«СБОР И УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ ШИН
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ»
Ломако А.В.
ООО «Цементная северная компания»
Общемировые запасы изношенных автошин оцениваются от 25 до 39 млн. т. при ежегодном приросте не менее 7 млн. т. Автопокрышки нужно складировать, специально охранять, поскольку при сгорании они выделяют огромное количество токсичных веществ в атмосферу.
Из этого количества в мире только 23 процента покрышек находят применение (экспорт в другие страны, сжигание с целью получения энергии, механическое размельчение для покрытия дорог и др.). Остальные 77 процентов использованных автопокрышек никак не утилизируется, ввиду отсутствия рентабельного способа утилизации.
В России и СНГ ежегодный объём выбрасываемых автошин оценивается цифрой более 1 млн. т., при этом в Москве накапливается 70-90 тыс.т., в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 60 тыс. т. Данных об объеме отработанных шин, образующихся на территории Республики Коми у нас нет, но учитывая наши площади и расстояния ситуация не лучше, чем в среднем по России.
При сгорании шин образуются такие химические соединения, которые, попадая в атмосферный воздух, становятся источником повышенной опасности для человека: это бифенил, антрацен, флуорентан, пирен, бенз(а)пирен. Два соединения из перечисленных - бифенил и бенз(а)пирен относятся к сильнейшим канцерогенам.
Выброшенные на свалки либо закопанные шины разлагаются в естественных условиях по разным данным от 100 до 300 лет. Контакт шин с дождевыми осадками и грунтовыми водами сопровождается вымыванием ряда токсичных органических соединений: дифениламина, дибутилфталата, фенантрена и т.д. Все эти соединения попадают в почву.
А резина, являющаяся высокомолекулярным материалом, относится к термореактивным полимерам, которые в отличие от термопластичных не могут перерабатываться при высокой температуре, что создает серьезные проблемы при вторичном использовании резиновых отходов.
По сведениям ETRA (Европейская ассоциация переработчиков шин) Европейским Союзом принято решение запретить с 2003 года захоронение целых шин, а с 2006г. – шин, разрезанных на куски. Не случайно, что Европейский Совет 2 апреля 1999 принял специальную Директиву "О свалках", по которой с 2003 г. вводится запрет на их сжигание.
Поиск путей утилизации старых шин — проблема, если хотите, планетарного масштаба. В Европе сложились 4 крупных центра, где проблема решается на государственном уровне — в Англии, Испании, Италии, Финляндии. Интересно прояснить, почему именно в этих странах утилизация шин отлажена до хронометрической точности.
Англия — островное государство, лишенное прироста территории, там приходится считать каждый квадратный ярд. Испания и Италия — страны курортные и туристические, каждый квадратный метр пляжа или отеля приносит прибыль гораздо большую, чем свалка старых шин.
Финны, которых 5,5 млн человек, не могут себе представить, как можно хоть что-нибудь не приспособить для хозяйства, если это уже никому не нужно. Как видите, у нас все проще: места навалом, курорты полупустые, а ненужного брошено столько, что шины среди этого «богатства» просто незаметны.
Известно несколько основных технологий переработки и утилизации резиновых отходов и изношенных автомобильных шин. К ним относятся:
-
использование целых шин для различных целей;
-
сжигание отработанных шин с получением энергии;
-
пиролиз автопокрышек;
-
измельчение резиновых отходов с извлечением резиновой крошки и порошка;
-
производство из резиновых отходов и старых шин регенерированного промышленного материала.
Мировая цементная промышленность накопила достаточный опыт по сжиганию шин. Такая технология применяется в США, Германии, Японии, во Франции. В США в 2004 г. административные одобрения на использование покрышек в качестве топлива получили 43 завода в 22 штатах. Еще 15 предприятий в 14 штатах выразили интерес к получению разрешения на использование изношенных покрышек.
В 1999 г. на заводе “Westburg” (Великобритания) были проведены сравнительные испытания сжигания шин.
Традиционные виды топлива использовались как вместе с покрышками, так и без них. Результаты опытного использования автопокрышек в качестве частичной замены традиционного топлива:
Основные виды выбросов
|
Только традиционные виды топлива
|
Традиционные виды топлива + покрышки
|
Предельные значения выбросов
|
Оксиды азота, мг/м3
|
1862
|
1102
|
1800*
|
Угарный газ, мг/м3
|
137
|
114
|
500*
|
Диоксид серы, мг/м3
|
52
|
514
|
750*
|
Твердые частицы, мг/м3
|
21
|
36
|
40*
|
Диоксины и фураны, нг/м3
|
0,0313
|
0,0177 нг/м3
|
0,1 нг/м3
|
Авторы работы делают следующие выводы из полученных результатов:
- уменьшается общее вредное влияние завода на окружающую среду на 27%;
- увеличиваются выбросы диоксида серы, которые, тем не менее, оказались на 30% ниже предельного уровня, предлагаемого Агентством по защите окружающей среды;
- уменьшаются выбросы диоксинов и фуранов на 42%: во время испытаний было проведено 32 теста на диоксин и фуран;
- отсутствуют значительные изменения в выбросах металлов и других контролируемых веществ;
- на 18% снижается фотохимическое образование озона.
Безусловно, использование альтернативного топлива усложняет традиционную технологию. Его использование вносит изменения в контроль производства, связанный с особенностями состава топлива и условиями его сжигания.
Технология обжига клинкера при производстве цемента сегодня наиболее подходит для сжигания отходов и в отличие от специализированных мусоросжигающих печей, требует значительно меньших материальных затрат.
Фото вращающейся печи обжига клинкера Воркутинского цементного завода
Уничтожение горючих отходов во вращающихся печах позволяет не просто сжечь отходы с утилизацией тепла, но и задействовать в технологическом процессе львиную долю токсичных соединений и вредных газообразных веществ, выбрасываемых в атмосферу при открытом сжигании отходов.
Это возможно благодаря тому, что температура материала в печи достигает 1450 0С и значительная часть его находится в виде жидкой фазы. Температура газовой среды достигает 1800 0С. Материалы и газовая среда движутся в противотоке, при этом, за счет вращения печи, происходит интенсивное перемешивание материалов и постоянное изменение поверхности контакта материала с газовой средой.
Особо надо отметить, что в печи одновременно присутствуют две среды – щелочная материальная и кислая газовая и это создает уникальные условия для интенсификации химических процессов связывания вредных веществ, выделяемых при горении отходов. Сама печь, имея длину в десятки метров, является мощным зернистым фильтром с высокой удельной поверхностью контакта материальной и газовой среды.
Опыт Японии, Америки и европейских стран с 80-х годов 20-го века широко использующие в производстве цемента альтернативные виды топлива, в том числе отработанные автомобильные шины, масла и другие горючие отходы подтверждает, что эта технология реально работает и позволяет снизить техногенное воздействие на окружающую среду.
Для сжигания в цементных печах используются практически все виды отходов производства и жизнедеятельности человека:
- отходы переработки сельскохозяйственной продукции (солома, пустые початки кукурузы, жмых, скорлупа орехов и т.д.);
- отходы переработки нефти и газа (твердые и пастообразные фракции, сопутствующий газ);
- бытовой мусор и осадок из очистных сооружений (либо как твердое топливо, либо в виде биогаза, выделяющегося при их разложении);
- опилки;
- отходы целлюлозно-бумажной промышленности и т.д.
Большинство из них характеризуются достаточно высокой теплотворной способностью.
Материал
|
Теплотворная способность
|
кДж/кг
|
ккал/кг
|
Резина
Автомобильные шины
Куски кожи
Отходы нефтепродуктов
Полиэтилен
Шинный корд
Вощеная бумага молочных пакетов
Мусор из пылесоса
|
28890
41870
23260
41870
46150
39084
35418
27289
|
6890
9990
5530
9990
11000
9330
8450
6510
|
Типичная структура использованного традиционного и альтернативного видов топлива на примере цементной промышленности Швейцарии:
Объемы потребляемого топлива для производства цемента, Швейцария.
Вид топлива
|
1999 г.
|
2000 г.
|
2005 г.
|
Уголь, кокс, %
|
32,2
|
49,4
|
47,7
|
Мазут, %
|
32,2
|
14,0
|
10,5
|
Газ, %
|
1,2
|
0,2
|
0,1
|
Вторичное топливо, %
|
36,4
|
36,4
|
41,7
|
Структура вторичного топлива
|
Животный жир, животная мука, %
|
6,7
|
5,4
|
23,0
|
Отходы пластмассы,
|
15,1
|
13,5
|
11,5
|
Старые шины, отходы резины
|
8,4
|
9,5
|
8,6
|
Растворители, %
|
7,9
|
10,8
|
10,6
|
Шлам сухой очистки, %
|
20,5
|
21,1
|
18,0
|
Отработанные масла, %
|
29,8
|
27,9
|
20,0
|
Прочие материалы, %
|
11,6
|
11,7
|
8,0
|
Кризис основательно задел строительный комплекс России и Воркутинский цементный завод, как и большинство предприятий стройиндустрии, сегодня переживает серьезные экономические трудности.
Это вызвало смещение сроков пуска в работу системы газоочистки вращающихся печей, но при всех трудностях, мы планируем летом этого года ввести в эксплуатацию электрические фильтры и завершить комплекс мероприятий по подготовке к началу работ по утилизации отработанных автомобильных шин и других горючих отходов на базе Воркутинского цементного завода.
Каждая вращающаяся печь может утилизировать в сутки до 10 тонн отработанных шин. Поэтому внедрение системы утилизации потребует стабильных поставок отработанных шин к месту переработки.
Как же организованы сбор и переработка покрышек в других странах?
Зарубежные специалисты считают, что главное в работе — организовать сбор и доставку старых шин к месту утилизации.
Кто же может взяться за решение этой задачи в Республике Коми? Уже не первый год в нашем регионе работает компания «Шротт», которая специализируется на заготовке и переработке черного и цветного металлолома и является крупнейшей ломозаготовительной и перерабатывающей компанией в Республике Коми.
Это сегодня не тот бизнес, который сохранился в представлении многих, как нечто кустарное, полулегальное, прилепившееся в приспособленных кое-как гаражах. Компания «Шротт» сегодня – это промышленное предприятие с базами в шести городах Республики Коми - Сыктывкар, Ухта, Печора, Усинск, Инта, Воркута.
Все базы имеют огороженные охраняемые площадки с твердым покрытием, оборудованные стационарными устройствами контроля радиации поступающего и отправляемого металлолома, автомобильными и железнодорожными весами, грузоподъемными кранами, экскаваторами с манипуляторами, прессами и пресс-ножницами, специализированным автотранспортом и обученным, квалифицированным персоналом.
В Воркуте и Печоре имеются собственные кислородные станции. Производственные мощности предприятия позволяют перерабатывать свыше 200 тыс. тонн лома черных металлов в год и, учитывая универсальные возможности оборудования, использовать его для работы с другими видами отходов.
Сегодня ООО «Шротт» расширяет номенклатуру принимаемых отходов, включая наиболее актуальные сегодня для уменьшения воздействия на окружающую среду, в том числе: отработанные автомобильные шины, масла, аккумуляторы. Лицензия на их сбор и транспортировку находится в заключительной стадии оформления.
ООО «Шротт» технически готово приступить на своих производственных площадках к работе по программе утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей.
Всё вышесказанное показывает, что техническая база для начала решения многих проблем с отходами в крупных городах Республики Коми есть. Так чего же не хватает?
Главное - законодательной базы и экономической мотивации решения экологических проблем. В цивилизованном мире есть примеры работающих законов – это и обязательные платежи производителей продукции в фонд утилизации этих продуктов после окончания рабочего цикла, и финансирование из этого фонда работ по утилизации, и налоговые льготы для предприятий, перерабатывающих отходы.
Учитывая вышеизложенное, предлагаю отразить в материалах настоящего семинара-совещания необходимость решения следующих вопросов:
-
определение платы за негативное влияние на окружающую среду, экономически побуждающую производителей отходов поставлять их на переработку и утилизацию, а не сбрасывать в отвалы,
-
установление льготных тарифов на перевозку отходов ж.д.транспортом при поставке их предприятиям-потребителям,
-
введение налоговых льгот для предприятий, вовлекающих отходы в хозяйственный оборот или утилизирующих их,
-
упорядочение законодательства для обеспечения возможности зачета денежных средств, направляемых предприятиями на решение экологических проблем и развитие производств по переработке отходов в счет платежей за загрязнение окружающей среды,
-
усиление контроля со стороны федеральных и муниципальных органов за снижением накопления и рациональным использованием отходов.
Для решения этих задач предлагаю сформировать рабочую группу с участием в ней представителей федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной и законодательной власти и представителей бизнеса.
Благодарю за внимание.
Поделитесь с Вашими друзьями: |