Развитие земледелия и сельскохозяйственных наук в эпоху Возрождения



Скачать 328.27 Kb.
Дата01.05.2016
Размер328.27 Kb.
ТипРеферат
Министерство сельского хозяйства РФ департамент научно-технической политики и образования ФГБОУ ВПО Тверская ГСХА

Кафедра ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Тема: Развитие земледелия и сельскохозяйственных наук в эпоху Возрождения.

Проверила: Баскакова М.В.

Выполнила: Гуренко Е.В.
Тверь, 2014

Содержание:
Введение 3
1.Возникновение и особенности развития земледелия

и сельскохозяйственных наук до эпохи Возрождения. 5

1.1.Разделение труда; 16

1.2. Рост производительных сил в сельском хозяйстве на Руси. 20

2. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения. 26

3. Развитие земледелия и сельскохозяйственных наук

в эпоху Возрождения 21
Заключение 29
Список литературы 30


Введение
Проблемы происхождения мирового земледелия и растениеводства актуальны и для современного мира. Где зародились впервые данные культуры на Земле? Какие орудия применял первобытный земледелец? Какие растения первоначально были взяты в культуру? Как развивалось сельское хозяйство? Зная прошлое, можно без ошибок научиться управлять современными технологиями.

С момента своего зарождения в эпоху первобытно - общинного строя и кочевого образа жизни земледелие развивалось лишь на примитивной практике и по народным приметам, постепенно накапливая и передавая наиболее ценные наблюдения и практический опыт от одного поколения к другому. До возникновения письменности опыт передавался только устно.

Появление земледелия повлекло за собой новую форму хозяйствования с глубоким изменением первичных ландшафтов. В широком масштабе начался процесс вырубки леса, а следовательно, первичная стадия деградации почвы. Накопление эмпирических знаний о почве началось с того времени, когда человек перешел от сбора дикорастущих растений к выращиванию их на полях, к возделыванию почвы.

Земледельческие орудия были крайне примитивными. На протяжении столетий основными почвообразующими орудиями служила соха, мотыга, деревянная борона, а уборочными – серп и цеп.

Со временем наука о земледелии разделилась на такие науки как агрохимия, мелиорация, общее земледелие, почвоведение.

Земледелие как наука основывается на новейших теоретических достижениях важнейших фундаментальных научных дисциплин, таких, почвоведение, физиология растений, землеустройство и землепользование, агрохимия, микробиология, растениеводство, биотехнология, агрометеорология, мелиорация, экология, и др.

Развитие земледельческого труда, несомненно, предшествовало развитию науки. Если в начале развития земледелия базировалось на чисто эмпирической основе, то затем на него оказывали влияние достижения естественных наук.

Эпоха Возрождения отмечена крупными сдвигами в разных областях. Их развитие, непосредственно связано с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.). Великие географические открытия (путешествия Х. Калумба, Васко да Гамы, Ф. Мегеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Растет объем знаний, открытия дали огромный запас основных фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии и т.д.



1. Возникновение и особенности развития земледелия до эпохи Возрождения.
Земледелие появилось в эпоху первобытного строя и является результатом длительного исторического развития человечества. Оно началось с тех пор, когда люди перешли от охоты и сбора диких плодов к затрате труда на производство растений, на размножение полезных видов растений, сознательного или бессознательного воздействия на их природу и приспособление к своим потребностям.

Многие считают, что земледелие началось с обработки почвы. Археологические и палеоботанические исследования указывают, что происхождение земледелия связано с зоной горных долин и плато, расположенных в субтропическом поясе. Н.И. Вавилов разработал полицентрическую концепцию зарождения мирового земледелия и выделил несколько самостоятельных и весьма древних очагов земледелия, относящихся к VII – III тысячелетиям до нашей эры: переднеазиатский (где возделывались ячмень, пшеница и др.); долины горного и Восточного Китая (рис, просо, пшеница и др.); Мексика (бобы, перец и др.); Перуанский центр (хлопчатник, тыква, перец, бобы и др.). Земледелие в Америке возникло независимо от других континентов и, возможно, является более древним. Отдельные находки позволяю считать, что в Мексике человек стал заниматься выращиванием кукурузы по крайней мере 10 тыс. лет назад. Районами наиболее старой земледельческой культуры в мире считаются Мексика, Перу, Боливия, Индия, Китай, Сирия, Египет. В Западной Европе земледелие возникло в V – IV тысячелетиях до нашей эры, а на территории нашей страны – в каменном веке. Древнейшими очагами были районы Средней Азии и Закавказья. Земледелием на территории современной Украины занимались в III – II тысячелетиях до нашей эры, когда на землях, обработанных мотыгами, человек выращивал пшеницу, ячмень, коноплю и другие растения. Первые упоминания в летописях о земледелии на Руси относятся к 946 г. нашей эры. Исследования показали, что первичные очаги земледелия зародились независимо и неравномерно в разных регионах.

Из дошедших до наших дней древнегреческих сочинений следует отметить поэму Гесиода «Труды и дни», в которой даются советы по изготовлению плуга и обработке почвы, приводится календарь сельскохозяйственных работ, и сочинение Теофраста по ботанике, где дается классификация растений и излагаются сведения по их выращиванию и использованию. Из сохранившихся произведений римских авторов наибольший интерес представляют труды Катона, Варрона, Колумеллы и Плиния.

Катон (234-149 гг. до н.э.) написал обширный трактат, представляющий собой собрание практических советов по разным отраслям хозяйства – полеводству, луговодству, виноградарству, технологии переработки продуктов и т.п. советы по полеводству относились в основном к доброкачественной обработке и унавоживанию почвы.

Варрон (116-27 гг. до н.э.) впервые объявил земледелие наукой. В своих сочинениях Варрон указывал о необходимости сочетания полеводства и животноводства, писал о необходимости использования земельных угодий в зависимости от качества почв, высказывался от качества почв, высказывался о пользе чередования культур, о творческом подходе к применению агротехнических приемов с учетом конкретных почвенно-климатических условий.

Колумелла (I век н.э.) жил в то время когда в Италии окончательно упрочилось крупное землевладение, основанное на рабском труде. Им даются рекомендации по глубокой вспашке как другому средству борьбы с истощение и засорением почвы. Он подробно говорит о различных видах навоза, об использовании птичьего помета, о приготовлении компостов. Минеральные удобрения у него представлены золой, а зеленое удобрение – люпином.

Плиний был последним из видных римских авторов, писавшим по вопросам земледелия. В 410 г. Римская империя пала.

Аграрная культура охватывает всю эпоху, когда основой мате­риального производства были земледелие и скотоводство - с мо­мента появления сельского хозяйства (ок. 8 тыс. лет до н. э.) вплоть до возникновения полноценного промышленного производства (середина XVIII в. н. э.).

Нестабильность практиковавшегося на протяжении многих сотен тысячелетий охотничьего хозяйства вынуждала людей искать новые источники обеспечения своего существования. В результате начи­ная с 12-го тысячелетия до н.э. стал систематически практиковаться возникший на базе предшествующего собирательства сбор урожая диких злаков, а примерно 10-11 тыс. лет назад возникло зем­леделие. Первыми культурами, освоенными ранними земледельца­ми, были предположительно тыква, перец, злаковые растения (пше­ница, ячмень), слива, миндаль и др. Приблизительно 7-8 тыс. лет назад стали возделываться рис, чечевица, горох, фасоль, лен и др.

Первоначально земледелие и скотоводство возникли в Средней Азии (Шумер) и Северной Африке (Египет). Отсюда они стали распространяться в Европу. Независимые очаги возникновения земледелия и скотоводства сформировались несколько позже в Восточной и Юго-Восточной Азии, Центральной Америке, и из них производящее хозяйство распространилось во всех направле­ниях. Процесс этот был длительным по времени и продолжался вплоть до начала 3-го тысячелетия до н. э.

Переход к аграрной (сельскохозяйственной) культуре называ­ют неолитической революцией, так как человек пришел от при­сваивающей экономики к экономике производящей. По мнению Б. Б. Прохорова, важными отличительными особенностями жизни неолитического человека были его оседлость или полуоседлость, что предполагало тесный контакт с территорией, которую он об­рабатывал, увеличение плотности населения, овладение гончар­ным ремеслом, высокие достижения в технике шлифования камня. В этот же период в хозяйственной деятельности начал использо­ваться плуг.

Земледельческая культура предполагает нака­пливание собираемых продуктов, требующих особой термической обработки, что привело к развитию технологии изготовления ке­рамики. Стремление повысить урожайность эксплуатируемых зе­мель толкало людей к усовершенствованию навыков обработки земли и изобретению новых сельскохозяйственных орудий. Воз­никновение потребности в одежде из растительных волокон при­вело к развитию технологии ее изготовления и появлению в эпоху неолита прообраза ткацкого станка. Помимо потребностей в тех или иных предметах в земледельческих поселениях складывались условия для развития ремесел. К ним Б. Б. Прохоров относит дос­таточно длительную оседлость, позволяющую иметь необходимые приспособления для изготовления различных предметов; досуг между периодами полевых работ; повышенную плотность населе­ния, позволявшую людям обмениваться прогрессивным опытом в разных ремеслах.

По оценкам демографов, численность населения, которая в на­чале неолита (6 тыс. лет назад) достигала 26,5 млн человек, к 4-му тысячелетию составляла уже 70-90 млн человек, а во 2-м тысяче­летии превысила показатель в 130 млн. Плотность населения в начале неолита достигала в некоторых районах 500 чел/км2 (при среднем показателе 200-350 чел/км2). Первобытные земледельцы и скотоводы объединялись в группы, насчитывающие от 50 до 300 человек, в ряде случаев их численность доходила до 500.

Если в доземледельческую эпоху размеры человеческих групп и продолжительность жизни людей определялись преимущественно количеством продуктов питания, то с развитием земледелия, как отмечает Б. Б. Прохоров, главным регулирующим фактором стали болезни. Земледелие и животноводство, серьезно видоизменив хозяйственно-бытовой уклад жизни людей и окружающую при­родную среду, повлияли и на заболеваемость жителей древних земледельческо-скотоводческих общин.

Важнейшим фактором, появившимся в связи с развитием зем­леделия и оказавшим серьезное воздействие на состояние здоро­вья людей, стало повышение плотности населения. Скопление от­носительно большого числа людей на ограниченных площадях создавало условия для распространения среди них различных инфекционных болезней. Л. В. Громашевский указывает на три наи­более вероятных источника их возникновения. Первым, по-види­мому, служили болезни животных предков человека. К этой кате­гории можно отнести малярию, некоторые гельминтозы, и, воз­можно, брюшной тиф. Вторым источником образования инфек­ционных болезней человека мог послужить процесс приобретения свойств патогенных паразитов организмами, ранее не представ­лявшими опасность для человека. Примером этой категории ин­фекционных болезней является холера. Наиболее обильным с точки зрения приобретения человеком новых болезней является третий источник их происхождения. Вступая в различные формы общения (употребление в пищу, одомашнение, хозяйственное ис­пользование, пребывание на одной территории и т. п.) со многими видами животного мира, люди принимали на себя болезни жи­вотных, к которым они сами оказались восприимчивыми. Так про­изошли оспа человека из коровьей оспы, сыпной тиф человека из крысиного риккетсиоза, возвратный тиф из клещевого спирохетоза грызунов и т. д.

Б. Б. Прохоров отмечает, что жизнь первобытных земледельцев и скотоводов в поселках привела к ухудшению санитарного со­стояния населения. Вокруг поселений стали скапливаться отбро­сы, нечистоты, происходило загрязнение почвы и водоемов, что способствовало распространению возбудителей инфекций. Хра­нилища зерна и свалки привлекали к себе диких животных, яв­ляющихся переносчиками возбудителей многих опасных инфек­ций. В этих условиях многие возбудители инфекционных заболе­ваний и их кровососущие переносчики передавались от диких жи­вотных домашним.

Разведение сельскохозяйственных животных существеннейшим образом отражалось на здоровье неолитического человека. Упот­ребление недостаточно термически обработанного мяса домаш­них животных нередко приводило к заражению людей биогельминтозами, в частности трихинеллезом. Тяжелое течение трихи­неллеза, часто заканчивающееся смертью, привело впоследствии к тому, что некоторые религии (иудаизм, ислам) наложили запрет на употребление своими последователями свиного мяса, с кото­рым связано возникновение трихинеллеза. Охота и животновод­ство способствовали заболеванию людей, живших в Африке, тринаносомозом (сонной болезнью), переносчиком которой является паразитирующая на животных муха цэ-цэ.

Экологические последствия деятельности неолитических зем­ледельцев и скотоводов были, по данным Б. Б. Прохорова, весьма разнообразны. Практиковавшееся в то время подсечно-огневое земледелие позволяло не только освобождать новые территории для расширения земледелия, но и получать необходимые мине­ральные соли для подкормки культурных растений. Выжигание лесной растительности приводило к образованию золы - мине­рального удобрения, которое на несколько лет обеспечивало сбор высоких урожаев зерновых культур. Подсечно-огневое земледелие приводило к обширным пожарам, в результате которых выгорали большие территории леса, погибало много животных. К тем же результатам вело выжигание прошлогодних растительных остат­ков на луговых и степных участках, предпринимаемое для того, чтобы увеличить запасы кормов для сельскохозяйственных жи­вотных. Распашка земель приводила к разрушению естественных экологических ниш многих животных, в результате чего одни ви­ды исчезали, другие же концентрировались вокруг участков с культурными посевами, где им были обеспечены богатые корма. Многие из них впоследствии одомашнивались.

Сельскохозяйственные животные также оказали огромное влия­ние на природные комплексы. Конкурируя с дикими копытными, они вытесняли их с естественных пастбищ. В то же время скопле­ние большого количества крупного рогатого скота на ограничен­ных участках, расположенных в непосредственной близости к че­ловеческим поселениям, приводило к сведению травяного покрова. Мелкий рогатый скот (овцы, козы), объедая молодые растения, оказался виновником исчезновения лесов в ряде регионов мира, а в некоторых случаях даже их опустынивания.

Органическое истощение почв в результате выращивания сель­скохозяйственных культур, вырубка лесов при заготовке древеси­ны, перевыпас домашних животных - все это в конечном счете приводило к эрозии почв, надолго выводившей их из хозяйствен­ного оборота.

Что касается потребления энергии людьми к концу неолита, то оно увеличилось в 100 тыс. раз по сравнению с концом палеолита.

Рубеж 4-3-го тысячелетий до н.э. ознаменован крупным собы­тием в истории человечества - возникновением городов и органи­заций городской среды. В начале 7-го тысячелетия до н. э. был со­оружен первый из известных городов - Иерихон. Начиная с сере­дины 4-го тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке, в Междуречье и Египте города стали объединяться и образовывать государства, переросшие со временем в мощные рабовладельческие империи.

Образование городов вело к концентрации населения, концен­трации экономической жизни и культуры, концентрации власти и поддерживающих ее структур принуждения - армии и милиции, организации систем снабжения продовольствием и коммуникаций.

Городская среда существеннейшим образом изменяет окру­жающую природу. Как отмечает В.П.Алексеев, концентрация активного населения создает масштабные возмущения в окружаю­щей среде, как социальной, так и географической: окультуривание ландшафта, необратимо меняющее его структуру и видовой со­став, вредные в экологическом отношении проявления бессозна­тельной человеческой деятельности, такие, как выброс отходов производства или сливание их в воду, вырубка леса и кустарнико­вых растений на топливо, интенсификация земледелия, приводящая к истощению почвы, расширение зон выпаса скота, сопровождаю­щееся сведением растительности на больших территориях и пр.

Отмечаемые в эпоху аграрной культуры плавные колебания в численности населения связаны, по-видимому, с изменением ко­личества доступной пищи. Однако на протяжении истории земле­дельческих обществ наблюдались и резкие пики смертности - до 150-300 и даже 500 на 1000 человек. В ряде случаев они совпадали с войнами, но чаще возникали из-за вспышек эпидемий и голода.

О характере питания людей в этот период, по мнению Б. Б. Прохорова, в определенной мере можно судить на основании исследо­вания немецкого историка Э. Кленгель-Брандт. Она пишет, что жи­тели Вавилона употребляли преимущественно растительную пи­щу - лук, огурцы, тыквы и дыни. Бобы, чечевица, пшено и ячмень использовались для приготовления кашеобразных блюд. Основ­ным же продуктом питания был хлеб. В пищу употреблялись так­же фрукты - финики, гранаты, яблоки, груши и виноград. Мясная пища из-за своей дороговизны редко попадала на стол. Овец, коз и коров забивали лишь к большим праздникам. Мясо вавилоня­нам заменяла рыба, которую местные жители ловили в реке Ев­фрат и многочисленных городских каналах.

В эпоху античности (VIII в. до н. э. - V в. н. э.) в результате уси­ления давления на природу со стороны общества в ней произошли заметные изменения, многие из которых носили однозначно нега­тивный характер. Они коснулись прежде всего наиболее активно осваиваемого в то время побережья Средиземного моря. В ре­зультате активной вырубки были сведены леса ливанского кедра, началась интенсивная эрозия почв на склонах Балканских гор, что усугубилось выпасом на них больших стад коз и овец. В эту эпоху начался процесс добычи полезных ископаемых (руд метал­лов), что привело к серьезным деформациям окружавших города ландшафтов.

Энергопотребление населения в античном мире ненамного пре­вышало уровень эпохи в целом. На первый взгляд такой неболь­шой прирост энергопотребления не способствовал быстрому раз­витию общественного производства и не мог энергетически обес­печить рост численности населения. Вместе с тем античные наука и культура достигли в этот период человеческой истории небыва­лого расцвета. В. П. Алексеев объясняет это широким использова­нием особого малозатратного источника энергии - находящихся в рабстве людей.

Последним этапом в развитии аграрной культуры, начавшимся в V-VI вв. н.э., стала эпоха феодализма. Хронологически она почти совпадает с эпохой средневековья.

П. Кууси отмечает, что, вероятно, со II в. до н. э. до начала Х в. н. э. не происходило существенного прироста производства продо­вольствия прежде всего по причине нестабильности политической обстановки. Росту производства препятствовали войны, мародер­ство и грабежи. В то же время растущему городскому населению и регулярным армиям требовалось все больше продовольствия. В IX в. население Земли насчитывало примерно 250 млн человек. Это была эпоха застоя, разобщенности, не прекращавшихся войн, эпидемий, частых неурожаев. На этом фоне заметным был недос­таток пищевых ресурсов, большая часть населения Земли хрони­чески недоедала, велики были показатели смертности от голода.

Период с Х в. до середины XIII в. отмечен мощным прогрессом человечества, его численность увеличилась почти вдвое. Однако уже в конце XIII в. рост численности населения прекратился. В XIV в. во многих регионах настали трудные времена: население Китая за 100 лет сократилось более чем на 50 млн, в Индии и Ев­ропе число жителей также значительно уменьшилось. В результа­те в 1400 г. на Земле людей жило меньше, чем в 1200 г. В качестве основной причины такого резкого спада многие ученые считают тяжелую, затяжную пандемию чумы. Однако эта причина, по-види­мому, не является единственной с точки зрения объяснения при­остановки демографического роста. Б. Б. Прохоров отмечает, что в условиях аграрной культуры рост населения в каждый данный период неизбежно опережает рост продуктивности сельского хо­зяйства. Следствием этого было то, что до XV столетия люди, по существу, жили на грани голода и качество питания улучшалось очень медленно. Рост народонаселения неизбежно прекращался, как только численность населения доходила до критической, по­сле которой вновь нарождающиеся люди не могли уже быть обес­печены средствами к существованию. Лишь начиная с XV в., в по­следние несколько столетий господства аграрной культуры, меж­ду 1400 и 1750 гг., за счет совершенствования технологии и техни­ки земледелия человечество сумело увеличить производство про­дуктов питания и на этой основе добиться стабилизации роста численности народонаселения.

Для эпохи феодализма характерно широкое использование в производстве силы ветра и течения воды. В городах и сельской местности стали находить все большее применение водяные и вет­ряные двигатели (их использовали, в частности, при производстве хлебной муки). Огромное значение в жизни общества в качестве тягловой силы приобрела лошадь.

К середине средних веков потребление энергии человечеством по сравнению с эпохой античности увеличилось в 7 раз, а в позд­нее средневековье этот показатель вырос еще в 3 раза.

В эпоху средневековья более интенсивно стали развиваться го­рода. Площадь городов обычно была невелика, но в них на срав­нительно малой площади было сконцентрировано большое коли­чество людей. Так, Б. Б. Прохоров приводит данные о плотности населения в старинных кварталах Алжира, которая достигала 200 тыс. человек на 1 км2, что выше плотности населения в старых районах современного Дели (150 тыс. человек на 1 км2).

Средневековые города отличались крайне неблагоприятной для жизни и здоровья людей обстановкой. Несовершенство системы вывода отходов производства и нечистот (иногда ее полное отсут­ствие), недостаток чистой питьевой воды, высокая плотность засе­ления (особенно в бедных кварталах) - все это способствовало раз­витию массовых эпидемий холеры, брюшного тифа, чумы и пр.

С течением времени человечеству все чаще приходилось стал­киваться с негативными последствиями своего влияния на приро­ду. Прошло, однако, много веков, прежде чем люди сочли необ­ходимым начать регулировать свои взаимоотношения с ней. В эпоху средневековья стали появляться первые законодательные акты, направленные на охрану окружающей среды. Еще во време­на Карла Великого (742-814) был принят ряд королевских указов и декретов, регламентирующих охоту и имевших определенное природоохранное значение. В XI в. в первом документе русского права - «Русской правде» - регламентировалась добыча бобра. Позднее некоторые правители европейских государств издавали специальные распоряжения, запрещавшие охоту на конкретные виды животных. В середине XVI в. во многих странах Европы бы­ла запрещена охота в лесах, принадлежавших монархам, крупным феодалам, монастырям. В них были организованы заповедники, представлявшие собой, правда, частные охотничьи хозяйства. Именно этим законам человечество обязано тому, что в лесах Ев­ропы до сих пор сохранились многие дикие животные.

В эпоху господства аграрной культуры, растянувшейся на мно­гие тысячелетия, произошли существенные изменения в воспри­ятии человеком природы, его отношении к ней, понимании своего места в мире.

Для человека эпохи древнейших земледельческих цивилизаций (Шумер, Египет, Китай и др.) были характерны уход от анимизма (традиции одушевления всех природных объектов) и тотемизма (отношение родства с растениями и животными перерастает в от­ношение покровительства их над людьми), постепенный отказ от следования закону сопричастности. Люди все чаще рассматрива­ют животных и растения как автономные, не связанные с ними объекты. В представлениях людей этой эпохи превалируют куль­ты домашних животных и обеспечивающих обильный урожай природных сил (солнце, земля, дождь и др.), возникают мифы о вечном самовозобновлении природы, такие, например, как древ­неегипетский миф об Осирисе.

Значительный прогресс в развитии представлений об окружаю­щей человека действительности произошел в эпоху античности (VI в. до н.э. - V в. н.э.). Человечество, расселяясь, расширяло свои познания об окружающем мире. Люди создали мощную цивилиза­цию и уверовали в свое могущество. Главными персонажами ан­тичной мифологии стали боги, чрезвычайно похожие на людей. В это время зарождались науки, поскольку дальнейшее развитие мореплавания и земледелия было невозможно без научной основы.

На всем протяжении эпохи средневековья духовная жизнь Ев­ропы была под контролем христианства, церковная догматика определяла общественную деятельность и мораль. Отношения общества и природы объяснялись исключительно Библией, пове­ствующей о том, что Бог отдал человеку всю землю и всех ее оби­тателей в полное и безраздельное владение. В это время религия сильно сковывала развитие осмысления отношений общества и природы, так как считалось, что любое объяснение есть в Библии и только там может быть единственно верное объяснение.


1.1.Разделение труда .

Необходимой стороной становления цивилизации выступало разви­тие форм разделения труда . Превращение обмена из случайной, спорадической в необходимую форму жизнедеятельности человечес­ких коллективов осуществлялось, по-видимому, путем развития сна­чала межобщинной, а затем и внутриобщинной специализации. В свою очередь развитие специализации способствовало значительно­му росту производительности труда, что закрепляло и развивало спе­циализацию и разделение труда. Определенные виды производствен­ной деятельности все больше закреплялись за отдельными община­ми, семьями, товаропроизводителями. Так формировалось общест­венное разделение труда.

Историческая наука XX в. существенно (по сравнению с представ­лениями XIX в.) углубила понимание этого вопроса. В неолите сложи­лись различные виды специфического хозяйства и межобщинного обмена:· между племенами, которые в большей степени занимались охо­той, рыболовством и собирательством, и племенами, которые в большей степени занимались земледелием и скотоводством и постепенно переходили к оседлому образу жизни;

· между различными земледельческо-скотоводческими оседав­шими племенами;

· между земледельцами-скотоводами и рыболовами;

· между рыболовами и охотниками; и др.

Но первое крупное разделение труда вырастало не из любой формы межобщинного обмена, а из такой, которая была исторически перспективной, содействовала развитию товарного обмена, максимально стимулировала экономические интересы производителей, приводила к максимально возможному (в тех условиях) росту производительных сил и производительности труда, способствовала появ­лению регулярного (и возрастающего) устойчивого избыточного продукта. Таким условиям удовлетворяло межобщинное разделение труда, состоявшее в выделении земледельческо-скотоводческих племен из племен, занимавшихся охотой, собирательством, рыболовст­вом и ведущих по преимуществу кочевой образ жизни.

Последующие крупные общественные разделения труда состояли в отделении от земледелия кочевого скотоводческого хозяйства, а затем и ремесла. Ремесленное производство (обслуживание внешних заказчиков или рынка) нужно отличать от домашних промыслов (производство изделий в домохозяйстве для внутреннего потребления). Ремесло связано со специализацией, особым профессионализ­мом, индивидуализированными знаниями и навыками, которые часто хранились в тайне и передавались по наследству от отца к сыну. Становление ремесла из домашних промыслов земледельческих общин было достаточно длительным и многоэтапным процессом. На начальных этапах — появление работы на заказ; в дальнейшем — формирование рынка для обмена товаров и, наконец, окончательное отделение ремесленного производства. На начальных этапах ремесло, по-видимому, не оказывало существенного влияния на рост про­изводительности сельскохозяйственного труда, поскольку было ориентировано преимущественно на производство престижных товаров, военного снаряжения, транспортных средств. Нацеленность на рост средств производства у ремесла появляется скорее всего в эпоху освоения металлургии, но не в самом ее начале. Современные археологические данные свидетельствуют, что бронзовые орудия начина­ет применяться в сельском хозяйстве только со второй половины II тыс. до н.э.

Отделение ремесла имело очень важные последствия для станов­ления цивилизации. Прежде всего отделение ремесла было тесно связано и с другими общественными процессами — так, от непосредственного участия в производстве пищи освобождались лица, специ­ализировавшиеся на организации производства и управления, а также на выполнении идеологических функций. Иначе говоря, отде­ление ремесла от земледелия теснейшим образом сопрягалось с отде­лением физического труда от умственного.

В последние столетия Средневековья, с конца XIII — начала XIV вв., в Италии сложилась новая общественная ситуация. Через её рынки шла торговля Европы с Востоком, и североитальянские города — Венеция, Генуя, Милан, Болонья, Флоренция и др. — стали крупными экономическими центрами. Вместе с тем в Италии сохранились многочисленные памятники античного мира, а через Венецию и Геную туда попадали рукописи греческих философов и учёных. И первое, что обращало на себя внимание при сопоставлении памятников античности и норм средневековья, были различия в понимании человека, его земной жизни. Если средневековая церковь предписывала умерщвлять плоть, бежать от земных соблазнов, считать красоту тела греховной и скрывать её, то античная скульптура изображала прекрасных, гармонично развитых людей, а философия учила, что человек есть мера всех вещей.


Вспомним, что именно город является главной средой развития культуры. Средневековая культура порождала новую трансформацию: в XII столетии в европейском обществе возникло острое ощущение, что римско-католическая церковь и Священная Римская империя не могут обеспечить устойчивую организацию духовной и материальной жизни. Это вызвало в социальной, политической и духовных сферах культуры ряд преобразований, которые достигли кульминации в Ренессансе. Они проявились, в частности, в усилении городов-государств и национальных монархий, в развитии национальных языков, разрыве старых феодальных структур.
В Италии, в отличие от Англии и Франции, в XIV столетии не было одной доминирующей столицы, но развивалось множество небольших государств: Милан в Ломбардии, Рим в Папской области, Флоренция и Сиена в Тоскане и Венеция в северо-восточной Италии. В них, как и в Ферраре, Мантуе и Урбино, вокруг блестящей жизни дворов возникли очаги культуры Возрождения. В городских коммунах северной Италии богатые образованные люди, адвокаты и нотариусы начали подражать древнему латинскому стилю и изучать римскую археологию. Ключевой фигурой в изучении классического наследия был Петрарка, который посвятил большую часть жизни попыткам понять античную культуру.
Идея, что мудрость и красноречие покоятся в далёких веках и должны пробудиться, была создана непосредственно Ренессансом. Возрождение античной культуры — один из великих мифов, сопоставимых с идеей универсальной цивилизаторской миссии имперского Рима или с идеей прогресса современного индустриального общества, которым эпоха определяет себя в истории. Подобно всем таким мифам, это — смесь факта и измышления.
Преобразования Возрождения, в том числе развитие искусства, поддерживали торговые слои Флоренции и Венеции. Они утверждались в эпохе, завоёвывали своё собственное место в обществе, занимая ключевые позиции в управлении городами.


1.2. Рост производительных сил в сельском хозяйстве на Руси.

XIV - XV века – это время роста производительных сил в сельском хозяйстве. Подсечная система земледелия сохранялась преимущественно на севере Руси. В центре и в южных районах страны применялась паровая двухпольная и трёхпольная система, получившая на протяжении XIV-XV вв. большое распространение и всё более вытеснявшая не только подсеку, но и перелог. При общем низком уровне техники сельского хозяйства, характерном для периода феодализма, в XIV-XV вв. всё расширялось применение плугов и сох с железными наконечниками («сошниками» и «лемехами»), при помощи которых поднималась и взрыхлялась земля. Зерно мололи на водяных мельницах. Значительное место в сельском хозяйстве занимали огородничество и садоводство. Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Пашенное земледелие требовало разведения скота, необходимого для сельскохозяйственных работ и унавоживания почвы. Громадная роль принадлежала непосредственно самому труду русских крестьян, которые вырубали леса, осваивали новые земли, культивировали новые злаки и совершенствовали свои производственные навыки.



2. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения.
Термин «Ренессанс», или «Возрождение», обозначает период европейской

истории от начала XIV до конца XVI столетия. Это буквальный перевод французского слова «renaissance» — «возрождение». Первоначально так называли возрождение основных ценностей и художественной культуры классической античности, начавшееся в то время в Италии. Учёные и мыслители XV-XVI веков поставили цель возродить античную образованность и мудрость после долгого культурного упадка и застоя. Великие достижения греческих философов, ученых становятся в эпоху Возрождения образцами для подражания. Величайшее значение имело изобретение книгопечатания. Во многих областях начинаются смелые исследования, которые ведут ко все более глубокому познанию закономерностей природы. Жизнь, практика, производство ставили перед наукой новые задачи, создавая основу для бурного подъема всех отраслей знания. Объем знаний, унаследованный от древности и средневековья, был невелик. Большинство областей приходилось начинать с самых азов. В XVI – XVII вв. в Европе складываются новые организационные и материальные возможности для развития естественных наук. Увеличивается число научных учреждений и обществ. Открываются многочисленные ботанические сады, перед которыми ставятся как чисто научные задачи, так и задачи, вытекающие из потребностей сельского хозяйства, медицины, промышленности. Развитию биологических наук в то время способствовали, во-первых, использование изобретенных в ту эпоху приборов (микроскоп, термометр, барометр и др.), во-вторых многочисленные путешествия.


Сегодня Возрождение рассматривается как культурное и интеллектуальное движение, которое произвело в европейской культуре XV и XVI столетий радикальные и всесторонние изменения. В их основе был подъём интереса к учениям и идеалам античности. Эти преобразования знаменовали упадок Средневековья и впервые воплотили ценности современного мира.

В эпоху Возрождения исчерпала свои политические, правовые и хозяйственные возможности феодальная система. Укрепилось сельское хозяйство, поскольку малоурожайные земли перестали обрабатываться. Возобновилась международная торговля; её лидерами были Венеция в Средиземноморье и Ганзейский союз на севере Европы. Реальный душевой доход европейцев, спасшихся от Черной Смерти во второй половине XIV столетия, как считают учёные, повысился. В эту же эпоху были открыты и исследованы новые континенты; Птолемеева система в астрономии сменилась коперниканской; европейцы изобрели или применили бумагу, печать, порох, морской компас — новшества, имеющие громадный культурный и цивилизационный потенциал.


Более всего Возрождение прославлено небывалым расцветом художественной культуры. Оно установило каноны вкуса и создало в искусстве особый стиль, восходящий к античным образцам.

Ранние гуманисты использовали гибкий подход к проблемам общества и активной жизни на службе человечеству. В интеллектуальной жизни Возрождения ни одна философия или идеология не доминировала. Усиливался, скорее, философский синкретизм: стремление соединять очевидно противоречивые философские концепции, находить точки соприкосновения для соглашения об истине, как это сделал Джованни Пико делла Мирандола в трактате «О достоинстве человека» (1486). Платон, хотя и чтимый гуманистами, в университетах не подавался как философ, стоящий выше Аристотеля.


Наука Ренессанса состояла главным образом в изучении медицины, физики и математики по рукописям древних мудрецов, таких, как Гален, Аристотель и Евклид. Экспериментальная наука (анатомия и алхимия) вела к открытиям в университетах и вне их.

Эмпирические основания физиологии установились в ходе исследования человеческого тела, которое велось ещё в средневековой медицинской школе и, как это блестяще иллюстрирует карьера Леонардо да Винчи, в среде художников Ренессанса, чей интерес к точности и деталям в живописи и скульптуре привел их к внимательному изучению анатомии человека.


Особенно сильными, буквально поразительными, были в эпоху Возрождения изменения в хозяйственной культуре, в технологии. Повысилась продуктивность сельского хозяйства. Всё шире использовался порох, развивалось оружия и решались проблемы баллистики. Расширялась торговля, совершенствовались морские суда и искусство навигации, совершались великие географические открытия. В астрономии начали использовать телескопы. Заслуживает самой высокой оценки весь ряд механических искусств Ренессанса, таких, как архитектура, инженерное дело, оптика, конструирование ручных и башенных часов. Это значит, простые принципы механики, физики, астрономии и, со временем, химии начали пониматься практически и широко применяться. Ко времени Коперника и Галилея в XVI веке уже существовал достаточно широкий фундамент физических наук, но в основном эмпирический, без того сложнейшего теоретического аппарата, с помощью которого построено здание современной физической науки.

Стиль Высокого Возрождения просуществовал только краткое время (ок. 1495-1520 гг.) и был создан несколькими гениальными художниками: Леонардо да Винчи, Донато Браманте, Микеланджело, Рафаэлем и Тицианом.


Леонардо — образцовый пример ренессансного мыслителя («универсального человека»). Он увлечён всеми видами экспериментов, и от этого его искусству присущ дух беспокойного поиска: художник-исследователь стремится обнаруживать законы, управляющие природными явлениями. Он напряжённо исследовал анатомию человека, природу полёта птиц, структуру растений, жизнь животных. Занимался ботаникой, выделяя ее в отдельную дисциплину, описывал листорасположение растений, изучал корневое давление и движение соков растений.

Велик был вклад Декарта в конкретные области естествознания. Учение его о природе и её развитии сыграло выдающуюся роль в истории науки и материалистической философии XVI - XVII вв. его же идеалистическая метафизика неоднократно подвергалась решительной критике. К некоторым сторонам воззрения Декарта критически относился голландский философ – материалист и атеист Спиноза, который, в особенности в начале своей деятельности находился под сильным влияние Декарта и в известной мере может рассматриваться его учеником. Спиноза, который считал природу вечной и бесконечной, причиной самой себе, подчиняющейся во всем строгой необходимости. Все элементы природы находятся в причинной закономерной взаимосвязанности.

Широкую попытку сблизить науку с философией и обосновать новые материалистические принципы познания природы предпринял в XVI в. английский философ Фрэнсис Бэкон. Если Декарт является представителем рационализма в новой философии и выдвигает в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то Ф. Бэкон (1561-1626) - родоначальник другого направления, а именно эмпиризма, требующего исходить из опыта. Чтобы получить истинное знание о природе, необходимо, по мнению Бэкона, в корне изменить научные методы исследования. Наука – орудие господства человека над природой.

Именно в творчестве Ф. Бэкона практическая ориентация науки нового времени нашла свое наиболее яркое и последовательное выражение. Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой. В бэконовском стремлении обратить взор науки к земле, к познанию природных явлений, которые нам открывают чувства и потому на первых порах являются источником всякого знания, чувствуется сильное влияние протестантизма.

Особенно ярко все это видно именно у Ф. Бэкона. Как и Лютер, Бэкон ориентирует науку искать свои открытия не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов. Он советует исследователям "продать книги, оставить Минерву и Муз как бесплодных девственниц и посвятить себя служению Вулкану". Знание, которое не приносит практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью; спор об отвлеченных понятиях и "гипотезах", как позднее назовет их Ньютон, не приносит никаких результатов и потому есть пустая трата времени. "Та мудрость, которую мы почерпнули преимущественно у греков, представляется каким-то детством науки, обладая той отличительной чертой детей, что она склонна к болтовне, но бессильна и не созрела для того, чтобы рождать".

Наука выводится из монашеской кельи и университета в мастерскую, в поле, в химическую лабораторию.
3. Развитие земледелия и сельскохозяйственных наук в эпоху Возрождения.
На смену мрачному средневековью, освещавшему путь прогресса отблесками костров, сжигающих лучшие умы человечества, пришла эпоха Возрождения, а вместе с ней началось поступательное развитие культуры, науки и производства. Наибольшее ускорение этот процесс получил после зарождения капитализма, основой которого являлась частная собственность на средства производства в сочетании с эксплуатацией наемного труда. Стремительная динамика мирового научно-технического прогресса не могла не отразится на такой важной сфере человеческой деятельности, как производство сельхозпродуктов – поставщика еды, одежды и других для нас необходимых вещей.

В XIV – XV вв. в Западной Европе начался процесс разложения феодального строя и стали возникать элементы нового капиталистического производства. К XVI в. почти все наиболее пригодные почвы были вовлечены в обработку, и рост сельскохозяйственного производства стал возможен лишь за счет интенсификации земледелия. Однако агротехника в этот период находилась на низком уровне. Земледелие Западной Европы осваивало достижения агрономии Древнего Рима и Греции. Дальнейшее развитие земледелия нуждалось в создании собственных научных основ.

В эпоху Возрож­дения понимание человечеством своих отношений с природой вышло на качественно новый этап, в это время люди стали приро­ду изучать, применяя для этого научные методы.

С конца XVI в. в странах Западной Европы наблюдается быст­рый подъем творческой мысли. Расширение географического кру­гозора человечества, последовавшее за великими географически­ми открытиями (Америки, Австралии, морских путей в Индию, Китай и др.), и накопление огромного багажа эмпирических знаний и фактов нуждались в теоретическом осмыслении. Этого тре­бовали также запросы быстро развивавшихся сельского хозяйства и промышленности. Однако и в XVII-XVIII вв. естествознание все еще находилось под контролем религиозных догм.

Создаются такие труды как аграрная энциклопедия П. Кресценсия и трактат Альберта «О растениях» в XIII в. Деградация агротехнических приемов, сокращение лугов. Подсечная и переложная системы земледелия. Замена многолетнего перелога паром. Оживление аграрных новаций в XVI в. с учетом научных знаний химии, биологии и медицины. Аграрные труды Торелло и Оливье де Серра.

В свое время определенный вклад в развитие науки о питании растений внес голландский естествоиспытатель Ж.Б. ван Гельмонта (1579-1644), который впервые провел эксперимент с растениями в 1629г. Возникла водная теория питания растений.

В 1563 г. вышел «Научный трактат о различных почвах (солях) в сельском хозяйстве» французского естествоиспытателя Б. Палисси. В этом сочинении почвы впервые рассматриваются как источник питания растений минеральными солями, высказывается мысль о необходимости возврата в почву зольных веществ в виде удобрений.

В России основателем научного земледелия считается М,А, Ломоносов, который не мыслил подъема сельского хозяйства без помощи науки. Он смело высказывал материалистические взгляды на природу и ломал метафизические представления об ее неизменности. Ломоносов предложил царскому правительству учредить «Государственную коллегию земского домостроительства», которая заботилась бы о развитии сельского хозяйства, лесах, дорогах, каналах, деревенских ремеслах. По его проекту коллегия должна была изучать также иностранную сельскохозяйственную литературу и использовать достижения Европы в русском хозяйстве. Вместе с тем М.В. Ломоносов считал недопустимым механически переносить опыт зарубежных стран и предлагал изучать сельское хозяйство опытным путем. Преложение его правительство не приняло и лишь в 1763 г. при Российской Академии наук был организован «класс агрикультуры», т.е. земледельства. М.В. Ломоносов положил начало развитию агрономии в первом русском университете (Московском), где М.И. Афонин, профессор натуральной истории, организовал кафедру агрономии и начал читать курс «Сельскохозяйственное домоводство». Он говорил «о пользе, знании, собирании и расположении чернозему, особливо в хлебопашестве».

Первым русским агрономом по праву считается А.Т. Болотов (1738-1833). Он интенсивно работал в сельском хозяйстве более полувека. Период его деятельности совпал со временем оживленного роста производительных сил, который начался в стране еще при Петре I. Работа А.Т. Болотова «О разделении полей», была первым в России руководством по введению севооборотов и организации сельскохозяйственной территории. Он предлагает заменить трехпольный севооборот многопольным.

Идею интенсификации сельского хозяйства («лучше с мала получать много, чем со много мало») впервые высказал в России профессор И.М. Комов (1750-1792). Его работа «О земледельных орудиях», была первой в России печатным руководством по сельскохозяйственным машинам и орудиям. И.М. Комов выступал против шаблона, рецептуры и упрощенчества в агрономии, тем более при заимствовании иностранного опыта, с которым он был хорошо знаком. Лучшим способом пропаганды и проверки различных рекомендации он считал прямой опыт.

Труды А.Т. Болотова и И.М. Комова убедительно говорят о том, что научное земледелие в России развивалось самостоятельным путем, опережая в ряде вопросов развитие агрономической мысли в европейских странах.

Эпоха Возрождения – это эпоха огромного культурного подъема, характеризовавшаяся бурным развитием науки, философии, литературы, искусства; развитием, происходившим в напряженной борьбе старого и нового во всех областях духовной жизни человечества.



Заключение
Эпоха Возрождения (особенно 16 в.) отмечена крупными сдвигами в различных областях. Развитие земледельческого труда, несомненно, предшествовало развитию науки. Растет объем знаний во многих областях. Бурный рост науки, техники, средств воздействия на природу растительных организмов и почв объясняют высокие темпы прироста урожаев зерновых и других культур. Земледелие появилось в глубокой древности и если в начале своего развития оно базировалось на чисто эмпирической основе, то затем на него оказывали влияние достижения естественных наук.

Движущей силой в развитии научного земледелия стали достижения в области биологии, физики, химии, почвоведения, агрохимии, микробиологии и других наук, а также практика передовых хозяйств. В современных условиях усилия ученых в области земледелия и сопряженных отраслях науки направлены на интенсификацию земледелия применительно к природным и экономическим условиям конкретных регион. Эти исследования базируются на уже разработанных и опробированных практикой научных основах земледелия.

В эпоху Возрождения была проведена основная мыслительная работа. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции, свершившейся в эпоху Ренессанса и состоявшей в изменении системы человека.

Список литературы:




  1. История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая Философия XV-XIX вв. под ред. проф. Н.В. Мотрошиловой, М., 1996;

  2. А.Г. Спиркин Философия изд. Второе, М., 2002, стр 101;

  3. Всемирная история том 3. Под ред. Н.А. Сидорова, Государственное изд. Политической литературы, 1957, 895 с.

  4. Из истории культуры средних веков и Возрождения. Изд. «Наука» М., 1976г.

  5. Италия /Энциклопедия Кругосвет/

  6. Клохалев Ф.С. О системах земледелия. Исторический очерк. М., 1960.

  7. Крупенников И.И. История почвоведения. М., 1981

  8. Никонов А.А. Спираль многовековой драммы: Аграрная наука и политика России (XVIII – XX вв.). М., 1995.

  9. Расстянников В.Г., Дерюгин И.В. Модели сельскохозяйственного роста. М., 2004.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал