Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века



Скачать 76.91 Kb.
Дата02.05.2016
Размер76.91 Kb.
РУССКАЯ НАТУРФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Составитель программы: А.И. Смирнова, доктор филологических наук, профессор.
Цель дисциплины: изучение русской натурфилософской прозы в историко-литературном процессе второй половины ХХ века как целостного идейно-эстетического явления со своими специфическими свойствами, проявляющимися в новизне исканий и обретений русской прозы, в освоении нового пласта жизненного материала по сравнению с литературой Х1Х – первой половины ХХ века. Достижение поставленной цели позволит выявить роль природы в меняющемся складе художественного мышления.

Задачи дисциплины:

- выявить эволюцию и идейно-эстетическое своеобразие русской натурфилософской прозы второй половины ХХ века;

- рассмотреть раскрытие взаимоотношений человека и природы в художественных произведениях второй половины ХХ века в трех основных аспектах: философия природы, мифология природы, эстетика природы;

- проанализировать художественные тексты целостно в единстве натурфилософской концепции и поэтики;

- раскрыть преемственность и новизну в осмыслении темы «человек и природа» в русской прозе второй половины ХХ века.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

В основу изучения курса положен комплексный подход, позволяющий при рассмотрении литературного процесса второй половины ХХ века учитывать наряду с литературоведческими работами естественнонаучные концепции, зародившиеся в ХХ веке, а также труды по философии, культурологии, мифопоэтике. Подобный подход представляется современным и продуктивным, поскольку предполагает выявление идейно-эстетической специфики натурфилософской прозы как самостоятельного и целостного явления в литературном процессе второй половины ХХ века. Современная литературная наука ищет новые пути интерпретации художественных явлений, соответствующие их эстетической природе. Это актуально и для изучения натурфилософской прозы, поскольку она опирается на мифологические и фольклорные традиции, новые естественнонаучные идеи, различные философские системы и взгляды. В изучении и систематизации обширного литературного материала соотносятся типологический, историко-генетический, сравнительно-исторический, структурно-описательный методы, что позволяет раскрыть идейно-эстетическое своеобразие русской натурфилософской прозы второй половины ХХ века в её единстве и взаимосвязи как с народной культурой, так и в целом с культурой ХХ века.


Текущая аттестация качества усвоения знаний

В течение семестра усвоенные знания проверяются как в письменной, так и в устной форме: выполнение письменных заданий, конспектирование учебной и научной литературы, подготовка реферата.



Итоговая аттестация

Изучение дисциплины завершается проведением устного зачета, который основан на результатах текущего контроля – письменных заданий по материалам

прослушанных лекций и самостоятельного изучения ряда тем, конспектов обязательной литературы, а также на результатах представленного к зачету реферата (предлагаемая тематика рефератов учитывает индивидуальный выбор магистранта).
Основное содержание дисциплины

Введение. Натурфилософская проза как особое идейно-эстетическое течение в литературном процессе второй половины ХХ века: актуализация темы природы, проблематика прозы о человеке и природе. Литературная критика о современной прозе, введение в литературоведческий оборот понятия «натурфилософская проза». Теоретико-методологические проблемы её изучения.

«Русский лес» Л. Леонова как первый натурфилософский роман.



Философия природы в русской прозе второй половины ХХ века. Во второй половине XX века человечество было поставлено перед необходимостью пересмотреть сложившиеся взаимоотношения с природой. С середины шестидесятых годов “научно-технический оптимизм начал заметно уступать чувству всеобщей и серьезной обеспокоенности состоянием естественного окружения, претерпевшего усиливающийся прессинг прямых и побочных влияний человеческой деятельности” (Киселев Н.Н. В гармонии с природой. Киев, 1989. С. 8). Появление в русской литературе целого ряда произведений о взаимоотношениях человека и природы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, С. Залыгин, Е. Носов и др.).

Исследование “природных” основ жизни в литературе как решение вопроса об органичности развития общества и человека. По словам Галины Белой, “отношения человека и природы есть прежде всего вопрос об утраченной органической почве развития всех форм человеческой жизни” (Белая Г. Всечеловеческое бытие: Материалы международного «круглого стола» //Вопросы литературы. 1981. № 3. С. 49-50). В русской натурфилософской прозе шестидесятых – первой половины семидесятых годов проявляется потребность “восстановить” природу в своих правах, пробудить в человеке его прапамять, “воспоминание” о первоистоке. Во второй половине XX века, когда выявились последствия “экологических” преобразований, художественная литература в поисках идеала гармонического мироустройства обратилась к самой природе, к её законам.

1. Идея круговорота как гармонического мироустройства. Древние, говоря о совершенстве и гармоничности природного мира, выражали эту идею с помощью круга, шара, сферы. Это было обусловлено пониманием Вселенной как единой системы, в которой микрокосмос связан с макрокосмосом внутренними связями, обеспечивающими гармонию и совершенство Вселенной. Многим народам свойственно представление об “универсальном законе”, лежащем в основе функционирования Вселенной. В Индии он получил название “рита”, в Греции ему соответствовало “тео”, в Китае - “дао”, подобный смысл имели также у индийцев - “дхарма”, у греков - “рок”, “логос”, у египтян - “маат”, у шумеров - “ме”. В понятиях круга “риты”, в той или иной мере присущих языкам всех индоевропейских народов, особенно важным, как пишет Н.А. Чмыхов, представляется “определение категорий, обозначающих: 1) порядок, закон; 2) территорию; 3) время; 4) общность людей. Кроме того, «рита» был основой зодиака - универсальной модели вселенной…» (Чмыхов Н.А. Истоки представлений об универсальном начале в мировоззрении древних славян //Человек и история в средневековой философской мысли русского, украинскогно и белорусского народов. Киев, 1987. С. 6).

Преемственность и вечность жизни в повести В. Белова «Привычное дело». Крестьянин, зависимый от календаря, на эмпирическом уровне постигал взаимосвязь природных явлений, целостность окружающего мира, ощущал себя частью его. Русская проза о деревне 60 - 70-х годов раскрыла образ именно такого крестьянина, вписанного в природный миропорядок, унаследовавшего многовековую народную нравственность. Обратившись к основам бытия человека, эта проза не могла не задуматься над “вечными” вопросами: о жизни и смерти, о смысле человеческого существования. На страницах прозы о деревне создавался целостный в своем единстве, уходящий своими истоками в глубокую древность, образ Природы как Космоса. По словам В.Н. Топорова, «...цикличность времени и "круглость" Земли отражают общую исходную схему, которая задает некий общий ритм и пространству и времени, создает определенную защищенность, гарантированность, «уютность», настраивает на ожидание того, что уже было, предотвращает ужас...» (Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 15). В. Белов в книге «очерков о народной эстетике» «Лад» обращает внимание на роль ритма в крестьянской жизни: «...Ритмичностью объясняется стройность, гармонический миропорядок, а там, где новизна и гармония, неминуема красота, которая не может явиться сама по себе, без ничего, без традиции и отбора... Так, благодаря стройности, ритмичности и личному, всегда своеобразному отношению к нему, сельский труд, как нечто неотделимое от жизни, обзавелся своей эстетикой» (Белов В. Лад. Л., 1984. С. 15-16).

Природная Вселенная в повести Т. Пулатова «Владения».

2. От дисгармонии к трагедии (В. Астафьев «Царь-рыба», Ч. Айтматов «И дольше века длится день», «Плаха»). Натурфилософия В. Астафьева.

3. Философия жизни и смерти и концепция природы в прозе А. Кима («Собиратели трав», «Белка»).

4. Естественнонаучная картина мира в ХХ веке и современная натурфилософская проза (А.Ким «Отец-Лес», Л. Леонов «Пирамида»). «Философия Леса» в свете самоуничтожения мира в романе А. Кима «Отец-Лес». Смысл «единого закона Леса». «Социальная философия Леса» заключается в том, что «все его деревья мирно сосуществуют друг с другом: никто не терзается завистью и злобой, глядя на соседей. Они не воевать желают, а соответствовать друг другу, и в этом желании и качестве они все до единого одинаково равны». Именно поэтому Лес всегда полон жизни, могущества, богатства и ему жить бесконечно. Изображение движения человечества в XX веке к своему концу, к самоуничтожению в романе «Отец-Лес», т.к. обреченный мир закономерно порождает потребность к самоуничтожению, охватывающую, подобно эпидемии, все большую часть человечества.



Мифология природы в русской прозе второй половины ХХ века. Обращение натурфилософской прозы в поисках некоего этического эталона к мифу, единственной и универсальной модели бытия, которую можно было бы противопоставить разладу и дисгармонии во взаимоотношениях человека и природы. Роль мифа в современной литературе: «…Самая мифология есть не что иное, как народное сознание природы и духа, выразившееся в определенных образах» (Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 1. С. 138).

1. Тотемические мифологические образы («Белый пароход» Ч. Айтматова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «Эхо» Ю. Сбитнева).

2.Животное в мировоззрении человека: национальный образ мира в натурфилософской прозе (по романам Ч. Айтматова «И дольше века длится день», «Плаха»).

3. Мифопоэтическая модель мира в современной натурфилософской прозе. Повести В. Распутина «Прощание с Матерой», Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря», Ю. Сбитнева «Эхо». «Царский листвень» как сакральный центр мира в повести «Прощание с Матерой». Миф о сотворении мира в повести «Пегий пес, бегущий краем моря». Шаманская космология в повести «Эхо». Совмещение диахронического и синхронического аспектов в мифопоэтической модели мира, её ориентированность на «предельную космологизированность сущего»: все в ней «причастно космосу, связано с ним, выводимо из него и проверяется и подтверждается через соотнесение с космосом» (Мифы народов мира: В 2-х т. М., 1980. Т. 2. С. 162).

4. Мифопоэтика А. Кима. Культы солнца и неба. Мифопоэтический смысл образа Лотоса. Мать-земля (Деметра) как центр космоса и смысл сущего в романе «Отец-Лес».

Эстетика природы: натурфилософская концепция и художественное своеобразие прозы. Поэтика мотива и художественная структура романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день», структурообразующая функция рефрена в нем. Сюжет, композиция и жанр повествования в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». Образ автора и жанр (роман-сказка «Белка», роман-притча «Отец-Лес» А. Кима). Идеи времени и формы времени: образ круга в контексте романа-трагедии Ч. Айтматова «Плаха». «Развоплощение» жанра в повести А. Адамовича «Последняя пастораль». «Пирамида» Л.М. Леонова как роман-наваждение.

Основные понятия дисциплины

● Натурфилософия, экология, философия природы, мифология природы, эстетика природы, порядок, космос, хаос, биосфера, ноосфера.

● Проза, тематика, проблематика, концепция, идея, характер, герой, образ, традиция, преемственность.

● Рассказ, повесть, роман, сказка, притча, легенда, миф.

● Сюжет, мотив, композиция, пространство, время, автор, художественная структура, жанр, стиль, поэтика, мифопоэтика.

Организация самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы, чтение художественных текстов (ведение читательского дневника), выборочное конспектирование (в соответствии с индивидуальной темой реферата), подготовка реферата.
Список рекомендуемой литературы

Основной:

Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. М., 1984.

Смирнова А.И. «Не то, что мните вы, природа…»: Русская натурфилософская проза 1960-х – 1980-х годов. Волгоград, 1995.

Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения – 1986. Человек – природа – искусство. Л., 1986.

Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

Дополнительный:

Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.

Липин С.А. Человек глазами природы. М., 1985.

Природа: материальное и духовное. СПб., 2002.



«Чувство природы» в русской литературе. Сыктывкар, 1995.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал