Разработка рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики Республики Казахстан



Скачать 217.31 Kb.
Дата23.04.2016
Размер217.31 Kb.
ТипАвтореферат
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
На правах рукописи
Ярмощук Елена Владимировна


Разработка рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики Республики Казахстан (на примере Костанайской области)

Автореферат магистерской диссертации

на соискание степени магистра экономики

по направлению 080100.68 экономика

Научный руководитель (консультант)

д.э.н., Лисица М.И.

Санкт – Петербург

2014
Работа выполнена в Санкт-Петербургском университете управления и экономики

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

кафедры «Финансы и бухгалтерский учет»

Санкт-Петербургского университета управления и экономики

Лисица М.И.

Внешний рецензент: начальник Инспекции финансового контроля

по Костанайской области Комитета финансового контроля

Министерства финансов Республики Казахстан

Подчиненова С.В.


Защита состоится 29 января 2014 года в 10.00 часов на заседании

Государственной комиссии по защите магистерских диссертаций в Санкт-Петербургском университете управления и экономики по адресу: г.Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 44.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Связь работы с крупными научными программами (проектами) и темами.

Новый этап развития экономики Республики Казахстан характеризуется ускорением межстрановой интеграции, изменением мирового климата, трансформацией парадигмы международных отношений, всерасширяющейся глобализацией и регионализацией мировой экономики. Эти и многие другие аспекты современного развития модифицировали роль государства в развитии общества.

В течение последних лет экономическая стратегия Республики Казахстан заключалась в обеспечении стабилизации макроэкономической ситуации, что означало сокращение дефицита государственного бюджета, и реализацию жесткой монетарной и кредитной политики. Принятая в 1997 году долгосрочная Стратегия «Казахстан–2030» четко определило совершенствование управления государственными финансами одним из наиболее приоритетных направлений реформ. В реализации данной задачи Республика достигла значительных успехов, в частности, в 2004 г. был принят Бюджетный кодекс, стали активно применяться методы программно–целевого бюджетирования и среднесрочного бюджетного планирования. С декабря 2007г. в Бюджетный кодекс республики внесен изменения в части внедрения новых подходов к государственному планированию, ориентированному на результаты, которые способствовали обеспечению увязки планируемых расходов бюджета с конкретными результатами, достижение которых ожидается за счет бюджетного финансирования в соответствующей сфере. Принятие этих и других нормативно–правовых актов в сфере управления бюджетными средствами позволяет говорить о качественно новом подходе к государственному управлению – бюджетированию, ориентированному на результат.

Влияние как объективных, так и субъективных факторов обусловило присутствие проблем, которые за годы реформирования бюджетной системы пока не удалось разрешить. Главными из них, являются сбалансированность бюджетов всех уровней, сбалансированность структуры доходов бюджетов разных уровней, повышения эффективности и ответственности бюджетных средств и др. Результативность бюджетно–налоговой политики во многом определяет стабильное функционирование страны, сокращение регионального социально–экономического неравенства, обеспечение государственного единства. Создание устойчиво растущей национальной экономики невозможно без решения проблем выравнивания межрегиональных различий, преодоления кризисных явлений и отставания в развитии отдельных территорий.

Недостаточная реализация таких принципов бюджетной системы, как самостоятельность бюджетов, разграничение доходов и расходов, ведет к потенциальной несбалансированности бюджетной системы, усилению тренда вертикального финансового дисбаланса – росту профицита государственного бюджета при увеличении дефицита бюджетов регионов Республики Казахстан.

Проблемы отражены в законодательстве Республики Казахстан, в работах значительного числа учёных таких как: С.М. Омирбаев, С.Ж. Интыкбаева, А.А. Адамбекова, Р.С. Парманова. Теоретическими источниками исследования также являются работы: В.Д. Мельников, А.М. Бабич, Б.С. Утибаев, В.А. Жунусова, В.А. Саткалиева, Д.Д. Абдешов. Были использованы работы зарубежных авторов: П.М. Годме, К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю, Э. Харлофа, Я. Корнаи.

Однако, при достаточно большом объеме научной литературы, посвященной различным аспектам поставленной проблемы, остаются неизученными вопросы формирования эффективной бюджетной системы и структуры механизма межбюджетных отношений на современном этапе развития, способствующие результативности бюджетирования, ориентированной на результат.

В этом контексте является актуальным, обоснованным и оправданным исследование проблем государственного бюджета и разработка рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики Республики Казахстан, обеспечивающих создание адекватного финансового обеспечения экономического развития регионов на основе модернизации действующего механизма межбюджетных отношений на всех уровнях.

Информационную базу исследования составили нормативные и законодательные акты в области налогового и бюджетного регулирования, отчёты и пресс-релизы предоставленные Министерством Финансов Республики Казахстан, Налогового комитета МФ РК, Министерства экономики и бюджетного планирования, Правительства РК, а также публикации в научных изданиях, материалы обсуждений и конференций, монографические работы, справочная и учебно-методическая литература, статистические данные, а также сведения, полученные через глобальную компьютерную сеть Internet.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является разработка рекомендация по совершенствованию бюджетной политики Республики Казахстан на примере Костанайской области связанное с теоретическим обоснованием методических подходов.

Достижение заявленной цели предполагает постановку и решение задач, отражающих логику и содержание диссертации:

– раскрыть экономическую сущность государственного и регионального бюджетов;

– теоретически исследовать структуру, принципы и особенности построения бюджетной системы;

– изучить методику бюджетного регулирования и действия механизма межбюджетных отношений;

– раскрыть финансовое состояние региональных бюджетов на современном этапе;


  • раскрыть степень влияния уровня развития региональной финансовой системы на реализацию экономического потенциала региона и обосновать необходимость государственного регулирования формирования и распределения финансовых ресурсов на региональном уровне;

  • оценить исполнение регионального бюджета на основе анализа доходной и расходной статей бюджета;

  • оценить проблемы развития и эффективного функционирования региональной финансовой системы;

  • определить приоритетные направления развития бюджетной системы, ориентированной на результат;

  • разработать мероприятия по совершенствованию бюджетной политики Республики Казахстан.

Объектом исследования выступает бюджет Костанайской области. Предметом исследования являются межбюджетные отношения, определяющие структуру и направления развития бюджетной системы.

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения и результаты, в которых нашли отражение научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы:

1. Определение экономической сущности государственного и регионального бюджетов, которые составляют основу бюджетной системы Республики Казахстан. Формирование понятия бюджетное устройство в целом.

2. Теоретическое исследование структуры, принципов и особенностей построения бюджетной системы. Определение методики бюджетного регулирования и действия механизма межбюджетных отношений.

3. Раскрытие информации о финансовом состоянии региональных бюджетов на современном этапе.

4. Определение степени влияния уровня развития региональной финансовой системы на реализацию экономического потенциала региона и обоснование необходимости государственного регулирования формирования и распределения финансовых ресурсов на региональном уровне.

5. Оценка исполнения регионального бюджета на основе анализа доходной и расходной статей бюджета

6. Формулирование проблем развития и эффективного функционирования региональной финансовой системы

7. Определение приоритетных направлений развития бюджетной системы, ориентированной на результат

8. Разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Республики Казахстан. Заключение об возможных эффектах от применения предложенных рекомендаций в области совершенствования бюджетной политики Республики Казахстан.



Личный вклад соискателя.

  • Раскрыта сущность и основные принципы построению бюджетной системы Республики Казахстан.

  • Рассмотрены положительные и отрицательные стороны современной бюджетной политики Республики Казахстан.

  • Проанализировано состояние регионального бюджета по доходной и расходной частям на примере Костанайской области.

  • Разработаны рекомендации по совершенствованию бюджетной политики в Республике Казахстан.

Апробация результатов диссертации.

Основные научные положения диссертации являются результатом самостоятельного исследования актуальной проблемы, изложены и обсуждены в рамках:

1. Девятой международной научно–практической конференции «Социально–экономическая роль денег в обществе» (Санкт-Петербург, 2013).

2. Десятой международной научно-–практической конференции «Социально–экономическая роль денег в обществе» (Санкт-Петербург, 2013).

Отдельные теоретические положения диссертационной работы представлены к обсуждению на плановых совещаниях по обсуждению исполнения регионального бюджета (Костанай, 2013).

Обоснованные в работе заключения и практические рекомендации направлены к рассмотрению в отдел «Анализа, планирования и отчетности контрольных мероприятий» (Костанай, 2013).

Непосредственно по теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 18,6 у.п.л.

Опубликованность результатов диссертации.

Характеристика источника




Материалы конференций

1. Ярмощук Е.В. Проблемы становления бюджетирования, ориентированной на результат: Социально-экономическая роль денег в обществе: материалы IХ международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2013,–286с.

2. Ярмощук Е.В. Проблемы межбюджетных отношений в Республике Казахстан на современном этапе: Социально-экономическая роль денег в обществе: материалы IХ международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2013,–286с.

3. Ярмощук Е.В. Бюджетный механизм как инструмент долгосрочной структурной политики в государственном регулировании экономики: Социально-экономическая роль денег в обществе: материалы Х международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2013,–290с.

4. Юрова Ю.Ю., Ярмощук Е.В. Государственные закупки как способ взаимодействия государства и субъектов малого предпринимательства: Социально-экономическая роль денег в обществе: материалы Х международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2013,–290с.




Структура и объём работы.

Магистерская диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трёх глав, заключения, библиографического списка. Объём магистерской диссертации составляет 115 страниц и содержит 9 рисунков, 13 таблиц.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, характеризуется степень ее разработанности, определяются цели и задачи диссертационного исследования, осуществляется выбор предмета и объекта исследования, раскрывается научная новизна, определяются методологические основания исследования, теоретическая и практическая значимость полученных автором результатов, формулируются положения, выносимые на защиту.



В первой главе раскрыта сущность бюджетной системы Республики Казахстан, рассмотрены виды и структура бюджета, определены принципы построения бюджетной системы. Проанализированы теоретические и методологические основы бюджетного регулирования.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Формирование механизма эффективного бюджетного регулирования в Казахстане представляет собой сложный процесс, связанный с преодолением юридических, социально-экономических, организационных, и иных трудностей. Стратегическим приоритетом государственного регулирования экономики является целенаправленное формирование и использование финансового потенциала. В условиях обеспечения устойчивой экономики решение социально–экономических задач требуют качественно нового ресурсного подхода, отражающего с одной стороны, интенсивное развитие рыночной инфраструктуры, а с другой – сохранение функциональной значимости общественного сектора.

Организационно–финансовой формой функционирования бюджета государства является бюджетная система. Бюджетная система представляет собой совокупность взаимодействующих планов, фондов, что следует считать очевидными признаками системы. Модель бюджетной системы состоит из совокупности шести основных взаимосвязанных сфер: бюджетное устройство, бюджетный механизм, бюджетные отношения, финансово-бюджетные учреждения (аппарат), бюджетная политика и бюджетные денежные фонды. При этом, важнейшим качеством бюджетной системы страны считается ее целостность, что является предпосылкой ее эффективного функционирования.

В соответствии с общими положениями о видах и уровнях бюджета в Республике Казахстан государственный бюджет представлен республиканским и местными бюджетами. В свою очередь местные бюджеты составляют: областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района, города областного значения. Несмотря на различие функций, выполняемых каждым уровнем власти, а также различия в масштабах аккумуляции денежных фондов, существует единство систем отношений, обусловленное единым социально–экономическим содержанием сложившегося общественно–экономического устройства и финансовой политики государства.

Таким образом, бюджетная система представляет собой сложную экономическую категорию, выражающую совокупность экономических отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами по поводу формирования и использования бюджетных фондов органов государственной власти, и органов местного самоуправления. При этом центральным звеном финансовой системы государства является бюджет.

Бюджетные ресурсы являются основным инструментом воздействия государства на рост экономики и жизненного уровня населения, выполняют определяющую роль в социально–экономическом развитии. В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

Необходимость обозначения основных принципов управления государственными финансами в настоящее время определяется тем, что они не только отражают деятельность государства по формированию и распределению бюджета, но, и представляют значительные государственные средства, отвлеченные на создание финансовых институтов развития и средства национальных компаний. Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах, определенных статьей 3 Бюджетного кодекса Республики Казахстан: единства, полноты, реалистичности, транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов.

Государство формирует и корректирует бюджетные взаимосвязи, направления и каналы бюджетных потоков, тем самым, воздействуя на процессы бюджетных отношений. Изменения в принципах, методах и способах формирования бюджетных доходов и расходов способствуют эффективному регулированию бюджетной системы страны. Основу механизма бюджетного регулирования составляет организация целостной системы экономических отношений.

Модель бюджетного регулирования состоит из следующих основных трех блоков:

– сумма механизмов образования доходного потенциала уровней бюджетной системы, вместо предусмотренных сегодня схем разграничения налоговых полномочий и доходных источников между уровнями;

– совокупность мер по определению условий и организации исполнения бюджетов всех уровней, включая формирование рациональной структуры расходов, создание единой системы контроля за исполнением доходной и расходной частей бюджетов, оценку соблюдения социальных стандартов;

– система межбюджетных отношений, которая включает разграничение доходных и расходных полномочий и ответственность, а также методы финансовой помощи регионам.

Механизм бюджетного регулирования создает возможность выравнивания условий жизни населения, проживающего на различных территориях. С этой целью при использовании совокупности различных финансовых инструментов осуществляется распределение государственных доходов между субъектами одного уровня, так и между центром, регионами и местными органами.

Основными методами бюджетного регулирования являются:

– распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;

– установление постоянно закрепленных доходов отдельных видов бюджетов;

– установление регулирующих доходов отдельных видов бюджетов;

– межбюджетная дотация;

– межбюджетное кредитование.

Основная задача, решаемая в ходе бюджетного регулирования, связана с установлением пропорций распределения бюджетных ресурсов между бюджетами различных уровней, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей населения территорий. Бюджетное регулирование можно рассматривать в узком смысле: оно направлено на достижение минимального дефицита бюджетных ресурсов. В широком смысле – это проведение бюджетного регулирования с учетом параметров баланса финансовых ресурсов.

Бюджетные отношения и межбюджетные связи складываются по поводу формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов. Свое назначение и практическое воплощение они проявляют через бюджетную систему и ее звеньев. Взаимосвязь звеньев бюджетной системы реализуется через механизм межбюджетных отношений.

В действительности межбюджетные отношения являются основой бюджетного регулирования. Несмотря на то, что межбюджетные отношения относительно динамично развивались и совершенствовались все последние годы, тем не менее, многие проблемы до сих пор остаются нерешенными.

К числу важнейших проблем на сегодняшний день относится проблема разграничений полномочий между органами власти различного уровня, прежде всего, в налогово–бюджетной сфере. Межбюджетные отношения существуют во всех странах. Однако государственное устройство конкретных стран влияет и на механизм, и на принципы их построения. Межбюджетные отношения являются одним из инструментов государственной политики, нацеленной на поддержание достаточной степени однородности внутреннего экономического пространства страны.

Радикальное решение проблемы сокращения различий в региональном развитии и уровне жизни требует колоссальных средств и длительного времени в рамках формирования современной государственной политики. Все это, обуславливает необходимость выработать новые и более эффективные стратегические и тактические подходы к решению этой проблемы. Одной из таких подходов является совершенствование системы межбюджетных отношений республиканского центра, регионов и органов местного управления.



Во второй главе представлен анализ исполнения регионального бюджета по доходу и расходу на примере Костанайской области, который включает экономико–географическую характеристику региона.

Для субъектов Республики Казахстан важным является получение на основе анализа объективной информации о состоянии бюджетной системы региона и определение уровня устойчивости территориального бюджета. Костанайская область, как приграничная территория, является сферой обеспечения национальных интересов и безопасности Республики Казахстан, однако на данном этапе развития она относится к экономически нестабильным регионам Казахстана. Проведение анализа обусловлено необходимостью определения приоритетных направлений для устойчивого и динамичного роста экономики региона.

Единство доходной и расходной части регионального бюджета обеспечивает эффективное воздействие бюджета на выполнение социально–экономических задач области. Это означает, что каждый орган управления должен обладать своими финансовыми ресурсами, достаточными для организации управления экономикой и социальной сферой на своей территории. Одновременно с этим он должен обладать и относительной самостоятельностью в управлении местными налогами и сборами.

Традиционно при исследовании бюджетных процессов региона анализируется динамика показателей доходов бюджета. Динамика доходов бюджета Костанайской области неоднозначна: за период 2011–2013 гг. происходит очень значительный рост размера доходов бюджета на 14618,8 млн. тенге или на 15,9%. Рост размеров доходов с учетом номинального роста макроэкономических показателей обусловлен повышением размера налоговых и неналоговых отчислений, а также увеличением объема производства предприятий при существенной поддержке выделяемых трансфертов.

Существует ряд индикаторов для комплексного анализа доходной части регионального бюджета, к числу которых относятся: структура поступлений, уровень доходности бюджета, соответствие исполнения бюджета утвержденному плану, зависимость бюджета региона от финансовой помощи, доля контролируемых доходов в текущих доходах бюджета региона. Предлагаемый набор индикаторов может использоваться для регулярного мониторинга финансового состояния регионов Республики Казахстан с целью обеспечения возможности оперативно оценивать ситуацию в бюджетной сфере. Регулярный мониторинг доходов региональных бюджетов должен стать инструментом по контролю стабильности региональных финансов, а результаты мониторинга послужат базой для принятия решений о финансовой поддержке отдельных регионов.

Совокупность конкретных видов расходов, взаимосвязанных между собой, представляет собой систему расходов областного бюджета, которая обусловлена рядом факторов, основными из которых принято считать природу и функции данного региона, уровень социально–экономического развития, формы предоставления бюджетных средств государством. За 2011–2013 годы расходная часть бюджета составит 204065,4 млн. тенге. Общая тенденция по исполнению расходной части регионального бюджета Костанайской области остается положительной, отклонения минимальны и колеблются в пределах 0,3–0,1%. Сокращение расходов бюджета планируется достичь за счет, оптимизации расходных обязательств, повышение эффективности управлением государственным имуществом, совершенствование системы материального стимулирования государственных служащих, а также повышением энергетической эффективности.

На современном этапе экономического развития Костанайской области расход бюджета осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих развитие региона в ходе рыночных преобразований и структурных перестроек экономики государства. Эти недостатки связаны с ограниченными возможностями бюджетной системы и с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения централизованных инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием. Большое значение имеют повышение качества обоснования и четкости реализации политики государства в части расходов областного бюджета, учет степени проработанности и реальности бюджетного планирования.

Процесс совершенствования межбюджетных отношений и бюджетной политики в Костанайской области находится на начальной стадии, поэтому целесообразным и актуальным является выявление проблем бюджетирования региона. Решение ряда вопросов позволит обеспечить эффективное использование бюджетных средств Костанайской области, их целевое использование, а так же оптимизировать расходную часть бюджета.

В третьей главе рассмотрены основные проблемы бюджетной политики Республики Казахстан, а также предложены основные пути их решения. Представлены возможные эффекты после внедрения предложенных рекомендаций.

Новые условия хозяйствования, которые созданы в экономике Казахстана, требуют рассмотрение и изучение таких проблем, как выживаемость субъектов и регионов, направление государственной политики протекционизма на поддержание отечественного производителя, современная законодательная база, гармоничное развитие всех регионов страны. Все эти проблемы требуют более глубокого, а на региональном уровне – отдельного исследования для реалий сегодняшнего дня.

Анализ исполнения доходной части областного бюджета указывает на серьезные издержки в планировании налоговых, неналоговых поступлений, трансфертов, уменьшении поступлений за использование природных и других ресурсов, от продажи основного капитала, использовании годового объема денежных средств. Кроме того, не обеспечивается и равномерность поступлений платежей в областной бюджет. Контроля над использованием бюджетных средств в регионах Казахстана, практически не существует.

Радикальное решение проблемы сокращения различий в региональном развитии и уровне жизни требует колоссальных средств и длительного времени в рамках формирования современной государственной политики, что, обуславливает необходимость выработать новые и более эффективные стратегические и тактические подходы к решению этой проблемы. Одной из таких подходов является совершенствование системы межбюджетных отношений республиканского центра, регионов и органов местного управления.

Для решения социально–экономических проблем, выявленных в ходе анализа бюджета, необходимо разработать ряд рекомендаций по совершенствованию республиканского и регионального законодательства в области бюджетного процесса, организации бюджетного планирования и исполнения бюджета Костанайской области.

К основным направлениям можно отнести:

– усиление контроля над исполнением налоговых поступлений местными бюджетами, что позволит уменьшить потребность в межбюджетной помощи;

– предусмотрение справедливой компенсации бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами государственной власти региональными органами власти либо отказ от существующей практики централизации основных налоговых поступлений в областном бюджете.

Механизм регулирования межбюджетных отношений должен работать на новых принципах, обеспечивающих в этом деле самостоятельность местных органов власти с учетом интересов государства и формирования человеческого капитала отвечающим требованиям современного развития общества.

Для поддержания устойчивого и динамичного роста экономики страны государство должно проводить политику эффективного регулирования перераспределения основных факторов производства совершенствовать систему государственного планирования и бюджетирования, и регионов частности.

Ключевыми направлениями бюджетной политики в регионе должны стать индустриализация и развитие инфраструктуры, повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста.

Совершенствование системы формирования межбюджетных отношений, и перераспределение выделенных трансфертов из республиканского бюджета, обеспечит аккумулирование собственных доходов, сбалансированность областного бюджета, а также финансовую поддержку в виде гарантированных трансфертов на развитие потенциально слабых сфер региона.

В целом предлагаемые рекомендации по совершенствованию бюджетной политики Республики Казахстан, а также мероприятия по повышению эффективности региональных бюджетов на примере Костанайской области позволят значительно повысить реалистичность стратегического и бюджетного планирования для формирования полноценной законодательной базы и становления эффективной финансовой системы.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, излагаются его основные выводы и обобщающие результаты. Основные выводы диссертационного исследования состоят в следующем:

1. Динамические изменения в механизме управления государственным бюджетом и бюджетами субъектов Республики Казахстан представляют широкие возможности для совершенствования бюджетной политики с целью создания конкурентоспособного государства с эффективно развивающейся экономикой [1].

2. Основную функцию в стратегическом обновлении финансового пространства выполняет государство, в ведении которого находится особо важная часть финансового потенциала – бюджетные ресурсы. В современных условиях, бюджет является основным инструментом воздействия государства на рост экономики и жизненного уровня населения [3].

3. Бюджетная политика государства, ориентированная на устойчивое развитие экономики страны, не может быть успешно реализована без построения эффективной системы межбюджетных отношений, максимально учитывающей экономические, региональные и социальные интересы всех участников бюджетного процесса [1].

4. В ходе анализа доходной и расходной части регионального бюджета Костанайской области основные проблемы, препятствующие устойчивому и динамичному росту экономики региона. Костанайская область, как приграничная территория, является сферой обеспечения национальных интересов и безопасности Республики Казахстан, однако на данном этапе развития она относится к экономически нестабильным регионам Казахстана.

5. Для решения социально–экономических проблем, выявленных в ходе анализа областного бюджета, разработан ряд рекомендаций по совершенствованию республиканского и регионального законодательства в области бюджетного процесса, организации бюджетного планирования и исполнения бюджета Костанайской области.

6. Механизм регулирования межбюджетных отношений должен работать на новых принципах, обеспечивающих в этом деле самостоятельность местных органов власти  с учетом интересов государства и формирования человеческого капитала отвечающим требованиям современного развития общества [2].



7. Введение процедур реабилитации и реформирования бюджетных отношений обеспечит стабильность и устойчивость экономического роста региона в условиях индустриально-инновационного развития. Необходимо ввести четкие законодательные нормы, стимулирующие инновационный процесс, особенно в приоритетных отраслях. Обеспечить реализацию всех задач экономического и социального развития региона [4].

8. Предлагаемые в диссертационной работе рекомендации по совершенствованию бюджетной политики Республики Казахстан, а также мероприятия по повышению эффективности региональных бюджетов на примере Костанайской области позволят значительно повысить реалистичность стратегического и бюджетного планирования для формирования полноценной законодательной базы и становления эффективной финансовой системы.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал