Руководство по организации обучения дисциплине 14 Приложения 15



страница1/5
Дата01.05.2016
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»


Биолого-химический факультет

Кафедра биологии, экологии и МПЕ




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


_____________ В.В. Клюсова

«___» __________ 2012





Учебно-методический комплекс дисциплины

«Глобальные проблемы природопользования»

Код и направление подготовки



022000.62 – Экология и природопользование

Профиль подготовки: природопользование

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

очная


Тобольск

2012
Содержание



Рабочая программа учебной дисциплины 3

Руководство по организации обучения дисциплине 14

Приложения 15

Приложение 1. Лекционные материалы 15

Приложение 2. Практические занятия 16

2.1. Планы практических занятий 16

2.2. Методические указания к практическим занятиям 21

Приложение 3. Лабораторный практикум 22

3.1.Задания к лабораторному практикуму 22

3.2.Методические указания к лабораторному практикуму 22

Приложение 4. Самостоятельная работа студентов 22

1.1. Задания для самостоятельной работы 22

4.2. Методические указания к выполнению самостоятельной работы 22

Приложение 5. Контролирующие и оценочно-диагностические материалы по дисциплине 23

5.1. Технологическая карта дисциплины 23

5.2. Тестовые задания для текущего контроля знаний по дисциплине 24

5.4. Вопросы к зачету 27

Приложение 6. Глоссарий 27

Приложение 7. Дополнительные учебно-методические материалы 29

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»


Биолого-химический факультет

Кафедра биологии, экологии и МПЕ




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________ В.В. Клюсова

«___» __________ 2012





Рабочая программа учебной дисциплины

«Глобальные проблемы природопользования»

Код и направление подготовки



022000.62 – Экология и природопользование

Профиль подготовки: природопользование

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

очная


Тобольск

2012


Содержание


1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………

5

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………………………

5

3. Требования к результатам освоения дисциплины………………………………

5

4. Структура и содержание дисциплины……………………………………………

6

4.1. Структура дисциплины………………………………………………………

6

4.2. Содержание разделов дисциплины……………………………………………

6

5. Образовательные технологии……………………………………………………

7

6. Самостоятельная работа студентов………………………………………………

7

7. Компетентностно - ориентированные оценочные средства………………………

8

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля…………………………

9

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая

технология оценивания работы студентов………………………………………


9


7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации……………………………

11

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………

12

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………

12

Пояснительная записка

До середины 20-го столетия человечество, двигаясь по возрастающей линии техногенного развития, все больше давления оказывало на окружающую среду. Росло потребление природных ресурсов, при добыче которых деформировались ландшафты. Во второй половине ХХ столетия, когда в экономике большинства стран мира сформировался техногенный тип развития, стали ясны проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству из-за необратимых изменений в биосфере Земли (загрязнение среды обитания, нехватка продовольствия, сокращение биологического разнообразия и другие).

В конце двадцатого века возникает научное направление «Природопользование», которое включает в себя науки, связанные с той или иной особенностью взаимодействия человека с природой (ресурсоведение, региональное природопользование и другие). Одной из наиболее важных целей в научном направлении природопользования, является анализ и поиск путей решения глобальных проблем человечества в системе использования природных ресурсов.

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Глобальные проблемы природопользования» является формирование у студентов представлений о глобальных проблемах экологии и природопользования, необходимости их комплексного решения, при котором возможна реализация концепции устойчивого развития мира, страны, регионов.



Задачи: 1) ознакомление студентов с современным состоянием, достижениями и проблемами, решаемыми экологией и природопользованием;

2) формирование представлений об особенностях взаимодействия общества и природы в различные исторические периоды;

3) изучение истории формирования основных предпосылок и развитие глобальных проблем природопользования;

3) ознакомление с существующими подходами и способами решения глобальных проблем природопользования в мировой практике;

4) дать студентам общее представление о проблемах устойчивого развития

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Глобальные проблемы природопользования» является дисциплиной региональной части профессионального цикла ООП (Б.3.В.5.).

Для освоения этой дисциплины студенты ис­пользуют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Биология», «География», «Актуальные проблемы биологии», «Безопасность жизнедеятельности», изучаемых в ходе профессиональной подготовки.

Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями необходимыми для освоения последующих дисциплин: «Основы природопользования», «Экономика природопользования», «Охрана окружающей среды» и др.



3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:



а) общекультурных (ОК): понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК–3);

б) профессиональных (ПК): иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

1) основные понятия и закономерности современных глобальных проблем экологии и природопользования;

2) причины формирования и содержания глобальных проблем природопользования;

3) основные пути решения глобальных проблем экологии и природопользования в контексте развития человечества;

4) пути перехода человечества к устойчивому развитию.

Уметь:


  1. применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности; содействовать формированию ценностных ориентаций личности;

  2. подходить к решению экологических проблем целостно, учитывая их неразрывную взаимосвязь с общими проблемами развития;

Владеть:

  1. способами практического применения знаний в области устойчивого развития.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

4.1. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа.

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ

1

Введение

2

4

10




20

2.

Глобальные проблемы экологии и природопользования

2

10

24




40

3.

Пути решения глобальных проблем экологии и природопользования

2

6

6




20




КСР

2

-

-




4

ВСЕГО:

Панорама современного естествознания






20

40




80+4


4.2. Содержание разделов дисциплины.

Таблица 2



п/п

Разделы дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Введение.

Экология – основа рационального природопользования.

Природопользование – практика хозяйствования и научный подход.

Природные ресурсы и их использование

Исторические этапы воздействия общества на окружающую среду. Предпосылки появления глобальных проблем экологии и природопользования.



2

Глобальные проблемы экологии и природопользования

Глобальный экологический кризис современности и его проявления на планете.

Проблема техногенного нарушения природных ландшафтов и загрязнения окружающей среды.

Регулирование роста народонаселения.

Сохранение биоразнообразия.

Продовольственная проблема.

Энергетическая проблема и возможности ее оптимального решения.

Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов и их исчерпаемость. Ресурсы и отходы.


3

Пути решения глобальных проблем экологии и природопользования

Исторические предпосылки появления и основные положения концепции устойчивого развития.



5. Образовательные технологии

Таблица 3





занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов



1

Природные ресурсы и их использование.

Хозяйственная деятельность и изменение природных ресурсов (разбор конкретных ситуаций).



лекция-визуализация

2



1

Исторические этапы воздействия общества на окружающую среду (разбор конкретных ситуаций).

практическое занятие в форме презентации

2



1

Глобальный экологический кризис современности и его проявления на планете (разбор конкретных ситуаций, просмотр и обсуждение видеофрагмента «Экология 21 века» и др.)

практическое занятие в форме презентации

2



2

Лесные ресурсы. Лесопользование (разбор конкретных ситуаций, просмотр и обсуждение видеофрагмента).

практическое занятие в форме практикума

2



2

Водные ресурсы. Проблемы водопользования (разбор конкретных ситуаций, просмотр и обсуждение видеофрагмента).

практическое занятие в форме практикума

2



2

Агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственное природопользование (разбор конкретных ситуаций, просмотр и обсуждение видеофрагмента).

информационный проект

2



2

Города и промышленно-городские агломерации как центры крупно-мелкоочагового природопользования (разбор конкретных ситуаций, просмотр и обсуждение видеофрагмента).

практическое занятие в форме практикума

2



2

Энергетическая проблема и возможности ее оптимального решения (разбор конкретных ситуаций, просмотр и обсуждение видеофрагмента).

практическое занятие в форме практикума

2


6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4





Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в а.ч.)

1

Введение.

Природные условия и ресурсы России.

12

2

Глобальные проблемы экологии и природопользования

Размещение производительных сил России

1. Топливно-энергетический комплекс: нефтяная промышленность; газовая промышленность; угольная промышленность, электроэнергетика.



10

3

Пути решения глобальных проблем экологии и природопользования

2. Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ: Металлургический комплекс: черная и цветная; химическая промышленность; лесная промышленность; агропромышленный комплекс: земледелие, животноводство.

10


7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля. Проводится предварительное тестирование в рамках общей экологии (примерные задания):

1.Кто предложил термин «экология»:

А) Аристотель;

Б) Э. Геккель;

В) Ч. Дарвин;

Г) В.И. Вернадский.

2.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:

А) биотическими;

Б) абиотическими;

В) экологическими;

В) антропогенными.

3.Понятие «биогеоценоз» ввел:

А) В. Сукачев;

Б) В. Вернадский;

В) Аристотель;

В) В. Докучаев.

4.Минерализуют органические вещества других организмов:

А) продуценты;

Б) консументы 1-го порядка;

В) консументы 2-го порядка;

В) редуценты.

5.Понятие «экосистема» вел в экологию:

А) А. Тенсли;

Б) Э.Зюсс;

В) В. Сукачев;

Г) В. Вернадский.

6.Консументы в биогеоценозе:

А) потребляют готовые органические вещества;

Б) осуществляют первичный синтез углеводов;

В) разлагают остатки органических веществ;

Г) преобразуют солнечную энергию.
7.Изменения во внешней среде приводят к различным изменениям в популяции, но не влияют:

А) на численность особей;

Б) на возрастную структуру;

В) на ареал;

Г) на соотношение полов.

8.Постоянная высокая плодовитость обычно встречается у видов:

А) хорошо обеспеченными пищевыми ресурсами;

Б) смертность особей которых очень велика;

В) которые занимают обширный ареал;

Г) потомство которых проходит стадию личинки.

9.Определите правильно составленную пищевую цепь:

А) семена ели – ёж – лисица – мышь;

Б) лисица – ёж – семена ели – мышь;

В) мышь – семена ели – ёж – лисица;

Г) семена ели – мышь – ёж – лисица.

10.Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

А) их высокая численность;

Б) связь с другими популяциями;

В) связь между особями популяции;

В) колебание численности популяции.
7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов

7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ

Таблица 5

Виды работ

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Итого

Аудиторные занятия

5

5

5

15

Лекции

0

0

0

0

Практические занятия

5

5

5

15

Самостоятельная работа

20

20

25

65

Итого за работу в семестре

25

25

30

80

Обобщающий контроль (тестирование)

-

-

20

20

Итого

25

25

50

100

7.2.2. Оценивание аудиторной работы студентов

Таблица 6



Наименование раздела дисциплины

Формы оцениваемой работы

Макс. количество баллов

Модуль (аттестация)

Работа на лекциях

1

Введение.

Посещение лекций

0

1

2

Глобальные проблемы экологии и природопользования

Посещение лекций

0

1

3

Пути решения глобальных проблем экологии и природопользования

Посещение лекций

0

1

Работа на практических (семинарских )занятиях

1

Введение.

А) Выступление на семинарском занятии;

Б) Защита реферата.



5

1

2

Глобальные проблемы экологии и природопользования

А) Выступление на семинарском занятии;

Б) Защита реферата.



5

2

3

Пути решения глобальных проблем экологии и природопользования

А) Выступление на семинарском занятии;

Б) Защита реферата.



5

3







Обобщающий контроль

20

3

7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов

Таблица 7



Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттеста-ция)



Введение.

1) Подготовка рефератов;

2) Составление схем, таблиц для систематизации учебного материала;

3) Подготовка учебных материалов в специальных программных средах.


20

1



Глобальные проблемы экологии и природопользо-вания

1) Подготовка рефератов;

2) Составление схем, таблиц для систематизации учебного материала;

3) Подготовка учебных материалов в специальных программных средах.


20

2



Пути решения глобальных проблем экологии и природопользо-вания

1) Подготовка рефератов;

2) Составление схем, таблиц для систематизации учебного материала;

3) Подготовка учебных материалов в специальных программных средах.


20

3

7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Методические рекомендации к защите практических работ: для защиты практической работы необходимо:


  1. посетить все практические занятия;

  2. сделать все задания (как письменные, так и устные);

  3. рассказать методику выполнения задания, в случае необходимости записать её в тетрадь;

  4. сдать тетрадь с выполненными заданиями на проверку преподавателю.

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Классификация природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал территории.

  2. Природные ресурсы и их использование. Обеспеченность и дефицитность разных видов минеральных ресурсов. Минеральные ресурсы России.

  3. Исторические этапы воздействия общества на окружающую среду.

  4. Глобальный экологический кризис современности и его проявления на планете.

  5. Проблема техногенного нарушения природных ландшафтов и загрязнения окружающей среды. Лесные ресурсы. Лесопользование.

  6. Проблема техногенного нарушения природных ландшафтов и загрязнения окружающей среды. Водные ресурсы. Водохозяйственные балансы.

  7. Проблема техногенного нарушения природных ландшафтов и загрязнения окружающей среды. Агроклиматические ресурсы.

  8. Проблема техногенного нарушения природных ландшафтов и загрязнения окружающей среды. Города и промышленно-городские агломерации как центры крупно-мелкоочагового природопользования.

  9. Проблема техногенного нарушения природных ландшафтов и загрязнения окружающей среды. Влияние промышленности на окружающую среду.

  10. Регулирование роста народонаселения. Динамика численности и качества жизни населения в 20-м столетии в разных странах Мира.

  11. Сохранение биоразнообразия.

  12. Продовольственная проблема.

  13. Энергетическая проблема и возможности ее оптимального решения.

  14. Исторические предпосылки появления и основные положения концепции устойчивого развития.


7.3 Оценочные средства промежуточной аттестации

7.3.1. Рубежные баллы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов

Таблица 8

Вид аттестации

Допуск к аттестации

Зачёт

Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок)

Удовл.

Хорошо

Отлично

Диф.зачет по балльно-рейтинговой ситеме

40 баллов

61 балл

61-72 баллов

73-86 баллов

87-100 баллов

7.3.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации



Промежуточная аттестация может быть проведена в виде компьютерного тестирования по всем разделам дисциплины (один из вариантов по теме)

1. "Озоновые дыры" - это области атмосферы с ...

  • постоянной концентрацией озона

  • пониженным содержанием озона

  • повышенным содержанием озона

  • резкими колебаниями озона

2. Поставщиками хлора в атмосферу, где он оказывает разрушающее действие на молекулы озона, являются ...

  • хлориды

  • хлорфторуглероды

  • растворимые в воде соединения хлора

  • пары соляной кислоты

3. Впервые "озоновая дыра" была обнаружена в начале 80-х годов над ...

  • Антарктидой

  • Канадой

  • Европой

  • Арктикой

4. Разрушение озонового слоя происходит из-за избыточного поступления в атмосферу ...

  • углекислого газа

  • сернистого газа

  • фреонов

  • тяжелых металлов

5. Озоносфера - область с наибольшей концентрацией озона, располагается в ...

  • педосфере

  • гидросфере

  • ионосфере

  • стратосфере

6. По расчетам ученых, при сохранении современных объемов выбросов хлорфторуглеродов, озоновый слой еще при жизни нынешнего поколения людей ...

  • истончится на 20 процентов

  • увеличится на 100 процентов

  • исчезнет полностью

  • стабилизируется


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) Основная литература

  1. Экология и рациональное природопользование : учебное пособие / Я. Д. Вишнякова, А. А. Авраменко, Г. А. Аракелова, С. П. Киселева ; ред. Я. Д. Вишнякова. - Москва : Академия , 2013. - 384 с. - (Высшее профессиональное образование). - (Бакалавриат).

  2. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. - М.: Академия, 2008. - 192с.

  3. Константинов, В. М. Экологические основы природопользования:/В.М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. - М.: Академия, 2008. - 208с.

  4. Емельянов, А. Г. Основы природопользования: /А.Г. Емельянов. - М.: Академия, 2009. - 304с.

  5. Основы природопользования: экологические и правовые аспекты/А. Е. Воробьев [и др.] ; ред. В. В. Дьяченко. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 542 с.

  6. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы:/В.М. Константинов, В. М. Галушин, И. А. Жигарев, Ю. Б. Челидзе; под ред. В. А. Константинова. - М.: Академия, 2009. - 272с.

Б) Дополнительная литература

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособ. для студ. учрежд. Сред. Проф. Образов.- 5-е изд.- М.: Академия, 2006.

  2. Мазур, И. И. Опасные природные процессы. Вводный курс : учеб. / И. И. Мазур, О. П. Иванов. - Москва : Экономика, 2004. - 702 с.

  3. Балюк. Н. А. История природопользования русского Зауралья:/ Н. А. Балюк. - Тюмень: ТГУ, 2007. - 440 с.

В) Периодические издания

  • Наука и жизнь; Geo; Вокруг света; National Geographic и др.

7.4. Интернет-ресурсы

  • «Яндекс» - поисковая система по русскому интернету www.yandex.ru

  • «Google» - поисковая система www.google.ru

  • «Рамблер» - информационно-поисковая система www.rambler.ru

  • «Яндекс». Каталог. Высшее образование http://www.yandex.ru/regions.html


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В лекционной аудитории 406 ауд. химико-технологического корпуса имеется:



  • Компьютер; Плазменный телевизор 50 «LG» 50РS3000 (1);

  • Ноутбук Toshiba Satellite l-300;


10. Паспорт рабочей программы дисциплины

Разработчик(и) : Садыкова Эльза Фаилевна, к.п.н., зав. кафедрой кафедры биологии, экологии и МПЕ.


Программа одобрена на заседании кафедры __________________________________________
от «___»_______________г., протокол №________
Согласовано:

Зав. кафедрой ______________________


«___» ________________г.
Согласовано:

Специалист по УМР _________________


«___» ________________г.



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал