Решение коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 28. 02. 2013 №19-р утверждено



Скачать 448.9 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер448.9 Kb.
ТипРешение
  1   2   3

ОДОБРЕНО

Решение коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

28.02.2013 №19-Р


УТВЕРЖДЕНО

Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь

М.И.Русый
13.03.2013 №06/214-62


Стратегия Республики Беларусь по постепенному выводу из обращения гидрохлорфторуглеродов на период до 2020 года


ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стратегия Республики Беларусь по постепенному выводу из обращения гидрохлорфторуглеродов на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана на основании пункта 12 Комплекса дополнительных мер по эффективному использованию природных ресурсов, повышению роли Минприроды в координации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, утвержденного решением коллегии Минприроды от 27.12.2011 г. №132-Р и в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 ноября 2001 года "Об охране озонового слоя", Законом Республики Беларусь от 14 ноября 2005 года "Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь", Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378 "Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы", Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой от 16 сентября 1987 года, Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, ратифицированном Законом Республики Беларусь от 9 июля 2008 года, и другими нормативными правовыми актами и международными договорами в области охраны озонового слоя.

Стратегия направлена на обеспечение охраны озонового слоя путем принятия превентивных мер по надлежащему потреблению веществ, разрушающих озоновый слой, с целью безусловного выполнения обязательств Республики Беларусь в соответствии с Решением XIX/6 совещания Сторон Монреальского Протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, по ускоренному выводу из обращения гидрохлорфторуглеродов с конечной целью добиться прекращения к 2020 году их потребления с последующим сбором и хранением озоноразрушающих веществ, извлекаемых из механизмов, оборудования, контейнеров и других устройств в ходе их технического обслуживания или перед списанием (далее – утилизированные озоноразрушающие вещества), последующей обработкой озоноразрушающих веществ за счет проведения первичной очистки с целью их повторного использования, осуществляемой как правило в месте утилизации озоноразрушающих веществ (далее – рециркулированные озоноразрушающие вещества), повторной обработкой и улучшением свойств утилизированных озоноразрушающих веществ за счет осуществления процессов фильтрации, сушки, дистилляции и химической обработки с целью доведения их характеристик до соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов (далее – восстановленные озоноразрушающие вещества).

Стратегия содержит детальное описание:

существующей в стране системы регулирования и специальных мер контроля по отношению к гидрохлорфторуглеродам (далее – ГХФУ);

фактических данных о потреблении ГХФУ в соответствии с действующей в стране отчетностью субъектов хозяйствования по обращению с озоноразрушающими веществами;

отчетности по потреблению ГХФУ, имеющегося оборудования и выпускаемой продукции с использованием ГХФУ;

данных об уровне потребления и распределения ГХФУ по секторам использования;

цели в области охраны озонового слоя до 2020 года и задач, которые необходимо решить для ее достижения;

приоритетных направлений вывода из обращения ГХФУ;

ожидаемых результатов, которые будут достигнуты в результате реализации Стратегии.


ГЛАВА 2

Основания регулирования обращения с озоноразрушающими веществами
Атмосферный озон играет чрезвычайно важную роль в существовании жизни на Земле. Современные методы исследований регистрируют его присутствие на высотах от поверхности Земли до 100 км, при этом основная его масса сосредоточена от 10 до 50 км с максимумом концентрации в стратосфере на высоте 19-23 км. Именно эта часть озона образует так называемый озоновый слой.

Состояние озонового слоя стратосферы находится под наблюдением ученых всего мира фактически с начала XX века. В конце 70-х годов было зафиксировано, что содержание в стратосфере озона, непрерывно создающегося и разрушающегося в условиях динамического равновесия в результате естественных фотохимических реакций, начало неуклонно сокращаться со скоростью 0,4-0,5 % в год.

Последствием этого стало увеличение проникновения ультрафиолетовой радиации на поверхность земли с оказанием глобальных воздействий на течение биологических процессов и особенно здоровье населения. Основной причиной этого явились начавшееся в 1930-ых годах массированное поступление в верхние слои атмосферы химических веществ, содержащих хлор и/или бром, которые являются общеизвестными как озоноразрушающие вещества (далее – ОРВ). Их способность разрушать озоновый слой характеризуется так называемым озоноразрушающим потенциалом (далее – ОРП). За единицу (1,0) принят ОРП наиболее распространенного хлорфторуглерода (ХФУ-11). ОРП остальных веществ рассчитан относительно ОРП ХФУ-11, с подходом более высокого ОРП для более опасного для озонового слоя вещества. Кроме того, каждое ОРВ обладает так называемым потенциалом глобального потепления – коэффициентом, определяющим степень воздействия ОРВ за определённый промежуток времени на глобальное потепление. За единицу (1,0) принят потенциал глобального потепления наиболее распространенного диоксида углерода (CO2).

Международным документом, предусматривающим меры по охране озонового слоя, является Венская конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 года, вступившая в силу для Республики Беларусь 22 сентября 1988 года. Следующим шагом по охране озонового слоя явилось вступление в силу с 1 января 1989 года Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой от 16 сентября 1987 года (далее – Монреальский протокол). Поскольку к этому времени разрушительная роль хлора и брома получила много доказательств, то в приложениях к Монреальскому протоколу был изложен перечень ОРВ, подлежащих регулированию всеми его Сторонами.

В последующие годы был принят ряд поправок к Монреальскому протоколу, в соответствии с которыми введены дополнительные, более жесткие условия регулирования сокращения потребления ОРВ: Лондонская поправка (июнь 1990 года), Копенгагенская поправка (ноябрь 1992 года), Монреальская поправка (сентябрь 1997 года) и Пекинская поправка (декабрь 1999 года).

Первоначально в соответствии с Лондонской поправкой начался процесс постепенного вывода из обращения самых распространенных и наиболее опасных ОРВ, известных как хлорфторуглероды (далее – ХФУ), галоны (Приложение A к Монреальскому протоколу), четырёххлористый углерод (Приложение B к Монреальскому протоколу) и многих других хлорированных химикатов. Последующие Поправки, особенно Копенгагенская поправка, регламентировали вывод из обращения других химических веществ, таких как метилбромид, а также класса «переходных» ОРВ, известного как гидрохлорфторуглероды. Они использовались в качестве хладагентов, пенообразующих агентов, огнегасителей, растворителей и, в случае метилбромида, как обеззараживатели подкарантинных объектов и подкарантинной продукции.

В соответствии с мировой практикой, технология замены ХФУ в значительной степени базировалась на переходных хладагентах, в основном ГХФУ-22 в новом холодильном оборудовании, и смесевых заменителей ХФУ-12 на основе ГХФУ-22 в старом оборудовании, значительная часть которого все еще находится в эксплуатации. В производстве пеноматериалов и в качестве растворителя нашел широкое применение ГХФУ-141b как заменитель ХФУ.

ГХФУ обладают относительно низким ОРП. Наиболее распространенны ГХФУ-22, ГХФУ-141b, ГХФУ-142b имеющие ОРП 0,055, 0,11, 0,065 соответственно. Вследствие официального согласования их использования в качестве заменителей ХФУ и других ОРВ с высоким ОРП, требования по постепенному сокращению их использования, налагаемые в соответствии с Копенгагенской Поправкой, были относительно мягкими, особенно для развивающихся стран. Однако, в 2007, когда вывод из обращения ОРВ приложений А и В Монреальского протокола приблизился к глобальному завершению, Стороны Монреальского Протокола на 19-ом Совещании Сторон Решением XIX/6 согласились ускорить фазу вывода ГХФУ. Основной причиной принятия Решения XIX/6 стало значительное увеличение использования ГХФУ, а также их существенный вклад в глобальное потепление.


ГЛАВА 3

Анализ соблюдения требований Монреальского протокола Республикой Беларусь
Республика Беларусь в числе первых государств подписала Венскую конвенцию об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Подписав Монреальский протокол 22 января 1988 г. (вступил в силу для Республики Беларусь с 1 января 1989 года) наша республика взяла на себя обязательства по сокращению и прекращению потребления ОРВ. Впоследствии с ратификацией Лондонской (постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 29 марта 1996 г. № 150-XIII "О ратификации поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой"), принятием Копенгагенской, Монреальской, Пекинской поправок к Монреальскому протоколу (Закон Республики Беларусь от 18 декабря 2006 года "О принятии поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой") Республика Беларусь расширила перечень регулируемых ОРВ и определила конкретные условия в отношении каждой группы ОРВ по сокращению и/или прекращению их потребления.

Беларусь – является развитой страной или Стороной Статьи 2 Монреальского протокола и всех поправок к нему и в настоящее время находится в состоянии выполнения всех обязательств по данному международному соглашению.

Республика Беларусь не производила ОРВ, однако, как большинство промышленно развитых стран, была потребителем ХФУ и продолжает оставаться потребителем ГХФУ. Как следствие, главные усилия страны направлялись и продолжают направляться на сокращение и прекращение использования таких веществ, замену их на озонобезопасные альтернативы. Основные объемы потребления ОРВ приходились на изготовление холодильного оборудования, использование в качестве пенообразователя при производстве теплоизоляционных материалов, в производственных целях в качестве растворителя для очистки металлических поверхностей в электронной промышленности, ремонт и обслуживание холодильного оборудования и систем кондиционирования воздуха.

Первый этап сокращения потребления ОРВ республикой был осуществлен в 1996-2002 годах. Основная стадия сокращения потребления ОРВ была выполнена в 1996-2000 годах. Начиная с 1993 по 1995 год Минприроды разработало Национальную Программу по прекращению использования озоноразрушающих веществ в Беларуси, выполнению Лондонской поправки и выводу из обращения веществ Приложений A и B. Программа была принята постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 19.02.1996 № 115.

Осуществление мероприятий поэтапного сокращения потребления ОРВ на предприятиях страны позволило ввести в эксплуатацию самое современное технологическое оборудование, вывести из обращения более 600 тонн ОРВ, значительно повысить технический уровень изготовляемой продукции, создать систему лицензионного регулирования обращения ОРВ, которая внедрена и действует с 1997 года, наладить контроль за ввозом в республику ОРВ и продукции, содержащей такие вещества, ввести в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях достаточно жесткие меры ответственности производственного и обслуживающего секторов экономики, использующих ОРВ.

В соответствии с требованиями Венской конвенции об охране озонового слоя над территорией республики организован мониторинг состояния озоносферы, изучается биологическая активность солнечного ультрафиолетового излучения учреждением Белорусского государственного университета "Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы", проводятся научные исследования по проблеме атмосферного озона.

В целом, Республика Беларусь значительно повысила свой имидж на мировой арене, выполнив первой из стран бывшего Советского Союза обязательства Лондонской поправки по прекращению потребления веществ Приложений A и B. Выполнение данных международных обязательств позволило рассматривать Республику Беларусь как одну из наиболее развитых в регионе стран в области решения проблем с ОРВ.

Однако, есть ряд обстоятельств, накладываемых Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, не позволяющих достаточно эффективно контролировать импорт ГХФУ и перемещение ГХФУ-содержащего оборудования и продукции внутри Таможенного союза. С учетом этого Республика Беларусь применяет методологию оценки регулирования контроля и потребления ГХФУ, основанную на пределах потребления ГХФУ, устанавливаемых в лицензиях на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду в части обращения с озоноразрушающими веществами, для конечных потребителей ГХФУ. Этот подход использовался для подготовки и предоставления отчетности Секретариату Монреальского протокола за 2009-2011 годы, а также для разработки настоящей стратегии.

Реализация мер по отказу от ХФУ сопровождались некоторым увеличением потребления ГХФУ при обслуживании холодильного оборудования (ГХФУ-22), производстве теплоизоляционных материалов, пеноматериалов и растворителей (ГХФУ-141b). Вследствие реализации мер по отказу от ХФУ с начала 2000-х годов увеличивалось потребление ГХФУ, связанное с проводимой модернизацией и развитием новой инфраструктуры, требующей увеличения производства холода и внедрения оборудования кондиционирования воздуха. Модернизация зданий, развитие рынка производства продовольственных товаров, системы общественного питания и многократное увеличение использования домашних кондиционеров, которые стали доступными для широких слоев населения, все эти причины значительно увеличили потребление ГХФУ.

В соответствии с принятыми обязательствами (Статья 2F: Гидрохлорфторуглероды Монреальского протокола и Решение XIX/6 "Корректировки к Монреальскому протоколу относительно веществ, включенных в группу I приложения С (гидрохлорфторуглероды)") Республика Беларусь обязана снижать объемы потребления ГХФУ следующими темпами:

за период двенадцати месяцев, начинающийся 1 января 2004 года, и за каждый последующий период двенадцати месяцев до 1 января 2010 года ежегодный расчетный уровень потребления ГХФУ не должен превышать шестидесяти пяти процентов от базового уровня1, т.е. уровень потребления2 2004 года должен снизиться на 35% к базовому уровню (на 17,821 МТ ОРП до уровня 33,096 МТ ОРП);

за период двенадцати месяцев, начинающийся 1 января 2010 года, и за каждый последующий период двенадцати месяцев до 1 января 2015 года ежегодный расчетный уровень потребления ГХФУ не должен превышать двадцати пяти процентов от базового уровня, т.е. уровень потребления 2010 года должен снизиться на 75% к базовому уровню (на 38,188 МТ ОРП до уровня 12,729 МТ ОРП);

за период двенадцати месяцев, начинающийся 1 января 2015 года, и за каждый последующий период двенадцати месяцев до 1 января 2020 года ежегодный расчетный уровень потребления ГХФУ не должен превышать десяти процентов от базового уровня, т.е. уровень потребления 2015 года должен снизиться на 90% к базовому уровню (на 45,825 МТ ОРП до уровня 5,092 МТ ОРП);

за период двенадцати месяцев, начинающийся 1 января 2020 года, и за каждый последующий период двенадцати месяцев ежегодный расчетный уровень потребления ГХФУ не должен превышать девяносто девяти с половиной процентов от базового уровня, т.е. уровень потребления 2020 года должен снизиться на 99,5% к базовому уровню (на 50,912 МТ ОРП до уровня 0,005 МТ ОРП), при этом предусматривается потребление ГХФУ в 2020-2030 годах на уровне 0,5 процента от базового уровня для обслуживания оборудования (или 0,005 МТ ОРП ежегодно).

Уровень потребления ГХФУ в Республике Беларусь за 2010 год, определенный на основании отчетности, предоставленной субъектами хозяйствования, составил 10,002 МТ ОРП, что ниже установленного в соответствии с обязательствами по Монреальскому протоколу уровня в 12,729 МТ ОРП. Детальная информация по фактическому уровню потребления ОРВ в Республике Беларусь за 1989-2011 годы представлена в следующей таблице.
Таблица. Тенденции потребления ОРВ в Республике Беларусь

Год

Использование ОРВ, MT

Всего использовано ГХФУ,

MT


Всего использовано ГХФУ,

MT ОРП


Лимит потребления,

MT ОРП


ХФУ

Галоны

ГХФУ -22

ГХФУ -21

ГХФУ -141b

ГХФУ -142b*

1989

2510.9

278.4

54.5

-

-

-

54.5

3.0

50,917 БУП

1991

1679.6

321.2

55.0

-

-

0.9

56.1

3.1

н/у

1992

1185.4

236.4

29.5

-

-

0.9

30.7

1.7

н/у

1996

914.2

220.8

18.4

-

-

0.6

57.0

5.3

н/у

2000

523.5

23.9

217.6

16.2

1.92

51.1

286.82

16.149

н/у

2004

0.0

0.0

556.8

1.512

9.6

15.14

583.052

32.725

33.096

2010

0.0

0.0

138.78

3.635

7.33

21.813

171.558

10.002

12.729

2011

0.0

0.0

123.067

3.403

7.16

20.416

154.046

9.019

12.729

Использование в 2010 году смесевых заменителей на основе ГХФУ-22/ГХФУ-21/ГХФУ-142b составило 42%, в то время как использование чистого ГХФУ-22 составило 54%. Это предполагает, что существенное количество старого оборудования, основанного на технологии ХФУ-12, продолжает эксплуатироваться.

ГХФУ используются во всех регионах страны, с наиболее высокими уровнями использования в городе Минске, Брестской и Минской областях. При доминировании сектора обслуживания, использование на нужды обслуживания холодильного оборудования составляет 70% и оборудования кондиционирования воздуха – 26%.

Потребление ГХФУ распределено среди многих экономических секторов, наиболее крупными из которых являются сельскохозяйственное производство и производство продуктов питания (по 30%), промышленные предприятия (до 19%) и предприятия Белоруской железной дороги (до 11%).

На текущий момент времени наблюдается устойчивое увеличение использования альтернатив ОРВ, прежде всего в холодильном секторе. На рынке страны представлены озонобезопасные вещества – преимущественно гидрофторуглероды (ГФУ), и особенно ГФУ-134a и ГФУ-404a.

В Республике Беларусь отсутствуют производственные мощности по выпуску оборудования с применением ГХФУ, за исключением кондиционеров и тепловых насосов. На текущий момент времени продукция, использующая ГХФУ и имеющая ценовые преимущества на рынке, относится к сектору малых сплит-систем и бытовых кондиционеров. Что касается наличия альтернативных заменителей ГХФУ, то у всех основных применений ГХФУ в Беларуси есть доступные альтернативы, которые широкодоступны коммерчески, как в Евросоюзе, так и на местном и российском рынках, и большинство этих альтернатив уже используется в стране. Поэтому никаких существенных технологических барьеров по замене ГХФУ не существует и главная технологическая проблема – выбор между более дешевым оборудованием и более доступным его базовым вариантом с ГФУ. Что касается внедрения новейших образцов оборудования с природными хладагентами, обладающими низким потенциалом глобального потепления, то они также хорошо представлены на рынке.


ГЛАВА 4

Цели и ЗАДАЧИ Стратегии
Стратегическая цель в области охраны озонового слоя состоит в прекращении потребления ГХФУ, безусловном выполнении обязательств Республики Беларусь в соответствии с Решением XIX/6 "Корректировки к Монреальскому протоколу относительно веществ, включенных в группу I приложения С (гидрохлорфторуглероды)" с учетом минимизации влияния альтернатив ГХФУ на изменение климата и последующего использования утилизированных, рециркулированных, восстановленных озоноразрушающих веществ.

Для достижения целевых показателей Стратегии и выполнения обязательств Республики Беларусь по сокращению потребления ГХФУ (приложение к Стратегии) потребуется комплексный подход к решению организационных, правовых и финансово-экономических проблем с учетом решения следующих задач:

определение эффективных путей по выводу ГХФУ из обращения;

замена используемых ОРВ их современными альтернативными составляющими;

максимизация использования альтернатив ГХФУ, оказывающих наименьшее воздействие на изменение климата и совместимых с соответствующими глобальными климатическими соглашениями;

внедрение оборудования, предназначенного для утилизации, рециркуляции, восстановления озоноразрушающих веществ;

повышение конкурентоспособности товаров, производимых в Беларуси, за счет внедрения современных стандартов изготовления и использования оборудования и материалов с применением хладагентов, пенообразователей, растворителей, и избежание, таким образом, существующих экспортных торговых ограничений;

обеспечение достижения необходимых результатов с оптимальными издержками на внедрение озонобезопасных технологий, технологий по рециркуляции, восстановлению, обезвреживанию ГХФУ;

совершенствование законодательства и отчетности для обеспечения четкого контроля за обращением ГХФУ в соответствии с требованиями Монреальского протокола;

гарантирование предоставления достоверной отчетности о потреблении ГХФУ Секретариату Монреальского протокола.

Подготовка и реализация мероприятий по отказу от использования ГХФУ требуют внесения определенных изменений и дополнений в нормативные правовые акты, создания новых экономических механизмов, направленных на обеспечение выполнения указанных задач. Так, в части лицензирования и применения лимитов на использование ГХФУ в стране до настоящего времени не применяются ограничения на импорт использованных ГХФУ или ГХФУ-содержащего оборудования, при том, что принятие Решения XIX/6 "Корректировки к Монреальскому протоколу относительно веществ, включенных в группу I приложения С (гидрохлорфторуглероды)" указывает на необходимость изменения системы ограничения количества ОРВ в выдаваемых лицензиях на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду в части обращения с ОРВ, прежде всего для субъектов хозяйствования, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт оборудования, содержащего ГХФУ.

Перевод технологических процессов и оборудования на озонобезопасные вещества, номинально является приоритетом в законодательстве, но до настоящего времени имеет ограниченное применение, прежде всего ввиду высокой стоимости таких технологий и отсутствия доступной информации об альтернативах применяемым технологиям, использующих ГХФУ. Внедрение любой новой производственной мощности с использованием озонобезопасных технологий осуществляется, в основном, путем запрета на приобретение ГХФУ-содержащего оборудования. Основным сдерживающим фактором перехода к озонобезопасным технологиям является отсутствие детального реестра оборудования, содержащего ОРВ, который мог бы стать основанием для конверсионного плана. Минприроды начал работу в этой области. Разработаны формы отчётности № 2-ОС (озоноразрушающие вещества), проведено исследование «Отчет о технологических процессах и оборудовании, работающих с использованием озоноразрушающих веществ и (или) их заменителей», которые должны стать фундаментом для дальнейшего изучения и создания системы учета используемого на территории страны оборудования, аналогом которой может стать регистрационная система, используемая в ЕС для управления ГФУ.

В части лицензирования импорта и таможенного контроля с начала 2010 года существуют определенные трудности осуществления таможенного контроля на территории Таможенного союза. Ввиду отсутствия соответствующих актов законодательства Российской Федерации и Казахстана на таможенной территории Таможенного союза не в полной мере выполняются положения Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами, что снижает уровень контроля за импортом ОРВ из Российской Федерации и Казахстана. Есть также проблемы, связанные с возможностью идентификации ГХФУ при применении таможенных кодов, в том числе и содержащихся в импортируемой продукции, а также проблемы, связанные с возможностью осуществления аналитического контроля содержания тех или иных ОРВ в перемещаемой продукции.

В связи с активным использованием ГФУ в качестве альтернативы ГХФУ и усилиями некоторых стран по продвижению поправок в Монреальский протокол в части регулирования обращения ГФУ с высоким потенциалом глобального потепления, необходимо начать работу по регулированию импорта ГФУ.




  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал