Сигнализирование на рынке продуктов питания: корпоративная социальная ответственность



страница1/9
Дата27.04.2016
Размер0.7 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет экономики
Кафедра экономической теории


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Сигнализирование на рынке продуктов питания: корпоративная социальная ответственность

Студент группы Э-09-1

Козлович Елена Андреевна

Научный руководитель

к.ф.-м.н., доцент кафедры экономической теории

Шеина Марина Витальевна

Пермь, 2013 г.


Оглавление


Введение 3

Глава 1. Проблема неблагоприятного отбора на рынке пищевой продукции и механизмы ее решения 5

1.1 Механизмы сигнализирования как решение проблемы неблагоприятного отбора 5

1.2 Стимулы использования практики КСО как механизма репутации 7

Глава 2. Механизмы решения проблемы неблагоприятного отбора на российском рынке продуктов питания 11

2.1 Особенности решения проблемы неблагоприятного отбора в России 11

2.2 Политика КСО в российской практике с точки зрения производителей и потребителей 15

Глава 3. Моделирование стратегий поведения производителей пищевой продукции в отношении проведения политики КСО 20

3.1 Модель: предпосылки, игроки, стратегии 20

3.2 Равновесные стратегии и сравнительная статика в модели. 23

Заключение 35

Список использованной литературы 36

Приложение 1 38




Введение


Актуальность

Высокая дисперсия качественных характеристик при наличии высоких издержек измерения в условиях асимметрии информации создает условия для возникновения проблемы неблагоприятного отбора на рынках продуктов питания – наличия большого количества продуктов питания с высоким уровнем риска ухудшения здоровья, обусловленного их потреблением. В сложившейся на российском рынке ситуации трудно говорить о фактическом наличии стимулов к производству безопасной пищевой продукции. Недооценка рисков и низкий уровень понимания информации о качестве продуктов питания, слабость используемых государственных механизмов и недобросовестное поведение производителей не способствуют решению проблемы неблагоприятного отбора на рынке пищевой продукции.

Для российского рынка представляет актуальность поиск механизмов или факторов, способствующих появлению у производителей стимулов к производству продуктов питания, характеризующихся низким уровнем риска ухудшения здоровья и снижающих издержки измерения качества продукции для потребителей. В качестве одного из таких механизмов можно рассматривать корпоративную социальную ответственность (КСО) или социальную ответственность бизнеса как механизм сигнализирования на рынке пищевой продукции.

Целью данной работы является разработка теоретической модели, объясняющей поведение производителей продуктов питания в отношении подачи сигнала о качестве своей продукции посредством использования практики корпоративной социальной ответственности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:



  • Изучить научную литературу, посвященную исследованию особенностей практики КСО и ее применения

  • Провести эмпирическое исследование с целью определения условий теоретической модели

  • Построить теоретико-игровую модель, описывающую поведение производителей продуктов питания

  • Исследовать условия формирования различных равновесий

Объектом исследования являются производители продуктов питания. Предмет исследования – стратегическое поведение потребителей и производителей на рынках пищевых продуктов в отношении сигнализирования через использование практики КСО.

Информационно – эмпирическую базу исследования составили:

  • Научные исследования и публикации, посвященные анализу стратегического поведения агентов на рынке пищевой продукции и применения практики корпоративной социальной ответственности

  • Статистическая информация, полученная путем прямого опроса потребителей. Опрос проводился автором исследования весной 2013 года при помощи интернет-ресурсов. Респондентами являлись жители Пермского края.

Методология исследования. Методологической основой исследования является теоретико-игровой и институциональный подход для разработки теоретической модели, а также социологические методы для сбора и проведения анализа эмпирических данных.

Научная новизна работы заключается в следующем:

  • Сформулированы условия, при которых рынок пищевой продукции может переходить из одного равновесия в другое.

  • Разработан инструментарий для проведения опроса потребителей рынков пищевых продуктов с целью выявления факторов выбора продуктов питания

Практическая значимость исследования. Работа носит во многом теоретический характер. На данном этапе исследования полученные результаты предположительно могут представлять интерес для маркетологов, представителей движения Гринпис, представителей законодательной власти при разработке законодательных актов по обеспечению качества и безопасности продукции и социальной ответственности бизнеса и непосредственно для производителей продуктов питания.

Содержание работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность изучения данного предмета исследования, формулируются цель, задачи и информационная база исследования, кратко описывается содержание работы.

В первой главе рассматривается механизм сигнализирования как решение проблемы неблагоприятного отбора на рынке продуктов питания и анализируется механизм корпоративной социальной ответственности на наличие стимулов к его применению.

Во второй главе описаны механизмы решения неблагоприятного отбора, действующие на российском рынке, и формирование основных предпосылок теоретико-игровой модели.

Третья глава посвящена моделированию взаимодействий производителей, принимающих решение об использовании или не использовании политики корпоративной социальной ответственности при производстве продукции разного уровня качества с целью извлечения дополнительных выгод. Сформулированы условия, при которых рынок пищевой продукции может переходить из одного равновесия в другое.

В заключении кратко представлены результаты исследования и полученные выводы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал