Рекомендации Общественной палаты Оренбургской области по итогам общественных слушаний «О проблемах сохранения и восстановления степей в Оренбургской области»



Скачать 72.39 Kb.
Дата26.04.2016
Размер72.39 Kb.
Рекомендации
Общественной палаты Оренбургской области по итогам общественных слушаний «О проблемах сохранения и восстановления степей в Оренбургской области»

Рекомендовано:

I. Государственной Думе Федерального Собрания РФ:
1. Внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации:

1.1. дополнив принципы земельного законодательства, предусмотрев в статье 1:

а) приоритет разумного и бережного отношения к природным и полуприродным экосистемам, расположенным на земельных участках, предназначенных или используемых для сохранения биоразнообразия;

б) приоритет использования ранее предоставленных и ранее вовлеченных в сельскохозяйственное производство земель перед освоением новых участков.

1.2. закрепив в статье 78 новые цели разрешенного использования сельскохозяйственных угодий: сохранение биоразнообразия земель сельскохозяйственного назначения; поддержание экосистемных функций сельскохозяйственного ландшафта

1.3. закрепив в статье 79 Земельного кодекса РФ «Особенности использования сельскохозяйственных угодий», для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, в установленном порядке признанных важными для сохранения биоразнообразия и поддержания экосистемных функций сельскохозяйственного ландшафта, приоритет в использовании и особую охранную зону.



1.4. дополнив статью 79 Земельного кодекса РФ пунктом 6 следующего содержания: «Перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой регулируются Постановлением Правительства РФ.
2. Внести изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Земельный кодекс Российской Федерации, дополнив пункт 2 статьи 7 после слов «по муниципальному району (городскому округу)» словами «а также сельскохозяйственных угодий, установленном порядке признанных важными для сохранения биоразнообразия и поддержания экосистемных функций сельскохозяйственного ландшафта», закрепив тем самым еще один способ защиты степных экосистем – ограничение перевода земель из одной категории в другую.
3. Внести изменения в Федеральном законе от 29.12.2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», закрепив нормы сохранения либо поддержания экологических свойств сельских территорий, в частности, сохранение природных экосистем, обеспечивающих качество жизни на сельских территориях и поддерживающих уровень сельскохозяйственного производства в целях учета последствий для природных экосистем и в целом для биоразнообразия сельскохозяйственных угодий и сельских территорий.
4. Включить в рабочую группу по разработке и внесению данных нормативных актов экспертов Проекта ПРООН/ГЭФ «Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ в степном биоме России».
II. Правительству Российской Федерации:
1. Рассмотреть вопрос о разработке и принятии постановления о порядке перевода сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой, в котором определить основания и условия, необходимые для перевода, правовую форму документации, в которой будет отражена такая необходимость, порядок ее разработки и утверждения.
2. Рассмотреть вопрос о разработке критериев использования земельного участка не по назначению, а также критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в целях реализации ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
При разработке указанных критериев необходимо учесть возможность сохранения степных экосистем на неиспользуемых пастбищных и сенокосных угодьях.
III. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
1. Рассмотреть вопрос о разработке нормативных актов регулирующих инвентаризацию экологического состояния сельскохозяйственных угодий, разработку их эколого-экономических карт, а также системы оценочных социально-эколого-экономических критериев, позволяющих решать вопросы экологически обоснованного размещения пашен, в целях развития и исполнения Концепции устойчивого развития сельских территорий, а также снижения антропогенного воздействия на природные и полуприродные экосистемы на землях сельскохозяйственного назначения в процессе производства и жизнедеятельности людей и совершенствование административных и экономических методов управления этими процессами.
2. В развитие статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в целях реализации мер защиты от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями необходимо разработать и закрепить определение «сорных растений».
3. Включить в рабочую группу по разработке и внесению нормативных актов, связанных с устойчивым развитием сельских территорий и развитием животноводства экспертов Проекта ПРООН/ГЭФ «Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ в степном биоме России».
IV. Законодательному собранию Оренбургской области:
1. Внести дополнения в Закон Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 317/64-III-ОЗ "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области":

а) закрепив в статье 6 часть 4 следующего содержания «в целях охраны земель, занятых пастбищами, актом Правительства Оренбургской области устанавливаются нормы нагрузки скота на единицу площади (пастбища) на основе научной методики их расчета с учетом природно-климатических условий»;

б) закрепив в статье 10 за Правительством области следующие полномочия:


  • определение территории с особым правовым режимом использования земель, установление и изменение их границ;

  • установление перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных земель, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством;

  • определение процедуры и критериев предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в аренду гражданам для сенокошения и выпаса скота, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

2. Внести дополнения в Закон Оренбургской области от 01.10.2003 № 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области", установив ответственность за поджигание тополиного пуха, сухой травы, разведение костров.


3. Законодательно закрепить:

  • признание приоритета использования малопродуктивной пашни в качестве кормовых угодий перед использованием в качестве пашни для зоны особого земледельческого риска (Оренбургская область);

  • запрет на определенные виды и способы хозяйственной деятельности (распашку, внесение удобрений);

  • природопользование на определенных условиях, экологические обязанности;

  • выплата субсидий землевладельцам в рамках агроэкологических программ;

  • систему штрафов за нарушение экологического законодательства.



V. Правительству Оренбургской области:
1. Разработать и принять Постановление Правительства Оренбургской области «О мерах по сохранению естественных кормовых угодий и развитию пастбищного животноводства» установив в нем:

  • требование к землепользователям, землевладельцам, арендаторам о проведении восстановления кормоемкости пастбищ путем предоставления отдыха и проведения фитомелиоративных работ; не допущения самовольной распашки пастбищных угодий; осуществления производственного земельного контроля за состоянием земельных и растительных ресурсов земельного участка;

  • экономическую модель развития пастбищного животноводства в регионе путем комплексного выращивания и содержания пастбищным методом различных видов скота;

  • применение рациональной практики землепользования, выражающейся в восстановлении биологического разнообразия и кормоемкости пастбищ, предотвращении дальнейшего опустынивания и деградации территорий, стимулирование самовосстановления степи, для чего необходимо геоботаническое обследование территории хозяйства (карта) и определение видового состава, продуктивности, кормоемкости пастбищ по участкам стравливания;

  • необходимость и порядок проведения оценки хозяйственной емкости пастбищ и определение допустимого на них антропогенного воздействия;

  • разработку пастбищеоборотов с загонами очередного стравливания;

  • подбор участков мониторинга;

  • разработку экологического паспорта предприятия, ведущего традиционное пастбищное животноводство;

  • проведение нормативного закрепления всех пастбищных угодий;

  • разработку и внедрение экологического паспорта предприятия, занимающегося технологией традиционного пастбищного содержания скота;

  • контроль за соблюдением пастбищной технологии содержания сельскохозяйственных животных;

  • организацию государственного регулирования оборота сельскохозяйственных животных и системы управления пастбищами.

2. При утверждении схем территориального планирования запланировать территории, требующие сохранения и восстановления как планируемые экологические территории в виде отнесения к особо охраняемым территориям ценных природных комплексов и участков сохранившихся ландшафтов.


3. Рассмотреть вопрос о дополнении министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области структурным подразделением, ответственным за восстановление и рациональное использование естественных кормовых угодий, и ввести в структуру отчетности министерства соответствующие показатели (раздел «Состояние, ресурсы, использование и сохранение естественных кормовых угодий» в ежегодном докладе).
4. Рассмотреть вопрос об инвентаризации всех сохранившихся эталонов зональных степей области как генетических резерватов, вторичных степей на старых залежах, подбор участков для реинтродукции степных копытных, что в свою очередь позволит планировать систему новационных охраняемых степных территорий, отвечающей эколого-географическим основам сохранения степей.
VI.Органам местного самоуправления:


  1. Оказывать содействие в сохранении и восстановлении степных экосистем на территории муниципальных образований; оказывать помощь в оформлении участков в долгосрочную аренду при условии сохранения в неприкосновенности только степной дернины в сочетании с обязательным ежегодным регламентированным изъятием растительной продукции путём выпаса копытных животных и разрешением на регламентированное изъятие любых биологических ресурсов.

VII. Институту степи УрО РАН, Оренбургскому областному общественному фонду «Возрождение Оренбургских степей», общественным организациям:


1. Уделить особое внимание общественному экологическому контролю как одному из элементов системы контроля за состоянием окружающей среды.
2. Продолжить работу по созданию особо управляемой степной территории «Оренбургская Тарпания».
3. Продолжить работу по организации и распространению экологического туризма в Оренбургской области.
4. Проводить социальную рекламу в средствах массовой информации, направленную на формирование общественного мнения, о значимости сохранения степей как экосистемы, как основы народа, проживающего на территории области.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал