«Состав и строение гидросферы»



Скачать 126.54 Kb.
Дата30.04.2016
Размер126.54 Kb.
ТипУрок
МБОУ «Красноярска основная общеобразовательная школа»

Конспект урока

«Состав и строение гидросферы»

предмет: География



6 класс

учитель: Вотякова



Галина Александровна

2012-2013



Тема урока «Состав и строение гидросферы»
Из раздела: Гидросфера – водная оболочка Земли

Тип урока: Урок-путешествие..

Цель: продолжить знакомство с водной оболочкой Земли – гидросферой.

Познавательная задача - раскрыть понятие «гидросфера», «мировой круговорот воды», продолжить формирование представления о ритмичности процессов гидросферы, ее связи с другими оболочками, сформировать представление о круговороте воды во всех оболочках Земли; научить описывать гидросферу и круговорот воды по рисунку, диаграммам.

Развивающая задача – развивать логическое мышление с помощью изучаемого материала (выделять главное, существенные признаки понятий)

Воспитательная задача – раскрыть значение воды в природе и жизни каждого человека; продолжить развитие учебно-коммуникативных умений и навыков: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

Планируемые результаты:

Предметные: - сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме.

- объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения.

- объяснять значение воды в природе и жизни каждого человека.

Метапредметные: умение - организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме

Личностные: Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.

Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды. 
      Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы. 
      Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями. Методы: кластер, Сенквей

Наглядные пособия: физическая карта полушарий, компьютер с мультимедийным проектором, фрагмент мультфильма «Капитошка» .

Формы обучения: Системно – деятельностный подход.

Формы организации учащихся:

Фронтальная, коллективная (групповая работа, дискуссия).



Ход урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент (5-7 мин)

- Ребята! Проверьте свою готовность к уроку – наличие учебников, тетрадей, атласов.

Сегодня у нас с вами открытый урок и я хочу предложить провести его под девизом:



Знать, искать и ошибаться,

Чтобы снова подниматься,

Своей цели добиваться,

Не лениться, не сдаваться!

Согласны? Тогда в путь!


  1. Актуализация знаний.

Стадия вызова Вступительное слово учителя:

(зачитывает отрывок из произведения Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» и ответить на вопрос: )






  • Вот что писал о нем Антуан де Сент Экзюпери в своем произведении «Маленький принц»: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыносимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»

  • Вы узнали это вещество?

  • Что это за вещество?

  • Оно легко переходит из одного состояния в другое: испаряется, замерзает, плавится.

  • Как оно называется?

  • Как называется водная оболочка Земли?


Вопрос - Как вы думаете, о чём сегодня пойдет разговор на уроке?

Называют тему урока «Состав и строение гидросферы».
/ таблички: Знаю. Хочу знать. Узнал./- заполняют табличку


  • Эпиграфом к сегодняшнему уроку у нас будут слова Аксакова С. Т. «Все хорошо в природе, но вода - красота всей жизни» записать на доске/

2. Сформулируем цель урока.

(Цель: иметь представление о гидросфере, выяснить ее состав, сформировать представление о мировом круговороте воды, раскрыть значение воды в природе и жизни человека))

Строим кластер:

Сколько воды на Земле

Что такое гидросфера?

Состав гидросферы?

Вода в природе?

Мировой круговорот воды?

Значение воды?

/слова крепятся на доске/

- На эти и другие вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке.

- Знать такие понятия: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.

/открыть слова- «Сегодня на уроке»/


- Отправляемся с вам в путешествие вместе с Капитошкой, посмотрим кто больше наберет капелек и к кому, в конце урока придет в гости «Капитошка».
/фрагмент – начала мультфильма «Капитошка»- рисунок на доску/

Ответы детей.

Учащиеся определяю тему урока

Записывают в тетради

Учащиеся участвуют в постановке цели

Рисуют схему кластера



II. Основная часть(25 мин.)

1.Сколько воды на Земле?

-Мы с вами живем на суше. На твердой земной поверхности растут леса, и колосится хлеб на полях. Построены города и сёла, проложены дороги. Но если мы посмотрим из космоса на нашу планету, то увидим, что она голубая. Посмотрите на карту полушарий, основная часть карты синего цвета-цвета воды. Мировой океан, занимающий ¾ площади поверхности Земли. А сколько ещё на карте синих «ленточек» и «пятен» Это большие и малые реки, озера и водохранилища, вода в болотах и ледниках, под землёй; небольшой процент воды содержится в атмосфере. ……………………………………………………………..……Слайд №1

2. Задание классу :

-Используя текст учебника (с. 100) установить, сколько воды на Земле, и сделать вывод. Вывод: основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара занято водой. …………………Слайд №2

- Что такое гидросфера? / Вся вода, окружающая нас образует единую водную оболочку Земли и называется она гидросфера. / …………………………………………………………. Слайд №3

/дается капелька за быстрый ответ/


2.Из чего состоит гидросфера?

- Итак гидросфера включает в себя воды океанов и морей, пресные и соленые воды суши и воду, содержащую в атмосфере и в жизни организмах. К водам суши относят поверхностные воды (реки, озера, болота), ледники подземные воды



Задание №1: «Определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в живых организмах и атмосфере?»

Ита


(раздается схема, учащиеся ее заполняют по тексту и по рис. 71.)

…………………………………………………………………………………………………………….. Слайд №4

  • Проверим схему, как вы ее заполнили:

- Вывешивается таблица на доске (см. приложение)

/проверка задания, учащиеся ставят себе отметку в шкале оценивания. Кто правильно сделал – получают капельку/



Вывод: Только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая, в ней растворены химические соединения…. Слайд №5

3. Вода в природе

- Скажите, а в каком виде нам встречается вода в природе ( летом, зимой)?    ……………………………………………………. Слайд №6


- И так вода в природе встречается в 3-х состояниях (твёрдом, жидком и газообразном)

  Схема на доске и в презентации



- В жидком состоянии воды на Земле более 98% гидросферы, твердая вода (снег или лёд) 2% массы гидросферы, а газообразная (водяные пары) всего доли процента.

- Какие ещё свойства воды вам известны? - за ответы «капелька»

-(Ученики говорят, что вода чистая, прозрачная, без запаха. Вода медленно нагревается и медленно остывает (приводят пример с водой летом в нашей реке днем и вечером).

- Почему лед не тонет?

(Делают вывод, что при замерзании вода увеличивается в объёме и лед легче воды. И могут сказать, что вода хороший растворитель. Поэтому в природе встречается вода минерализованная и даже с содержанием газов.)



- А как вы думаете, как появились пещеры?

В природе всё взаимосвязано. Как сказал известный географ А. А. Григорьев: «… Вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств». – Не случайно поэт А. Дитрих писал:

В звонкой льдинке и слезинке

И в дождинке и росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода!



Почему? – за правильный ответ «капелька»

(отвечают, что это мировой круговорот воды в природе)

-Запишите определение в тетрадь.

- Что происходит с водой в природе?



Вывод: (вода играет важнейшую роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.) - за ответ «капелька»
4. Круговорот воды в природе.

- Рассмотрите  рисунок 72 в учебнике.

Итак: слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение…… …………………………………………………….....................Слайд №7

Задание №2

Работа в группах:

1 группа: «Какую роль играют облака (осадки, испарение)?

(Легкие водяные поднимаются вверх, охлаждаются и формируют облака. Одна часть атмосферных осадков возвращается в океан. Другая часть вместе с облаками воздушные потоки переносят в области над континентами. На суше осадки выпадают в виде дождя или снега. Часть воды испаряясь, возвращается в атмосферу, часть просачивается в грунт. Остальная вода пополняет реки, озера, ледники. Наконец, вместе с речными и подземными стоками возвращается обратно в океан.)



2 группа: «Кто участвует в мировом круговороте и где медленнее всех идет «обновление»?»

(Участвуют живые организмы и человек. В разных частях гидросферы вода проходит круговорот, «обновляется», с различной скоростью. Медленнее всего этот процесс идет в подземных водах и материковых ледниках полярных широт – тысячи и десятки тысяч лет., глубоких подземных водах – до несколько миллионов лет)



3 группа: «За сколько лет вода «обновляется» в океанах, болотах , ледниках, озерах, реках, атмосфере, живых организмах?».

( Вода океанов проходит круговорот примерно за 3 тысячи лет, вода болот и горных ледников - за несколько сотен лет, вода озер – за десятки и сотни лет. Гораздо быстрее самоочищаются реки – от недель до несколько месяцев. Вода в атмосфере «оборачивается» за 7-9 дней, а в живых организмах – обычно за несколько часов.) …………………………………………………………..……. Слайд №7



Делаем вывод: Мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ.

( оцените «Своего товарища» - 1 группа оценочный лист передает второй группе, вторая группа – третье, треть – первой.)

5. Значение воды. О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряков: «разве вода – это та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю Океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода. Тучи, облака, туман – это тоже вода… Безгранично разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды».

- Вода незаменима. Нет такого вещества во вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный материал. С каждым годом человечество использует всё больше пресной воды. Воду потребляют на орошение тысячи гектаров полей. Чтобы вырастить килограмм растительной пищи, необходимо около 2 тысяч литров воды. Очень много воды потребляют фабрики и заводы по всему миру. Например, в Москве расход воды в среднем на человека составляет 500 литров в сутки. Вся использованная грязная вода возвращается обратно в гидросферу и включается в Мировой круговорот.



Ответы учащихся

Ответы учащихся. Записывают определение


(работа с текстом-стр.101- по рис.71.)

Проверяют задание, ставят себе оценку в оценочный лист

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Делают вывод

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Записывают определение

По шкале оценивают друг друга.


III . Практическая работа (6 мин).

6. Почему мы заботимся о качестве воды?

Задание №3 Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа стр. 103-104, составляют и заполняют схему.



проверка таблицы- опрос частичный)

- Только на суше сейчас загрязнена почти пятая часть поверхностных водоемов, а ведь эту воду мы пьём! Врачи считают, что 80% всех болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. Конечно, существуют очистительные станции, но и мы должны заботиться о чистоте воды в наших водоемах и реках, экономно использовать пресную воду. Поэтому охрана гидросферы- это забота всех людей.

……………………………………………………………. Слайд №8



Выводы:

- Загрязнение гидросферы возрастает из-за деятельности человека, это создает опасность для жизни.

……………………………………………………………. Слайд №9

(«Капитошка» сегодня в гости отправляется, как вы думаете к кому…? Ребята сами подводят итог.- вручается рисунок «Капитошки»

……………………………………………………………. Слайд №10


Работа с текстом

Заполняют таблицу

Оценивают себя по шкале, подсчитайте средний балл.


IV. Закрепление материала (3 мин).




- стр104 Ответьте на вопрос №3, 4, 5, 6.7, 8.

……………………………………………………………. Слайд №11




Ответы учащихся

V. Домашнее задание (2 мин).

Проведите маленькое исследование. Предложите своим родным и друзьям, знакомым закончит предложение: «Вода для меня – это…. (вопрос 9-читай далее).

Учащиеся записывают задание в дневник.

VI. Итоги урока (2 мин).

-Что новое вы узнали?

………………………………………………………………. Слайд №12



Рефлексия.

Прикрепить рисунки на доску:



Ответы детей.





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал