Резолюция российского промышленно-экологического форума «роспромэко-2013» 14 15 ноября 2013 года в Москве состоялся Российский промышленно-экологический форум «РосПромЭко-2013»



Скачать 157.7 Kb.
Дата29.04.2016
Размер157.7 Kb.
РЕЗОЛЮЦИЯ
РОССИЙСКОГО ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА 
«РОСПРОМЭКО-2013» 

14 - 15 ноября 2013 года в Москве состоялся Российский промышленно-экологический форум «РосПромЭко-2013».

Форум проведен по инициативе Института проблем регионального развития, при поддержке Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также ряда влиятельных общественных организаций.



Основная тема Форума: «Экологическая политика России в аспекте реализации концепции устойчивого развития».

Актуальность темы Форума связана не только со значительным объёмом негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, но и с непрерывно возрастающим уровнем экологической грамотности населения, ростом в общественном сознании ценности права на благоприятную окружающую среду.

Цели Форума:

  • формирование социально-эколого-экономической платформы для перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития с учетом международного опыта в решении вопросов экологической модернизации экономики, сохранения природного наследия и биоразнообразия, привлечения общественных организаций для пропаганды экологически правильного образа жизни;

  • развитие в Российской Федерации «зеленых» отраслей экономики и привлечение в эти отрасли инвестиций;

  • внедрение в Российской Федерации действенных экономических инструментов, позволяющих предупреждать и ликвидировать вред, нанесённый окружающей среде и биоразнообразию в результате хозяйственной деятельности, и экономическое стимулирование предприятий, применяющих экологические методы хозяйствования;

  • обсуждение состояния, проблем и перспектив совершенствования обращения с отходами производства и потребления и выработка решений по сокращению их негативного воздействия на окружающую среду, а также вовлечению отходов и вторичных ресурсов в хозяйственный оборот;

  • анализ эффективности выполнения Российской Федерацией международных обязательств и выработка решений по оптимизации соблюдения требований многосторонних экологических соглашений;

  • определение проблем, связанных с экологической культурой населения, и выработка решений по её повышению с помощью общественных организаций.

Различные аспекты основной темы Форума обсуждены в рамках работы пленарного заседания и «круглых столов»: «Социально-экологическая ответственность бизнеса в целях снижения рисков загрязнения окружающей среды и предотвращения утраты биологического разнообразия», «О выполнении Российской Федерацией международных экологических обязательств», «Обращение с отходами производства и потребления: проблемы и решения», «Роль общественных организаций в формировании экологического мышления и культуры», а также мероприятий, проведенных в рамках Форума: международной конференции «Переработка нефтяных отходов и рекультивация нефтезагрязненных земель: проблемы и решения».

  1. Участники Форума отмечают:

    1. В последнее десятилетие:

  • значительно увеличилось антропогенное воздействие на окружающую среду, в результате чего отдельные типы экосистем и некоторые виды фауны и флоры оказались под угрозой исчезновения;

  • в целях сокращения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду слабо используются отечественные природоохранные технологии, которые могут быть отнесены к категории «наилучшие доступные технологии», поскольку соответствуют всем требованиям международных стандартов;

  • слабо регламентировано обращение с отходами производства и потребления, включая нефтесодержащие отходы, что приводит к ухудшению здоровья населения, деградации земель и нарушению экологического баланса;

  • широко применяются механизмы ухода от ответственности за негативное воздействие на окружающую среду (регистрация предприятий в оффшорных зонах, игнорирование возмещения ущерба окружающей среде и др.);

  • ослаблено функционирование механизма контроля над экологической безопасностью, адресной ответственностью и неизбежностью санкций за экологические правонарушения;

  • процесс совершенствования российского природоохранного законодательства значительно отстает от современных требований. Не приняты законодательные акты в части: оптимизации обращения с отходами и вторичными ресурсами; совершенствования экологического нормирования и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий; экологической ответственности хозяйствующих субъектов за нанесение вреда окружающей среде и ряд других. Действующее российское законодательство не предусматривает стимулирования экологической модернизации предприятий;

  • наблюдается тенденция к передаче саморегулируемым организациям функций государственного экологического управления, в том числе в наиболее слабо законодательно урегулированных сферах: обращение с отходами, экологический аудит и др.

1.2. Экологическая ситуация, особенно в области обращения с отходами, является препятствием на пути устойчивого социально-экономического развития России, приводит к потере конкурентоспособности российской продукции и росту социальной напряженности в регионах.

1.3. Развитие количественных методов оценки экологических рисков и устойчивости ландшафтов (экосистем) к антропогенному воздействию, необходимое для реализации концепции устойчивого развития в Российской Федерации, требует совершенствования отечественной нормативно-правовой базы в соответствии с международными стандартами в этой области.

1.4. Современный этап развития российской экономики требует применения новых способов освоения природных ресурсов, вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, использования возобновляемых источников энергии, а также внедрение современных методов экологического нормирования с учетом наилучших доступных технологий.

1.5. Российская Федерация, как экологический резерв устойчивости Планеты, несет ответственность перед мировым сообществом за сохранение уникального природного наследия и биоразнообразия.


1.6. Потенциал общественных экологических организаций необходимо более эффективно использовать для формирования активной жизненной позиции и созидательной деятельности всех граждан Российской Федерации в сфере охраны и защиты природы.

1.7. В сложившихся условиях особое значение приобретают:



  • совершенствование нормативно-правовой базы в части: обращения с отходами; технического регулирования экологической безопасности (экологического нормирования); экономического стимулирования природоохранной деятельности, в том числе установления ставок экологических платежей, адекватных наносимому экологическому ущербу; обеспечение финансовых гарантий экологической безопасности посредством внедрения механизма обязательного экологического страхования и др.;

  • неукоснительное выполнение требований многосторонних экологических соглашений, в том числе Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях и Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

  • экологическая модернизация всех видов хозяйственной деятельности на фоне совершенствования экономического механизма природопользования и сохранения биологического разнообразия как основы функционирования и устойчивости экосистем; широкое внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий и использования вторичных ресурсов;

  • интенсификация использования бизнес-сообществом добровольных механизмов социальной и экологической ответственности;

  • совершенствование системы государственного экологического управления через экологически и экономически обоснованное разделение функций и полномочий органов власти всех уровней;

  • реализация и финансовое обеспечение государственных программ, направленных на охрану окружающей среды, предотвращение нанесения экологического ущерба окружающей среде, а также реабилитацию территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности;

  • укрепление взаимодействия государственных органов и общественных экологических организаций; активизация деятельности общественных организаций в направлении экологического воспитания населения;

  • формирование средствами массовой информации активной жизненной позиции и созидательной деятельности всех граждан Российской Федерации в сфере охраны и защиты природы.


Участники Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко-2013» приняли решение:
1. Обратиться к органам законодательной власти Российской Федерации с предложениями:
1.1. Ускорить процесс ратификации Российской Федерацией Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенции Эспо) и Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции).

1.2. Ускорить принятие федеральных законов: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий»; «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами»; «Об обязательном экологическом страховании», «Об экологическом аудите».

1.3. Рассмотреть вопрос о создании федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, к компетенции которого, в том числе, отнести управление в области обращения с отходами и вторичными ресурсами.

1.4. При разработке новых федеральных законов и нормативных актов в обязательном порядке проводить их апробацию в субъектах Федерации в целях выявления недочетов в правоприменительной практике.

1.5. Исключить из нормативных правовых документов:


  • паспортизацию отходов, включённых в Федеральный классификационный каталог отходов;

  • обязанность всех предприятий и организаций в получении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, за исключением специализированных (занимающихся размещением и/или обезвреживанием отходов) предприятий;

  • требование Роспотребнадзора об определении классов токсичности отходов как условие для получения санитарного заключения для нужд дальнейшего получения лицензии.

1.6. Установить обязанность Роприроднадзора в части актуализации Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), предусмотрев:

  • формирование ФККО по отраслевому признаку;

  • исключение чрезмерной детализации по видам отходов;

  • уточнение классов опасности по ряду отходов, особенно смешанных отходов;

  • пополнение ФККО не реже 1 раза в полгода.

1.7. Привести требования подзаконных актов в сфере обращения с отходами в соответствие с Гражданским кодексом РФ в части свободного выбора контрагента, в том числе полигона, функционирующего на законных основаниях.

1.8. Отменить приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721, установив обязанности оформления учёта обращения с отходами по мере фактически совершённых действий.


2. Обратиться к органам исполнительной власти Российской Федерации с предложениями:
2.1. Ускорить принятие ФЦП «Экологическая безопасность в РФ на период 2013-2020 гг.», в рамках которой будет осуществляться решение проблемы ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.

2.2. Разработать проект государственной стратегии обращения с отходами производства и потребления, определяющей концептуальные подходы и национальные приоритеты в сфере управления отходами и ресурсосбережения, основанные на принципах: стимулирования ресурсосбережения и минимизации образования отходов; стимулирования вторичного использования, переработки и вовлечения в хозяйственный оборот отходов, обладающих ресурсным потенциалом; формирования отходоперерабатывающей индустрии, – и принять в установленном порядке.

2.3. Рассмотреть вопрос о необходимости разработки федеральной целевой программы управления отходами производства и потребления в Российской Федерации.

2.4.Определить правовой порядок деятельности по обращению с медицинскими отходами (в том числе, включение медицинских отходов в отчётность по обращению с отходами).

2.5. Способствовать развитию нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области обращения с отходами. При разработке нормативно-правовых актов учитывать фактическое отсутствие инфраструктуры для размещения и обезвреживания отходов в труднодоступных местностях, требующих освоения, и предусматривать для них специальные варианты обращения с отходами и внесения платежей.

2.6. Расширить объем полномочий субъектов Российской Федерации по проведению государственной экологической экспертизы регионального уровня.

2.7. Законодательно определить источники финансирования на реализацию переданных субъектам Российской Федерации полномочий.

2.8. Разработать и утвердить нормативные правовые акты по процедурам обращения с отходами, предусмотрев:



  • определение накопление отхода как временное складирование отходов на срок не более чем один год;

  • установление обязанности специализированных организаций (занимающихся размещением и/или обезвреживанием отходов, а также их транспортирование) ежеквартально помещать на собственном сайте либо региональном (городском и т.д.) портале отчёт о количестве принятых, размещённых, переработанных, перевезённых отходов с указанием сведений по каждому контрагенту;

  • установление количественных рамок (в процентах от общего количества) возможности приёма на полигоны ТБО тех или иных видов отходов невысокого класса опасности во избежание полного запрета размещения их на полигоне;

  • разрешение захоронения вне лицензированных полигонов инертных отходов, образующихся в ходе разовых работ, проводимых в труднодоступных местностях (при строительстве линейных объектов, в геологических и иных изыскательских партиях и т.п.);

  • исключение обязанности хозяйствующим субъектом получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (за исключением предприятий, у которых деятельность по обращению с отходами является профильной) и установление обязанности предоставления декларативной отчетности.

2.9. Разработать и утвердить нормативные правовые акты по процедурам обращения с медицинскими отходами, предусмотрев, в том числе, их включение в государственную статистическую отчётность по обращению с отходами.

2.10. Установить возможности внесения корректировок в действующие проекты ПДВ и ПНООЛР, а также разрешительные документы на выбросы загрязняющих веществ и образование отходов в случае незначительных изменений в производственных процессах.

2.11. Разработать и утвердить нормативные правовые акты по процедурам государственной поддержки хозяйствующих субъектов, занятых в сфере обращения с отходами, а также осуществляющих внедрение наилучших доступных технологий, энерго- и ресурсосберегающих технологий, малоотходных технологий.
2.12. При формировании федеральных бюджетов на 2015 год и последующие годы предусмотреть государственную поддержку деятельности в области обращения с отходами, внедрения наилучших доступных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий в виде предоставления инвестиционного налогового кредита и возможности дотирования процентных ставок по кредитам, выданным на реализацию инвестиционных проектов.

2.13. При разработке технических регламентов, устанавливающих требования по обеспечению безопасности продукции, предусматривать требования по утилизации продукции в конце жизненного цикла.

2.14. Активизировать работу по осуществлению гармонизации российских стандартов в области менеджмента отходов и ресурсосбережения с международными стандартами, а также в области стандартизации отечественных «наилучших доступных технологий».

2.15. Провести анализ и выявить терминологические несоответствия в официальных русских переводах международных документов (Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.) и провести гармонизацию этих терминов с принятой в Российской Федерации терминологией в области обращения с отходами.

2.16. При создании российских информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям предусмотреть порядок включения в их состав российских производителей и технологий.
3. Обратиться к органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления с предложениями:

3.1. Обеспечивать экономическое стимулирование деятельности по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей, включая использование эколого-экономических регуляторов: платность природопользования, создание системы льгот, субсидий, кредитов для природоохранной деятельности, продажу прав (разрешений) на допускаемые загрязнения, ответственность за причинение ущерба окружающей среде, создание рынка экологических услуг и т.д.

3.2. Формировать государственный заказ на продукцию из вторичного сырья.

3.3. Законодательно закрепить в бюджетах субъектов Российской Федерации наличие целевых расходных статей финансирования мероприятий по совершенствованию механизмов обращения с отходами производства и потребления для муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

3.4. Создать институциональные основы устойчивого развития территорий. С этими целями:


  • разрабатывать и внедрять процедуры стратегической экологической и экономической оценки развития территорий с учетом аспектов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

  • включать задачи сохранения биологического и ландшафтного разнообразия в планы социально-экономического и территориального развития отраслей экономики;

  • создать центры мониторинга окружающей среды и обращения с отходами;

  • более активно вовлекать в процесс территориального планирования местное население и субъекты хозяйственной деятельности, что обеспечит учет интересов всех заинтересованных сторон, разрешение конфликтов в области природопользования, разработку согласованного плана действий и мероприятий и, в конечном итоге, будет способствовать развитию демократических институтов, социально-экономической стабилизации общества и, тем самым, устойчивому развитию территорий;

  • формировать экологический рейтинг компаний – природопользователей. 

3.5. Содействовать распространению экологически значимой информации и мероприятиям общественных организаций, направленным на экологическое воспитание и образование населения.
3.6. Предусмотреть обеспечение открытого доступа к экологической информации.

3.7. Рассмотреть возможности тиражирования результатов российско-немецкого проекта «Улучшение обращения с медицинскими отходами», реализация которого началась в Костромской области.

3.8. Предусмотреть в рамках целевых программ Ярославской и Вологодской областей разработку проекта создания экологического технопарка в Ярославской и Вологодской областях в целях популяризации природоохранной деятельности и отработки рыночных технологий в области охранных окружающей среды.
4. Рекомендовать российскому бизнес-сообществу:

4.1. Обеспечивать непрерывное повышение качества и безопасности производственных процессов, снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

4.2. Последовательно внедрять методологию технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий.

4.3. Активизировать работу в области развития экологического менеджмента и оценки экологических рисков при планировании хозяйственной деятельности.

4.4. Оказывать поддержку реализации проектов, социально и экологически значимых для регионов, на территории которых осуществляется хозяйственная деятельность.

4.5. Обеспечить повышение информационной открытости промышленных предприятий относительно их негативного воздействия на окружающую среду и мер, предпринимаемых для снижения такого воздействия.

4.6. Развивать культуру социально-экологической ответственности бизнеса как дополнительного вклада в развитие общества, используя:


  • экологические стандарты, позволяющие поставить на системную основу деятельность в области охраны окружающей среды;

  • страхование экологической ответственности; 

  • механизмы нефинансовой социальной отчетности; 

  • добровольные экологические соглашения и партнерства, в условиях которых компании (помимо стандартных обязательств перед своими работниками и бюджетом) берут на себя обязательства развития территории, определяя вместе с властью приоритетные направления.

4.7. Содействовать конструктивному сотрудничеству специалистов с общественными и иными заинтересованными организациями, деятельность которых связана с экологическим образованием, воспитанием и просвещением населения.

Руководствоваться в своей деятельности международно признанными стандартами социальной ответственности бизнеса.


5. Рекомендовать российским общественным экологическим организациям:

5.1. Укреплять взаимодействие с органами государственной власти и бизнес-сообществом.


5.2. Активизировать деятельность в направлении экологического воспитания населения, формирования активной жизненной позиции и созидательной деятельности всех граждан Российской Федерации в сфере охраны и защиты природы.

5.3. Способствовать усилению роли социальной рекламы, направленной на формирование у людей грамотной экологической позиции, развитие экологической культуры и просвещение населения.

5.4. Содействовать распространению экологически значимой информации.
6. Ассоциации экологического страхования

6.1. Оказывать органам законодательной власти поддержку в разработке законодательных актов, направленных на внедрение в российское правовое поле обязательного экологического страхования.

6.2. Популяризировать проведение российскими предприятиями добровольного экологического страхования.
7. Институту проблем регионального развития

7.1. Проводить Российский промышленно-экологический форум на регулярной основе, ежегодно, предусматривая проведение в рамках форума специализированной выставки.

7.2. Российский промышленно-экологический форум «РосПромЭко-2014» провести по теме «Ресурсосбережение в обеспечение устойчивого развития».

7.3. Направить резолюцию Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко-2013» в Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, общественные экологические организации, Ассоциацию экологического страхования для учёта при подготовке и принятии решений по совершенствованию законодательства в сфере охраны окружающей среды.


Участники Форума выражают уверенность в том, что практическая реализация вышеуказанных рекомендаций станет важным шагом на пути к формированию социально-эколого-экономической платформы для перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития.





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал