Резолюция международной научно-практической конференции «Управление и участие в процессах устойчивого развития» Минск, 21–22 2015 г



Скачать 78.91 Kb.
Дата26.04.2016
Размер78.91 Kb.
РЕЗОЛЮЦИЯ

Международной научно-практической конференции

«Управление и участие в процессах устойчивого развития»

Минск, 21–22 2015 г.

21–22 мая в Минском международном образовательном центре им. Й. Рау прошла Международная научно-практическая конференция «Управление и участие в процессах устойчивого развития», в которой приняли участие более 230 человек. Крупнейшие международные организации, работающие в Беларуси, вместе с представителями государственных органов, бизнеса, общественных инициатив и организаций обсудили актуальные для общества вопросы устойчивого развития. Более половины участников конференции – это представители регионов, которые активно содействуют устойчивому развитию в рамках своих предприятий, организаций и инициатив. Своим опытом с участниками поделились белорусские специалисты и международные эксперты из Германии, Польши, Швеции.
Заслушав и обсудив доклады, сообщения и презентации, а также результаты работы дискуссионных и секционных панелей, участники конференции констатировали, что сегодня человечество стоит перед серьезными вызовами. Экосистема планеты не может больше компенсировать воздействие человека. Всемирная социально-экономическая модель, основанная на растущем потреблении и быстром передвижении капитала, демонстрирует очевидные признаки кризиса. Решение этих вызовов – задача не только государства, некоммерческих организаций и бизнеса. Сами граждане должны взять на себя больше ответственности за развитие своих местных территорий.

Нынешний год является особенно важным для определения дальнейшего пути устойчивого развития Республики Беларусь и человечества в целом. Советом Министров Республики Беларусь одобрена новая Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2030 г. (НСУР-2030). В июне 2014 г. Европейская комиссия приняла стратегический документ «Достойная жизнь для всех: от миссии к совместным действиям». В сентябре 2015 г. государства – члены Организации Объединенных Наций планируют принять «всемирные цели в области устойчивого развития».

Участники конференции определили четыре ключевых направления на пути к устойчивому обществу, которые могут лечь в основу взаимодействия органов власти, бизнеса и гражданского общества на местном, областном и республиканском уровнях:


  • разработка и реализация стратегий устойчивого развития;

  • развитие экономики на принципах устойчивого развития;

  • повышение социальной ответственности бизнеса;

  • образование для устойчивого развития.

Участники конференции отмечают, что за последнее время в Республике Беларусь сделаны важные шаги на пути к устойчивому развитию, в этой связи имеются актуальные потребности и потенциал:



  • в Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2030 г. определены главные цели и направления устойчивого развития страны, а также ключевые институты и инструменты для обеспечения данного процесса. Среди них: Кодекс устойчивого развития для предприятий, комиссия по устойчивому развитию, советы по устойчивому развитию на всех территориальных уровнях, мониторинг и аналитический отчет по реализации НСУР-2030, регулярно проводимые конференции по устойчивому развитию;

  • разработан законопроект по государственному индикативному планированию (ГИП). Этот проект содержит современные с точки зрения международного опыта аспекты, в том числе по разработке стратегий устойчивого развития на уровне областей, районов и городов областного подчинения.

  • в процессах устойчивого развития активно принимают участие депутаты Палаты представителей, Советов депутатов областного, районного и городского уровней;

  • в рамках ряда проектов по «зеленой» экономике разные акторы взаимодействуют с международными организациями и программами (например, Европейской Комиссией, Программой развития ООН, Всемирным банком, Программой поддержки Беларуси Федерального правительства Германии). Имеется потенциал для синергетических эффектов между этими проектами;

  • эффективно заработали первые частные предприятия в сфере «зеленых» технологий (например, по сбору бытовых отходов). В некоторых регионах разработаны стратегии для комплесного обращения с отходами. Как отметили участники конференции, активное участие бизнеса в сферах обращения с отходами, энергетики, органического земледелия привлекло бы дополнительные ресурсы в решение общественно важных задач;

  • созданы благоприятные законодательные условия для развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в том числе через использование повышающих коэффициентов. Указ Президента № 209 от 18 мая 2015 г. «Об использовании возобновляемых источников энергии» закрепил выгодные рамочные условия для развития ВИЭ. Данные виды энергии имеют большой, но еще не в полной мере раскрытый потенциал для устойчивого развития и энергетической безопасности страны;

  • для многих предприятий и территориальных единиц энергоэффективность становится важнейшим принципом функционирования. В рамках подписанных Пактов мэров европейских городов начали разрабатываться энергетические стратегии городов и районов, ориентированных на уменьшение выбросов СО2;

  • существует ряд успешных примеров по социальному предпринимательству. Данный вид деятельности может внести существенный вклад в решение социально важных задач;

  • имеются многочисленные примеры успешного сотрудничества разных субъектов в сфере образования взрослых (государственные, коммерческие и некоммерческие организации), содействующего повышению качества дополнительного профессионального образования, развитию личностных компетенций граждан, их инициативности.

Обращаясь к Администрации Президента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Палате Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, представителям бизнеса и гражданского общества, участники конференции констатируют необходимость повышения эффективности управления и участия в процессах устойчивого развития в Республике Беларусь. Для этого предлагаются следующие шаги:


В сфере реализации стратегий устойчивого развития:


  • в законе «О государственном индикативном планировании социально-экономического развития Республики Беларусь» определить орган, ответственный за реализацию СУР на разных территориальных уровнях (область, район, город областного подчинения), а также инструменты реализации, механизмы участия общественности, роли, статус, полномочия, ресурсы, включая финансирование;

  • определить взаимосвязь стратегий устойчивого развития с иными государственными планами и программами республиканского, областного, районного уровней;

  • более широко задействовать руководство районов и городов, представителей местных самоуправлений и инициатив в процессах разработки и реализации областных стратегий устойчивого развития, а также включить представителей областных структур в процессы разработки районных и городских стратегических документов;

  • расширить практику освоения и внедрения нового передового опыта, наилучших практик совершенствования компетенций в области устойчивого развития представителями органов власти и гражданского общества посредством обмена отечественным и международным опытом, вузовских, академических образовательных программ, системы дополнительного образования;

  • определить механизмы постоянного количественного и качественного анализа различных показателей по устойчивому развитию на местном уровне на основе системы мониторинга, определенного в НСУР-2030. Отчет по результативности реализации стратегий устойчивого развития на местном уровне проводить с периодичностью не реже одного раза в два года.

В сфере экономики на принципах устойчивого развития:


  • посредством научно-практического, общественного диалога, анализа международного опыта, определить понятие, критерии, составляющие «зеленой» экономики в Республике Беларусь;

  • постоянно улучшать условия для отечественных и иностранных инвесторов с целью привлечения крупных инвестиций в "зеленую экономику" Республики Беларусь (гарантии прав инвестора; равные условия инвестирования; международный арбитраж и пр.);

  • отменить перекрестное субсидирование тарифов на электроэнергию, которое содействует нерациональному использованию ресурсов населением;

  • стимулировать развитие «зеленой» экономики системой различных инструментов и механизмов, например, посредством увеличения сроков кредитования для субъектов малого и среднего бизнеса, реализующих «зеленые» проекты;

  • продолжить практику государственной поддержки развития перспективных «зеленых» технологий и проектов (например, по «устойчивому дизайну» продукции, в сфере обращения с отходами, энергоэффективности и пр.);

  • обеспечить координацию действий органов государственно и местного управления и самоуправления, бизнес-сообщества и гражданского общества в области разработки и реализации стратегий обращения с отходами в РБ;

  • стимулировать развитие органического земледелия и соблюдения принципов справедливой торговли через использование инструмента сертификации товаров;

  • создать координирующий орган (диалоговую площадку) донорских организаций в Республике Беларусь при участии ключевых министерств и ведомств, представителей общественности и бизнеса для повышения эффективности использования средств технической помощи.



В сфере социального предпринимательства (СП):

  • некоммерческим организациям расматривать предпринимательство как один из способов решения социальных проблем и как устойчивый источник дохода самих некоммерческих организаций;

  • международным «донорским» организациям фокусировать в своих программах продвижение и развитие социального предпринимательства в Беларуси;

  • юридически и организационно обосновать сущность и содержание понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие»;

  • обеспечить возможность подготовки и повышения квалификации кадров для сферы «социального предпринимательства», содействовать постоянному обмену отечественным и международным опытом в данной области.

В сфере образования для устойчивого развития (ОУР):

  • разработать Национальную концепцию (стратегию) образования для устойчивого развития, которая ориентирована на основное и дополнительное образование, учитывает интересы разных целевых групп, содержит в себе механизмы и инструменты реализации;

  • расширить количество субъектов образовательной деятельности, особенно в сфере образования взрослых, в частности определить законодательные и организационные условия реализации модели высших народных школ как эффективного механизма системы дополнительного образования и образования взрослых;

  • расширить возможности образовательных учреждений, учитывать актуальные потребности на рынке труда в сфере компетенций, знаний и умений при составлении программ обучения;

  • использовать принципы устойчивого развития в системе непрерывного образования управленческих кадров;

  • усилить сотрудничество разных министерств и ведомств по вопросам ОУР, а также возможность поддержки конкретных действий для реализации подхода ОУР (образовательных программ, проектов и пр.).

Участники конференции отмечают полезность и несомненную теоретико- практическую значимость проведенной конференции, способствующей установлению новых контактов и сотрудничеству в интересах устойчивого развития, выражают благодарность оргкомитету Недели устойчивого развития 2015, организаторам, отечественным и зарубежным экспертам, волонтерам, а также признают необходимость сделать данную конференцию традиционным ежегодным мероприятием по подведению итогов и достижений в области устойчивого развития.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал