«Смысл жизни и счастье»



Скачать 60.94 Kb.
Дата27.04.2016
Размер60.94 Kb.
ТипПлан-конспект
План-конспект

урока по курсу ОРКСЭ

по модулю «Основы светской этики»

Н.В. Пашовкина МКУ «Центр информационно-методической помощи учреждениям образования» методист

М.В. Пимукова МБОУ «Лиманская СОШ № 1» учитель начальных классов п. Лиман
Тема: «Смысл жизни и счастье»

Цели урока: познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье, учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи: развивать речь учащихся, воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями. Развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: Мультимедиа, иллюстративный ряд.

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.
Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся.

- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос.

-Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)
-Закройте глаза, сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Слайд №3


-Слушаем притчу ,,,,,

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.



Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.





Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.



Третий брат подойдя к яме наклонился:

— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.

— Что нужно Тебе? — переспросил брат.

— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

- Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) ( эта притча о счастье)

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

-На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)

-Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.



Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»

-Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?


Слайд №4

Задание-

Ребята посмотрите на слайд и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей?

Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)
Как же можно обобщить ваши высказывания одним словом?

Ответы детей ( они счастливы)
Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.
Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.
-А сейчас посмотрите, что я принесла на урок

ЦВЕТИК –СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.

-На каждом лепестке этого цветочка записано слово, которое является определением к счастью.

-А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В.Катаев)

-Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя

Лети, лети лепесток через запад на восток,…

-А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? ( Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

-Почему это желание стало полезным? ( она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

-Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? ( Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)

-Давайте посмотрим какое слово записано на первом лепестке (здоровье, помощь, добрые дела, мама, семья, труд, дружба, любовь)

Для некоторых людей счастье это –здоровье, для других,…….

-Последний лепесток остался пустым. Слово для этого лепестка Вы придумаете сами, ведь у каждого человека свое счастье. (учитель раздает цветные стикеры на которых ребята пишут одно слово, что для них счастье, а затем клеют на общий лепесток)



-А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни,

- Подумайте что такое смысл жизни?


Слайд №7

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Источник — «http://www.psychologos.ru/Счастье_и_смысл_жизни»

Разнообразие смыслов жизни

Слайд №8


Посмотрите на слайд и определите к какому типу личности вы относите себя?
-Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».


-Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (мы принимаем пищу для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть)

-Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?

-Может цель нашей жизни в богатстве?

-Власть и слава? ( стремление к славе мы не можем считать целью жизни)

-Жизнь ради детей?

-Жить ради знаний? Так ли это? Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.

У одного царя был поистине мудрый слуга . однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему : «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. –Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.

-Сохранение здоровья? (однако, здоровье не вечно, мы можем своими усилиями продлить здоровье)

-Итак, каждый по своему понимает в чем смысл жизни.
Слайд №9

Задание для работы в парах

-А вот как видел смысл жизни Л.Н.Толстой, но для этого вам нужно собрать рассыпанную фразу




Беседа с учащимися по вопросам.
Слайд №10

-Зачем живёт человек? Каково его предназначение в мире?


-Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.
Итог урока. Домашнее задание.

Слайд №11

-С какими новыми понятиями работали сегодня?

-Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?



Задание

Те ребята, кто не ответил на вопрос что такое счастье в начале урока, могут сделать это сейчас, а если кто-то из вас поменял своё мнение, можете отразить на обратной стороне листика.


Рефлексия

- У каждого из вас на листочке есть цветик – семицветик. Один лепесток его не закрашен.Закрасьте его сами. Кому было легко ответить на вопрос, закрасьте лепесток красным, кто испытывал затруднения –зелёным, а если вы считаете ,что так и не смогли найти ответ- жёлтым.

Учитель делится с детьми кусочком счастья и предлагает передавать его друг другу
Тема: Хочешь кусочек счастья?
Что это у тебя в руке?
- Счастье.
- Почему такое маленькое?
- Оно только мое. Зато какое лучистое и красивое.
- Да...Восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку. Я поделюсь.
- Ой...оно такое теплое...
- Нравится?
- Очень...спасибо!



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал