Социальная экология



Скачать 238.59 Kb.
Дата26.04.2016
Размер238.59 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебно-методической работе_______________ Е. Г. Елина

"____" __________________ 2011



Рабочая программа дисциплины

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Направление подготовки



050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки



География

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



заочная

Саратов,


2011 год

  1. Цели освоения дисциплины «Социальная экология»

Целями освоения дисциплины «Социальная экология» являются:



  • развитие у студентов общей экологической культуры личности

  • совершенствование профессионально-педагогической культуры через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимодействия человека, общества и природы,

закономерностями функционирования и развития человека в жизненной среде, концептуальными основами экологического образования и воспитания.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к профессиональному циклу и является дисциплиной по выбору. Она логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «Ландшафтоведение», «Прикладная экология» и др. Обучающиеся также должны обладать знаниями в области физики, химии, физической, экономической географии и географии ландшафтов.

Освоение данной дисциплины является основой для изучения: «Экономической и социальной географии мира», «Политической географии и геополитики», «Краеведения».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социальная экология»
ОК – 1. Обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК – 4. Обладать способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

ОК – 8. Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией;

ОПК – 1. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ОПК – 6. Обладать способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:


  • основные экологические законы, правила, теории, научные факты.

  • основы взаимоотношения общества и природы;

  • глобальные проблемы человечества и пути их решения;

  • элементы экологической этики.


Уметь:

  • собирать, анализировать и научно обосновывать экологическую информацию;

  • переводить знания и представления об окружающей среде в план практической деятельности;

  • воспитывать экологическую культуру.


Владеть:

  • методами и способами программных наблюдений социальных и природных сред;

  • навыками по применению отдельных методов на практике;

  • знаниями для решения исследовательских и прикладных задач;

  • навыками самостоятельной работы со специализированной литературой.


4. Структура и содержание дисциплины «Социальная экология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).


п/п


Раздел дисциплины

Семестр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Лекции

Семинары

практические

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение. Социальная экология как наука и учебная дисциплина. Становление социальной экологии и ее предмет.

7




2







10

устный контроль

2

Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации.

7







1




10

устный контроль

3

Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

Поведение человека в естественной и социальной среде.



7







1




10

устный контроль

4

Экология жизненной среды. Экологическое сознание и экологическая культура.

7













10

устный контроль

5

Основы экологической этики. Элементы экологической психологии.

8




2

1




10

устный контроль

6

Элементы экологической педагогики.

Социально-природная среда обитания человека. Качество жизни и качество окружающей среды



8




2

1




10

устный контроль

7

Информационная и идейно-нравственная среда человека.

Экологический кризис и пути его решения.



8







1




10

устный контроль

8

Экологическая безопасность цивилизации.

Экология техносферы.



8







1




10

устный контроль

9

Экологическое развитие России.

Общественное экологическое движение.



8













12

устный контроль

Итого:

6

6




92

зачет


Введение. Социальная экология как наука и учебная дисциплина. Становление социальной экологии. Предмет социальной экологии
Объект и предмет изучения, цель и задачи. Основные понятия.

Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение социальной экологии. Ее предмет. Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, социологии.


2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации
Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологичес­кого взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адаптация человека к окружающей среде и ее изменениям.

Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.


3. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Поведение человека в естественной и социальной среде
Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.

Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимический, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения. Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей и их характеристика. Характеристика экологических потребностей человека. Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде. Поведение человека в естественной среде. Характеристика научных теорий влияния среды на человека. Поведение человека в социальной среде. Организационное поведение. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.


4. Экология жизненной среды. Экологическое сознание и экологическая культура
Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды.

Понятие и структура экологической культуры. Формирование экологической культуры. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей. Важнейшие принципы экокультуры.

Экологическое сознание. Экологическое мышление. Понятие и структура социально-экологического образования. Экологическое воспитание в семье. Экологическое воспитание в школе. Содержание и методы экологического обучения.

Экологическая информация. Источники информации. Доступность информации. Право на экологическую информацию. Средства массовой информации в области защиты социальной и природной среды обитания человека. Роль научных и общественных организаций, объединений, движений в защите окружающей среды.


5. Основы экологической этики. Элементы экологической психологии
Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Предмет экологической этики. Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм. Субъектно-этический тип отношения к природе. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в различных религиозных концепциях (джайнизм, буддизм, индуизм, даосизм, ислам, христианство).

Становление и развитие экологической психологии и ее предмета. Характеристика психологической экологии и экологии окружающей среды. Субъективное отношение к природе и его разновидности. Базовые параметры субъективного отношения к природе. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе. Типология субъективного отношения к природе. Субъективное восприятие мира природа. Формы и способы наделения субъектностью природных объектов (анимизм, антропоморфизм, персонификация, субъектификация). Экологическое сознание и его структура. Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания. Проблема формирования экологического сознания у подрастающего поколения.


6. Элементы экологической педагогики. Социально-природная среда обитания человека. Качество жизни и качество окружающей среды

Понятие экологической культуры личности. Типы экологической культуры. Педагогические условия ее формирования. Экологическое воспитание личности. Развитие экологического образования в России. Современное содержание экологического образования. Школа как основное звено экологического образования. Экологизация образования. Характеристика экологизации образования за рубежом.

Общество как среда обитания человека. Факторы социальной среды. Социальная среда и качество жизни. Социальная среда как фактор физического и социального здоровья человека. Экология и здоровье. Экологические аспекты здоровья. Охрана здоровья населения от воздействия экологических факторов индустриального производства.

Социальное здоровье: понятие, факторы, пути сохранения и укрепления. Здоровье человека как социальная ценность. Социальная болезнь: понятие, социальные и биологические факторы, пути преодоления. Проблемы социопатий. Экология социопатий.

Образ жизни и здоровье. Понятие «экологическая культура», значение соблюдения правил личной гигиены, уровня культуры индивидуума, его нравственных устоев в профилактике загрязнения окружающей среды на производстве и в быту. Гигиеническое значение физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей).

Экология и гигиена жилища. Экология и безопасность рабочего места. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в техносфере: охрана труда.


7. Информационная и идейно-нравственная среда человека. Экологический кризис и пути его решения

Понятие информационной и идейно-нравственной среды обитания человека. Информационная безопасность человека и общества. Идейно-нравственные основы развития человека и общества. Социальная среда и идейно-нравственное становление человека.

Экология окружающей среды как источника информации. Информационные предпосылки формирования девиантного поведения. Роль информационной среды в профилактике саморазрушительного поведения подростков.

Понятие и причины экологического кризиса. Экологический кризис современного исторического типа цивилизации. Глобальный экологический кризис: понятие, причины и возможности преодоления.

Будущее системы "человек-общество-природа". Устойчивое развитие. Демографический аспект глобального экологического кризиса цивилизации.

8. Экологическая безопасность цивилизации. Экология техносферы
Принципы экологической безопасности. Общие принципы и способы защиты окружающей среды. Понятие экологической безопасности. Экологические законы Коммонера. Пути достижения экологической безопасности. Стратегия существования и развития цивилизации.

Понятие экологического права. Международное экологическое право. Методы оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг. Экологическая экспертиза. Социально-экологическая экспертиза. Экологический аудит.

Промышленная экология. Экологизация производства. Экологическое производство. Экологическая токсикология, ее виды и влияние на образ жизни и здоровье человека. Служба экологического контроля и мероприятия по охране окружающей среды. Контроль за соблюдением регламентов содержания химических, биологических, радиационных и других элементов окружающей среды. Прогнозирование и профилактика техногенных кризисов в условиях роста уязвимости промышленных структур.
9. Экологическое развитие России. Общественное экологическое движение
Экологические проблемы современной России. Экологическая политика Российского государства. Экономические основы рационального природопользования. Социальное управление природопользованием, охраной природной среды и экологической безопасностью. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. Охрана атмосферного воздуха. Охрана земельных ресурсов и их рациональное использование. Охрана и рациональное использование лесных ресурсов. Проблемы сохранения животного и растительного мира. Минеральные ресурсы, их охрана и рациональное использование.

Правовые основы рационального природопользования. Правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды в России. Экологическое право РФ.

Санитарный надзор. Гигиена воды и хозяйственно-питьевого водоснабжения. Санитарная охрана водных объектов. Санитарная охрана почвы, очистка населенных мест. Гигиена атмосферного воздуха.

Международное экологическое движение. Становление международного экологического сотрудничества (1913-1948 гг.). Укрепление экологического сотрудничества в условиях нарастания угрозы экологической катастрофы (1948-1968 гг.). Международное экологическое сотрудничество на современном этапе. Экологические политические организации.

Соотношение понятий «допустимый рост» и «допустимое развитие». "Технологический рай" и проблема потребления в рамках экологического сознания. Альтернативизм как одна из идеологий международного экологического движения. Культура потребления.

Экологическое движение в России. Общая характеристика экологического движения в России. Становление организационных форм современного экологического движения в России. Участие России в международном экологическом сотрудничестве.


Перечень семинарских и практических работ:

1. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации

  1. Освоение природы человеком.

  2. Особенности восприятия природы первобытными людьми.

  3. Становление экологического сознания.

Литература:

  1. Тайлор Б.Д. Первобытная культура. - М., 1989. - С. 355-388.

  2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994.-С. 177-283.


2. Современный экологический кризис и пути его преодоления

  1. Экологический кризис: миф или реальность?

  2. Предпосылки возникновения экологического кризиса.

  3. Пути преодоления экологического кризиса.

Литература:

  1. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса /Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 188-202.

  2. Атфилд Р. Этика экологической ответственности/Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 203-257.

  3. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.- С. 44-79.


3. Этический аспект взаимоотношений человека и природы

  1. Что такое экологическая этика?

  2. Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм.

  3. Сущность антропоцентризма и его общая характеристика.

  4. Сущность натуроцентризма и его общая характеристика.

Литература:

  1. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - С. 293-325.

  2. Ролстон Х. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 258-288.

  3. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 216-229


4. Экология и этногенез

  1. Сущность процесса этногенеза.

  2. Влияние особенностей ландшафта на этногенез.

  3. Этногенез и эволюция биосферы Земли.

Литература:

  1. Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Конец и вновь начало. -М., 1997.-С. 385-398.


5. Человек и ноосфера

  1. Идея ноосферы и ее творцы.

  2. Что такое ноосфера?

  3. Становление ноосферы и перспективы человечества.

Литература:

  1. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере II Русский космизм: антология философской мысли.-М., 1993.-С. 303-311.

  2. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.- С. 133-186.

  3. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: в 7 т.-М., 1991.-Т. 1.-С. 85-104; С. 121-130.


6. Человек и космос

  1. Космическая сущность человека.

  2. Космические перспективы человека.

Литература:

  1. Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульс Вселенной // Русский космизм: антология философской мысли. - М., 1993. - С. 317-327.

  2. Циолковский К. Э. Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. - Тула, 1986.- С. 286-288.

  3. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. - Новосибирск, 1991. - С. 36-57.


Темы контрольных работ

  1. Взаимоотношения природы и общества. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.

  2. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

  3. Поведение человека в естественной и социальной среде. Организационное поведение. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

  4. Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды.

  5. Экологическая информация. Источники информации. Доступность информации. Право на экологическую информацию. Средства массовой информации в области защиты социальной и природной среды обитания человека.

  6. Роль научных и общественных организаций, объединений, движений в защите окружающей среды.

  7. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Предмет экологической этики. Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм.

  8. Проблема формирования экологического сознания у подрастающего поколения.

  9. Понятие и причины экологического кризиса. Экологический кризис современного исторического типа цивилизации. Глобальный экологический кризис: понятие, причины и возможности преодоления.

  10. Будущее системы «человек-общество-природа». Устойчивое развитие. Демографический аспект глобального экологического кризиса цивилизации.

  11. Промышленная экология. Экологизация производства. Экологическое производство.

  12. Экологические проблемы современной России. Экологическая политика Российского государства. Экономические основы рационального природопользования. Социальное управление природопользованием, охраной природной среды и экологической безопасностью.

  13. Правовые основы рационального природопользования. Правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды в России. Экологическое право РФ.

  14. Экологическое движение в России. Общая характеристика экологического движения в России. Становление организационных форм современного экологического движения в России. Участие России в международном экологическом сотрудничестве.

  15. Задачи и формы международного сотрудничества в области защиты жизненной среды. Международные конференции по окружающей среде.

  16. Деятельность ООН в решении проблем защиты окружающей среды. Международные организации и программы защиты окружающей среды.


5. Образовательные технологии
При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, карты, атласы).

При проведении практических занятий в рамках программы студенты используют:



  1. Атлас мира: М., ГУГК 300 с.

  2. Географический атлас для учителей географии средней школы. М., ГУГК, 1980, 238 с.

  3. Тематические карты.

  4. Мультимедийные презентации, раздаточный материал.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа обучающихся проводится в форме изучения дополнительной литературы, в том числе периодических научных реферируемых изданий.

По результатам данной работы выполняются рефераты и доклады.


Темы рефератов

  1. Природные основы экологической культуры.

  2. Технократический стиль мышления и его влияние на окружающую среду.

  3. Влияние окружающей среды на психосоматическое развитие человека.

  4. Проблема выживания в современном мире.

  5. Социальные болезни как следствие социальных явлений.

  6. Кризис современного детства как отражение социально-экологичес­кого кризиса.

  7. Поведение человека в районе стихийного бедствия.

  8. Проблема защиты детей (на войне, на работе, на улице).

  9. Фактор среды в развитии личности.

  10. Реализация принципа целостности знания в процессе формирования экологической культуры личности.

  11. Стихийные бедствия в сознании и поведении людей.

  12. Социальная экология семьи.

  13. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

  14. Общечеловеческие ценности как оптимальная форма взаимодействия человека с миром.

  15. Проблема улучшения социальной среды человека.

  16. Проблема подготовки будущего учителя к решению социально-экологических задач воспитания у школьников экологической культуры.

  17. Оптимизация окружающей среды.

  18. Адаптация человека к условиям стихийных бедствий.

  19. Феномен территориальности у человека и у животных (сравнительная характеристика).

  20. Проблема взаимодействия человека с окружающим миром (в восточных религиях, в христианстве).


Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Социальная экология»:

  1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.

  2. Становление социальной экологии и ее предмета.

  3. Отношение социальной экологии к другим наукам.

  4. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.

  5. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологи­чес­кого взаимодействия.

  6. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики.

  7. Основные этапы становления взаимоотношений природы и общества.

  8. Современный экологический кризис. Различные подходы к определению путей его преодоления.

  9. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества. Идеал ноосферы.

  10. Концепция устойчивого развития.

  11. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

  12. Поведение человека. Уровни регуляции поведения.

  13. Потребности как источник активности личности. Характеристика экологических потребностей человека.

  14. Адаптация человека к естественной и социальной среде.

  15. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде.

  16. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

  17. Элементы жизненной среды человека и их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды.

  18. Экологические аспекты этногенеза.

  19. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы.

  20. Природа как ценность.

  21. Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм.

  22. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип.

  23. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в различных религиозных концепциях.

  24. Предмет экологической психологии.

  25. Субъективное отношение к природе и его разновидности.

  26. Субъективное восприятие мира природы. Экологическое сознание.

  27. Экологическая культура личности и педагогические условия ее формирования.

  28. Экологическое воспитание личности.

  29. Содержание экологического образования.

  30. Экологизация образования.

  31. Охрана здоровья населения от воздействия экологических факторов индустриального производства.

  32. Экология и здоровье. Экологические аспекты здоровья.

  33. Социальная среда как фактор физического и социального здоровья человека.

  34. Социальное здоровье: понятие, факторы, пути сохранения и укрепления.

  35. Понятие и структура социально-экологического образования.

  36. Здоровье человека как социальная ценность.

  37. Социальная болезнь: понятие, социальные и биологические факторы, пути преодоления.

  38. Проблемы социопатий. Экология социопатий.

  39. Образ жизни и здоровье.

  40. Экологическая культура.

  41. Средства массовой информации в области защиты социальной и природной среды обитания человека.

  42. Роль научных и общественных организаций, объединений, движений в защите окружающей среды.

  43. Информационная безопасность человека и общества.

  44. Социальная среда и идейно-нравственное становление человека.

  45. Экология окружающей среды как источника информации.

  46. Гигиеническое значение физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей).

  47. Экологические проблемы современной России.

  48. Экологическая политика Российского государства.

  49. Экологическое право РФ.

  50. Задачи и формы международного сотрудничества в области защиты жизненной среды. Международные конференции по окружающей среде.

  51. Деятельность ООН в решении проблем защиты окружающей среды. Международные организации и программы защиты окружающей среды.

  52. Задачи, поставленные международной конференцией охраны среды в Рио-де-Жанейро и концепция устойчивого развития, её критический анализ.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Социальная экология»
а) основная литература:

1. Социальная экология: учеб. пособие для студентов вузов / В.Р. Бганба. - М: Высш. шк., 2004. - 308 с.

2. Социальная экология: учеб. для студентов вузов / Б.Б. Прохоров. - М: Академия, 2005. - 412 с.

3. Социальная экология: учеб. пособие / А.А. Горелов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. - М.: Моск. псих.-социал. ин-т изд.: Флинта, 2004. - 600 с.





б) дополнительная литература:

  1. Экологическая безопасность и эффективность природопользования / А. С. Астахов, Е.Я. Диколенко, В.А. Харченко. - М. Изд-во Моск. гос. горного ун-та, 2008. - 322 с.

  2. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальностям «Экология» и «Природопользование» / Ю.Г. Марков. - 2-е изд., испр. и доп. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. - 543 с.

  3. Управление техногенно-экологической безопасностью в контексте парадигмы устойчивого развития: Концепция системно-динамического решения: научное издание / Сергей Иванович Дорогунцов, Александр Николаевич Ральчук. - Киев: Наук, думка, 2002. – 200с.

  4. Доклад о мировом развитии 2003 года: Устойчивое развитие в меняющемся мире: Преобразование институтов, рост и качество жизни : научное издание. - М: Весь Мир, 2003. - 255 с.

  5. Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991.

  6. Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. - М., 1998.

  7. Прохоров Б. Б. Прикладная антропоэкология. - М., 1998.

  8. Реймерс Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы - М, 1994.

  9. Ситаров В. А., Марадов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.

  10. Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. - М., 1982.

  11. Штенбах Х. Э. Влияние городской среды на поведение человека. - СПб., 1997.

  12. Экология и религия. - М., 1994.




  1. в) программное обеспечение и Интернет - ресурсы

  1. http://elibrary.ru/issues.asp?id=7781 - Доклады Академии наук

  2. http://elibrary.ru/issues.asp?id=7823 - Известия РАН.

  3. http://ras.ru/publishing/nature.aspx - Природа

  4. http://elibrary.ru/issues.asp?id=8276 - Экология

  5. http://elementy.ru/news - Элементы. Сайт новостей фундаментальной науки.

  6. Microsoft Excel

  7. MapInfo

  8. Mapedit



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Литературные источники, тексты лекций, тематические словари.

Картографический материал. Техническое обеспечение: компьютерный класс, сканеры, принтеры, плоттер.

Мультимедийная установка.

Вспомогательные материалы для лекций и практических работ: мультимедийные презентации.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование и профилю География



Автор:


Гусев В.А. доцент кафедры физической географии и ландшафтной экологии географического факультета СГУ







Программа одобрена на заседании кафедры физической географии и ландшафтной экологии от _________ 2011 года, протокол № _________________.









Подписи:

Зав. кафедрой физической географии

и ландшафтной экологии д.г.н., профессор В.З. Макаров

Декан географического факультета



д.г.н, профессор В.З. Макаров



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал