Российско-американские отношения в XXI веке: в поисках алгоритма взаимодействия



Скачать 417.58 Kb.
страница1/2
Дата02.05.2016
Размер417.58 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2


Исследовательская работа по истории на тему:

«Российско-американские отношения в XXI веке:

в поисках алгоритма взаимодействия»

Выполнил:

ученик 10а класса

ГОУ Гимназия №524

Московского района

Сильвестров Николай

Руководитель:

Биушкин Владимир Иванович

Санкт-Петербург

2013


Оглавление
Введение................................................................................................. 3
I. Российско-американские отношения: исторический экскурс....... 5
II. Характеристика отношений между Россией и США в 2000-2008 годах............................................................................................. 11

III. Российско-американские отношения в 2008-2012 годах............................................................................................. 18

IV. Перспективы развития отношений после выборов 2012 года в России и США................................................................................ 24
Заключение........................................................................................... 27
Список использованной литературы................................................. 29

Введение

Истоки отношений России и Соединённых Штатов Америки берут своё начало ещё в XVII веке и до сих пор являются одними из самых интересных, парадоксальных и противоречивых явлений современной мировой политики, развивающиеся в реальном времени. Кажется, споры, обсуждения, столкновения мнений и диспуты на эту тему не прекратятся никогда (а хотелось бы, но в исключительно положительном контексте), как во всём мире, так и в России и США в особенности, а про количество изданных и издаваемых книг и научных трудов с размышлениями по поводу основных принципов двухсторонней политики государств, проблем и направлений их развития и говорить не надо.

Казалось бы, чем всех так интересуют и заботят эти отношения? Почему за столько лет развития не было достигнуто взаимопонимание? Много-много вопросов... А между тем, взгляд на основные события, являющиеся следствием нашего взаимодействия, скажем, в XX веке, сразу же даёт представление об их масштабе: в прошлом веке человечество почти оказалось в безумных и беспощадных когтях нацизма, но своевременно было спасено; основной движущей силой победы был, несомненно, СССР, но неизвестно как сложились бы события, если бы не открытие второго фронта при поддержке президента Ф. Рузвельта и активном участии военных сил США (я ни коем случаем не хочу приуменьшить вклад других государств в общую победу, но считаю наиболее значимым вклад Красной Армии, а наиболее весомой помощью- открытие второго фронта); также это самое человечество чуть не оказалось на грани самоуничтожения в период Карибского кризиса. И тут становится понятно, что совместная деятельность таких государств, как Россия и США, может качественно изменить условия современной жизни. В этом я вижу актуальность моей темы.

В поиске материала на тему исследования я прежде всего обратился к Всемирной паутине. Меня немного повергло в тоску громадное количество информации, разнообразных, противоречивых мнений, излившихся на меня после заполнения строки поиска. Казалось, разобраться в этом - не хватит никакого исследования. Но это всего лишь первое впечатление. В ходе работы я познакомился с книгами А.П. Паршева - "Почему Россия не Америка", Н.В. Старикова - "Кризис. Как это делается", Э.Я. Баталова "Россия и США: соперники или соратники?", А.В. Филиппова "Новейшая история России. 1945—2006 гг." и т.д. Моё внимание привлекли статьи В.В. Путина "Россия и меняющийся мир", М. Троицкого "Российско-американские отношения после "перезагрузки", интервью А. Дугина "Век, который не состоялся". Особенно отмечу Мюнхенскую речь В.В. Путина, ознакомившись с которой я определил проблематику исследования.

Прочитав материал, я сразу задал себе несколько вопросов: как в настоящее время Россия и США влияют друг на друга? Возможно ли добиться партнёрства и слаженной работы с учётом современной политической картины? Какие плоды даст сотрудничество? В связи с этим считаю целесообразным выделить следующие задачи:

- рассмотреть историю развития отношений между Россией и США;

- охарактеризовать отношения России и США в XXI веке в различных аспектах;

- выделить возможные проблемы и пути их решения.



I. Российско-американские отношения: исторический экскурс

История берет начало в XVII веке, когда до обретения независимости британскими колониями и создания государства США оставалось около 80 лет. Первый дипломатический контакт состоялся в Лондоне в 1698 году: Петр I встретился с британцем Уильямом Пенном, который основал в качестве "убежища для свободомыслящих европейцев" и назвал в честь своего отца колонию Пенсильвания. В 1809 году Российская империя и США обменялись послами.

Первым послом Штатов в России стал Джон Куинси Адамс, впоследствии ставший 6-м президентом США. За океан отправился Андрей Дашков, который был назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром России при Конгрессе США. Поскольку русские торговцы начали колонизацию Северной Америки еще в первой половине XVIII века (поселения были основаны на Аляске, в Орегоне и в Калифорнии), после установления межгосударственных связей появилась необходимость в двустороннем договоре, который разграничил бы сферы влияния США и России. В 1824 году была подписана русско-американская конвенция, которая зафиксировала южную границу владений Российской империи в Аляске на широте 54° 40" с.ш. Согласно документу, севернее этой границы обязались не селиться американцы, а южнее – русские. Рыбная ловля и плавание вдоль побережья Тихого океана были объявлены на 10 лет открытыми для судов обеих держав.

Ключевым событием XIX века в отношениях Петербурга и Вашингтона стала продажа Аляски Соединенным Штатам. Эта сделка состоялась в 1867 году, однако о необходимости подобного соглашения еще в 1853 году заявил генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский. По его мнению, продажа владений в Северной Америке была для Российской империи неизбежной из-за экспансии США на континенте. Кроме того, губернатор считал, что для России "весьма натурально" обеспечить себе господство на всем азиатском побережье Тихого океана.

В итоге царь Александр II утвердил границу российских территорий в Америке, и американцам было сделано предложение, от которого они не смогли отказаться. Президент США Эндрю Джонсон уполномочил государственного секретаря Уильяма Сьюарда подписать договор с Россией, и 18 октября 1867 года Аляска была передана Штатам. Российская империя получила за свои владения сумму в 7 миллионов 35 тысяч долларов.

На протяжении XIX столетия накапливались противоречия между Россией и США. Перемены произошли в период царствования Александра III. В 1887 году государства заключили договор о взаимной выдаче преступников. Американское общество возмутила сама возможность выдачи политических беженцев, которая противоречила базовым принципам демократии. Кроме того, царский режим попал под огонь критики из-за карательной политики в отношении оппозиции и удручающего положения в России нац. меньшинств, в частности евреев.

При президенте Теодоре Рузвельте, который руководил США с 1901 по 1909 год, страны перешли к открытому противостоянию. Во время русско -японской войны Соединенные Штаты оказывали Японии финансовую и военно-техническую помощь. В Первую мировую войну стороны вступили в качестве союзников, однако в 1918-1920 годах американские войска приняли участие в иностранной интервенции.

США стали одним из последних государств, признавших СССР. Дипломатические отношения между странами были установлены лишь в 1933 году, в год избрания на первый президентский срок Франклина Делано Рузвельта, который сыграл одну из ключевых ролей в истории российско-американских отношений.

Советский вождь Иосиф Сталин указывал, что "из всех капитанов современного капиталистического мира Рузвельт – самая сильная фигура". Он видел в американском президенте "инициативу, мужество, решительность". В самом деле, благодаря мерам, принятым администрацией Ф.Рузвельта, Соединенным Штатам удалось побороть Великую депрессию. Во внешней политике в первые годы его правления царило затишье: США старались не вмешиваться в европейские конфликты. Однако в ноябре 1939 года, спустя два месяца после начала Второй мировой войны, Ф.Рузвельту удалось добиться отмены эмбарго на продажу оружия, и Соединенные Штаты стали осуществлять поставки в страны, которые вели борьбу с гитлеровской Германией [17. C.9].

В начале 1941 года Ф.Рузвельт подписал закон о ленд-лизе, по которому СССР получил американскую военную технику, имущество и продовольствие на сумму 11,3 миллиардов долларов (около $138 миллиардов в ценах 2008 года) США поставили для нужд Красной армии 22 тысячи 150 самолетов, 12 тысяч 700 танков, 105 противолодочных кораблей, 51 тысячу 500 легковых автомобилей, 375 тысяч грузовиков, 35 тысяч мотоциклов, почти 2 тысячи локомотивов, 131 тысяч единиц автоматического оружия, 345 тысяч тонн взрывчатых веществ, 903 тысячи детонаторов, 2 миллиона 670 тысяч тонн нефтепродуктов и 4 миллиона 478 тысяч тонн запасов продовольствия. Эта помощь, наряду с восстановлением советской оборонной промышленности, сыграла значительную роль в изменении хода Великой Отечественной войны. Значение ленд-лиза высоко оценивали маршал Советского Союза Георгий Жуков и нарком внешней торговли СССР Анастас Микоян. По мнению последнего, без американских поставок советской армии пришлось бы воевать лишний год или даже дольше.

На следующий день после нападения японской авиации на Перл-Харбор, 8 декабря 1941 года, США вступили во Вторую мировую войну. Ф.Рузвельт приложил немало усилий к укреплению антигитлеровской коалиции, придавая большое значение созданию Организации Объединенных Наций. В августе 1943 года на Квебекской конференции, участники которой выработали текст декларации о создании ООН, Ф.Д.Рузвельт предложил сделать четыре великих державы – США, Великобританию, СССР и Китай ("четверо полицейских") – ответственными за сохранение мира после окончания войны. Вероятно, именно эта инициатива позже послужила основой для идеи создания Совета Безопасности ООН.

Некоторое время Ф.Рузвельт медлил с решением об открытии второго фронта в Европе, однако на Тегеранской конференции 1943 года он не поддержал британского премьера Уинстона Черчилля, который уклонялся от обсуждения конкретных военных действий против гитлеровской Германии. Успехи советских войск в борьбе с немецкими захватчиками (особенно победа Красной армии на Курской дуге) в конце концов убедили Ф.Рузвельта в том, что военная мощь СССР является решающим фактором поражения держав "Оси" в Европе, и 6 июня 1944 года союзники осуществили высадку в Нормандии.

Ф.Рузвельт также стал одним из главных действующих лиц Ялтинской конференции, на которой обсуждались проблемы послевоенного устройства мира. Таким образом, этот американский лидер стал представителем плеяды политических деятелей, которые внесли значительный вклад в создание биполярного мира. Однако до Сан-Францисской конференции, которая ознаменовалась претворением в жизнь его идеи создания ООН, 32-й президент США не дожил всего двух недель.

На посту главы государства его сменил Гарри Трумэн, который стал автором концепции сдерживания коммунизма посредством холодной войны. В 1941 году, еще будучи сенатором, он произнес свою знаменитую фразу: "Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях".

Это высказывание четко характеризует отношение Г.Трумэна к СССР. Он вступил в полномочия вице-президента США 20 января 1945 года, когда начался четвертый срок Ф.Рузвельта, но вплоть до смерти главы Белого дома (12 апреля 1945) не привлекался к выработке ключевых внешнеполитических решений и даже не был введен в курс дела относительно проекта создания атомной бомбы. Однако в августе 1945 года именно Г.Трумэн стал инициатором ядерной атаки японских городов Хиросима и Нагасаки. Историки до сих пор спорят о целесообразности этой акции устрашения.

12 марта 1947 года президент Соединенных Штатов выдвинул свою знаменитую внешнеполитическую программу – доктрину Трумэна, основой которой являлась политика сдерживания СССР во всем мире и, в частности, "спасение Европы от советской экспансии". Первым шагом в рамках этой программы стало выделение Греции и Турции финансовой помощи в размере 400 миллионов долларов для нейтрализации "коммунистической угрозы" со стороны Советского Союза [17. C.11].

Кроме того, при Г.Трумэне в 1947 году был разработан план Маршалла – программа восстановления разрушенной войной экономики Европы. Ряду государств американская помощь предлагалась на определенных политических условиях, что позволило Генри Уоллесу, вице-президенту США в правительстве Ф.Рузвельта периода Второй мировой войны, назвать этот план "инструментом холодной войны против России". Власти США в качестве предварительного условия предоставления помощи требовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор.

В рамках предотвращения европейской экспансии Советского Союза 4 апреля 1949 года был подписан Североатлантический договор, в соответствии с которым был создан военно-политический блок НАТО. Изначально в него вошли США, Великобритания, Канада, Турция и ряд европейских государств. Железный занавес окончательно опустился на Европу, разделив ее на Запад и Восток, Варшавский договор, подписанный в 1955 году, когда в Соединенных Штатах и СССР уже сменились руководители. Знамена коммунизма заалели над Польшей, Чехословакией, Болгарией, Румынией, Венгрией, Албанией и ГДР – социалистическом государстве, основанном в советской зоне оккупации Германии.

В 1949 году СССР, на четыре года отстав от Соединенных Штатов, сумел создать атомную бомбу, и локомотивы биполярного мира вступили в гонку вооружений. В 1953 году Советский Союз испытал водородную (термоядерную бомбу), а во второй половине 50-х годов разработал первую межконтинентальную баллистическую ракету, которая 4 октября 1957 года вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. При президенте Дуайте Эйзенхауэре США начали интенсивно наращивать ядерные силы для возможного удара по СССР. Глава Белого дома назвал этот подход "массированным возмездием". Впоследствии развитие арсенала и способов его доставки достигли такого предела, при котором актуальным стал уже термин "взаимное гарантированное уничтожение".

В 1959 году, во время осмотра американской выставки в Сокольниках, советский вождь Никита Хрущев заявил вице-президенту США Ричарду Никсону: "В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжкие последствия. Мы вам еще покажем кузькину мать!" Американцы предположили, что речь идет о новом типе оружия. Уже в начале 1960-х годов США и СССР оказались на грани ядерной войны. В ответ на размещение в Турции американских ракет средней дальности Советский Союз разместил собственные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису 1962 года. Третья мировая война не началась лишь благодаря политической воле президента США Джона Кеннеди и Никиты Хрущева. Ядерный паритет был достигнут приблизительно к началу 1970-х годов. Американский астроном Карл Саган однажды сравнил СССР и США с двумя людьми, стоящими по колено в бензине: один из них с тремя спичками, а другой – с пятью.

Карибский кризис стал переломным моментом в отношениях двух стран и положил начало разрядке международной напряженности – или просто "разрядке". В 1970-х годах прошли переговоры об ограничении стратегических вооружений, в результате которых были подписаны договоры ОСВ-I (включавший Договор по ПРО) и ОСВ-II (об ограничении количества пусковых установок).

Новый виток холодной войны и ядерного обострения связан с внешней политикой Рональда Рейгана, который вошел в Овальный кабинет в 1981 году. Именно он впервые открыто назвал Советский Союз "Империей зла". 40-й президент США был уверен, что "марш к свободе и демократии оставит марксизм-ленинизм на свалке истории", и он оказался прав. Р.Рейган отказался от политики "разрядки" и, согласно своей доктрине, взял курс на "мир через укрепление".

В марте 1983 года Р.Рейган объявил о старте программы по достижению военного превосходства в космическом пространстве, известной как Стратегическая оборонная инициатива, или "Звездные войны". Политологи уверены, что она была необходима США, чтобы экономически ослабить Советский Союз. К началу 1980-х годов СССР создал ядерные силы и армию, превосходящие силы США, однако военные расходы тяжким бременем легли на советскую экономику. Администрация Р.Рейгана заставила Саудовскую Аравию существенно увеличить добычу нефти, что в 1985-1986 годах привело к снижению цен на черное золото на две трети. Поскольку главной статьей советского экспорта была именно нефть, эти факторы усугубили экономический кризис в СССР.

При этом Р.Рейган приветствовал приход к власти в Советском Союзе реформатора Михаила Горбачева. Это событие совпало с началом второго срока американского лидера (1985 год). Риторика президента США претерпела существенные изменения. Личной целью Р.Рейгана стало достижение "мира, свободного от ядерных вооружений", которые он рассматривал как "полностью иррациональные, полностью бесчеловечные, ни на что не годные, кроме убийства, возможно разрушительные для жизни на Земле и для цивилизации". В Белом доме лидеры двух государств подписали договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, заложив основу для договора СНВ-1.

Посетив Москву в 1988 году, Р.Рейган заявил, что больше не рассматривает Советский Союз как "Империю зла". Годом ранее он предложил Михаилу Горбачеву снести Берлинскую стену как символ холодной войны, и в 1989 году эта идея была осуществлена. При этом некоторые историки и дипломаты считают, что именно Р.Рейган сыграл важную роль в распаде СССР. Представитель министерства иностранных дел при М.Горбачеве Геннадий Герасимов полагает, что "программа "Звездных войн" была "очень успешным шантажом", поскольку советская экономика не могла выдержать такого соревнования".

Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер уверена, что Р.Рейган "победил в холодной войне за свободу без единого выстрела". Бывший президент Польши Лех Валенса также полагает, что Р.Рейган стал одним из мировых лидеров, сыгравших важнейшую роль в падении коммунизма.

После краха Советского Союза в 1991 году и нескольких лет мучительного перехода к рыночной экономике Россия снова стала активным игроком на внешнеполитической арене.

Таким образом, история отношений США и России (тогда СССР) открывается перед нами скорее в мрачных тонах: за плечами "холодая война", гонка вооружений, Карибский кризис... Почва для налаживания сотрудничества, согласитесь, не из лучших. Но мир не стоит на месте.

Об этом - в следующих главах.

II. Характеристика отношений между Россией и США в 2000-2008 годах

В этой главе я хочу рассмотреть российско-американские отношения в различных аспектах при президентах В.В. Путине и Дж. Буше - мл.

Эпоха Путина, особенно второй срок его президентства, характеризуется ухудшением отношений с Соединенными Штатами Америки. Обострение затронуло все аспекты взаимодействия России и США, включая военный. В публичном (риторическом) поле Россия и США занимают неодинаковые позиции по многим спорным международным вопросам. Россия не одобряет вторжение США в Ирак, возражала против любого силового воздействия на Иран с целью свертывания его атомной программы, протестовала против одностороннего признания независимости Косово. Москва сохраняет военное сотрудничество с Ираном, поставляет вооружение нелояльным Вашингтону государствам в разных частях мира — Сирии, Венесуэле, отказывается признавать ХАМАС террористической организацией. Россия высказывает явное недовольство проявлениями "дружеских устремлений" государств СНГ к НАТО, отрицательно относится к увеличению американского влияния в Украине и в Грузии. И, наконец, Россия проводит внутреннюю политику, которая очевидным образом раздражает США.

Путин пришел к власти в 1999-2000 годах как человек, изначально расположенный к тесному партнерскому взаимодействию с Вашингтоном. "Проатлантистские" устремления российского руководства особенно ярко проявились в конце 2001 года, когда Россия не только недвусмысленно поддержала США в их стремлении наказать "Талибан" за теракт 11 сентября, не только сделала все возможное для победы антиталибской коалиции в октябре 2001 года, но и пошла для достижения стратегического союза с Соединенными Штатами на целый ряд геополитических уступок: отказа от эксплуатации радиолокационной станции Лурдес на Кубе и военно-морской базы Камрань во Вьетнаме и открытия территории стран СНГ для размещения в среднеазиатских республиках военных баз США. Наступило двухлетие так называемого "путинского патриотизма", под которым его теоретики понимали военно-силовое сближение с США на ниве общей борьбы с международным терроризмом.

Как же ответили США на это стремление нового российского руководства дружить с Западом? Весьма специфически. Новая республиканская администрация сразу же предприняла ряд недружественных шагов по отношению к путинской России. В 2001 году США вышли из Договора по ПРО, подписанного Ричардом Никсоном и Леонидом Брежневым еще в 1972 году, заявив о начале работы по созданию национальной системы противовоздушной обороны. В феврале 2001 года был произведен арест агента ФБР Р. Хансена по обвинению в шпионаже в пользу России, вслед за чем из США было выслано 50 дипломатов, произведено ужесточение визового режима. В июне 2001 года президент Дж.Буш заявил о необходимости дальнейшего расширения НАТО "от Балтийского до Черного моря". В ноябре 2002 года на саммите в Праге предложения о вступлении в состав блока были сделаны трем прибалтийским республикам, а также Болгарии, Словакии, Словении и Румынии. Однако вместе с тем администрация Буша отказалась от столь свойственного для эпохи Клинтона стремления делать ставку на российских политиков либерального направления. Буш после встречи с Путиным на ранчо в Кроуфорде заявил о своем доверии новому российскому президенту. Эта личная близость двух руководителей была для Путина гарантией, что американцы не будут оказывать значительной поддержки либеральной оппозиции внутри России. В значительной мере этот расчет оказался справедлив.

Сотрудничество России и США в области ядерного разоружения развивалось, напротив, успешно. 14 апреля 2000 года Госдума ратифицировала Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2). Он предусматривал сокращение к 2007 году РФ и США ядерных боеголовок до 3000—3500 у каждой из сторон. В развитие сотрудничества в этой сфере 24 мая 2002 года в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП). Договор являлся компромиссом, минимизирующим для России последствия выхода США из договора по ПРО. К 2012 году стороны наметили сократить ядерные силы до 1700—2200 ядерных боеголовок. Договор гарантирует сохранение ядерного паритета между США и Россией. Договором снимаются ограничения на развёртывание Россией межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования с несколькими боеголовками, предусмотренные договором СНВ-2.



11 сентября 2001 года в США произошла серия терактов — террористы-смертники направили 2 захваченных самолета в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, третий самолёт врезался в здание Пентагона в Вашингтоне, ещё один захваченный самолёт разбился в штате Пенсильвания. После терактов 11 сентября Вашингтон объявил своим главным врагом международный терроризм. Россия поддержала США в антитеррористической кампании. По мнению властей США, лидер террористической организации "Аль-Каида", террорист Усама бэн Ладен скрывался в то время в Афганистане. Убежище ему предоставил мулла Омар, лидер экстремистского движения Талибан, захватившего в 1996 году власть в Афганистане.

В.Путин выступил с поддержкой инициативы США по уничтожению "Аль-Каиды" в Афганистане. Правительство России согласилось предоставить российское воздушное пространство самолётам антитеррористической коалиции и не возражало против предоставления США баз в бывших среднеазиатских республиках СССР. Этот шаг России был обусловлен возросшей угрозой распространения влияния Талибана и терроризма на страны Центральной Азии, что напрямую угрожало безопасности южных границ России. В октябре 2001 года США и Великобритания нанесли воздушные и ракетные удары по территории Афганистана. Вскоре при активном участии "Северного альянса" — афганских частей под командованием Ахмада Шаха Масуда началась сухопутная операция против отрядов талибов. Она была завершена 18 марта 2002 года вытеснением сил талибов и боевиков "Аль-Каиды".

Несмотря на активное сотрудничество, многочисленные противоречия в отношениях США и России сохранились. США не собирались выводить свои военные базы с территории Киргизии и Узбекистана после окончания операции в Афганистане. Дальнейшее расширение НАТО на Восток (в ноябре 2002 года в альянс вошли БолгарияЛатвияЛитваРумынияСловакияСловенияи Эстония) стало очередным негативным фактором в отношениях между Россией и США. Впервые членами НАТО стали бывшие республики СССР.

Примером воплощения новых подходов США к регулированию международных отношений стали события в Ираке. В Совете Безопасности ООН 8 ноября 2002 года была принята резолюция № 1441 о возобновлении инспекционной деятельности ООН на территории Ирака. Однако США вопреки резолюции ООН, используя ложные обвинения в адрес президента Ирака Саддама Хусейна в разработке оружия массового поражения, при поддержке Великобритании вторглись в Ирак. 20 февраля 2003 года началась война с Ираком. Резко против войны выступили Россия, Китай и даже ряд союзников США по антитеррористической коалиции и НАТО. Истинные причины состояли в том, что США стремились найти альтернативного Саудовской Аравии поставщика нефти. Ирак, занимавший второе место по запасам нефти, оказался самым подходящим кандидатом.

Вашингтон проигнорировал позицию России в иракском кризисе, хотя Москва стремилась не допустить военного развития ситуации. 20 марта 2003 года Президент России выступил с резкой критикой политики США, разрушавшей систему международной безопасности.

Военные действия в Ираке завершились достаточно быстро — уже в апреле были разгромлены основные части и подразделения иракской армии, а войска антииракской коалиции вошли в Багдад. С.Хусейн бежал, но в декабре 2003 года попал в руки американцев, а в декабре 2006 года был казнён. Поиски оружия массового поражения (ОМП) в Ираке так и не дали никаких результатов. 15 декабря 2005 года в Ираке прошли выборы в Национальную ассамблею, началось формирование гражданской администрации. Одновременно в стране резко обострились внутренние конфликты на религиозной почве. В районах, не контролируемых администрацией и войсками антииракской коалиции, активизировались военизированные радикальные группировки, что привело к росту жертв среди населения Ирака. Продолжается и борьба иракцев против оккупационных войск.

Результатом политики США стали и так называемые цветные революции в странах СНГ: "оранжевая революция" на Украине, "революция роз" в Грузии, "революция тюльпанов" в Киргизии.



  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал