Семинар для образовательной программы История направления подготовки 46. 03. 01 История



Скачать 279.55 Kb.
Дата27.04.2016
Размер279.55 Kb.
ТипСеминар
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин
Рабочая программа дисциплины Научно-исследовательский семинар

для образовательной программы История

направления подготовки 46.03.01 История

уровень бакалавр


Разработчик программы

Рязанова С.В., д.филос.н., профессор, e-mail: [svet-ryazanova@yandex.ru]
Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин

«31» августа 2015 г.

Зав. кафедрой А.С. Кимерлинг______________

Рекомендована Академическим советом образовательных программ бакалавриата «История» и «Политология»

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________
Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы «История»

А.В. Чащухин _________________

Пермь, 2015



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки




Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.


Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 46.03.01 История, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии с:

образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ, протокол от 26.12.2014 № 10;

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 46.03.01 История, утвержденным в 2015 г.


  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины ««Научно-исследовательский семинар»» являются в сфере обучения формирование фундаментальных представлений в области гуманитарных дисциплин, а в сфере воспитания личности – формирование способности к социальному взаимопониманию, взаимодействию и сотрудничеству
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать сущность и специфику систем верований, распространенных в Прикамье, а также логику их становления и эволюции

Уметь характеризовать и классифицировать верования Прикамья.

Иметь навыки (приобрести опыт) анализа социальной роли верований современного Прикамья.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ОС НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен осознавать и учитывать социокультурные

различия в профессиональной деятельности


ПК - 18


Студент демонстрирует знания о своеобразии существующих культур

Метод проблемного обучения (вариант – исследование); метод активного диалога

Способен понимать и анализировать

мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе



ПК - 22

Студент демонстрирует знания о своеобразии существующих культур

Метод проблемного обучения (вариант – исследование)

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для cохранения и развития

современной цивилизации



ПК - 25

Студент демонстрирует навыки анализа изучаемых феноменов, умение их сопоставлять и критически оценивать

Метод проблемного обучения



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовым дисциплинам.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Введение в историю человечества


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать основные аспекты истории человечества;



  • уметь использовать научную литературу для получения адекватной характеристики первоисточника;

  • уметь давать целостное описание текста как первоисточника;

  • уметь вести самостоятельные научные исследования по частным аспектам истории культуры.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



Основы социально-культурного проектирования
  1. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Культурная основа религиозной картины Прикамья.

8

-

2

-

6

2

Традиционные религии в Прикамье.

28

-

8

-

20

3

Нетрадиционные религии Прикамья.

28

-

8

-

20

4

Неоориенталистские культы и их специфика.

28

-

8

-

20

5

Неохристианские объединения.

30

-

10

-

20

6

«Неоязыческие», сатанинские и неонаучные религии как варианты модернизации учений.

30

-

10

-

20




Итого

152

-

46

-

106



  1. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры **

1

2

3

4

Контрольная работа







9




Аналитическая записка об одной из нетрадиционных конфессий Прикамья, составленная на основе включенных наблюдений

Итоговый

Экзамен








*




Письменный экзамен 60 минут


    1. Критерии оценки знаний, навыков



В ходе итогового контроля студент обязан показать знакомство с материалом курса, умение анализировать полученную информацию о принципах и логике формирования локальной конфессиональной ситуации, с учетом факторов экономического и политического характера, сложившихся историко-культурных традиций и личностного фактора в истории.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


    1. Порядок формирования оценок по дисциплине



Результирующая оценка по дисциплине «Научно-исследовательский семинар» (О результирующая) формируется из оценок за следующие виды контроля:

  • Оценка за текущий контроль (О текущая) – взвешенная сумма оценок за контрольные мероприятия;

  • Оценка за аудиторную работу (О аудиторная) – оценка за работу на семинарах;

  • Накопительная оценка (О накопительная) – взвешенная сумма оценки за текущий контроль и оценки за аудиторную работу;

  • Оценка за итоговый контроль (О итог.контроль) – оценка за экзамен/зачет.

Формулы расчета оценок:

О текущая = n1О1 + n2О2 + n3О3 + ∙∙∙

где Оi – оценки за контрольные мероприятия (контрольная работа)



ni – вес контрольных мероприятий, при этом n1 = 40
О накопительная = k1Отекущая + k2Оаудиторная

где ki – вес текущей и аудиторной оценки, при этом k1=2/3, k2=1/3


О результирующая = q1Онакопительная + q2Оитог.контроль

где qi – вес накопительной оценки и оценки за итоговый контроль, при этом q1=0,6, q2=0,4




  1. Содержание дисциплины


Тема 1. Культурная основа религиозной картины Прикамья.

Российская культура как специфический тип культуры. Миф как архетипический и доминирующий фактор российской культуры. Специфика мифологического пласта в культуре: каноническая неоформленность, пластичность. Механизм мифологического освоения мира. Отсутствие идеи человека в русском мифе. Православие как синтез мифологического и религиозного мировоззрения. Характерные черты православия: тотальность, невысокий прозелитизм, недиалогичность, эскапизм. Тоталитарная система как социообразующий фактор: отсутствие идеи человека, акцент на массовые формы культуры, тотальность, недиалогичность. Посттоталитарное пространство: проблема выбора социальных ориентаций. Этнофилия и невысокая прозелитическая активность православия как фактор обращения к иным верованиям. Прикамские культурные компоненты как проявление специфики региона. Мифология финно-угорских народов. Мифология, связанная с историческими событиями, и горнозаводские мифы. Современная мифология: универсальные и локальные варианты. Связь с более ранними культурными слоями и современными культурами.



Количество часов аудиторной работы

Лекций - 0, семинаров - 2, СРС - 6



Литература по разделу:

Бызов Я. Филатов С. Религия и политика в общественном сознании советского народа. // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып.2. М., 1993. С.20-42

Горелов А.А. Расщепленный человек в расщепленном мире. М., 1991

Гуревич П.С. Возрождён ли мистицизм? М.,1984

Дилигенский Т.Т. "Конец истории" или смена цивилизаций. // Цивилизации. Вып.2. М., 1993. С.44-61

Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. С.5-216

Померанц Г.С. Россия на перекрестке культур. // Померанц Г.С. Выход из транса. М., 1995. С.228-238

Поспелов Б.В. Идеологические течения современной Японии. (Критический анализ). М., 1988

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987

Сорокин П.А.Кризис нашего времени. // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.427-504

Сорокин П.А. Основные черты русской нации в XX столетии. // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С.463-489

Фромм Э. Революция надежды. // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С.218-357

Фромм Э. Современное положение человека. // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С.192-197

Щепанская Т. Превращение символа. // Наука и религия, 1990, №10. С.32-33
Тема 2. Традиционные религии в Прикамье.

Претензии православия на монополию в религиозной сфере и духовный контроль. Проблема подготовленных кадров священнослужителей. Участие в культурной жизни региона. Пермский клуб "Диалог" как попытка совмещения светской и религиозной культуры. Ислам как популярная в регионе религия. Разобщённость верующих как отражение проблемы унификации мусульман в рамках Российской Федерации. Буддизм как малораспространённая конфессия в Прикамье. Отделение Всероссийского центра Дальневосточного буддизма Махаяны с региональным центром в Ульяновске. Техника боевых искусств и медитация. Закрытость группы верующих как исследовательская проблема.



Количество часов аудиторной работы

Лекций - 0, семинаров - 8, СРС - 20


Литература по разделу:

Бызов Я. Филатов С. Религия и политика в общественном сознании советского народа. // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып.2. М., 1993. С.20-42 М., 1991

Зубов А. Русская православная церковь в посттоталитарном пространстве. // Континент, 1995, №85. С.243-260

Кырлежев А. Поствизантийская церковь в современном мире. Богословские заметки. // Континент, 1996, №87. С.271-286

Померанц Г.С. Россия на перекрестке культур // Померанц Г.С. Выход из транса. М., 1995. С.228-238

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987

Агафонов П. Н. Епископы Пермской епархии. 1918—1928 гг. Перм. Петропавлов. собор. Пермь, 1997. 39 с.

Астахова Л. С. Бабушки в православных приходах // Социология. 2006. № 1. С. 59 – 62.

Данные переписи населения 2010 г. по Пермскому краю. // URL: http://perm.bezformata.ru/listnews/perepisi-naseleniya-2010g-po-permskomu/2685141/ (Дата обращения – 07. 03. 2014)

Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации // URL: http://www.perepis2002.ru/ct/doc/TOM_04_03.xls (Дата обращения 03.09.2007)

Население по полу и возрастным группам по субъектам Российской Федерации. URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=31 (Дата обращения: 21.11.2010)

Православие в судьбе Урала и России: история и современность: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г.). ИИА УрО РАН, Изд-во Екатеринбургской епархии, 2010.

Прикамский народный Собор памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Пермь, 2009.

Прикамский народный Собор памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Пермь, 2013.

Рязанова С. В., Михалева А. В. Феномен женской религиозности в постсоветском обществе: региональный аспект. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2011.

Сколько и какие верующие есть в России. URL: http://newchristianity.ucoz.ru/news/2009-07-27-34 (Дата обращения: 21.11.2010)

Тарусин М. Исследование «Религия и общество». URL: http://www.religare.ru/2_35081.html (Дата обращения: 21.11.2010)

Терентьев Д. Кто такие «настоящие» и «ненастоящие» верующие. URL: http://www.religare.ru/2_22953.html (Дата обращения: 21.11.2010)

Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности. URL: http://www.manwb.ru/articles/world_today/tolerance/StatReligio_FilLunk (Дата обращения: 21.11.2010)

Тема 3. Нетрадиционные религии Прикамья.

Проблема классификации: неохристианские, неоориенталистские, неоязыческие, сатанистские и паранаучные культы. Разнородность религиозных организаций - группы, церкви, институты, академии и университеты. Светский и псевдорелигиозный характер ряда объединений и проблема идентификации отдельных течений и групп как религиозных организаций. Теософия и антропософия как самостоятельные учения и составные части религиозных доктрин новых культов. Специфика новых культов в Прикамье: более позднее, чем на Западе, появление. Учения, принесённые с Запада и самостоятельно возникшие в России и Прикамье. Проявление специфических культурных черт региона в новых религиях российского происхождения. Обращённость в традицию. Христианская и инокультурная ретроспективы. Открытая и имплицитная недиалогичность. Проблема отношений с другими конфессиями, исследователями и ищущими. Доминирование объединений тоталитарного типа и их популярность. Внешняя нерелигиозность и закрытость как следствие влияния тоталитарной системы в государстве. Ярко выраженный прозелитический настрой. Внешняя толерантность и фактическая нетерпимость как следствие культурных традиций. Несформированность и синкретизм учения. Динамика новых культов как сочетание результатов культурной перестройки в стране, специфики самих учений и их стремления к региональной адаптации. Социологические характеристики.



Количество часов аудиторной работы

Лекций - 0, семинаров - 8, СРС - 20


Литература по разделу:

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1980

Григулевич И.Р. Пророки "новой истины": очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М., 1983

Гуревич П.С. Возрождён ли мистицизм? М.,1984

Гуревич П.С. Современные внеконфессиональные религиозные организации на Западе. М., 1983

Забияко А. Спасут ли нас чужие боги. // Перспективы, 1992, №2. С.112-118

Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977

Задорожнюк И. Сделано в Америке - продается в Европе. // Наука и религия, 1978, №12. С.65-66

Митрохин Л.Н. "Религиозные культы" в США. М., 1984

Митрохин Л.Н. Религии "нового века". М., 1985

Поспелов Б.В. Идеологические течения современной Японии. (Критический анализ). М., 1988

Сенин Ю. США: Кризис веры. // Наука и религия, 1969, №9. С.88-89

Щепанская Т. Превращение символа. // Наука и религия, 1990, №10. С.32-33


Тема 4. Неоориенталистские культы и их специфика.

Многопластовость доктрины: нетрадиционные трактовки восточных терминов и понятий, внесение христианских элементов. Проблема "христианоподобия" неоориенталистских культов. Светский пласт в религиозных доктринах. Причины и результат обращения к традициям Востока. Многообразие неоориенталистских культов западного и отечественного происхождения.



Количество часов аудиторной работы

Лекций - 0, семинаров - 8, СРС - 20



Литература по разделу:

Абдул-Баха. Избранное из Писаний. СПб., 1995

Абдул-Баха. Мысль мира. М., 1992

Абдул-Баха. Парижские беседы.М., 1993

Айванхов О. М. Гармония и здоровье. М.,1993

Айванхов О. М. Дерево познания и добра. М.,1994

Айванхов О. М. Золотые правила ежедневной жизни. М.,1992

Айванхов О. М. Йога питания. М.,1992

Айванхов О. М. К солнечной цивилизации. М.,1994

Айванхов О. М. Кто такой духовный учитель? М.,1994

Баб. Избранное. СПб., 1994

Бахаулла. Семь долин. Гамбург, 1991

Бахаулла. Сокровенные слова. СПб., 1993

Бхагаван Шри Раджниш. Библия Раджниша. Т.1. Кн.2. М., 1994

Бхагаван Шри Раджниш. Приходи, следуй за Мною. Беседы по притчам Иисуса. Т.3. М., 1994

Ватсьяяна Малланага. Кама-сутра. М., 1993

Из писаний Бахауллы. М., 1992

Интересная тема. // Земля обетованная, 1996, №1. С.3

Кирпал Сингх. Венец жизни. Кирпал Лайт Сатсанг, США, 1990

Кирпал Сингх. Духовность - что это такое. Кирпал Лайт Сатсанг, США, 1990

Кирпал Сингх. Колесо жизни. (Закон действий и их последствий). М., 1995

Кирпал Сингх. Секрет смерти. М., 1996

Крупицы из Писаний Бахауллы. СПб, 1994

Мэрфет Г. Саи Баба - чудотворец. СПб., 1995

Новая земля, новое небо (духовная йога). // Беловодье, 1991, №5. С.30-35

Новогоднее пожелание. // Земля обетованная, 1996, №3. С.2

Ошо. Алмазная сутра. Белый Лотос. М., 1993

Ошо. Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга тайн. Т.4. М., 1994

Ошо. Дао. Три сокровища. М. 1993

Ошо. Медитация - искусство экстаза. М., 1994

Ошо Раджниш. Ма-Цзы - пустое зеркало. М., 1994 Последний завет. СПб., 1996

Пять интервью с Сант Тахар Сингхом. М., 1996

Ротх В. Трансцендентальная медитация Махариши Махеш Йоги. М., 1987

Рэлли Я. Послание Саи к тебе и ко мне. Т.3.СПб., 1993

Сандвайс С. Сатья Саи. Святой и психиатр. М., 1995

Скрябина-Редиин К. Высшая тайна. М., 1997

Скрябина-Редиин К. Я никогда не говорю - прощай! М., 1996

Совершенные вопросы. Совершенные ответы. Л., 1991

Сурья-йога - йога Солнца // Беловодье, 1991, №3. С.10-15

Тахар Сингх. Жизнь против страха. Кадольсбург, 1996

Устав Школы Гуру Ар Сантэма. // Философия движения, 1995, №5. С.8-10

"Храни-йога" (йога питания) // Беловодье, 1991, №5. С.18-22

Хэтчер У.С. Мартин Д.Д. Новая мировая религия. Вера Бахаи. СПб., 1995

Шри Чинмой. Гирлянда душ-наций. М., 1997

Шри Чинмой. Двадцать пять тысяч лепестков устремления. М., 1995

Шри Чинмой. Детские вопросы о Боге. М., 1996

Шри Чинмой. Медитация: Совершенствование в Боге. М., 1992

Шри Чинмой. "Я гражданин мира"- // Человек, 1995, №6. С.89-95

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавадгита как она есть. М.-Л. Калькутта - Бомбей - Нью-Дели, 1990

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Легкое путешествие к другим планетам. М., 1990

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Наука самосознания. М.-Л., 1991

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Нектар преданности. СПб. 1991

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Чайтаньи. Вильнюс. 1989

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шри йошопанишад. Тверь. 1990

Гуревич П.С. Возрождён ли мистицизм? М.,1984

Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985

Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977

Задорожнюк И. Сделано в Америке - продается в Европе // Наука и религия, 1978, №12. С.65-66

Из писаний Бахауллы. М., 1992

Касаткин Д. Бехаизм в поисках пути к истине // Азия и Африка сегодня, 1995, №11. С.66-71

Кацура А. Мистические культы и экологический пессимизм // Иностранная литература, 1985, №6. С.195-202

Клюев Б. И. Йога: философия и практика // Вопросы научного атеизма. Вып.38. М., 1989, С.167-190

Клюев Б. И. Неорелигиозные движения в современной Индии // Народы Азии и Африки, 1984, №6. С.25-34

Матвеев В. Преданные Кришны - кто они? // Наука и религия, 1990, №10. С.25-28

Меликов В. В. Неоиндуизм: протяженная двойственность (религиозно-философские и социально-политические интерпретации Вивекананды и Ганди) // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М., 1985. С.222-237

Митрохин Л. Н. Кашмирские легенды об Иисусе Христе. М., 1990

Митрохин Л. Н. «Религиозные культы» в США. М., 1984

Невилл Р. «Бостонское конфуцианство» - корни восточной культуры на западной почве // Проблемы Дальнего Востока, 1995, №1. С.138-149

Поспелов Б. В. Идеологические течения современной Японии. (Критический анализ). М., 1988

Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981

Сафронова Е.С. Основные направления распространения дзэн-буддизма в странах Запад. // Вопросы научного атеизма. Вып.38. М., 1989. С.147-166

Смирнов Б. Л. Примечания к переводу "Бхагавадгиты" // Легенды о Кришне. (Жизнь и Учение). М., 1995. С.521-619

Старостин Б. Р. Традиционные и современные механизмы социализации индивида в освободившихся странах // Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1984. С.92-110

Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989

Ткачева А. А. Кришна Харе // Азия и Африка сегодня, 1993, №8. С.56-57

Ткачева А.А. Неоиндуистский мистицизм. // Вопросы научного атеизма. Вып.38. М., 1989. С.128-146

Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. М., 1991

Щепанская Т. Превращение символа // Наука и религия, 1990, №10. С.32-33

Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984

Юнг К.Г. Йога и Запад. // Юнг К.П. О психологии восточных религий и философий. М., 1994. С.33-46

Юнг К.Г. К психологии восточной медитации. // Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994. С.8-32

Юнг К.Г. Об индийском святом. М., 1994. С.46-63

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1996

Юнг К.Г. Психологический комментарий к «Тибетской книге Великого освобождения» // Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994. С.91-148


Тема 5. Неохристианские объединения.

Варианты доктрин. Проблема модернизации христианского учения: светские, научные и восточные компоненты. Акцент на культовую сторону религии. Сходство и различие неохристианских культов. Церковь "Семья детей Божьих" - религия автохтонного происхождения. Неохристианский прозелитизм, причины появления и основные формы. Массовость форм поклонения как доминирующий фактор в прозелитизме. Психологическая атмосфера неохристианских культов.



Количество часов аудиторной работы

Лекций - 0, семинаров - 8, СРС - 20


Литература по разделу:

Виссарион: "Катастрофы сметут большую часть человечества". // Зов иных миров, 1996, №1 (12). С.4

Другое измерение. // Уральские истоки, 1997, №5. С.1

Интересная тема. // Земля обетованная, 1996, №1. С.3

Малая крупица Слова Виссариона, Являющего Последний Завет от Пославшего Его Отца Небесного. СПб., 1995

Мун С.М.Принцип объединения в основных чертах. М., 1993

Новая земля, новое небо (духовная йога) // Беловодье, 1991, №5. С.30-35

Новогоднее пожелание. // Земля обетованная, 1996, №3. С.2

Стански-Козвоски М. Хейнс У. Фелленц-Усами Д. Мой мир и я. СПб., 1993

Хан-Джа Хан Мун. Истинные родители и эра Завершенного Завета. М., 1993

Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1980

Митрохин Л.Н. «Религиозные культы» в США. М., 1984

Митрохин Л.Н. Религии «нового века». М., 1985

Никифорова Б. Искания молодежи и "Движение Иисуса". // Наука и религия, 1976, №5. С.78-80

Сенин Ю. США: Кризис веры. // Наука и религия, 1969, №9. С.88-89


Тема 6. «Неоязыческие», сатанинские и неонаучные религии как варианты модернизации учений.

Синкретизм и полусветский характер доктрин. Мифологическая основа верований. Культовая практика и её отсутствие.



Количество часов аудиторной работы

Лекций - 0, семинаров - 8, СРС - 20



Литература по разделу:

Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984

Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1980

Гуревич П. С. Современные внеконфессиональные религиозные организации на Западе. М., 1983

Марченко Е.Д. Законы радуги. Омск. 1994. В 2 тт.

Митрохин Л. Н. «Религиозные культы» в США. М., 1984

Митрохин Л. Н. Религии «нового века». М., 1985

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987

Сенин Ю. США: Кризис веры. // Наука и религия, 1969, №9. С.88-89

Трехлебов А.В. Атмадхарма. СПб., 1995

Фромм Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С.218-357

Фромм Э. Современное положение человека // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С.192-197




№ п/п

Номер темы дисциплины

Наименование темы семинара

1

7

Культурная основа религиозной картины Прикамья.

2

7

Традиционные религии в Прикамье.

3

7

Нетрадиционные религии Прикамья.

4

7

Неоориенталистские культы и их специфика.

5

7

Неохристианские объединения.

6

7

«Неоязыческие», сатанинские и неонаучные религии как варианты модернизации учений.



  1. Образовательные технологии


На занятиях используются следующие формы работы: интерактивные лекции;  эвристические беседы; обсуждение прочитанных научных текстов по заранее поставленным вопросам;  управляемые дискуссии на заданную тему, предполагающие предварительный анализ различных источников; работа по методу малых групп;  анализ визуальных источников, символов; анализ ситуаций на основе кейс-метода; тренинг по работе с источниками.  Объем занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 48% от аудиторных занятий.

    1. Методические рекомендации преподавателю


Особое внимание стоит обратить на вводные лекции курса, в границах которых определяются основные параметры изучения предмета.

Следует избегать пейоративных и превосходных оценок при изложении материала по истории государственно-конфессиональных отношений, что особенно важно для учебного процесса, протекающего с участием носителей разных типов религиозного опыта и приверженцев различных систем верований. Рекомендуется наибольшее внимание уделять реализации в современном социуме заложенных в истории тенденций развития верований



    1. Методические указания студентам

Задания для самостоятельной работы составлены по разделам и темам, по которым требуется дополнительная проработка и анализ рассмотренного преподавателем материала в объеме запланированных часов.

В рамках изучения данного курса предполагаются следующие виды самостоятельной работы:

- изучение учебной и научной литературы по курсу с целью углубления знаний по данному предмету;

- конспектирование источников, учебной и научной литературы;

- поиск и обзор электронных источников информации;

- подготовка к семинарским занятиям;

Методические рекомендации по отдельным темам




Темы для самостоятельного

изучения

Методические рекомендации

Культурная основа религиозной картины Прикамья.

Обратить внимание на существующую разницу в трактовках понятия государства и церкви

Традиционные религии в Прикамье.

Сделать акцент на особенностях религиозного сознания по сравнению с мифологическим в формировании отношений с государством

Нетрадиционные религии Прикамья.

Сделать акцент на специфике византийской цивилизации

Неоориенталистские культы и их специфика.

Обратить внимание на причины и факторы раскола церквей

Неохристианские объединения.

Обратить внимание на логику выстраивания государственно-конфессиональных отношений в эпоху средневековья

«Неоязыческие», сатанинские и неонаучные религии как варианты модернизации учений.

Учитывать наличие двух основных конфессий при анализе отношений церквей и государства



  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Подготовка реферата на основе мониторинга СМИ и местных религиозных учреждений с анализом характерных черт религиозно общины. Составление включает в себя посещение общин местных религиозных организаций – утренние и вечерние службы в будние и выходные дни, половозрастной анализ аудитории и контент-анализ проповеди. В качестве результата сдается аналитическая записка, описывающая локальные особенности современных нетрадиционных религий.
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1.Миф как фактор российской культуры. Специфика мифологического пласта в культуре

2. Православие как синтез мифологического и религиозного мировоззрения.

3. Тоталитарная система как социообразующий фактор.

4. Посттоталитарное пространство: проблема выбора социальных ориентаций.

5. Прикамские культурные компоненты как проявление специфики региона.

6. Православие в Прикамье.

7. Ислам в Прикамье.

8. Буддизм как малораспространённая конфессия в Прикамье.

9. Новые культы и их специфика.

10. Специфика новых культов в Прикамье

11. Динамика новых культов в Прикамье.

12. Неоориенталистские культы и их специфика.

13. Неохристианские объединения и их варианты.

14. "Неоязыческие", сатанинские и неонаучные религии.

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Основная литература


Лебедев, В. Ю. Религиоведение. М. Юрайт, 2011. - 492 с.
Павловский, В. П. Религиоведение. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 319 с.
Гуревич, П. С. Религиоведение. М. Юрайт, 2014. - 573 с.

Яблоков, И. Н. Религиоведение. М. Юрайт, 2014. - 479 с.


    1. Дополнительная литература





  1. Абдул-Баха. Избранное из Писаний. СПб., 1995

  2. Абдул-Баха. Мысль мира. М., 1992

  3. Абдул-Баха. Парижские беседы.М., 1993

  4. Айванхов О. М. Гармония и здоровье. М.,1993

  5. Айванхов О. М. Дерево познания и добра. М.,1994

  6. Айванхов О. М. Золотые правила ежедневной жизни. М.,1992

  7. Айванхов О. М. Йога питания. М.,1992

  8. Айванхов О. М. К солнечной цивилизации. М.,1994

  9. Айванхов О. М. Кто такой духовный учитель? М.,1994

  10. Афоризмы от Ар Махавира // Уральские истоки, 1997, №5. С.8

  11. Баб. Избранное. СПб., 1994

  12. Бахаулла. Семь долин. Гамбург, 1991

  13. Бахаулла. Сокровенные слова. СПб., 1993

  14. Бхагаван Шри Раджниш. Библия Раджниша. Т.1. Кн.2. М., 1994

  15. Бхагаван Шри Раджниш. Приходи, следуй за Мною. Беседы по притчам Иисуса. Т.3. М., 1994

  16. Ватсьяяна Малланага. Кама-сутра. М., 1993

  17. Виссарион: "Катастрофы сметут большую часть человечества" // Зов иных миров, 1996, №1 (12). С.4

  18. Другое измерение // Уральские истоки, 1997, №5. С.1

  19. Из писаний Бахауллы. М., 1992

  20. Интересная тема // Земля обетованная, 1996, №1. С.3

  21. Кирпал Сингх. Венец жизни. Кирпал Лайт Сатсанг, США, 1990

  22. Кирпал Сингх. Духовность - что это такое. Кирпал Лайт Сатсанг, США, 1990

  23. Кирпал Сингх. Колесо жизни. (Закон действий и их последствий). М., 1995

  24. Кирпал Сингх. Секрет смерти. М., 1996

  25. Крупицы из Писаний Бахауллы. СПб, 1994

  26. Малая крупица Слова Виссариона, Являющего Последний Завет от Пославшего Его Отца Небесного. СПб., 1995

  27. Марченко Е.Д. Законы радуги. Омск. 1994. В 2 тт.

  28. Махариши Махеш Йоги. О Бхагавадгите. лавы 1-6. СПб., 1996

  29. Мун С. М.Принцип объединения в основных чертах. М., 1993

  30. Мэрфет Г. Саи Баба - аватар. СПб., 1995

  31. Мэрфет Г. Саи Баба - чудотворец. СПб., 1995

  32. Новая земля, новое небо (духовная йога) // Беловодье, 1991, №5. С.30-35

  33. Новогоднее пожелание // Земля обетованная, 1996, №3. С.2

  34. Ошо. Алмазная сутра. Белый Лотос. М., 1993

  35. Ошо. Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга тайн. Т.4. М., 1994

  36. Ошо. Дао. Три сокровища. М. 1993

  37. Ошо. Медитация - искусство экстаза. М., 1994

  38. Ошо Раджниш. Ма-Цзы - пустое зеркало. М., 1994 Последний завет. СПб., 1996

  39. Пять интервью с Сант Тахар Сингхом. М., 1996

  40. Ротх В. Трансцендентальная медитация Махариши Махеш Йоги. М., 1987

  41. Рэлли Я. Послание Саи к тебе и ко мне. Т.3.СПб., 1993

  42. Сандвайс С. Сатья Саи. Святой и психиатр. М., 1995

  43. Скрябина-Редиин К. Высшая тайна. М., 1997

  44. Скрябина-Редиин К. Я никогда не говорю – прощай! М., 1996

  45. Совершенные вопросы. Совершенные ответы. Л., 1991

  46. Сокровища Валькирии // Уральские истоки, 1997, №5 С.7

  47. Стански-Козвоски М. Хейнс У. Фелленц-Усами Д. Мой мир и я. СПб., 1993

  48. Сурья-йога - йога Солнца // Беловодье, 1991, №3. С.10-15

  49. Тахар Сингх. Жизнь против страха. Кадольсбург, 1996

  50. Трехлебов А. В. Атмадхарма. СПб., 1995

  51. Трехлебов А. В. Клич феникса. СПб., 1997

  52. Устав Школы Гуру Ар Сантэма// Философия движения, 1995, №5. С.8-10

  53. Хан-Джа Хан Мун. Истинные родители и эра Завершенного Завета. М., 1993

  54. "Храни-йога" (йога питания). // Беловодье, 1991, №5. С.18-22

  55. Хэтчер У.С. Мартин Д.Д. Новая мировая религия. Вера Бахаи. СПб., 1995

  56. Шри Чинмой. Гирлянда душ-наций. М., 1997

  57. Шри Чинмой. Двадцать пять тысяч лепестков устремления. М., 1995

  58. Шри Чинмой. Детские вопросы о Боге. М., 1996

  59. Шри Чинмой. Медитация: Совершенствование в Боге. М., 1992

  60. Шри Чинмой. "Я гражданин мира" // Человек, 1995, №6. С.89-95

  61. Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавадгита как она есть. М.-Л. Калькутта - Бомбей - Нью-Дели, 1990

  62. Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Легкое путешествие к другим планетам. М., 1990

  63. Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Наука самосознания. М.-Л., 1991

  64. Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Нектар преданности. СПб. 1991

  65. Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Чайтаньи. Вильнюс. 1989

  66. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шри йошопанишад. Тверь. 1990

2. Рекомендуемая литература

  1. Арутюнов С. Светлов Т. Новые боги Японии // Наука и религия, 1968, №11. С.51-55

  2. Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984

  3. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1980

  4. Бердяев Н. А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. Т. 1. М., 1994. С.406-463

  5. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIХ века и начала ХХ в. // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С.43-271

  6. Бызов Я. Филатов С. Религия и политика в общественном сознании советского народа // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып.2. М., 1993. С.20-42

  7. Горелов А. А. Расщепленный человек в расщепленном мире. М., 1991

  8. Григулевич И. Р. Пророки «новой истины»: очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М., 1983

  9. Гуревич П. С. Возрождён ли мистицизм? М.,1984

  10. Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985

  11. Гуревич П. С. Современные внеконфессиональные религиозные организации на Западе. М., 1983

  12. Дилигенский Т. Т. "Конец истории" или смена цивилизаций // Цивилизации. Вып.2. М., 1993. С.44-61

  13. Забияко А. Спасут ли нас чужие боги // Перспективы, 1992, №2. С.112-118

  14. Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977

  15. Задорожнюк И. Сделано в Америке - продается в Европе // Наука и религия, 1978, №12. С.65-66

  16. Зубов А. Русская православная церковь в посттоталитарном пространстве // Континент, 1995, №85. С.243-260

  17. Из писаний Бахауллы. М., 1992

  18. Касаткин Д. Бехаизм в поисках пути к истине // Азия и Африка сегодня, 1995, №11. С.66-71

  19. Кацура А. Мистические культы и экологический пессимизм // Иностранная литература, 1985, №6. С.195-202

  20. Клюев Б. И. Йога: философия и практика // Вопросы научного атеизма. Вып.38. "Мистицизм: проблемы анализа и критики". М., 1989, С.167-190

  21. Клюев Б. И. Неорелигиозные движения в современной Индии // Народы Азии и Африки, 1984, №6. С.25-34

  22. Кырлежев А. Поствизантийская церковь в современном мире. Богословские заметки // Континент, 1996, №87. С.271-286

  23. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. С.5-216

  24. Матвеев В. Преданные Кришны - кто они? // Наука и религия, 1990, №10. С.25-28

  25. Меликов В. В. Неоиндуизм: протяженная двойственность (религиозно-философские и социально-политические интерпретации Вивекананды и Ганди) // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М., 1985. С.222-237

  26. Митрохин Л. Н. Кашмирские легенды об Иисусе Христе. М., 1990

  27. Митрохин Л. Н. "Религиозные культы" в США. М., 1984

  28. Митрохин Л.Н. Религии "нового века". М., 1985

  29. Невилл Р. "Бостонское конфуцианство" - корни восточной культуры на западной почве // Проблемы Дальнего Востока, 1995, №1. С.138-149

  30. Никифорова Б. Искания молодежи и "Движение Иисуса" // Наука и религия, 1976, №5. С.78-80

  31. Померанц Г. С. Россия на перекрестке культур // Померанц Г.С. Выход из транса. М., 1995. С.228-238

  32. Поспелов Б. В. Идеологические течения современной Японии. (Критический анализ). М., 1988

  33. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.,1987

  34. Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981

  35. Сагадеев А. В., Ефимова Л. М., Колесова Л. А. Ислам и межцивилизационное взаимодействие // Восток, 1993, №4. С.152-169

  36. Сафронова Е. С. Основные направления распространения дзэн-буддизма в странах Запада // Вопросы научного атеизма. Вып.38. "Мистицизм: проблемы анализа и практики". М., 1989. С.147-166

  37. Сенин Ю. США: Кризис веры // Наука и религия, 1969, №9. С.88-89

  38. Смирнов Б. Л. Примечания к переводу "Бхагавадгиты" // Легенды о Кришне. (Жизнь и Учение). М., 1995. С.521-619

  39. Соловьев В. С. Враг с Востока // Соловьев В.С. Сочинения. Т.2. М., 1990. С.480-492

  40. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце Всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с примечаниями // Соловьев В.С. Сочинения. Т.2. М., 1990. С.635-762

  41. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В.С. Сочинения. Т.2. М., 1990. С.289-323

  42. Сорокин П. А.Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.427-504

  43. Сорокин П. А. Основные черты русской нации в XX столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С.463-489

  44. Старостин Б. Р. Традиционные и современные механизмы социализации индивида в освободившихся странах // Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1984. С.92-110

  45. Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989

  46. Ткачева А. А. Кришна Харе // Азия и Африка сегодня, 1993, №8. С.56-57

  47. Ткачева А. А. Неоиндуистский мистицизм // Вопросы научного атеизма. Вып.38. "Мистицизм: проблемы анализа и критики". М., 1989. С.128-146

  48. Ткачева А. А. "Новые религии" Востока. М., 1991

  49. Фромм Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С.218-357

  50. Фромм Э. Современное положение человека // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С.192-197

  51. Щепанская Т. Превращение символа // Наука и религия, 1990, №10. С.32-33

  52. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984

  53. Юнг К. Г. Йога и Запад // Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994. С.33-46

  54. Юнг К. Г. К психологии восточной медитации // Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994. С.8-32

  55. Юнг К. Г. Об индийском святом. М., 1994. С.46-63

  56. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1996

  57. Юнг К. Г. Психологический комментарий к "Тибетской книге

  58. Великого освобождения" // Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994. С.91-148
    1. Справочники, словари, энциклопедии

    2. Программные средства

    3. Дистанционная поддержка дисциплины


Обмен информацией с преподавателем осуществляется в системе LMS с целью решения проблемных вопросов при подготовке к семинарским занятиям и промежуточной аттестации.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал