Социогуманитарная модернизация северного региона: научно-управлнческие аспекты проектирования концепции



Скачать 293.27 Kb.
Дата26.04.2016
Размер293.27 Kb.
Социогуманитарная модернизация северного региона: научно-управлнческие аспекты проектирования концепции (на примере Республики Коми)

«Мы должны создавать гармоничные условия для развития человеческого потенциала нашей страны как главного залога национального успеха и прогресса».

В.В.Путин

«Коми край, твоя судьба благодатна и светла»

Из текста Гимна Республики Коми
Актуальность проектирования и практического осуществления концепции социогуманитарной модернизации региона имеет «множественную каузацию» (П.Сорокин).

Во-первых, это детерминируется необходимостью практического обеспечения сформулированных в Конституции России и Республики Коми стратегических целей государственного управления - создание условий для развития человека как высшей ценности, повышение качества человеческого потенциала («качества качеств населения») и качества жизни, формирования гармонично развитой личности.

Во-вторых, несмотря на то, что в регионе в 2010-2013 годах отмечался ряд позитивных тенденций в сфере демографического развития, общая интегральная социально-гуманитарная (антропологическая) ситуация в Республике Коми (как и в России в целом), характеризуется понятием «антропологический кризис». Данный многоаспектный, интегральный антропофеномен номинируется нами как кризис развития человеческого потенциала, детерминированный комплексом когерентных, всесторонне взаимозависимых, взаимообусловленных, системно взаимоувязанных социогуманитарных кризисов. Развернутое определение и характеристика антропокризиса представлена в ряде публикаций автора статьи [1].

В республике отмечается существенная ассиметрия, межсферная поляризация, «ножницы» между уровнем экономического и социально-гуманитарного развития, сохраняется на высоком уровне социальное неравенство, разрыв в доходах бедных и богатых, что противоречит конституционному статусу Республики Коми, как «социального государства». В регионе фиксируется достаточно высокий слой "прекариата" (Пьер Бурдье), включающего работников с временной, неполной, сезонной занятостью, безработными, лиц без постоянного места жительства, фриланстеров, населения имеющего доходы ниже прожиточного минимума и др.

По целому ряду важнейших качественных показателей социогуманитарного развития регион, входящий в первую десятку субъектов РФ по доле ВРП на душу населения, занимает в российском «субъектном табеле о рангах», рейтинговые позиции не адекватные его экономическому потенциалу, общему уровню экономического развития: 64 место по интегральному индексу человеческого развития (12 место из 13 регионов европейского и азиатского Севера), 53 место по интегральному индексу качества жизни (2013 – 50 место, 2012 – 46 место) и 8 место в рейтинге северных регионов, 60 место по продолжительности жизни населения; 43 место по индексу здоровья населения; 12 место по уровню самоубийств, 14-15 место по уровню насильственной смертности, 10 место по уровню смертности от алкогольных отравлений; 18 место по уровню смертности от внешних, «неестественных» причин, связанных с негативным образом жизни и т.д.

Республика Коми «входит» в группу "регионов - аутсайдеров" по уровню сбалансированности развития экономической и социальной сфер, в первую десятку регионов (6 место) с самой высокой миграционной убылью населения; в первую десятку «самых пьющих» субъектов России; в состав 30 регионов с уровнем здоровья населения «ниже среднего по России; в состав 15 регионов с наиболее высокой долей экономических потерь (более 40% от всех экономических потерь) в результате преждевременной смерти населения в экономически активном возрасте; в группу 10 субъектов с самым низким рейтингом по параметрам уровня привлекательности.

В регионе многие количественные индикаторы, характеризующие социо-психологическое, нравственное здоровье (уровень самоубийств, убийств, алкоголизации, наркотизации и др.), находятся за пределами критических значений (предельно-критических величин), «параметров порядка» социогуманитарного развития.  

В республике отмечается высокий уровень экономической преступности коррупционной направленности и мошеничесттва среди высших должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

По подозрению в создании организованного преступного сообщества и мошенничестве задержаны бывший Глава РК В.Гайзер и его заместитель А. Чернов, заместитель Председателя Правительства К.Ромаданов, бывший председатель Госсовета РК И. Ковзель.

С 2014 года в республике началось новое «обострение» антропологической ситуации, в том числе, снижение естественного прироста населения и переход в режим кризисного воспроизводства сельского населения.

Кризисные тренды антропологических процессов в регионе в 2015 году сохраняют основные негативные интегративные «характеристики – состояния».

Эти антропотенденции как социогуманитарные вызовы, ограничения, уязвимости входят в единый комплекс финансово-экономических, политических, технико-экономических, социальных, управленческих и иных «средовых» вызовов и ограничений осуществления процесса региональной неоиндустриализации («новой индустриализации») республики, формирования региональной нооэкономики, являются, угрозами гуманитарной (человеческой) безопасности, снижают эффективность социо-гуманитарного обеспечения инновационного развития региона. Социальные тренды в регионе пока определяются не ценностями социального гуманизма, а прежде всего, доминантами экономического развития.

В данном контексте автор статьи в полной мере согласен с выводом академика РАН А.И.Татаркина о том, что «в соответствии с положениями концепции развития человека, новая индустриализация, социально не ориентированная на всестороннее развитие человека, неизбежно будет способствовать появлению сложных сочетаний "нежелательных типов" экономического роста, углублению противоречия между социальным и экономическим векторами общественного развития», а также то, что «высшей целью и главным критерием качества экономического роста во все большей степени становится  человек» [2, с.16 ]

Исходя из вышеизложенного, органам государственной власти республики в контексте осуществления социогуманитарной модернизации, рекомендуется продуцировать и принять ряд концептуальных, программно-мировоззренческих, политических документов и нормативно-законодательных актов, прежде всего, «Концепцию социогуманитарной модернизации Республики Коми», как своеобразную «социальную доктрину региона».

На основе данной концепции рекомендуется принять «Стратегию социогуманитарной модернизации Республики Коми на период до 2025 года». Для подготовки концепции и стратегии целесообразно провести региональную научно-практическую конференцию по проблемам социогуманитарной модернизации – преображения, а также гражданский «Социальный (гуманитарный) форум Республики Коми».

Одним из теоретических оснований проектирования и осуществления социогуманитарной модернизации региона является комплекс концептуальных идей изложенных в монографическом исследовании д.э.н. заместителя директора института экономики Уро РАН В.С.Бочко «Интегративное стратегическое развитие территорий: теория и методология» [3 ].

Для проектирования концепции важны следующие положения данного монографического исследования:


  • целевым вектором интегративного стратегического развития территории становится человеческое счастье, а методом - антропоцентрический (человекоориентированный) подход;

  • антропоцентрический подход к формированию интегративного стратегического развития территорий заключается в признании ценности людей-личностей как главной ценности территориального сообщества;

  • управление экономикой и предвидение будущего все больше опираются не только на принципы рынка, но и на развивающие человека экономические и социокультурные ценности;

  • понятие «интегративное стратегическое развитие территории» выступает как организационно-методологический институт предвидения будущего и включает в себя управление экономикой на основе развивающих человека экономических и социокультурных ценностей, социально ориентированную координацию действий территориальных активностей, превращение территории в очеловеченное пространство и выдвижение человеческого счастья в качестве целевого вектора развития территории.

Главным, исходным тезисом и парадигмальной установкой осуществления социогуманитарного преображения региона является Человек, его гармоничное развитие. Он-альфа и омега социогуманитарного преображения, центр и фокус развития современного регионального социума.

В общем комплексе научно-управленческой деятельности по проектированию «Концепции социогуманитарного модернизации Республики Коми» необходимо:



  • разработать систему концептообразующих, основополагающих «понятий-категорий» проектируемого документа, в том числе: «социогуманитарная модернизация региона», «социогуманитарная миссия региона», «гуманитарная успешность субъекта России», «региональное социогуманитарное пространство», «государственная антропологическая политика (антропополитика)» и другие «категориальные» теоретические понятия концепции,

  • определить стратегические цели,

  • сформулировать «желаемый интегральный социогуманитарный образ Республики Коми», как социогуманитарную «футуромодель» региона, «итоговое видение» успешности процессов реализации концепции и стратегии социогуманитарного преображения и др.

Для экспертного обсуждения предлагаются следующие варианты номинирования некоторых перечисленных выше понятий:

Социогуманитарное преображение региона:



  • это «системокомплекс» когерентных, взаимообусловленных, всесторонне взаимозависимых процессов регионального развития «целеориентированных» на создание условий для опережающего, динамически устойчивого, сбалансированного человеческого развития в северном регионе;

  • это «гуманистически ориентированная модернизация» (С.А.Кравченко) нацеленная на раскрытие  многогранных  духовных и интеллектуальных потенций Человека в сложном современном региональном социуме;

  • это гуманистическое, человеко-ориентированное, социокультурное, духовно-нравственное развитие;

  • это такое развитие и креативное управление региональным развитием, при котором обеспечивается существенный и опережающий рост «гуманитарных инвестиций», превосходящих по уровню, и опережающих по темпам инвестиции в материальные производственные фонды, рост абсолютных размеров нематериального (или невещного) накопления в человекоориентированные инвестиционные сферы, обеспечивающие создание необходимых инфраструктурных, «средовых» условий для гармоничного развития человека, повышения качества человеческого потенциала региона, формирования «инновационного человека», процесс модернизации всех сфер (подсистем) социальной и духовной жизни региона, процесс формирования новой региональной идентичности, целостности регионального социогуманитарного пространства, создания новой культурной среды функционирования социума, преображения регионального социокультурного ландшафта;

  • это такое развитие региона, которое расширяет возможности населения получить хорошее образование, прожить долгую и здоровую жизнь, иметь интересную и достойную работу, способную обеспечить духовное и материальное благополучие.

Социогуманитарная модернизация, с точки зрения государственного управления, понимается нами как осуществляемый органами государственной власти и местного управления, при конструктивном, солидарном участии политически активного населения и институтов гражданского общества, синхронный и интерактивный, общественно согласованный процесс научно-обоснованных инновационных, креативных институциональных, структурно-функциональных преобразований (изменений) в системе управления социогуманитарным развитием региона, процесс формирования человеко-ориентированной модели государственного управления и местного самоуправления, процесс модернизации социальных и гуманитарных (человеко-ориентированных) государственных политик, внедрение технологий ценностно-ориентированного, креативного гуманитарного управления (гуманитарного менеджмента), инкорпорирование высоких инновационных гуманитарных технологий (креативных социогуманитарных, социокультурных инноваций) в практику государственного управления и местного самоуправления.

Социогуманитарная миссия Республики Коми может быть представлена следующим комплексом формулировок:



  • Миссия Республики Коми состоит в построении и эффективном функционировании региональной социо-экономико-гуманистической системы инновационного будущего, целеориентированной, в соответствии с Конституциями России и Республики Коми на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развития человека как высшей ценности;

  • Миссия Республики Коми состоит в создании для жителей региона одного из лучших среди северных регионов России стандартов качества жизни, качества населения, социального благополучия и экономической среды на основе повышения эффективности и сбалансированности функционирования экономической, социальной и политической и духовной сфер общественной жизни;

  • Миссия Республики Коми заключается в создании комфортной среды проживания и приближения стандартов качества жизни, показателей развития человеческого потенциала к уровню лучших северных регионов России, Северо-Западного федерального округа и, в долгосрочной перспективе, к стандартам качества жизни населения северных и финно-угорских стран мира.

  • Миссия Республики Коми состоит в том, чтобы обеспечить статус одного из лучших регионов в Северо – Западном федеральном округе по основным индикаторам качества жизни и качества «качеств населения» и превратиться в территорию наиболее комфортную для проживания, труда, туризма и отдыха населения, территорию высокого и повышающегося качества жизни для нынешних и будущих поколений на основе социоинновационного устойчивого развития, промышленного роста, повышения конкурентоспособности, ресурсо- и энергосбережения, создания новой системы привлечения инвестиций, способствующей внедрению достижений науки и инноваций в производство;

  • Миссия РК может быть определена как миссия региона, реализующего в целях повышения качества жизни населения стратегию «социоинновационного развития», превращения полиресурсного природного богатства республики (земля, недра, леса) в источник благосостояния ее жителей;

Стратегическая цель социогуманитарной модернизации республики: обеспечение расширенного воспроизводства условий (социальных, экономических, политических, правовых, гуманитарных и др.) для свободного развития человека как высшей, приоритетной цели регионального государственного управления, повышения качества человеческого потенциала, реализации заложенных в человеке многомерных способностей и потенций, «формирования гармонично развитой личности» [4],«креативного», «инновационного человека» (Э.Хаген), человека, способного адаптироваться к постоянным изменениям, активным инициатором и производителем этих изменений, создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности.

«Первоцелями» практической реализации концепции или ее «минимакс –стратегией» являются:



  • демпфирование кризисности антропологической ситуации в регионе,

смягчение остроты социально-антропологической напряженности.

  • реконструкция доминирующей в настоящее время в регионе «экономикоцентристской» модели государственной политики и формирование гуманистической, социогуманитарной, «человекоцентрированной» парадигмы региональной государственной политики и человекоориентированной модели политико-административного управления, обеспечивающей переход от «человекопотребляющего» типа развития к «человековоспроизводству», развитию и в целом, общего уровня «гуманитарной успешности» республики.

«Желаемый интегральный социогуманитарный образ Республики Коми» к 100-летию образования Коми автономии (государственности) может быть номинирован и репрезентирован следующим образом: «Республика Коми к 2021 году – гуманитарно-успешный, человеко-ориентированный регион,

  • регион, в котором, целевым вектором интегративного стратегического развития является человеческое счастье,

  • регион, в котором, органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляется системная работа по созданию условий для развития человека, как высшей ценности, «меры всех вещей» на основе реализации системной региональной гуманитарной мегаполитики (антропополитики);

  • регион, в котором реализуются принципы социальной справедливости, социогуманизма, преемственности поколений, солидарности, социальной сплоченности, обеспечивается сохранение культурного разнообразия и поддержка межкультурного диалога, гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие, реализация конституционных прав и свобод граждан, их активное участие в государственном управлении и местном самоуправлении на основе использования инновационных политических и гуманитарных технологий, в том числе, технологий государственного и муниципального электронного управления, электронной демократии».

Реализацию целей социогуманитарной модернизации должна обеспечить спроектированная автором многоуровневая и полисубъектная региональная государственная гуманитарная мегаполитика (антропополитика), включающая (интегрирующая) следующие человекоориентированные субполитики, в том числе: государственная культурная политика, государственная образовательная политика, государственная политика в области воспитания, в том числе, политика в сфере духовно-нравственного воспитания населения, прежде всего молодежи, обеспечения духовной безопасности, государственная фелицитарная политика (политика, стратегическая цель которой - создание условий для достижения человеческого счастья), антикриминальная политика, антинаркотическая политика, государственная политика дезалкоголизации населения (алкогольная политика, государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения), антикоррупционная политика, демографическая политика, политика управления антропотоком (миграционная политика: иммиграционная политика, политика «натурализации», политика социокультурной интеграции), политика в сфере укрепления популяционного здоровья, политика в сфере развития физкультуры и спорта, семейная политика, единая детская и молодежная политика, геронтополитика, гендерная политика, политика в сфере повышения благосостояния населения, уровня и качества жизни, политика в сфере социального обслуживания, социальной поддержки и помощи различным категориям населения, политика в сфере создания условий для высокопроизводительного труда, политика в рекреационно-релаксационной сфере, жилищная политика, политика в сфере развития общественных отношений, связей с общественностью, политика формирования культуры общественной жизни, гражданского образования, государственная демократическая, гуманистически ориентированная информационная политика, символическая, имиджевая политика, государственная историческая политика, политика поддержки институтов гражданского общества, гражданского участия, политика социального партнерства, электоральная политика, политика в сфере обеспечения прав и свобод граждан, политика в сфере межконфессиональных отношений (государственная конфессиональная политика), этнополитика, политика противодействия интолерантности, формирования толерантной культуры, политика формирования солидарного общества, политика формирования российской и территориальной гражданской идентичности и целый ряд других.[5 ]

Все эти человекоориентированные, гуманитарные субполитики должны иметь научно-обоснованные, нормативно оформленные концепции или доктрины, программно-целевой комплекс, бюджетное финансирование, государственно-общественную модель управления и единую систему государственного управления, в том числе, и координации всех многосубъектных институтов, участвующих в осуществлении антропополитики, а также систему средств - современных “высоких социогуманитарных, «человекоориентированных» технологий, (в том числе, и гуманитарных технологий рефлексивного управления), и критериально-индикативную систему оценки эффективности целедостижения.

Учитывая, что социально-гуманитарная модернизация,  как сложный многоплановый процесс, включает системную модернизацию всей совокупности социальных и гуманитарных (человекоориентированных) государственных политик (антропополитик), всех подсистем социальной, и духовной жизни региона, системы государственного и муниципального управления ими, актуализируется задача проектирования, принятия и практической реализации концепций модернизации всех отраслей, сфер и направлений региональной социогуманитарной политики (антропополитики), в том числе: «Концепции государственной культурной политики в Республике Коми», «Концепции духовно-нравственного преображения республики», «Концепции молодежной политики», «Концепции государственной семейной политики РК», «Концепции формирования солидарного общества в Республике Коми», «Концепции развития общественных отношений в Республике Коми», «Концепции взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Коми с институтами гражданского общества», «Концепции государственной информационной политики РК», «Концепции политики обеспечения прав и свобод граждан в Республике Коми», «Концепции политики повышения репутационного капитала (имиджевой политики) Республики Коми», «Концепции государственной алкогольной политики (или политики дезалкоголизации населения) Республики Коми» и целый ряд других концептуальных документов модернизации социогуманитарной сферы.

Как мы полагаем, следует принять, (с внесением необходимых корректировок), уже разработанные проекты концепций системы социальной защиты населения РК, демографического развития РК.

Предлагая органам государственной власти к разработке и принятию перечисленный выше комплекс концепций, автор учитывает, что в республике уже приняты концепция и программа развития здравоохранения, концепция и программа развития физической культуры и спорта, программы модернизации общего и дошкольного образования, программа «Социальная защиты населения», программа "Содействие занятости населения", программа укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России «Республика Коми - территория межнационального мира и согласия (2014-2020 годы) и др.

По примеру ряда регионов России (Санкт-Петербург, Томская, Белгородская область, Республика Татарстан и ряд других) рекомендуется разработать и принять «Социальный кодекс Республики Коми» и «Социальный паспорт Республики Коми» или «Социогуманитарный паспорт РК».

В контексте осуществления социогуманитарной модернизации республики необходимо создать эффективный механизм правового регулирования обеспечивающего реализацию права на достойную жизнь, в том числе предлагается принять законы республики: «О качестве жизни населения Республики Коми» (опыт Ханты – Мансийского автономного округа и ряда других регионов), «Об ответственности органов государственной власти за обеспечение конституционного права граждан на достойную жизнь и свободное развитие», создать механизм практической реализации закона РК «О согласованном уровне жизни и контроле его обеспечения».

С целью координации деятельности всех субъектов, участвующих в осуществлении социогуманитарной модернизации, эффективного обеспечения государственного управления процессами гуманитарного развития региона, рекомендуется создать при Главе РК общественно-государственный Совет по социогуманитарной модернизации (или по гуманитарному развитию республики). В структуре Правительства - создать управление по гуманитарному развитию (гуманитарной политике). Решить ряд управленческих задач по оптимизации структуры и повышению эффективности деятельности «социальных» министерств и ведомств.

Для повышения уровня информированности населения об осуществлении социогуманитарной модернизации актуализируется задача подготовки и представления общественности ежегодных государственных докладов в сфере социогуманитарного развития Республики Коми, в том числе: «О развитии человеческого потенциала Республики Коми» (на основе опыта подготовки соответствующих докладов в Республике Башкортостан и Пермском крае); «Дети Республики Коми», «Молодежная политика в Республике Коми», «Старшее поколение в Республике Коми», «Семья и семейная политика в Республике Коми», «Здравоохранение в Республике Коми», «Образование в Республике Коми», «О развитии дошкольного образования в Республике Коми», «Культура в Республике Коми», «О положении инвалидов и государственной политике в отношении людей с ограниченными возможностями», «Развитие физической культуры и спорта в Республике», «Демографическое развитие Республики Коми», «О качестве жизни населения Республики Коми», «О социальной защите и социальном обслуживании населения», «О государственной национальной политике», «Развитие туризма в Республике Коми», «Жилищное строительство в Республике Коми», «Жилищно-коммунальная политика в Республике Коми», «Государственная политика здорового образа жизни», «О государственной политике занятости населения».

Необходимо также представлять общественности государственные доклады о борьбе с преступностью, о борьбе с коррупцией в Республике Коми, об эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, ряд других.

Рекомендуется придать статус государственных ежегодным докладам о развитии гражданского общества в Республике Коми, докладам Уполномоченного по правам человека Республики Коми.

Подготовка и информационное сопровождение этих докладов должны осуществляться в рамках государственной региональной информационной политики (в настоящее время отсутствует ее концепция, стратегия, программа). Доклады можно рассматривать и как своеобразные отчеты правительства (и министерств) перед населением – налогоплательщиками. Кроме того, их подготовка позволит органам государственной власти и управления в полном объеме и комплексе иметь реальную «картину» социогуманитарной ситуации в регионе и на этой основе осуществлять корректировку политики социогуманитарной модернизации, что будет способствовать повышению ее эффективности.

Эти доклады должны быть предварительно рассмотрены и утверждены на заседании Правительства и подписаны Главой республики или председателем Правительства РК. Возможно обсуждение проектов докладов в Общественной палате республики. О статусе, системе и механизме подготовки государственных докладов (не только социальных), может быть принят специальный нормативный акт. Отдельный нормативный акт должен быть принят и в отношении Доклада Главы РК Государственному Совету РК.

В общем контексте социогуманитарной модернизации, в соответствии с задачей приоритетного развития гуманитарных наук, как наук о человеке, его развитии, «его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности», сформулированной в Указе Президента РФ «Об основах государственной культурной политики», [6] актуализируется проблема создания системы государственной поддержки развития социальных и гуманитарных наук и исследований: философских, социологических, политологических, культурологических, социально-психологических, социально-антропологических и институционального формирования соответствующих экспертных сообществ. В данном контексте можно рекомендовать учреждение премии Главы РК и Правительства республики имени Питирима Сорокина в области социальных, общественных, гуманитарных наук. Предлагается также изучить вопрос о создании на базе института языка, литературы и истории КНЦ Уральского отделения АН РАН института гуманитарных наук (опыт Республики Мордовия и ряда других регионов).



Важнейшим условием и направлением социогуманитарной модернизации является проектирование и осуществление концепции и стратегии формирования регионального солидарного общества, поскольку успехов в достижении каких-либо реформ, направленных на обеспечение современного качества жизни граждан, невозможно достичь без понимания и широкой общественной поддержки «снизу» и без демократической общественной консолидации всех сил, призванных участвовать в процессах модернизации общества.

Идея солидарного общества в наибольшей степени органична социальному укладу, национальному характеру, представлениям о справедливости, способна консолидировать все социальные группы регионального сообщества. Стратегия формирования солидарного общества, прежде всего, направлена на повышение качества человеческих отношений.

Основными стратегическими координирующими документами в системной политике формирования солидарного общества в Республике Коми должны быть соответствующие «Концепция и Стратегия».

При проектировании концепции и стратегии формирования солидарного общества необходимо  рассматривать формирование солидарного общества как одну из целей регионального развития.

По мнению исследователя В. Бабинцева, «формирование регионального солидарного общества понимается как система межличностных и межгрупповых отношений субъекта Российской Федерации, основанная на осознании их участниками общности фундаментальных интересов, ценностей и жизненных смыслов, на взаимной поддержке, лояльности и сотрудничестве в достижении позитивных общественно значимых целей» [7] Движение к региональному солидарному обществу означает утверждение в отношениях между людьми четырех важных принципов: взаимопонимание, лояльность, социальная интеграция и взаимная ответственность.

При проектировании и осуществлении политики формирования солидарного общества также следует иметь в виду, что «ключевыми ценностями для россиян являются: справедливость, единство всех перед законом, равенство не доходов, а стартовых шансов и возможностей (особенно для детей из любых семей вне зависимости от их достатка), сильное государство, способное заботиться о гражданах» [ 8 ]

Для проектирования региональной концепции формирования солидарного общества важны концептуальные идеи известного российского культуролога Г.Л. Тульчинского о ценностно-нормативных факторах социогенеза, в том числе, его идея о том, что «наиболее продуктивным путем представляется гармонизация ценностно-нормативного потенциала, образующего российский социум, результатом которого может стать его консолидация на основе солидарности» [9]

Основными направлениями, факторами и условиями становления регионального солидарного общества по нашему мнению являются:



  • снижение уровня социальной и территориальной дифференциации, формирование среднего класса в регионе как важнейшего социально-экономического условия становления солидарного общества.

  • гуманизация экономики, повышение качества жизни и качества человеческих отношений.

  • формирование общественной консолидации как процесса достижения ментального согласия граждан в отношении понимания стратегических проблем развития региона, направления и целей этого развития.

  • повышение уровня легитимности и доверия к региональной власти

  • повышение качества и эффективности функционирования власти и гражданского общества и их взаимодействия.

  • повышение уровня информационной открытости власти,

  • формирование в региональном общественном сознании позитивного имиджа региона;

  • формирование общероссийской и региональной территориальной идентичности;

  • укрепление межэтнического, межконфессионального согласия и веротерпимости;

  • укрепление гражданского мира и согласия, гармонизации общественных отношений (при этом согласие в обществе рассматривается нами как важнейшее условие региональной модернизации)

  • развитие системы и повышение эффективности социального партнерства:

  • государственная поддержка развития социально- ориентированного бизнеса, повышение социальной ответственности бизнеса и ряд других направлений.

Для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и институтов гражданского по формированию солидарного общества в Республике Коми необходимо создать систему координации функционирования всех институтов (государственных, и гражданских, социально-ориентированного бизнеса) и осуществления всех государственных политик, создающих условия для общественного согласия и консолидации: политики повышения качества жизни и снижения уровня социальной и территориальной дифференциации, информационной политики, политики повышения репутационного капитала региона, политики формирования общероссийской и территориальной идентичности, национальной политики, политики в сфере развития и гармонизации межконфессиональных отношений, политики поддержки институтов гражданского общества, политики в сфере защиты прав и свобод граждан и других субполитик.

Координирующим органом в работе по формированию солидарного общества может быть общественно - государственный Совет по политическому развитию Республики Коми или Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и взаимодействию с общественными организациями граждан при Главе РК (по аналогии с подобным Советом при Президенте РФ).

В контексте формирования солидарного общества в Республике Коми, консолидации общественных сил региона, обеспечения гражданского мира актуализируется задача создания системы соглашений (договоров) власти с населением и с институтами гражданского общества.

Полагаю целесообразным рекомендовать органам государственной власти инициировать и разработать с участием общественности проект «Договора об общественном согласии в Республике Коми» или проект «Договора о гражданском мире, межнациональном и межконфессиональном согласии» и принять его на заседании Общественной палаты Республики Коми или на республиканском гражданском форуме. Итоги его выполнения целесообразно подводить ежегодно в «День народного единства» – 4 ноября на традиционном гражданском форуме республики. Это будет одна из традиций и форм проведения нового российского праздника.

Необходимо также создать механизм практической реализации закона РК «О согласованном уровне жизни населения и контроле его обеспечения» - как системе общественного договора, законодательной основы политического участия и контроля населения за эффективностью деятельности власти. Как известно, в данном законе предполагается, что правительство заключает своеобразный общественный договор с населением по основным параметрам качества жизни. Следует отметить, что Республика Коми – единственный российский регион, имеющий в своем законодательном пространстве подобный закон, обладающий высоким консенсусным, консолидационным потенциалом и, который, уже более 10 лет не используется для развития и гармонизации общественных отношений. «Субъектами – соисполнителями» реализации данного закона могут быть Общественная палата РК, Коми региональное отделение ООД «Народный фронт «За Россию», Молодежный парламент РК, федерация профсоюзов и другие институты гражданского общества.

Таким образом, в регионе должна сложиться следующая система основных республиканских общественных соглашений и договоров:

1. «Договор об общественном согласии в Республике Коми» или «Договор о гражданском мире, межнациональном и межконфессиональном согласии» (с институтами гражданского общества и религиозными конфессиями)

2. Договор о согласованном уровне жизни и общественном контроле его реализации (с населением республики).

3. Региональное соглашение по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми

Подобная система должна действовать и в муниципальных образованиях.

В целом же общественный договор, необходимо рассматривать как важнейший институт, форму и механизм формирования регионального солидарного общества.

По нашему мнению эффективной формой, обеспечивающей формирование солидарного общества в Республике Коми, постоянно - действующей системы и механизма участия населения в государственном региональном управлении, обеспечения представительного общественного участия для решения актуальных проблем в сфере социально-экономического, политического и духовно-нравственного развития республики, мог бы стать Народный форум (собрание) Республики Коми – система постоянно - действующих «гражданских форумов» или «ассамблей», своеобразный «общереспубликанский сход», «большое республиканское жюри».

«Народный форум» как один из институтов регионального открытого «большого правительства» может включать:


  • подсистему местных муниципальных (городских, районных, сельских и поселковых) форумов (сходов), собраний территориального общественного самоуправления (ТОСов);

  • подсистему форумов различных категорий населения и институтов гражданского общества: форум женщин, людей старшего возраста (форум старейшин), форум молодежи, родительский форум, форум институтов гражданского общества, в том числе, ежегодный гражданский форум, съезды коми народа, партийные форумы, форум журналистов РК, форум ассамблеи народов Республики Коми, форум Совета муниципальных образований РК и др.

  • подсистему «отраслевых» форумов (например, форумов работников лесопромышленного, агропромышленного комплексов, работников образования, культуры, работников системы социального обслуживания населения, форум адвокатского сообщества и т.д.).

В институциональную структуру народного форума может быть включена (по согласованию) Общественная палата РК, Коми региональное отделение ООД «Народный фронт «За Россию, «Коми войтыр», Молодежный парламент РК, Молодежное правительство РК (есть опыт ряда регионов), Ассамблея народов РК (два последних института необходимо создать в регионе) и др.

На рассмотрение Народного форума Республики Коми можно выносить наиболее актуальные проблемы региональной государственной политики, проекты законов, затрагивающих интересы большинства населения. Форумы могут проходить как с единой повесткой, например, вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни, формирования и реализация региональной государственной политики дезалкоголизации населения, проблемы ЖКХ, проблемы обеспечения в республике конституционных прав и свобод граждан, в том числе конституционного права граждан на достойную жизнь и свободное развитие, обсуждение проектов «народного бюджета», «народных программ», так, и с различными проблемными повестками, волнующими население городов и районов, отдельных категорий граждан, институтов гражданского общества и т.д.

«Народный форум Республики Коми» должен иметь свой официальный сайт как один из компонентов системы региональной электронной демократии.

Одним из «координаторов», обеспечивающих деятельность Народного форума, могла бы быть Общественная палата РК.

Возможно «Народный форум Республики Коми» может быть институтом Общественной палаты РК или Коми регионального отделения ООД «Народный фронт «За Россию».

Механизм функционирования данного института народного представительства должен осуществляться на основе принятия соответствующего закона Республики Коми.

Coздание и функционирование «Народного форума Республики Коми» в полной мере согласуется с идеей В.В. Путина о том, что «растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это - общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения, что мы должны стремиться к объединению общества, а для этого нужно, чтобы все люди вне зависимости от своих взглядов чувствовали, что они услышаны». [ 10]

Идея создания народного форума, (как и вся совокупность других предложений автора данной статьи), может быть обсуждена общественностью региона.

Для формирования регионального солидарного общества и эффективного осуществления социогуманитарной модернизации в целом, необходимо сформулировать и представить для обсуждения общественности своеобразную «территориальную идентификационную, консолидирующую идею».

Предлагая для реализации комплекс мер по формированию солидарного общества, мы исходим из того, что полного согласия между властью и обществом по всем основным спорным проблемам в сложном полиэтническом, поликонфессиональном, полиментальном регионе вряд ли возможно добиться. Поэтому речь идёт о поиске путей достижения максимально возможного согласия в обществе по отдельным проблемам дальнейшего развития нашего региона, или, иначе говоря, о возможности достижения консенсусных соглашений по этим проблемам.

В проектировании и осуществлении политики формирования солидарного общества, и в целом, в осуществлении социогуманитарной модернизации активное участие должна принять Общественная палата Республики Коми, на основе практической реализации «Концепции повышения эффективности деятельности палаты на период до 2020 года». В концепции впервые сформулирован ее новый политико – правовой статус, миссия, стратегическая цель, задачи, функции и механизмы реализации и другие сущностные компоненты [12]

Некоторые практические предложения по повышению эффективности деятельности палаты представлены автором в публикации, размещенной на сайте ОПРК ( Как видит эксперт Общественной палаты Республики Коми В.М. Теребихин "перезагрузку" Общественной палаты региона http://www.oprk.ru/news/1894/)

Автор также полагает, что вся деятельность по осуществлению социогуманитарной модернизации республики должна проводиться в общем контексте осуществления демократической политической модернизации региона. [13 ]

Одним из структурных компонентов концепции социогуманитарной модернизации является многофункциональная система социогуманитарных критериев и индикаторов оценки качества и эффективности государственного управления процессами гуманитарной модернизации, обеспечения гуманитарной успешности региона (система индикаторного управления), имеющая сложный системологический характер и состоящая из 5 основных подсистем:



  • Подсистемы интегральных (композитных, синтетических, агрегированных) индексов человеческого развития, количественно определяющих интегральные качественные характеристики развития человеческого потенциала, позволяющих выявлять более сложные тенденции и флуктуации человеческого развития;

  • подсистемы частных индексов, каждый из которых отражает и измеряет отдельные аспекты развития человеческого потенциала (сгруппированных по тематическим, проблемным блокам в соответствии с основными интегрированными направлениями гуманитарной политики (антропополитики);

  • подсистемы «пороговых», «предельно - критических» индикаторов-показателей гуманитарной, человеческой безопасности;

  • подсистемы индикаторов - «ориентиров – эталонов» гуманитарного, человеческого развития;

  • подсистему рейтинговых показателей уровня и качества гуманитарного развития России (страны) в мировых, европейских рейтингах, в мировых «табелей о рангах»;

  • подсистемы мониторингов оценки гуманитарной успешности страны, эффективности осуществления антропополитики и антропологического преображения России в целом.

В представляемом научной общественности докладе сформулированы некоторые научно–управленческие основания, пролегомены для проектирования концепции социогуманитарной модернизации Республики Коми, имеющие дискуссионный, предварительный характер. Дальнейшая их проработка потребует более углубленной теоретической рефлексии, солидарных, креативных и скоординированных усилий гуманитарного сообщества.

***
1.Теребихин В.М. Антропополитика – гуманитарная мегаполитика развития человеческого потенциала как цели и условия системной модернизации России: идеи к проектированию концепции//Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник.Вып.8.РАН.ИНИОН.Отд.научного сотрудничества и международных связей; Отв.ред.Ю.С. Пивоваров.- М.,2013.-Ч.1, С.145-155.

2. Татаркин А.И., Романова О.А., Бухвалов Н.Ю. Новая индустриализация экономики России// Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление, № 3/2014, с.10-16.

3. Бочко В.С. Интегративное стратегическое развитие территорий: теория и методология / Бочко В.С. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010.

4.Об утверждении Основ государственной культурной политики // Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808. – URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d526bc0d7d43e934f4.pdf

5.Теребихин В.М. Государственная гуманитарная политика (антропополитика): пролегомены к проектированию концепции. //Вестник КРАГС и У. серия «Теория и практика управления», № 14(19) 2015, с.131-138

6.Об утверждении Основ государственной культурной политики // Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808. – URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d526bc0d7d43e934f4.pdf

7. Бабинцев В. Концепция солидарного общества: некоторые уроки разработки и реализации. URL: http://belsolidarnost.ru

8.Горшков М. Капитал не по Марксу – Российская газета 08.11.2013, URL: //http://www.rg.ru/2013/11/08/sociologia.html

9.Тульчинский Г.Л. Ценностно-нормативные факторы социогенеза и перспективы развития российского общества, Наследие, 2012, № 2, с.91.

10. Демократия и качество государства. Владимир Путин о развитии демократических институтов в России URL: http://www.kommersant.ru/doc/1866753

11.Теребихин В.М. Желаемый образ Республики Коми: идеи к проектированию концепции инновационного имиджа// Вестник КРАГС и У. серия «Теория и практика управления», № 13(18) 2015, с.15-21.



12.Теребихин В.М. Концепции повышения эффективности деятельности Общественной палаты РК на период до 2020 года» URL: http://www.oprk.ru/document/1077/

13. Демократическая модернизация региона: предложения эксперта Общественной палаты РК Владимира Теребихина URL: http://www.oprk.ru/news/1053/)



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал