Руководство по строительству оснований и покрытий автомобильных дорог из



страница1/8
Дата02.05.2016
Размер1.7 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8
РУКОВОДСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ОСНОВАНИЙ И

ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ ЩЕБЕНОЧНЫХ И

ГРАВИЙНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Руководство по строительству оснований и покрытий автомобильных дорог из

щебеночных и гравийных материалов детализирует отдельные положения СНиП

2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, ГОСТ 25607-94 и других нормативных документов и

стандартов и предназначены для проектирования, строительства и контроля качества

оснований и покрытий автомобильных дорог.
Руководство разработано кандидатами технических наук В.М. Юмашевым, В.С.

Исаевым, инженерами Ф.В. Панфиловым, А.А. Матросовым, Н.А. Еркиной

(Союздорнии), кандидатами технических наук А.О. Саллем (Ленинградский филиал

Союздорнии), Б.В. Белоусовым, В.М. Бескровным (Омский филиал Союздорнии).


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Руководство распространяется на проектирование и строительство

новых и реконструкцию существующих оснований и покрытий автомобильных дорог

общего пользования и ведомственных, внутрихозяйственных и подъездных дорог

промышленных и сельскохозяйственных предприятий и организаций, площадок для

стоянки автомобильного транспорта, устраиваемых из необработанных и

обработанных в верхней части неорганическими вяжущими природных гравийно-

щебеночно-песчаных материалов и отходов промышленности, в том числе шлаковых

материалов черной, цветной металлургии, ТЭЦ, попутно добываемых вскрышных и

вмещающих пород, некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд

(черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности),

неметаллургических ископаемых других отраслей промышленности.
1.2. Руководство не распространяется на строительство оснований и покрытий из

вышеприведенных материалов временных автомобильных дорог, автозимников, дорог

лесозаготовительных предприятий и внутренних дорог промышленных предприятий, в

том числе предприятий технического обслуживания, ремонта и хранения

сельскохозяйственной техники, складов общего назначения и т.п.
1.3. При строительстве и реконструкции оснований и покрытий из
____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.
вышеприведенных материалов наряду с требованиями настоящего Руководства следует

соблюдать положения СНиП 3.06.03-85 и СНиП 2.05.02-85.


1.4. Конструирование и расчет оснований и покрытий необходимо выполнять

согласно "Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 46-

83, "Инструкции по проектированию жестких дорожных одежд" ВСН 197-83 и

положениям настоящего Руководства.


1.5. Выбор конструкции основания и покрытия следует производить исходя из

транспортно-эксплуатационных требований к дороге и ее категории с учетом состава и

перспективности движения, климатических и грунтово-геологических условий, а также

обеспеченности дорожно-строительными материалами и техникой.


1.6. Конструкция дорожной одежды должна обеспечивать минимальное

попадание воды с поверхности покрытия в основание и отвод этой воды из несущих

слоев.
1.7. Материалы для строительства оснований и покрытий следует выбирать на

основе технико-экономического обоснования с учетом их стоимости и доступности,

природно-климатических и эксплуатационных условий, а также исходя из наличия

дорожно-строительного оборудования и техники. Материалы для строительства

должны удовлетворять требованиям соответствующих нормативных документов и

настоящего Руководства.


1.8. Каменные материалы для строительства оснований и покрытий следует

складировать, как правило, на открытых площадках с твердым покрытием и

водоотводом: минеральные вяжущие материалы хранятся в закрытых складах.
1.9. Гигроскопические соли, применяемые для обеспыливания щебеночно-

гравийных покрытий, хранятся в закрытых складских помещениях или на специальных

площадках под навесом, имеющих твердое покрытие и водоотвод.
Органические обеспыливающие материалы, поставляемые в цистернах, хранят в

закрытых хранилищах, оборудованных системой для подогрева.


1.10. Настоящее Руководство предназначено для практического использования

при проектировании и строительстве следующих основных видов оснований и

покрытий:
- из необработанных зернистых материалов (щебня по способу заклинки, готовых

щебеночно-гравийно-песчаных смесей);


- из зернистых материалов, обработанных в верхней части неорганическим

вяжущим (пескоцементной, пескошлаковой, пескозольной смесями, активными

шлаками, шламами, фосфогипсом, серой, содощелочным плавом);
- из отходов промышленности, способных самоцементироваться и образовывать
____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.






монолитные слои (активные шлаки, шламы и фосфогипс).


1.11. Приготовление пескоцементной (пескошлаковой, пескозольной) смеси

следует производить в стационарных или передвижных смесительных установках

принудительного перемешивания.
1.12. Работы по устройству оснований и покрытий надлежит проводить только на

готовом и принятом в установленном порядке земляном полотне или нижележащем

слое дорожной одежды.
1.13. В зимнее время устройство основания разрешается только на полностью

законченном и принятом до наступления отрицательных температур земляном

полотне. Исключение составляет строительство в условиях вечной мерзлоты и в две

стадии.
1.14. Перед началом устройства оснований и покрытий в зимнее время земляное

полотно или нижележащий слой должен быть очищен от снега и льда на длину участка

сменной захватки. Во время снегопадов и в метель работы по устройству оснований и

покрытий не допускаются.
1.15. При строительстве оснований и покрытий необходимо принимать меры по

охране окружающей среды. Технологические решения не должны причинять

экологический ущерб, а способствовать сохранению устойчивого природного баланса.
При выборе методов ведения работ и средств механизации следует учитывать

необходимость соблюдения соответствующих санитарных норм, норм предельно

допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, а также

возможность устранения или максимального уменьшения других вредных воздействий

на природную среду и прилегающие земельные угодья и водоемы.
1.16. При производстве работ по устройству оснований и покрытий следует

руководствоваться правилами техники безопасности, изложенными в соответствующих

главах СНиП III-4-80 и в "Правилах техники безопасности при строительстве, ремонте

и содержании автомобильных дорог" (М.: Транспорт, 1993).


1.17. Материалы для устройства оснований и покрытий должны получить

радиационно-гигиеническую оценку. В зависимости от величины эффективной


средней удельной активности естественных радионуклидов ( ) материалы

используются:,


- для строительства дорог в пределах населенных пунктов и зон перспективной
застройки - при ;
- для строительства дорог вне населенных пунктов - при .
____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1. Основания представляют собой несущую прочную часть дорожной одежды и

в условиях воздействия автомобильных нагрузок обеспечивают перераспределение

напряженного состояния, снижение напряжений в покрытии и давления на

нижележащие дополнительные слои и грунт земляного полотна. Основания должны

быть жесткими, плотными и достаточно сдвигоустойчивыми.
2.2. Покрытие - это верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от

колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных

факторов. Покрытие должно быть ровным, плотным, достаточно сдвигоустойчивым,

хорошо сопротивляться износу, а в I - III дорожно-климатических зонах и

водонепроницаемым.
2.3. В зависимости от вида применяемых материалов и технологии строительства

основания и покрытия устраивают:


- по способу заклинки из щебня, щебня из гравия, неактивного шлакового щебня и

щебня из попутно добываемых пород горных предприятий;


- из готовых смесей оптимального зернового состава: песчано-гравийных,

песчано-щебеночных, песчано-гравийно-щебеночных и из неактивных и малоактивных

шлаков, а также золошлаков ТЭЦ;
- из щебня и гравия, обработанных в верхней части пескоцементной,

пескошлаковой, пескозольной смесями, активными металлургическими шлаками,

шламами, фосфогипсом, серой;
- из материалов, способных к самоцементации, типа активных металлургических

шлаков, белитовых шламов и фосфогипса.


3. НАЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И

ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
3.1. Конструирование и расчет дорожных одежд с основаниями и покрытиями,

предусмотренными настоящим Руководством, производятся в соответствии с

"Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 43-83 и

"Инструкцией по проектированию жестких дорожных одежд" ВСН 197-83.


3.2. Запроектированная дорожная одежда должна быть прочной и надежной в

эксплуатации, экономичной по расходу материалов, энерго- и трудозатратам.


____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.
Экономичность конструкции определяют сравнением вариантов по сумме

капиталовложений, затрат на строительство, транспортирование и ремонт на период

проектирования, строительства и на перспективу.
3.3. При разработке проекта конструкции дорожной одежды необходимо также

учитывать специализацию дорожно-строительной организации и обеспеченность ее

дорожно-строительной техникой и транспортом, наличие местных строительных

материалов и отходов промышленности, которые могут быть использованы при

строительстве дороги.
3.4. Проектирование дорожной одежды и земляного полотна представляет собой

единый процесс конструирования и расчета дорожной конструкции на прочность,

морозоустойчивость с технико-экономическим обоснованием вариантов.
3.5. В задачи конструирования дорожной одежды входят:
- назначение типа покрытия;
- выбор материалов и подбор составов смеси для покрытия и основания и

размещение их в конструкции в такой последовательности, чтобы максимально

проявились их грузораспределяющая и деформативная способности, прочностные и

теплофизические характеристики;


- назначение числа слоев, их ориентировочных толщин и расхода материалов;
- назначение морозо-, влаго- и теплозащитных мер, а также мероприятий по

повышению трещиностойкости и сдвигоустойчивости слоев, чувствительных к

тепловлажностным воздействиям.
3.6. Основные виды оснований и покрытий из рассматриваемых в Руководстве

материалов в зависимости от типа дорожных одежд приведены в табл. 1.


Таблица 1
-------------T-----------------T----------T----------------------¬
¦ Тип дорожной ¦   Вид покрытия   ¦ Категория ¦   Материал основания  ¦
¦    одежды   ¦                  ¦   дороги  ¦                       ¦
+------------+-----------------+----------+----------------------+
¦ Капитальный ¦ Цементобетонное  ¦   I - IV  ¦ Щебень (шлак) по      ¦
¦             ¦ монолитное       ¦           ¦ способу заклинки;     ¦
¦             ¦                  ¦           ¦ готовые щебеночно-    ¦
____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.
¦             ¦                  ¦           ¦ гравийно-песчаные и   ¦
¦             ¦                  ¦           ¦ шлаковые смеси; щебень ¦
¦             ¦                  ¦           ¦ (шлак), обработанный  ¦
¦             ¦                  ¦           ¦ в верхней части;      ¦
¦             ¦                  ¦           ¦ активные шлаки и шламы ¦
¦             +-----------------+----------+----------------------+
¦             ¦ Асфальтобетонное ¦   I - IV  ¦ То же, фосфогипс      ¦
¦             +-----------------+----------+----------------------+
¦             ¦ Железо- или      ¦   I - IV  ¦ Гравийно-песчаные и   ¦
¦             ¦ армобетонное     ¦           ¦ шлаковые смеси, песок ¦
¦             ¦ сборное          ¦           ¦                       ¦
+------------+-----------------+----------+----------------------+
¦ Облегченный ¦ Асфальто- и      ¦ III - IV  ¦ Щебень (шлак) по      ¦
¦             ¦ дегтебетонное    ¦ и на 1-й  ¦ способу заклинки;     ¦
¦             ¦                  ¦ стадии    ¦ готовые щебеночно-    ¦
¦             ¦                  ¦ двухста-  ¦ гравийно-песчаные     ¦
¦             ¦                  ¦ дийного   ¦ смеси; щебень (шлак), ¦
¦             ¦                  ¦ строи-    ¦ обработанный в верхней ¦
¦             ¦                  ¦ тельства  ¦ части; активные шлаки, ¦
¦             ¦                  ¦ дорог II  ¦ шламы и фосфогипс     ¦
¦             ¦                  ¦ категории ¦                       ¦
¦             +-----------------+----------+----------------------+
¦             ¦ Щебеночно-       ¦   То же   ¦ То же                 ¦
¦             ¦ гравийно-песчаные ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ и из грунтов,    ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ обработанных     ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ вяжущими, со     ¦           ¦                       ¦
____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.
¦             ¦ слоем износа     ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ (в виде двойной  ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ поверхностной    ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ обработки) или   ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ мелкозернистый   ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ асфальтобетон    ¦           ¦                       ¦
+------------+-----------------+----------+----------------------+
¦ Переходный  ¦ Щебень (шлак) по ¦ IV - V    ¦ Щебень (шлак) по      ¦
¦             ¦ способу заклинки; ¦ и на 1-й  ¦ способу заклинки;     ¦
¦             ¦ готовые          ¦ стадии    ¦ щебеночно-гравийно-   ¦
¦             ¦ щебеночно-       ¦ двухста-  ¦ песчаные смеси, грунт, ¦
¦             ¦ гравийно-песчаные ¦ дийного   ¦ укрепленный щебнем    ¦
¦             ¦ смеси; щебень    ¦ строи-    ¦                       ¦
¦             ¦ (шлак),          ¦ тельства  ¦                       ¦
¦             ¦ обработанный в   ¦ дорог III ¦                       ¦
¦             ¦ верхней части;   ¦ категории ¦                       ¦
¦             ¦ активные шлаки,  ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ шламы и фосфогипс ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ со слоем износа  ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ (в виде двойной  ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ поверхностной    ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ обработки),      ¦           ¦                       ¦
¦             ¦ асфальтобетон    ¦           ¦                       ¦
+------------+-----------------+----------+----------------------+
¦ Низший      ¦ Грунт,           ¦ V и на 1-й ¦ Щебеночно-гравийно-   ¦
¦             ¦ укрепленный      ¦ стадии    ¦ песчаные смеси и грунт ¦
¦             ¦ или улучшенный   ¦ двухста-  ¦                       ¦
____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.


¦             ¦ добавками        ¦ дийного   ¦                       ¦
¦             ¦                  ¦ строи-    ¦                       ¦
¦             ¦                  ¦ тельства  ¦                       ¦
¦             ¦                  ¦ дорог IV  ¦                       ¦
¦             ¦                  ¦ категории ¦                       ¦
L------------+-----------------+----------+-----------------------
3.7. Щебеночно-гравийные покрытия устраивают серповидного или

полукорытного профиля (рис. 1). Полукорытный профиль применяют на основании из

хорошо дренирующих грунтов (с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут),

уложенных на всю ширину земляного полотна.


____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.




Рис. 1. Серповидный (а) и полукорытный (б) поперечные профили покрытий: B, b

и c - ширина соответственно земляного полотна, проезжей части и обочины
Поперечный уклон проезжей части назначают в пределах 30 - 40%, обочин - 40 -

60%.
Примеры конструкций дорожных одежд с щебеночно-гравийным покрытием


____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.


приведены на рис. 2.
____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.








Рис. 2. Конструкции дорожных одежд с покрытиями из щебеночно-гравийных

материалов и отходов промышленности: 1 - щебень; 2 - готовая гравийно-

песчаная смесь оптимального зернового состава или песок; 3 - готовая

щебеночно-гравийно-песчаная смесь; 4 - то же, обработанная обеспыливающими

материалами; 5 - поверхностная обработка или слой износа из мелкозернистого

асфальтобетона; 6 - щебень, обработанный неорганическими вяжущими; 7 -

отходы промышленности; 8 - грунт земляного полотна
3.8. Расход материалов в насыпном виде (V, м3) на 1000 м2 оснований и

покрытий (из щебня для основной россыпи по способу заклинки и при обработке в

верхней части; готовых смесей; самоцементирующихся отходов промышленности)

следует определять по формуле


,
где h - проектная толщина слоя, м;
- коэффициент запаса расхода материала на уплотнение (табл. 2);
____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.
K - коэффициент запаса на потери, K = 1,03.
Таблица 2
-------------------------------------------------T---------------¬
¦                     Материал                    ¦ Ориентировочное ¦
¦                                                 ¦   значение K   ¦
¦                                                 ¦             з  ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦ Щебень фракции 40 - 70 и 70 - 120 мм, щебеночно- ¦   1,25 - 1,35  ¦
¦ гравийно-песчаные смеси, содержащие материал    ¦                ¦
¦ марок по прочности 800 и выше                   ¦                ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦ То же, марок по прочности ниже 800; щебень      ¦   1,30 - 1,50  ¦
¦ и смеси из металлургических шлаков              ¦                ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦ Белитовые шламы                                 ¦   1,35 - 1,50  ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦ Фосфогипс-полугидрат                            ¦   1,50 - 2,50  ¦
L------------------------------------------------+----------------
Примечание. Фактический коэффициент запаса расхода материала на уплотнение

устанавливается по результатам пробной укатки.


3.9. Требуемую толщину слоя основания и покрытия следует назначать по ВСН

46-83, ВСН 197-83 и СНиП 2.05.02-85.


3.10. Применяемые для устройства оснований и покрытий щебень и гравий
____________________________________________________________________________________

Не является официальным изданием предназначено для ознакомительных целей.

Бесплатно предоставляется клиентам компании «Древград» - деревянные дома.




подразделяются на два вида:


трудноуплотняемый - щебень из изверженных и метаморфических пород марки по

прочности 1000 и выше, щебень из гравия и гравий марки по прочности 600 и выше, а

также шлаки остеклованной структуры;
легкоуплотняемый - щебень из изверженных и метаморфических пород марки по

прочности ниже 1000, щебень из осадочных пород, щебень из гравия и гравий марки по

прочности менее 600, а также шлаки с пористой структурой.
3.11. Максимальная толщина слоя из трудноуплотняемых материалов не должна

превышать: 18 см - при уплотнении катками с гладкими вальцами массой 10 т и более,

вибрационными и комбинированными катками массой до 10 т; 24 см - при уплотнении

решетчатыми, пневмошинными, вибрационными и комбинированными катками

массой более 16 т.
Максимальная толщина слоя из легкоуплотняемого материала не должна

превышать 22 и 30 см соответственно.



  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал