Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии региона ст



Скачать 81.81 Kb.
Дата25.04.2016
Размер81.81 Kb.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА
ст. преподаватель кафедры ИСвЭК

Филиала СПбГИЭУ

Магомедова М.Н.
В наше время информация становится важным составляющим элементом в экономики и экономических процессов. Развитие компьютеров и информационных технологий как средств, методов и инструментов обработки информации привело к тому, что и термин экономическая информация стал рассматриваться относительно тех средств, которые могут быть использованы для ее обработки. Информационные технологии набрали высокий оборот в различных областях экономики. [1]

Современные информационно-коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения. Происходит становление нового, информационного общества. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав, самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и проведения досуга. В информационном обществе сокращаются расстояния, происходит глобализация, создаются беспрецедентные возможности для регионов.

За последние годы достигнут заметный прогресс в развитии информационной инфраструктуры, информатизации государственных организаций и частных компаний, развивается соответствующее законодательство. В Интернете создаются страницы государственных и не правительственных организаций, коммерческих структур.

Достигнутый уровень и проблемы развития информационно-коммуникационных технологий определяют необходимость перехода от политики, направленной на развитие отдельных отраслей информатизации – связи и информационных технологий, к формированию общей стратегии вхождения в мировое информационное сообщество. В силу уже имеющихся технологических возможностей основное направление политики можно переносить на формирование единого информационного пространства региона, развитие информационных ресурсов, баз данных и знаний и информационной инфраструктуры, которыми в равной мере могут пользоваться как государственные структуры, так и население республики в целом. Это естественно повлечет за собой совершенствование информационного права, технологической базы и организационного обеспечения.

Информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как одно из важных направления для развития страны в рамках реализации общенациональной стратегии. Потенциальные выгоды от развития информационно-коммуникационных технологий включают достижение эффективности управления и повышение производительности труда, появление новых возможностей экспорта программного продукта и предоставление сервиса в сфере информационно-коммуникационных технологий, обеспечение информацией фермеров о рынках сбыта сельхозпродукции и погодных условиях, создание первичной консультативной медицинской помощи, расширение возможностей дистанционного образования, улучшение сектором в регионах, улучшение качества сервиса, предоставляемого государством граждан.

Основные направления информационного обеспечения социально-экономических процессов в регионах и отраслях лежат в русле экономических, технологических, социальных и экологических задач, решение которых наиболее тесно связано с инновационной деятельностью. Из многообразия подобных задач можно обозначить основные из них, к которым, в первую очередь, следует отнести:



  • Достижение высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках;

  • Обеспечение с помощью выпускаемой продукции необходимых темпов импортозамещения;

  • Достижение высокой доли экспорта высококачественной продукции в общем объеме экспорта;

  • Обеспечение максимальных темпов обновления продукции и технологий;

  • Достижение высокого технологического уровня производства;

  • Оптимальное с экономико-экологических позиций использование всех видов ресурсов: природно-материальных, информационно-энергетических и людских;

  • Снижение загрязнения окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при создании и реализации новых продукции, технологий и услуг.

Важным направлением социально-экономической политики становится выбор приоритетов научно-технического развития. Задача информационного обеспечения в связи с этим должна сводится к оценке позиции страны, регионов и предприятий в определенных секторах современного развития науки и техники, выявлению масштабов эффективной социально-экономической деятельности, определению реального состояния экономической активности в стране и т.п.

Учитывая сложившуюся реальную социально-экономическую ситуацию в стране и обобщая современные тенденции информационного обеспечения социально-экономической деятельности, можно констатировать, что в качестве основных направлений информационного обеспечения наибольший интерес на ближайшую перспективу представляют:



  • социально-экономическая деятельность промышленных предприятий, отраслевых и региональных научных организаций;

  • социально-экономическая деятельность в сфере услуг в широком понимании значения этих слов;

  • инфраструктура социально-экономической деятельности (включая специализированные фирмы, оказывающие посреднические услуги по внедрению инноваций, материально-техническому снабжению, информационному обеспечению информационных процессов, финансово-кредитные и правовые услуги, а также опытную и материально-техническую базу науки, и т.п.

  • новые организационные формы информационной деятельности, включая финансово-промышленные группы, межрегиональные и международные инновационно - технологические центры, виртуальные предприятия и т.п.);

  • деятельность администраций регионов, городов, районов и отраслей в становлении и развитии инноваций и инновационной деятельности.

Необходимость ускорения процессов социально-экономической деятельности в отраслях и регионах, повышение конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности требует, наряду с созданием структур информационного обеспечения на предприятиях, также создания в регионах специальных межотраслевых информационных центров в виде региональных центров информационно-аналитического обеспечения социально-экономической деятельности. Такие центры должны заниматься систематизацией, сбором, хранением, ведением данных и знаний, необходимых для успешного проведения инновационной деятельности и структурных преобразований на предприятиях региона в их взаимосвязи, партнерстве, дополнении друг друга и осуществления мониторинга и маркетинговой деятельности. Выполнение исследования показывает, что для создания РИАЦ необходимо организовывать сеть баз данных и знаний, которая позволила бы:

  • организовывать и проводить исследования по выявлению и прогнозированию информационных потребностей разных групп промышленных предприятий;

  • организовывать учет, регистрацию, сертификацию и рекламу информационных ресурсов, имеющихся в автоматизированных системах различного типа; создавать адресно-справочную службу по базам данных и знаний, имеющихся в регионе и стране;

  • разработать и распространить передовые интеллектуальные информационные технологи;

  • разработать организационно-функциональную структуру сети автоматизированных систем и дислокацию баз данных, ориентированных на комплексное информационное обеспечение инновационной деятельности, структурных преобразований, маркетинга продукций предприятий региона, и организовать ее не прерывную работу.

Создание РИАЦ, а так же кардинальное изменение структуры службы научно-технической информации предприятий и отраслей региона требует установления и развития более тесных, основанных на научно-технической кооперации, связей между предприятиями и РИАЦ независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, установления действенных экономических отношений между ними. Создание на уровне региона и предприятий такой принципиально новой информационной структуры, ориентированной на комплексное информационное обеспечение инновационной деятельности и маркетинга продукции предприятий региона, должно содействовать:

  • обеспечению структурных преобразований сферы материального производства на основе преимущественного развития наукоемких направлений, внедрения ресурсосберегающих инновационных технологий;

  • обеспечению ускорения научно-технического прогресса, инновационной деятельности, сокращений сроков и повышения уровня научных исследований, проектно-конструкторских работ и технологической подготовки производства;

  • расширению номенклатуры и интенсификации производства инновационной продукции народнохозяйственного назначения на основе широкомасштабного внедрения передовых отечественных и зарубежных научных достижений и наукоемких нововведений;

  • совершенствованию межрегиональных, межотраслевых и внутриотраслевых связей в целях развития инновационной деятельности и интенсификации инновационных процессов.

На основании изложенного становится ясным, что проблемы информационных технологий, затрагивают важные экономические процессы от малых предприятий до корпораций, целых отраслей и регионов.

Среди этих проблем наиболее важными по-нашему мнению, являются следующие три основных проблемы, каждая из, которых связана с социально-экономическими факторами.



Обеспечение непрерывности бизнеса, в том числе и при стихийных бедствиях, кризисах и других форс-мажорных обстоятельствах. Предприятия, отрасли, региональные структуры, связанные с бизнесом не могут существовать, не имея возможности для хранения и извлечения данных.

Развитие высокопроизводительных сетей должно позволять компаниям, отраслям подготовить и провести эффективное восстановление и развитие баз данных и знаний.

Решением данной проблемы может быть внедрение высокоскоростных web-серверов с виртуальной выделенной памятью. Высокопроизводительных сетей оптимального использования ресурсов, эффективно увязать эти ресурсы на высокую доступность, масштабируемость вычислений и хранения кластеров.

Безусловно такое решение проблемы может вызвать и другие факторы угроз для информации, которые уже зависят от конкурентно среды. Такие web-серверы могут стать доступными для интересующихся информацией с целью ее не легального использования.

Другой проблемой с которой сталкиваются IT компании является проблема решения задач по обучению персонала. IT компании обнаружили, что обеспечение надлежащей подготовки ИТ - персонала, стало для них номер один. Решить эту проблему можно за счет централизации управления и хранения с гораздо меньшим вмешательством человека в деятельность организации. Но здесь могут возникнуть так же проблемы качества информационных технологий.

Важно подчеркнуть, что большую долю рынка информационных технологий составляют зарубежные информационные системы и программы. Отсутствие собственных разработок ориентированных на специфику экономических процессов может стать одной следующих проблем.

Сегодняшнее информационное пространство российской экономики состоит из слабо связанных между собой информационных секторов (государственных и коммерческих, ведомственных и региональных), каждый из которых в силу различных причин ало доступен для использования и расширения.

В ходе становления рыночной экономики значительная часть информационных ресурсов стала формироваться в негосударственном секторе экономики, доминирующем на рынке коммерческой информации и зачастую существенно опережающем государственный. Отсюда возникает еще одна важная проблема политика в области формирования и использования информационных ресурсов частного сектора должна способствовать включению негосударственных организаций в информационное пространство при условии их соответствия требованиям организационно- нормативных документов, регламентирующих единый порядок формирования и использования информационных ресурсов различных классов.



Государственная политика совершенствования информационной инфраструктуры экономики должна учитывать значительную территориальную протяженность страны, а также различный уровень развития информатизации в отдельных ее регионах.

Список источников


  1. Jack Show. Digital Jungle, and doing business in the Information Age.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал