«рассмотрено»



Скачать 256.6 Kb.
Дата25.04.2016
Размер256.6 Kb.
ТипРабочая программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»


«РАССМОТРЕНО»

Руководитель научно-методической кафедры

____________/Володина Г.В./

ФИО


Протокол № ___

от «__»__________200_г.




«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель руководителя по УМР МБОУ «Лицей»

_____________/Лебедева Е.В./

ФИО


«__»___________200___г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «Лицей»

_____________/ Кащеева Т.М./

ФИО

Приказ № ___



от «__»__________200_г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ

(базовый уровень)

9 класс

ступень основного общего образования

68 часов (2 часа в неделю)
УЧИТЕЛЯ

ВОЛОДИНОЙ Г.В.

(высшая квалификационная категория)

2015 - 2016 учебный год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

(базовый уровень)

9 класс

ступень основного общего образования

66 часов (2 часа в неделю)

учителя

ВОЛОДИНОЙ Г.В.

(высшая квалификационная категория)

2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии (сайт Минобрнауки РФ: http://www.mon/gov.ru) и на основе авторской программы курса «Основы общей биологии»

для 9-го класса И.Н. Пономарёвой, Н.М. Черновой // Природоведение. Биология. Экология. Программы. – М.: Вентана-Граф, 2008, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа направлена на использование учебника: Основы общей биологии: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова, под редакцией И.Н. Пономарёвой, М: «Вентана-Граф», 2007
Место предмета в образовательной программе МБОУ «Лицей»

Содержание раздела «Общая биология» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе, во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Место предмета в учебном плане МБОУ «Лицей»

В соответствии с федеральным базисным планом РФ в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей» рабочая программа по биологии «Основы общей биологии» для 9 класса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).


Цели и задачи обучения

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение

следующих целей:

- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.



Задачи курса:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений

живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с

различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и

здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Методические подходы, технологии обучения:

Работа в группах и парах, проблемное обучение, ИКТ, игровые технологии, проектные технологии.


Формы организации учебного процесса:

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- тестовая проверка знаний;

- лабораторные работы;

- практические работы;

- экскурсии;

- просмотр мультимедийных пособий;

- работа с Рабочей тетрадью;

- работа с интерактивной доской (выполнение интерактивных заданий).
Формы контроля знаний:

Тестирование, лабораторная работа, отчёт по экскурсии, проверка заданий в Рабочей тетради, решение биологических задач.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:

• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них




Лабораторные работы, экскурсии.

Тестовые работы



1.




Введение в основы общей биологии

2


Экскурсия – 1




2.

Основы учения о клетке

11

Лабораторные работы -1


3

3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

6

Лабораторные работы -1


1

4.

Основы учения о наследственности и изменчивости

12

Лабораторные работы - 3

2

5.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4




1

6.

Происхождение жизни и развитие органического мира

4




1

7.

Учение об эволюции

9




1

8.

Происхождение человека (антропогенез)

4




1

9.

Основы экологии

14

Лабораторные работы – 2

Экскурсия - 1



1




Итого

66

Лабораторные работы - 7

Экскурсии - 2



11


Содержание программы
1. Введение в основы общей биологии (2 ч)
Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.
2. Основы учения о клетке (11 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.



Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (6 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.



Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (12ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.



Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
7. Учение об эволюции (9 ч)
Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.

Экскурсии. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе.
8. Происхождение человека (антропогенез) (4 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
9. Основы экологии (14 ч)
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.



Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.


Календарно-тематический план по биологии (Основы общей биологии, 9 класс) на 2015/2016 учебный год


п./п


Уро-ка по теме



Название раздела.

Тема урока



Ко-ли-чест-во ча-сов

Виды контроля за уровнем усвоения материала

Дата проведения

П.р., л/р., экскурсии

К.р.

(вид)


По пла-ну

По факту

I.




Введение в основы общей биологии

2
















1.

Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов

1







04.09







2.

Многообразие форм живых организмов. Экскурсия №1

1

экскурсия




07.09




II.




Основы учения о клетке

11
















3.

Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток

1







11.09







4.

Химический состав клетки

1







14.09







5.

Белки и нуклеиновые кислоты

1







18.09







6.

Строение клетки

1




тест

21.09







7.

Органоиды клетки и их функции

1







25.09







8.

Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»

1

л/р




28.09







9.

Обмен веществ – основа существования клетки

1




тест

02.10







10.

Биосинтез белков в живой клетке

1







12.10







11.

Биосинтез углеводов - фотосинтез

1







16.10







12.

Обеспечение клетки энергией

1







19.10







13.

Обобщение материала по теме «Основы учения о клетке»

1




тест

23.10




III.




Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

6
















14.

Размножение организмов

1







26.10







15.

Деление клетки. Митоз

1







30.10







16.

Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения»

1

л/р




02.11







17.

Образование половых клеток. Мейоз

1







06.11







18.

Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез

1







09.11







19.

Обобщение и повторение по теме «Онтогенез»

1




тест

13.11




IY.




Основы учения о наследственности и изменчивости

12
















20.

Основные понятия генетики. Генетические опыты Г.Менделя

1







23.11







21.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

1







27.11







22.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

1




тест

30.11







23.

Взаимодействие генов и их множественное действие

1







04.12







24.

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

1







07.12







25.

Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач»

1

л/р




11.12







26.

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1







14.12







27.

Лабораторная работа №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов»

1

л/р




18.12







28.

Другие типы изменчивости

1







21.12







29.

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у организмов»

1

л/р




25.12







30.

Наследственные болезни человека

1







28.12







31.

Обобщение и повторение по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1




тест

11.01




Y.




Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4
















32.

Генетические основы селекции. Особенности селекции растений

1







15.01







33.

Центры многообразия происхождения культурных растений

1







18.01







34.

Особенности селекции животных

1







22.01







35.

Основные направления селекции микроорганизмов

1




тест

25.01




YI.




Происхождение жизни и развитие органического мира

4
















36.

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1







29.01







37.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ

1







01.02







38.

Этапы развития жизни на Земле

1







05.02







39.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни

1




тест

08.02




YII.




Учение об эволюции

9
















40.

Идея развития органического мира в биологии

1







12.02







41.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

1







15.02







42.

Движущие силы эволюции. Результаты эволюции

1







19.02







43.

Современные представления об эволюции органического мира

1







29.02







44.

Вид, его критерии и структура

1







04.03







45.

Видообразование

1







07.03







46.

Макроэволюция. Основные направления эволюции

1







11.03







47.

Основные закономерности эволюции

1




тест

14.03







48.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов

1







18.03




YIII




Происхождение человека (антропогенез)

4
















49.

Доказательства эволюционного происхождения человека

1







21.03







50.

Этапы эволюции человека. Биосоциальная сущность человека.

1







25.03







51.

Человеческие расы, их родство и происхождение

1







28.03







52.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1




тест

01.04




IX.




Основы экологии

14
















53.

Среды жизни на Земле и экологические факторы

1







04.04







54.

Закономерности действия факторов среды на организмы

1







08.04







55.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

1







18.04







56.

Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1

л/р




22.04







57.

Биотические связи в природе

1







25.04







58.

Популяция как форма существования видов в природе

1




тест

29.04







59.

Функционирование популяции и динамика её численности

1







02.05







60.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

1







06.05







61.

Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. Экскурсия №2

1

экскурсия




09.05







62.

Развитие и смена биогеоценозов

1







13.05







63.

Основные законы устойчивости живой природы

1







16.05







64.

Лабораторная работа №7 «Оценка качества окружающей среды»

1

л/р




20.05







65.

Рациональное использование природы и её охрана

1







23.05







66.

Обобщение и повторение по теме «Основы экологии»

1







23.05






Средства обучения
Печатные наглядные пособия (портреты великих учёных, таблицы, дидактический материал); технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, интерактивная доска, микроскопы); постоянные микропрепараты; муляжи; посуда и другие принадлежности для проведения лабораторных работ.
Список литературы
1. И.Н. Пономарева Н.М.Чернова, О.А. Корнилова. Основы общей биологии. 9 кл. , М.: Издательский центр « Вентана- Граф», 2009 г.

2.Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М., Просвещение, 1981.

3.Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания.- Аквариум ГИППВ, 2000.
литература для учащихся:


  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова Основы общей биологии Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под общей ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М., Вентана-Граф, 2004.

  2. Киселева З. С., Мягкова А. Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся.- М., Просвещение, 1983.

  3. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. - М., Наука, 1996.

  4. Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму. М., Просвещение, 1984.


1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)

  1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.

2 Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».

3. Биология. 1С: Репетитор.



4. Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал