«Развитие научно-технического творчества детей в системе дополнительного образования: проблемы и пути решения». Организатором данных событий выступил Комитет гд РФ по образованию



Скачать 54.21 Kb.
Дата01.05.2016
Размер54.21 Kb.
15 декабря 2015 года в Государственной Думе РФ открылась выставка федеральных центров «Артек», «Орлёнок», «Океан», «Смена» об опыте работы по развитию научно – технического творчества детей в системе дополнительного образования. На открытии выставки присутствовал заместитель Председателя Правительства РФ А. Д. Жуков.

После открытия выставки состоялся «круглый стол» на тему: «Развитие научно–технического творчества детей в системе дополнительного образования: проблемы и пути решения». Организатором данных событий выступил Комитет ГД РФ по образованию.

На заседании шёл разговор об опыте работы по данной теме, назывались проблемы и конкретные предложения по их решению.

Ведущий «круглого стола» в своём выступлении отметил, что охват детей и молодёжи научно - техническими видами творчества недостаточен в связи имеющимися барьерами. Отсутствие координации центров развития, незначительное количество инновационных площадок для организации развивающего досуга, отсутствие специализированных площадок для занятий творчеством, отсутствие информационного сопровождения в СМИ. Не в каждой школе можно найти «Атлас будущих профессий», нет единой согласованной политики по международному сотрудничеству. Также было сказано о низкой эффективности использования финансовых средств, многие хотели бы оказать этой сфере финансовую помощь, но сдерживает отсутствие единого органа.

Изменения должны произойти благодаря внедрению новых моделей дополнительного образования, созданию технических центров и технопарков. С докладом выступил Страдзе А.Э., директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ, который проанализировал деятельность субъектов РФ, федеральных центров в этом направлении, сообщил о том, что в РФ ожидается открытие 15 – 18 технопарков. Уже открыты технопарки в Республике Татарстан, Новосибирской области, Ханты-Мансийском автономном округе и др. Напомнил, что с 1 января 2016 года будет осуществляться подушевое финансирование в системе дополнительного образования, в приказе Минобрнауки №1040 изложены общие требования к нормативам затрат. Ожидается упрощение лицензирование. Сообщил, что готовится проект ФЗ об общих принципах, чтобы обеспечить равный доступ детей к финансированию негосударственных учреждений детских организаций, что новая модель дополнительного образования разрабатывается АСИ.

Выступили представители Рособрнадзора, Росстата (15 апреля на их сайте будет информация о формах учёта), депутаты ГД (готовится проект ФЗ о научном, техническом, инновационном творчестве, может быть, введут научные звания для детей; проведено совещание с руководителями СМИ). Высказана идея: кружковое движение к 2035 году станет главным источником кадров для новых рынков с заметным вкладом в экономику. Нужны кадры. Представитель Высшей школы экономики предложил создавать сообщества по интересам, например, клубы юных космонавтов и др.; открывать каналы влияния на родителей, создавать навигаторы кружков, секций. Каспржак А.А., генеральный директор МДЦ «Артек», высказал мнение, что компетентности, полученные ребёнком в допобразовании, важнее, чем в обычном образовании. Предложил убрать слова «дополнительное образование», чем вызвал аплодисменты участников заседания. Джеус А.В, генеральный директор ВДЦ «Орлёнок», объявил это название вредоносным. Решение вопросов научно – технического творчества видит во взаимодействии с государственными корпорациями, рассказал об опыте работы Центра, о взаимодействии с Роскосмосом. Предложил создать технопарки во всех 4-х федеральных Центрах.

Рассказали о своём опыте и представители корпораций. «Объединенная ракетная корпорация» занята созданием площадки на ВДНХ на базе восстанавливаемого Центра астронавтики и авиации. Росатом имеет свои центры в Самаре, Красноярске, Воронеже. Реализуют проект «Школа Росатома» в 21 городе (закрытые города), конкурсные программы для педагогов, детей, школ. В «Орлёнке» - проект «Экспериментариум». Прозвучал опыт вузов – организация летних школ, школы опережающих знаний. Московский технический институт открыл на ВДНХ Роботоцентр. Главная мысль: в современном образовании важнее знания о том, что происходит сегодня, чем то, что было. Образование должно быть функционально ориентированным. Поднимались вопросы правового обеспечения. Например, в ФЗ об образовании нет трудового воспитания (представители Ставропольского края). Было такое выступление: Россия – страна танцоров, певцов и спортсменов. Почему? За ними стоят Министерства, которые продвигают эти направления, научно-техническое творчество – никто.

Раздаточный материал:

1. Министерство образования и науки РФ:

1.1. План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

1.2. Информационная справка о механизмах вовлечения детей в научно – техническое творчество

1.3. Информация о ходе исполнения плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей

Создан единый национальный портал дополнительного образования детей – WWW.DOP.EDU.RU. Разделы: «Федеральный раздел», «Региональный раздел», «Профессиональное сообщество», «Родительское сообщество».

2. Высшая школа экономики. Национальный исследовательский университет. «Дополнительное образование в субъектах РФ: типы региональных ситуаций».

Выступающие ссылались на текст Послания Президента РФ Федеральному собранию на 2015 г. Прилагается часть текста, посвящённая детям.

«Уважаемые коллеги! В этом году 1 сентября, как вы знаете, прошла встреча с ребятами, которые собрались в Сочи в центре поддержки одарённых детей «Сириус». У нас действительно очень интересные, целеустремлённые дети и молодёжь. Мы должны сделать всё, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя, чтобы независимо от того, где они живут, какой достаток у их родителей, у самих ребят были бы равные возможности для успешного жизненного старта.

С каждым годом у нас увеличивается число школьников, в течение ближайших десяти лет их будет на 3,5 миллиона больше. Это здорово, это очень хорошо, но важно, чтобы этот рост не сказался на качестве образования и условиях обучения, чтобы достигнутый сегодня уровень продолжал повышаться. В школах требуются дополнительные места. По моему поручению Правительство совместно с регионами подготовило конкретный план действий на этот счёт. Принято решение уже в следующем году за счёт федеральных средств направить на ремонт, реконструкцию и строительство новых школ до 50 миллиардов рублей.

Но предлагаю посмотреть на эти вопросы шире. Для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий. Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии и, конечно, возможности для творчества, занятий спортом, дополнительного образования. И конечно, нужно взять всё самое лучшее, что было в прежних дворцах пионеров, кружках юных техников и так далее, построить работу на принципиально, конечно, новой, современной основе, с участием и бизнеса, и высших учебных заведений, университетов.

Отмечу такой позитивный факт, как рост интереса молодёжи к инженерным и рабочим профессиям, к профессиям будущего. За последние два года конкурс в инженерные вузы увеличился почти вдвое. В 2019 году в Казани состоится мировой чемпионат по профессиональному мастерству. Кстати, Россия первая в мире начала проводить такие соревнования для ребят 10–17 лет. Важно, чтобы эти турниры послужили ориентиром для школьников, для тех, кто только выбирает свою профессию. Мы должны сформировать целую систему национальных соревнований для рабочих кадров. Предлагаю назвать эту систему «Молодые профессионалы». Очень важное направление.

Словом, Российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы её развития. Им, ребятам, предстоит решать ещё более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой».



Г.С. Суховейко - исполнительный директор МОО «Содействие детскому отдыху».

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал