Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет Экологическая и промышленная безопасность при освоении месторождений полезных ископаемых государств – участников СНГ



страница1/6
Дата23.04.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2   3   4   5   6




Содружество Независимых Государств

Исполнительный комитет

Экологическая и промышленная безопасность
при освоении месторождений полезных ископаемых государств – участников СНГ

Москва, 2014 год




Оглавление




Оглавление 2

Введение 3

I. Понятия и определения 4

II.Международные аспекты промышленной безопасности 5

III.Общие правила безопасности при ведении работ на горных предприятиях 8

IV. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду 11

V. Мероприятия, проводимые компаниями
по обеспечению экологической и промышленной безопасности при добыче полезных ископаемых 13

VI.Опыт государств – участников СНГ в области промышленной безопасности 19

VII.Основные проблемы в области промышленной
и экологической безопасности и возможные
пути их решения 34

Выводы 38




Введение


Промышленная и экологическая безопасность – тема, которая актуальна для всех государств. Промышленность очень важна для экономического развития любой страны. Бурный рост и развитие промышленных объектов, появление новых технологий, освоение новых месторождений полезных ископаемых, создание мощного промышленного оборудования представляют собой потенциальный риск промышленных аварий и их отрицательных последствий для здоровья людей и состояния окружающей среды. В связи с этим возникает необходимость оперативного реагирования на произошедшие крупные аварии, их предотвращения и готовности к ним.

По сравнению с прочими промышленными комплексами горные предприятия оказывают наивысшее воздействие на все элементы геосферы: литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу, а также на социосферу. В современных условиях объективная оценка уровня экологической безопасности того или иного технологического или организационного решения, предприятия в целом является насущной необходимостью. Поэтому экологической и промышленной безопасности уделяется внимание с начала проектирования какого-либо объекта и до полной его ликвидации.

Целью написания данной аналитической работы является создание на базе собираемых разрозненных сведений и материалов, обобщенной информации, раскрывающей интересующие вопросы по исследуемой теме.

Этот материал может быть информативным для широкого круга общества, в том числе и специалистов геологической отрасли, так как дает общее представление о состоянии промышленной и экологической безопасности на горных предприятиях государств – участников СНГ, основных проблемах и возможных путях их решения.



  1. Понятия и определения


Под экологической безопасностью понимают комплекс организационно-технических мер, направленных на защиту окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Обеспечение экологической безопасности предприятия требует комплексного подхода. На начальном этапе необходимо определить производственные факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Оценка текущей ситуации осуществляется в рамках экологического аудита, в ходе которого проводится проверка деятельности предприятия нормативным требованиям, касающимся охраны окружающей среды и сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Экологический контроль подразумевает модернизацию защитного комплекса, обеспечивающего снижение объема вредных выбросов и разработку мероприятий, направленных на минимизацию вероятности возникновения нештатных ситуаций.

Экологическое воздействие горного производства в значительной мере обусловлено видом полезного ископаемого, условиями залегания, объемами и технологией добычи и переработки, а также географо-экономическим положением объекта. Для определения степени экологической безопасности необходимо комплексно оценить негативное воздействие горного предприятия на окружающую среду1.

Промышленная безопасность на предприятии отвечает за защиту территории предприятия, его сотрудников и прочей прилегающей территории. Основное направление промбезопасности на действующем предприятии – обеспечение безопасных условий труда на аварийно-опасном участке, а также сведение к минимуму вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, вредных для здоровья человека воздействий и устранение прочих негативных факторов. На каждом предприятии должно быть предусмотрено проведение мероприятий по промышленной и противопожарной безопасности. Обучение проводится в специализированных центрах по установленным стандартам и нормам. В этих же центрах проводится и профессиональная переподготовка кадров на соответствие занимаемой должности. После прохождения обучения, выдается аттестат соответствия.

  1. Международные аспекты промышленной безопасности


Проблему промышленной безопасности в той или иной мере постоянно курируют авторитетные международные организации, такие как ООН и входящая в ее состав Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация гражданской авиации и еще целый ряд государственных и региональных организаций различных стран.

Правительства всех государств понимают, что проблему промышленной безопасности нужно решать в сотрудничестве с другими странами. Постоянно проводятся консультации по вопросам промышленной безопасности, принимаются различные международные документы, стандарты, регулирующие данные вопросы, регулярно под эгидой ООН и других международных организаций проводятся международные форумы и конференции по промышленной безопасности. Активное участие в деятельности международных организаций и мероприятий принимают Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Аргентина, Бразилия, Германия, Италия, Польша, США, Швейцария, Южная Корея и Япония.

Государства обмениваются опытом предотвращения различных видов техногенных катастроф и опытом ликвидации их последствий, анализируют причины возникших чрезвычайных ситуаций и разрабатывают меры по недопущению их в будущем, делятся последними научными, технологическими, законодательными разработками в области промышленной безопасности.

Первая директива Европейского сообщества по предотвращению крупных промышленных аварий, ставшая правовым решением создавшихся проблем в области промышленной безопасности, получила название Директива Севезо I.

В 1976 году в итальянском городе Севезо в результате сбоя в процессе производства на химическом предприятии произошел выброс в атмосферу диоксина, имевший серьезные последствия для здоровья людей, животных и окружающей природной среды. Было эвакуировано несколько тысяч семей, произошло тотальное загрязнение 1 500 га густонаселенной местности. После аварии город в течение 16 месяцев был необитаем. Причиной аварии послужило нарушение технологического процесса, в результате чего в реакторе началась неконтролируемая реакция, повысились температура и давление, сработал предохранительный разрывной диск печи и произошла утечка содержимого реактора в атмосферу, в том числе диоксина.
Диоксины супертоксичны, они являются универсальными клеточными ядами, поражающими все живое. По оценкам специалистов-экологов, действие диоксина способно проявляться в течение двух–трех десятилетий, поскольку это вещество способно длительно сохранять свою токсичность.

Появившаяся в 1982 году Директива Севезо I стала фундаментом современного законодательства в области безопасности в промышленности и на транспорте в странах Европейского экономического сообщества. В соответствии с Директивой Севезо I предусматривалось создание межгосударственной системы сотрудничества и взаимодействия национальных законодательных и исполнительных органов власти в сфере промышленной безопасности. Цель – выявление и учет риска крупных аварий на предприятиях на возможно более ранних стадиях, при проектировании производственных объектов и технологических процессов, а также при разработке соответствующих средств и методов защиты от аварий и планировании мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации. Основными требованиями Директивы Севезо I – основы промышленной безопасности являются:

выявление опасной промышленной деятельности;

декларирование безопасности;

планирование действий при аварии;

информирование населения о возможной чрезвычайной ситуации.

В последствии в Западной Европе накопленные технические и социальные знания о крупных промышленных авариях были формализованы в директивах Севезо I (1982 год) и Севезо II (1996 год).

17 марта 1992 года ЕЭК ООН была принята Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (далее – Конвенция), направленная на предотвращение серьезных аварий, готовность к ним и ликвидацию их последствий.

Конвенцию подписали 26 стран–членов ЕЭК ООН и Европейское сообщество в качестве регионального союза. Вслед за ратификацией и присоединением новых членов она вступила в силу с 19 апреля 2000 года.

С целью поддержки стран Восточной Европы, Кавказа, Средней Азии и Юго-Восточной Европы ЕЭК ООН разработала целевую Программу помощи для таких стран с переходной экономикой.

В настоящее время в Конвенции участвует 41 сторона, включая стран–членов ЕС, и последним участником Конвенции стала Босния и Герцеговина, присоединившаяся к Конвенции в 2013 году.

В Конвенции также придается особое значение сотрудничеству между всеми заинтересованными сторонами: властями на местном, национальном и региональном уровнях, промышленностью, широкой общественностью и неправительственными организациями, а также международными организациями.

Становление рынка работ по оценке соответствия (в том числе экспертных) в государствах Европы исторически прошло как через систему государственного регулирования, так и через период ее фактического отсутствия. Например, во второй половине XX века (конец 1940-х – начало 1980-х годов) в большинстве государств Европы деятельность организаций, работающих в области оценки соответствия, жестко регулировалась государством. В большинстве стран Европы экспертные организации фактически назначались государством, их деятельность подлежала детальному регулированию и контролю (вплоть до вопросов ценообразования в части оказываемых этими организациями услуг), при этом в качестве основного свидетельства компетентности экспертных организаций выступало наличие у данной организации в штате должного числа квалифицированных экспертов по различным видам деятельности.

Необходимо отметить, что аккредитации при этом подлежали именно эксперты, а не организации, в которых они работали, и основная ответственность за качество выполнения экспертных работ возлагалась именно на экспертов – физических лиц. Европейский опыт данного периода доказал, что достижение установленного качества при осуществлении работ в области оценки соответствия (в том числе экспертных работ) возможно при выполнении стороной, осуществляющей подобные работы, ряда требований (наиболее подробно данные требования изложены в международных стандартах ISO серии 17000). Среди базовых требований приводятся и такие, что обеспечение должного качества работ возможно в том случае, когда работы в области оценки соответствия осуществляются «организацией или частью организации, обладающей организационной структурой, документацией, описывающей его функции и ответственность, систему менеджмента качества, систему подготовки персонала и т.д.». Вызывает сомнение возможность выполнения этих базовых требований, когда стороной, проводящей работы по оценке соответствия, является не экспертная организация, а индивидуальный предприниматель или физическое лицо. В 1980–1990 годах произошла довольно резкая либерализация рынка экспертных организаций Европы, чему во многом способствовало объединение европейского законодательства в области технического регулирования, появление директив так называемого нового и глобального подходов. Так, в договоре Европейского союза, определяющем единые требования к общеевропейскому рынку, есть две важные статьи:

статья 95, в которой приводятся основные положения к размещению любой продукции на рынке Европы;

статья 137, описывающая основные положения к использованию и эксплуатации продукции (в том числе опасного производственного оборудования) в странах–членах.




  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал