Секция 5 Организация проектной деятельности в начальной школе



Скачать 438.73 Kb.
страница1/6
Дата01.05.2016
Размер438.73 Kb.
ТипЗанятие
  1   2   3   4   5   6
Секция 5 Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности в начальной школе

Дерюгина Анна Николаевна, заместитель директора по начальным классам

Работа Координационного совета школы

Караджова Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов

Организационные формы проектной деятельности в начальной школе

Воронова Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Выездная экспедиция как одна из форм выполнения проекта

Макарова Оксана Васильевна, учитель начальных классов

Организация летнего отдыха детей в экологической школе “Медвежата” Error: Reference source not found

Кириллова Таисия Михайловна, директор историко-экологической школы «Чистое», ведущий инженер кафедры экологии Тверского государственного университета

Открытые мероприятия

Урок-проект «Подарок другу»

Манакова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов

Занятие в 1 классе «Рефлексия по итогам проектной деятельности»

Макарова Оксана Васильевна, учитель начальных классов

Мастер-класс «Загадочный космос»

Садыхова Елинар Тимировна, педагог дополнительного образования

Секция 5
Организация проектной деятельности в начальной школе

Руководитель секции – Кларина Любовь Матвеевна,


кандидат педагогических наук, ведущий специалист, руководитель группы института психолого-педагогических проблем детства РАО.



Организация проектной деятельности в начальной школе

Дерюгина Анна Николаевна,
заместитель директора по начальным классам

Сегодня в школе проходит конференция «Пути развития корпоративной школы: современные тенденции в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

На семинаре мы готовы поделиться с Вами накопленным опытом работы по организации проектной деятельности младших школьников.

Произошедшие в последние годы изменения в практике образования не оставили без изменений ни одну сторону школьной жизни. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых форм и методов обучения, которые педагоги нашей школы активно осваивают и внедряют в практику работы.

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости использования проектной деятельности детей. Метод проектов обеспечивает создание пространства выбора для ребенка. Он способствует актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

В основу метода заложена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получится при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы



Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.



Слышал и забыл,

Увидел и запомнил.

Сделал и понял.

Китайская пословица

В нашей школе сложилась определенная практика работы с проектами учащихся.

Остановимся на организации этой работы в начальной школе.

Младшие школьники ещё очень тонко чувствуют природу, ощущают себя её частью. Попадая в мир знаний о природе на уроках природоведения и окружающего мира, они сохраняют желание деятельного участия в её защите. Явления, увиденные ими в живой природе, не могут вписаться только в готовые схемы знаний, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации, навыков практического действия, связанных с освоением действительности. Ребёнок никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не протекает через его сердце.

Учитывая то, что личный интерес обучающегося в проектной деятельности является необходимым условием работы, а проблема сохранения жизни на земле знакома и актуальна для детей 6-10 лет, учителями начальных классов в 2002 году была определена тема экологических проектов «Сохраним жизнь на Земле».

Птицам даны крылья, рыбам – плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание Природы: вот их крылья!

Х. Марти

У детей младшего школьного возраста ещё невысокий общий образовательный уровень, недостаточно сформированы операции анализа. Ребятам сложно длительное время концентрировать свое внимание на смысле задания. В связи с этим важен арсенал педагогических средств, методов, технологий, позволяющих поэтапно включать, погружать ребёнка в проектную и исследовательскую деятельность. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов.

«Учебный проект или исследование, с точки зрения обучающегося, - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения – носит практический характер, имеет прикладное значение, интересен и значим для самих открывателей». (Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях города Москвы: Письмо Департамента образования г.Москвы от 20.11.03 №2-34-20).

Среди преимуществ этого метода, на наш взгляд, важным является то, что в ходе выполнения проекта ученику предоставляется возможность выбора по нескольким направлениям:


  • степень и способ интеграции учебных предметов при разработке проекта;

  • по какому предмету он хотел бы расширить свои знания;

  • выбор учителя в качестве научного руководителя;

  • выбор времени и периодичность занятий по проекту;

  • выбор способа защиты проекта.

Преимущества специфики и условий метода проектов сводятся к следующему:

  • педагогический процесс основывается на процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоении ребенком окружающей среды;

  • педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности с учеником и опирается на его собственный опыт;

  • существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

  • значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

  • структурирование этапов выполнения проекта;

  • самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора;

  • принцип свободного входа учащихся в работу над проектом и выхода из этой работы;

  • групповой способ работы над проектом;

Работа над проектом в начальных классах Образовательного центра осуществляется в 4 этапа:

1. Мотивационный этап, этап работы с целеполаганием детей (включение в проект). Учитель помогает детям определить посильную, актуальную и интересную для них задачу.

2. Разработка проекта. Составление плана деятельности - шагов по достижению намеченной цели.

3. Выполнение проекта (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели). На этом этапе осуществляется основная работа над проектом, которая организуется как в урочное, так и во внеурочное время. На занятиях дети выполняют практические задания, которые являются частью проекта, а также подбирают необходимый теоретический материал и обобщают его.

4. Подведение итогов, презентация проекта.

Результатом работы детей становится защита их творческих работ на детской научно-практической конференции «Ступенька».

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима готовность, под которой понимается сформированность у детей коммуникативной, учебно-познавательной, информационной, общекультурной, ценностно-смысловой, социально-трудовой компетенций и компетенции личностного самосовершенствования.

Заданиево-информационный фронтальный способ работы учителя на уроке не позволяет разворачиваться детской самостоятельности и инициативе и формированию этих компетенций. Поэтому с 2003 года учителя нашей школы приступили к освоению и внедрению в практику деятельностного подхода в педагогике, который дает возможность работать с живыми процессами понимания, мышления, коммуникации, рефлексии, воображения, действия.

Такой подход предполагает активные формы работы и продуктивные методы обучения, соответствует условиям выполнения проектов на уроках (мини-проектов, краткосрочных, годичных). Поэтому педагоги начальных классов используют метод проектов на различных уроках. Занятия в проектной форме не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Для возникновения мотивации ребёнка урок направлен на обнаружение и осмысление им границы знаемого и незнаемого, постановку учебной задачи, моделирование объекта и проектирование способа решения. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не простое изучение определенной темы.

Урок, реализованный методом проекта, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Эффективной формой работы на уроке является групповая работа. Наши учителя ведут активную работу на различных уроках по созданию проектов.

На данный момент уже очевидны положительные результаты таких уроков. Сегодня можно сказать, что у учащихся формируется умение ставить перед собой учебную задачу, работать в команде, представлять результат совместной работы, проводить рефлексию. Самостоятельная постановка учебной задачи и получение реального результата с последующей его презентацией – это и есть выполнение мини-проекта или части проекта, выполненного на уроке. На практической части нашего семинара будет представлен урок-проект на уроке русского языка учителя Манаковой Натальи Сергеевны.



Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системы, но оно не должно вытеснять ее. Его надо использовать как дополнение к другим видам обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.

Совместная работа учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования направлена на формирование у детей самостоятельности действий, настойчивости, последовательности в достижении цели, умения работать с информацией, на расширение кругозора, развитие способностей.

Организуя внеурочную деятельность, педагоги дополнительного образования помогают учащимся глубже разобраться в теме проекта. Для достижения желаемых результатов они используют разнообразные формы работы:


    • групповые и индивидуальные занятия;

    • совместное планирование выполнения практического задания;

    • встречи со специалистами;

    • консультации;

    • экскурсии, прогулки-наблюдения;

    • выездные летние лагеря;

    • самостоятельная работа с текстовыми источниками информации;

    • подготовка практически значимых продуктов с их общественной презентацией.

Сегодня вы сможете познакомиться с опытом работы педагога дополнительного образования Садыховой Елены Тимировны. Она проведет мастер – класс «Загадочный космос».

К.Д. Ушинскому принадлежит мысль о том, что день, проведенный ребенком на природе, «среди рощ и полей», стоит многих недель, проведенных им на учебной скамье.

В 2004 году у учителей начальных классов возникла мысль попробовать выполнение практической части проекта в полевых условиях, работая в детской экологической школе «Медвежата». Эта школа создана на базе Торопецкой общественной организации «Наследие». Главная идея этой школы – экология начинается с человека, с его внутреннего мира. С тех пор в практику работы по выполнению проектов вошла еще одна форма – летние выездные экспедиции.

О проделанной работе сегодня расскажет учитель начальных классов Макарова О.В. и директор историко-экологической школы «Чистое», ведущий инженер кафедры экологии Тверского государственного университета Кириллова Т.М.

Что может оцениваться как результат проектной деятельности уже на уровне начальной школы? В первую очередь, это, конечно же, интерес и увлеченность детей. Но есть и еще ряд критериев, важных для оценивания результатов проектной деятельности в начальной школе:


    • степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

    • практическое использование предметных и общеучебных знаний и умений;

    • количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

    • степень осмысления использованной информации;

    • осмысление цели и задач проекта;

    • презентация устного сообщения, письменного отчета, практических продуктов, полученных в результате работы над проектом;

    • владение рефлексией хода и результатов выполненного проекта для себя лично;

    • творческий подход к подготовке наглядных материалов, презентации проекта.

Умения, приобретенные школьниками в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция ребенка. Это еще раз убеждает нас в том, что включение в учебный процесс метода проектов – верный выбор педагогов.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал