Сценарий урока музыки 2 класс Раздел программы: в концертном зале Тема урока: Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»



Скачать 105.99 Kb.
Дата26.04.2016
Размер105.99 Kb.
ТипСценарий
Сценарий урока музыки 2 класс

Раздел программы: В концертном зале

Тема урока: Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк»

Художественно-педагогическая идея: «Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живет!» Ш.Руставели

Цель: Создание условий для формирования интереса к музыкальному произведению в единстве с личностной эстетической потребностью посредством художественного восприятия музыки, а также создание условий, способствующих повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности обучающихся, развитию образного мышления, речи через учебную деятельность.

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: урок-беседа

Планируемые результаты урока (в т.ч. и формирование УУД):

Регулятивные УУД: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

 Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель, узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: дирижёр, оркестр, тембр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.



Коммуникативные УУД: выделять информацию исходя из собственных наблюдений, передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач; работа в творческих листах (из тетради), задавать вопросы, формулировать свои затруднения.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся: выявлять жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу музыкальных характеристик. Знать/понимать: музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: симфоническая сказка, музыкальная  тема, взаимодействие тем, тембр.

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с  музыкальными образами симфонической сказки;

- воплощение собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;

- передавать свои впечатления в рисунке.

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Личностные результаты: проявление  эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений. 

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, доброжелательность, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  музыкальному наследию своей страны. Передача собственных музыкальных впечатлений с помощью пластических движений, интонационных импровизаций;  выступление в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Задачи:


  • Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска);

  • Познакомить с темами героев сказки;

  • Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый, ритмический), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;

  • Воспитание культуры слушания симфонической музыки

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: показ слайдов  презентации по теме урока);

  • метод контрастного сопоставления;

  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.

 

Формы работы: парная, групповая, фронтальная.

 

Виды деятельности на уроке:



  • Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.

  • Работа обучающихся с наглядными пособиями.

  • Выполнение творческих заданий.

  •  Хоровое  пение.

Оборудование: ноутбук, телевизор, музыкальный центр, фортепиано, презентация урока, фонохрестоматия 2 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса, «Музыка» рабочая тетрадь 2 класс, CD-диск «Все мы дружим с песенкой» Т.Морозовой,

дополнительный материал: схема симфонического оркестра, текст песни.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Сегодня у нас урок не совсем обычный, потому, что в гостях у нас побывает сказка, но сказка не простая. А сначала, я предлагаю вспомнить, о чем шла речь на прошлых уроках.

2. Повторение пройденного материала

Работа со всем классом

- На экране здание, что о нём вы можете рассказать?

- Правильно, это театр оперы и балета. (Он называется Большой театр и находится он в Москве).



- Что такое опера?

- Что такое балет?



- Назовите уже известные вам оперы и балеты, сюжетом в которых является сказка? («Волк и семеро козлят», «Руслан и Людмила», «Золушка», «Щелкунчик»)

- Как называется коллектив музыкантов, которым руководит один человек? (симфонический оркестр)

- Что вы можете рассказать о симфоническом оркестре? (музыканты сидят в определенной последовательности, делится на четыре группы: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные)

- Как называют человека, который руководит симфоническим оркестром? (дирижер)
Задание: определи, какой музыкальный жанр изображен на экране.
- Итак, на прошлых уроках мы с вами встречали сказку в опере и в балете, а сегодня я познакомлю вас еще с одной сказкой.

-Я предлагаю открыть учебник на (стр. 90) и прочитать тему урока.



«Симфоническая сказка»

- Запишите тему урока в тетрадь (на экране представлена тема урока).

- Ребята, что вам знакомо в названии этой темы (сказка)

- А кто знает, что значит симфоническая?

- Так какую задачу мы должны сегодня поставить на уроке?



Задача: Узнать, что такое симфоническая сказка

- Как мы будем решать эту задачу? (слушать, анализировать, рассуждать о музыке)

- Симфоническая – от слова симфония и ее играет симфонический оркестр. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной и вот тогда композитор решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. У каждого героя есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.

Итак, симфоническая сказка – эта музыкальная сказка, которую играет симфонический оркестр, и каждого героя озвучивает определенный музыкальный инструмент.

- Кто автор этой сказки? На экране портрет С.С. Прокофьева.

(автор С.С.Прокофьев)

- Что вы знаете уже о С.Прокофьеве?



(пианист и дирижёр, один из наиболее значительных композиторов XX века, писал музыку с пяти лет, писал музыку для взрослых и детей, написал музыку к балету

«Золушка»,пьесы Тарантелла, Вальс, «Ходит месяц над лугами», «Сказочка»)

- Как называется симфоническая сказка, о которой пойдет речь? («Петя и волк»)

- И так, вы уже знаете, что каждого героя сказки будет озвучивать музыкальный инструмент, но вы не знаете какой инструмент и какого именно героя и почему.

- И так, какую задачу мы с вами должны поставить?



- Узнать какой музыкальный инструмент из симфонического оркестра будет озвучивать героя из сказки и почему.

- Посмотрите на иллюстрации в учебники и скажите, с какими героями мы встретимся?

- Ну а теперь, давайте послушаем и ответим, почему именно этот инструмент озвучивает данного героя.

Слушание тем и запись в рабочей тетради героев сказки.
- Охарактеризуйте Петю, какого вы себе представляете?
-Правильно. Петя, возможно, ваш ровесник. Как по вашему должна звучать его тема?

-А давайте сравним, совпадут ли наши предположения с тем, как написал сам композитор.



Слушание: тема Пети

-Какой же Петя?

-Веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает.

-Какая группа музыкальных инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют (струнные смычковые)

Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки? (Добрую, веселую, сердитую, нежную)

-Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Совпадает ли наше предположение с темой композитора?



Слушание: тема Дедушки

- Звучит сердито, строго. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю.

- Инструмент, исполняющий тему Дедушки – Фагот – духовой инструмент. Что вы можете казать о звучании фагота: низкий или высокий? (низкий)

- Ну, а теперь давайте поговорим о Кошке, Утке и Птичке, как вы себе их представляете? Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?



Слушание: тема Птички

- Что вы можете сказать о мелодии? (мелодия звучит быстро, высоко. Птичка летает, порхает, машет крылышками)

-Какое настроение у Птички? (Веселое, радостное, счастливое)

-Какой музыкальный инструмент исполняет тему Птички – флейта

- Вы хорошо поработали, а теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка «Паровозик»

Жил-был Паровозик. У него было много колёс – больших и маленьких, и он гордился ими. Действительно, колёса были замечательные! Как весело они крутятся, когда паровозик мчится вперёд и вперёд! На колёса не только смотреть приятно, можно и музыку колёс услышать. Вот так звучат самые большие колёса (половинные длительности и топаем ногами по полу поочерёдно). Вместе с большими крутились и маленькие колёсики – резвые, весёлые (четверти и стук кулачками по столу). Большие колёса заважничали, стали говорить, что они самые главные (воспроизвести их звучание), маленькие же колёсики им возражают, говорят, что они важнее (звуки маленьких колёсиков). Тут в их спор вмешался гудок: «Не спорьте понапрасну, все вы очень нужны паровозику. Давайте жить дружно и тогда мы сможем путешествовать!» Все с этим согласились и путешествие началось! (исполнение по группам и вместе).

- Ребята, давайте вернемся к нашей сказке и продолжим знакомство с персонажами симфонической сказки.

- А кому из героев сказки принадлежит эта тема? (на экране Кошка и Утка) Покажите жестами, движениями этого героя сказки.



Слушание: тема Кошки

-Почему вы решили, что это Кошка? (музыка звучала мягко, осторожно, тихо. Были слышны шаги Кошки, как будто она крадется)

- Какой характер у Кошки? (мягкий, хитрый, осторожный)

- Тему Кошки исполняет инструмент – Кларнет

- Что вы можете сказать о «голосе» этого инструмента, какой он? (низкий, мягкий, спокойный, бархатный)

-Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (на экране Утка и Волк)



Слушание: тема Утки

-Почему Утка, а не Волк? (музыка неторопливая, неуклюжая, переваливается с лапки на лапку, крякает)

-Правильно. Инструмент, исполняющий тему Утки, называется – Гобой. Какой «голос» у гобоя? (Спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий)

-Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (на экране Волк и Охотники)



Слушание: тема Волка

-Почему именно Волк? (музыка страшная)

- Инструмент, изображающий Волка называется – Валторна. Ее голос – очень поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил ее изображать рычание Волка, объединив три валторны вместе.

-Ребята, посмотрите, с кем из действующих героев сказки мы еще не познакомились?

-Как же изобразил Охотников композитор?

Слушание: тема Охотников

-Правильно, но здесь еще композитор вводит звучание выстрелов. Какие музыкальные инструменты исполняют тему Охотников? ( Литавры и Большой барабан)



- Мы с вами знаем, что симфонический оркестр состоит из четырех групп музыкальных инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

Задание: отметь в схеме симфонического оркестра любым знаком те инструменты, которые представляют героев сказки (с ними мы только что познакомились). Для проверки, обменяйтесь друг с другом.

- Молодцы, мы еще раз убедились в том, что все инструменты из симфонического оркестра, значит эта сказка симфоническая.

- Так же мы познакомились с темами симфонической сказки, так какой же мы можем сделать вывод, почему тему каждого героя озвучивают разные инструменты и не похожие звучанием друг на друга?

- Правильно, каждый герой выглядит по - разному и имеет свои отличительные особенности и свой характер, и он не может быть похожим друг на друга, так и музыкальные инструменты, не похожи друг на друга и поэтому они имеют свою окраску звучания. Или по-другому говорят, тембр звучания, т.е. окраска звука.

-Ребята, запишите определение тембра в тетрадь.

- В начале урока мы с вами ставили задачи:



- узнать, что такое симфоническая сказка

- узнать какой музыкальный инструмент из симфонического оркестра будет озвучивать героя из сказки и почему?

- И так решили мы их?



- Что нового вы узнали на уроке и чему научились? ( узнали инструменты симфонического оркестра, героев сказки; научились различать инструменты по звучанию и внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки).

- А сейчас мы переходим к песне «Весёлая капель». Что мы должны сделать прежде чем исполнить песню? Правильно, распеться.



Распевка

- Ребята, какое настроение в песне «Весёлая капель»? (радостное, веселое, весеннее). Постарайтесь передать это настроение в песне.



Исполнение песни «Весёлая капель»
И напоследок, прошу обратить внимание на экран. Я попрошу сейчас каждого из вас выбрать одну из приведенных фраз, дополнить ее.

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Своей работой на уроке я …

  • Урок заставил меня задуматься о …

  • А особенно мне удалось …

  • Я понял, что …

  • Мне было интересно, потому что …

  • Для меня стало открытием, что …

  • Мне показалось важным …

Выставление отметок за урок, самооценка.

Домашнее задание: нарисовать рисунок на выбор (героя сказки, музыкальный инструмент, афишу симфонической сказки «Петя и волк»).



Вы замечательно сегодня поработали, спасибо за урок!



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал