Социальная ответственность и правовая культура как основа жизнеспособности нации



Скачать 99.08 Kb.
Дата27.04.2016
Размер99.08 Kb.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ НАЦИИ

Лаптева О. И., доцент, кандидат психологических наук

Абасова К. М., студентка 2 курса

Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск, Россия


Если обратиться к истории любой цивилизации, то нетрудно заметить, что основополагающим событием в оформлении того или иного государства является объединение нескольких родов под властью одного лидера, сумевшего, как правило, лишь частично преодолеть интересы собственной семьи и определить государственные приоритеты. Задача же преемников этих правителей сводилась в основном к закреплению и усилению центральной власти. Во всех великих культурах постулировались вечные неизменные ценности, предлагались такие идеалы, вокруг которых может консолидироваться общество и на основании которых культура и цивилизация способны функционировать. Приоритетными являлись идеи, непосредственно связанные с духовно-нравственными качествами.

Особое внимание следует уделить социальной ответственности. Названное качество требует от личности духовного образа жизни, максимально развитого сознания, тем более что сознание может развиваться лишь при условии следования принципам благочестия. Между тем по степени развития социальной ответственности можно констатировать вероятность выживания общества. Вне данных качеств нельзя брать на себя смелость говорить о жизнеспособности не только государства, но и какого-либо человеческого сообщества. Будучи воплощением достижений человечества в сфере права, правовая культура предполагает передачу правовых ценностей другим поколениям, общностям и индивидам. Отсюда то исключительное значение, которое принадлежит правовому воспитанию в деле формирования и развития правовой культуры.

Современный этап развития общества характеризуется пристальным вниманием ученых и практиков к вопросам социальной ответственности. Следует выделить уровни социальной ответственности, которые должны приниматься во внимание: индивид; организация; муниципальные органы власти; региональные органы власти; федеральные органы власти.

Основные факторы, определяющие поведение личности, организации, общественных и государственных институтов, включают в себя: системы ценностей (личные, референтных групп, организаций, общества в целом); институциональные рамки (нормы поведения, законодательные требования); вероятность огласки определенного поведения или действий, ожидаемый уровень поощрения или наказания, а также оценка их значимости.

Исходя из этого, формирование социально ответственного поведения личности следует осуществлять на общенациональном уровне по следующим направлениям.


  1. Формирование и закрепление в российском обществе системы ценностей, основанной на высоких моральных нормах. Основными способами решения этой задачи являются преобразование систем дошкольного и школьного образования в целях возвращения им утерянной воспитательной функции; формирование общественного мнения по отношению к определенным ценностям и типам поведения с помощью разработки и реализации специальной государственной программы федерального уровня с широким привлечением средств массовой информации.

  2. Осуществление мер по становлению правового государства в России, обеспечению действенности федеральных и региональных законодательных и нормативных актов, борьба с коррупцией.

  3. Содействие развитию общественных организаций, способствующих формированию социально ответственного поведения личности.

Формирование социально ответственного поведения субъектов общественных отношений является общенациональной задачей. Для ее решения на уровне индивидов государство должно использовать социально-психологические, образовательные, воспитательные, правовые методы; на уровне организаций – правовые, образовательные, в отношении государственных и муниципальных органов власти и учреждений - социально-психологические, правовые, образовательные. Несмотря на равную значимость работы по всем указанным направлениям, формирование социальной ответственности на индивидуальном уровне, хоть и требует значительно времени, обеспечит соответствующие изменения в поведении организаций и органов власти на долгосрочную перспективу.1

Успешное решение экономических, политических и социальных задач, - сегодня это становится особенно очевидным, - без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь. В связи с этим правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правового государства. Необходимость правовой культуры обуславливается прежде всего объективными причинами существования права в обществе. Правовая система тесно взаимодействует с культурой общества, которая понимается обычно как совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей, признаваемых в определенной общности и передаваемых другим общностям и индивидам, а также поколениям.

Правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению. Правовая культура предполагает наличие правовых ценностей, без которых она невозможна. Под ценностями в литературе обычно принято понимать предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны) членам определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. 2

Понимание правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей тесно связано с содержательной характеристикой качественного состояния правовой жизни общества, составляющих его социальных групп и индивидов. Оно определяется прежде всего социально-экономическим и общественно-политическим уровнем развития общества, наличием или отсутствием в нем реальной демократии. Правовая культура в предлагаемом понимании ее сущности рассматривается и как способ деятельности общества, личности в правовой сфере. Это такой способ деятельности граждан или служащих. Сотрудников правоохранительных органов и т. д, когда наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям. Предполагается согласованность их поведения с правовыми нормами, включая соблюдение, исполнение, использование и применение предписаний правовых норм. В результате происходит постоянное обогащение системы правовых ценностей и дальнейшее правовое развитие как самих граждан, так и общества в целом.

Правовая культура – явление социально-психологическое и представляет собой необходимую часть общечеловеческой культуры только в социально неоднородном противоречивом обществе, нуждающемся в правовых средствах своего жизнеобеспечения. Правовая культура должна обладать своим специфическим содержанием, отличным от всех других правовых явлений: правосознания, права, правоотношений и т.д. Она не может быть и совокупностью всех правовых явлений общества. Правовая культура должна характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъекты права и коллективных, и индивидуальных, отражать и фиксировать степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей.

Говоря о самобытности российской правовой культуры, необходимо уделить внимание изучению структуры культуры, поскольку без исследования данного вопроса невозможно понять сущность национальной правовой культуры как части правовой культуры вообще, выявить факторы, оказывающие влияние на ее становление. Различные авторы интерпретируют структуру правовой культуры по-разному. Одни ученые полагают, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности: право, правосознание, правовые отношения. Другие авторы включают в число основных элементов правовой культуры также правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль. Однако в структур правовой культуры и, в частности, национальной правовой культуры необходимо включить и правовой менталитет. Все вышесказанное делает необходимым изучение ментальности и правового менталитета как важнейших компонентов правовой культуры Российского государства и общества.3

Сформировавшееся многообразие политических и правовых взглядов на становление российского общества заставляет по-новому оценить исключительность и самобытность российской государственности и российской правовой системы, которые всегда отличались особой самоидентичностью и социокультурной обусловленностью, являющихся прямым следствием существования российского правового менталитета и национальной правовой культуры. Необходимо отметить, что Россия выступает носительницей самостоятельной правовой традиции и органично сочетает в себе черты западной и восточной традиции права. Вместе с тем, испытав в XX веке перелом нравственной, религиозной и традиционной преемственности в своем развитии, Россия должна опираться на особую правовую доминанту в социальном регулировании, основанную на сохранении тех правовых и интеллектуальных традиций, которые всегда были свойственны российскому менталитету и являлись сутью национальной идеи.

На современном этапе развития правовой культуры России можно вести речь о поиске наиболее адекватной и близкой отечественному духовному миру концепции государственности, право- и законопорядка. Именно в данном контексте уместно говорить о взаимосвязи между правосознанием, правовым мышлением и правовым менталитетом, который дает основу для формирования и проявления правосознания, правового мировоззрения, правового мышления, в то время как те являются средствами для его внутренней жизни и функционирования. Формируя правовую культуру масс, законодателю следует ориентироваться на исторические традиции народа, его культуру, язык. Тем самым восстанавливаются прерванная связь правовых эпох, порушенные традиции.

В современном мире глобализации, когда производство одной какой-либо системы или какого-либо объекта охватывает работу целого ряда предприятий, включая подчас и зарубежные, вопрос социальной ответственности принимает масштабный характер и становится непременным условием для того, чтобы минусы глобализации не стали трагичными, а ее достоинства проявили бы себя в максимальной мере. Особенно важным предстает духовная связь людей, их сплоченность. При отсутствии сплоченности нации, осознанных общих ценностях не имеет смысла говорить о неких национальных проектах, решения государственных и, любого государственного успеха в достижении каких-либо хороших перспектив должна лежать, прежде всего, забота о людях, бережное и внимательное отношение к внутреннему миру человека, к его душе. Любое право может функционировать только и только в системе культурных отношений, в коей неизменно постулируются и максимально принципиально защищаются такие человеческие свойства, как целомудрие, доброта, любовь и социальная ответственность. Все эти качества тесно взаимосвязаны и друг друга предполагают.

По существу, социальная ответственность есть только внешнее выражение той духовной чистоты, которая хранится в самой сокровенной глубине человеческого сердца. Именно в духовной чистоте возможно рождение чувства социальной ответственности, любви к людям, к Родине и миру в целом. Русский философ И.А.Ильин, характеризуя государственную правовую жизнь общества, справедливо отмечает: «Нормальное правосознание не только не исключает любви к ближнему, но ищет и находит пути для систематической организации ее социального осуществления, ибо принять каждый правый интерес другого как свой собственный, значит именно относиться к ближнему, как к самому себе.» Так, соответственно, и наоборот: безразличие к моральным качествам и этическим принципам окружающих людей есть в сущности закономерный результат собственного бесчестья, беспринципности и бездуховности, потому как не дано понять, осознать ценности, истинного значения того, чего сам, по причине собственной порочности, не разумеешь.

Преобладающее, подавляющее влияние социальной безответственности представляет собой закономерный результат духовно-нравственного растления, которое предполагает, прежде всего, неимение у человека таких духовных качеств, как чувство собственного достоинства и умение понимать, правильно судить о мире и человеке в нем. В условиях же распространения бесчестия, выражаемого в таких явлениях, как злоупотребление спиртными напитками, наркомания, сквернословие, ни о какой любви к Родине, развитом чувстве социальной ответственности не может быть и речи.

Любовь к людям, уважение к человеку может быть только при условии развитого собственного достоинства, которое надобно развивать в человеке с раннего детства.

Для развития чувства социальной ответственности необходимо особо внимательно относиться к духовному росту граждан, к утверждению в культуре понятия чести как фундаментальной, максимально значимой категории частной и правовой жизни людей.4

Таким образом, социальная ответственность и правовая культура имеют большое значение в формировании жизнеспособности граждан, нации. Формирование социально ответственного поведения всех субъектов общественных отношений является общенациональной задачей. При отсутствии сплоченности нации, осознанных общих ценностях не имеет смысла говорить о неких национальных проектах, решения государственных и, любого государственного успеха в достижении каких-либо хороших перспектив должна лежать, прежде всего, забота о людях, бережное и внимательное отношение к внутреннему миру человека, к его душе. Любое право может функционировать только и только в системе культурных отношений, в коей неизменно постулируются и максимально принципиально защищаются такие человеческие свойства, как целомудрие, доброта, любовь и социальная ответственность. Все эти качества тесно взаимосвязаны и друг друга предполагают.



По существу, социальная ответственность есть только внешнее выражение той духовной чистоты, которая хранится в самой сокровенной глубине человеческого сердца. Именно в духовной чистоте возможно рождение чувства социальной ответственности, любви к людям, к Родине и миру в целом.


1 Маринец И.Н. Формирование социально ответственного поведения: общенациональные и региональные аспекты // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. - № 31. – С. 73-78.


2 Амиров К.Ф. Понятие правовой культуры: вопросы содержания и структуры // Право и образование. – 2012. - № 8. – С. 88-101.

3 Бондарев А.С. Понятие правовой культуры // История государства и права. – 2011. - № 6. – С.13-18.

4 Панищев А.Л. Правовая культура как основа жизнеспособности нации // Социальная политика и социология. - № 3. – 2009. – С. 249-258.





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал