Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования



страница1/8
Дата01.05.2016
Размер1.96 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8
Московский государственный гуманитарный университет имени

М.А. Шолохова

На правах рукописи



Искра Ирина Сергеевна


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ВУЗОВ

В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель: Сокольникова Н.М., доктор педагогических наук, профессор



Москва 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………. 3

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ…14

§ 1. Развитие творческой активности студентов-дизайнеров как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………14

§ 2. Обучение дизайну упаковки и выявление его возможностей для развития творческой активности студентов……………………………………... 24

Выводы ………………………………………………………..…….. 29



ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНА УПАКОВКИ ………………….. 30

§ 1. Исследование исторических и современных тенденций дизайна

упаковки: международный и российский опыт……………………….. 30

§ 2. Особенности проектирования дизайна упаковки с позиции технологии, формообразования, цвета, символики……………………………… … 64

Выводы …………………………………………………………….…… 87

Глава III. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УПАКОВКИ ………………. 88

§ 1. Педагогические условия и методы развития творческой активности студентов в процессе проектирования упаковки: описание и обобщение результатов экспериментального исследования…………………… 88

§ 2. Критерии оценки творческой активности студентов и методика определения ее уровней сформированности как интегрального качества личности ……………………………………………………………. 113

Выводы ……………………………………………………………..124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………125

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………128

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………….……. 140

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Важнейшей чертой современного образовательного процесса является его направленность на подготовку личности к активному освоению перемен, развитие потребности в творческом подходе к организации социально-значимой деятельности. К основным изменениям в характере обучения в последние десятилетия относится ориентация на развитие творческого потенциала личности. Особое значение данный подход приобретает в подготовке студентов-дизайнеров. Преподаватели факультетов дизайна заинтересованы в использовании современных образовательных технологий для подготовки успешно решающих профессиональные и жизненные задачи выпускников вуза. В подготовке студентов-дизайнеров проектная деятельность формирует основы профессиональных компетенций. Специфика дизайнерского проектирования – представление каждой вещи не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всём многообразии её связей в процессе функционирования, - требуют от выпускника вуза эффективного использования своего творческого потенциала для успешной инновационной деятельности. Задача педагога – создать благоприятные условия, чтобы студенты-дизайнеры могли достигнуть высокопрофессиональной самореализации. В этой связи становится актуальным обучение студентов-дизайнеров проектированию упаковки и развитие у них творческой активности в исследуемом процессе.

Как известно, методика обучения дизайну является частью общей методики преподавания изобразительного искусства, поэтому она основана на общедидактических принципах, а также на общих подходах к обучению изобразительному искусству. В нашем исследовании мы продолжим изучение специфики методики обучения дизайну, выраженную в том, что она направлена на реализацию основополагающих принципов и средств дизайна, а также на решение проектных задач применительно к различным видам дизайн-объектов, в частности дизайна упаковки.

Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между возрастающей потребностью общества в творческих дизайнерах, специализирующихся на упаковке, и существующей системой образования, не готовящих таких специалистов на должном уровне.

Данное противоречие служит основанием для выдвижения проблемы нашего исследования: каковы педагогические условия и методика развития творческой активности студентов-дизайнеров в высшей школе в процессе проектировании упаковки?



Степень научной разработанности проблемы:

Базовым материалом для нашего диссертационного исследования послужили труды в области философии, эстетики, семиотики, психологии, теории и методологии дизайн-проектирования Н. Воронова, А. Грашина, Е. Жердева, А. Иконникова, Т. Мазуриной, Ю. Назарова, Ч. Пирса, В. Сидоренко, Н. Соловьёва, С. Хан-Магомедова и др. А также интернет-ресурсы, рекламных агентств, разрабатывающих фирменный стиль, рекламные плакаты, дизайн упаковки и этикеток. Теоретические и практические задачи дизайна в его прикладном, техническом, педагогическом, художественном, а также научном контекстах освещаются в работах В. Рунге, К. Кантора, В. Папанека, И. Розенсона, С. Михайлова и др.

В настоящем исследовании использованы материалы по вопросам методики, технологии и задачам подготовки дизайнеров в высшей школе таких авторов как С.И. Архангельский, Н.М. Сокольникова, Ю.Г. Фокин, И.Ф. Харламов и др.

Вопросы развития творческой активности студентов в средне-специальной и высшей школе в различных видах художественного творчества рассмотрены в диссертациях С.В. Городецкой, Ю.Н. Калугиной, А.В. Марковой, Л.Н. Романовой и др.

Концепции креативного обучения и воспитания (В.И. Андреев, И.Б. Ветрова, И.П. Гладилина, Т.С. Комарова, Л.В. Косогорова, Т.Я. Шпикалова и др.) помогли теоретически обосновать и разработать педагогические условия развития творческой активности студентов-дизайнеров.

Недостаток публикаций на тему обучения студентов-дизайнеров проектированию упаковки обусловлен малым количеством исследований теоретических проблем дизайна вообще и проблем преподавания специальных дисциплин по дизайну в высшей школе в частности. Анализ зарубежной и отечественной литературы в области графического дизайна показывает, что, несмотря на всю объемность теоретического материала, отсутствует четко структурированная система, на базе которой можно было бы выявить специфику обучения студентов в вузе дизайну упаковки.

Различным проблемам дизайна упаковки посвятили свои труды М.Е. Бирюкова, О.А. Будникова, Н.Ф. Ефремов, Т.В. Лемешко, Н.Ф. Сбитнева, В.В. Слемзина, И.Н. Смиренный, С.В. Муравьев, А.В. Чуркин и др.

При этом вообще не рассматривались вопросы методики развития творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования упаковки в вузе. Недостаточная научная разработанность поставленной проблемы, предопределила тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.



Цель исследования: разработка психолого-педагогических основ, педагогических условий, содержания, форм и методов развития творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования упаковки.

Объект исследования – обучение студентов-дизайнеров проектированию в высшей школе.

Предмет исследования – содержание, формы и методы развития творческой активности студентов в процессе проектирования упаковки в высшей школе.

Научная гипотеза: развитие творческой активности у студентов-дизайнеров на занятиях по проектированию упаковки в высшей школе будет осуществляется наилучшим образом, если будут обеспечена совокупность следующих условий:

- воспитание у студентов веры в свои силы, в свои творческие способности, осознание студентами необходимости, полезности, важности проявления активности для развития творчества;

- обеспечение неразрывной связи теоретического обучения с практической деятельностью по проектированию, конструированию и моделированию упаковки;

- соблюдение педагогически целесообразной последовательности и разработанных методических рекомендаций в процессе проектирования упаковки;

- систематическое введение проектных методик, творческих и проблемных задач в деятельность студентов на занятиях по проектированию упаковки;

- реализация межпредметных связей с другими дисциплинами (компьютерная графика, рисунок, живопись, шрифт) в процессе проектирования упаковки;

- сочетание систематического контроля за проектированием студентами упаковки с оказанием им педагогически целесообразной помощи;

- стимулирование дизайнерской деятельности путем опоры на интересы студентов и увлечение их проектированием упаковки.

Задачи:


  1. Теоретически обосновать развитие творческой активности у студентов-дизайнеров как психолого-педагогическую проблему.

  2. Определить возможности обучения дизайну для развития творческой активности студентов в процессе проектирования.

  3. Разработать педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования упаковки и проверить их эффективность.

  4. Изучить и проанализировать исторические и современные тенденций дизайна упаковки: международный и российский опыт.

  5. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования упаковки.

  6. Разработать критерии оценки творческой активности студентов и методику определения уровней ее сформированности как интегрального качества личности.

Методологическую основу исследования составляют: положения философии, психологии, педагогики, социологии, посвященные проблеме активности личности, ее психологическим механизмам, а также структуре и специфике художественного творчества, методам педагогического воздействия на его развитие в процессе воспитания и обучения; публикации искусствоведов и теоретиков о дизайне.

Большое значение для данного исследования составили психолого-педагогические изыскания по проблеме творческой активности, таких авторов как: К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, А.И. Крупнов, М.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Н.Д. Небылицын, В.А. Петровский, С.Л. Рубенштейн, Д.Н. Узнадзе и др., в которых рассматривается структура и динамика, связанных с ней психических процессов, а также различные аспекты ее развития в процессе обучения и воспитания. Педагогические исследования Ю.К. Бабанского, И.Л. Лернера, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, Н.М. Сокольниковой и др. послужили основой методологии и методики формирования творческой активности студенческой молодежи в условиях высшего образования.

Методологическими ориентирами исследования выступили труды отечественных ученых, объединяемых идеями личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская, В.С.Ильин, А.А.Леонтьев), индивидуально-творческого (О.С.Гребенюк, В.А.Сластенин, Е.И.Шиянов) подходов к исследованию проблем высшего профессионального образования. Особое значение имели работы Л.С. Выготского, Л.С. Кагана, Ломова Б.Ф., Пономарева Я.А. и др., в которых раскрываются движущие силы, условия и механизмы творчества.

Широко использованы работы культурологов в области дизайна (Ж.Бодрияр, О.И.Генисаретский, В.Л.Глазычев, К.М.Кантор, Г.Н.Лола, Ф.А.Львовский, Т.Мальдонадо, С.М.Михайлов, К.И.Рождественский, Н.М.Сокольникова, И.А.Сосунова и др.).

Теоретической основой послужили педагогические и психологические концепции в области педагогики высшей школы (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Г.А.Бордовский, И.А.Зимняя, И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, Г.П.Скамницкая, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:

- анализ научно-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, публикаций и диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме;

- изучение и обобщение передового практического опыта преподавания в высших учебных заведениях проектирования упаковки с помощью анализа учебных планов, программ, занятий и творческих работ учащихся, а также беседы с педагогами;

- наблюдения за учебно-творческой деятельностью студентов-дизайнеров на занятиях по проектированию упаковки, систематический анализ их работ и проверка теоретических знаний, путем тестирования, анкетирования;

- разработка и проведение констатирующего и формирующего педагогического эксперимента по выявлению эффективности предлагаемой системы обучения для развития творческой активности в процессе проектирования упаковки.

Экспериментальная база и этапы исследования.

Диссертационное исследование проводилось в период с 2010 г. по 2014 г. Основной базой эмпирических исследований и развивающего эксперимента выступил Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (факультет дизайна и визуальных искусств). Исследование также проводилось в филиалах МГГУ им. М.А. Шолохова. Общая выборочная совокупность участников исследования составила 180 человек.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2010 по 2014 гг.

I этап (2010 г.) – поисково-теоретический: выявлено состояние проблемы развития творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования в научной литературе и педагогической практике. Изучена философская, психолого-педагогическая и искусствоведческая литература, а также обобщен педагогический опыт по проблеме исследования; определено противоречие между потребностями практики и состоянием проблемы на данном этапе; сформулирована гипотеза исследования; определены цели и задачи, экспериментальная база исследования; разработана экспериментальная программа.

II этап (2011-2013 гг.) – опытно-практический: проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента; внедрена экспериментальная программа «Дизайн упаковки»; апробирован комплекс педагогических условий развития творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования упаковки; подготовлены статьи по теме исследования.

III этап (2013-2014 гг.) – обобщающий: проведены систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; подготовлен автореферат и диссертация к защите; разработаны методические рекомендации для преподавателей вузов по развитию творческой активности студентов в процессе проектирования упаковки; опубликованы статьи и пособия по теме исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем внесены существенные дополнения в определение творческой активности у студентов-дизайнеров, специфики ее проявления в процессе проектирования упаковки. Она заключается в следующем: общие качества творческой активности личности имеют возрастную окрашенность у студентов, которая особенно ярко проявляется в стремлении к новизне, способности быстро находить решения поставленных творческих задач, осуществлять перенос полученных знаний в новую область и др.

Определены педагогические условия продуктивного развития творческой активности студентов-дизайнеров: воспитание у студентов веры в свои силы, в свои творческие способности; осознание ими необходимости, полезности, важности проявления активности для развития этих творческих сил; обеспечение педагогически целесообразной последовательности в процессе проектирования упаковки; систематическое введение проектных методик, творческих и проблемных задач в деятельность студентов на занятиях по проектированию упаковки; реализация межпредметных связей с другими дисциплинами (компьютерная графика, рисунок, живопись, шрифтовая композиция) в процессе проектирования упаковки; сочетание систематического контроля за проектированием студентов с оказанием им педагогически целесообразной помощи; стимулирование дизайнерской деятельности путем опоры на интересы студентов и увлечение их этой деятельностью. Доказано, что совокупность предлагаемых педагогических условий является необходимой и достаточной.

Кроме того, доказано, что проектирование упаковки как творческая деятельность позволяет эффективно развивать творческую активность. При этом студенты должны успешно овладевать такими компонентами дизайна как оригинальность концептуального замысла; формообразование, композиция, цвет, шрифт, стилевое единство, соответствие дизайна упаковки и товара. Экспериментально доказано, что одним из главных условий успешного развития творческой активности студентов является заинтересованное и ответственное отношение студентов к выполнению задания, осознание ими необходимости, полезности, важности проявления активности для развития творческих сил.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы педагогические условия и методика, способствующая эффективному развитию творческой активности студентов-дизайнеров с личностной и профессиональной точек зрения средствами дисциплины «Дизайн упаковки»; внесен известный вклад в формирование системного научного знания по проблеме творческой активности личности, в частности специфике ее проявления у студентов-дизайнеров в процессе проектирования упаковки; полученные данные могут быть использованы для дальнейших исследований в областях теории творческой активности, обучения проектированию упаковки студентов-дизайнеров в учреждениях средне-специального и высшего образования.

Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения в практику подготовки специалистов в высшей школе его результатов в виде программы «Дизайн упаковки» и методических рекомендаций к ней, необходимых для развития у студентов-дизайнеров творческой активности.

Развитие творческой активности студентов-дизайнеров обеспечивается решением двух педагогических задач – формированием профессиональных навыков по проектированию дизайна упаковки, а также развитием творческих качеств личности и чувства ответственности как за процесс, так и за результат творчества.



Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологической точностью исходных теоретических положений; объективным анализом состояния проблемы исследования, адекватных объекту и предмету целям и задачам данной работы; проведением констатирующего и формирующего этапов эксперимента; репрезен-тативностью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в статьях в педагогических журналах, сборниках, в том числе рецензируемых научных журналах; в методических пособиях; были представлены и получили положительную оценку на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях. Результаты исследования внедрены после проведения эксперимента на факультете ДИВИ МГГУ им. М.А. Шолохова и в его филиалах.



На защиту выносятся следующие положения:

  1. Теоретическое обоснование необходимости развития творческой активности студентов-дизайнеров на занятиях по дизайну упаковки, включающее в себя весь комплекс основных социальных, художественных, личностных категорий, составляющих проблемное поле творческой активности в современном обществе. Психолого-педагогическая структурно-содержательная характеристика творческой активности студентов высшей школы, специфика ее проявления в процессе проектирования упаковки, заключающаяся в следующем: общие качества творческой активности личности имеют возрастную окрашенность у студентов, которая особенно ярко проявляется в стремлении к новизне, способности быстро находить решения поставленных творческих задач, осуществлять перенос полученных знаний в новую область и др. Творческая активность студентов-дизайнеров рассматривается как интегральное качество личности и мера ее деятельности в области художественного творчества, в частности, проектирования упаковки. Определены компоненты творческой активности: мотивационный, операциональный и эмоционально-волевой.

  2. Содержание и задачи программы курса «Дизайн упаковки», разработанные методические рекомендации к этой программе по развитию творческой активности студентов, базирующиеся на основных теоретических положениях настоящего исследования. Проектирование упаковки как дизайнерская деятельность позволяет эффективно развивать творческую активность, если студенты успешно овладевают такими компонентами дизайна, как оригинальность концептуального замысла; продуктивное формообразование; конструктивная прочность и эргономичность; продуманное композиционное решение; грамотное цветовое решение; стилевое единство упаковки; соответствующая стилю шрифтовая композиция; соответствие дизайна упаковки и упаковываемого товара.

  3. Педагогические условия эффективного развития творческой активности у студентов осуществляется: а) воспитание у студентов веры в свои силы, в свои творческие способности; б) осознание ими необходимости, полезности, важности проявления активности для развития этих творческих сил; в) обеспечение педагогически целесообразной последовательности в процессе проектирования упаковки; г) систематическое введение проектных методик, творческих и проблемных задач в деятельность студентов на занятиях по проектированию упаковки, д) сочетание систематического контроля за проектированием студентов с оказанием им педагогически целесообразной помощи, е) стимулирование дизайнерской деятельности путем опоры на интересы студентов и увлечение их этой деятельностью и т.п. Совокупность предлагаемых педагогических условий является необходимой и достаточной.

  4. Развитие творческой активности студентов-дизайнеров обеспечивается решением двух педагогических задач – формированием профессиональных навыков по проектированию дизайна упаковки, а также развитием творческих качеств личности и чувства ответственности как за процесс, так и за результат творчества. Результаты экспериментального исследования по проблеме развития творческой активности студентов-дизайнеров на занятиях по дизайну упаковки, выраженные в количественных и качественных показателях, подтверждающие эффективность разработанных групп критериев (отношение к выполнению задания; грамотность и выразительность творческих работ) и уровней развития творческой активности студентов-дизайнеров высшей школы (высокий, средний, достаточный и низкий).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и интернет-источников, приложений.

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
§ 1. Развитие творческой активности студентов-дизайнеров как психолого-педагогическая проблема

Как известно, основу творческого процесса составляет личностное начало. Само творчество является свойством человеческой личности, признаком определенного этапа ее сформированности. Творчество ценно, поскольку стимулирует развитие и воспитание личности. Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя – акт создания "идеала", образа мира. Внешняя активность – лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней.

Особенности дизайнерского проектирования требуют от выпускника вуза эффективного использования творческого потенциала для успешной инновационной деятельности. Студенты-дизайнеры должны научиться высокопрофессиональной самореализации, а это невозможно без развития их творческой активности.

Важнейшей чертой современного образовательного процесса является его направленность на подготовку личности к активному освоению социальных перемен, развитие потребности в творческом подходе к организации социально-значимой деятельности. К основным изменениям в характере обучения в последние десятилетия относится ориентация на развитие творческого потенциала личности. Особое значение данный подход приобретает в подготовке студентов-дизайнеров. Преподаватели факультетов дизайна заинтересованы в использовании современных образовательных технологий для подготовки нестандартно решающих профессиональные и жизненные задачи выпускников вуза.

Студент должен испытывать чувство удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей как в учёбе, так и своей повседневной жизнедеятельности. Учение становится частью жизни студента, если оно отвечает его запросам, позволяющим реализовать внутреннюю готовность к развитию самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению. Для студента-дизайнера важнейшее значение приобретает творческая активность, что позволяет говорить о данном явлении как психолого-педагогической проблеме.

Обратимся к известным определениям. Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В дизайне результатом творчества является создание проектов и объектов, отличающихся оригинальностью, новизной идеи, пользой, прочностью и красотой.

Активность – это  особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Творчество и активность неразрывно связаны между собой.


Художественно-творческая активность является одним из видов социальной активности, что предусматривает изучение данного феномена в структуре социальной компетентности личности.

Рассмотрим содержание научной категории «художественно-творческая активность» в рамках нашего исследования. Данная категория состоит их двух смыслообразующих центров: активность как таковая и активность художественно-творческая. В научной литературе термин «активность» представлен:



  • в широком смысле, как всеобщее системное качество материи, её способность вступать во взаимодействие с самим собой и окружающей средой (В.Г. Мордкович и др.);

  • в психологической литературе, как группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира (Б.Ф. Ломов, П.К. Платонов, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская и др.);

  • в педагогической литературе, как

В различных направлениях научных исследований используется категория «социальная активность», которую рассматривают как состояние субъекта, качество, черта личности; как отношение к деятельности, взаимосвязь субъекта со средой; как мера проявления социальной дееспособности человека.

Понимание того факта, что в науке не существует единых подходов к толкованию термина «активность» позволяет критически осмыслить весь спектр подходов учёных к обоснованию содержания понятия «художественно-творческая активность».

Анализ научной литературы в области педагогики, психологии, культурологии, социологии, философии и других наук свидетельствует о постоянном внимании отечественных и зарубежных учёных к проблеме развития художественно-творческой активности личности. Как отмечает Н.М. Сокольникова, именно «сложность и недостаточная исследованность художественно-творческой активности как социально-психологического феномена, своеобразие развития на отдельных возрастных этапах потребовали обратиться к изучению и осмыслению результатов, полученных в ряде областей науки, смежных с изучаемой нами» [4 ; с. 3]. Художественно-творческая активность является одним из видов социальной активности, что предусматривает изучение данного феномена в структуре социальной компетентности личности. Зарубежные учёные основой социальной компетентности рассматривают стремление заслужить уважение и признание со стороны других людей, создать и поддержать свою репутацию, поднять свой социальный статус (А. Маслоу, Дж. Роттер, Р. Харре и др.). А. Маслоу отмечал, что каждому человеку свойственна потребность в стабильной, обоснованной самооценке и в уважении окружающих. А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова ценность социальной компетентности видят в формировании навыков сотрудничества, взаимоуважения, межличностной компетентности, что является существенным аспектом высокого уровня развития художественно-творческой активности.

Художественно-творческая активность многими учёными рассматривается с позиций развития творчества (А.Ю. Белогуров, И.П. Гладилина, Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина и др.). Творчество представлено в исследованиях отечественных и зарубежных учёных как необходимый компонент в структуре художественно-творческой активности. Классики изучения сущности научной категории «творчество» (Г.А. Батищев, А.М. Матюшкин, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, А.Н. Лук, Л.Я. Пономарёв, С.Р. Рубинштейн и др.) подчёркивают многоаспектность данного феномена. И.П. Гладилина отмечает, что творческая личность – это личность, которая приобрела необходимые для актуализации своего творческого потенциала дополнительные качества, способствующие достижению значимых результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности [2]. К.К. Платонов в содержании понятия «творческая активность» рассматривал «творческая» - направленность личности, а «активность» - степень её выраженности, что позволило Н.М. Сокольниковой прийти к выводу: творческая активность как целостное образование выступает в единстве двух аспектов: внешнего и внутреннего [ 4 ; с. 131].

Художественно-творческая активность представлена во многих исследованиях как интеграция эстетического воспитания и процесса обучения изобразительному искусству (Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.). По-прежнему актуальна идея Т.С. Шацкого об организации разносторонней деятельности детей как фактора формирования личности и средства создания среды, благоприятной для развития. Разработанная Н.М. Сокольниковой единая система эстетического воспитания способствует развитию художественно-творческой активности обучающихся на всём протяжении их обучения, начиная с детского сада и заканчивая художественно-графическим или факультетом дизайна вуза. Концепция Н.М. Сокольниковой основана на системно-комплексном подходе к обучению, учитывающего «все аспекты значения искусства как необходимой части культуры и предусматривает, что эстетическое восприятие и художественно-творческая активность школьников наиболее полно развиваются в последовательности, способствующей психологической готовности к дальнейшему эстетическому развитию…» [ 4 ; с. 50].

Студенты-дизайнеры относятся к особой категории обучающихся. Специфика профессии «дизайнер», интегрирующая профессиональные требования и требования особого подхода к организации учебно-воспитательного пространства с учётом необходимости развития художественно-творческой активности каждого студента, требует понимания специфики самой профессии. Особенности дизайна – представление каждой вещи не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всё многообразии её связей в процессе функционирования, - требуют от выпускника вуза эффективного использования своего творческого потенциала для успешной инновационной деятельности. Задача вуза – создать благоприятные условия, чтобы студенты-дизайнеры могли научиться высокопрофессиональной самореализации, что невозможно без развития их художественно-творческой активности.

Методологической основой данного исследования является идея Н.М. Сокольниковой о том, что художественно-творческая активность – это сложное интегральное качество личности, представляющее собой диалектическое единство общего, присущего всем видам социальной активности, и особенного, характерного лишь для художественно-творческой активности как её специфического вида; мера деятельности личности в области художественного творчества. Идея Н.М. Сокольниковой нашла своё значимое подтверждение в целом ряде диссертационных исследований, выполненных под её научным руководством: развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов (Ю.Н. Калугина, 2000); теоретические основы и методика формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно–графических факультетов педагогичес-ких вузов (Д.М. Оверчук, 2002); педагогическая технология использования арт-терапии в начальной школе (Л.А. Аметова, 2003); развитие художественно-творческой активности студентов в процессе изучения орнаментов народов мира (С.В. Городецкая, 2004); развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 кл. в процессе выполнения упражнений на уроках ИЗО (М.В. Бардала, 2004); формирование этнохудожественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме (Л.Н. Романова, 2009); формирование экологической компетентности будущих дизайнеров в профессиональной подготовке (А.О. Глазачева, 2009); педагогическая технология развития творческой одарённости молодёжи в высшей школе (И.П. Гладилина, 2009); развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике (Ю.А. Аверкин, 2010) и др. Сложившаяся научная школа Н.М. Сокольниковой в области развития художественно-творческой активности обучающихся позволяет выстраивать данный процесс для студентов-дизайнеров достаточно эффективно. Вместе с тем, анализ практики подготовки студентов-дизайнеров в вузе свидетельствует о недостаточной подготовке преподавателей к реализации психолого-педагогических условий развития художественно-творческой активности обучающихся.

Сложившаяся научная школа Н.М. Сокольниковой в области развития художественно-творческой активности обучающихся позволяет выстраивать данный процесс для студентов-дизайнеров на достаточно эффективном уровне. Между тем, анализ практики обучения студентов-дизайнеров в вузе свидетельствует о недостаточной подготовке преподавателей к реализации основных принципов развития художественно-творческой активности обучающихся.

Сегодня к личности педагога предъявляются высокие мировоззренческие, общекультурные и профессиональные требования, направленные на видение целостности педагогических процессов, превращающих содержание образования в механизм развития творческой личности. Опрос студентов факультета дизайна МГГУ им. М.А. Шолохова показал, что планирование и организация занятий педагогами вуза по моделированию и управлению развитием творческого потенциала студентов не отвечает запросам общества в целом и личности, в частности. 97% респондентов отметили, что преподаватель должен уметь выстроить взаимоотношения между субъектами и объектами делового процесса, принять и реализовать решения в своей профессиональной деятельности, направленные на развитие творчески активной личности, раскрывая свой творческий потенциал и творческий потенциал студентов за счет умения гибкого применения технологий обучения и воспитания. 69% опрошенных считают, что преподаватель не мотивирован на развития художественно-творческой активности студентов, так как сам не в полной мере владеет механизмами развития творческого потенциала личности.

Для того чтобы углублять представления студентов, пробуждать у них интерес к предмету, к рисованию, дизайну, вызывать определенные эмоции, необходимо заинтересовать студента – такого мнение придерживаются 87% опрошенных студентов. На вопрос, каковы объективные условия развития такого интереса, студенты предложили следующие варианты ответов:



  • источники различной художественной информации;

  • многочисленные жизненные ситуации;

  • условия материальной среды, позволяющие развернуть художественную практику;

  • характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности студента.

К субъективным условиям были отнесены:

  • художественные интересы студентов-дизайнеров, их избирательность;

  • мотивация студентов, способствующая развитию их самостоятельной деятельности на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его.

Разумеется, полученные данные – это лишь часть психолого-педагогической проблемы развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров, но и их вполне достаточно для определения актуальности рассматриваемой научной задачи.

Внесем дополнения в определение творческой активности у студентов-дизайнеров. Они заключаются в следующем: общие качества творческой активности личности имеют возрастную окрашенность у студентов, которая особенно ярко проявляется в стремлении к новизне, способности быстро находить решения поставленных творческих задач, осуществлять перенос полученных знаний в новую область и др. Каждый компонент творческой активности (мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, волевой и оценочный) выступает и компонентом учебного процесса. Определим специфику ее проявления в процессе проектирования упаковки. Творческая активность студентов-дизайнеров рассматривается как интегральное качество личности и мера деятельности студента в области художественного творчества, в частности, проектирования упаковки (Глава III, § 2).



Характеристика творческой активности студентов-дизайнеров с учетом их возрастных особенностей

В структуре личности студента стабилизируются такие важные сферы психики, как эмоциональная, интеллектуальная и волевая, приобретают важное значение познавательные возможности человека. В 17—20 лет человек имеет высокий уровень логического мышления, ускоренное развитие вербальных возможностей, инструмента познания, интерпретирования и оценки действительности. В этот период дифференциация психических реакций человека на внешние условия достигает почти максимальных значений, возникает стремление к более глубокому осмыслению фактов и событий, и поэтому в качестве актуальных выступают значения обобщенного характера. Студенческий возраст характеризуется двумя важными фазами созревания: оценка и переоценка норм, ценностей и идеалов, вынесенных из среды происхождения, и кристаллизация жизненных планов, как личных, так и профессиональных. Кристаллизация системы ценностей человека, его стремлений, идеалов требует разнообразного и богатого содержания, многосторонней интерпретации и, прежде всего, эмоционально полных ситуаций, благоприятствующих их присвоению.

Разнородная активность студентов — биологическая, общественная, интеллектуальная — проявляется одновременно и сильно, делая этот период наиболее интенсивным и пластическим как с точки зрения намерений, действий, эмоций, чаяний и, что самое главное, разнообразных потребностей, так и больших и многосторонних возможностей.

Все познавательные интересы у них находятся в состоянии развития: восприятие становится более глубоким и устойчивым, совершенствуются произвольное внимание и способности к абстрактному мышлению.

Возрастные особенности студентов способствуют развитию активного, самостоятельного, творческого мышления, поэтому следует всячески его стимулировать. Планируя работу по формированию творческой активности студентов нужно так организовать занятия, чтобы перед ними “чаще возникали проблемы различной сложности, чтобы побуждать их к самостоятельному решению этих проблем” /119/.

Сочетание потребности к самостоятельной деятельности и способности к саморегуляции позволяет студентам выходить на уровень так называемой “сверхнормативной активности”, что является предпосылкой проявлений творческой активности и говорит о степени развития волевых качеств личности, проявления мотивов высшего порядка, которые связываются с выдвижением на первый план оценочно-ориентировочной деятельности, “поиска смысла жизни”, нравственных, политических и эстетических идеалов /74, с. 280/.

Потребность в эмоциональном насыщении в этот период дает возможность спроектировать формирование творческой активности личности студента. Здесь важно учитывать спонтанно сформировавшиеся чувственно-эмоциональные потребности, что часто выражается в увлечении китчем в современной культуре. Важность развития эмоциональной сферы человека определяется тем, что именно через эмоции выражаются идейно-нравственные качества личности.

Применительно к данному исследованию понятие “творческая активность” следует рассматривать как психическое состояние познающего субъекта – студента, выражающее отношение к процессу творчества и формирующееся в деятельности – проектировании упаковки. Поэтому мы придерживаемся следующего определения “творческой активности” как относительно устойчивого личностного образования, представляющего собой не отдельную черту личности, а ее интегральное качество. Это качество характеризуется комплексом эмоционально-волевых, интеллектуальных, характерологических свойств, дающих человеку возможность творчества, в частности в проектировании упаковки.

Общие качества творческой активности личности имеют возрастную окрашенность у студентов, которая особенно ярко проявляется в стремлении к новизне, способности быстро находить решения поставленных творческих задач, осуществлять перенос полученных знаний в новую область и др.

Каждый компонент творческой активности (мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, волевой и оценочный) выступает и компонентом учебного процесса.

Творческая активность студентов-дизайнеров как интегральное качество личности, включает общие черты, присущие всем видам социальной активности, и особенные черты, характерные лишь для творческой активности.

Данное теоретическое обоснование проявления творческой активности в студенческом возрасте помогает нам найти критерии для определения ее уровней в процессе проектной деятельности (см. Глава III, § 2).

Таким образом, в науке накоплен значимый теоретический и практический опыт развития творческой активности личности, но существенные изменения социально-культурной и экономико-политической жизни общества требуют новых подходов к решению данной проблемы. Возникла необходимость объединения интеллектуальных, социокультурных, творческих, организационных и других ресурсов высшего профессионального образования, науки, бизнеса и других сфер для обмена передовым опытом и формирование лучших практик развития творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования, в частности, дизайна упаковки.
§ 2. Обучение дизайну упаковки и выявление его возможностей для развития творческой активности студентов

Рассмотрим возможности обучения дизайну для развития творческой активности студентов. В настоящее время методика обучения дизайну является относительно молодым и интенсивно развивающимся направлением педагогической деятельности. В процессе подготовки дизайнеров в вузе методика дизайнерского проектирования, включающая принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им методы создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве (определение Н.И. Барсуковой), конкретизируется в зависимости от направления подготовки (дизайн графический, дизайн среды и др.) и разделяется на частные методики преподавания специальных дисциплин («Проектирование», «История дизайна», «Компьютерная графика» и др.).

Проектируя упаковку, студенту-дизайнеру необходимо учитывать многие аспекты, которые касаются технологии ее изготовления, свойства упаковываемого товара, условий его хранения и транспортировки, особенностей рекламной политики бренда. Все это накладывает ряд ограничений на полет фантазии разработчика упаковки. Студенческий проект, может иметь некоторые упрощения и допуски. Он выполняется и оценивается в первую очередь с точки зрения новизны, оригинальности и креативности, хотя не менее важны и технологические вопросы. Предлагаем для студентов следующие этапы разработки дизайна упаковки:


  1. Анализ аналогов.

  2. Создание основной идеи, концепции, легенды и образа упаковки.

  3. Выполнение эскизов (ручная и компьютерная графика). Применение выразительных средств. Использование различных материалов.

  4. Проектирование на компьютере. Выполнение чертежа развертки упаковки.

  5. Моделирование объемной формы (компьютерное). Графическое оформление.

  6. Макетирование.

Рассмотрим подробнее перечисленные этапы.

Анализ аналогов предполагает изучение похожих образцов упаковки, традиций ее оформления, стилевых особенностей и выразительных средств. Особое внимание обращается на композиционное и цветовое решение, используемые шрифтовые гарнитуры, взаимосвязь изображения и шрифта.

Различными могут быть подходы к поиску концептуальных идей. Здесь уместно использовать эвристические приемы поиска идеи, определения путей их решения и внедрения с использованием современных информационных технологий и методов активизации творчества. На этом этапе необходимо решить будет ли оформление упаковки традиционным или инновационным, придумать легенду бренда и представить целевую аудиторию. Также необходимо продумать функции упаковки как средства маркетинга и рекламы. Особое внимание необходимо обратить на возможности рециклина упаковки, то есть ее переработки после использования. Дизайнер обязательно должен выбирать материалы для упаковки не только для выражения своих творческих идей, но и с учетом того, как потом упаковка будет утилизироваться, чтобы не захламлять окружающий мир.

Выполнение эскизов упаковки в виде набросков основной идеи лучше начинать на белой или цветной бумаге разнообразными художественными материалами (карандаш, акварель, фломастер, мелки и др.). Далее можно отсканировать свои эскизы и доработать на компьютере. Когда студенты хорошо овладеют компьютерной графикой, можно предложить выполнить эскизы, минуя ручную графику, сразу на компьютере с помощью программ ILLUSTRATOR, CORELDRAW (редакторы для работы с векторной графикой). Программа PHOTOSHOP (редактор для работы с пиксельной графикой) поможет передать в эскизе необходимую фактуру материалов и цвет. «Обратим внимание на то, что особенности использования компьютерных цветов зависят от цветовых моделей. Как известно, способ разделения цветового оттенка на составляющие компоненты называется цветовой моделью. В компьютерной графике применяются три цветовые модели:



  • RGB – red, green, blue (красный, зеленый, синий);

  • CMYK – cyan, magenta, yellow, key (голубой, пурпурный, желтый, черный. Черный компонент сокращается до буквы К, поскольку эта краска является главной, ключевой (key) в процессе цветной печати);

  • HSB – hue, saturation, brightnes (цветовой тон, насыщенность, яркость).

Студенты воплощают свои проекты, основываясь на знаниях этих моделей» [2, 141].

На данном этапе рекомендуем выполнить эскизный макет упаковки из бумаги или картона, чтобы в реальном объеме поискать необходимые элементы конструкции, попробовать удобство открывания и закрывания упаковки и в целом ощутить пластичность ее формы.

Также на этапе эскизирования для продвинутых пользователей компьютерных программ предлагается выполнить первоначальную компьютерную 3D модель упаковки, в которой можно будет поэкспериментировать с разнообразными фактурами и цветовыми решениями, рассмотреть упаковку с разных сторон и оценить ее конструктивные узлы. В каждом конкретном случае выбор художественных средств и материала оказывается обусловленным поставленной учебной задачей.

Основной процесс проектирования упаковки рекомендуется выполнять с помощью специальных компьютерных программ, позволяющих создавать чертежи развертки (ArtiosCAD, AutoCAD) и 3D моделирование (3ds Max Design). Существуют также большие коллекции компьютерных базовых моделей упаковки для профессионалов, которые можно использовать в процессе обучения как основу. Также можно предложить студентам внести необходимые изменения в базовую модель для реализации собственного замысла. Программа верстки QUARKXPRESS позволяет осуществить окончательную сборку графических элементов, подготовленных в других программах, для вывода их на печать в типографии. Это особенно удобно для упаковок с большим количеством текста и изображений. Приобретение студентами знаний и овладение ими умениями и навыками проектирования и конструирования упаковки проверяется в процессе выполнения контрольных творческих заданий.

Далее идет этап выполнения чистового макета упаковки с максимальной передачей фактуры материалов и муляжа упаковываемого товара. На этом этапе также выполняется окончательная 3D модель упаковки с передачей материалов, графических и типографических элементов. При выборе цветового решения упаковки необходимо обратить внимание на следующее: «Задача дизайнера – достичь сбалансированности, гармонии, целостности цветового решения объекта. При этом гармония не является синонимом симметрии, напротив, излишняя упорядоченность может навредить дизайну, сделать его неинтересным. Баланс, гармонию можно определить как некое сочетание, которое находится где-то между хаотичным и монотонным дизайном. Причина этого определяется особенностями восприятия информации человеком. Хаотичное смешение цветов, чрезмерное их обилие в композиции вряд ли найдет должный отклик у аудитории. Однако дизайн должен представлять определенный визуальный интерес для зрителя, стимулировать его активность, что подчас не сможет обеспечить монотонная окраска. В данном случае одним из лучших способов избавиться от монотонности – это использовать цвета, которые контрастируют по показателям яркости и насыщенности» [2, 142 ].

Таким образом, разработка дизайна упаковки – это сложная задача, для решения которой необходимо наличие у студентов знаний, умений и навыков в области графического дизайна, моделирования и макетирования, а также владения компьютерными программами (векторной, растровой и 3D графики). Представленная методика проектирования упаковки в соответствии с предложенными этапами развивает творческую активность студентов и позволяет в оптимальные сроки освоить им профессиональное мастерство.


Выводы по первой главе

Внесены существенные дополнения в определение творческой активности у студентов-дизайнеров, определена специфика ее проявления в процессе проектирования упаковки.

Она заключается в следующем: общие качества творческой активности личности имеют возрастную окрашенность у студентов, которая особенно ярко проявляется в стремлении к новизне, способности быстро находить решения поставленных творческих задач, осуществлять перенос полученных знаний в новую область и др. Каждый компонент творческой активности (мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, волевой и оценочный) выступает и компонентом учебного процесса.

Творческая активность студентов-дизайнеров как интегральное качество личности, включает общие черты, присущие всем видам социальной активности, и особенные черты, характерные лишь для творческой активности.

Доказано, что проектирование упаковки как творческая деятельность позволяет эффективно развивать творческую активность. При этом студенты должны успешно овладевать такими компонентами дизайна как оригинальность концептуального замысла; формообразование, композиция, цвет, шрифт, стилевое единство, соответствие дизайна упаковки и товара.

Экспериментально доказано, что одним из главных условий успешного развития творческой активности студентов является заинтересованное и ответственное отношение студентов к выполнению задания, осознание ими необходимости, полезности, важности проявления активности для развития творческих сил. Необходимо было также учесть, что творческая активность выступала мерой успешности проектирования упаковки.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал