Сефикурбанов К. С., начальник Управления по законодательству и противодействию коррупции Министерства юстиции Республики Дагестан Об организации общественного обсуждения проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики



Скачать 81.53 Kb.
Дата02.05.2016
Размер81.53 Kb.
Сефикурбанов К.С.,

начальник Управления

по законодательству и

противодействию коррупции

Министерства юстиции

Республики Дагестан
Об организации общественного обсуждения проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан

Достижение юридическими средствами максимальной эффективности работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления невозможно без расширения открытости административной деятельности этих органов, их результативного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, а также реального участия граждан и институтов гражданского общества в публичном государственном управлении.

Основными формами участия граждан и институтов гражданского общества в публичном государственном управлении в Республике Дагестан являются: общественное обсуждение проектов законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Республики Дагестан; проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Дагестан и их проектов.

Общественное обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, должно стать одной из важнейших элементов нормотворческой деятельности органов власти.

В Республике Дагестан сформирована нормативная правовая база, установившая основы организации и порядок проведения общественного обсуждения законопроектов. Так, определены формы и порядок проведения общественного обсуждения проектов законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Республики Дагестан с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определены правила общественного обсуждения и сроки его проведения.

В соответствии со статьей 35.1 Закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 года № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» по законопроектам, затрагивающим наиболее важные вопросы политической и общественной жизни Республики Дагестан, до их внесения в Народное Собрание Республики Дагестан могут проводиться, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан, обязательно проводятся публичные слушания с участием представителей Общественной палаты Республики Дагестан, других общественных объединений и организаций.

Принят Указ Президента Республики Дагестан от 26 ноября 2012 № 185 «Об общественном обсуждении проектов законов Республики Дагестан» согласно которому:

а) проекты законов, затрагивающие основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Республики Дагестан, по решению Президента Республики Дагестан могут быть вынесены на общественное обсуждение;

б) в соответствии с поручением Президента Республики Дагестан исполнительным органам государственной власти Республики Дагестан, разработавшим законопроект (принимавшим участие в его разработке), вынесенный на общественное обсуждение:

размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение;

обеспечивать гражданам, принимающим участие в общественном обсуждении законопроекта, возможность ознакомиться с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по законопроекту;

по истечении 30 дней со дня завершения общественного обсуждения законопроекта представлять Президенту Республики Дагестан доклад о результатах его обсуждения.

В целях реализации вышеназванного Указа Президента Республики Дагестан постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 ноября 2012 № 405 утверждены Правила проведения общественного обсуждения проектов законов Республики Дагестан, которыми определен порядок проведения общественного обсуждения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проектов законов Республики Дагестан, разрабатываемых органами исполнительной власти Республики Дагестан, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Республики Дагестан.

В Республике Дагестан в деле обеспечения участия общественности в правотворческом процессе органов государственной власти значительную роль играет Общественная палата Республики Дагестан. В целях установления правовых и организационных основ осуществления общественной экспертизы социально значимых проектов законов Республики Дагестан в Общественной палате Указом Президента Республики Дагестан от 28 ноября 2012 № 188 утверждено Положение о порядке организации проведения общественной экспертизы социально значимых проектов законов Республики Дагестан в Общественной палате Республики Дагестан, которое определяет порядок организации проведения общественной экспертизы социально значимых проектов законов Республики Дагестан в Общественной палате Республики Дагестан с целью получения соответствующих заключений.

Органами исполнительной власти республики Дагестан, являющимися разработчиками законопроектов обеспечивается их размещение на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Вместе с тем, наблюдается некоторая пассивность со стороны граждан, общественных организаций, институтов гражданского общества в общественном обсуждении законопроектов.

Руководством Республики Дагестан было указано на необходимость проведения общественных слушаний непосредственно в органах исполнительной власти Республики Дагестан наиболее значимых законопроектов и программ затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Республики Дагестан.

Так, Министерством юстиции Республики Дагестан проведено общественное обсуждение проекта Концепции Государственной программы профилактики Республики Дагестан «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Дагестан на 2014 - 2017 годы».

  В обсуждении приняли участие разработчики проекта, планируемые исполнители мероприятий, представители общественности и общественного совета Министерства юстиции Республики Дагестан, а также средства массовой информации.

Такая практика в Республике Дагестан, на наш взгляд, найдет широкое применение в нормотворческой деятельности всех органов исполнительной власти Республики Дагестан.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения мер, в числе которых антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно статье 7 Федерального закона № 273-ФЗ одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества и обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определено, что институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В целях реализации вышеназванных федеральных законов в Республике Дагестан сформирована правовая основа по организации и проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Дагестан.

Указом Президента Республики Дагестан от 20 августа 2009 года № 195 «Об антикоррупционной экспертизе правовых актов Республики Дагестан, проектов правовых актов Республики Дагестан и иных документов» установлено, что независимая антикоррупционная экспертиза проводится аккредитованными федеральным органом исполнительной власти в области юстиции юридическими и физическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств.

Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в экспертном заключении по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции.

В экспертном заключении должны быть указаны выявленные в акте (проекте акта или иного документа) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Экспертное заключение направляется органу, принявшему акт (разработавшему проект акта или иного документа), и органу, представившему акт (проект акта или иного документа) для проведения правовой экспертизы, по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа по адресу, указанному на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Экспертное заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органами, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения независимому эксперту направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в экспертном заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

В целях обобщения информации о практике проведения независимой антикоррупционной экспертизы в Республике Дагестан Министерством юстиции Республики Дагестан регулярно осуществляется сбор информации от органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан. Анализ поступившей информации показал низкую гражданскую активность, как со стороны граждан, так и институтов гражданского общества. Свои предложения по законопроектам были даны институтами гражданского общества лишь в единичных случаях, и носили лишь дискуссионный характер.

Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

В соответствии с данными Правилами размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы.



Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2013 года № 601-р уже создана экспертная рабочая группа федерального уровня, а на республиканском уровне соответствующая экспертная рабочая группа будет образована в ближайшее время.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал