Сидоровой Тамары Григорьевны Содержание пояснительная записка Цели и задачи курса Учебно- тематический план



Скачать 192.11 Kb.
Дата26.04.2016
Размер192.11 Kb.
ТипТематический план
Российская Федерация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района




«Согласовано»

Руководитель МО

Казакова Е.П . / ______
Протокол №4

от «20»мая 2011г.




«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УР МБОУ « СОШ п.Харута»

Кривополенова О.А. /_______


от «22» мая 2011г.


«Утверждаю»

Директор


МБОУ «СОШ п. Харута»

Сидорова Т.Г./_________

Приказ №212

от«25» мая 2011г



«Средняя общеобразовательная школа п.Харута»


Рабочая программа

к элективному курсу

«Экология человека»

педагога высшей квалификационной категории

Сидоровой Тамары Григорьевны

Содержание

1 .Пояснительная записка

2. Цели и задачи курса

3.Учебно- тематический план

4. Литература

5. Словарь ключевых слов

6. Методическое обеспечение

7. Календарно-тематическое планирование



Пояснительная записка
Элективный курс «Экология человека» рассчитан для изучения учащимися 9 класса, которые уже имеют базу знаний по курсу «Экология человека». В данном курсе рассматриваются вопросы приспособления организма к различным экологическим условиям, а также влияния природных и антропогенных факторов на здоровье.

Большое внимание уделяется здоровому образу жизни.

В элективный курс включены лабораторные работы, защита проектов по оценки функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепление здоровья. Материалы по проектной деятельности позволят разнообразить формы организации учебного процесса.

При разработке программы курса учитывались психолого-педагогические закономерности усвоение знаний, их доступность для учащихся, уровень подготовки по биологии, географии, физике, химии.

Планирование составлено на основе:


  • Программы для общеобразовательных учреждений 9 -11 класс по экологии.

  • Программы основного общего образования «Экология». 9 -11 кл Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

Настоящий календарно-тематический план по экологии человека для 9 класса ориентирован на использование учебника: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Графф, 2006. – 144с.

Согласно действующему учебному плану и с учетом естественнонаучной направленности календарно-тематическое планирование предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю.

В связи с этим реализуется региональная программа по экологии для 9 класса (всего 34 часов).

С учетом уровня специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень.

Основная цель курса:


  • формирование у учащихся представления о влиянии окружающей среды на здоровье человека.


Задачи курса:

  • создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии человека;

  • знакомство учащихся с влиянием экологических факторов на здоровье и работоспособность человека;

  • привитие умений и навыков прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды;

  • воспитание экологически грамотных людей, ведущих здоровый образ жизни.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:




  • Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).




  • Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).



  • Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).




  • Информационную ( умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).



  • Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).




  • Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).



  • Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающиеся в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных».

Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через био-психо-социальную природу человека.

Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.


Программа курса рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательных школ.
Всего 34 часов, 1 час в неделю.

Условные обозначения:

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

УПЗУ - урок применения знаний и умений

КУ – комбинированный урок

К – урок контроля

ЛР – лабораторная работа

ПР – практическая работа

ЗП – защита проекта




Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

по курсу «Экология человека»


  1. Различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных факторов на человека и его здоровье.

  2. Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека.

  3. Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.

  4. Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

  5. Прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.

  6. Объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.

  7. Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации.

  8. Уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.

Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек

Предполагаемые результаты. Учащиеся должны:

  1. знать о приспособительных особенностях организмов;

  2. о значении правильного питания, дыхания;

  3. о необходимости закаливания;

  4. о факторах, влияющих на развитие и функционировании нервной системы, двигательной активности;

5. об иммунитете и его состоянии;

Учащиеся должны:

  1. уметь проводить несложные функциональные сердечно-сосудистые пробы, измерять пульс, АД, выявлять плоскостопие, недостатки осанки;

  2. добавить оценку t° режима учебного помещения;

  3. проводить мероприятия по закаливанию организма;

  4. уметь находить нужный материал, систематизировать дополнительную информацию при подготовке к семинарским занятиям и при подготовке проекта.

  5. уметь владеть терминологией и знать основные понятия в области биохимии, физиологии клеток, тканей, организмов.

Учебно-тематический план




Тема

Коли­чество часов

Форма проведения занятий

1

Цели и задачи курса экологии человека.

1

Лекция

Презентация



2

История развития представлений о ЗОЖ.

1

Лекция

видеоролик



3

Экстремальные факторы окружающей среды.

1

Лекция

Презентация



4

Вредные привычки.

1

Лекция

презентация



5

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.

1

Лабораторная работа

Защита проектов



6

Воздействие двигательной активности на организм.

1

Лабораторная работа.

7

Режим двигательной активности для разных возрастных групп.

1

Защита проектов

8

Иммунитет и здоровье. Онкология. Аллергия. СПИД.

1

Лабораторная работа

Защита проектов



9

Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

1

Лабораторная работа

10

Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.

1

Защита проектов

11

Условия полноценного развития кровообращения. Профилактика гипертонии и гипотонии.

1

Лекция

Презентация



12

Влияние алкоголя и никотина на организм.

1

Лабораторная работа

13

Правильное дыхание. Горная болезнь. Носовое дыхание.

1

Лабораторная работа

14

Пища. Питательные вещества. Чужеродные примеси пищи. Рациональное питание.

1

Практическая работа

15

О чем рассказывают упаковки

1

Практическая работа

16

Влияние температуры окружающей среды на человека.

1

Защита проектов

17

Факторы, влияющие на развитие, функционирование нервной системы. Стресс как негативный биосоциальный фактор

1

Лекция

Презентация



18

Развитие утомления.

1

Лабораторная работа

19

Факторы, влияющие на развитие анализаторов:

-зрительного;

-слухового;

-равновесия.

Факторы, влияющие на железы внутренней секреции.


1

Лабораторная работа

20

Влияние шума на слух.

1

Лабораторная работа

21

Биоритмы и причины их нарушений. Гигиена сна.

1

Лабораторная работа

22


Из истории научных открытий о значении гигиены сна.

1

Защита проектов

23

Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности.

1

Лекция

Презентация



24

Типы высшей нервной деятельности.

1

Лабораторная работа

25

Обобщающий урок по теме: «Влияние факторов среды на систему органов»

1

Контрольная работа

26

Особенности развития организма юноши и девушки.

Проблемы взросления и культура здоровья



1

Лекция

Презентация



27

Факторы риска внутриутробного развития. Гендерные роли.

Заболевания, передающиеся половым путем.



1

Лекция

Презентация



28

Обобщающий урок по теме: «Репродуктивное здоровье».

1

Контрольная работа

29

Человек и растения.

Человек и животные.



1

Лабораторная работа

30

Обобщение по теме «Биотические факторы»

1

Контрольная работа

31

Человек и социальные факторы

1

Лекция

Презентация



32

Здоровый образ жизни

1

Защита проектов

33

Восприятие и преобразование человеком окружающего мира

1

Защита проектов

34

Обобщение по теме «Экология человека»

1

Контрольная работа

Литература

Для учащихся:

  1. М.З. Фёдорова, В.С.Кучменко «Экология человека» 2004г. (учебник)

  2. А.И. Брусилов «Жизнь до рождения»

  3. И.А. Агаджанян И.А. «Экология человека» 1994г.

  4. В.В. Дёжкин «Беседы об экологии» 1979г.

  5. Т.Миллер «Жизнь в окружающей среде» т.1, 2. 1993г.

  6. Фарб Питер. Популярная экология. Изд. Мир, 1971г.

  7. Е.И. Хабарова Экология: Краткий справочник школьника, Дрофа 1997 г.

Для учителя:

  1. И.Н. Понамарёв Общая экология. Пособие для учителя.

  2. B.C. Анисимова, Е.П.Бруновт Самостоятельные работы по анатомии, физиологии и гигиене человека.

  3. Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека».

  4. Б.Ф. Сергеев «Занимательная физиология», книга для чтения. 2001г.

  5. В.П. Алексеев «Очерки экологии человека 1998г.

  6. Ф.М. Баканина, Н.Ф.Винокурова «Современные проблемы экологии», книга для учителя.

7. Гора Е.П. Экология человека – М.: Дрофа, 2007

8. Мамонтов С.Г., Галушин В.Б. и др. Биология. Общие закономерности. 9 класс – М.:

Дрофа, 2010

9. Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. – М.: Астрель, 2001г.




Словарь ключевых слов



Термины

Определения




Абиотические факторы

Совокупность условий неживой природы, влияющих на организм (солнечная и космическая реакция; распределение тепла и света, в зависимости от климатической зоны и высоты над уровнем моря; циркуляция воздушных масс и др.)




Адаптация

Приспособление живых организмов к условиям среды обитания




Аллерген

Вещество, вызывающее аллергию




Аллергия

Извращенная реакция организма на вещества, которые у здорового человека не вызывают иммунного ответа




Биоритмы

Периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов




Биотические факторы

Влияние на организм других живых организмов




Гиповитаминоз

Нарушение функции организма, возникающее при недостаточности витаминов




Гиподинамия

Пониженная двигательная активность.




Загрязнение среды

Привнесение в среду нехарактерных для нее физических, химических, биологических или информационных агентов




Здоровый образ жизни

Поведение, основанное на санитарно-гигиенических нормах и направленное на сохранение и укрепление здоровья




Здоровье

Состояние полного физического, психологического и социального благополучия.




Иммунитет

Способность организма защищаться от воздействия чужеродных тел и веществ




Канцероген

Вещество или агент, вызывающий развитие опухолей




Климатотерапия

Использование метеорологических условий среды для оздоровления человека




Конституция

Особенности организма, выражающиеся в определенном типе телосложения




Культура экологическая

Совокупность знаний, умений и норм, руководствуясь которыми человек осознает себя частью природы, а его поведение основывается на чувстве ответственности перед собой, другими людьми и будущими поколениями за сохранение природы




Метеочувствительность

Зависимость функции организма от погоды или ее компонентов (давление, напряженность магнитного поля и др.)




Наследственность

Свойство организмов передавать при размножении своим потомкам информацию о признаках и особенностях своего развития




Наркогенные вещества

Вещества, вызывающие наркотический эффект




Образ жизни

Способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежат условия жизни, культура, привычки




Пестициды

Вещества, используемые для защиты культурных растений(фунгициды, бактерициды) для уничтожения паразитов и борьбы с переносчиками заболеваний (инсектициды, акарициды, зооциды и др.); для регуляции роста и развития растений (ауксины, гибериллины) и др.




Психическое здоровье

Состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием




Расы

Группы людей, выделяемых внутри вида «Человек разумный» на основании общих наследственных физических особенностей




Рациональное питание

Питание с пользой для здоровья, при котором учитываются: калорийность пищи и энергетические тракты организма, сбалансированность по составу, режиму приема пищи




Социальное здоровье

Система мотивов и ценностей, регулирующих поведение




Стресс

Общая реакция напряжения организма на воздействие различных факторов




Укрепление здоровья

Мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья




Условия здоровья

Совокупность факторов, воздействующих на живые организмы




Утомление

Изменения в психическом и физическом состоянии человека, развивающиеся в результате работы




Физическое здоровье

Состояние органов и систем органов, жизненных функций человека




Экология Человека

Наука, изучающая влияние природных и социальных факторов среды на человека и группы людей




Экстремальные факторы

Жёсткие условия среды, не соответствующие врождённым и приобретённым свойствам организм











Методическое обеспечение.

  1. Химические вещества для опытов: кислоты, табак, спирт, индикаторы. Набор минеральных удобрений, белковая пища.

  2. Лабораторное оборудование: реактивы, микроскопы, микропрепараты клеток человека и животных, стёкла, лупы, иглы, стаканы, воронки, штативы, пипетки, фильтры, термометры, метроном, секундомер, линейки, весы.

  3. Таблицы: Строение клетки.

Кровь и её строение, сердечно-сосудистая система

Мышцы человека,

Дыхательная система, её развитие,

Строение глаза, уха, ВНД, строение кожи.

Бактерии, черви-паразиты человека.

4. Специальное оборудование: тонометр, фонендоскоп, секундомер, грузы


(гантели-1 кг.,2 кг., 5 кг.), мяч, скакалка, упаковка от различных продуктов питания, гигрометр, барометр.

5. Гербарии растений, которые являются растениями-барометрами, растения биологические часы.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал