«сбор и утилизация отработанных шин на территории республики коми»



Скачать 107.93 Kb.
Дата27.04.2016
Размер107.93 Kb.
«СБОР И УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ ШИН

НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ»
Ломако А.В.

ООО «Цементная северная компания»
Общемировые запасы изношенных автошин оцениваются от 25 до 39 млн. т. при ежегодном приросте не менее 7 млн. т. Автопокрышки нужно складировать, специально охранять, поскольку при сгорании они выделяют огромное количество токсичных веществ в атмосферу.

Из этого количества в мире только 23 процента покрышек находят применение (экспорт в другие страны, сжигание с целью получения энергии, механическое размельчение для покрытия дорог и др.). Остальные 77 процентов использованных автопокрышек никак не утилизируется, ввиду отсутствия рентабельного способа утилизации.

В России и СНГ ежегодный объём выбрасываемых автошин оценивается цифрой более 1 млн. т., при этом в Москве накапливается 70-90 тыс.т., в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 60 тыс. т. Данных об объеме отработанных шин, образующихся на территории Республики Коми у нас нет, но учитывая наши площади и расстояния ситуация не лучше, чем в среднем по России.

При сгорании шин образуются такие химические соединения, которые, попадая в атмосферный воздух, становятся источником повышенной опасности для человека: это бифенил, антрацен, флуорентан, пирен, бенз(а)пирен. Два соединения из перечисленных - бифенил и бенз(а)пирен относятся к сильнейшим канцерогенам.

Выброшенные на свалки либо закопанные шины разлагаются в естественных условиях по разным данным от 100 до 300 лет. Контакт шин с дождевыми осадками и грунтовыми водами сопровождается вымыванием ряда токсичных органических соединений: дифениламина, дибутилфталата, фенантрена и т.д. Все эти соединения попадают в почву.

А резина, являющаяся высокомолекулярным материалом, относится к термореактивным полимерам, которые в отличие от термопластичных не могут перерабатываться при высокой температуре, что создает серьезные проблемы при вторичном использовании резиновых отходов. 

По сведениям ETRA (Европейская ассоциация переработчиков шин) Европейским Союзом принято решение запретить с 2003 года захоронение целых шин, а с 2006г. – шин, разрезанных на куски. Не случайно, что Европейский Совет 2 апреля 1999 принял специальную Директиву "О свалках", по которой с 2003 г. вводится запрет на их сжигание.

Поиск путей утилизации старых шин — проблема, если хотите, планетарного масштаба. В Европе сложились 4 крупных центра, где проблема решается на государственном уровне — в Англии, Испании, Италии, Финляндии. Интересно прояснить, почему именно в этих странах утилизация шин отлажена до хронометрической точности.

Англия — островное государство, лишенное прироста территории, там приходится считать каждый квадратный ярд. Испания и Италия — страны курортные и туристические, каждый квадратный метр пляжа или отеля приносит прибыль гораздо большую, чем свалка старых шин.

Финны, которых 5,5 млн человек, не могут себе представить, как можно хоть что-нибудь не приспособить для хозяйства, если это уже никому не нужно. Как видите, у нас все проще: места навалом, курорты полупустые, а ненужного брошено столько, что шины среди этого «богатства» просто незаметны.

Известно несколько основных технологий переработки и утилизации резиновых отходов и изношенных автомобильных шин. К ним относятся:


  • использование целых шин для различных целей;

  • сжигание отработанных шин с получением энергии;

  • пиролиз автопокрышек;

  • измельчение резиновых отходов с извлечением резиновой крошки и порошка;

  • производство из резиновых отходов и старых шин регенерированного промышленного материала.

Мировая цементная промышленность накопила достаточный опыт по сжиганию шин. Такая технология применяется в США, Германии, Японии, во Франции. В США в 2004 г. административные одобрения на использование покрышек в качестве топлива получили 43 завода в 22 штатах. Еще 15 предприятий в 14 штатах выразили интерес к получению разрешения на использование изношенных покрышек.

В 1999 г. на заводе “Westburg” (Великобритания) были проведены сравнительные испытания сжигания шин.

Традиционные виды топлива использовались как вместе с покрышками, так и без них. Результаты опытного использования автопокрышек в качестве частичной замены традиционного топлива:


Основные виды выбросов

Только традиционные виды топлива

Традиционные виды топлива + покрышки

Предельные значения выбросов

Оксиды азота, мг/м3

1862

1102

1800*

Угарный газ, мг/м3

137

114

500*

Диоксид серы, мг/м3

52

514

750*

Твердые частицы, мг/м3

21

36

40*

Диоксины и фураны, нг/м3

0,0313

0,0177 нг/м3

0,1 нг/м3

Авторы работы делают следующие выводы из полученных результатов:

- уменьшается общее вредное влияние завода на окружающую среду на 27%;


- увеличиваются выбросы диоксида серы, которые, тем не менее, оказались на 30% ниже предельного уровня, предлагаемого Агентством по защите окружающей среды;

- уменьшаются выбросы диоксинов и фуранов на 42%: во время испытаний было проведено 32 теста на диоксин и фуран;


- отсутствуют значительные изменения в выбросах металлов и других контролируемых веществ;
- на 18% снижается фотохимическое образование озона.

Безусловно, использование альтернативного топлива усложняет традиционную технологию. Его использование вносит изменения в контроль производства, связанный с особенностями состава топлива и условиями его сжигания.

Технология обжига клинкера при производстве цемента сегодня наиболее подходит для сжигания отходов и в отличие от специализированных мусоросжигающих печей, требует значительно меньших материальных затрат.

Фото вращающейся печи обжига клинкера Воркутинского цементного завода



Уничтожение горючих отходов во вращающихся печах позволяет не просто сжечь отходы с утилизацией тепла, но и задействовать в технологическом процессе львиную долю токсичных соединений и вредных газообразных веществ, выбрасываемых в атмосферу при открытом сжигании отходов.

Это возможно благодаря тому, что температура материала в печи достигает 1450 0С и значительная часть его находится в виде жидкой фазы. Температура газовой среды достигает 1800 0С. Материалы и газовая среда движутся в противотоке, при этом, за счет вращения печи, происходит интенсивное перемешивание материалов и постоянное изменение поверхности контакта материала с газовой средой.

Особо надо отметить, что в печи одновременно присутствуют две среды – щелочная материальная и кислая газовая и это создает уникальные условия для интенсификации химических процессов связывания вредных веществ, выделяемых при горении отходов. Сама печь, имея длину в десятки метров, является мощным зернистым фильтром с высокой удельной поверхностью контакта материальной и газовой среды.

Опыт Японии, Америки и европейских стран с 80-х годов 20-го века широко использующие в производстве цемента альтернативные виды топлива, в том числе отработанные автомобильные шины, масла и другие горючие отходы подтверждает, что эта технология реально работает и позволяет снизить техногенное воздействие на окружающую среду.

Для сжигания в цементных печах используются практически все виды отходов производства и жизнедеятельности человека:

- отходы переработки сельскохозяйственной продукции (солома, пустые початки кукурузы, жмых, скорлупа орехов и т.д.);
- отходы переработки нефти и газа (твердые и пастообразные фракции, сопутствующий газ);

- бытовой мусор и осадок из очистных сооружений (либо как твердое топливо, либо в виде биогаза, выделяющегося при их разложении);


- опилки;
- отходы целлюлозно-бумажной промышленности и т.д.

Большинство из них характеризуются достаточно высокой теплотворной способностью.




Материал

Теплотворная способность

кДж/кг

ккал/кг

Резина

Автомобильные шины

Куски кожи

Отходы нефтепродуктов

Полиэтилен

Шинный корд

Вощеная бумага молочных пакетов

Мусор из пылесоса



28890

41870


23260

41870


46150

39084


35418

27289


6890

9990


5530

9990


11000

9330


8450

6510


Типичная структура использованного традиционного и альтернативного видов топлива на примере цементной промышленности Швейцарии:

Объемы потребляемого топлива для производства цемента, Швейцария.



Вид топлива

1999 г.

2000 г.

2005 г.

Уголь, кокс, %

32,2

49,4

47,7

Мазут, %

32,2

14,0

10,5

Газ, %

1,2

0,2

0,1

Вторичное топливо, %

36,4

36,4

41,7

Структура вторичного топлива

Животный жир, животная мука, %

6,7

5,4

23,0

Отходы пластмассы,

15,1

13,5

11,5

Старые шины, отходы резины

8,4

9,5

8,6

Растворители, %

7,9

10,8

10,6

Шлам сухой очистки, %

20,5

21,1

18,0

Отработанные масла, %

29,8

27,9

20,0

Прочие материалы, %

11,6

11,7

8,0

Кризис основательно задел строительный комплекс России и Воркутинский цементный завод, как и большинство предприятий стройиндустрии, сегодня переживает серьезные экономические трудности.

Это вызвало смещение сроков пуска в работу системы газоочистки вращающихся печей, но при всех трудностях, мы планируем летом этого года ввести в эксплуатацию электрические фильтры и завершить комплекс мероприятий по подготовке к началу работ по утилизации отработанных автомобильных шин и других горючих отходов на базе Воркутинского цементного завода.

Каждая вращающаяся печь может утилизировать в сутки до 10 тонн отработанных шин. Поэтому внедрение системы утилизации потребует стабильных поставок отработанных шин к месту переработки.

Как же организованы сбор и переработка покрышек в других странах?

Зарубежные специалисты считают, что главное в работе — организовать сбор и доставку старых шин к месту утилизации.

Кто же может взяться за решение этой задачи в Республике Коми? Уже не первый год в нашем регионе работает компания «Шротт», которая специализируется на заготовке и переработке черного и цветного металлолома и является крупнейшей ломозаготовительной и перерабатывающей компанией в Республике Коми.



Это сегодня не тот бизнес, который сохранился в представлении многих, как нечто кустарное, полулегальное, прилепившееся в приспособленных кое-как гаражах. Компания «Шротт» сегодня – это промышленное предприятие с базами в шести городах Республики Коми - Сыктывкар, Ухта, Печора, Усинск, Инта, Воркута.



Все базы имеют огороженные охраняемые площадки с твердым покрытием, оборудованные стационарными устройствами контроля радиации поступающего и отправляемого металлолома, автомобильными и железнодорожными весами, грузоподъемными кранами, экскаваторами с манипуляторами, прессами и пресс-ножницами, специализированным автотранспортом и обученным, квалифицированным персоналом.









В Воркуте и Печоре имеются собственные кислородные станции. Производственные мощности предприятия позволяют перерабатывать свыше 200 тыс. тонн лома черных металлов в год и, учитывая универсальные возможности оборудования, использовать его для работы с другими видами отходов.

Сегодня ООО «Шротт» расширяет номенклатуру принимаемых отходов, включая наиболее актуальные сегодня для уменьшения воздействия на окружающую среду, в том числе: отработанные автомобильные шины, масла, аккумуляторы. Лицензия на их сбор и транспортировку находится в заключительной стадии оформления.

ООО «Шротт» технически готово приступить на своих производственных площадках к работе по программе утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей.

Всё вышесказанное показывает, что техническая база для начала решения многих проблем с отходами в крупных городах Республики Коми есть. Так чего же не хватает?

Главное - законодательной базы и экономической мотивации решения экологических проблем. В цивилизованном мире есть примеры работающих законов – это и обязательные платежи производителей продукции в фонд утилизации этих продуктов после окончания рабочего цикла, и финансирование из этого фонда работ по утилизации, и налоговые льготы для предприятий, перерабатывающих отходы.

Учитывая вышеизложенное, предлагаю отразить в материалах настоящего семинара-совещания необходимость решения следующих вопросов:


  1. определение платы за негативное влияние на окружающую среду, экономически побуждающую производителей отходов поставлять их на переработку и утилизацию, а не сбрасывать в отвалы,

  2. установление льготных тарифов на перевозку отходов ж.д.транспортом при поставке их предприятиям-потребителям,

  3. введение налоговых льгот для предприятий, вовлекающих отходы в хозяйственный оборот или утилизирующих их,

  4. упорядочение законодательства для обеспечения возможности зачета денежных средств, направляемых предприятиями на решение экологических проблем и развитие производств по переработке отходов в счет платежей за загрязнение окружающей среды,

  5. усиление контроля со стороны федеральных и муниципальных органов за снижением накопления и рациональным использованием отходов.

Для решения этих задач предлагаю сформировать рабочую группу с участием в ней представителей федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной и законодательной власти и представителей бизнеса.

Благодарю за внимание.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал