Решение по реализации управленческих задач в экономике, что будет являться основной сферой деятельности будущих специалистов



Скачать 346.39 Kb.
Дата27.04.2016
Размер346.39 Kb.
ТипРешение

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»



В. М. ДОБРОШТАН


ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие

(для студентов заочной формы обучения)

Санкт-Петербург

2007

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой изучения курса "Политология" для высших учебных заведений.



В нем содержатся основные указания по изучению курса, тезисы установочных лекций, темы рефератов, вопросы для зачета и библиографический список.

Составитель:

доктор культурологии, профессор В. М. Доброштан

© В. М. Доброштан




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Современная концепция высшего образования, признанная во всех странах мира, исходит из того, что выпускник высшего учебного заведения должен быть политически зрелым человеком.

Политология, принадлежит к таким гуманитарным дисциплинам, знакомство с которыми входит в необходимый комплекс условий формирования личности. Можно по-разному относиться к политике, но иметь представление о политических процессах в обществе необходимо каждому культурному человеку.

Демократизация и реформирование общества, поиск новых подходов и методов регулирования общественной жизни на принципах гуманизма предполагает необходимость для будущего специалиста познания природы и механизмов функционирования народовластия, социально-политических отношений и институтов, формирование политической культуры, властных отношений в целом. Без достаточного знаний функций и возможностей развития указанных взаимоотношений и институтов сегодня немыслимо принять оптимальное решение по реализации управленческих задач в экономике, что будет являться основной сферой деятельности будущих специалистов.



Политология изучает закономерности властных, политических отношений между людьми, социальными группами, слоями и ассоциациями в обществе. Главной задачей познания политологии как учебной дисциплины выступают уяснение студентами, каким образом отдельные личности и группы лиц приходят к власти и реализуют её в обществе, как эта власть распределяется и функционирует, чьи интересы и каким образом защищает, как они трансформируются в процессе развития общества в самоуправление и т.д.

Основными целями и задачами изучения курса являются:

— повышение политической культуры будущих специалистов;

— овладение ими практическими знаниями о функционировании государственных, кооперативных, частных, акционерных и других социально организованных учреждений и институтов в политической структуре нашей страны и за рубежом;

— развитие самостоятельности мышления и выработка собственной позиции в сложных и противоречивых процессах развития российского общества.

- осознание существующей политической реальности в обществе, умение видеть трансформацию социальных норм, институтов и организаций в процессе гуманизации и демократизации общества, проблемы, сложности и противоречия в процессе политической социализации личности на современном этапе развития российского общества.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ

К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВЫПУСКНИКА

В условиях коммерциализаци и реформирования современного общества возрастает роль гуманитаризации образования, основными задачами которого являются формирование интеллектуальной культуры специалиста, гуманизация и становление сознания его личности.

В изучении курса студенты опираются на знания, полученные в средней школе или в других средних учебных заведениях. Знания, полученные при изучении дисциплины, обеспечивают изучение дисциплин гуманитарного социально-экономического цикла Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования («Философия», «Отечественна история», «Культурология», «Экономическая теория», «Социология» и др.)



В результате изучения курса «Политология» бакалавр (дипломированный специалист) должен:

  • знать категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений;

  • знать основные разновидности современных систем и режимов; иметь научные представления о сущности власти и ее функциях;

  • разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации;

  • разбираться в современной системе международных отношений, геополитической обстановке, в национально-государственных интересах России и ее роли в международной политике.

Программа учебного курса включает обязательный минимум знаний, изучение которых позволит овладеть основными положениями и категориями политической науки.

Учебный курс "Политология" включает в себя различные формы и виды работ, которые студентам необходимо выполнить для глубокого усвоения материала.

Формы и методы проведения учебных занятий осуществляются в соответствии с требованиями вуза: в форме лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. По отдельным темам курса могут проводиться конференции, дискуссии, деловые игры.

Самостоятельная работа предполагает изучение рекомендованной литературы по темам дисциплины, написание конспектов, рефератов, подготовку докладов.

Изучение политологии сопровождается различными формами контроля, среди которых обязательными являются: текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль осуществляется преподавателем на семинарских занятиях, промежуточный - в виде собеседования по темам курса или написания реферата; итоговый контроль проводится в виде зачета.
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ


  1. Объект, предмет и метод политической науки.

Политология – это наука о политике, о политической власти, политических организациях и политических процессах. Объект политологии – политическая сфера общества, все происходящие в ней явления и процессы. Предмет политологии – закономерности формирования, развития и функционирования политической власти. Политика – это сознательная деятельность классов, социальных групп, партий, отдельных личностей, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

При изучении политологии следует учесть, что в этой дисциплине соединены несколько направлений в изучении политики - это теория политики, история политических учений, политическая социология и теория международных отношений.

Политология использует для изучения своего предмета различные методы. Среди них: системный, сравнительный, бихевиористский, социологический, институциональный, антропологический, психологический, исторический. Наряду с названными методами в политологии используются общелогические методы: анализ и синтез, индукции и дедукции, моделирования, математические, прогностические. Широкое применение получили методы статистические.


  1. Функции политологии.

Политическая наука необходима для получения достоверных сведений о политических процессах. Она призвана предотвратить ошибки в политике. Такая роль политологии исполняется путем осуществления ряда функций.

Прагматическая функция. Она направлена на достижение необходимых политических целей путем предварительной проверки выбранного курса.

Объяснительная функция. Она разъясняет причины принятых решений и пути их осуществления.

Прогностическая функция. Позволяет предположить наиболее вероятные пути развития политических событий.

Оценочная функция. Она дает оценку политическому строю, его институтам, событиям, поведению политиков и т. п.

Функция политической социализации личности и общества. Она заключается в формировании политической культуры населения страны.

Функция рационализации политической жизни. Эта функция заключается в наиболее оптимальном выборе вариантов создания и наличия политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и др.

  1. Политическая жизнь и властные отношения.

Политическая жизнь является специфическим проявлением общественной жизни, включающей, помимо нее, социально-экономическую и духовную. Политическая жизнь реализуется посредством политической деятельности людей, государственных институтов, партийных и общественных организаций, массовых движений, трудовых коллективов.

Сущность политической жизни можно определить как политическую деятельность народных масс, политических структур общества во имя достижения целей, обусловленных их интересами. Характер и содержание политической жизни в условиях цивилизованного общества характеризуется условиями сотрудничества. В условиях напряженных социальных отношений в обществе, острых классовых, национальных и других противоречий политическая жизнь развивается в рамках соперничества и противоборства.

Важнейшим элементом политической жизни является политический процесс, представляющий собой совокупность действий всех субъектов политики. Центральное место в политическом процессе занимает государство.

Политическая власть – важнейший элемент общественной жизни, оказывающий решающее воздействие на поведение людей и организаций посредством законов, воли, авторитета и установление того или иного политического режима.



  1. История политических учений.

Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, в основе которой лежали представления о божественном происхождении политической власти и существующих порядков в обществе. В середине 1-го тысячелетия до н. э. на смену ей пришла философско-этическая форма, основанная на теоретическом исследовании политики (Конфуций, Платон, Аристотель). Этой форме присуще рассматривать политику в единстве с этикой. Иными словами, политика должна отвечать интересам людей (быть нравственной). В средние века утверждается религиозно-этическая форма (Фома Аквинский), в основе которой лежала идея о божественном установлении политической власти и праве народа на ее свержение в случае нарушения ею воли божьей.

Становление современной политологии связано с именем итальянского мыслителя Н. Макиавелли (1469-1527 гг.). Он освободил политику от теологии, стал рассматривать ее как проявление естественного, разумного начала в жизни общества.

Политология как самостоятельная наука о политике возникла во второй половине 19 в. В это время в США создается кафедра политической науки. Одновременно происходит становление политологии как независимой науки в Европе. Большой вклад в ее развитие внесли ученые М. Вебер, К. Маркс, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето, А. Токвиль, Ф. Энгельс и др. Значительный вклад в политическую науку был сделан также представителями российской политической мысли: В. И. Лениным, М. М. Ковалевским, П. И. Новгородцевым, Г. В. Плехановым, Б. Н. Чичериным и др.


  1. Государство, его функции и типы.

Государство - это форма организации классового общества, представляющая особый аппарат управления обществом, а также ассоциацию, размещенную на отдельной территории и охватывающую всех членов данного общества. Государство суверенно, что означает только ему принадлежащее право представлять все общество в целом, издавать законы, осуществлять правосудие.

Происхождение государства рассматривается в рамках договорной (либеральная мысль), классовой (социалистическая мысль) и национальной теорий. Функции государства связаны с управлением обществом - это законодательная, исполнительно-распорядительная, судебная, защиты территории и внутреннего общественного порядка, экономическая, социальная, экологическая и др.

По форме государства бывают монархиями (наследственными и выборными, абсолютными и ограниченными конституцией) и республиками (президентской, парламентской или смешанной).

Различия в государственном устройстве объясняются ходом исторического развития того или иного региона, межэтнических и экономических отношений народов. Государства могут быть простыми (унитарными) или сложными (федеративными). Унитаризм как принцип государственного устройства предполагает сугубо централизованное строение механизма власти. При федерации несколько государственных образований создают союзное государство, в котором при общей конституции и едином законодательстве каждая составная часть может иметь собственные конституцию и законодательство. Существующие тенденции к рационализации экономической, политической, военной сфер общественной жизни могут привести и приводят к созданию различных видов союзов, из которых следует выделить конфедерацию, в которой государства сохраняют свою независимость, объединяются лишь для координации своих действий, а решения по общим вопросам или решения конфедеративных органов носят для союзных государств рекомендательный, не обязательный для выполнения характер.



  1. Правовое государство.

Правовое государство и гражданское общество представляют собою два самостоятельных субъекта существования и деятельности и вместе с тем неразрывное целое, при котором одна часть не может существовать без другой. Становление концепции правового государства относится к эпохе античного мира. Само понятие "правовое государство" было дано мыслителями эпохи Просвещения. Теоретическое обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах И. Канта, его принято считать основоположником учения о правовом государстве. Просветительские идеи о правовом государстве стали теоретическим фундаментом, который был использован американскими учеными и государственными деятелями Т. Пейном, Т. Джефферсоном, Д. Медисоном и др. в составлении первой конституции в мире (1787 г.) и формированию на ее основе правового государства.

Понятие "правовое государство" с момента своего возникновения не связано со строго установившимися принципами. Сейчас наука стала располагать большими возможностями для выявления этих основополагающих принципов. Можно выделить группу признаков правового государства:



  • верховенство закона (выполнение законов как гражданами, так и государством);

  • разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная власти);

  • суверенность народа (признание за ним верховенства в решении основных вопросов государства);

  • предоставление каждому человеку прав и свобод;

  • взаимная ответственность государства и граждан;

  • приоритет международного права над национальным.

  1. Гражданское общество, его происхождение и особенности.

Идеи гражданского общества восходят к эпохе Античного мира. В те времена сложились представления о гражданине и обществе. От латинского civis, гражданин, было образовано понятие civitas, то есть общество, и civilis, то есть гражданский и культурный ("цивильный"). Первым, кто употребил понятие гражданского общества в общепринятой теперь формулировке, был Т. Гоббс. По его представлению, гражданское общество – лишь составная часть государства, без которого оно погрузится во мрак, дикость, варварство, невежество, бесконечные войны.

В нынешнем понимании гражданское общество состоит из отдельных индивидов, личностей, являющихся его основным элементом. Условия существования гражданского общества: наличие индивидуальной свободы; обеспечение широких прав человека; обеспечение возможности реализации своих политических, экономических и духовных потенций. В качестве его других элементов выступает семья, производственные объединения и организации, классы, этнические, религиозные и другие социальные группы, политические партии, общественные движения, ассоциации, творческие союзы и др.

Принципиально важным является создание условий для обеспечения самодеятельности названных выше элементов: а) их независимость от политической власти в той степени, которая определена демократическими законами страны; б) торжество права каждого человека, социальных групп в определении тех порядков в обществе, которые сообразуются с их интересами, с пониманием основной массой населения идей справедливости.


  1. Особенности становления гражданского общества в России.

Царская Россия была авторитарным, монархическим государством, в котором демократические структуры власти, организации, которые могли бы выражать мнение различных групп населения, а также наличие прав и свобод граждан находились в зачаточном состоянии. Буржуазный путь развития страны исчислялся всего лишь несколькими месяцами, которые не смогли заложить и тем более закрепить демократические традиции.

После победы Октябрьской революции Россия осуществляет ряд демократических начинаний, имевших общемировое значение: были установлены рабочий контроль, право на труд, равноправие женщин и мужчин, всех наций и народностей. После гражданской войны были заложены основы советского права, укрепилась законность, стали функционировать законодательные, исполнительные и судебные органы. Новая экономическая политика (НЭП) заложила начало гражданского общества. Свидетельством тому было становление многоукладной экономики. Возникли самодеятельные общественные организации. Но в период правления И. Сталина первые ростки демократии были загублены. Основные задачи социалистического строительства решались недемократическим, насильственным способом. В политической области трудящиеся были отстранены от участия в формировании власти.

Все это в конечном итоге привело общество к застою. Выход из него был начат в апреле 1985 г. В этот период началась перестройка командно-бюрократического режима к гуманному, демократическому строю. В России начала развиваться рыночная экономика. Произошло перераспределение властных полномочий от партийных органов к советским органам, а затем и к полному отстранению КПСС от управления страной. Были введены альтернативные выборы органов власти. В настоящее время в России осуществляются политические и социально-экономические реформы, которые, однако, носят противоречивый характер. Гражданское общество находится в пути становления.


  1. Политическая культура общества.

Политическая культура - составная часть общей культуры человечества. Политическая культура - это уровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Впервые термин "политическая культура" был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в 18 в.

Политическая культура включает в себя следующие элементы: общезначимые политические знания; культуру политического мышления; культуру политических чувств; культуру политического поведения и деятельности.

Под влиянием общественных условий политическая культура вырабатывает свойства, имеющие как всеобщее, так и достаточно четко выраженное групповое значение, характерное как для отдельных стран, так и для различных слоев населения, регионов государства. В современной литературе предлагаются различные типологии политической культуры. Так, марксистская концепция выделяет рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую типы политических культур. Политическая культура также может быть дворянской, буржуазной, пролетарской и т. п.

В западной политологии выделяют три типа политической культуры: патриархальный; подданнический или авторитарный; активистский.



  1. Политическая социализация личности.

Одна из важнейших функций, которую выполняет политическая культура, является осуществление ею политической социализации личности. Она связана с вхождением человека в политику, с усвоением им господствующих в обществе политических идей, ценностей, норм политического поведения. Политическая социализация личности - длительный и сложный процесс. Он складывается, с одной стороны, с усвоением новым поколением принципов существующей политической культуры, с другой стороны, с приобретением им в результате участия в различных формах политической жизни знаний и опыта, обусловленных конкретной действительностью.

Политическая социализация личности начинается с семьи, которая закладывает основы знаний и представлений ребенка о политике, власти, государстве, праве и т. д. Далее политическая социализация человека продолжается в школе и других учебных заведениях. Последующим этапом его приобщения к политической культуре может служить участие в политических партиях, организациях, политических событиях, в ходе политического самообразования и др.

В настоящее время в политической науке выделены наиболее существенные типы политической социализации: гармонический тип; гегемонистский тип; плюралистический тип; конфликтный тип; конъюнктурный тип. Существует и другая типология, которая рассматривает воздействие политической социализации не только на формирование вышеуказанных личностных качеств человека, но и на развитие его способностей осуществлять либо административную, либо пропагандистскую, либо теоретическую, либо какую-то иную политическую деятельность.

Главная задача политической социализации - формирование устойчивых ценностных воззрений, самостоятельного и ответственного субъекта политики на основе свободного выбора им политических ориентиров.



  1. Политическая власть.

Понятие власти означает способность лиц или группы навязывать свою волю другим. Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия. Власть может основываться на авторитете, на насилии, на принуждении, на законности. Одно из общепринятых определений: власть – это тип господства, основывающийся на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений господства и подчинения. Различают власть толпы (охлократия), власть церкви (теократия), власть старейшин (геронтократия), власть богатого меньшинства (олигархия), власть политическую, власть СМИ (медиократия) и др.

Политическая власть – это один из видов власти в обществе, отличительными чертами которого являются: а) легальность в использовании силы и других средств осуществления власти в пределах страны; б) верховенство, обязательность решений политической власти для всего общества; в) публичность власти; г) моноцентричность власти, то есть наличие единого центра принятия решений; д) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и др.).

Формы функционирования власти многочисленны: управление и контроль; сотрудничество и конкуренция; поощрение и наказание как рычаги принуждения. Своеобразием властных отношений является то, что субъектами и объектами политики являются люди, причем вне зависимости от осознания степени своего участия.


  1. Политическая система.

Политическая система – это совокупность политических институтов, взаимодействий, норм, ориентаций, выполняющих функцию интеграции общества и адаптации к окружающей среде. Это понятие было введено в политическую науку американским политологом Д. Истоном. Разработанная им теоретическая модель была призвана выразить целостный характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе.

Политическая система представляет собой достаточно сложную, зависящую от исторических условий, совокупность государственных учреждений, политических партий, общественных организаций и движений, а также другого рода объединения людей, образующих комплекс основных субъектов политической жизни общества и оказывающих решающее значение на ее характер и содержание. Выбор той или иной политической системы может быть обусловлен интересами господствующего класса, отдельных социальных групп и даже личностей.

Важнейшим элементом политической системы общества является государство. Оно, с одной стороны, выступает как форма организации политической власти господствующих в стране социальных сил, с другой стороны, - как официальный представитель всего гражданского общества, осуществляющий выполнение его общих задач. Другим элементом политической системы являются политические партии. Будучи выразителем интересов определенных классов или социальных групп, они принимают активное участие в политической жизни общества и, в первую очередь, в борьбе за власть. К числу элементов политической системы относятся также общественные организации. Они могут быть формальными и неформальными, постоянно действующими и возникающими в связи с потребностями времени (например, стачкомы).


  1. Политические режимы.

Политический режим (от лат. – reqimen – управление) представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в государстве.

Характер политических режимов зависит от реального функционирования структур политической системы. Различают тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические режимы.



Тоталитарный режим характеризуется: а) повсеместный контроль над всей общественной и личной жизнью, подчинение ее строго определенным целям; б) нетерпимость к идейным оппонентам; в) претензия на монопольное владение истиной; г) всесильное государство, которое вникает во все сферы общественной жизни; д) отсутствие гражданского общества. Ядром тоталитарной системы выступает предельно централизованная партия во главе с харизматическим лидером. Тоталитарные режимы существовали в СССР, Германии, Италии, Иране, ЮАР.

Авторитарный режим имеет следующие черты: а) носителем власти является один человек или группа лиц (тиран, диктатор, монарх, военная хунта); б) не подконтрольность руководства обществу; в) опора на силу; г) недопущение политической оппозиции и легальной политической деятельности; д) ограниченное вмешательство во в неполитические сферы и, прежде всего в экономику. Авторитарный режим схож с тоталитарным режимом. Отличается тем, что он не ставит перед собой задачу ликвидации существующего социального строя, его функционирование не связано с деятельностью централизованной партии, этот режим предполагает достаточно свободную деятельность людей в различных сферах жизни общества, кроме политической. Различают авторитарно-демократические режимы и авторитаризм правого и левого толка.

Либеральный режим более прогрессивен, чем авторитаризм и тоталитаризм. Установление его было связано с борьбой нарождающейся буржуазии против феодализма и абсолютной монархии. Либералы требовали ограничения прав монарха парламентом, установления конституционного строя, допущения буржуазии к управлению государством, предоставления гражданских прав и свобод. Либералы выступают против революции, за реформы, разделение властей, примирение классов.

Демократический режим - это государственно-политическое устройство общества, в котором народ является источником власти, существуют широкие гражданские права, в том числе право каждого гражданина участвовать в решении государственных и общественных дел. Отличительным признаком демократического режима является признание равенства всех граждан, выборность представительных органов на основе всеобщего избирательного права, свободное функционирование различных политических движений и партий, общественных организаций, свобода мысли, слова и вероисповедания. Демократия может реализоваться в двух видах: репрезентативной (представительной) и непосредственной.

  1. Политические партии и партийные системы.

Партия – это специфическая общественная организация, в основе деятельности которой лежит защита интересов определенных социальных групп людей посредством борьбы за власть и установление соответствующих политических и социально-экономических порядков.

Целенаправленная деятельность партий предполагает наличие у них строго определенных функций. Выделяют внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: организация внутренней структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями; решение финансовых проблем; пополнение рядов партии за счет новых членов; подготовка из числа членов партии политических лидеров и др. К внешним функциям относятся политические, идеологические и социальные. Политические функции связаны в основном с борьбой за политическую власть. К социальным функциям относятся работа с массами и политическое воспитание граждан. Идеологические функции связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды и агитации.



Партийная система – это совокупность партий, участвующих в той форме политической деятельности, которая связана с формированием законодательных и исполнительных структур власти. Существуют три основных вида партийных систем: однопартийные, двухпартийные (бипартизм), многопартийные.

15. Политические организации и движения.

Политические организации и общественные движения, в отличие от политических партий, не обладают стройной организационной структурой, не имеют программ, охватывающих все стороны жизни общества. Они объединяются под определенными, представляющими общечеловеческие интересы лозунгами борьбы за мир, спасение цивилизации от преступного применения несовершенных технологий, права человека, национальное самоопределение.

Эти движения являются массовыми, пестрыми по социальному составу в силу привлекательности объединяющей идеи. В ряде случаев они становятся серьезными соперниками традиционных партий. Победа таких движений на выборах в современной России нередко носит националистический оттенок. За рубежом на выборах зачастую некоторых успехов добиваются экологические движения.

Политическая роль социальных движений существенно возросла, но переоценивать ее также не следует: так, создание партий "зеленых" привело их к необходимости высказываться по гораздо более широкому кругу проблем, что привело к быстрому отливу их приверженцев. Такая же картина и с другими массовыми общественными движениями, конституирующимися в политические партии.



  1. Политические элиты.

Слово элита происходит от лат. eligere и франц. elite - лучшее, отобранное, избранное. В 19 веке слово стало использоваться для характеристики высших социальных групп в системе социальной иерархии. В 20 веке понятие «элита» получило распространение в социологии и политологии и обозначало небольшие группы людей, обладающих большой долей общественных ценностей - знаниями, богатством, почетом, властью и т. п. Как целостная система взглядов теории элит были сформулированы итальянскими учеными В. Парето, Г. Моска и немецким - Р. Михельсом.

Политическая элита - это относительно немногочисленный слой людей, который занимает руководящие посты в государственных органах власти, а также в политических партиях, общественных организациях, политических движениях и благодаря этому располагает возможностью влиять непосредственно или опосредованно на выработку политики в стране. Составной частью политической элиты является правящая элита. Ее обычно подразделяют на высшую, среднюю и низшую. Кроме того, выделяют оппозиционную элиту, которая в перспективе может придти к власти.

В зависимости от условий развития общества используется определенная система формирования политических элит. Функционируют две основные системы: гильдий и антрепренерская. Для системы гильдий характерен закрытый тип политических элит, которые существуют в основном в тоталитарных и авторитарных режимах. Антрепренерской системе соответствует открытый тип политических элит. Они существуют главным образом в демократических режимах.



17. Мировая политика и международные отношения.

Мировая политика - это совокупность экономических, политических, идеологических, дипломатических, военных и других связей и отношений между государствами. Мировая политика реализуется во внешней политике отдельно взятых стран. Внешняя политика - это особый вид деятельности государства, связанный с осуществлением им такого курса в международных делах, который призван регулировать его отношения с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. В истории международные отношения приобретали характер сотрудничества или соперничества.

18. Особенности мирового политического процесса.

В настоящее время мировое сообщество переживает значительные изменения. Происходят крупные перемены в мировой политике, в содержании международных отношений. Старые механизмы, поддерживающие стабильность отношений в мире, постепенно отмирают по мере исчезновения угрозы столкновения. Создаются новые механизмы, обеспечивающие стабильность мирового порядка, основанные на доверии, развитии всестороннего сотрудничества государств, появления общих интересов, которые создают основу для сближения стран и народов.

С тенденцией демократизации международных отношений и внешней политики неразрывно связана проблема обеспечения всеобщего мира. Главное здесь заключается в том, чтобы освободить человеческое сознание от предвзятости, стереотипов, связанных с образом врага. Международная политика должна становиться гуманистической стратегией по объединению людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. Следует исходить из того, чтобы в отношениях между государствами существовало не право силы, а сила права.

Стоящие сейчас перед мировым сообществом задачи столь велики, что решать их только на уровне государственных отношений представляется невозможным. Поэтому в международные отношения включаются неправительственные организации, политические партии и движения, различные социальные группы и отдельные личности.

Политические переговоры - единственно разумный способ решения международных проблем, направленный на предотвращение конфликтных ситуаций, на укрепление взаимопонимания и сотрудничества. Переговоры могут привести к достижению поставленных целей путем консенсуса или компромисса.


  1. Политическое лидерство.

Лидер от англ. leader – руководитель. Политическое лидерство – постоянное, приоритетное влияние определенного лица на общество, политическую организацию или социальную группу. Специфическими особенностями лидерства в политике являются: 1) отсутствие, как правило, прямого взаимодействия между лидером и обществом; 2) много ролевой характер, то есть ориентированность на согласование различных социальных интересов; 3) корпоративность; 4) институциональный характер, то есть ограниченность деятельности лидера существующими социальными и политическими отношениями, нормами и традициями; Политический лидер выполняет ряд функций: определяет и формулирует социальные интересы, намечает способы и методы их реализации; принимает наиболее важные решения; осуществляет интеграцию и коммуникации; обеспечивает легитимацию власти. В политической науке выделяют ряд теорий политического лидерства: теория “личностных черт”, “ситуативные теории”, “личностно-ситуативные теории”, “теории конституентов”, “психологические теории” и др. По характеру легитимности политическое лидерство подразделяется на традиционное, харизматическое и рационально-легальное. По стилю подразделяют лидерство на авторитарное, демократическое и не вмешивающееся.

  1. Политические конфликты.

Политический конфликт – столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленные противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Выделяют конфликт интересов, конфликты ценностей и конфликты идентификации. Первые из них возникают в результате столкновения интересов по поводу перераспределения ресурсов. Вторые связаны с существованием в обществе противоположных политических ценностей и норм и отсутствие консенсуса между ними. Третий тип обусловлен этнолингвистической и религиозной неоднородностью общества и идентификацией индивидов с определенными политическими силами, конкретной расой, религией, социальной общностью и т. п. По масштабу политические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные). Субъектами позиционных конфликтов выступают различные политические институты, занимающие неодинаковые властные позиции. Сторонами оппозиционного конфликта являются политические институты, занимающие различные места во властных иерархиях.

Выделяются три стадии развития политического конфликта: предконфликтная, непосредственно конфликтного взаимодействия, разрешения конфликта. Возможны три варианта разрешения кофликта: а) выигрыш одной из сторон конфликта; б) взаимный проигрыш всех сторон конфликта; в) выигрыш всех субъектов конфликта. Одним из наиболее продуктивных способов разрешения политического конфликта является консенсус.




  1. Институциональные аспекты политики.

Политическая институализация – процесс образования, закрепления и признания основными политическими институтами политических норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения, а также способов контроля за их соблюдением. Политическая институализация – важнейшее условие политической стабильности. Она зависит от степени автономности политических структур, их адаптации и интеграции.

Политический институт – это организация политической деятельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур. В политические институты включаются: 1) общепринятые и признанные политические нормы и ценности; 2) общепринятые модели политического поведения; 3) формы организации политических отношений; 4) контроль за соблюдением правил и норм. К политическим институтам относятся государственные органы власти (парламент, правительство, суд); структуры, осуществляющие представительство интересов (политические партии, группы интересов, лоббизм); способы избрания должностных лиц (избирательные системы) и др. Каждый политический институт специализируется на выполнении специфических функций.


  1. Политическая модернизация.

Политическая модернизация – это изменение политической системы в процессе перехода от традиционного к современному обществу. Политическая модернизация характеризуется 1) созданием дифференцированной политической структуры с высокой специализацией ролей и институтов; 2) территориальным и функциональным расширением области центрального законодательства, администрации и политической активности; 3) постоянным расширением включенности в политическую жизнь социальных групп и интересов; 4) возникновением и быстрым увеличением рациональной политической бюрократии; 5) ослаблением традиционных элит и их легитимизации и др.

В политической литературе выделяют два типа модернизации: а) «первичная» (Западная Европа, США, Канада): охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и пр.; б) «вторичная», модернизация «вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.): ее основным фактором выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры. Политическая модернизация наталкивается на препятствия и ловушки. Среди них: националистическая политика; крайности технократизма; неспособность или нежелание политической власти распространить импульс модернизации с элитарного на массовый уровень; неглубокое, механическое восприятие современных политических ценностей и норм при фактическом доминировании традиционной политической культуры и пр.



  1. Электоральные системы.

Электорат – совокупность граждан, обладающих избирательными правами. Электоральная (избирательная) система – совокупность избирательных правил и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц. Известны три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе избранным считается депутат, набравший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависимости от законодательной трактовки понятия «большинство», мажоритарные системы подразделяются на: а) абсолютные, в которых для победы кандидата на выборах необходимо собрать как минимум 50%+1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо собрать простое большинство голосов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). При пропорциональной системе избиратели подают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: 1) на общегосударственном уровне и 2) на уровне много мандатных округов.

В России выборы в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избираются по абсолютной мажоритарной системе и 225 – по пропорциональной.



  1. Средства массовой информации и их роль

в политической жизни.

СМИ – это учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

К СМИ относятся: пресса, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись, массовые справочники, Интернет и др.



Главные формы организации СМИ: частная (коммерческая), государственная, общественно-правовая.

Отличительные черты СМИ: публичность, наличие специальных технических приборов, непрямое взаимодействие партнеров, одно направленность взаимодействия, непостоянный характер аудитории.

Политические функции современных СМИ: информационная, образовательная, социализации, критики и контроля, артикуляции и интеграции, мобилизационная, инновационная, оперативная

Принципы отбора материала в СМИ: приоритетность и привлекательность темы для граждан; неординарность и новизна фактов; политический успех; высокий общественный статус источника информации.

Оценки роли СМИ в современном обществе: оптимистическая и пессимистическая.

Цели, которым служат СМИ: просвещение людей; развитие у граждан чувства собственного достоинства, стремления к свободе и социальной справедливости; оказание помощи гражданам для компетентного участия в политике; обогащение или духовное порабощение личности; дезинформация, запугивание, разжигание массовой ненависти, недоверия и страха.

  1. Политическое манипулирование


Политическое манипулирование – скрытое управление политическим сознанием граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.

Особенности политического манипулирования: осуществляется незаметно для управляемых; не влечет за собой прямых жертв; не требует больших материальных затрат; осуществляется на основе лжи и обмана.

Способы манипулирования: прямая подтасовка фактов; замалчивание неугодной информации; распространение лжи и клеветы; использование полправды; наклеивание ярлыков («шпион», «шовинист» и пр.); употребление двусмысленных слов и выражений (борец за свободу – «террорист», «сепаратист», «боевик», «бандит» и пр.); использование на ТВ непривлекательных ракурсов, соответствующего монтажа и т. д.; применение сфабрикованных опросов общественного мнения (например, о рейтинге политического деятеля).

Пределы манипулирования определяются: сложившемся массовым сознанием; стереотипами и взглядами людей; наличием собственного опыта политической деятельности; влиянием семьи, родственников, знакомых и др.


26. Научное прогнозирование
Предвидение будущего – это каким-то образом обоснованные представления о будущем состоянии явлений природы и общества.

Основные формы предвидения будущего: предчувствие (простое предвосхищение) – свойственно живым организмам; предугадывание (сложное предвосхищение) – вид интеллектуальной деятельности человека, размышления о будущем на основе личного опыта; предсказание (пророчество) – гадания, гороскопы, хиромантия и т. п.; прогнозирование (научное предвидение) – специальное научное исследование перспектив развития социальных процессов и явлений.

Политическое прогнозирование – это исследование перспектив социальных и политических процессов с целью повышения научной обоснованности принимаемых политических решений и эффективности политического руководства.

Основные направления политического прогнозирования: экономико-политическое; социально-политическое; государственно-правовое; политико-идеологическое; военно-политическое; внешнеполитическое; внутриполитическое.

Типы политических прогнозов: поисковые и нормативные.

Поисковый прогноз – это определение будущего состояния политического явления путем переноса (экстраполяции) присущих этому явлению тенденций, которые имели место в разные исторические времена.

Нормативный прогноз – это определение будущего на основе заранее заданных целей, норм, идеалов и средств достижения.

Достоверность прогноза зависит: от знания и анализа, имеющихся у данного политического явления тенденций; от глубины прогноза по времени; от знания закономерностей общественного развития; от достоверности и полноты используемой информации; от применяемых методов прогнозирования.

Методы политического прогнозирования: метод экстраполяции – распространение выводов, полученных из наблюдения над одними политическими событиями, на другие события. Применяется для процессов, тенденции которых имеют непрерывный характер; метод экспертных оценок – основан на использовании интуиции и опыта профессионалов в определенной политической области. Применяется при выдвижении новых идей и подходов.

Разработка сценариев – применяется для исследования политических процессов, в которых отсутствует непрерывность. Сценарии могут быть оптимистические, пессимистические и вероятные.

Виды политических прогнозов:

оперативные (до 1 месяца) – рассчитаны на перспективу, в течение которой не ожидается ни количественных, ни качественных изменений объекта исследования;

краткосрочные (от 1 месяца до 1 года) – рассчитаны на перспективу количественных изменений объекта;

среднесрочные (от 1 года до 5 лет) – охватывают перспективу между кратко- и долгосрочными прогнозами, с преобладанием количественных изменений над качественными;

долгосрочные (от 5 до 15 лет) – рассчитаны на перспективу, при которой возможны значительные качественные изменения объекта;

сверхдолгосрочные (на период более 15 лет) – прогнозируются самые общие перспективы развития в области политических отношений.


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Политика как объект исследования.

  2. Становление и развитие политологии как науки.

  3. Учение Платона об идеальном государстве.

  4. Проблемы политики в трудах Аристотеля.

  5. Государство, его место и роль в политической системе общества.

  6. Власть как общественное явление.

  7. Структура и функции политической власти.

  8. Демократизация власти и принцип разделения властей.

  9. Политический режим. Типы политических режимов.

  10. Президентская власть: принципы и формы организации.

  11. Политическая система современного общества.

  12. Общественно-политические объединения и их роль в политическом процессе современного общества.

  13. Партии и партийные системы в современном обществе.

  14. Общественное мнение, его структуры и роль.

  15. Социально-политические конфликты в обществе и пути их разрешения.

  16. Гражданское согласие и политическая стабильность.

  17. Политический процесс в современном обществе.

  18. Политическая модернизация и ее особенности в России.

  19. Социальная напряженность: причины и формы проявления.

  20. Межнациональные конфликты: причины возникновения и пути разрешения.

  21. Политика и этносоциальные процессы.

  22. Структура и функции политической культуры.

  23. Проблемы формирования политической культуры в России.

  24. Основные критерии и типы политической культуры. Политические субкультуры.

  25. Политическая идеология и ее основные типы.

  26. Политическое сознание: сущность и структура.

  27. Человек и политика.

  28. Сущность и типы политического лидерства.

  29. Теории политического элитизма.

  30. Права и свободы человека и гражданина.

  31. Гражданское общество: сущность, структура и условия формирования.

  32. Государство и общество: их единство и взаимосвязь.

  33. Международные конфликты и пути их разрешения.

  34. Основные течения политической мысли в ХХ в.

  35. Становление нового политического порядка в современном мире.

  36. Современная Россия и мировая политика.

  37. Политика и средства массовой информации.

  38. Политическое участие и политическая социализация.

  39. Особенности политических преобразований в России.

  40. Становление новой системы политической власти в России.


ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

"Политология"


  1. Объект, предмет и метод политической науки.

  2. Функции политологии.

  3. Политическая жизнь и властные отношения.

  4. История политических учений.

  5. Государство, его функции, типы.

  6. Правовое государство.

  7. Гражданское общество.

  8. Особенности становления гражданского общества в России.

  9. Политическая культура.

  10. Политическая социализация личности.

  11. Политическая власть.

  12. Политическая система.

  13. Политические режимы.

  14. Политические партии и партийные системы.

  15. Политические организации и движения.

  16. Политические элиты.

  17. Мировая политика и международные отношения.

  18. Особенности мирового политического процесса.

  19. Политическое лидерство.

  20. Политические конфликты.

  21. Институциональные аспекты политики.

  22. Политическая модернизация.

  23. Электоральные системы.

  24. Средства массовой информации и их роль в политической жизни.

  25. Политическое манипулирование.

  26. Научное прогнозирование.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Афанасьев А. Происхождение мифа. М., 1996.

  2. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М., 1977.

  3. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята ГАООН в дек. 1948 г.).- М.: Юриздат, 1991

  4. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник - М.: Междунар. отношения, 1998.

  5. Громыко А.Л. Политические режимы. М.,1994.

  6. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.

  7. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

  8. Зиновьев А. П., Шевченко В. Н. Политология: Учеб. пособие.- М.: Инфра-М, 2001.

  9. Зотов А.Ф. , Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в.: В 2-х т. М., 1994-1996.

  10. Ирхин Ю.В. Политология как научное направление и учебная дисциплина М. : Изд-во РУДН, 1996.

  11. История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.

  12. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.

  13. История политических партий России. М.: Высшая школа. 1994.

  14. История России: Атрибуты государственности: Учебное пособие / А.А. Резник (отв. ред.)., В.А. Лимонов (зам.отв.ред.), О.А. Сербина и др. СПб.: ООО «Петропресса», 1997.

  15. Конституция Российской Федерации. Изд. “Юридическая литература”. М., 2003.

  16. Конфуций. Изречения. М., 1994.

  17. Кравченко А. И. Политология: Учеб. пособие М., 2001.

  18. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

  19. Маккиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996.

  20. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М.: Издательство ПРИОР, 1997.

  21. Парламенты мира. М., 1991.

  22. Политическая теория и политическая практика. Словарь - справочник / Под ред. А.А. Миголатьева. М., 1994.

  23. Политические партии России: программные документы политических партий. Ч. 1-2. М., 1994.

  24. Политология: Учебное пособие для вузов / Сост. и отв. ред. Радугин А.А. - Науч.ред. Кротков Е.А. - М.: Центр, 1996.

  25. Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Полуниной Г. В. - М.: Акалис, 1996.

  26. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. - М.: изд-во Моск. коммерч. ун-та., 1993.

  27. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика.- М.: Гардарики, 2000.

  28. Политология: Учебник М.: Дело, 2002.

  29. Психоанализ и культура. Избранные труды К.Хорни и Ф.Фромма. М., 1995.

  30. Пугачев В. П. Введение в политологию: Учебник для вузов М., 2002.

  31. Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект пресс, 1996.

  32. Федосеев А.А. Введение в политологию. СПб.,1994.

  33. Федосеев А.А. Политология и жизнь. СПб., 1992.

  34. Хайек Фр. Дорога к рабству. М., 1992.

  35. Шварценберг Р.Ж. Политическая социология: В 3-х ч. -М., 1992.







База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал