Социальный идеал ф. Ницше и практика тоталитарных обществ



страница1/11
Дата23.04.2016
Размер2.04 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Министерство образования Российской Федерации


Тверской государственный университет

На правах рукописи


Кирильченко Дмитрий Викторович
СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ Ф.НИЦШЕ

И ПРАКТИКА ТОТАЛИТАРНЫХ ОБЩЕСТВ
Специальность 09.00.03 – «История философии»

09.00.11 – «Социальная философия»

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научный руководитель –

доктор политических наук

профессор В.А. Гусев

ТВЕРЬ 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ Ф.НИЦШЕ…………………………..……..11

1.1 Преодоление нигилизма как смысл истории...……………………………11

1.2 Ницшеанская модель общества будущего..…...……………………….….31

1.3 Ф.Ницше и ницшеанство: философия и идеология………………………45

Глава 2. НИЦШЕАНСТВО И ПРАКТИКИ ТОТАЛИТАРНЫХОБЩЕСТВ...73

2.1 Тоталитаризм и ценностные основания ницшеанства...............................73

2.2 Ницшеанство и нацизм..................................................................................91

2.3 Ницшеанство и сталинизм..........................................................................123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………152



ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..163

ВВЕДЕНИЕ.
Фридрих Ницше является создателем аутентичной философии, которая служит идейным базисом для общественной модели, предложенной этим мыслителем в качестве социального идеала. В своих трудах Ф.Ницше не только формулирует отношение к вопросам философии, культуры, морали, религии, но и посредством особой трактовки человеческой и общественной природы выстраивает собственную концепцию социального развития. Именно этот пласт ницшеанских идей оказался наиболее востребованным и актуальным. В XX в. национал-социалисты выдвинули тезис о том, что проект Ф.Ницше был воплощён в Третьем Рейхе. В ходе острой общественной дискуссии, обусловленной политической конъюнктурой, были выработаны две доминирующие точки зрения. Согласно одной из них, ницшеанство и нацизм идентичны, согласно другой – антагонистичны. Вместе с тем проводились параллели между ницшеанством и сталинизмом, представляющим собой ещё одну разновидность тоталитаризма. Осуществление сравнительного анализа социального идеала Ф.Ницше и практики тоталитарных обществ обусловлено необходимостью решения проблемы, обозначенной в ходе этой полемики. Учитывая, что вопрос о роли ницшеанских идей в формировании тоталитарных режимов до настоящего момента является открытым, представляется важным сопоставить социальную концепцию Ф.Ницше с теми свойствами общественной жизни, которые были присущи нацизму и сталинизму. Формирование нетенденциозных вариантов решения проблем, касающихся взаимосвязи ницшеанства и тоталитаризма, возможно лишь в том, случае если оно исходит из тех данных, которые получены в результате комплексного интердисциплинарного социально- и историко-философского исследования, осуществлённого с целью сравнительного анализа социального идеала Ф.Ницше и практики тоталитарных обществ.
Актуальность темы исследования определяется тем обстоятельством, что, будучи растворённой в вопросе осмысления природы тоталитарного прошлого, проблема соотношения ницшеанской концепции социума, с одной стороны, и общественной практики нацизма и сталинизма - с другой долгое время не могла быть предметом полноценного научного исследования. Социально-политическая значимость данной тематики в совокупности с условиями идеологической ангажированности создавали препятствия для её изучения. В тех обстоятельствах, когда нацистский философ А.Боймлер обосновывал тождественность ницшеанства немецкому нордическому духу и идеологии Третьего Рейха, а советская пропаганда 1930-х гг., продолжив этот курс, закрепила за Ф.Ницше, негативный образ «родоначальника фашизма», независимому исследователю было крайне трудно оставаться в рамках объективного подхода. Присутствующая на сегодняшний день возможность постижения феномена тоталитаризма в контексте идей Ф.Ницше обусловлена определённой исторической дистанцированностью исследователей по отношению к рассматриваемым явлениям. Именно по этой причине проблема соотношения социального идеала Ф.Ницше с практикой тоталитарных обществ к настоящему моменту стала актуальной с научно-исследовательских позиций. Появление новых важных материалов, позволяющих переосмыслить значение философии Ф.Ницше для XX века (рассекреченные документы, мемуары политиков, не издававшееся ранее труды Ф.Ницше, его письма и т.д.), создаёт все условия для того, чтобы начать серьёзное научное освоение этой темы.

Учитывая, что немецкий философ предложил абсолютно нетривиальный подход к рассмотрению общественных отношений, сравнительный анализ социальной концепции Ф.Ницше и принципов функционирования тоталитарных обществ позволяет выйти на уровень более глубокого осмысления социальных процессов, происходивших в XX в., так как выстраивает для их понимания новый, ницшеанский ракурс. Он также позволяет в новом свете увидеть философию Ф.Ницше и получить новые знания о социально-политическом содержании его идей. Проблематика, обозначенная в теме настоящего исследования, находится в русле современных научных подходов, поскольку подразумевает преодоление устоявшейся дихотомии: теория – практика, идеология – политика. Поочерёдно сопоставляя социальную концепцию ницшеанства с национал-социализмом и реалиями нацистской Германии, марксизмом-ленинизмом и буднями строительства социализма, удаётся обнаружить множество тонких взаимосвязей, раскрывающих многогранность вышеперечисленных общественных явлений и дающих креативный материал для изысканий в сфере социальной философии.



Степень разработанности темы. Проблема соотнесения социально-политических идей Ф.Ницше с идеологией и практикой тоталитарных режимов была впервые поставлена в 1930-е годы и носила характер реакции на тезис немецких национал-социалистов о реализации ницшеанского проекта в Третьем Рейхе. Французский публицист и общественный деятель Ж.Батай указывал на несостоятельность этого постулата, так как немецкому философу был чужд расизм и национализм. Посредством сравнения ницшеанства с идеологиями тоталитарных режимов Ж.Батай пришёл к выводу об отсутствии преемственной связи между этими двумя явлениями. В механизмах, по которым существовало советское общество, он также не усматривал признаков ницшеанства, сущностной характеристикой этого режима он считал цезаризм, находившийся в противоречии, в том числе, и с марксистской догматикой1. Линия «денацификации» ницшеанства нашла своё продолжение в трудах таких исследователей как А.Таха, А.Данто, А.Кауфманн, М.В.Петрова. Они рассматривают тоталитаризм в качестве чужеродного феномена по отношению социальному идеалу Ф.Ницше, а также полагают, что сам факт их сопоставления вызван некорректной с научной точки зрения экстраполяцией идеологии национал-социализма на философию Ф.Ницше2.

Противоположной позиции придерживались философы-марксисты. Для их анализа ницшеанства характерен в первую очередь поиск его социально-политической сущности и идеологической принадлежности. Советский специалист в области философии Ницше С.Ф.Одуев осуществляет полное отождествление ницшеанства с идеологией национал-социализма и высказывает мысль, что Третий Рейх представлял собой социально-политический идеал Ф.Ницше. В качестве основного довода С.Ф.Одуев использует идею милитаризма, которую разделял немецкий философ и которая была присуща гитлеровской Германии1. Используя при анализе философии Ф.Ницше классовый подход, российский философ В.Е.Бугера интерпретирует нацизм и сталинизм как два реализованных варианта ницшеанской концепции общества и указывает на то, что идеи Ф.Ницше явились теоретической основой расовой и радикально-националистической политики Третьего Рейха2.

Другая часть исследователей не противопоставляет и не отождествляет практику тоталитарных обществ и социальный идеал Ф.Ницше, а в процессе сравнительного анализа обнаруживает как сходные черты, так и различия, рассматривая в контексте ницшеанства лишь одну из разновидностей тоталитаризма, нацизм или сталинизм. Известный писатель и публицист Т.Манн полагал, что нельзя проводить параллель между идеями Ф.Ницше и такими сущностными аспектами нацизма, как расизм, национализм и социализм. Но вместе с тем, он высвечивает иную ипостась ницшеанства, которая заключена в философском обосновании таких свойственных немецкому обществу 1930-40-х гг. социальных явлений, как война и насилие3. Д.Конвэй и Т.Стронг называют социально-политический монизм тем ницшеанским принципом, который был присущ нацистской модели общества4. Вопрос о степени соответствия практики сталинизма социальной концепции Ф.Ницше нашёл отражение в исследовательских работах Б.Гройса и Б.Розенталь. Философ Б.Гройс путём сравнительного анализа этих двух явлений выявил между ними тонкую взаимосвязь, которая обнаруживается в направленности социальной энергии на реализацию воли к господству1. Б.Розенталь рассматривает сталинскую эпоху СССР в контексте идей Ф.Ницше и указывает на ницшеанскую природу целого ряда явлений общественно-политической жизни Советского Союза. В частности партийную элиту 30-х годов она характеризует героическим аристократизмом и ницшеанской волей к власти2.

Соотношению ценностных основ ницшеанства и тоталитаризма посвящены статьи А.Игнатова, В.Н.Миронова и Н.Орбела. Исследователи указывают на важную особенность сосуществования двух этих феноменов, которая заключается в том, что общественно-политические силы антиницшеанской эгалитарной направленности использовали философское оправдание социального радикализма, предпринятое Ф.Ницше. Вместе с тем ницшеанство, будучи цельной философской системой, не могло быть подвергнуто полной ассимиляции, т.к. коммунистам был чужд элитизм Ф.Ницше, а нацистам – его критика в отношении национализма и антисемитизма3. Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе изучены отдельные аспекты рассматриваемой нами проблемы. Анализу социального идеала Ф.Ницше посвящены работы К.Броса, Е.Бэнтли, Б.В.Маркова, Р.Мартина, А.Н.Мочкина, Г.Стаута, Б.Тернера, Р.Уайта, Ф.Эппела4. Исследование феномена тоталитарных обществ осуществляется в трудах Х.Арендт, А.А.Большакова, М. Джиласа, А.В. Захарова, Г.Ю.Курсковой, В.П.Любиной, Б.С.Орлова, Ю.О.Пленкова, Э.Г.Соловьёва, С.И.Федосовой, М.А.Хевеши5 и др.

Таким образом, характеризуя степень изученности темы, можно констатировать, что к настоящему моменту подвергнуты анализу многие аспекты проблемы соотношения социального идеала Ф.Ницше и практики тоталитарных обществ, подробно рассмотрен каждый из феноменов в отдельности, но комплексное исследование, посвящённое этой проблематике, отсутствует. Доминирующей на сегодняшний день позицией в отношении интересующего нас вопроса является чёткая дифференциация модели тоталитарных обществ и социальной концепции Ф.Ницше, но признание наличия сходных элементов их структуры и принципов функционирования.

Объектом настоящего исследования является практика тоталитарных обществ в контексте социального учения Ф.Ницше. Его предмет – это степень соответствия общественных моделей нацизма и сталинизма социальному идеалу Ф.Ницше.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации состоит в том, чтобы осуществить концептуальную разработку проблемы соотнесения социального идеала Ф.Ницше с практикой тоталитарных обществ. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- определить ценностные основания философии Ф.Ницше, имеющие социальный аспект;

- произвести анализ социального идеала Ф.Ницше;

- определить возможность интеграции ницшеанства в идеологическое пространство, проследить взаимосвязь ницшеанской концепции с основными идеологическими течениями;

- произвести сравнительный анализ базисных принципов тоталитаризма и ценностных оснований ницшеанства;

- осуществить сопоставление сущностных характеристик нацизма с социальным идеалом Ф.Ницше;

- осуществить сравнение основных принципов функционирования сталинского общества с социальным идеалом Ф.Ницше.

Источниками исследования являются произведения Ф.Ницше («Антихрист», «Воля к власти», «Ecce Homo», «К генеалогии морали», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки идолов, или как философствуют молотом», «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое»), а также его письма. Источниковая база диссертации включает также труды политических деятелей и идеологов национал-социализма (А.Боймлера, А.Гитлера, А.Розенберга, Г.Федера, К.Хаусхофера, О.Штрассера) и большевизма (М.Джиласа, В.И.Ленина, И.В.Сталина, Л.Троцкого).

Методологические основы исследования. Используемые методы исследования определены особенностями темы. В диссертационном исследовании используется структурно-функциональный метод. Он позволяет таким образом систематизировать идеи Ф.Ницше и данные об общественной жизни Третьего Рейха и Советского Союза 1920-50-х гг., чтобы стала возможной их научная интерпретация и сравнение. Следовательно, его применение позволяет также использовать метод сравнительного анализа и в частности сравнительно-исторический метод. С их помощью на базе метода историзма появляется возможность сопоставить принципы ницшеанства с механизмами функционирования тоталитарных обществ.

Научная значимость исследования. Вопрос о характере взаимосвязи социального идеала Ф.Ницше и практики тоталитарных обществ не был до настоящего времени достаточно изучен в историко-философской литературе. Основные положения и выводы настоящего исследования имеют научно-практическое значение, так как могут быть использованы при дальнейшем изучении социально-политического аспекта философии Ф.Ницше, а также в практике преподавания социальной философии, политологии, культурологии.

Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ Ф.НИЦШЕ


    1. Преодоление нигилизма как смысл истории


Ценностные основания нигилизма.

Прежде чем приступить к анализу социальной концепции Ф.Ницше следует остановиться на философии ницшеанства в целом. Такая логика исследования обусловлена характером философского учения самого Ф.Ницше. Отталкиваясь от распространённой трактовки этой философии как эклектики разрозненных идей, можно было бы напрямую обратиться к суждениям Ф.Ницше об обществе. Однако такое понимание ницшеанства вызвано исключительно характером текстов самого Ф.Ницше, скомпонованных в многочисленные блоки. В действительности все они являются взаимосвязанными элементами одной философской системы. Без понимания её сущности обращение непосредственно к проблемам социальных отношений было бы преждевременным. Начать исследование с центральных для ницшеанства категорий нигилизма и воли к власти, которыми философ объясняет механизмы функционирования всего живого мира, означает понять базис, на котором строится вся социальная концепция Ф.Ницше. Последняя не может быть осознана в отрыве от фундаментальных основ ницшеанства.

Эволюция творческого пути Ницше вела его от высказывания «Я не доверяю систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности»1 к осознанию цельности своей философии: «Теперь у меня полная убеждённость, что всё удалось с самого начала - всё образует единство и хочет единства»2. Разрозненные логические построения, продуцированные одним философом, в конечном итоге оформились в единое последовательное учение. «Чтобы просматривать всю…концепцию целиком сверху вниз»3 не следует упускать из вида ни одного структурного элемента обозначенной выше системы взглядов. И мы рассмотрим их в комплексе.

Кроме того, учитывая известную долю тенденциозности любого гуманитарного знания, перед нами встаёт задача уменьшить эту долю до минимума. Это нужно сделать для того, чтобы хотя бы на первом этапе работы найти общий язык с другими исследователями философского наследия Ф.Ницше и ко второму этапу, предполагающему выявление ницшеанских элементов тоталитарных моделей общества, а также предполагающему использование дискуссионных исторических фактов, подойти с твёрдым пониманием социально-политических основ ницшеанства, о реализации которых мы будем говорить. Для этой цели мы задействуем большое количество цитат и сузим пространство для их интерпретации, потому что в многочисленных сочинениях Ф.Ницше мы легко найдём доступные объяснения на первый взгляд весьма неоднозначным и глубоким сентенциям философа. Таким образом, по отношению ко всему исследованию первая глава будет играть роль «путеводителя» по ницшеанству, который позволит любому, кто с ним решит ознакомиться, понять логику рассуждений самого Ф.Ницше.

Начать следует с того, что Ф.Ницше как философ ставит крайне важную для человечества проблему. И видит он её так. С одной стороны, существует реальный человек со своими физиологическими характеристиками, с грузом наследственных качеств, поставленный в определённые природные и социальные условия, с другой, – есть наставления, которые дают человечеству религии и философские школы о том, как следует жить, т.е. это те ценности, которые человек исповедует или должен, по мнению наставника, исповедовать, те добродетели, которым человек следует или должен следовать. Так вот, Ф.Ницше утверждает, что духовные ориентиры, которыми пастыри призывают руководствоваться полнокровного человека в его повседневной жизни, абсолютно оторваны от реальности. Весь накопленный человечеством опыт и приобретённые естественнонаучные знания указывают на несостоятельность теологических ценностей. К последним Ф.Ницше присовокупляет и всю философскую традицию, которая сводится к не имеющей практического значения метафизике – сложным интеллектуальным конструкциям, построенным на пустых абстракциях, но не на наблюдениях из жизни, научно доказанных фактах и вообще не на действительном, а на иллюзорном. «Я нашёл присущий теологам инстинкт высокомерия всюду, - говорит Ницше, - где теперь чувствуют себя «идеалистами», где… мнят себя вправе относиться к действительности как к чему-то чуждому и смотреть на неё свысока»1. Оборотной стороной идеалистического взгляда на мир является преференция «чистым идеям» (философия) и «потустороннему миру» (религия) в ущерб действительности. Чем выше ценность тайного скрытого мира, тем ниже ценность нашей жизни – здесь и сейчас. И в этом цель любого проповедника – девальвировать ценность жизни, провозгласить, что повседневная суета, забота о здоровье, о будущем – ничтожны в сравнении с вечностью. «До сих пор… учили добродетели, самоотречению, состраданию, учили даже отрицанию жизни. Всё это суть ценности истощённых»2. «Истощённый умаляет, загрязняет всё, что он видит, он роняет ценность, он вреден… Оскудевший жизнью, слабый, ещё более обедняет жизнь; богатый жизнью, сильный, обогащает её. Первый паразитирует, второй – одаряет её…»3 Принимая во внимание тот вред, который наносит обозначенный выше идеализм, Ф.Ницше стремится раскрыть его природу и в конечном итоге находит ему объяснение в свойствах личности самого идеалиста.

Для Ф.Ницше понятие «нигилизм» означает отрицание ценности жизни, а само «нигилистическое движение – есть лишь выражение физиологического декаданса»4. Физиологические расстройства приводят к пессимистическому взгляду на свою жизнь и на мир. Нигилистическая проповедь представляет собой попытку взять реванш у здорового и преуспевающего человека. Больной возводит только ему одному доступный духовный мир и, как посвящённый в его тайны, объявляет себя глашатаем этого скрытого мира. В результате в контексте этого взгляда на жизнь успешный и здоровый индивид теряет здоровье и успех, т.к. истинный мир ни здесь, а там – в имманентном: «Что более всего вредит жизни, то называется «истинным», что её возвышает, поднимает, утверждает, оправдывает и доставляет её торжество, то называется «ложным»1. Исповедовать упаднические ценности, по мнению Ф.Ницше, может не только больной индивид, но и социум в целом, например народ, уже переживший расцвет и находящийся на этапе своего вырождения. И даже «сам декаданс не есть что-то, с чем нужно бороться – он абсолютно необходим и присущ всякому народу и всякой эпохе. А вот с чем нужно всеми силами бороться, так это с занесением заразы в здоровые части организма»2. Разносчиком этой «заразы» на протяжении двух тысяч лет является христианство, как «самая острая форма вражды к реальности, которая до сих пор существовала»3. «Христианство – это ставшее религией отрицание воли к жизни»4. Среди средств нигилистической религии христианства – «отравление, оклеветание, отрицание жизни, презрение тела, уничтожение и саморастление человека через понятие греха…»5. Так на естественные взаимоотношения мужчины и женщины, являющиеся не только залогом полноценного существования обоих, но и основой для продолжения жизни, христианство навешивает ярлык греха. «Всякое презрение половой жизни, всякое осквернение её понятием «нечистого» есть преступление перед жизнью…»6. «Святой, угодный Богу, есть идеальный кастрат… Жизнь кончается там, где начинается «Царство Божие»7. Позволим Ф.Ницше довести свою мысль до логического завершения: «Я утверждаю, что все ценности, к которым в настоящее время человечество стремится, как к наивысшим, - суть ценности decadence. Я называю животное – род, индивидуум – испорченным, когда оно теряет свои инстинкты, когда оно выбирает, когда оно предпочитает то, что ему вредно»1. В противовес этому «поступок, к которому принуждает инстинкт жизни, имеет в чувстве удовольствия, им вызываемом, доказательство своей правильности, а тот нигилист с христиански-догматичными потрохами принимает удовольствие за возражение»2. «Мир совершенен» - так говорит инстинкт духовно одарённых»3.

И поскольку бытовавшие до сих пор ценности Ф.Ницше рассматривает как недвусмысленный призыв к смерти, следовательно, требуется противопоставить им такую философию, которая возьмет на себя труд оправдать побуждения и инстинкты, приносящие удовлетворение и радость жизни. «Я вызываю на поединок не то, что живёт сейчас, - я вызываю на поединок целые тысячелетия. Я противоречу и, не смотря на это, я – противоположность духа отрицания»4. «Надобно учение, достаточно сильное, чтобы действовать как средство отбора: укрепляя крепких, расслабляя, парализуя, ломая тех, кто утомлен жизнью»5. Главным объектом критики со стороны нового учения должно стать христианство, которое призывает действовать в разрез с логикой жизни, например, сострадать слабым6.

Идеализм, а следом за ним и нигилизм, вторгаются в частную жизнь человека посредством навязывания ему ложных устремлений со стороны «упаднических» религий, которые навешивают ярлык греха на приятное и полезное, а ярлык долга на утомительное и болезненное. Аналогичный процесс подавления явленного трансцендентным синхронно происходит и в социальной сфере. Идеализм кроется за целым рядом социальных понятий, которые в течение многих столетий вошли в обиход. Среди них альтруизм, справедливость, жертвенность, сострадание, самоотречение, святость и даже героизм. Согласно Ф.Ницше, их моральный перевес губителен, поскольку в отношении человека, который их принимает за эталон, они ослабляют Ego, волю, ответственность, делают человека инертным, апатичным и отрешённым от мира, подчиняя его сверхъестественному, метафизическому. Именно поэтому в трудах Ф.Ницше присутствует жесточайшая критика доминирования нигилистических идеалов.

Немаловажно, что, по мнению Ф.Ницше, идея равенства людей по своей природе имеет негативное влияние на общество, потому что основывается на отрицании социальной действительности и является одним из производных идеалистического мировоззрения. Идея социального равенства происходит от религиозного постулата о равенстве душ, постепенно укоренившегося в общественном сознании: «Равенство душ перед Богом, эта фальшь, этот предлог для rancunes всех низменно настроенных, это взрывчатое вещество мысли, которое сделалось революцией, современной идеей и принципом упадка всего общественного здания, - таков христианский динамит»1. Свидетельством того, что этот род идеализма на сегодняшний день преобладает, является тот факт, что в поле общественной дискуссии мысль о разной ценности людей является маргинальной, а социальное расслоение и состояние глубокого отчуждения между стратами принято подвергать публичному осуждению.

Как и Аристотель, Ф.Ницше полагает, что «человек есть существо общественное»2, которое является неотъемлемой частью социума, и именно по этой причине индивид действует сообразно механизму функционирования всего общества, зачастую этого даже не осознавая. Идея равенства людей абсолютно оторвана от реальности, потому что не вписывается в этот механизм, закрепляющий иерархию людей, которая присутствует на биологическом уровне. Социальную сущность «противоестественной» идеи равенства чётко обозначил В.С.Соловьёв: «Все есть одно – это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение. Этим словом в корне подрывалось… всякое неравенство и обособление. Ибо если все есть одно, если при виде каждого живого существа я должен сказать себе: это ты сам, то куда денется разделение каст, какая будет разница между брамином и чандалом»1. Но даже появление утопических эгалитарных идей не было изолированным от повседневной жизни явлением, поскольку играло в обществе свою практическую роль. Идея равенства представляла собой ответ на запрос определённой социальной среды. За верой в единство человечества стояли и стоят интересы социальных низов, которые ведут общественную борьбу на уровне ценностей. Механизм действия этого оружия таков: все люди равны друг другу, следовательно, социальная иерархия является предрассудком, и преуспевающий человек не может быть выше, а посредственный - ниже друг относительно друга. Наделение всех равными правами, безусловно, наносит урон общественному весу преуспевающего и укрепляет позиции посредственного. В этом и состоит основная функция идеи, что «всё есть одно». Согласно Ф.Ницше эгалитарная теория, завоевавшая моральный перевес, губительна для общества, т.к. оно начинает действовать, ориентируюсь на противоестественный эталон и игнорируя свои инстинкты. Жизнеспособность общества определяется в частности наличием ярко выраженной иерархии социальных страт, тогда как вера в равенство людей направлена, наоборот, на разрушение и упрощение общественной структуры, а потому должна быть классифицирована как деструктивный элемент, угрожающий жизни социума.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал