонарушения.

    12. Структура и источники покрытия платы за загрязнение окружающей среды.

    13. Экологическая ответственность предприятий и организаций за загрязнение окружающей среды.

    14. Нормативы качества окружающей среды.

    15. Предельно допустимые концентрации веществ (ПДК).

    16. Экозащитная техника и технологии.

    17. Государственные экологические стандарты.

    18. Экологическая экспертиза, лицензирование, аудит.

    19. Экосистема, основные свойства, показатели.

    20. Итоги международных конференций.



Примеры тестов для контроля знаний.


1. Термин «Экология» был введен в научный обиход в 1866г.:

а) Либихом Ю.

б) Докучаевым В.В.

в) Геккелем Э.

г) Северцевым Н.А.

2. Продуцентами в экосистеме не могут быть:

а) высшие растения;

б) грибы;

в) водоросли;

г) сине-зеленые водоросли.

3.Сброс, захоронение отходов в океане и его морях называют:

а. овоцидом;

б. сплайсингом;

в. дампингом;

г. элиминацией.

4.В большинстве случаев загрязнители – химические вещества действуют по типу:

а. синергизма;

б. антагонизма;

в. суммации;

г. нейтрализма.

5.Большего доверия, как биоиндикаторы среды, заслуживают:


    1. животные;

б. растения;

в. стенобиотные виды;

г. эврибиотные виды.

6.Исторически сложившаяся совокупность организмов различных видов, обитающих на определенном пространстве, называется:


    1. биоценозом;

б. биотой;

в. экосистемой;

г. биогеоценозом.

7. Урбабиоценозы образуются в результате:


    1. хозяйственной деятельности человека;

б. развития промышленных предприятий;

в. сельскохозяйственной деятельности человека;

г. строительства городов, поселков, транспортных коммуникаций.


VI. Тематический план для изучения дисциплины


п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (формы, часы)

Интерактивные формы обучения

Формы текущего контроля

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

Всего

Раздел I. Теоретические основы экологии.

1.

Тема 1. Экология, предмет, задачи

1

2




3

8

Лит., п.з.








2.

Тема 2. Экосистемы: закономерности существования и развития

1

2




3

6

Лит., п.з.






Опрос

3.

Тема 3. Биосфера как глобальная экосистема

2

2




4

6

Лит., п.з.



2

Кр.ст.


Опрос

Раздел II. Антропогенное изменение природных компонентов биосферы

4.

Тема 4. Основные виды воздействия на биосферу

-

2




2

4

Лит., п.з.






Опрос, тесты

5.

Тема 5. Изменения в биосфере и их влияние на человеческое общество

2


2




4

4

Лит., п.з.


2

Кр.ст.


Опрос


Раздел III. Природоохранная политика.

6.

Тема 6. Основы экологического права.

1

2




3

4

Лит., п.з.



2 кр.ст.

Опрос

7.

Тема 7. Элементы системы управления качеством окружающей среды

2

2




4

4

Лит., п.з.



2

Дел. игр.



Опрос, контрольная работа

8.

Тема 8. Инженерные методы и средства защиты окружающей среды

2

2




4

4

Лит., п.з.






Опрос

9.

Тема 9. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

1

2




3

4

Лит., п.з.



2

Кр.ст.


Опрос, тесты




КСР













4










Итого:

12

18




30

38

10(30%)





Обозначения, используемые в тематическом плане:

№ п/п

Сокращение

Вид работы

1.

Лит.

Работа с литературой

2.

П.з.

Выполнение письменного домашнего задания

3.

Кр.ст.

Круглый стол

4.

Дел.игр.

Деловые игры


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

В соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования» «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» распределение баллов, формирующих рейтинговую оценку работы студента, осуществляется следующим образом:




Виды работ

Максимальное количество баллов

Посещаемость

20

Текущий и рубежный контроль

20

Творческий рейтинг

20

Промежуточная аттестация зачет

40

ИТОГО

100




        1. Посещаемость

В соответствии с утвержденным рабочим учебным планом по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование», профиль «Машины и аппараты пищевых производств» по дисциплине «Экология» предусмотрено: 6 лекционных и 9 практических занятий. За посещение 1 занятия студент набирает 1,3 балла.


        1. Текущий рубежный контроль

Расчет баллов по результатом текущего и рубежного контроля



Формы контроля

Наименование раздела/

темы, выносимых на контроль

Форма проведения контроля (тест, контр. Работа и др. виды контроля в соответствии с Положением)

Количество баллов, максимально

Текущий и рубежный контроль

Экология, предмет, задачи
Изменения в биосфере и их влияние на человеческое общество Инженерные методы и средства защиты окружающей среды

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды



Письменное домашнее задание

Тест
Тест


Тест, письменное домашнее задание


5,0
5,0
5,0
5,0



ИТОГО:







20




        1. Творческий рейтинг

Распределение баллов осуществляется по решению методической комиссии кафедры и результат распределения баллов за соответствующие виды работ представляются в виде следующей таблицы




Наименование раздела/темы дисциплины

Вид работы

Количество баллов

Элементы системы управления качеством окружающей среды

Экосистемы: закономерности существования и развития


Доклады, рефераты

Доклады-эссе


20


ИТОГО:




20

Студент считается допущенным до зачета при условии, что его рейтинг составляет не менее 30 баллов.




        1. Промежуточная аттестация зачет

Зачет по результатам изучения дисциплины «Экология» проводится в письменной форме. Зачет состоит из 15 тестов и 2 теоретических вопросов.
Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед аттестацией. Приведение суммарной балльной оценки с четырехбалльной шкале производится следующим образом:
Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную четырехбалльную


100-балльная система оценки

Традиционная четырехбалльная система оценки

85-100 баллов

Оценка «отлично»/ «зачтено»

70-84 баллов

Оценка «хорошо» / «зачтено»

50-69 баллов

Оценка «удовлетворительно» / «зачтено»

Менее 50 баллов

Оценка «неудовлетворительно» / «незачтено»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал