Римерное тематическое планирование уроков биологии в 11 классе. № Тема урока. Тип урока. Дом задание Сроки Элементы содержания



Скачать 332.58 Kb.
Дата26.04.2016
Размер332.58 Kb.
ТипТематическое планирование
Примерное тематическое планирование уроков биологии в 11 классе.




Тема урока.

Тип урока.

Дом. задание

Сроки

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Элементы дополнительного содержания

РАЗДЕЛ 4. ВИД (21 час)

Тема 4.1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4 часа)

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы

К. Линнея.

1-я нед. сентября

Ключевые понятия: эволюция, креационизм, трансформизм, классификация, таксоны.

Факты. История эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представления о сущности жизни и ее развитии (Конфуций, Диоген, Фалес, Анаксагор, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, Аристотель); господство идеалистических идей. Закономерности. «Система природы» К. Линнея

Давать определения ключевым понятиям.

Называть учёных и их вклад в развитие биологической науки.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.


Значение работ К.Линнея

Вводный урок изучения и первичного закрепления новых знаний

П. 4.1, вопросы семинара и индивидуальные задания

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

2-я нед. сентября

Ключевые понятия: эволюция.

Факты. Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками.



Законы. «Упражнение и неупражнение органов» и «Наследование благоприятных признаков».

Теории. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

Давать определения ключевым понятиям.

Формулировать законы «Упражнение и неупражнение органов» и «Наследование благоприятных признаков».

Объяснять единство живой и неживой природы

Значение учения Ж.Б.Ламарка. Теория катастроф Ж. Кювье

Урок изучения и пер-вичного закрепления новых знаний. Семинар

П. 4.2, вопросы семинара и индивидуальные задания

3

Предпосылки развития теории Ч.Дарвина

3-я нед. сентября

Ключевые понятия: эволюционная палеонтология, определённая изменчивость, неопределённая изменчивость.

Факты. Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

Давать определения ключевым понятиям.

Называть естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Находить информацию в

различных источниках






Урок изучения и пер-вичного закрепления новых знаний. Семинар.

П. 4.3-4.4, вопросы семинара и индивидуальные задания

4

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

4-я нед. сентября

Ключевые понятия: искусственный отбор, наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Факты. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной системы мира.

Процессы. Искусственный отбор, искусственный отбор.

Теории. Эволюционная теория

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные положения теории Ч.Дарвина о естественном отборе.

Характеризовать сущность действия искусственного отбора.

Сравнивать искусственный и естественный отбор и делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира




Урок изучения и пер-вичного закрепления новых знаний. Семинар

Повторить по учебнику 9 кл. понятия «вид», «популяция».


Тема 4.2 СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (9 часов)

5

Вид, его критерии и структура

1-я нед. октября

Ключевые понятия: вид, критерии вида, генофонд, популяция.

Объекты. Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода.

Факты. Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать критерии вида.

Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.

Составлять характеристику видов с использованием основных критериев.




Комбинированный урок.


П. 4.5

Л/р № 4 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

6

Популяция – структурная единица вида и эволюции.

2-я нед. октября

Ключевые понятия: вид, популяция, генофонд популяции.

Объекты. Популяция

Факты. Популяция - структурная единица вида и эволюции.

Процессы. Эволюционные изменения в популяциях

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать:

-популяцию как структурную эволюцию вида;

-популяцию как единицу эволюции.

Находить информацию о популяциях в различных источниках и критически ее оценивать





Комбинированный урок.

П. 4.6, 4.7

7

Факторы эволюции

3-я нед. октября

Ключевые понятия: наследственная изменчивость, мутации, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.

Факторы. Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Процессы, явления. Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция

Давать определения ключевым понятиям.

Называть факторы эволюции.

Характеризовать факторы эволюции.

Объяснять причины изменяемости видов.

Выявлять изменчивость у особей одного вида




Комбинированный урок.

П. 4.8

Л/р № 5 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

8

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

4-я нед. октября

Ключевые понятия: борьба за существование, естественный отбор, движущий отбор, стабилизирующий отбор.

Факты. Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

Процессы. Направленный эволюционный процесс закрепления определённых изменений

Давать определения ключевым понятиям.

Называть причину борьбы за существование.

Характеризовать:

-естественный отбор как результат борьбы за существование;

-формы естественного отбора.

Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения


Синтетическая теория эволюции

Комбинированный урок.

П.4.9

9

Адаптация организмов к условиям обитания

1-я нед. ноября

Ключевые понятия: адаптации и их многообразие, виды адаптаций (морфологические, физиологические, поведенческие).

Факты. Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптаций.

Процессы. Процесс формирования приспособленности.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать:

-приспособленность как закономерный результат эволюции;

-виды адаптаций.



Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды:

-механизм возникновения адаптаций;

-относительный характер приспособлений.

Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Определять относительный характер приспособленности.





Комбинированный урок.

П. 4.10

Л/р № 6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

10

Видообразование

2-я нед. ноября

Ключевые понятия: видообразование, географическое видообразование, экологическое видообразование.

Факты. Видообразование – результат эволюции

Процессы. Видообразование

Давать определения ключевым понятиям.

Называть способы видообразования и приводить примеры.

Описывать механизм основных путей видообразования




Комбинированный урок.

П. 4.11

11

Сохранение многообразия видов

3-я нед. ноября

Ключевые понятия: биологический прогресс, биологический регресс, генетическая эрозия.

Факты. Сохранение многообразия видов – условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Ответственное отношение людей к живой природе – условие сохранения многообразия видов.

Процессы. Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры процветания, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных.

Характеризовать:

-причины процветания или вымирания видов;

-условия сохранения видов.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде.

*Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменениями биоразнообразия


Биологический прогресс и биологический регресс

Комбинированный урок.

П.4.12

Творческие задания



12

Доказательства эволюции органического мира.

4-я нед. ноября

Ключевые понятия: цитология, сравнительная морфология, палеонтология, эмбриология, биогеография.

Факты. Прямые и косвенные доказательства эволюции

Законы. Закон К. Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля.

Давать определения ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции




Урок комплексного применения знаний. Конференция

Повторить изученный материал п. 4.1 – 4.13

Подготовиться к зачёту



13

Зачет №1 «Основные закономерности эволюции»

1-я нед. декабря

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся.

Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами

Задание на соответствие

Задание на нахождение ошибок в приведенном тексте

Задания: закончить (дополнить) предложение.

Задания с использованием рисунков, таблиц.



Урок контроля и оценки знаний

Тема 4.3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

2-я нед. декабря

Ключевые понятия: материализм, идеализм, креационизм.

Факты. Происхождение жизни на Земле – вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

Теории. Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать и анализировать взгляды учёных на происхождение жизни.

Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий




Урок изучения и пер-вичного закрепления новых знаний. Лекция

П.4.14 – 4.15

Вопросы семинара, индивидуальные задания



15

Современные представления о возникновении жизни.

3-я нед. декабря

Ключевые понятия: абиогенез, биогенез, коацерваты.

Теории. Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции

Давать определения ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни.

Анализировать и оценивать работы С. Миллера и А.И. Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле.

Объяснять: вклад эволюционной теории в формировании современной естественно-научной теории картины мира.




Урок систематизации и обобщения знаний. Семинар.

П.4.15 – 4. 16

Вопросы семинара, индивидуальные задания



П/р № 6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

16

Развитие жизни на Земле

4-я нед. декабря

Ключевые понятия: биологическая эволюция, зоны: криптозой или докембрий, фанерозой, эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Факты. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Давать определения ключевым понятиям.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.




Урок систематизации и обобщения знаний. Семинар.

П.4.16

Тема 4.4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 часов)

17

Гипотезы происхождения человека

2-я нед. января

Ключевые понятия: антропогенез.

Факты. Проблема антропогенеза – сложнейшая естественно-научная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека.

Теории. Современная теория антропогенеза

Давать определения ключевым понятиям.

Называть положения гипотез происхождения человека.

Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза.

Находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека.

Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека.




Урок изучения и пер-вичного закрепления нового материала

П. 4.17 – 4.18

Вопросы семинара, индивидуальные задания



П/р № 7 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

18

Положение человека в системе животного мира.

3-я нед. января

Ключевые понятия: антропогенез, атавизмы, рудименты.

Факты. Систематическое положение человека согласно критериям зоологи-ческой систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно-анатомические доказа-тельства родства человека с млекопи-тающими животными. Сранительно-эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Человек – биосоциальное существо.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть место человека в системе животного мира.

Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук.

Доказывать, что человек – биосоциальное существо




Урок систематизации и обобщения знаний. Семинар.

П.4.18 – 4.19

Вопросы семинара, индивидуальные задания



19

Эволюция человека

4-я нед. января

Факты. Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо-физиологичекая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей.

Процессы. Антропогенез

Называть:

-стадии эволюции человека;

- представителей каждой эволюционной стадии.



Характеризовать:

-особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиций;

- роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей





Урок систематизации и обобщения знаний. Семинар

П. 4.19 – 4.20

Вопросы семинара, индивидуальные задания



20

Человеческие расы

1-я нед. февраля

Ключевые понятия: расы и нации, расизм.

Факты. Принадлежность всего человечества к одному виду – Человек разумный. Расы – крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Разновидность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма

Давать определения ключевым понятиям.

Называть и различать человеческие расы.

Объяснять механизмы формирования расовых признаков.

Доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма и социал-дарвинизма

Гипотезы происхождения человеческих рас

Урок систематизации и обобщения знаний. Семинар

П.4.17 – 4.20

Вопросы семинара, индивидуальные задания



21

Зачёт №2 «Происхождение человека»

2-я нед. февраля

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся.

Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами

Задание на нахождение ошибок в приведенном тексте

Задания: закончить (дополнить) предложение.

Альтернативные тесты (верность-неверность суждений)


Урок контроля и оценки знаний


РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ. (12 часов)

Тема 5.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 часа)

22

Организм и среда. Экологические факторы

3-я нед. февраля

Ключевые понятия: экология, среда обитания, экосистема, экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Ограничивающий фактор, экологическая ниша.

Объекты. Экосистема.

Факты. Экосистема – функциональная единица биосферы. Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы – определённые компоненты среды, способность влиять на живые организмы.

Закономерности. Влияние экологических факторов на организмы.

Законы. Закон минимума К. Либиха

Давать определения ключевым понятиям.

Называть:

-задачи экологии;

-экологические факторы.

Обосновывать роль экологии в решении практических задач.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды: биологическое действие экологических факторов на организмы.

Выявлять закономерности влияния факторов на организмы.

*Прогнозировать результаты изменения факторов





Урок изучения и первичного закрепления знаний


П. 5.1

23

Абиотические факторы среды

4-я нед. февраля

Ключевые понятия: абиотические факторы, биологические ритмы, фотопериодизм.

Факты. Экологические факторы – определённые компоненты среды обитания, способные оказывать влияние на организмы. Приспособление организмов к определённому комплексу абиотических факторов.

Закономерности. Влияние абиотических факторов на организмы.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные абиотические факторы.

Описывать приспособленность организмов к определённому комплексу абиотических факторов.

Выявлять:

-действие местных факторов на живые организмы:



-и оценивать практическое значение ограничивающего фактора.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды: закономерности действия абиотических факторов на организм

Биологические ритмы

Комбинированный урок

П. 5.2

24

Биотические факторы среды

1-я нед. марта

Ключевые понятия: биотические факторы, хищничество, паразиты, конкуренция, симбиоз, антропогенный фактор.

Объекты. Экосистемы.

Факты. Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз

Давать определения ключевым понятиям.

Называть виды взаимоотношений между организмами.

Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.

Объяснять механизмы влияния взаимоотношений между организмами на формирование биологического разнообразия и равновесия в экосистемах




Комбинированный урок

П. 5.3

Тема 5.2. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (4 часа)

25

Структура экосистем

2-я нед. марта

Ключевые понятия: биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биотоп, зооценоз, фитоценоз, микробиоценоз, продуценты, консументы, редуценты.

Объекты. Экосистема, биоценоз, биогеоценоз.

Факты. Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать структуру экосистемы.

Назвать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы




Комбинированный урок

П.5.4


26

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

3-я нед. марта

Ключевые понятия: пищевые или трофические связи, сети. Пищевые цепи: пастбищная и детритная. Трофические уровни, экологическая пирамида.

Объекты. Трофическая структура биоценоза.

Факты. Пищевые связи – регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления потока веществ в пищевой сети.

Процессы. Механизмы передачи вещества и энергии по трофическим уровням.

Закономерности. Экологическая пирамида.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни.

Характеризовать:

-трофическую структуру биоценоза;

-роль организмов в потоке веществ и энергии;

-солнечный свет как энергетичес-кий ресурс.



Составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания)

Использовать правило 10% для расчёта потребности организма в веществе




Комбинированный урок

П.5.5

Творческие зад.: составить схемы передачи веществ и энергии в разных экосистемах



П/р № 7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

27

Причины устойчивости и смены экосистем.

1-я нед. апреля

Ключевые понятия: динамическое равновесие.

Факты. Экосистема – динамическая структура. Видовое разнообразие – причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистем.

Процесс. Смена популяций различных видов.

Закономерности. Смена экосистем в природе

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять:

-причину устойчивости экосистем;

-причину смены экосистем;

-необходимость сохранения многообразия видов.



Описывать этапы смены экосистем.

Выявлять изменения в экосистемах.

Решать простейшие экологические задачи





Комбинированный урок

П.5.6

Л\р № 7 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»

П/р № 8 «Решение экологических задач»

28

Влияние человека на экосистемы

2-я нед. апреля

Ключевые понятия: динамическое равновесие.

Объекты. Агроэкосистемы (агроценозы).

Факты. Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества - агроэкосистемы

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры экологических нарушений.

Называть:

-способы оптимальной эксплуатации агроценозов;

- способы сохранения естественных экосистем.

Характеризовать влияние человека на экосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

*Прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам





Комбинированный урок

П.5.7

Л\р 8 «Выявление антропогенных изменений а экосистемах своей местности»

П\Р № 9 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Тема 5.3. БИОСФЕРА – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА. (2 часа)

29

Биосфера – глобальная экосистема.

3-я нед. апреля

Ключевые понятия: биосфера, биогенное вещество, живое вещество.

Факты. Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение живого вещества в биосфере. Биомасса.

Теория. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть:

-структурные компоненты и свойства биосферы;

-границы биосферы и факторы их обуславливающие.

Характеризовать:

-живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы;

-распределение биомассы на земном шаре





Комбинированный урок

П.5.8

30

Роль живых организмов в биосфере

4-я нед. апреля

Ключевые понятия: круговорот веществ и элементов, ноосфера.

Факты. Круговорот веществ – обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать:

-биохимические циклы воды, углерода;

-проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Характеризовать:

-сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии;

-роль живых организмов в жизни планеты и обеспечение устойчивости биосферы.

*Прогнозировать последствия для нашей планеты нарушения круговорота веществ.


Эволюция биосферы. Ноосфера.

Комбинированный урок

П.5.9

Творческое зад.: составить схему круговорота азота и фосфора



Тема 5.4. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (3 + 1 час на заключительный урок)

31

Биосфера и человек.

1-я нед. мая

Факты. Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис.

Процессы. Экологический кризис и его последствия

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу.

Находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей на биосферу в целом.

Анализировать и оценивать прямого и косвенного воздействия человека на живую природу, собственной деятельности в окружающей среде.

Предлагать пути преодоления экологического кризиса





Комбинированный урок

П.5.10

Вопросы семинара, индивидуальные задания



П/р № 11 (1 часть) «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

32

Оценивать экологические проблемы современности, пути их решения.

2-я нед. мая

Ключевые понятия: предельно допустимая концентрация (ПДК)

Факты. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почв. Пути решения экологических проблем.

Процессы. Рациональное использование природных ресурсов.

Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем.

Находить и систематизировать информацию в различных источниках о глобальных экологических проблемах и путях их решения.

Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Обосновывать необходимость разработки принципов рационального природопользования.

*Предлагать пути решения региональных и глобальных экологических проблем на основе интеграции наук: физики, химии, математики, кибернетики

Региональные экологические проблемы, их причины, возможные последствия и пути решения

Комплексное применение ЗУН. Семинар

Д.5.11 – 5.12

П/р № 11 (часть 2) «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

33

Зачёт № 3

«Экосистема»


3-нед. мая

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся.

Задания с выбором ответов

Задания со свободными краткими и развёрнутыми ответами

Задания на установление взаимосвязей.

Заполнение сравнительных таблиц.

Задания с использованием рисунков и схем.

Простейшие экологические задачи.

Задание на нахождение ошибок в приведенном тексте

Задания: закончить (дополнить) предложение.

Альтернативные тесты (верность-неверность суждений)



Урок контроля и оценки знаний

34

Роль биологии в будущем

4-нед. мая

Ключевые понятия: устойчивое развитие.

Факты. Рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения. Рост потребностей людей и глобальная экологическая нестабильность. Экологические проблемы России. Сфера жизни человека как фактор здоровья

Давать определения ключевым понятиям.

Оценивать последствия роста населения планеты; этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношениями к природе; значение работ учёных, занимающихся прогнозированием взаимодействия общества с природными экосистемами.

Характеризовать роль международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества.




Комплексное применение ЗУН. Круглый стол.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов среднего (полного) образования и на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) образования по общей биологии для 10-11 классов. (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова (Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006), полностью отражает содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2005.

а также методических пособий для учителя:

1) Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2006.

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006.

3) Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.



дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: Оникс XXI век» «Мир и образование», 2005.

3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2006.

4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004

5) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1997

6) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И, Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.

для учащихся:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.

2) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И, Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии
На изучение биологии на базовом уровне в 11 классе отводится 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):



  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Требования к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения –носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:



  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм – единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требования к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира – носит интегрированный характер и включает в себя следующие умения:



  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархаричного принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой:



Перечень лабораторных и практических работ


ВИД



Название лабораторной работы



Название практической работы

4

Описание особей вида по морфологическому критерию

6

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле

5

Выявление изменчивости у особей одного вида

7

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

6

Выявление изменчивости у организмов к среде обитания







ЭКОСИСТЕМЫ

7

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

8

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)

8

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

9

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности







10

Решение экологических задач







11

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Итого: 5 лабораторных работ.

Итого: 6 практических работ

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:



  • Увеличено количество часов на раздел «Вид»: на 2 часа: по 1 часу добавлено для проведения тематических зачётов по темам: «Современное эволюционное учение», «Происхождение человека»;

  • Увеличено количество часов на раздел «Экосистемы: добавлен 1 час для проведения тематического зачёта по разделу.

.
Специальные обозначения

Знаком * в графе «Требования к уровню подготовки» отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются учащимся по желанию).



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал