Ш. А. Амонашвили



Скачать 84.93 Kb.
Дата02.05.2016
Размер84.93 Kb.





«Ребенок-сама природа. Я имею дело с самым величайшим чудом Вселенной – самой природой, самой сутью того, что вокруг меня. Ребенок – это начало всех начал. Он и бог, и природа и суть Вселенной, и поэтому я ребенка такого люблю, знаю его природу и сотрудничаю с ним, помогаю, способствую, чтобы состоялась его судьба».

Ш.А. Амонашвили.
Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, т.е. умением управлять компьютером, вести с ним информационный диалог, использовать его как средство в своей повседневной бытовой и производственной деятельности.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет.

Современные исследования медиков, психологов, педагогов показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если выполняются гигиенические и эргономические требования, а также используется методика, учитывающая психические и психофизиологические особенности обучаемых данного периода.

Исследования физиологов, гигиенистов и врачей (Е. Глушкова, Л. Леонова, З. Сазанюк, М. Степаннова) показали, что оптимальная для детей 5-6 лет длительность игры за компьютером составляет по 10 минут не более двух раз в неделю. Лучшее время для игр с компьютером – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Оптимальные дни недели для занятий за компьютером – вторник, среда, четверг, в остальные дни утомляемость детей выше.

При соблюдении этих элементарно – гигиенических норм и правил отрицательных влияний на зрение и нервную систему детей не обнаруживается.

Напротив, ранее общение с компьютером имеет много положительных сторон, оно открывает ребенку мир огромных возможностей. Красочное оформление программ, анимация активизируют внимание ребенка, развивают ассоциативное мышление. Умело подобранные задания, учитывающие возможности обучающихся, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества, вырабатывают положительные эмоции от чувства достигнутого успеха. Компьютер становиться любимой игрушкой, собеседником, средством познания окружающего мира и развития ребенка.

Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным.

Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применен в США, в Массачусетском технологическом институте, в 1971 г. Группа под руководством Сеймура Пей-перта разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей. Позже, в 80-х годах, объем этих исследований значительно расширился.

В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам.

Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в детском саду в нашей стране (1986) связан с д/с №37 г. Шяуляя (Литва). Здесь в подготовительных группах был оборудован компьютерный класс. Дети занимались два раза в неделю по 10-15 минут. Специально для дошкольников были разработаны учебные программы, направленные на закрепление и уточнение знаний по математике и обучение грамоте. Немного раньше в 131 –й школе г. Новосибирска компьютер применялся в подготовительных классах с целью обучения математике, грамоте, формирования элементов компьютерной грамотности.

В обоих случаях педагоги пришли к выводу, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:


  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

  • Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности;

  • Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

  • Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

  • Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

  1. Опосредованное обучение и развитие.

а) Использование глобальной сети Интернет.

Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования. Во-первых, это дополнительная информация, которая по каким – либо причинам нет в печатном издание. Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статистический, так и динамический (анимации, видеоматериалы). В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новый дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование Интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.

б) Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказать неоценимую услугу воспитателям и «продвинутым» родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и в ручную, но временные затраты несопоставимы.



  1. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Американские специалисты выделяют ряд требований, которые должны удовлетворять развивающие программы для детей:


  • Исследовательский характер;

  • Легкость для самостоятельных занятий ребенка;

  • Развитие широкого спектра навыков и представлений;

  • Высокий технический уровень;

  • Возрастное соответствие;

  • Занимательность;

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

  1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и т.д.

  2. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

  3. Игры-путешествия, «бродилки».

  4. Простейшие программы по обучению чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативностть ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребе нок может самостоятельно.

б)Использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающий структурированный информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позицией целостности.

В МОУ «Кандинская СОШ» Томского района, где я работаю, четвертый год используются как опосредованное обучение и развитие, так и непосредственное обучение. Дети дошкольного возраста (5-6 лет) один раз в неделю приходят в гости к компьютерам. Здесь они рисуют, считают, собирают компьютерные мозаики, выполняют разные задания с учителем, проводят веселые физкультминутки.

Каждое занятие направленно на развитие мыслительной деятельности ребенка, памяти, внимания, речи. У детей совершенствуются моторные навыки, развиваются умение ориентироваться в пространстве. Дошкольники узнают основные правила общения с компьютерной техникой, овладевают элементарными приемами работы с клавиатурой, мышью, учатся самостоятельно выполнять задания за компьютером. Занятия расширяют знания ребенка об окружающем мире, дети учатся делать маленькие логические заключения, обобщения, высказывать свои собственные мысли, используя личный жизненный опыт.

Каждое занятие – это маленькая целенаправленная игра, в которую вовлечены все дети, всем интересно, у всех есть дело. А начинать знакомство с компьютером удобнее всего с программ – «раскрашек», персонажи которых детям знакомы. На первых своих занятиях я применяю картинки с сайта www.solnet.ee. Он прост в использовании, содержит большой набор картинок, легко адаптируется к частным методикам проведения занятий и предоставляет простор для творчества как ученика, так и учителя.

Работа с компьютером в группах 5-6 лет большое внимание уделяется приемам работы с «мышкой», используются приобретаемые ими знания в области математике, родного языка, окружающего мира. В этот период обучения вместе с «раскрасками» используются программы, способствующие формированию различных умений детей: считать, читать, печаток слова, конструировать на экране, сравнивать простые и сложные предметы и т.д. Это такие программные продукты как:


  1. Фирма «1С»

  • «Лунтик. Развивающие задания для малышей»;

  • «Лунтик. Подготовка к школе»;

  • «Лунтик. Математика для малышей».

  1. ЗАО «Новый диск»

  • «38 попугаевю Волшебный праздник».

  1. ООО «Медиахаус»

  • «Баба – Яга. Пойди туда, не знаю куда…»

Кроме самих занятий за компьютером я использую мультимедийные презентации (Дом), которые детям очень нравятся.

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования!



Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.


Литература

  1. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду// Информатика – 2001.- №18 – с. 16-17

  2. http://festival.1september.ru/articles/520166/

  3. http://www.naukapro.ru/new2007/2_019.htm




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал