«Растения и животные болот»



Скачать 152.52 Kb.
Дата27.04.2016
Размер152.52 Kb.
ТипУрок

Урок «Человек и мир» в 3 классе

Тема: «Растения и животные болот».

Цель: формирование у школьников представления о болоте как природной территории с постоянным изменением увлажнения и специфической растительностью.

Задачи: рассказать об образовании болот, о растениях и животных болота, их разнообразии, приспособлении к условиям жизни;

содействовать осознанию учащимися роли болот в природе; создать условия для развития творческих способностей учащихся; научить прогнозировать и находить пути решения проблемных ситуаций по теме;

содействовать воспитанию гуманного отношения ко всему живому.

Оборудование: физическая карта Республики Беларусь; гербарий; карточки с заданиями; карточки-тесты; сказочный персонаж Водяной; справочная литература.
Ход урока
I. Организационно-психологический момент

Самопредставление. Здравствуйте. Меня зовут … . Я ученица 3 «В» класса. Наш класс очень дружный. Нам нравится вместе учиться, путешествовать по разным городам, изучать природу родного края. В этом нам помогает Татьяна Владимировна. Мы очень любим окружающий мир и сегодня хотим поделиться этой любовью с вами. Мы очень надеемся, что вам понравится в нашей школе. Давайте подарим друг другу улыбки.
Сегодня мы вместе проведём 45 полезных минут. Я верю в ваши силы и возможности. Вместе нам не страшен ни снег, ни мороз, ни даже дождик проливной, потому что вы со мной, а я с вами. Все готовы?
II. Проверка домашнего задания (дифференцированная)

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, друзья, за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома,

Поспешим друзьям рассказать.


  • По какому разделу учебника мы путешествуем? (Растительный и животный мир Беларуси.)

  • Над какой темой трудились дома? (Значение леса.)

  • С какой целью изучали эту тему? (Чтобы больше узнать о лесе.)

  • Ребята, сейчас мы проверим домашнее задание и посмотрим, насколько творчески вы подошли к его выполнению.

  • Двум учащимся предлагаю работу в дополнительной тетради.

  • Работа возле доски: выбрать правильный ответ.

Источник бумаги




Форма зелёной

поверхности




Строительный материал

лес



Природный дом для животных

Грибы, ягоды, орехи


Фабрика кислорода,


чистого целительного
воздуха


Здоровье. Тень, прохлада, целительная тишина

лекарственные травы

Неживая природа


Зелёный наряд Земли

  • Коллаж «Значение леса»: ученик пересказывает материалы учебника на основе самостоятельно выполненного коллажа.

• Фронтальные вопросы для класса (если согласны – хлопают, если нет - топают)
Игра
Мухомор увидев, я

Мимо прохожу друзья. (Да)


Выпал птенчик из гнезда,

Трогать нам его нельзя. (Да)


Кто бруснику собирает,

С корнем кустик вырываем. (Нет)


По тропинке я шагаю

На жуков не наступаю? (Да)


Веточки мы не ломаем,

Когда по лесу гуляем. (Да)


Мы ежонка увидали

И домой его забрали. (Нет)


Муравейник мы найдём

Понаблюдаем и уйдём. (Да)


Ландышей нарву в лесу

На праздник маме принесу. (Нет)



Обобщение:

— Вы, ребята, и услышали, и увидели, какой у нас удивительный лес! Такое сокровище нужно беречь. Конечно, больших экологических проблем нам пока не решить, но кое-что мы сможем сделать: собирать макулатуру, сажать деревья, ухаживать за парком, подкармливать птиц зимой, бережно относиться ко всему, что нас окружает. Скажем лесу:

Ты расти на радость людям

Мы любить тебя все будем

Тёмный лес, чудный лес

Полный таинств и чудес. (Слайд 1)


— А сейчас вспомним девиз урока (хором):

«Учиться думать, наблюдать, слышать, видеть, познавать».

III. Сообщение темы и формирование целей урока

Звучит музыка — "Песенка Водяного».

  • Вы узнали кто это?

(Слайд 2)

  • Где живёт водяной?

  • На что он жалуется? (На одиночество.)

  • Давайте отправимся к нему в гости и посмотрим, как он живёт. Но в начале нашего путешествия немножко разомнёмся.

Физкультминутка

IV. Введение в тему. Этап актуализации знаний

— Как вы думаете, что мы будем изучать во время нашего путешествия? (Растительный и животный мир болот).



  • Как звучит тема нашего урока? (Растения и животные болот.) (Слайд)

— Да, ребята, сегодня мы заглянем на болото, познакомимся с особенностями его животного и растительного мира.

  • Как вы думаете, для чего нужно изучать эту тему?

  • Чтобы легче было решить задачи урока, Водяной предложил план исследования болота.

V. Объяснение нового материала. Этап усвоения новых знаний

— На доске записан план. С помощью фигурки Водяного мы будем передвигаться по пунктам плана и делать выводы.



План

  1. Особенности болота.

  2. Где и как образуются болота?

  1. Какие растения заселяют болота?

  1. Разнообразие животного мира болот.

  2. Значение болот.




  • Читаем первый пункт плана. (Хором.)

  • Ответить на этот вопрос поможет загадка Водяного:

Не проедешь, не пройдёшь,

Обойдёшь сторонкой

И водицы не попьёшь

С синеватой плёнкой.

Между кочек и зыбей,

Моха и гнилушек

Государство журавлей,

Уток и лягушек.

Все обходят это место,

Где земля, как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи...

Нет опоры для ноги. (Слайд)




  • О каких особенностях болота говорится в загадке? (Очень мягкая земля; неровная поверхность; много кочек; растёт мох, осока; грязная вода; живут лягушки, журавли; много комаров.)

  • А сейчас послушаем научное толкование слова болото.

Работа с «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова (читает ученик).

Болото избыточно увлажнённый участок земли, со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросшей влаголюбивыми растениями.


  • Читаем второй пункт плана. (Хором.)

  • А кто из вас был на болоте?

  • В каких местах образуется болото? (В низких.)

  • Почему? (В низких местах собирается вода.)

  • Выскажите предположения, как образуются болота. (Котлованы со стоячей водой зарастают травой, травой зарастают мелкие водоёмы, сверху трава, а под травой вода.)

  • Сверьте свои предположения с выводами учебника на с. 62.

(Слайд)

Болота образуются по-разному. Вы уже знаете, что у самого берега озера или пруда растут: рогоз, камыш. Постепенно водоём мелеет, а поселившиеся около его берега растения всё больше разрастаются, продвигаясь к центру водоёма. И, наконец, на месте озера образуется болото. Оно зарастает различными мхами. А деревья, окружавшие водоём, как бы останавливаются по краям болота, не решаясь сдвинуться с места. На таких болотах кое-где проглядывают «оконца» небольших озёр. Но красивыми такие «оконца» не назовёшь. Нередко они глубоки, с вязким дном, заполнены «чёрной» водой. Ходить по болотам опасно.

Болото может образоваться и на лугу, и в лесу, если здесь застаивается вода.

Работа с картой Республики Беларусь

Вы сказали, что болота образуются в низменностях. Давайте вспомним, что же такое низменность?

Какие низменности находятся на территории Республики Беларусь?

Назовите самую большую низменность?


  • Посмотрите на карту Беларуси в учебнике. По условным обозначениям определите, где больше всего болот. (В Полесской низменности.)

  • Вот мы и ответили на второй пункт плана.

  • Читаем третий пункт плана. (Хором.)

На экране изображено болото. (Слайд)

  • На какое-то странное болото пригласил нас Водяной. Почему оно странное? (Нет растений и животных.)

  • Вот какая беда случилась у Водяного. Поможем ему?

  • Откроем учебник на странице 63. Если вы правильно прочитаете название растений, они появятся на болоте.

Изображения рогоза, камыша, сфагнума, багульника, росянки появляются на экране.

  • Ребята, среди этих растений есть одно очень необычное. Кто знает какое? (росянка)

Заслушиваем сообщение заранее подготовленного учащегося. (Слайд)

  • Значит, на болоте растут растения, которые ... (Любят воду.)

  • Эти растения называются ... (Влаголюбивыми.)

  • Каких ещё растений не хватает на болоте? (Ягодных кустарничков.)

Появляются изображения клюквы, голубики. (Слайд)



  • Давайте зачитаем сведения о них в учебнике на стр. 64


Обобщение:

— Клюква, голубика — многолетние вечнозелёные растения. О пользе клюквы знали давно. О ней упоминается еще в 16 веке. Сок клюквы слыл «особливым лекарством» от кашля, им смазывали мокнущие раны и язвы. Клюква давно была известна как жаропонижающее средство, способное утолять жажду.



Групповая работа

— Чтобы расширить знания об особенностях болотных растений, мы посетим лабораторию Водяного. Постараемся исследовать растения и добыть сведения, которые нам пригодятся для дальнейшей работы. Вашими помощниками будут учебник (с. 63-64), гербарий и план.



Для каждой группы детей на парте лежит лист с заданиями и алгоритмом их выполнения.
Задание для 1-й группы

Пользуясь учебником на стр.64 и гербарием, ответьте на вопросы:

  1. Какие стебли у клюквы?

  2. Какие листья у клюквы?

3. Чем покрыты листья?

4. Что по форме напоминают цветки клюквы?

5. Как на белорусском языке называется это растение?

6. Какого цвета ягоды клюквы?

7. Какую пользу приносят ягоды?
Задание для 2-й группы

Найдите по описанию растение, используя учебник на с. 64.

Крупные овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налётом; внутри зелёные. Листья овальные, сверху тёмно-зелёные, снизу сизоватые, покрыты голубоватым восковым налётом.


Задание для 3-й группы

Разгадайте название растения с подсказкой.

Это растение обладает способностью впитывать воду. 10 г растения может впитать целый стакан воды. А ещё оно может убивать микробы. Поэтому и применяют высушенное растение вместо бинта и ваты.








О










А







У





Проверка

Выслушиваются ответы детей.


Физкультминутка двигательная
(Читаем четвёртый пункт плана.)

  • Кого ещё не хватает на болоте? (Животных.)

  • Где в природе бывает много животных? (Там, где много пищи и есть надёжное укрытие.)

Много ли пищи для зверей на болотах?
Обобщение:

Хотя на болоте много травянистых растений, но они грубые и невкусные. Да и ходить по болоту трудно.

Водяной предлагает нам отгадать загадки о животных, обитающих на болотах.

Учитель читает загадки, а отгаданные животные «заселяют» болото.(Слайд)
Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар.)

Лежит верёвка

Шипит плутовка

Брать опасно —

Укусит. Ясно. (Гадюка.)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля,

Узнаёте? Это... (Цапля.)
Стали братья на ходули,

Ищут корм в пути.

На бегу ли, на ходу ли —

Им с ходулей не сойти. (Журавли.)


  • Посмотрите на рисунок с. 65 учебника.

  • Всех ли животных болота мы назвали?

  • Кого не назвали? (Сову, лягушку. Изображения этих животных появляются на экране.)

  • А какая птица на болоте не живёт, а прилетает за кормом? (Аист.)

Обобщение:

  • Журавль, аист, цапля — чем они похожи? (Длинные ноги, длинный клюв, длинная шея.) (Слайд)

  • Для чего длинные ноги? (Они позволяют птицам ходить по топким местам.)

  • Для чего журавлю, аисту и цапле нужны длинный клюв и шея? (Помогают добывать из воды корм.)

  • Болотная сова и серый журавль занесены в Красную книгу Республики Беларусь.

(Слайд)

  • Учитель (показывает "Красную книгу"): Эта «грустная книга» с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке.

Вот мы и ответили на четвёртый пункт плана. Теперь Водяному не будет скучно, потому что у него появилось много друзей.

VI. Закрепление

Чтение хором пятого пункта плана.

Ребята, а может, природе болота не нужны?



Обсудите в парах этот вопрос. (Ответы детей: болото — дом для разнообразных растений и животных, их называют «лёгкими» нашей планеты и т.д.)

Давайте прочитаем, что сказано об этом в учебнике (с. 62). (Слайд)

А ещё болота – громадное хранилище пресной воды. Болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли и вредных веществ, болезнетворных микроорганизмов. В реки из болот поступает чистейшая вода! Здесь нередко берут начало ручьи и реки.
Обобщение:

В природе нет ничего лишнего. Всё взаимосвязано, всё важно и всё нужно. Болото — это природное сообщество. Более 1500 болот Беларуси находится под охраной государства.

Спасибо Водяному за интересную информацию. Мы обязательно ею воспользуемся.

VII. Домашнее задание

Но чудеса наши не закончились. Откройте дневники. каждого ученика в дневнике карточки с домашним заданием.) Пусть каждый из вас выберет себе задание по силам и возможностям:



  • с. 62-67, прочитать и ответить на вопросы;

  • коллаж «Значение болот»;

  • Продолжить «Неоконченную сказку». Мальчик поспорил с аистом, что важнее — хлеб, выращенный на осушенном болоте, или лягушки, которые там живут...

VIII. Самоконтроль и контроль знаний

Самостоятельная работа

Ребята, Водяной очень хочет узнать, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Для этого он предлагает выполнить вам самостоятельную работу. (Ребята выполняют задание по карточкам.)


Назови лишнее растение:

Клюква, голубика, ландыш, багульник, сфагнум.
Подчеркни любимое лакомство серой цапли:

Лягушки, змеи, трава, черви, коренья.
Составь цепь питания и запиши:

Лягушка, комар, цапля.

После проверки заданий выставляются отметки.

IX. Итог урока


X. Рефлексия (по методике «Градусник»)

Учащиеся размещают ягоды клюквы на кустарничке.
Ребята, Водяному очень понравились ваши ответы, рассуждения. Он благодарен вам за помощь и угощает вас вкусным клюквенным морсом. Он поможет вам набраться сил, утолит жажду и поднимет настроение.
Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
Т.В.Тризунова,

учитель первой категории,



СШ №2 г.Могилёва






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал