Результаты независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км Москва



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер1.43 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Результаты независимой экологической

экспертизы проекта строительства

скоростной автомобильной

дороги Москва – Санкт-Петербург

на участке 15–58 км

Москва

2011
Оглавление

Предисловие...................................................................................................... 5

Введение........................................................................................................... 7

Перечень материалов, проанализированных экспертами:..................................... 7



1. Оценка различных вариантов решения транспортной проблемы........................... 9

1.1. Анализ существующих и планируемых путей сообщения .

в направлении Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км, .

а также на прилегающей территории Москвы.............................................. 9

1.2. Характеристика пассажирских и грузовых потоков на направлении .

Москва – Санкт-Петербург (участок 15–58 км)............................................16

1.3. Анализ экологических и социальных последствий различных вариантов

прохождения трассы Москва – Санкт-Петербург.........................................24



2. Экологические последствия строительства трассы по выбранному варианту

для Химкинского леса....................................................................................41

2.1. Химкинский лес – описание, экологическая ценность..................................41

2.2. Ценные природные объекты и биологическое разнообразие...........................44

2.3. Последствия прокладки автомагистрали Москва – Санкт-Петербург .

по территории Химкинского леса..............................................................46

3. Правовые аспекты подготовки и реализации проекта строительства платной

скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км.........46

3.1. Нарушения прав граждан при проведении процедуры ОВОС .

и Государственной экологической экспертизы............................................47

3.2. Анализ применения, изменений и нарушений лесного и земельного

законодательства....................................................................................50

3.3. Анализ применения и нарушений законодательства об инвестиционной

деятельности и о концессионных соглашениях. ..........................................55

3.4. Результаты антикоррупционной экспертизы...............................................56

3.5. Факты игнорирования общественного мнения, а также мнения .

государственных и иных экспертных органов.............................................58

3.6. Правовой статус и значение ЛПЗП.............................................................60

3.7. Анализ применения, изменений и нарушений других норм .

законодательства об охране окружающей среды .

(в т.ч. Экологической Доктрины России)....................................................61

3.8. Анализ применения, изменений и нарушений Градостроительного .

кодекса.................................................................................................65



4. Выводы и предложения независимой экологической экспертизы

проекта строительства скоростной автомобильной дороги

Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км.................................................68

4.1. Выводы по проекту платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, .

участок 15–58 км....................................................................................68

4.2. Общие выводы по системным экологическим, социальным, техническим

и правовым проблемам, выявленным в ходе проведения экспертизы..............71

4.3. Предложения по решению транспортной проблемы в направлении .

Москва – Санкт-Петербург, 15 – 58 км.......................................................72

4.4. Общие предложения по результатам экспертизы..........................................73



ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список объектов застройки к западу

от Ленинградского шоссе на участке от МКАД до Международного шоссе.............74

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Схема транспортного обслуживания г. Химки.............................76

Предисловие

За последние 2 0 лет площадь лесов Подмосковья, утраченных в силу различных при-

чин (несанкционированной застройки, самозахвата лесных участков, передачи их в арен-

ду, перевода земель из категории лесных в нелесные, рубок, пожаров и т.д.) составляет

более ста тысяч га. Это сопоставимо с площадью самой Москвы.

Ярким примером реакции общественности на уничтожение еще одного участка при-

городных лесов стал острый социально-экологический конфликт, возникший вокруг про-

екта прокладки дороги через Химкинский лес.

Эта ситуация не единична и является следствием принятия в последние годы ряда

ошибочных управленческих решений и системной деэкологизации законодательства,

а также отстранения граждан и общественных организаций от участия в принятии реше-

ний.


Для защиты Химкинского леса и других лесных массивов Московского региона

была создана коалиция НПО «За леса Подмосковья». В ее состав вошли: Движение в защиту

Химкинского леса, Гринпис России, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Союз охраны

птиц России, Центр охраны дикой природы, Международный Социально-экологический Союз.

Президент РФ Д.А. Медведева 2 8 августа 2 010 г. принял решение о приостановке

строительство автомагистрали Москва-Санкт-Петербург для проведения дополнительных

общественных и экспертных обсуждений. В соответствии с этим решением коалиция «За

леса Подмосковья» 13.10.2010 создала комиссию независимой экологической экспертизы



проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.

В ее состав вошли экологи, биологи, географы, дорожники, юристы, экономисты и т.

д. Среди них: 5 докторов и 9 кандидатов наук, ведущих экспертов российского и междуна-

родного уровней.

Экспертиза проекта проводилась по трем основным направлениям: эколого-биологи-

ческому, транспортно-градостроительному и эколого-правовому.

Выводы и предложения, выработанные по результатам работы экспертной комис-

сии, направлены Президенту РФ, Председателю правительства РФ, Федеральному собра-

нию РФ, Генеральному прокурору РФ и руководителям Москвы и Московской области.

Председатель экспертной комиссии .

д.ю.н., академик РЭА, заслуженный эколог России,

зам. Председателя национальной экологической

аудиторской палаты, член диссертационного совета

Института государства и права РАН по экологическо-

му, природоресурсному и аграрному праву

Злотникова Тамара

Владимировна

Секретарь комиссии, .

Союз охраны птиц России

Пахорукова Ксения

Александровна

Результаты независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автомобильной

дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км

Состав экспертной комиссии

Блинкин Михаил Яковлевич

к.т.н., Центр историко-градостроительных .

исследований, научный руководитель НИИ

транспорта и дорожного хозяйства

Блоков Иван Павлович к.т.н., Гринпис России

Ведута Елена Николаевна

д.э.н., профессор, зам. зав. каф. экономической

политики МГУ

Григорьев Алексей Юрьевич эксперт Союза охраны птиц России

Емельянова Людмила Георгиевна д.г.н., Географический ф-т МГУ

Захаров Константин Валентинович к.б.н., Московская экологическая федерация

Кавтарадзе Дмитрий Николаевич

д.б.н., зав. лаб. МГУ, советник министра транс-

порта (на общественных началах), национальный

координатор IENE (инф ра-эко-сеть Европы)

Карпачевский Михаил Львович

к.б.н., Центр охраны дикой природы, .

НП «Прозрачный мир»

Маслов Александр Анатольевич д.б.н., зав. лаб. Института лесоведения РАН

Маргулев Андрей Игоревич

юрист, Международный социально-.

экологический союз

Матвеев Михаил Вячеславович к.ф-м.н., Движение в защиту Химкинского леса

Подольский Сергей Анатольевич

к.г.н., с.н.с. Института водных проблем РАН, .

член-корр РЭА

Суслова Елена Германовна к.г.н., Географический ф-т МГУ

Хмелева Екатерина Николаевна

к.ю.н., Всемирный фонд дикой природы (WWF)

России

Шварц Евгений Аркадьевич



д.г.н., Всемирный фонд дикой природы (WWF)

России


Ярошенко Алексей Юрьевич к.б.н., Гринпис России

Введение

В данном документе представлен сравнительный градостроительный, транспорт-

ный, экологический, социальный и правовой анализ различных вариантов решения транс-

портной проблемы на участке 15–58 км направления Москва – Санкт-Петербург.

Попытка строительства платной скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петер-

бург на данном направлении вызвала серьезные протесты общественности. Предполагае-

мыми европейскими инвесторами проекта было принято решение приостановить рассмо-

трение вопроса о финансировании проекта .

26 августа 2 010 Президент России Д. А. Медведев принял решение приостановить

проведение работ по данному проекту с целью проведения дополнительного экспертного

и общественного обсуждения (Поручение № Пр-2511 от 2 6.08.2010). На заседании Обще-

ственной палаты 16 сентября 2 010 года было предложено провести подробный анализ раз-

личных вариантов размещения скоростной автомагистрали и, шире – различных вариан-

тов решения транспортной проблемы на рассматриваемом участке.

Подобного анализа требует также политика ведущих международных кредитных

организаций, если их участие в проекте все же планируется.

Экспертная комиссия была создана 13.10.2010 решением коалиции НПО «За леса

Подмосковья» в соответствии с поручением Президента РФ Д. А. Медведева от 2 6.08.2010

№ Пр-2511 о приостановке строительства автомагистрали Москва – Санкт-Петербург для

проведения дополнительных общественных и экспертных обсуждений.



Перечень материалов, проанализированных экспертами:

В распоряжении комиссии были следующие материалы:

Экспертное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» по проекту «Строи-

тельство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке

15 км – 58 км» (с учетом последующей эксплуатации автомобильной дороги на плат-

ной основе), Московская обл. (внесение изменений в проекты строительства феде-

ральной автомобильной дороги М10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до

Санкт-Петербурга на участках: МКАД в р-не Бусиновской развязки до Шереметье-

во-1 (км 2 9+300) с обходом г. Химки и Шереметьево-1 (км 2 9+300) до км.100 с обхо-

дом г. Солнечногорск и г. Клин) № 909-07/ГЭЭ-5074/04 от 2 0.11.2007.

Приказ ФГУ «Главгосэкспертиза России» об утверждении заключения экспертной

комиссии ГЭК «ОВОС Строительства платной автомагистрали МКАД – Шереметье-

во-3 и заключение экспертной комиссии ГЭК материалов «Обоснование инвестиций

строительства платной скоростной автомагистрали МКАД – Шереметьево-3» № 89

от 8.02.2006.

Заключение экспертной комиссии ГЭК материалов «Проект реконструкции феде-

ральной автомобильной дороги М-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород

до Санкт-Петербурга на участке от Шереметьево-1 (км 2 9+300) до км 100 с обходом

г. Солнечногорска и г. Клина в Московской области» № 3 11 от 7.04.2006.

Заключение экспертной комиссии ГЭК материалов «Обоснование инвестиций

в строительство скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург

на участке км 15 – км 58» и заключение экспертной комиссии ГЭК материалов «Обо-

http://www.bankwatch.org/newsroom/highlights.shtml?x=22 623 5





Результаты независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автомобильной

дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км

снование инвестиций в строительство скоростной автомобильной магистрали Мо-

сква – Санкт-Петербург на участке км 15 – км 58» № 829 от 6.09.2006.

Заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» по инженерному проекту «Строитель-

ство федеральной автомобильной дороги М-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Нов-

город до Санкт-Петербурга на участке МКАД в р-не Бусиновской транспортной раз-

вязки до Шереметьево-1 (км 2 9+300) с обходом г. Химки (скоростная автомобильная

дорога Москва – Санкт-Петербург), Московская область» № 3 72-07/ГГЭ-4633 /04 от

31.05.2007.

Сводное заключение по обоснованию инвестиций строительства платной скоростной

автомагистрали МКАД – Шереметьево-3 № 809-04/ГГЭ-3071/04 от 05.10.2005.

Экологическая и социальная оценка проекта строительства автодороги Москва –

Санкт-Петербург (фаза 1, 15 км – 58 км), дополнительный экологический и социаль-

ный анализ альтернативных вариантов проектируемой автодороги, выполненный

ООО «Северо-Западная концессионная компания» октябрь 2 009 – январь 2 010 г.

Экспертное заключение Московской экологической федерации об экологической

ценности природных сообществ на территории Химкинского участкового лесниче-

ства (Химкинский лес) в связи со строительством скоростной автодороги Москва

– Санкт-Петербург от 01.10.2009г.

Заключения Гринпис России от 3 0.06.2010 и Союза охраны птиц России от 06.09.2010

об экологической ценности Химкинского леса.

Кодексы, законы, иные нормативные правовые акты федерального уровня, Москов-

ской области, г.Москвы, городского округа Химки.

Заключение независимой экспертизы на документ «Экологическая и социальная

оценка. Дополнительный экологический и социальный анализ альтернативных ва-

риантов проектируемой автодороги» (строительство автомобильной дороги Москва

– Санкт-Петербург, фаза 1, 15 км – 58 км) № 2 502/10-1 от 2 5.02.2010 г. (иницииро-

вана благотворительным фондом «Центр охраны дикой природы»)

Заключение антикоррупционной экспертизы Распоряжения Правительства Рос-

сийской Федерации от 5 ноября 2 009 г. № 1642-р «О переводе земель лесного фонда

Истринского и Дмитровского лесничества… в категорию земель промышленности,

энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель

для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель

иного специального назначения для строительства автомобильной дороги», приня-

того в рамках реализации проекта строительства федеральной автомобильной ско-

ростной магистрали Москва – Санкт-Петербург от 7.04.2010 (проведена АНО «Центр

антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р»).

Ответы министерств и ведомств федерального и регионального уровней по вопросам,

связанным с проектированием и строительством скоростной автомобильной маги-

страли Москва – Санкт-Петербург.









1. Оценка различных вариантов решения транспортной

проблемы

1.1. Анализ существующих и планируемых путей сообщения

в направлении Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км,

а также на прилегающей территории Москвы

При анализе транспортной ситуации на указанном направлении были рассмотрены

следующие пути сообщения (рис. 1.1):

Автомобильные дороги:

Ленинградское шоссе М10,

Пятницкое шоссе,

Новокуркинское шоссе.

улица Свободы в г. Москве

улица Дыбенко в г. Москве

МКАД

планируемая скоростная платная магистраль Москва – Санкт-Петербург.



планируемая в перспективе магистраль «Северная Рокада» в пределах города Мо-

сквы, с выходами на платную трассу Москва – Санкт-Петербург и Нижегородское

направление.

Железные дороги:

Октябрьская железная дорога

Ветка Савеловского направления к аэропорту Шереметьево.

Метро:

Замоскворецкая линия (до ст. метро «Речной Вокзал»).

Таганско-Краснопресненская линия (до ст. метро «Планерная»)









10

Результаты независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автомобильной



дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км

Рисунок 1.1. Существующие пути сообщения (станции метро и Пятницкое шоссе не показаны).

11

Ниже дано краткое описание перечисленных путей сообщения.



Шоссе М10 – имеет существенные различия на участках, проходящих по терри-

тории Москвы и по территории области. Со стороны Москвы в рамках проекта «Большая

Ленинградка» выполнено расширение дороги до 10–12 полос, в конце 2 010 г. подходили

к завершению работы по расширению трассы на участке от Канала им. Москвы до МКАД.

Препятствия движению в значительной степени ликвидированы (в частности, исключены

одноуровневые перекрестки). Со стороны Московской области ширина шоссе существен-

но меньше (уменьшение ширины до 6 полос происходит уже в пределах города Химки). За

Химками ширина, как правило, составляет 4–6 полос. При этом на территории Москов-

ской области движение по шоссе осложняет ряд дополнительных факторов. Среди них:

А) Наличие большого количества съездов к торговым объектам, расположенным

преимущественно с южной стороны шоссе в пределах г. Химки. Список примыкающих

к дороге торговых центров приведен в Приложении 1.

Б) недостатки, приводящие к дополнительному торможению транспортного потока:

наличие автобусных остановок в местах сужения проезжей части и/или въезда/выез-

да (пример – выезд с развязки с улицей Маяковского в Химках в сторону Москвы).

наличие одноуровневых пересечений с другими дорогами (как регулируемых свето-

форами, так и нерегулируемых) на участке между Химками и Солнечногорском.

наличие непосредственно на проезжей части регулируемых и нерегулируемых пе-

шеходных переходов.

Таким образом, шоссе М10 на территории области не соответствует современным

требованиям и неспособно эффективно принимать трафик со стороны существующего

Ленинградского шоссе в Москве. При этом пропускная способность областного участка

шоссе может быть улучшена путем исключения (или минимизации) указанных выше пре-

пятствий движению, а также расширения проезжей части.



Пятницкое шоссе – узкое (2 полосы), сравнительно извилистое шоссе, обходящее

с юго-запада районы многоэтажной жилой застройки в Химках, Куркино, Сходне и Зеле-

нограде. В целом, на рассматриваемом участке пролегает параллельно шоссе М10.

Новокуркинское шоссе – сравнительно широкое (6 полос) шоссе в районе высотной

жилой застройки Куркино (район г. Москвы). Проходит в целом параллельно шоссе М10. Со

стороны Москвы пропускная способность шоссе ограничена Молодежной улицей и улицей

Свободы (4 полосы, проезд затруднен большим количеством перекрестков и светофоров).

Со стороны области – пропускная способность ограничена Машкинским шоссе (4 полосы),

не имеющим, к тому же, эффективной развязки с М10 и Международным шоссе. В неда-

леком прошлом начаты работы по прокладке дополнительного выезда с Новокуркинского

шоссе на МКАД. С этой целью был нанесен ущерб ценным природным объектам: заказнику

«Долина реки Сетунь» и Алешкинскому лесопарку. Несмотря на эти меры, дополнитель-

ный выезд остается недостроенным, а его продолжение в пределах Москвы отсутствует.

Таким образом, потенциал Новокуркинского шоссе не используется в достаточной мере из-

за неудовлетворительных параметров примыкающих автодорог, включая, в первую оче-

редь, ул. Свободы.

Улица Свободы (г. Москва) – имеет 4 полосы, есть большое количество одноуровне-

вых пересечений с другими дорогами, регулируемых светофорами, а также пешеходных

переходов, которые ограничивают движение транспорта.

Улица Дыбенко (г. Москва) – это четырехполосное шоссе является (если не считать

Зеленоградской улицы – 2 полосы) единственным продолжением платной магистрали Москва





12

Результаты независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автомобильной

дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км

– Санкт-Петербург (10 полос) на территорию Москвы, если последняя будет достроена соглас-

но официально принятому проекту с выходом на Бусиновскую развязку. Существуют препят-

ствия движению транспортного потока (одноуровневые перекрестки со светофорами и пеше-

ходные переходы; круговое движение перед выездом на Бусиновскую развязку). Переходит

в улицу Лавочкина, которая заканчивается Т-образными перекрестками с Флотской улицей

и Кронштадтским бульваром, что не позволяет рассматривать ул. Дыбенко в качестве аль-

тернативы Ленинградскому шоссе.



Таким образом, на сегодняшний день эффективное продолжение планируе-

мой скоростной платной магистрали с выходом на Бусиновскую развязку на

территории Москвы отсутствует.

МКАД – в целом современное шоссе с значительной пропускной способностью (10–

12 полос). Равномерному движению транспортного потока препятствуют многочисленные

съезды к торговым центрам (в первую очередь – с внешней стороны МКАД). Пропускная

способность МКАД используется практически полностью, периодически наблюдаются

«пробки».

Планируемая скоростная платная магистраль Москва – Санкт-Петербург – деся-

типолосная магистраль, которая должна начинаться от Бусиновской развязки с МКАД

и уходить на северо-запад. К концу участка 15–58 км планируется сужение дороги с 10 до

8 полос. Для прокладки магистрали проектировщики собираются использовать преимуще-

ственно земли Государственного лесного фонда (см. Рис. 1.2).

Официально принятый вариант трассы отклоняется от основного направления на

Санкт-Петербург в сторону аэропорта Шереметьево, что и приводит к пересечению цен-

тральной части массива Химкинского леса.

13

Рисунок. 1.2. Планируемая трасса прокладки магистрали Москва – С.Петербург,

участок 15 – 58 км.

14

Результаты независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автомобильной



дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км

Планируемая «Северная рокада» в Москве – точные данные по объекту отсутствуют.

На запросы в органы власти Москвы о судьбе и деталях данного проекта ответы на момент

подписания данного заключения не получены. Строительство не начато, и не планируется

в ближайшее время , если принимать во внимание доступные данные о планах дорожного

строительства в Москве.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал