Семинар № биоэтика как философская парадигма выживания план семинарского занятия



Скачать 146.06 Kb.
Дата27.04.2016
Размер146.06 Kb.
ТипСеминар
СЕМИНАР № 1. БИОЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПАРАДИГМА ВЫЖИВАНИЯ
План семинарского занятия:

1. Гуманизм – субстанция традиционной этики и биоэтики;

2. Этика цивилизованного человечества;

3. Гуманистическая специфика медицинской науки и врачебной практики;

4. Профессионализм и морально-нравственная ответственность медиков перед людьми.
Темы докладов:

1. Гуманность как историко-философская категория;

2. Цивилизация – «смерть культуры» или основа существования современного общества;

3. Морально-этические проблемы современной науки;

4. Профессиональная этика и медицинская практика.
Основные понятия темы (выписать определения в тетрадь):

мораль, нравственность, этика, потребности, мотивы, интересы, ценности, нравственная культура, гуманизм, профессионализм, наука, философия, врачебная практика, вежливость.


Пояснительная записка к семинару № 1.

Необходимость решения проблемы выживания человечества, возникшей на пересечение ХХ и ХХI веков, предполагает принятия радикальных и срочных мер относящихся к разным аспектам жизни мирового сообщества. В этом контексте важную роль принадлежит совокупности научных и общественно-политических идей, получивших название концепции устойчивого развития человечества. Эта концепция введена в научный обиход в конце 80-х годов и особенно после конференции ООН в Рио де Жанейро (1992), посвященной проблемам окружающей среды и безопасности социального развития. Позже была создана специальная комиссия ООН по проблемам устойчивого развития. В июне 1997 года состоялась специальная сессия Генеральной Ассамблей ООН (на уровне руководителей государств) по проблемам окружающей среды и устойчивого развития общества.

Устойчивое развитие есть такое развитие, которое обеспечивает экологическую безопасность, экономическую эффективность, общественный порядок и социальную справедливость нынешним и будущим поколениям. За этот период приняты и узаконены ряд национальных и региональных концепций устойчивого развития.

Сегодня консолидируется новая тенденция, новый феномен общественного сознания. Это новое явление можно обозначить как ноосферное сознание. Биоэтика в этом плане может способствовать становлению ноосферного интеллекта. Реальность такова, что в условиях существующих технологий и актуальной человеческой деятельности цивилизация не может обеспечить нормальный уровень жизни. Человек биосоциальное существо и он не может жить вне биосферы. Занимая определенное место в системе живых форм, он зависит от них. Благо человека связано с жизненными процессами земли. Поэтому современная философия должна быть философией выживания.



Проблеме выживания и её различным аспектам были посвящены шесть международных конференций, организованных кафедрой философии и биоэтики Государственного Университета медицины и фармации им. Николае Тестемицану. Участники этих научных форумов единодушно согласны, что современная цивилизация «катится» к глубочайшей антропоэкологической глобальной катастрофе. Человечество может существовать не иначе как в рамках достаточно узкого диапазона параметров его физической среды, биологической и социосферы. Общество как в физическом, так и в биологическом и социальном смысле «держится на острие». Человечество, как часть ноосферы, вступило в эпоху необратимого развития. Последнее обстоятельство связано с различного рода катаклизмами глобального характера. Актуальнейшей задачей поэтому становится разработка стратегии развития человека, согласованной со стратегией природы.

Под стратегией человечества понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию (коэволюцию) человека и окружающей среды. Стратегия человечества должна принять и новые модернизации, поэтому она должна иметь и новую философию – философию выживания. Биоэтика которая занимается человеком и оптимизацией социальных и природных условий, может способствовать выработке стратегии человечества, решению глобальных проблем, выработке новых ценностных ориентаций, новых парадигм выживания, которые регламентировали бы использование биотехнологий.

Современная техногенная цивилизация с её потребительской индустрией должна быть заменена новой цивилизацией – информационно-экологической (ноосферной) с её общечеловеческими ценностями, которые обеспечивали бы достойное существование человечества. Речь идет о формировании и обосновании новых принципов человеческого бытия, новых идеалов человеческой деятельности, перспектив развития человека и общества. В реализации этих императивов исключительную роль принадлежит философии, биоэтике и медицинской этике.

Ноосферное общество должно обеспечить подлинную коэволюцию природы и общества, выживания человека и биосферы. Ноосферная парадигма предполагает преобладание и главенство интеллекта не отдельной личности, а социального интеллекта. Становление ноосферы и ноосферной картины мира возможна благодаря применению нетрадиционных методов и важность учета таких аспектов как интеллектуализация, гуманизация, информатизация, экологизация и аксиологизация социального прогресса.


  1. Гуманизм – субстанция традиционной этики и биоэтики

Гуманизм (лат. homo – человек, humanus – человеческий, humanitas - человечность) – это философия и идеология, прославляющие человеколюбие, утверждающие приоритет человека в мире природы и общества людей. Это система взглядов и позиций, согласно которой признаётся высшей ценностью человек как личность, демиург (греч. demiurgos - мастер) мира культуры. Ещё Цицерон (106-43 гг. до н.э.) справедливо называл гуманизм высшим проявлением культурного и нравственного развития людей. Наиболее широкую известность и распространение он получил в эпоху Возрождения и эпоху Нового времени, когда философская мысль повернулась лицом к познанию феномена человека и его творческой роли в жизни и деятельности людей. И сегодня философия гуманизма остаётся наиболее продвинутой идеей во всех сферах человеческого бытия. Он выступает в научной этике философской субстанцией (лат. substantia - сущность, лежащее в основе), указывающей на смысловой оттенок всех форм и видов осознанных человеческих действий как поступков, нацеленных на становление и сохранение в человеке интеллектуально-нравственных качеств и его духовное возвышение.

Этика в её традиционном понимании есть самобытное учение об идеях, принципах, нормах и правилах функционирования морали и нравственности в различных сферах и областях общественной жизни людей. Поэтому предметом этики было и остаётся философское осмысление морально-нравственной мысли и практики поведения человека. Понятие этика происходит от древнегреческого слова etos, которое означало совместное жилище и одновременно всеобщие правила, порождённые совместным проживанием и деятельностью. Этимология самого термина этика показывает, что её предметом является общественное практическое поведение людей, а также нормы, обеспечивающие условия сплочения людей, преодоления врождённого животного индивидуализма и агрессии. По мере духовного развития людей к этому первоначальному смыслу добавляется много нового. Люди стремились создать гуманную этику жизни, чтобы использовать все проявления человечности в образе их жизни, такие как: муки совести, сострадания, сочувствия, и при этом: стремление к человеческому достоинству, чести и готовности жертвовать собой во имя сохранения рода.

Гуманные идеи и принципы этики всегда, начиная с античности и до наших дней, интересовали философов, учёных и медиков. Гуманность морали и нравственности рассматривалась ими через призму смысловых и сущностных проблем жизни, через осознание метафизической уникальности человеческого бытия, где он «в известном смысле всё» (М. Шелер). Человек – это самое удивительное природно-социальное явление на Земле. Он разумен, обладает творческим потенциалом, силой воли, чувством любви и совестью. По мнению философов человек живёт не только в мире естественной природы, а и в мире искусственно сотворённой культуры, организованном в соответствии с идеями и принципами гуманной философии жизни. Он социально-культурно деятелен и, в принципе, нравственно ответственен за всё им содеянное. Уникальные свойства человека заложены в нём самой природой. Однако они проявляются только в результате активного общественного воздействия на мир и себя. Человека ведь надо всему научить: ходить, есть, пить, по-человечески говорить, слушать и слышать других людей, логично думать и критично мыслить.

Древнегреческий философ Платон (427- 347 гг. до н.э.) считал, что поистине человеком может быть только тот, кто в мыслях и чувствах своих, и в поведении своём следует повелению совести и идее принесения людям блага и направляется ею. В современном русском языке под этикой понимают философскую науку о поведении, о морали и нравственности. Этика изучает их место и роль в системе различных форм и видов общественного сознания. Она осмысливает природу и моральное состояние общения людей в конкретном обществе. Этика изучает и развитие нравственности, как особой внутренней установки самой личности на общественные и индивидуальные формы бытия. Она философски оценивает и конструирует гуманную идеологию морально-нравственного поведения людей и, прежде всего, молодёжи. Тем самым этика как философская дисциплина формулирует гуманные парадигмы и принципы и предлагает морально-нравственные идеалы для прикладной этики.

Гуманизм, как субстанция морали и нравственности, должен служить не только облагораживанию общественного общения между людьми, но и созданию всех необходимых условий для обеспечения безопасности людей и их счастливой жизни. Для этого сегодня есть всё необходимое. Но, пожалуй, самое главное, что появилось сегодня – это более свободный выбор личного образа жизни и деятельности. Но это обстоятельство требует более щепетильного отношения и к себе, и к людям. Современный человек имеет полное право радоваться жизни самому и не мешать жизни и деятельности других людей. И именно на это нацелена современная гуманная этическая школа и её новое направление – биоэтика. Она учит всех людей, особенно специалистов, жить и радоваться жизни и при этом ни в коем случае не поступаться совестью, как нравственного критерия человеческой гуманистической составляющей личности. Поэтому в центре внимания государств, всех общественных организаций, но прежде всего медиков, постоянно будут священные гуманистические параметры как совесть, долг, ответственность, честь и многое другое.




  1. Этика цивилизованного человечества

цивилизованность





Этикет (с фр. – «этикетка, надпись, ярлык»).

Под этикетом в широком смысле понимают совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда.



Этика – учение о морали. Мораль, в свою очередь, с лат. «нравственность».

Мораль или нравственность рассматривают как один из способов регулирования отношений людей в человеческом обществе, то есть поступки людей.




Этическое общение (формирование внутренней культуры) происходит с помощью исторически сформировавшихся неписаных норм и правил, относительно которых поведение людей оценивается как доброе и злое, честное и бесчестное, созидающее или разрушающее, в отличие от этикета, который включает в себя определенный свод правил.

В отличие от норм права нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему.

В отличие от правового регулирования, где за соблюдением закона надзирают государственные органы и выносят наказание за нарушение закона, контроль за выполнением моральных норм осуществляется (как вы думаете, кем?) исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) – почти полностью зависит (от чего?) от личного выбора каждого.

А вот правила и нормы этикета носят формальный характер, то есть не вынуждают человека выбирать между добром и злом, правдой и ложью, как это требуют моральные заповеди. Предписания этикета диктуют требования общечеловеческой культуры: вежливость, обходительность, учтивость, приветливость, – но при этом они регламентируют иерархию возрастных, статусных, половых различий людей. В правилах этикета заранее предусматриваются ситуации и даются готовые модели конкретных ситуаций, в отличие от этики.

Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должностному и социальному положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим. Он включает формы обращений, приветствий, правила ведения беседы, спора, поведения за столом, обхождения с гостями, требования, предъявляемые к одежде человека в зависимости от обстоятельств.

Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Следовать этикету и быть вежливым – значит содействовать счастью ближнего и ни в коем случае не задевать чужое достоинство.

Соблюдение правил этикета должно осуществляться сознательно и в то же время непроизвольно, то есть стать привычкой.

Этикетные нормы призваны облегчать контакты между людьми и предоставлять им наиболее удобные пути для их установления.

Вежливость.

Вежа – ведать, знать. Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации, обстановке: наблюдает за собой со стороны глазами другого человека. Надо не только следить за собой, но и давать себе честную, без всяких скидок оценку, то есть я себя изучаю, познаю – самопознание.

Вежливость – форма проявления уважения к людям.

Важным инструментом самовоспитания могут стать собственная наблюдательность человека и анализ окружающей действительности. Здоровое нравственное чутье поможет тебе ориентироваться в потоке человеческих отношений на те, которые строятся по законам красоты.


  1. Гуманистическая специфика медицинской науки и врачебной практики

Специфика медицинской науки и врачебной практики обусловливается тем, что работники здравоохранения при исполнении своих профессиональных обязанностей имеют дело с жизнью, здоровьем пациента, его страданием и болью. Именно с этим связано гуманистическое содержание норм и принципов медицинской этики. Вместе с тем они носят исторический характер. Так, в Древней Индии рекомендовалось браться за лечение только такого человека, болезнь которого излечима; от лечения неизлечимых болезней следовало отказаться, так же как и от пациента, не выздоровевшего в течение года. Однако общая тенденция развития норм этики исторически менялась в сторону гуманизации.

По своему содержанию медицинская этика включает ряд основополагающих принципов: гуманизм, справедливость, конфиденциальность, «не вреди», коллективизм (приоритетный в советском здравоохранении). Наряду с принципами в специальной литературе выделяют ряд добродетелей, необходимых для любого медицинского работника. Условно эти добродетели можно распределить на четыре группы: добродетели характера (мужество, самостоятельность, надежность, честность); добродетели компетентности (владение медицинскими знаниями и методами в той или иной области, способность разумно рассуждать); добродетели совести (самоотверженность, самокритика, чувство ответственности, честь); общие моральные качества (порядочность, уважение к пациенту, коллегам, личное достоинство, скромность, благожелательность). Все вышеперечисленные добродетели имеют место и в других формах человеческой деятельности (педагогика, управление, научная и др.), но в медицине их взаимосвязь и значимость многократно усиливается спецификой самой деятельности, высшей ценностью которой выступают жизнь и здоровье человека.




  1. Профессионализм и морально-нравственная ответственность медиков перед людьми.

Профессионально-нравственная культура в сфере здравоохранения проявляется в новом смысловом содержании сознания специалистов-медиков, их социальном, психическом и физическом действии. Новое содержание в сознании врача сопрягается с профессионально-медицинским знанием и его умением как основой современной медицинской реальности. В современной системе здравоохранения эта интеллектуально-нравственная интенция формируется новыми, биоэтическими принципами в деятельности не только врачей, других медицинских работников, но и широкой общественности в связи революционными преобразованиями в мире природы и общества. От принятия компетентного и нравственного медицинского решения по неоднозначным проблемам, которые постоянно возникают в лечебном деле, во многом зависит судьба отдельных людей и даже человечества в целом.

Главная и основная задача современного медицинского работника – это овладение принципами биоэтики, которая позволит развить и полнее раскрыть способности компетентно и ответственно выполнять все профессиональные обязанности, опирающиеся на морально-правовые нормы регулирования медицинского деяния. Это прежде всего оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению, охрана здоровья всех людей, но особенно материнства и детства. Это – пропаганда правильного образа жизни людей, гигиенические и санитарно-профилактические мероприятия для населения и т.д.

Осознание чувства долга – первая социально-культурная акция любой нравственной личности, и тем более медицинского работника. Выполнение профессионального долга медиком неразрывно связанно и с его мировоззренческими и духовно-культурными позициями, уровнем осознания общественной ответственности. Именно они-то и требуют от медицинского работника бескорыстно оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

Причем профессиональный долг требует от медика никогда не участвовать в мероприятиях, направленных против физического и психического здоровья людей. Медицинский работник ни под каким предлогом не должен ускорять наступление смерти даже у безнадежного больного. Он по своим нравственным убеждениям должен всеми возможными и невозможными действиями и способами уменьшать страдания больного и бороться за каждые день и час его жизни. Задача медиков – продлевать активную жизнь человека. Нравственный и профессиональный долг врачей и всех других медицинских работников требует вести еще и эффективную научно-пропагандистскую деятельность по выведению пациентов из состояния их душевного кризиса. Способствовать преодолению душевного кризиса у пациентов могут такие, например, действия медиков, как их пропаганда правильного образа жизни, воспитание целомудрия у молодежи, укрепление семьи, восстановление в коллективе традиционных нравственных идеалов, борьба на медико-профессиональном уровне с такими явлениями, как алкоголизм, табакокурение, наркомания и т.д. и т.п. Такие пропагандистские действия, утверждающие в сознании их пациентов, особенно молодых, гуманно-нравственные ориентиры, могут значительно ослабить воздействие наиболее значимых вредных факторов на физическое, умственное, психическое и нравственное здоровье.

Деятельность современного медицинского работника требует от него высокого уровня личной профессиональной ответственности, включающей в себя моральную, административную, правовую и другие виды ответственности. Ответственность является фундаментальным нравственным качеством личности, которое проявляется в умении отвечать перед самим собой (своей совестью), другими людьми и Богом (для верующих) за свои поступки, наличие и проявление в деятельности тех или иных умений, знаний, личностных качеств. Степень соответствия действий человека существующим в обществе моральным нормам определяет степень ответственности личности. Моральная ответственность — это форма деятельности совести человека, которая включает в себя анализ собственного поведения (поступков, чувств, отношений и т. д.) и соотнесения его с этически должным. Применительно к профессиональной медицинской деятельности моральная ответственность представляет собой соотнесение реального поведения с эталоном, задаваемым требованиями профессиональной этики и деонтологии.

Медицинский работник несет моральную ответственность перед пациентами и их родственниками, коллегами, медицинским сообществом, обществом в целом, перед самим собой. Это ответственность за свои профессиональные действия и отношения с ними. Особое значение приобретает ответственность за информацию, которую медицинский работник предоставляет другим людям в ходе своей профессиональной деятельности.



Ответственность как этико-деонтологическое понятие выражает соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Нравственный долг представляет собой индивидуально осознаваемую необходимость выполнения определенных требований, в т. ч. и добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей. Несоответствие между реальным и должным поведением оценивается как невыполнение профессионального долга. В зависимости от степени несоответствия и уровня развития морального самосознания медработника следуют угрызения совести, действия, направленные на устранение этого несоответствия, бездействие и т. п. В случаях значительных нарушений профессионального долга может последовать наказание в виде моральных, административных или правовых санкций. Результатом нарушения профессионального долга всегда является вред, виды которого многообразны и за который человек всегда несет ответственность (моральную, административную, уголовную, финансово-экономическую, социально-политическую и т. д.). Принцип «не навреди» стал для медиков основополагающим этическим требованием в их профессиональной деятельности. Но парадоксальность медицинской деятельности заключается в том, что достижение блага больного идет через причинение ему определенной (в каждом случае своей) степени вреда. «Есть больные, которым нельзя помочь, но нет больных, которым нельзя навредить». «Primum non nocere!» — это моральный принцип, который позволяет в реальной практической деятельности медицинских работников выбирать варианты действий, в которых присутствовала бы наибольшая степень блага и наименьшая степень вреда для пациента. Таким образом, моральная ответственность медработника в самом широком смысле сводится к деятельности, в результате которой пациент получает наибольшее количество блага и наименьшее количество вреда, причем блага в самом широком смысле слова — как восстановления и сохранения здоровья во всей полноте составляющих его компонентов (физического, социального, психологического).
Литература:

Основная:

  1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

  2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

  3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

  1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

  2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

  3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

  4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

  5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал