Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель научно-методической кафедры
____________/Володина Г.В./
ФИО
Протокол № ___
от «__»__________200_г.
|
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель руководителя по УМР МБОУ «Лицей»
_____________/Лебедева Е.В./
ФИО
«__»___________200___г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ «Лицей»
_____________/ Кащеева Т.М./
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________200_г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
(базовый уровень)
9 класс
ступень основного общего образования
68 часов (2 часа в неделю)
УЧИТЕЛЯ
ВОЛОДИНОЙ Г.В.
(высшая квалификационная категория)
2015 - 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
(базовый уровень)
9 класс
ступень основного общего образования
66 часов (2 часа в неделю)
учителя
ВОЛОДИНОЙ Г.В.
(высшая квалификационная категория)
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии (сайт Минобрнауки РФ: http://www.mon/gov.ru) и на основе авторской программы курса «Основы общей биологии»
для 9-го класса И.Н. Пономарёвой, Н.М. Черновой // Природоведение. Биология. Экология. Программы. – М.: Вентана-Граф, 2008, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа направлена на использование учебника: Основы общей биологии: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова, под редакцией И.Н. Пономарёвой, М: «Вентана-Граф», 2007
Место предмета в образовательной программе МБОУ «Лицей»
Содержание раздела «Общая биология» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе, во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Место предмета в учебном плане МБОУ «Лицей»
В соответствии с федеральным базисным планом РФ в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей» рабочая программа по биологии «Основы общей биологии» для 9 класса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
Цели и задачи обучения
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Задачи курса:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений
живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и
здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Методические подходы, технологии обучения:
Работа в группах и парах, проблемное обучение, ИКТ, игровые технологии, проектные технологии.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- тестовая проверка знаний;
- лабораторные работы;
- практические работы;
- экскурсии;
- просмотр мультимедийных пособий;
- работа с Рабочей тетрадью;
- работа с интерактивной доской (выполнение интерактивных заданий).
Формы контроля знаний:
Тестирование, лабораторная работа, отчёт по экскурсии, проверка заданий в Рабочей тетради, решение биологических задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Всего часов
|
Из них
|
|
Лабораторные работы, экскурсии.
|
Тестовые работы
|
|
1.
-
|
Введение в основы общей биологии
|
2
|
Экскурсия – 1
|
|
2.
|
Основы учения о клетке
|
11
|
Лабораторные работы -1
|
3
|
3.
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
|
6
|
Лабораторные работы -1
|
1
|
4.
|
Основы учения о наследственности и изменчивости
|
12
|
Лабораторные работы - 3
|
2
|
5.
|
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
|
4
|
|
1
|
6.
|
Происхождение жизни и развитие органического мира
|
4
|
|
1
|
7.
|
Учение об эволюции
|
9
|
|
1
|
8.
|
Происхождение человека (антропогенез)
|
4
|
|
1
|
9.
|
Основы экологии
|
14
|
Лабораторные работы – 2
Экскурсия - 1
|
1
|
|
Итого
|
66
|
Лабораторные работы - 7
Экскурсии - 2
|
11
|
Содержание программы
1. Введение в основы общей биологии (2 ч)
Биология — наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.
2. Основы учения о клетке (11 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (6 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (12ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
7. Учение об эволюции (9 ч)
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.
Экскурсии. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе.
8. Происхождение человека (антропогенез) (4 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
9. Основы экологии (14 ч)
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.
Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.
Календарно-тематический план по биологии (Основы общей биологии, 9 класс) на 2015/2016 учебный год
№
п./п
|
№
Уро-ка по теме
|
Название раздела.
Тема урока
|
Ко-ли-чест-во ча-сов
|
Виды контроля за уровнем усвоения материала
|
Дата проведения
|
П.р., л/р., экскурсии
|
К.р.
(вид)
|
По пла-ну
|
По факту
|
I.
|
|
Введение в основы общей биологии
|
2
|
|
|
|
|
|
1.
|
Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов
|
1
|
|
|
04.09
|
|
|
2.
|
Многообразие форм живых организмов. Экскурсия №1
|
1
|
экскурсия
|
|
07.09
|
|
II.
|
|
Основы учения о клетке
|
11
|
|
|
|
|
|
3.
|
Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток
|
1
|
|
|
11.09
|
|
|
4.
|
Химический состав клетки
|
1
|
|
|
14.09
|
|
|
5.
|
Белки и нуклеиновые кислоты
|
1
|
|
|
18.09
|
|
|
6.
|
Строение клетки
|
1
|
|
тест
|
21.09
|
|
|
7.
|
Органоиды клетки и их функции
|
1
|
|
|
25.09
|
|
|
8.
|
Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»
|
1
|
л/р
|
|
28.09
|
|
|
9.
|
Обмен веществ – основа существования клетки
|
1
|
|
тест
|
02.10
|
|
|
10.
|
Биосинтез белков в живой клетке
|
1
|
|
|
12.10
|
|
|
11.
|
Биосинтез углеводов - фотосинтез
|
1
|
|
|
16.10
|
|
|
12.
|
Обеспечение клетки энергией
|
1
|
|
|
19.10
|
|
|
13.
|
Обобщение материала по теме «Основы учения о клетке»
|
1
|
|
тест
|
23.10
|
|
III.
|
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
|
6
|
|
|
|
|
|
14.
|
Размножение организмов
|
1
|
|
|
26.10
|
|
|
15.
|
Деление клетки. Митоз
|
1
|
|
|
30.10
|
|
|
16.
|
Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения»
|
1
|
л/р
|
|
02.11
|
|
|
17.
|
Образование половых клеток. Мейоз
|
1
|
|
|
06.11
|
|
|
18.
|
Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез
|
1
|
|
|
09.11
|
|
|
19.
|
Обобщение и повторение по теме «Онтогенез»
|
1
|
|
тест
|
13.11
|
|
IY.
|
|
Основы учения о наследственности и изменчивости
|
12
|
|
|
|
|
|
20.
|
Основные понятия генетики. Генетические опыты Г.Менделя
|
1
|
|
|
23.11
|
|
|
21.
|
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
|
1
|
|
|
27.11
|
|
|
22.
|
Сцепленное наследование генов и кроссинговер
|
1
|
|
тест
|
30.11
|
|
|
23.
|
Взаимодействие генов и их множественное действие
|
1
|
|
|
04.12
|
|
|
24.
|
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом
|
1
|
|
|
07.12
|
|
|
25.
|
Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач»
|
1
|
л/р
|
|
11.12
|
|
|
26.
|
Наследственная (генотипическая) изменчивость
|
1
|
|
|
14.12
|
|
|
27.
|
Лабораторная работа №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов»
|
1
|
л/р
|
|
18.12
|
|
|
28.
|
Другие типы изменчивости
|
1
|
|
|
21.12
|
|
|
29.
|
Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у организмов»
|
1
|
л/р
|
|
25.12
|
|
|
30.
|
Наследственные болезни человека
|
1
|
|
|
28.12
|
|
|
31.
|
Обобщение и повторение по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»
|
1
|
|
тест
|
11.01
|
|
Y.
|
|
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
|
4
|
|
|
|
|
|
32.
|
Генетические основы селекции. Особенности селекции растений
|
1
|
|
|
15.01
|
|
|
33.
|
Центры многообразия происхождения культурных растений
|
1
|
|
|
18.01
|
|
|
34.
|
Особенности селекции животных
|
1
|
|
|
22.01
|
|
|
35.
|
Основные направления селекции микроорганизмов
|
1
|
|
тест
|
25.01
|
|
YI.
|
|
Происхождение жизни и развитие органического мира
|
4
|
|
|
|
|
|
36.
|
Современные представления о возникновении жизни на Земле
|
1
|
|
|
29.01
|
|
|
37.
|
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ
|
1
|
|
|
01.02
|
|
|
38.
|
Этапы развития жизни на Земле
|
1
|
|
|
05.02
|
|
|
39.
|
Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни
|
1
|
|
тест
|
08.02
|
|
YII.
|
|
Учение об эволюции
|
9
|
|
|
|
|
|
40.
|
Идея развития органического мира в биологии
|
1
|
|
|
12.02
|
|
|
41.
|
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина
|
1
|
|
|
15.02
|
|
|
42.
|
Движущие силы эволюции. Результаты эволюции
|
1
|
|
|
19.02
|
|
|
43.
|
Современные представления об эволюции органического мира
|
1
|
|
|
29.02
|
|
|
44.
|
Вид, его критерии и структура
|
1
|
|
|
04.03
|
|
|
45.
|
Видообразование
|
1
|
|
|
07.03
|
|
|
46.
|
Макроэволюция. Основные направления эволюции
|
1
|
|
|
11.03
|
|
|
47.
|
Основные закономерности эволюции
|
1
|
|
тест
|
14.03
|
|
|
48.
|
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов
|
1
|
|
|
18.03
|
|
YIII
|
|
Происхождение человека (антропогенез)
|
4
|
|
|
|
|
|
49.
|
Доказательства эволюционного происхождения человека
|
1
|
|
|
21.03
|
|
|
50.
|
Этапы эволюции человека. Биосоциальная сущность человека.
|
1
|
|
|
25.03
|
|
|
51.
|
Человеческие расы, их родство и происхождение
|
1
|
|
|
28.03
|
|
|
52.
|
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли
|
1
|
|
тест
|
01.04
|
|
IX.
|
|
Основы экологии
|
14
|
|
|
|
|
|
53.
|
Среды жизни на Земле и экологические факторы
|
1
|
|
|
04.04
|
|
|
54.
|
Закономерности действия факторов среды на организмы
|
1
|
|
|
08.04
|
|
|
55.
|
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды
|
1
|
|
|
18.04
|
|
|
56.
|
Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к среде обитания»
|
1
|
л/р
|
|
22.04
|
|
|
57.
|
Биотические связи в природе
|
1
|
|
|
25.04
|
|
|
58.
|
Популяция как форма существования видов в природе
|
1
|
|
тест
|
29.04
|
|
|
59.
|
Функционирование популяции и динамика её численности
|
1
|
|
|
02.05
|
|
|
60.
|
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе
|
1
|
|
|
06.05
|
|
|
61.
|
Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. Экскурсия №2
|
1
|
экскурсия
|
|
09.05
|
|
|
62.
|
Развитие и смена биогеоценозов
|
1
|
|
|
13.05
|
|
|
63.
|
Основные законы устойчивости живой природы
|
1
|
|
|
16.05
|
|
|
64.
|
Лабораторная работа №7 «Оценка качества окружающей среды»
|
1
|
л/р
|
|
20.05
|
|
|
65.
|
Рациональное использование природы и её охрана
|
1
|
|
|
23.05
|
|
|
66.
|
Обобщение и повторение по теме «Основы экологии»
|
1
|
|
|
23.05
|
|
Средства обучения
Печатные наглядные пособия (портреты великих учёных, таблицы, дидактический материал); технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, интерактивная доска, микроскопы); постоянные микропрепараты; муляжи; посуда и другие принадлежности для проведения лабораторных работ.
Список литературы
1. И.Н. Пономарева Н.М.Чернова, О.А. Корнилова. Основы общей биологии. 9 кл. , М.: Издательский центр « Вентана- Граф», 2009 г.
2.Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М., Просвещение, 1981.
3.Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания.- Аквариум ГИППВ, 2000.
литература для учащихся:
-
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова Основы общей биологии Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под общей ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М., Вентана-Граф, 2004.
-
Киселева З. С., Мягкова А. Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся.- М., Просвещение, 1983.
-
Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. - М., Наука, 1996.
-
Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму. М., Просвещение, 1984.
1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)
-
Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
2 Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
3. Биология. 1С: Репетитор.
4. Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»
|