Рациональное природопользование



страница1/6
Дата26.04.2016
Размер0.96 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2010 г.



Рабочая программа модуля

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Направление подготовки



022000 Экология и природопользование.
профиль

природопользование

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Саратов,


2010 год

  1. Цели освоения модуля

Цель освоения модуля «Рациональное природопользование» состоит в изучении основ взаимодействия общества и природы. Модуль знакомит студентов с тенденциями изменения природной среды в контексте эволюционного развития человечества, взаимодействием человека с окружающей природной средой в процессе использования природных благ. Включает в сферу своих интересов формирование ком­плекса соответствующих знаний и первичных навыков в области проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и покомпонентных экологических оценок, формирование правильного понимания путей решения современных проблем использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности людей, охраны окружающей среды, ознакомление студентов с методами экономического обоснования путей наиболее эффективного использования природно-ресурсного потенциала и экономическим механизмом рационального природопользования и охраны ОПС, формирование у студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «экология и природопользование» теоретических знаний о правовом регулировании процессов, возникающих в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, на основе этих знаний формирование навыков правоприменения, то есть умения на основе права разрешать практические ситуации в указанной сфере, и в конечном итоге повышение общего уровня правосознания и правовой культуры личности с целью выявления и принятия необходимых и достаточ­ных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности. В модуле изучаются современные концепции природопользования, в рамках которых реализуется задача экологосбалансированного развития, не разрушающего базисный природно-ресурсный потенциал, и показываются механизмы осуществления данной парадигмы.


2.Место модуля в структуре ООП бакалавриата
Данный модуль входит в состав профессионального цикла, в его базовую часть. Он логически и содержательно-методически связан с дисциплинами «Ландшафтоведение», «Методы географических исследований», «Ресурсоведение», «Региональное природопользование» и др. Обучающиеся также должны обладать знаниями в области географии, геологии, биологии, геоморфологии, ландшафтоведения, физики, экономики и др., должны знать основные общенаучные методы и приемы познания, закономерности экономического и общественно-политического развития общества и государства, понимать основные понятия философии, истории, знать основы права. Освоение данного модуля как предшествующего желательно для модуля «Прикладная экология» и дисциплин «Ландшафты Земли», «География Поволжья» и др.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Рациональное природопользование».
ОК – 1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК – 2. Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК – 3. Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ОК – 4. Использовать основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК – 6. Иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

ОК – 10. Иметь базовые представления об основах правоведения;

ОК – 13. Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ПК – 1. Обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию;

ПК – 2. (частично) обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объёме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании;

ПК – 3. Иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования;

ПК – 4. Иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;

ПК – 5. Знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении;

ПК – 6. Знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды;

ПК – 7. Знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, обладать способностью использовать теоретические знания в практической деятельности.

ПК – 9. Знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;

ПК – 10. Знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии;

ПК – 11. Владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;

ПК – 12. Знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы;

ПК – 13. (частично). Знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования;

ПК – 14. (частично). Знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  • о структуре, особенности пространственной дифференциации и видах природных ресурсов;

  • о функциональном использование природных ресурсов;

  • о проблемах природопользования;

  • об основных направлениях оптимизации природопользования на пути к ноосферному этапу использования природных ресурсов;

  • организационно-правовые и методические основы эколого-эксперт­ной деятельности в России;

  • основные при­нятые и известные разработанные нормативно-правовые документы, в том числе определяющими процедуру проведения ОВОС;

  • методологические принципы организации и обеспечения проведения ОВОС, а также подготовку соответствующих частных и сводных экспертных оценок и заключений;

  • основы экономики природопользования в целях управления устойчивым развитием;

  • методы и способы оценки хозяйственных эколого-экономических ситуаций по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

  • современные проблемы устойчивого развития;

  • концепцию устойчивого развития;

  • идеи устойчивого развития в разных странах и, особенно, в России;

  • основные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области использования и охраны природных ресурсов и окружающей среды;

  • экологические права и обязанности граждан Российской Федерации;

  • основные методы и приемы регулирования экологических и природоресурсных отношений;

  • иметь представление о правовом регулировании и правовых последствиях осуществления экологического мониторинга, экологической экспертизы, экологического нормирования, аудита, экологического контроля, в том числе систему органов государственной власти, осуществляющих данный вид контроля;

  • знать основные положения природоресурсных отраслей права: земельного, водного, лесного, горного, права охраны животного мира и атмосферного воздуха и др.


Уметь:

  • оценивать состояние окружающей среды;

  • применять основные экономические, экологические и нормативно-правовые аспекты в современных условиях природопользования и охраны окружающей среды;

  • отбирать необходимые для экспертных оценок факты и данные;

  • прослеживать многоуровневую связь различных природных и социально-экономических факторов;

  • пользоваться специальными знаниями для проведения разного рода экспертных оценок и ОВОС;

  • определять доста­точную научную аргументированность и обоснованность всех оце­нок в комплексе с точки зрения экологической безопасности лю­бого вида деятельности или объекта, подлежащих проведению ОВОС;

  • организовать и обеспечить проведение ОВОС, а также подготовку соответствующих частных и сводных экспертных оценок и заключений;

  • подготавливать соответствующие частные и сводные экспертные оценки и заключения;

  • выделять наиболее значимые факторы воздействия на окружающую среду, характерных для анализируемого объекта экс­пертизы;

  • проводить «защиту» полученных результатов в ходе проведения ОВОС;

  • излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;

  • использовать конкретные расчеты эколого-экономических рисков для принятия управленческих решений;

  • содержательно обсуждать современные проблемы устойчивого развития;

  • выявлять существующие недостатки в теоретическом обосновании концепций;

  • грамотно обосновывать подходы к решению современных географических проблем устойчивого развития;

  • оперировать понятиями и категориями экологического и природоресурсного права, анализировать нормативные акты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; правильно применять и использовать нормативные правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.


Владеть:

  • методами управления природопользованием и природоохранной деятельностью;

  • нормативно-правовой базой обеспечивающей природопользование и природоохранную деятельность на территории Российской Федерации;

  • навыками самостоятельной работы со специализированной литературой;

  • навыками комплексного экологического анализа;

  • навыками анализа фактических предплановых, предпроектных или проектных материалов;

  • методами различных экологических оценок (осо­бенно экологическим прогнозированием);

  • методами математической обработки результатов проведенной экспертизы и ОВОС и их использования для математико-статистического прогнозирования изменений в состоянии окружающей среды;

  • комплексом лабораторных и полевых методов исследований;

  • методами исследования в оценке состояния экосистем;

  • методами сбора, описания, и моделирования природных и техногенных процессов;

  • навыками по применению процедуры экологического аудита в управлении сложными эколого-экономическими системами;

  • знаниями для решения исследовательских и прикладных задач;

  • навыками расчета платежей за природопользование и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды;

  • комплексным, объективным и творческим подходом к обсуждению наиболее острых и сложных проблем устойчивого развития;

  • навыками самостоятельной работы со специализированной литературой;

  • основными методическими и методологическими подходами к обсуждению проблем устойчивого развития;

  • юридической терминологией;

  • навыками работы с нормативными актами;

  • навыками анализа различных правовых явлений и правовых отношений, принятия необходимых мер зашиты прав человека и гражданина.


4. Структура и содержание модуля
Общая трудоемкость модуля составляет 13 зачетных единиц (468 часов). Модуль состоит из пяти разделов.
Раздел 1. «Основы природопользования» (108 час).


п/п


Раздел дисциплины

Семестр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Лекции

Семинары

практические

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Лекция 1. Теоретические основы риродопользования


Место природопользования в системе наук История использования природных ресурсов

5

1

2













2

Лекция 2 Природные ресурсы Классификации природных ресурсов. Виды природных ресурсов и их пространственная дифференциация




2

2










устный и письменный контроль

3

Лекция 3 Геологические и геоморфологические ресурсы




3

2










устный и письменный контроль

4

Лекция 4 Климатические и водные ресурсы




4

2

2




1

устный и письменный контроль

5

Лекция 5 Почвенные и биотические ресурсы




5

2







1

устный и письменный контроль

6

Лекция 6. Виды природопользования. Использование минеральных ресурсов. Сельскохозяйственное природопользование




6

2

2

2

2




7

Лекция 7. Использование биотических ресурсов водных геосистем. Селитебное землепользование




7

2







1

устный и письменный контроль

8

Лекция 8. Рекреационное природопользование. Природоохранное землепользование




8

2







1

устный и письменный контроль

9

Лекция 9. Проблемы природопользования. Проблемы использования минеральных ресурсов




9

2

2

2

1

устный и письменный контроль

10

Лекция 10. История и проблемы сельскохозяйственного природопользования




10

2










устный и письменный контроль

11

Лекция 11. Проблемы лесохозяйственного природопользования




11

2










экзамен

12

Лекция 12. Проблемы использования биотических ресурсов в рыбном и охотничьем хозяйствах




12

2







2

устный и письменный контроль

13

Лекция 13.. Проблемы селитебного землепользования




13

2

2

2

1

устный и письменный контроль

14

Лекция 14. Проблемы рекреационного природопользования




14

2







2

устный и письменный контроль

15

Лекция 15. Проблемы природоохранного природопользования




15

2







2

устный и письменный контроль

16

Лекция 16 Рациональное природопользование. Основные принципы и направления рационального природопользования.




16

2







2

Опрос,

тестирование, реферат



17

Лекция 17 Использование возобновляемых источников энергии.




17

2










Опрос,

тестирование, реферат



18

Лекция 18 Создание условий для перехода к ноосферному этапу использования природных ресурсов.




18

2

2

2

2

Опрос,

тестирование, реферат



Всего:

36

10

8

18

экзамен


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал