Российская федерация



Скачать 159.18 Kb.
Дата26.04.2016
Размер159.18 Kb.
ТипРабочая программа

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ГЕОЭКОЛОГИИ

Вешкурцева Т.М.




УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА. ГИДРОЛОГИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 020601.65 «Гидрология»

очной формы обучения

Издательство

Тюменского государственного университета

2011


Вешкурцева Т.М. Учебная практика по Гидрологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020601.65 «Гидрология», форма обучения очная. Тюмень, 2011, 12 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Учебная практика по Гидрологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Ларин С.И., к.г.н., доцент

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Вешкурцева Т.М., 2011.

1. Цели учебной практики по Гидрологии

приобретение, углубление и закрепление полученных теоретических знаний, умений и навыков по курсу «Гидрология суши».


2. Задачи учебной практики по Гидрологии

1) ознакомить студентов с устройством и действием основных гидрометрических приборов;

2) научить производству полевых гидрологических работ и камеральной обработке материалов наблюдений;

3) показать непосредственно на водном объекте как производится выбор места для устройства гидрологического поста и гидрометрического створа;

4) научить методике гидрографического обследования и описания реки.
3. Место учебной практики в структуре профессиональной подготовке выпускников

Наличие и движение природных вод обеспечивают возможность взаимодействия атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы в процессах глобального, регионального и локального круговорота веществ и энергии. Ресурсы пресных вод способствуют природопользованию и ограничивают использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности. Наличие и распределение источников воды по поверхности планеты – важный фактор регулирования процессов расселения человечества, экономического развития стран и регионов, видового разнообразия и продуктивности биоты.

Гидрологические знания необходимы при освоении других учебных дисциплин: «Методы и средства гидрометеорологических измерений», «Лимнология», «Гидрометеорологические основы охраны окружающей среды», «Речной сток и гидрологические расчеты», «Динамика потоков и русловые процессы» и пр.

4. Формы проведения учебной практики

Форма проведения учебной практики по Гидрологии – полевая.


5. Место и время проведения учебной практики по Гидрологии – база практик и отдыха «Лукашино», а именно 42 км Ирбитского тракта от г. Тюмени (водосборы р. Канырка и о. Полушинское). Место практики соответствует поставленным задачам. Продолжительность практики 2 недели. Практика проводится в 4 семестре.
В результате освоения дисциплины студент должен:

    знать: главные закономерности гидрологического режима водных объектов; факторы пространственной и временной изменчивости их состояния; суть методов измерения расходов и уровней воды, скоростей течения и глубины водных объектов; основы водной экологии, теоретические знания в области охраны вод и принципы рационального использования и охраны водных объектов от загрязнения и истощения.

    уметь: применять теоретические знания при освоении основных гидрометрических методов измерений и интерпретации полученных данных; самостоятельно осваивать дополнительную литературу по учебной дисциплине; использовать основные гидрологические справочные материалы; применять теоретические знания в полевых условиях на практике; анализировать результаты полевых исследовании; уметь обобщать эти материалы в виде гидрологических и водно-экологических характеристик, описаний и справок, использовать и составлять стандартные и специализированные банки данных.

    владеть: понимать, излагать и критически анализировать полученную в полевых условиях гидрологическую информацию о объектах; закономерностях распределения водных объектов и характерных для них гидрологических процессов, навыками сбора гидрологической информации, методами выполнения простейших гидрологических расчетов, проведения основных гидрометрических работ; базовыми методами гидрометрических измерений, основами анализа гидрометеорологических наблюдений.



6. Структура и содержание учебной практики по Гидрологии.

    Семестр 4. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 96 часов.

Тематический план



№ п/п

Разделы (этапы)

практики


Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

Ознакомительные лекции

Инструктаж по технике безопасности

Наблюдения и измерения

Подготовка оборудования

1

Подготовительный этап

2

1




1




2

Научно-исследовательский этап.

Экскурсия по пойме реки.



6










Составление отчёта

3.

Экспериментальный этап. Организация водомерного поста

4

1

6

2

Составление отчёта

4

Экспериментальный этап.

Организация гидрометрического створа









6

2

Составление отчёта

5.

Научно-исследовательский этап.

Проведение гидрометрических работ.



2




12

2

Составление отчёта

6

Научно-исследовательский этап.

Экскурсия по руслу реки.



5




6




Составление отчёта

7

Научно-исследовательский этап.

Изучение русловых процессов.






1

10




Составление отчёта

8

Научно-исследовательский этап.

Проведение гидрометрических работ на озере. Определение объемов воды в озере, построение батиграфической кривой.



4

1

20

2

Составление отчёта

9

Заключительный этап.

Сдача зачета.















Защита

отчёта





Всего:

23

4

60

9

96

7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

При выполнении различных видов работ на учебной практике по Гидрологии используются следующие образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:



  • Активная форма проведения лекционного занятия (лекция-консультация);

  • Интерактивная форма проведения лекционного занятия (комплексное ситуационное задание (мини-исследование);

  • Интерактивная форма проведения лекционного занятия (экскурсия);

  • Выполнение отчёта по практике;

  • Доклад и презентация при защите отчёта.


8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике по Учению об атмосфере.

  1. Подготовительный этап. Деление студентов на бригады. Подготовка журналов наблюдений и дневника практики. Осмотр и поверка приборов. Знакомство с методиками проведения гидрометрических работ.

  2. Научно-исследовательский этап. Экскурсия по пойме и руслу реки, с целью ознакомления с объектом исследования и выбора участка реки для дальнейшей организации гидрометрических работ, изучения русловых процессов и типов русловых образований. Итогом работ должен быть заполнен полевой дневник, составлен план глазомерной съемки выбранного участка, собран материал для написания разделов отчета.

  3. Экспериментальный этап. Организация водомерного поста и гидрометрического створа в соответствии с имеющимися методиками проведения данного вида работ.

  4. Научно-исследовательский этап. Глазомерная съемка териитории исследования. Проведение гидрометрических работ на реке и на озере. Проведение в установленные сроки инструментальных и визуальных наблюдений. Изучение русловых процессов. Изучение гидрохимических характеристик объектов исследования.

Камеральная обработка данных. Построение графиков хода каждого измеренного гидрологического элемента (суточный ход уровней воды, суточный ход температур воздуха и воды). Описание графиков (с указанием максимумов и минимумов, амплитуды колебания). Построение карты изобат озера, построение плана глазомерной съемки береговой зоны озера. Расчет площади, объема воды в озере и его средней глубины. Построение батиграфической и объмной кривых озера. Написание и сдача отчета.

Инструментальные наблюдения:



    1. измерение срочной температуры воды и воздуха;

    2. наблюдение за уровнем воды;

    3. измерение расхода воды

    4. определение скорости течения в потоке по ширине потока и вертикале;

    5. нивелирование уклона водной поверхности;

    6. определение по меткам высоких вод наивысшего уровня реки и его нивелирование;

    7. определение рН, прозрачности и цветности воды в реке и озере.

    8. определение глубин озера по галсам.

  1. Заключительный этап. Защита отчёта.

Контрольные вопросы:

  1. Типы водомерных постов.

  2. Виды и сроки наблюдений на водомерных постах.

  3. Обработка данных наблюдений на водомерных постах.

  4. Дать определение «нуля поста», «приводки».

  5. Основные требования, предъявляемые при выборе места для гидрологического поста.

  6. Перечислить методы определения расхода воды.

  7. Принцип действия гидрометрической вертушки.

  8. Метод измерения расхода воды гидрометрической вертушкой.

  9. Вычисление расхода воды, измеренного вертушкой.

  10. Метод измерения скорости и расхода воды поверхностными поплавками.

  11. Вычисление расхода воды, измеренного поверхностными поплавками.

  12. Определение расхода воды по меткам высоких вод. В чем преимущество метода?

  13. Виды русловых образований.

  14. Типы русловых процессов.

  15. Виды русловых образований и типы русловых процессов на водном объекте в районе практики.

  16. Образование старичных озер.

  17. Морфометрические характеристики озера.

  18. Определение объемов воды в озере.

  19. Практическое значение батиграфической и объемной кривых.

  20. Факторы формирования стока.

  21. Особенности гидрологического режима водотоков Тюменской области.

  22. Особенности гидрологического режима водоемов Тюменской области.


9. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики).

Форма отчётности по итогам учебной практике по Гидрологии является составление и защита отчёта, которая проводится на заключительном этапе практики.

Отчет оформляется в виде папки «Материалы практики по Гидрологии», в которую входят:


  1. отчёт, оформленный на писчей бумаге формата А-4;

  2. книжка для записи водомерных наблюдений КГ-1;

  3. книжка для записи измерения расхода воды вертушкой КГ-3;

  4. журнал технического нивелирования;

  5. схема свайного водомерного поста;

  6. план глазомерной съемки района водомерного поста

  7. дневник практики.

В содержании отчета могут быть следующие пункты:

Введение (указывается цель и задачи практики, время и место проведения, состав и обязанности каждого члена бригады, состав отчета – количество страниц, рисунков, таблиц и приложений).

Глава 1. Краткая физико-географическая характеристика объекта исследования (долина р. Канырка).



    1. Типы долин.

    2. Гидрологические и гидрометрические характеристики долины реки Канырка.

    3. Физико-географические факторы стока.

Глава 2. Организация водомерных наблюдений.

2.1. Приборы и оборудование (описать все применяемые приборы и оборудование, сделать рисунки).

2.2. Типы водомерных постов.

2.3. Организация водомерного поста (обоснование выбранного места и типа постового устройства).

2.4. Топографические работы на посту (инструментальная и полуинструментальная съемка, нивелирование поста, нивелирование до горизонта высоких вод).


    1. Водомерные наблюдения (сроки, виды работ, обработка результатов).

    2. Организация водомерного поста на реке Канырка и работы на нем.

2.6.1. Выбор участка реки для разбивки поста.

2.6.2. Нивелирование свай водомерного поста на реке Канырка (порядок проводимых измерений, обработка полученных результатов, построение профиля поста).

2.6.3. Сроки и виды наблюдений на организованном посту.

Глава 3. Измерения расходов воды.

3.1. Приборы и оборудование.

3.2. Методы измерения расходов воды.

3.3. Измерение расхода воды гидрометрической вертушкой на реке Канырка (описание проведенных работ, анализ полученных результатов, построение поперечного профиля реки).

3.4. Определение максимального расхода воды на изучаемом объекте по меткам высоких вод.

Глава 4. Изучение русловых процессов.

3.1. Типы русловых процессов и образований, условия их формирования.

3.2. Виды русловых процессов и образований на реке Канырка (зарисовать обнаруженные во время практики русловые образования, нанести их на план глазомерной съемки местности и описать их).

Глава 5. Изменение уровня воды

5.1. Наблюдения за уровнем воды и методы их обработки.

5.2. Изменения уровней воды на реке Канырка.

Глава 6. Морфометрические характеристики озера.

6.1. Промерные работы на озере (приборы и оборудование, методика проведения промерных работ).

6.2. Обработка результатов промеров (обработка журнала, построение плана озера в изобатах).

6.3. Батиграфическая и объемные кривые озера (построение, обработка).

Заключение (обобщить и оценить результаты выполненных работ).

Список литературы.


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики по Гидрологии.

10.1 Основная литература:

  1. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология. – 2-е изд. испр. – М.: Высш.шк., 2008. - 463 с.

  2. Эдельштейн К.К. Гидрология материков. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - 304 с.

10.2. Дополнительная литература:

  1. Атлас Тюменской области. – М.: ГУГК, 1971.

  2. Быков В.Д., Васильев А.В. Гидрометрия. – Л.: Гидрометеоиздат, 1977.-447с.

  3. Важнов А.Н. Гидрология рек. - М.: Изд-во Мос. Унив-та, 1976. - 239 с.

  4. Гвоздецкий Н.А. Физико-географическое районирование Тюменской области. – М.: изд-во Московского университета, 1973. – 246 с.

  5. Географический атлас для учителей средней школы. - М.: ГУГК, 1985. - 236 с.

  6. Гусейнов А.Н. Экология грода Тюмени: состояние, проблемы. – Тюмень: «Слово», 2001. – 342 с.

  7. Давыдов Л.К., Дмитриева А.А., Конкина Н.Г. Общая гидрология. – Л.: Гидрометеоиздат, 1973.-461с.

  8. Иваненко А.С., Булатов К.В. Окрестности Тюмени. – Тюмень: «Слово», 1998 – 240с.

  9. Каретин Л.Н. Почвы южной части Тюменской области агрономическая оценка. – Новосибирск: «Наука», 1990. – 286 с.

  10. Маккавеев Н.И., Чалов Р.С. Русловые процессы. – М.: изд-во МГУ, 1986. - 264 с.

  11. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология: учеб. для геогр. спец.вузов. – М.: Высш.шк., 1991. - 368с.

  12. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам, в.2., ч.II. – Л.: Гидрометеоиздат, 1975.-264с.

  13. Никаноров А.М. Гидрохимия. – Спб.: Гидрометеоиздат, 2001. – 444 с.

  14. Лезин В.А. Реки Тюменской области (южный район). – Тюмень: изд-во «Вектор Бук», 1999. – 196 с.

  15. Лучшева А.А. Практическая гидрометрия. – Л.: Гидрометеоиздат, 1983. - 420с.

  16. Соломенцев Н.А., Львов А.М., Симиренко С.Л., Чекмарев В.А. Гидрология суши. – Л.: Гидрометеоиздат, 1976.-431с.

  17. Учебная полевая практика. Часть I. – Учебно-методические указания для студентов 1-2 курсов по дисциплинам «Топография с основами геодезии», «Учение об атмосфере», «Учение о гидросфере». – Тюмень: изд-во ТГУ, 1999. - 88с.



  18. Хренов В.Я. Почвы Тюменской области. – Екатеринбург: УрОРАН, 2002. – 156 с.

  19. Чалов Р.С. Русловедение. Т.1. Русловые процессы: факторы, механизмы, формы проявления и условия формирования речных русел. – М.: изд-во ЛКИ, 2008. - 608 с

  20. Швер Ц.А., Ковба С.А. Климат Тюмени. Л., Гидрометеоиздат, 1985 – 183с.

10.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Программное обеспечение не требуется.

1) http://www.hydrology.ru/

2) http://www.mnr.gov.ru/

3) http://www.admtyumen.ru

4) http://www.ipdn.ru


11. Материально-техническое обеспечение учебной практики по Учению об атмосфере.

  1. компьютерный класс на 30 мест с доступом в Интернет

  2. учебная аудитория на 30 мест с комплексным аудиторным и мультимедийным оборудованием для проведения защиты отчётов по практике

  3. визирная линейка

  4. журнал технического нивелирования

  5. дневник практики

  6. карта (или схема) района прохождения практики

  7. книжка для записи водомерных наблюдений КГ-1

  8. книжка для записи измерения расхода воды вертушкой КГ-3

  9. нивелир

  10. нивелирные рейки

  11. тренога

  12. измеритель скорости потока ИСП-1

  13. гидрометрическая вертушка ГР-21М

  14. штанга гидрометрическая

  15. лот ручной

  16. секундомер

  17. рулетка (50 м)

  18. водомерная рейка

  19. водный термометр

  20. топор

  21. лопата или почвенный нож.

  22. планшет для глазомерной съемки с компасом

  23. канцелярские товары (простые и цветные карандаши, ручки, ластик, точилка, линейка, папка для бумаг, ватман, миллимитровка).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал