«Роль альтернативной энергетики в инновационном развитии Великобритании»



страница1/2
Дата26.04.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики
Кафедра мировой экономики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Роль альтернативной энергетики в инновационном развитии Великобритании»

Студентка группы № 466

Бурова Мария Дмитриевна


Руководитель ВКР

Профессор факультета мировой

экономики и мировой политики, доктор экономических наук

Хесин Ефим Самуилович

Москва, 2013



Оглавление



Периодический обзор инновационной деятельности стран-лидеров инновационного развития в Европе, Северной Америке и Азии №1. Министерство экономического развития РФ, 2010 10

Глава МВФ: Великобритании необходимо пересмотреть финансовую политику. РБК, 2013 15

Goldenberg S. UK ranked most energy efficient of world's largest economies. The Guardian, 2012 20

Bakhsh N. IGas CEO Says Shale Gas Production in U.K. May Start in 3 Years. Bloomberg, 2013 22

UK Wind Energy Database. Renewable UK web-site, 2013 24

Gray L. World's biggest offshore wind farm opens off Britain as new minister admits high cost. The Telegraph, 2012 25

Bennett P. London’s largest solar array at Blackfriars station reaches halfway point. Solar Power Portal, 2012 26

Мировые инвестиции в генерацию на биомассе составят более 100 млрд долл. до 2021 года. ИАА Cleandex, 2012 27

Malnick E. Wind farm developers face new wave of opposition from MPs. The Telegraph, 2013 31

Программы поддержки ВИЭ в Великобритании. Торговое представительство России в Великобритании, 2012 39




Введение
В нашем мире, где ресурсы ограничены, а потребности человека возрастают, большое значение имеют способы обеспечения человека тем, что ему необходимо. И здесь ключевую роль играет энергетика, которая является базисом практически любой деятельности современного общества. До недавнего времени проблемой являлись только ограниченные запасы топлива для производства энергии. Однако сейчас возникает еще одна глобальная проблема – изменение климата из-за деятельности человека, которое грозит всем негативными непредсказуемыми последствиями. Поэтому возрастает необходимость в переходе к ресурсам, которые будут неисчерпаемы и благоприятны для окружающей среды – альтернативные источники энергии. Сейчас возобновляемая энергетика непосредственно связана с инновационным развитием. Новые технологии и их внедрение открывают возможности для инвестиций и создания рабочих мест, что способствует экономическому развитию страны. Объектом данной работы является инновационное развитие Великобритании, а предметом – альтернативные источники энергии.
Я выбрала для своего исследования Великобританию, потому что она является уникальной страной в плане энергетики и инноваций. Имея богатое прошлое, в настоящее время эта страна осуществляет переход к альтернативным источникам энергии и является одним из лидеров в индустрии. К тому же, эта тема актуальна, ведь именно сейчас происходят процессы трансформации энергетической отрасли страны. Результаты государственной деятельности в плане развития инноваций и возобновляемой энергетики уже видны, и именно сейчас необходима их оценка для предсказания дальнейшего развития событий.
Целью данного исследования является определить роль альтернативной энергетики в инновационном развитии Великобритании.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:

  • Выявить особенности инновационного развития в Великобритании;

  • Определить место альтернативной энергетики в энергетической индустрии;

  • Установить, как альтернативная энергетика сочетается с инновационным развитием Великобритании;

  • Понять отношение правительства Великобритании к альтернативной энергетике.

Проблемы инновационного развития и альтернативной энергетики в последнее время поднимаются все чаще. Большое количество работ на эту тему создается на Западе, где данная проблема наиболее актуальна, однако в последнее время она все чаще поднимается и многими российскими экспертами.


При подготовке данной работы использовались официальные статистические данные, заявления и отчеты организаций Великобритании и ЕС, занимающихся энергетикой; отдельные статьи из научных журналов; специальная литература, посвященная энергетике и экономике Великобритании.


1. Инновационное развитие Великобритании

1.1. Понятие инновационного развития
В настоящее время все больше стран встает на путь инновационного развития. Огромные суммы вкладываются в НИОКР и развитие новых технологий, создаются конкурсы и выставки для демонстрации новых открытий и инноваций. Однако что это такое – инновация? Ведь инновационное развитие осуществляется в первую очередь на уровне предприятий и организаций, а уже потом только на уровне целого государства. Однако, стремясь встать на этот путь, многие руководители и управляющие даже не задумываются о значении этого термина – «инновация». У термина «инновация» есть много значений, и некоторые из них довольно сильно отличаются друг от друга. Если не останавливаться на особо узких определениях инновации, которые свойственны определенным сферам (например, связи с общественностью, маркетинг или бухгалтерский учет), можно выделить несколько групп определений данного термина.
Но перед этим нужно уточнить само происхождение слова «инновация». Оно происходит от латинского «innovatio» - возобновление, изменение. Данное понятие появилось еще в XIX в., однако широкое распространение оно получило после работ Й. Шумпетера, в которых известный философ и экономист занимался раскрытием и исследованием данного понятия и связанными с ним процессами. Й. Шумпетер понимал под инновацией средство получения прибыли предпринимателем. Однако он воспринимал инновацию именно как процесс1.
Итак, к первой группе определений можно отнести понятие «инновации» как конечного результата научной деятельности (новый или усовершенствованный товар, услуга или процесс производства). Вторая группа определений соотносит инновацию с процессом внедрения нововведений для достижения определенных целей. И, наконец, третья группа определений дает трактовку инновации как результата творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых организационных форм2. Таким образом, нет единого понятия инновации. Однако здесь этот вопрос является принципиальным. Является инновация процессом или результатом?
Инновация только тогда будет иметь смысл, когда она не только создана (то есть произошел процесс открытия или усовершенствования чего-либо), но и когда она внедрена и изменяет привычный процесс производства (если речь идет о технической инновации). Таким образом, инновация включает в себя одновременно как процесс (производства и внедрения), так и результат (нововведение, новый процесс производства).
Теперь, когда понятие инновации в данной работе стало более определенно, можно приступить к рассмотрению инновационного развития. Это понятие несет в себе более масштабные процессы, нежели инновация. Инновационное развитие, для получения результата в рамках государства, должно иметь комплексный характер, то есть осуществляться во всех сферах и на всех уровнях управления. Таким образом, оно представляет собой последовательное внедрение новшеств во все сферы социально-экономической среды.
Инновационное развитие можно разделить на две основные части – осуществление инновационных программ и развитие инновационного потенциала3. Под инновационным потенциалом понимается набор условий, необходимых для осуществления самого инновационного процесса. Развитие этого инновационного потенциала является основной составляющей в получении результата.
Инновационный потенциал может состоять из нескольких составляющий, в зависимости от сферы и уровня управления, на котором он определяется. Однако можно выделить техническую, научную, финансовую, кадровую и культурную стороны инновационного потенциала. Необходимо понимать, что невозможно добиться стабильного процесса инновационного развития, ставя во главу одну или даже несколько составляющих инновационного потенциала. Например, если огромные средства будут вкладываться в новую технику, не принимая во внимание кадровую и культурную составляющие, возникнет несоответствие предложения рабочей силы спросу новых рабочих мест с инновационной техникой. К тому же, при отсутствии развития инновационной культуры, общество просто будет не готово сделать шаг на новый уровень развития. Таким образом, все стороны инновационного потенциала должны быть учтены при планировании хода инновационного развития.
Инновационное развитие играет большую роль в повышении конкурентоспособности как предприятий и отдельных товаров, так и страны. Более того, повышение конкурентоспособности как раз является одной из главных целей политики инноваций. Снижение издержек, облегчение процесса производства, повышение качества производимых товаров или услуг, которые сопутствуют инновационному развитию, дают государству с его предприятиями и товарами конкурентное преимущество на мировых рынках. К тому же, это поднимает уровень жизни в стране, где данный процесс осуществляется. Инновационное развитие более характерно для развитых стран, где рост экономики осуществляется по большей части за счет совершенствования процессов производства и инноваций. Однако развивающиеся страны, вынужденные тянуться за их более развитыми конкурентами, также осуществляют инновационный процесс, который и помогает им подняться на новый уровень и повысить свою конкурентоспособность.
Главной составляющей инновационного развития остается создание научно-технической базы. Поэтому его осуществление непосредственно связано с инвестициями в НИОКР. Инвестирование, как и в случае с инновационным потенциалом, осуществляется при этом на всех уровнях и этапах научной деятельности. НИОКР состоит из совокупности последовательных работ, таких как исследование, разработка и создание соответствующей документации, связанных друг с другом одной целью (например, создание или усовершенствование определенного объекта).
За последние годы сильное влияние на глобальное научно-исследовательское развитие оказал последний финансовый кризис 2008-2009 годов. Согласно докладу ОЭСР, в 2009 году расходы компаний на НИОКР сократились на целых 4,5%4. Многие развитые страны, вынужденные придерживаться политики экономии, снизили темпы развития новых технологий и науки. Перед государствами стоит множество экономических, социальных и политический проблем, на решение которых требуются большие средства, поэтому инновации, с одной стороны, отходят на второй план. С другой же стороны, ограничение ресурсов имеет и положительное влияние на государственную политику. Во-первых, решения принимаются более осмысленно. Имеет место жесткое планирование перед выделением средств на решение той или иной проблемы. Во-вторых, меры для решения конкретной проблемы принимаются в совокупности со всеми другими необходимыми действиями для ее решения. В условиях нехватки средств страны вынуждены более четко формулировать цели и политику, направленную на их достижение, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. А наилучшей экономией денежных средств и ресурсов в долгосрочной перспективе является развитие инновационной деятельности. Таким образом, даже финансовый кризис заставляет большинство европейских стран осуществлять процесс инновационного развития.
Лидером в инновационном развитии на сегодняшний день является США. Они лидируют в общих затратах на НИОКР и уделяют большое внимание инновациям в своем экономическом развитии. Именно они являются примером развития инноваций для всего остального мира. Остальные развитые страны, особенно страны Европы, стараются не отставать. И, конечно, главную роль в развитии инноваций в Европе играет Евросоюз. В 2010 году была принята новая стратегия развития ЕС – «Европа 2020»5, целью которой является создание разумной, устойчивой и всеобъемлющей экономики. Приоритетными направлениями при этом являются:

  • Инновации (расходы на НИОКР должны составлять не менее 3% от ВВП ЕС);

  • Занятость (занятость населения в возрасте 20-64 года должна составлять не менее 75%);

  • Устойчивая энергетика и изменение климата (снижение выбросов парниковых газов на 20%; 20% энергии из альтернативных источников; возрастание энергоэффективности на 20%);

  • Образование (сократить процент выбывших из школы учеников до 10%; среди людей в возрасте от 30 до 34 лет процент имеющих высшее образование должен составлять не менее 40%);

  • Борьба с бедностью и социальной изоляцией (снижение людей на грани (или за гранью) бедности на 20 млн. человек).

Конечно, в условиях кризиса решение поставленных задач сильно усложняется. Большее внимание уделяется текущим задачам политики – ускорение экономического роста, борьба с инфляцией и безработицей, сокращение бюджетного дефицита. При этом инновации отходят на второй план. Однако про них не забывают, ведь именно они являются ключом к устойчивому долгосрочному развитию. Каждый член ЕС принял на себя обязательства по достижению определенного рубежа в каждом из направлений политики «Европа 2020». По словам председателя Европейской комиссии, Жозе Мануэля Баррозу, именно конкретные действия каждого члена ЕС являются основой общего успеха. Ярким примером страны, придерживающейся инновационного развития, является Великобритания. Великобритания – инновационная страна, обладающая большим инновационным потенциалом, и предпринимающая большие меры для его раскрытия.


1.2. Особенности инновационного развития в Великобритании
Великобритания является родоначальницей инновационного развития. Именно в этой стране в XVIII веке началась промышленная революция, основой для которой стали инновации того времени (паровой двигатель, прядильные машины). И на каждом этапе глобального экономического усовершенствования Великобритания являлась одним из лидеров, подававших пример остальным странам. Однако до 2000 года у нее не было конкретной централизованной политики, направленной на развитие инноваций6. И только к 2008 году была выработана единая стратегия инновационного развития – программа «Инновационная нация»7. Данная программа предусматривает создание благоприятных условий для развития инноваций в бизнесе.
В 2002 году была создана организация Исследовательские советы Великобритании. Это стратегическое объединение на данный момент включает в себя семь Исследовательских советов, осуществляющих финансирование и развитие исследований в разных областях науки и культуры. В организацию входят Исследовательские советы по искусству и гуманитарным наукам, по биотехнологии и биологическим наукам, по инжинирингу и физическим наукам, по экономическим и социальным исследованиям, по медицине, по природе и по научно-технической инфраструктуре8. Ежегодно организация направляет более £3 млн. на исследования в этих областях. Каждый Совет инвестирует средства в область, которой он занимается. Объединение оказывает поддержку более 50,000 исследователям в университетах Великобритании и в отдельных инновационных центрах.
Инновационные центры представляют собой площадки для ведения научной и исследовательской деятельности ученых и компаний. В последнее время на территории Великобритании все чаще появляются подобные комплексы. Например, после завершения Олимпийских игр в Лондоне Олимпийский парк, где проводились игры, было решено перестроить в инновационный центр. Центр, который планируется завершить в ближайшие месяцы, обеспечит около 4,000 рабочих мест9. Сейчас на территории Великобритании расположено более 100 инновационных центров.
Инновационные центры в Великобритании бывают двух видов. Первый вид центров занимается разработкой определенной технологии, в которой в данный момент нуждается бизнес. Второй тип объединяет в себе различные области науки для создания исследовательской кооперации. Именно такой тип исследовательских центров считается двигателем инновации. Однако из-за своей региональной обособленности такие центры часто не включены в национальную инновационную систему. Именно поэтому часто не происходит эффективного взаимодействия с другими центрами, что плохо сказывается на общей эффективности работы.
Одним из основных государственных органов, отвечающих за развитие инноваций и создание благоприятных условий для инновационного развития, является Министерство предпринимательства, инноваций и ремесел Великобритании. Министерство образовалось в результате объединения Министерства инноваций, университетов и навыков и Министерства реформирования бизнеса, предпринимательства и регуляторной политики в 2009 году. Основными задачами Министерства являются:

  • Обеспечение условий для открытия и развития предприятий. В рамках этой цели государство осуществляет финансовую и консультативную помощь молодым фирмам.

  • Создание более прозрачной отчетности компаний для своих акционеров и общества. Таким образом, компании будут привлекать больше инвестиций.

  • Наращивание экспорта и привлечение инвестиций в экономику Великобритании.


Около 45% предприятий Великобритании считаются инновационными10. Инновационные предприятия более эффективные и растут с гораздо большей скоростью, чем предприятия, не проводящие инновационную деятельность. Инновационные предприятия способны быстрее реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка и подстраиваться под новые условия. К тому же, прибыль от инвестиций у таких фирм намного выше. Согласно статистике, среди этих предприятий преобладают те, которые ввели элементы и технологических и нетехнологических инноваций.

Как уже было сказано, одним из показателей, который наиболее хорошо свидетельствует об инновационном характере экономики, является объем расходов на НИОКР. Согласно статистике Евростата, в 2011 году объем инвестиций в НИОКР Великобритании составил 1.75% от ВВП. Этот показатель ниже, чем в среднем по ЕС, где он составляет 2,03%. В абсолютном выражении общие расходы на НИОКР составили чуть меньше €31 млрд. При этом наибольшие инвестиции пришли из сектора бизнеса (€19.1 млрд.). Государственный сектор вложил €2.9 млрд., а сектор образования – €8.3 млрд. Финансирование исследований со стороны государства осуществляется, с одной стороны, за счет единовременных субсидий, а с другой – за счет средств из Исследовательских советов, о которых говорилось ранее. Наименьшую долю составил вклад частного некоммерческого сектора – €0.7 млрд. Для сравнения, общие расходы на НИОКР в 2011 году у России составили чуть меньше €15 млрд., что почти в два раза меньше показателя Великобритании. При этом расходы государственного сектора заметно превышают показатель Великобритании – €4.5 млрд. Это говорит о том, что экономика и общество Великобритании на данный момент лучше адаптированы к развитию инноваций и готовы поддерживать это развитие. В России же инновации пока воспринимаются как инициатива государства, и, несмотря на то, что сейчас появляется все больше и больше предпринимательских инициатив, большее влияние на внедрение инноваций все еще оказывает государство.
О высоком развитии инноваций в Великобритании так же свидетельствует большое количество заявок на патенты. Несмотря на то, что Великобритания отстает от других стран ЕС по затратам на НИОКР, в 2010 году она заняла третье место по количеству заявок на панты (4,795), уступив место Германии и Франции. Большинство заявок пришлось на долю бизнес предприятий (более 90%). Великобритания также является одним из лидеров по инновационному развитию в ЕС на региональном уровне. Информационные технологии и телекоммуникации занимают около четверти всех патентов, биотехнологии – около 5%.
Основы инновационного развития Великобритании отражены в документе «Приоритеты науки и инновационной политики 2010-2015»11. Наука Великобритании играет ключевую роль в нахождении решений проблем, которые стоят перед мировым сообществом. Поэтому именно наука и новые технологии обеспечат экономический подъем как Великобритании, так и мира в целом. Опыт инновационной политики Великобритании за последние несколько лет показал, что наука является основным фактором устойчивого роста и развития, а также повышения благосостояния общества. Инвестиции необходимы не только в новые технологии, но и в кадровую сферу. То есть, необходимо развивать образование и квалификации для создания рабочей силы, которая будет способна вывести экономическое развитие на новый уровень.
Наука является ключом к достижению устойчивого экономического развития и социального равенства. Она поможет найти подходы к таким мировым проблемам как ограниченность ресурсов при растущем населении, ранняя смертность в развивающихся странах и старение населения в развитых, а также к вопросам, касающихся окружающей среды и изменения климата.
Государственная политика должна быть направлена на то, чтобы максимизировать вклад науки в решение поставленных проблем. Наряду с инвестициями в НИОКР, правительство должно удостовериться в наличии рабочей силы с теми знаниями и навыками, которые необходимы для повышения конкурентоспособности страны и развития инноваций. Масштаб и срочность тех решений, в которых нуждается страна и мировое сообщество, требуют большей согласованности между наукой и осуществляемой государством политикой. Великобритания активно развивает такие передовые области науки как биотехника, цифровые технологии, креативная сфера, переход к низкоуглеродным источникам энергии.
Итак, документ «Приоритеты науки и инновационной политики 2010-2015» выделяет четыре главных направления, на которых сосредоточена инновационная политика Великобритании:

  • Сохранение государственных инвестиций в инновации и привлечение их из частного бизнеса;

  • Увеличение предложения высококвалифицированной рабочей силы для развития науки и бизнеса;

  • Информирование населения о необходимости науки в повседневной жизни и ее роли в экономике страны;

  • Усиление государственной поддержки науки


В марте 2013 года был обнародован новый бюджет. Канцлер казначейства Джордж Осборн заявил, что наука является основой экономического будущего Великобритании. Бюджетные сокращения продолжают иметь место, так как Великобритании предстоит еще долгий путь восстановления экономики. Прогнозируемый рост ВВП был понижен до 0.6% с 1.2%, которые были спрогнозированы в декабре. К тому же, недавно агентство Фитч (Fitch) понизило рейтинг Великобритании на одну ступень с наивысшего AAA. МВФ считает, что Великобритании необходимо пересмотреть свою бюджетную политику12. Однако правительство собирается придерживаться текущей политики и считает, что лучших альтернатив ей пока нет.
Наука – одна из немногих отраслей, которые действительно не подверглись сильному влиянию кризиса, и где государство не производило резких снижений бюджетных расходов. Однако далеко не все разделяют такую точку зрения. Два предыдущих бюджета были успешными в плане расходов на науку, однако бюджет, принятый в марте 2013 и предстоящий его пересмотр не вызывают доверие исследовательских институтов13. Критике также подвергается то, что большее внимание уделяется частному сектору, чем университетам. А ведь именно хорошее высшее образование необходимо для предоставления высококвалифицированных кадров, которые являются двигателем науки. Несмотря на критику, большинство экспертов считает бюджет 2013 вполне ожидаемым и благоразумным.
Инновации являются основой для долгосрочного роста и развития экономики, а также для повышения конкурентоспособности. Великобритания обладает большим инновационным потенциалом, имея высококвалифицированные кадры, инновационные фирмы, исследовательские центры, научные организации и университеты, современные промышленные предприятия. Как показывают исследования, инновации обеспечивают больше половины экономического роста страны, и увеличивает занятость населения почти в два раза14. Поэтому Великобритании необходимо продолжать политику инновационного развития и создавать условия для наиболее благоприятного развития науки на своей территории.
2. Альтернативная энергетика в Великобритании

2.1. Роль альтернативной энергетики в энергетической индустрии
Великобритания отличается высокой долей сферы услуг в экономике. Она составляет 78% ВВП, в то время как обрабатывающая промышленность – 21%, а сельское хозяйство и добыча природного сырья – 1%. Доля энергетической индустрии в ВВП в 2011 году составила 1,6%15.
Великобритания является уникальной страной в плане энергетики, обладая интересной историей в этой области. Энергетическая отрасль начала развиваться еще три века назад, когда во всем мире в ней преобладала угольная промышленность. До начала XX в. Великобритания являлась одним из лидеров по производству угля, однако затем индустрия стала затухать. В начале 70-х годов у берегов Шотландии были открыты крупные месторождения нефти. Освоение месторождений в Северном море стало одним из основных поворотов в энергетике и экономике Великобритании. В эти годы в мире активно шла добыча нефти, и Великобритания сразу заняла свою нишу в этой индустрии. Соглашение о снижении добычи нефти среди стран-членов ОПЕК только укрепило позиции Великобритании на мировом рынке. В Северном море также были обнаружены крупные газовые месторождения. В целом, Северное море обладает огромными запасами природных энергетических ресурсов, находящихся на территории Центрально-европейского нефтегазового бассейна. Эта территория добычи поделена между пятью европейскими странами – Великобританией, Норвегией, Германией, Голландией и Данией, однако крупнейшие месторождения принадлежат первым двум.
Долгое время Великобритания являлась чистым экспортером нефти и газа. Доходы от экспорта энергоресурсов занимали довольно значительное место в торговом балансе, однако не сделали экономику страны зависимой от этих средств. Великобритания продолжает активно развивать другие конкурентоспособные индустрии, что делает ее экономику более устойчивой к колебаниям цен на энергоресурсы и внезапным изменениям на мировом рынке. С 2005 г. импорт превысил экспорт – Великобритания стала импортировать больше энергии, чем отправляла за рубеж. Зависимость от импорта в последние годы продолжает увеличиваться. В 2011 году она составила уже 44%16. Однако, это все еще один из самых низких показателей в ЕС, где средняя энергозависимость составляет 66,7%. Проблема спада внутреннего производства энергии объясняется недостаточной энергоэффективностью существующих источников и слишком медленной разработкой новых.
Великобритания также выделяется на фоне других стран своей ядерной энергетикой. Она раньше других европейских стран стала развивать атомную энергию. И сейчас, на фоне происходящих мировых потрясений, касающихся аварий на ядерных электростанциях, Великобритания, в отличие от многих стран, продолжает поддерживать данную индустрию, планируя реконструкцию станций для достижения большей экологичности и функциональности.
В последние годы при поддержке правительства и ЕС активно идет развитие альтернативной энергетики. Это направление в последние годы стало ключевым в энергетической политике Великобритании. Именно альтернативная энергетика способствует развитию науки и инноваций.
В 2011 году доля альтернативной энергетики в конечном потреблении энергии составила 3,8%. Этот показатель на 0.5% выше, чем в предыдущем году. Динамику можно проследить в Таблице 1. Как из нее видно, доля потребления альтернативной энергетики с каждым годом растет с большими темпами. Несмотря на небольшое замедление к 2011 году, Великобритания способна добиться цели, согласованной с программой Евросоюза по улучшению энергоэффективности – 15% альтернативной энергетики в общем конечном потреблении энергии. В абсолютных единицах потребление альтернативной энергии в 2011 году составило 7,8 млн. тонн н.э.
По данным Международного энергетического агентства, в структуре производства энергии на первом месте стоит нефть (41,1% на 2011 год) и природный газ (31,4%). Выработка электроэнергии из альтернативных источников составила в 2011 году всего 9,2% от общего потребления электроэнергии, однако это на 2,5% больше, чем показатель 2010 года. В последние годы этот показатель динамично растет (Таблица 2).
Наращивание темпов использования альтернативной энергетики является основой перехода к «зеленой экономике», которая не только повышает энергоэффективность, но и улучшает экологическую обстановку в стране. Забота об окружающей среде и борьба с изменением климата являются актуальными вопросами в мировом сообществе. Особенно резко эта проблема стоит в ЕС.
Целями ЕС относительно изменения климата и энергетики являются:

  • Сокращение выбросов шести парниковых газов (углекислый газ, метан, фторуглеводороды, фторуглероды, закись азота, гексафторид серы) на 20% по сравнению с 1990 годом;

  • Увеличение доли возобновляемой энергии в конечном потреблении на 20%;

  • Повышение энергоэффективности на 20%.


В соответствии с этими задачами, которые должны быть достигнуты к 2020 году, а также в соответствии с Киотским протоколом, каждая страна взяла на себя обязательства по достижению конкретной цели. В случае Великобритании выброс парниковых газов должен быть сокращен на 34% по сравнению с показателем 1990 года. Эта довольно амбициозная цель, так как сокращение выбросов должно быть на 14% больше, чем в среднем по ЕС. Однако Великобритания способна добиться этой цели, если будет и дальше придерживаться политики перехода к низкоуглеродным источникам энергии. Динамику регулирования выброса парниковых газов можно проследить в Таблице 3.
Целей по повышению энергоэффективности для Великобритании поставлено не было. Однако на сегодняшний день она является одной из стран, для которых этот показатель является наивысшим. В июле 2012 года Великобритания была признана самой энергоэффективной страной среди 12 крупнейших экономик мира17. Исследование было проведено американским Советом по энергоэффективной экономике. Великобритании удалось получить первое место за сохранение энергии в промышленном и транспортном секторах, а также за активную борьбу с выбросами парниковых газов.
Цели в соответствии с программой ЕС были также поставлены отдельно для Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса. Они несколько отличаются друг от друга, так как в разных районах Великобритании наблюдается различные показатели. Например, в то время как для Англии цели по энергоэффективности поставлено не было, Шотландии необходимо снизить конечное потребление энергии на 12% к 2020 году по сравнению с базисными годами (2005-2007)18.

Альтернативные источники помогли бы разрешить проблему выбросов парниковых газов и изменения климата, а в будущем – и энергоэффективности. Однако на данный момент мировое сообщество не спешит оставлять традиционные источники энергии. Как бы много не говорили о развитии альтернативной энергетики и не ставили ее одним из приоритетов политики, на данный момент ее процент в общем потреблении и выработке довольно мал. А сейчас, при развитии новых технологий добычи энергоресурсов, картина энергетических сил мира может несколько поменяться. Согласно Международному энергетическому агентству, к 2020 году США может стать лидером по производству нефти19.
Основным конкурентом альтернативной энергетики является сланцевый природный газ, который также иногда называют альтернативным. Сланцевый газ отличается более глубоким расположением и необходимостью другой технологии бурения – горизонтальной. Великобритания обладает достаточными запасами сланцевого газа, однако точные оценки пока привести сложно. В конце 2012 года Великобритания сняла мораторий на добычу сланцевого газа с помощью технологии гидравлического разрыва пласта. Еврокомиссия также согласилась с целесообразностью разработки сланцевых месторождений. Однако пока не совсем ясны перспективы развития такого источника энергоресурсов. Сложность составляют в частности, трудная оценка запасов и стоимости добычи сланцевого газа.
Тем не менее, британская энергетическая компания IGAS планирует начать промышленную добычу сланцевого газа в течение трех лет20. Правительство также решило поддержать добычу сланцевого газа посредствам льгот, которые будут предоставляться производителям. Проблема истощения разведанных источников традиционного газа и нефти в Северном море вынуждает правительство прибегнуть к такой альтернативе для уменьшения зависимости от импорта энергоресурсов. Открытие новых месторождений также повлечет за собой увеличение занятости местного населения.
Сланцевый газ представляет серьезную конкуренцию возобновляемым источником энергии. Однако многие защитники окружающей среды выступают против добычи такого энергоресурса. Действительно, сланцевый газ начал разрабатываться относительно недавно, однако уже доказал, что технология добычи несовершенна. Так, после бурения скважины в одном из городов Великобритании последовали два подземных толчка21. После проведения оценки ситуации бурение было разрешено продолжить под более четким контролем безопасности. Сланцевый газ может стать полезным инструментом для Великобритании в уменьшении зависимости от импорта. В любом случае сланцевый газ является новым, еще не изученным источником, и нельзя точно предсказать какие будут экологические и экономические последствия его применения.
Технология, с помощью которой получают сланцевый газ, в последнее время активно стала внедряться и в добычу сланцевой нефти. В Великобритании также имеются запасы горючего сланца. Сланцевая революция, которая началась в США, уже распространилась по всему миру. Там цены на нефть упали, а добыча сланцевой нефти продолжает расти. Прогнозируется увеличение горючего сланца в общем объеме добычи нефти до 9% к 2030 году22. Великобритания, вместе с другими импортерами нефти, должна выиграть от такого хода событий. По оценкам консалтинговой компании PriceWaterhouseCoopers, разработка добычи сланцевой нефти увеличит рост ВВП Великобритании на 2-5%.

В энергетике развитых стран сейчас происходят коренные изменения. После аварии на атомной станции «Фукусима» в Японии все страны, имеющие развитую атомную энергетику, начали пересматривать вопросы целесообразности использования такого вида энергии. В то время как одни страны, например Германия, стремятся выйти из ядерной индустрии и сосредоточиться на более безопасных источниках энергии, Великобритания, наоборот, объявляет о планах строительства новых реакторов. Как заявляет премьер-министр Дэвид Кэмерон, ядерная энергия является основным составляющим элементом перехода к низкоуглеродной энергетике23. Однако конкуренцию ей в будущем может составить термоядерный реактор. Сейчас осуществляется строительство Международного экспериментального термоядерного реактора, которое планируется завершить к 2020 году. Термоядерный реактор можно отнести к альтернативным источникам энергии. Он не содержит большое количество радиоактивных веществ, в отличие от ядерного реактора. При возможных авариях на установке также предусмотрены дополнительные меры безопасности. Особенностью термоядерного реактора является то, что литий, который входит в состав камеры, может давать тритий при реакции распада, который и используется в качестве «топлива» на подобных установках. Это предположение пока еще не доказано, однако, если такая реакция будет осуществима, «топливо» для станции будет вырабатываться в ходе самой деятельности термоядерного реактора.


2.2. Альтернативная энергетика и инновационное развитие
Будучи экологически чистой, альтернативная энергетика в будущем должна послужить заменой старым способам получения энергии. Политика правительства Великобритании направлена на увеличение доли возобновляемых источников энергии в общем производстве энергии, что одновременно повлечет за собой улучшение экологической ситуации в стране и сокращение выбросов. Это также предоставит новые возможности для инвестиций и развития инноваций, что не может не сказаться на экономическом развитии страны. Появление новых рабочих мест также повлечет за собой повышение экономической активности и уровня жизни населения.
Переход к возобновляемым источникам повлечет меньшую зависимость экономики от мировых цен на традиционные энергетические ресурсы, уменьшив, таким образом, зависимость Великобритании от других стран. Обладая хорошими шансами стать передовой страной в этой области, Великобритания в будущем может утвердиться на мировой арене как экспортер возобновляемой энергетики, включая новейшие технологии, конструкционные элементы и высококвалифицированных экспертов в этой области.
Основным видом альтернативной энергетики, активно развиваемой в Великобритании, является ветроэнергетика. Великобритания обладает большим потенциалом для развития ветряной энергии. Обширные прибережные территории служат отличным источником для работы ветряных турбин. На сегодняшний день в Великобритании действует 3,770 наземных и 973 оффшорных турбин, которые вырабатывают около 22,5 млн. киловатт в час и способны обеспечить электроэнергией более 5,2 млн. домов24.
Великобритания может гордиться своими ветряными парками. С апреля 2013 года самым большим ветряным парком в мире является парк London Array25. Сейчас ведутся завершающие конструкторские работы. Парк расположен в устье Темзы и имеет 175 турбин, каждая мощностью 3,6 мегаватт. Парк поможет значительно уменьшить выбросы парниковых газов в атмосферу – до 1.4 млн. тонн в год. Проект, начавшийся в 2009 году, первоначально предполагалось завершить к началу 2012 года, чтобы обеспечить энергией Олимпийские игры в Лондоне. Однако консорциум инвесторов высказал сомнения в рентабельности проекта. Изменение ситуации на мировом рынке энергетики, в частности падение спроса и цен на энергию, заставило компании пересмотреть свое решение приостановить проект, инвестиции в который составили в целом более £2 млрд. Также на позитивный исход ситуации повлияло решение правительства увеличить бюджетные расходы на строительство оффшорных ветряных станций. Уже был одобрен второй проект London Array II, расположенный в том же месте.
Другим крупным ветряным парком является Thanet26, расположенный на юго-восточном побережье Англии. Парк состоит из 100 турбин, которые способны обеспечить энергией около 200,000 домов. Ветровая энергетика способствует сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Чтобы осуществить свою цель – сократить выбросы в половину – Великобритании необходимо иметь 10,000 наземных и 4,300 оффшорных ветряков27. Однако строительство ветряков сейчас обходится довольно дорого. А то, что они быстро устаревают и требуют ремонта и замены частей, только усугубляет ситуацию. В будущем планируется, что строительство и эксплуатация ветряков будет обходиться намного дешевле, что привлечет дополнительные инвестиции в отрасль и снизит цену энергии для конечных потребителей.
Сейчас осуществляется множество подобных проектов в разных областях альтернативной энергетики. В основном они касаются ветряной и гелиоэнергетики. Один из таких проектов – мост Блэкфрайарз, покрытый 6,000 солнечных панелей, что позволяет ему частично обеспечивать энергией железнодорожную станцию Блэкфрайарз. Мост был построен над Темзой еще в 1886 году во времена королевы Виктории. Проект был завершен в 2012 году и обошелся в сумму около £7 млн. Солнечный мост привнесет заметный вклад в снижение выбросов CO2 – примерно 500 тонн в год28. В дальнейшем предполагается реконструкция всей железнодорожной системы к 2020 году.
В последние годы альтернативная энергетика привлекает все больше инвесторов и компаний, которые не только вкладывают средства в развитие различных проектов, но и создают отделения, занимающиеся проблемами возобновляемой энергетики. На данный момент крупнейшими компаниями в области альтернативной энергетики являются Ecotricity, RES (Renewable Energy Systems), E.ON, Good Energy Company, Infinis. Если такие компании как Ecotricity, Good Energy Company или E.ON сосредоточились на одном виде альтернативной энергии – ветре или энергии приливов, то другие компании (такие, как, например, RES и Infinis) стараются обхватить все области. Последняя даже имеет программу поощрения работников, которая предусматривает дотации на ведение зеленого образа жизни – покупку электромобилей или установку солнечных панелей. Это компании, продающие именно энергию. Существует множество компаний, которые поставляют турбины, солнечные панели и отдельные конструкционные части. А также компании, которые занимаются традиционной энергетикой, но имеют отделения, занимающиеся возобновляемой, например BP или British Gas, которая инвестирует более £1.2 млрд. в альтернативную энергетику и имеет уже функционирующие ветряные фермы. Существует множество региональных объединений (East of England Energy Group), включающих группу небольших компаний, работающих в разных областях альтернативной энергетики.
Как отмечалось ранее, основным видом альтернативной энергетики в Великобритании являются ветровые турбины. На них приходится 47% всей вырабатываемой энергии из альтернативных источников (29% и 18% на наземные и оффшорные ветряки соответственно29). Ветровая энергетика преобладает в структуре возобновляемых источников уже давно, изменяется лишь соотношение наземных и оффшорных ветряков – в сторону последних. Распределение выработки альтернативной энергии можно увидеть в Таблице 4. Другими лидерами является гидроэнергетика, а также свалочный газ и биомасса.
Биомасса является другим перспективным направлением развития альтернативной энергетики. В 2012 году правительство составило план по развитию инноваций для получения энергии из биомассы. План рассчитан на 5 лет и направлен на усовершенствование технологии получения и сохранения энергии из биомассы, а также поиск новых источников биомассы. В 2012 году был осуществлен проект электростанции на биомассе, которая располагается в городе Тилбуре30. Подобная станция является первой в своем роде; она была перестроена из старой угольной электростанции. Подобные электростанции на биомассе по проекту будут построены в трех других городах Великобритании. Уже сейчас биомасса входит в состав топлива для автомобилей, однако такое топливо пока обходится гораздо дороже обычного.
Конечно, по сравнению с традиционными источниками, альтернативная энергетика гораздо меньше вредна для окружающей среды и изменения климата. Однако, и у «зеленой» энергетики есть свои немалые минусы. Во-первых, обходится она довольно дорого. Установка ветряков, замена деталей и обслуживание оффшорных парков требуют довольно много средств. Соответственно, возрастает цена энергии, получаемой подобным способом. В случае с ветряками также вызывают опасения вредные вещества, выбрасываемые на поверхность воды. Во-вторых, эффективность альтернативных источников энергии далека от идеала. Наибольшую проблему представляет хранение и транспортировка энергии, получаемой нетрадиционными способами. При этом теряется очень большое количество энергии, и КПД альтернативных источников находится на относительно низком уровне. Также вызывает недоверие перебойный характер поступления энергии, как, например, в случае с ветряной турбиной.
Даже солнечные панели не обходятся без критики. Сами по себе они не представляют вреда. Однако для их установки необходимы большие не густонаселенные территории, на которых обычно живет большое количество животных. И конструкции солнечных панелей и тарелок могут привести к изменению привычной среды обитания этих животных, что может привести даже к их гибели. Да и производство частей, из которых состоят конструкции солнечных панелей, нередко сопровождается выбросами вредных веществ в атмосферу и загрязнение окружающей среды.
Особенной критике подвергается использование биомассы в качестве источника энергии. Как известно, для биомассы используется сельскохозяйственная культура. Соответственно, истощение плодородных земель грозит голодом всему человечеству. А в краткосрочной перспективе это означает повышение цен на продукты питания. Другой источник биомассы – целлюлоза – приводит к массовой вырубке лесов, что влияет на состояние природы порой куда хуже, чем некоторые традиционные источники энергии. К тому же, по оценкам Chatham House, добавление биомассы в топливо автомобилей обойдется их владельцам в £460 млн. в будущем году31.
Таким образом, альтернативная энергетика, в том виде, в котором она есть сейчас, далека от совершенства. Именно поэтому необходимо продолжать политику инновационного развития, делая особый акцент на развитии технологий для повышения эффективности и экологичности возобновляемых источников энергии. В будущем создание новых технологий позволит получать более безопасную энергию, не причиняя вред атмосфере и окружающей среде. При развитии инноваций стоимость установки ветряных станций, солнечных панелей и других технологий получения чистой энергии сильно снизится. Соответственно, снизится и цена энергии для конечных потребителей. Это приведет к увеличению спроса на альтернативную энергию. Также необходимо развитие инфраструктуры для снабжения энергией всех уголков страны, которые в этом нуждаются. Альтернативные источники – будущее мировой энергетики. Поэтому в будущем страна, способствующая развитию инноваций в этой области, займет лидирующие позиции на мировой энергетической арене.

3. Государственная политика

3.1. Отношение основных политических партий к альтернативной энергетике
Правительство Великобритании всячески поддерживает развитие альтернативных источников энергии. Однако необходимо понимать, что решения в правительстве принимаются не всегда единогласно. Для того чтобы можно было определить будущее «зеленой» энергетики в стране, необходимо понимание того, как относятся к ней основные политические партии. Партии, которые сегодня находятся у власти и делают все для развития инноваций в области возобновляемых источников, завтра уже могут не иметь таких полномочий. Именно поэтому в данном разделе будут рассмотрены взгляды на альтернативную энергетику основных политических партий, входящих в парламент, а также партий, представляющие интересы отдельных групп населения:

  • Консервативной партии;

  • Либерал-демократической партии;

  • Лейбористской партии;

  • Шотландской национальной партии;

  • Плайд Камри;

  • Юнионистской партии Ольстера;

  • Зеленой партии Англии и Уэльса.


На очередном открытии сессии парламента, которое состоялось 8 мая 2013 года, Королева Елизавета II огласила основные направления политики, в которые входили, в том числе, улучшение энергетической инфраструктуры, борьба с изменением климата и повышение конкурентоспособности экономики Великобритании32.
В настоящее время в Великобритании существует коалиционное правительство (консерваторы и либерал-демократы). Наибольшее число мест в парламенте имеют консерваторы, поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть именно их отношение к альтернативной энергетике. Программным документом консервативной партии является манифест, оглашенный в 2010 году перед выборами. Тогда Дэвид Кэмерон сильно критиковал лейбористов, в руках которых фактически находилось управление страной, за откладывание энергетической реформы. В энергетической политике консерваторов было обозначено 12 основных шагов, которые должно принять правительство для избегания энергетического кризиса страны. В них входят планы по инвестированию в альтернативные источники энергии (с особым акцентом на ветряные парки), борьба с выбросами парниковых газов, поощрение развития и потребления чистой энергии. Также отмечается, что одной из главных задач будет снижение цены энергии для конечного потребителя.
Дэвид Кэмерон ставит альтернативную энергетику в центр своей энергетической политики. Однако, по мнению некоторых издательств, глава консервативной партии в последнее время пользуется большей поддержкой общества, чем его партия. При этом его взгляды на развитие альтернативной энергетики не всегда совпадают с мнением партийных коллег. В апреле 2013 года 106 членов парламента, 101 из которых были представителями консервативной партии, призвали правительство снизить субсидии на постройку ветряных парков (в частности, наземных)33. По их словам, ветряная энергия является неэффективной и непостоянной, что делает ее не очень привлекательным объектом государственного финансирования. Активная стройка наземных ветряков грозит порчей окружающей природы, а также представляет угрозу для домохозяйств, живущих в непосредственной близости от них (из-за случающихся поломок турбин). Глин Дэвис, член парламента от консервативной партии, заявил, что правительство не обращает внимания на протесты против ветряков, так как количество тех, кто выражает опасения по этому поводу, слишком мало.
Второй партией, входящей в нынешнее коалиционное правительство, является либерально-демократическая партия, образовавшаяся в 1988 году в результате объединения либеральной партии с социал-демократической, отколовшейся от лейбористов в 1980 году. Партия выступает за развитие чистой энергии, за сокращение выбросов парниковых газов и за развитие инноваций. Главная задача при этом – создание новых рабочих мест, при одновременном развитии новых «зеленых» технологий. В манифесте 2010 года34 партия обещает инвестировать средства в строительство ветровых парков и развитие альтернативной гидроэнергетики. План зеленого развития включает создание 100,000 рабочих мест в «зеленом» секторе экономики. Также манифест предусматривает создание динамичной среды для развития науки и инноваций. Финансирование инновационных проектов и поддержка научных центров являются основой стабильного долгосрочного развития экономики. Таким образом, либерально-демократическая партия выступает за инновационное развитие, одним из основных элементов которого является поддержка альтернативной энергетики.
В предвыборном манифесте лейбористской партии35, которая сейчас находится в оппозиции, также содержится глава про «зеленое» развитие. В самом начале главы критикуется политика тори относительно альтернативной энергетики и окружающей среды. Согласно манифесту, для консерваторов инновационное развитие – это лишь улучшение имиджа. У лейбористов одна из наиболее четких и ясных программ по развитию чистой энергии. Планируя добиться 400,000 новых рабочих мест в «зеленом» секторе к 2015 году (что в четыре раза больше, чем у либерал-демократов), лейбористы имеют амбициозные цели касательно именно альтернативной энергетики: 40% электричества из низкоуглеродных источников к 2015 году, снижение цен на чистую электроэнергию, повышение энергоэффективности альтернативных источников, £150 млрд. инвестиций в течение следующих 10 лет. Лейбористская партия также озабочена состоянием окружающей среды и вредными выбросами в атмосферу, однако акцент все же ставится на развитии возобновляемой энергетики.
Как видно из вышеизложенного материала, основные политические партии в Великобритании выделяют весомое место альтернативной энергетике и инновационному развитию. Хотя в манифестах пропагандируется всяческое развитие возобновляемой энергии, как видно на примере тори, это не всегда означает, что каждый член партии охотно соглашается с такими решениями.
Кроме трех наиболее известных и наиболее весовых в парламенте партий, необходимо отметить и более малочисленные партии. Такие партии обычно возникают по двум причинам: выражение мнения членов общества с наиболее радикальными взглядами или выход из состава больших партий фракций, мнение которых расходится с текущей политикой партии36. Например, такие партии как шотландская национальной партия, Плайд Камри и юнионистская партия Ольстера представляют определенные исторические провинции – Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию соответственно, а зеленая партия Англии и Уэльса – радикальную политику защиты окружающей среды.
Шотландская национальная партия видит в изменении климата не только проблему, но и открытие новых возможностей для развития альтернативной энергетики. В своем манифесте37 партия прогнозирует создание 130,000 рабочих мест в низкоуглеродном секторе в Шотландии к 2020 году. Также основной целью партии является обеспечение населения доступным образованием для создания высококвалифицированных кадров. Это включает инвестирование в строительство новых школ и усовершенствование старых, а также бесплатное высшее образование. В плане альтернативной энергетики также имеются амбициозные цели, однако партия уже много добилась в этой области. Согласно официальному сайту партии, треть вырабатываемой электроэнергии в Шотландии приходится на альтернативные источники. Однако это далеко не предел – партия намерена добиться повышения этого показателя до 80%. В области энергии приливов был установлен грант в £10 млн. за лучший проект. Это должно привлечь молодых ученых и исследователей в Шотландию и повысить уровень инновационного развития. Шотландская национальная партия поддерживает все виды альтернативной энергетики, в особенности ветряную, солнечную, биомассу и энергию приливов. Создано много проектов для поддержки их развития, например – помощь фирмам, устанавливающим солнечные панели на крышах своих офисов, или дотации Шотландской энергетической лаборатории. При содействии партии уже было создано 28,000 рабочих мест в «зеленом» секторе. Одно из отличий этой партии от главных партий парламента – отказ от ядерной энергии. Партия категорически против строительств любых атомных станций на территории Шотландии.
Плайд Камри, представляющая интересы Уэльса, имеет более расплывчатые цели в области альтернативной энергетики. Зато партия более сосредоточена на образовании, культурном наследии и подготовке высококвалифицированных кадров. И все же, цели в «зеленом» секторе экономики у партии имеются. Так, партия надеется сократить выбросы парниковых газов в Уэльсе на 40% к 2020 году по сравнению с 1990 годом38. Плайд Камри борется за большую независимость Уэльса и хочет, чтобы полномочия в области энергетической политики были переданы Национальной ассамблее. Таким образом, Уэльс, согласно взглядам партии, должен стать независимым в плане энергетики к 2020 году. Уэльс обладает большим потенциалом в плане мелкомасштабных проектов альтернативной энергетики. Партия поддерживает развитие ветряной, приливной, гидроэнергетики и биомассы. Однако она против больших проектов строительств. Наилучшими считаются проекты использования энергии приливов, которая является наиболее безопасной для окружающей среды и является доступной конечным потребителям. Плайд Камри, как и шотландская национальная партия, против строительства атомных электростанций.
Юнионистской партии Ольстера представляет в парламенте интересы Северной Ирландии. Для нее альтернативная энергетика скорее является дополнительным средством достижения экономического роста, чем экологичной альтернативой традиционным источникам энергии. Однако партия признает необходимость борьбы с изменением климата, хотя большие надежды возлагаются на сознательность общества, чем на государственное вмешательство. В альтернативной энергетике выделяются ветряные парки и энергия приливов, развитие которых должно повлечь за собой создание десятков тысяч рабочих мест. На интернет-сайте партии Ольстера в разделе альтернативной энергетики39 также упоминается сланцевый газ. Северная Ирландия возлагает на этот вид топлива большие надежды, однако партия поддержит добычу газа только после того, как будет доказано, что она не наносит вред окружающей среде. Партия также активно выступает за снижение стоимости энергии. В своей инновационной политике партия Ольстера возлагает надежды на молодое поколение, совершенствуя систему образования и предлагая всевозможные схемы поощрения учеников и родителей, занимающихся учебным процессом своих детей.
Еще одна партия, которую необходимо рассмотреть в данной работе – зеленая партия Англии и Уэльса. Как следует из названия, партия полностью поддерживает альтернативную энергетику. Взгляды партии по этому вопросу довольно радикальны – инвестиции должны направляться только на повышение энергоэффективности возобновляемых источников энергии, развитие способов хранения энергии и энергетическую инфраструктуру. Из плана исключаются атомная энергия, а также «безрассудная»40 добыча сланцевого газа. Манифест определяет три приоритетные цели, которых хочет добиться партия относительно энергетики: полностью убрать спрос на высокоуглеродные источники энергии, сократить спрос на них там, где полностью убрать невозможно, осуществить переход к альтернативным источникам энергии. Одной из амбициозных целей является производство половины энергии из альтернативных источников к 2020 году. Инновации и образование также присутствуют в манифесте, хотя им не уделяется такое внимание, как в манифестах других партий.
Таким образом, можно сделать вывод, что все политические партии, так или иначе, поддерживают альтернативную энергетику. Одни делают это их соображений борьбы с изменением климата, другие – для повышения экономического роста, третьи – для осуществления целей, согласованных с ЕС и улучшения публичного имиджа. В любом случае альтернативная энергетика будет развиваться в ближайшие годы, и довольно быстрыми темпами. И коалиционное правительство, которое находится у правления сейчас, делает очень многое для развития инноваций и повышения конкурентоспособности альтернативной энергетики.

3.2. Государственная поддержка развития альтернативных источников энергии
Как уже отмечалось, основным документом, определяющим развитие возобновляемых источников, является План по развитию альтернативной энергетики, опубликованный в 2009 году по инициативе Евросоюза. В рамках ЕС для каждой страны была установлена своя квота альтернативной энергетики, которая должна быть достигнуты к 2020 году. По официальным прогнозам Великобритания должна перейти планку в 15% к 2020 году. Медленный рост доли возобновляемых источников должен вскоре вырасти и продолжить увеличиваться все большими темпами. Для достижения этой цели Великобритания принимает активные меры, направленные на поддержку производителей и потребителей альтернативной энергии.
Во-первых, обеспечивается финансовая поддержка возобновляемой энергетики. Например, производители чистой энергии поощряются с помощью «Зеленого тарифа» - покупке энергии по более высоким ценам. Другая схема – «Стимул к отоплению возобновляемой энергией» (Renewable heat incentive) – предполагает тарифы для поставщиков отопления, использующих альтернативные источники энергии в производстве, а также аналогичную схему для домохозяйств, использующих такой вид отопления. Обычно при этой схеме используется биомасса, а для выработки тепла из этого источника энергии требуется установка специального оборудования.
Также в Великобритании действуют «Обязательства в области возобновляемой энергии»41, которые вынуждают торговцев электроэнергией купить определенное количество «зеленого» электричества или заплатить штраф. Закупаемые лимиты ежегодно возрастают: в 2003 году он составлял 3%, а в 2011 – уже 11,1%. К 2015 году планируется поднять планку до 15,4%. Выполнение своих обязательств оптовые поставщики электроэнергии подтверждают, предоставляя в регулирующие государственные органы сертификаты, полученные от производителей электроэнергии. Те оптовые поставщики, которые не смогли выполнить свои обязательства, выплачивают своего рода штраф. Его размер равен стоимости невыкупленной «возобновляемой энергии», определенной исходя из рыночных котировок. Эти средства поступают в специализированный фонд, а затем распределяются среди тех игроков оптового рынка электроэнергии, которые выполнили свои обязательства. Система стимулирует развитие альтернативной энергетики. Однако есть и побочный эффект - рост средней стоимости электроэнергии для конечных потребителей, на которых сбытовые компании, не выполнившие своих обязательств, перекладывают тяжесть уплаты штрафных санкций. Похожая схема сейчас действует и в отношении транспорта. С помощью программы «Обязательства в области возобновляемого транспортного топлива» государство обязывает производителей топлива увеличивать процент содержания в нем переработанной биомассы.
Государство будет делать все возможное, чтобы предоставить не только компаниям, но и отдельным предпринимателям возможность инвестировать в развитие «зеленой экономики». Это частично будет обеспечиваться посредствам деятельности Банка «зеленых» инвестиций (Green Investment Bank), который был создан в 2010 году.
Государственную помощь при использовании альтернативных источников энергии и повышении энергоэффективности получают и частные организации и домохозяйства. Для тех, кто использует небольшое количество электричества, вырабатываемого при этом из солнечных панелей на крышах своих домов или ветряных турбин, расположенных поблизости, действует специальный «содействующий тариф» (feed-in tariff). Данная мера стала эффективной, о чем свидетельствует повышение спроса на солнечные панели для частных домов после ведения тарифа в 2010 году. В настоящее время планируется пересмотр этой программы поддержки альтернативной энергетики42.
Существуют схемы поддержки и на региональном уровне. Например, в Шотландии осуществляется поддержка использования биомассы в качестве источника энергии. Гранты предоставляются как государственным, так и частным предприятиям, делающих вклад в усовершенствование установок для переработки биомассы в энергию, а также в инфраструктуру для поставок данного вида топлива. В 2006 году, когда только была запущена программа поддержки, в качестве грантов выделялось £7,5 млн., однако в условиях кризиса эта цифра снизилась до £2 млн. с 2008 года43. А, например, министерство сельского хозяйства Северной Ирландии поощряет использование ивняка в качестве альтернативного источника энергии. На повышение предложения этого источника фермерам было выделено £2 млн.
Государственная поддержка производителей и потребителей альтернативной энергетики осуществляется по большей части вне зависимости от источника. Однако существуют и схемы для повышения спроса на конкретные источники возобновляемой энергии. Например, с 2002 года вручаются гранты за лучшие проекты строительства оффшорных ветряков. Программа нацелена на повышение безопасности и энергоэффективности ветряков при низкой стоимости строительства. Многие компании уже получили гранты на общую сумму более £107 млн. Обычно эти поощрения покрывают около 40% строительных затрат. Для поощрения развития энергии приливов с 2005 года открыт специальный исследовательский фонд. Он поддерживает проекты использования энергии приливов в большом масштабе на ранних стадиях разработок. Подобные проекты есть практически для каждого альтернативного источника энергии.
Помимо прямой финансовой помощи предполагается помощь в устранении препятствий, стоящих на пути перехода к альтернативным источникам. Это могут быть как проблемы с логистикой или цепью поставок, так и проблемы доступа и использования возобновляемых ресурсов.
Основным государственным органом, отвечающим за разработку энергетической политики, является министерство энергетики и изменения климата, созданное в 2008 году при объединении отдельных министерств по энергетической политике и по политике в отношении окружающей среды. В 2011 году министерством была разработана Белая книга, в которой содержится долгосрочный план по развитию и поддержке альтернативных источников энергии. Белая книга представляет собой план реформирования энергетической системы Великобритании. В ней содержатся многие программы поддержки производителей и потребителей энергии, вырабатываемой из альтернативных источников (например, «содействующий тариф», упомянутый ранее), а также предприятий и научных центров, занимающихся производством оборудования и развитием инфраструктуры альтернативной энергетики.
Среди других основных документов, планирующих общее развитие альтернативной энергетики в Великобритании можно выделить «Энергетический акт» (2010), «Стратегия развития альтернативной энергетики» (2009), «План перехода Великобритании к модели низкоуглеродной экономики» (2009) и «Национальный план действий Великобритании по развитию возобновляемых источников энергии» (2009)44. Все эти документы имеют схожие цели – повышение энергоэффективности, переход к альтернативной энергетике и сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу.
Таким образом, государство, даже в период кризиса, не прекращает поддержку альтернативной энергетики. Инновации в этой области в будущем принесут огромную отдачу. Повышение качества и эффективности возобновляемой энергетики, вместе с инфраструктурой для ее передачи и сохранения, необходимы для долгосрочного развития Великобритании.

Заключение
Великобритания является уникальной страной в плане энергетики и инноваций. До 2000 года у Великобритании не было централизованной политики, направленной на инновационное развитие, однако она всегда являлась инновационной страной. Она была первой страной, где произошел промышленный переворот и сейчас продолжает оставаться одним из инновационных лидеров.
Инновации являются ключом к достижению долгосрочного экономического развития. А инновационный потенциал у Великобритании велик. Именно поэтому необходимо инвестировать в науку и новые технологии, а также обеспечивать внедрение этих технологий в повседневное производство. Расходы на НИОКР у Великобритании ниже, чем в среднем по странам ЕС, однако она является одной из стран-лидеров по количеству заявок на патенты.
Великобритания выделяет четыре основных направления инновационного развития: сохранение и привлечение новых инвестиций, увеличение предложения высококвалифицированных кадров, информирование населения о роли науки, усиление государственной поддержки науки. Наука является одной из немногих областей, в которых государство не производило резких снижений бюджетных расходов из-за кризиса.
Конечно, кризис сильно повлиял на науку и инновации. Государство уделяет большее внимание первоочередным вопросам, связанным с экономическим ростом, безработицей, инфляцией и дефицитом бюджета. Однако правительство Великобритании понимает, что именно развитие науки играет главную роль в достижении устойчивого долгосрочного развития экономики.
Инновационное развитие непосредственно связано с альтернативной энергетикой. Цель Великобритании – добиться 15% энергии в конечном потреблении, которая будет вырабатываться из альтернативных источников. В 2011 году эта доля составила 3,8%.
Основным источником альтернативной энергии являются ветряные турбины. Великобритания обладает огромным потенциалом в этом виде возобновляемой энергии. Уже сейчас на ее территории действует 3,770 неземных и 973 оффшорных турбин, способных обеспечить электроэнергией более 5,2 млн. домов.
Государство ведет активную поддержку альтернативной энергетики. Все политические партии, по тем или иным причинам, поддерживают ее развитие. Существует множество схем поощрения потребителей и производителей данного вида энергии, а также поддержка конкретных ее источников (например, биомассы или ветряных установок). Даже в период кризиса государство делает все, чтобы продолжить трансформацию энергетической индустрии и вывести ее на новый, более экологичный и энергоэффективный, уровень.
Альтернативная энергетика все же несовершенна. Существует ряд проблем, связанных с неэффективностью и высокой стоимостью возобновляемых источников. Однако именно развитие науки и новых технологий поможет решить эту проблему. В будущем альтернативная энергетика должна стать более эффективной, экологичной и доступной конечным потребителем. Развитие этого вида энергии поможет создать новые рабочие места, привлечь инвестиции и уменьшить энергетическую зависимость страны.
Опыт Великобритании стоит учесть и России. Зависимость от традиционных источников энергии в нашей стране велика. Стоит задуматься если не о переходе, то хотя бы об увеличении доли возобновляемых источников в общем производстве энергии. Развитие сланцевой нефти и газа пошатнуло надежды на снижение зависимости экономики от экспорта энергоресурсов. Однако пример Великобритании, которая, обладая большими запасами традиционных ресурсов, активно развивает альтернативную энергетику, должен заставить Россию задуматься о будущем.
Альтернативная энергетика в будущем должна послужить заменой традиционным источникам. И та страна, которая раньше других завершит процесс трансформации энергетической системы, станет лидером в этой индустрии. У Великобритании есть хорошие шансы стать этим лидером и закрепиться на мировой арене как экспортер альтернативной энергетики, новейших технологий для ее производства и высококвалифицированных кадров для ее развития.

Библиографический список




  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал