Совершенствование системы оказания первой помощи пострадавшим при дтп



Скачать 204.04 Kb.
Дата02.05.2016
Размер204.04 Kb.

Совершенствование системы оказания первой помощи пострадавшим при ДТП

Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.

Дорожно-транспортный травматизм, занимая первое место в мире по числу погибших и второе — по числу травмируемых, становится серьезной социальной, экономической и медицинской проблемой. Общая летальность при ДТП в 12 раз выше, чем при других видах травм, инвалидность – в 6 раз выше. Пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. Больничная летальность таких больных в 4,5 раза превышает летальность пострадавших от других причин.

Материальный ущерб от дорожно-транспортных аварий исчисляется миллионами рублей. Общие ежегодные потери от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев вместе взятых, но главное здесь, конечно же, человеческие потери. В мире насчитывается до 30 млн. инвалидов, частично или полностью утративших трудоспособность в результате ДТП. Количество дорожно-транспортных травм со смертельным исходом достигает 32,5%.

Травмы, полученные в результате ДТП, составляют треть от всех видов травм, являются одной из основных причин выхода на инвалидность граждан трудоспособного возраста. Среди пострадавших в ДТП три четверти составляют мужчины, работающие в различных сферах, средний возраст погибших – 25–34 года.

Прогнозы развития транспорта показывают, что быстро возрастающее количество автомобилей повышает вероятность роста числа ДТП и создает проблемы при организации помощи пострадавшим. Наряду с этим причиной увеличения количества несчастных случаев на дороге является “человеческий фактор”.

Профилактические меры могут повлиять на уровень смертности при ДТП. Так в 15% смерть наступает до приезда «Скорой помощи» от асфиксии, вследствие закупорки верхних дыхательных путей. Кровопотеря у каждого третьего погибшего от нее не носила фатальный характер. Т.е. одним из основных факторов спасения жизни пострадавших является немедленное оказание медицинской помощи на месте происшествия силами непосредственных участников события: водителей, прохожих, сотрудников ГИБДД.

Организацию профилактических мероприятий следует сосредоточить в двух направлениях: во-первых, на предупреждение возникновения пусковых механизмов (несоблюдение правил дорожного движения пешеходами и несоблюдение правил дорожного движения водителями транспорта, плохое состояние транспортных магистралей и транспортных средств, алкогольные и наркотические состояния участников дорожного движения), во-вторых, на выявление и ликвидацию уже возникших конфликтных травмогенных ситуаций (обучение водителей и сотрудников ГИБДД правилам оказания первой медицинской помощи, создание единого подхода по оказанию медицинской помощи на разных этапах, оснащение машин ГИБДД медицинскими укладками, приобретение современных санитарных автомобилей для СМП и ТЦМК, создание неснижаемого запаса медикаментов на ЧС в ЛПУ области, приобретение санитарного вертолета).

В РФ смертность при ДТП в 15-16 раз выше, чем в США, Англии и Италии. Недостаточная оснащенность машин "скорой помощи" и неоперативность их выезда - от этих причин погибает около 70% пострадавших в ДТП.

Статистика

За 2008 год в Российской Федерации произошло 218 322 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых почти 30 тысяч погибших и более 270 тысяч раненых.

Более 13 тысяч ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП погибли 2 383 человека, а 19 887 получили ранения. Лидирует же по число ДТП Центральный округ РФ - 61974 происшествий, что объясняется большой концентрацией автомобилей в нем. Больше всего аварий зафиксировано в Москве (13306 аварий) и в Московской области (12520 ДТП).

Более половины (52,3%) летальных исходов при ДТП наступают на месте происшествия, 38,8% - в стационаре, 6% - в приемных отделениях больниц и 2,5% - при транспортировке пострадавших.

В городах на догоспитальном этапе первую медицинскую помощь получают 78,9% пострадавших при ДТП, а на федеральных автомобильных дорогах - только 37,9%.

Свыше 20 % пострадавших в ДТП погибает неоправданно, т.е. они могли остаться в живых при оказании своевременной адекватной помощи на месте происшествия.

Как установлено специалистами, при оказании помощи в течение первых 9 минут удается спасти жизнь 90% пострадавшим, через 18 - только 15%. По словам врачей, отсутствие квалифицированной медицинской помощи в течение первого часа с момента получения травмы в ДТП увеличивает смертность на 30%, в течение трех часов – на 60%, до 6 часов – на 90%.

ДТП наносят экономике России значительный ущерб. Потери достигают 2,0% от ВВП.

На сегодняшний день причиной этому служат:



  • недостаточная профилактика дорожно-транспортных происшествий на всех уровнях (от пропаганды правил поведения на дороге, до создания и эксплуатации безопасного транспорта и дорог);

  • недостаток сил и средств, используемых для оказания помощи при аварии и в ближайшее время после нее, не реализуемые в полной мере возможности межсекторального взаимодействия при оказании помощи пострадавшим в ДТП;

  • недостаточная правовая и ресурсная база в лечении и реабилитации пострадавших в ДТП.

Многие люди погибли, или последствия ДТП для них осложнились, лишь только по той причине, что им не была своевременно оказана первая доврачебная медицинская помощь другими участниками дорожно-транспортного происшествия, а также людьми, по случаю оказавшихся рядом. И не потому, что эти люди не хотели оказать помощь пострадавшим, а потому, что не знали и не умели такую помощь оказывать. Многие из них с ужасом смотрели как умирает близкий им человек и не могли ему ничем помочь из-за отсутствия самых элементарных, но очень необходимых знаний по оказанию первой помощи.

Эта неутешительная статистика была учтена при разработке специальных мероприятий по организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. №100 и в рамках расширения национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения (мероприятия программы по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП в 2008-2010 годах).



Возможные меры по снижению неблагоприятных

последствий ДТП




1. Обучение водителей


Водители транспортных средств являются одной из важнейших групп потенциальных участников оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Особое внимание к этой группе связано с несколькими причинами. Во-первых, водители могут быть непосредственными участниками ДТП и могут сами пострадать. Поэтому для них, в отличие от других участников, актуальными являются вопросы самопомощи. Во-вторых, будучи участниками или свидетелями ДТП водители являются самыми первыми, кто может устранить поражающие факторы и ранние осложнения травмы. В-третьих, это самая массовая группа участников (десятки миллионов человек). Учитывая это, даже минимальное участие их в оказании первой помощи пострадавшим суммарно может дать значительный медицинский, социальный и экономический эффект.

Кроме того, водители являются самой неорганизованной группой участников оказания первой помощи (люди различных возрастов, специальностей, с различным образованием и т.д.). Знания по первой помощи для них являются непрофессиональными и вероятность участия их в оказании первой помощи невысока. Поэтому все вопросы первой помощи для них должны быть абсолютно четкими, недвусмысленными, простыми и понятными.

Согласно действующему законодательству, водитель, причастный к ДТП, обязан принять все возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим. Неправильно оказанная первая медицинская помощь может еще более навредить пострадавшему и даже стать причиной смерти.

Статистика

На высокий уровень летальности определяющее влияние оказывает тот факт, что основное число пострадавших при ДТП были доставлены в лечебные учреждения попутным транспортом. При транспортировке попутным транспортом до поступления в лечебное учреждение погибает 82,6% граждан, при транспортировке машиной скорой помощи – 66,3%, бригадой реанимации – 17,4%.

Как показывает выборочный анализ, например, в Калужской и Нижегородской областях основным видом транспорта, доставляющего пострадавших в ДТП на федеральных автомобильных дорогах в стационар, является попутный транспорт (от 60 до 70%), или участвовавший в ДТП (от 2,2 до 3,4%). Сроки доставки в лечебные учреждения колеблются в значительных пределах от 10 до 40 минут. В срок до 30 минут, когда необходимо оказать максимальный объем медицинской помощи для сохранения жизни больного, в лечебные учреждения доставляется только 30% пострадавших.

На федеральных трассах Воронежской области с помощью сотрудников ГИБДД останавливали водителей и производили проверку теоретических знаний, практических навыков по жизнеподдержанию на манекене-тренажере. Выяснено, что около 25% опрошенных имеют смутное представление о реанимации и ни один из водителей не обладает соответствующими практическими навыками.

При получении прав водители должны уметь оказывать первую медицинскую помощь при ДТП, считает председатель комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. По его словам, первыми, кто оказывается на месте ДТП, — это участники дорожного движения. «А насколько они готовы оказывать медицинскую помощь? Удивительно не готовы», — отметил Л. Рошаль. По его мнению, те, кто получает водительские права, должны проходить специальную подготовку в центрах по оказанию первой практической помощи пострадавшим в авто авариях. Он также предложил принимать экзамены в автошколах при непосредственном участии представителей здравоохранения.

В ходе экзамена будущему водителю необходимо будет продемонстрировать свои навыки в оказании первой медицинской помощи.

Н данный момент обучение осуществляется без привлечения средств современных технологий (реанимационные манекены, мультимедийная техника и т.д.), единые программы подготовки отсутствуют.

В Правилах дорожного движения, в «Законе о безопасности дорожного движения» есть упоминания об оказании первой помощи, водители обучаются правилам оказания первой помощи в автошколах, автомобили оснащены аптечками. Однако данные статистики показывают, что в России при ДТП оказание первой помощи встречается значительно реже, чем можно было бы ожидать.

Статистика

Водителями автотранспорта первая помощь оказывается только лишь в 7 − 8% случаев, в то время как неотложные мероприятия требуются не менее чем у 65% пострадавших.

Необходимо выяснить возможные причины этого.

Важным условием оказания первой помощи является адекватное нормативно-правовое регулирование.

Основным документом для водителя, являются Правила дорожного движения.

В настоящее время действуют Правила (утвержденные 23 октября 1993 г. Советом Министров – Правительством РФ Постановление N 1090).

В п.2.5. правил говориться: «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

«…принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", …».

Законодатель не дает расширенного толкования «возможных мер для оказания доврачебной медицинской помощи». Невозможно определить, что включает в себя данное понятие.

Необходимо определить, какой смысл закладывается в понятие доврачебная помощь. Исходя из того, что после этой формулировки идет требование вызвать скорую помощь, речь идет не о фельдшерских бригадах скорой помощи. Тогда это могли бы быть сами водители или очевидцы, либо сотрудники служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП.

Юридическая справка

Однако данный термин содержится в Федеральном законе РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года, Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года). [18]

Закон содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории Российской Федерации. В соответствии с п.п. 96 настоящего закона лицензированию подлежит медицинская деятельность. Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Положение «О лицензировании медицинской деятельности» от 22 января 2007 г. N 30, которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

«…Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению».

Положение содержит в себе ряд требований необходимых для получения лицензии. Во-первых, соискатель лицензии должен быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. То есть, физическое лицо заниматься медицинской деятельностью не имеет права. При этом, у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата), должно быть высшее (среднее - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессиональное (медицинского) образование, послевузовское или дополнительное профессиональное (медицинское) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Кроме того, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 323 [11] утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической и других видов медицинской помощи.

В соответствии с п.2. Приказа Минздравсоцразвития России от 13 октября 2005 г. N 63 "Об организации медицинской помощи" [12] Доврачебная, амбулаторно-поликлиническая и далее по тексту другие виды помощи организуются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Исходя из этого, термин «доврачебная медицинская помощь» неприменим для обозначения помощи оказываемой ни водителями, ни сотрудниками служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП. Он вводит в заблуждение и не позволяет адекватно готовить нормативные и другие документы по первой помощи.

Альтернативой могли бы быть термины первая помощь или первая медицинская помощь. В Основах законодательства об охране здоровья граждан дано определение видов медицинской помощи. Это:

1. Первичная медико-санитарная помощь.

2. Скорая медицинская помощь.

3. Неотложная медицинская помощь.

4. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Также говорится, «Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях,… …получивших лицензию на медицинскую деятельность».

Таким образом, использование термина «Первая медицинская помощь» для обозначения помощи, оказываемой водителями и сотрудниками служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП неприемлемо, так как тогда пришлось бы признать, что «Первая медицинская помощь» не является видом медицинской помощи.

Поэтому более корректным предлагается использовать термин «Первая помощь», тем более что действия на месте происшествия шире, чем только медицинские и включают извлечение пострадавшего, тушение горящей одежды, вызов скорой помощи и многие другие немедицинские действия.



Аспекты обучения водителей правилам оказания первой помощи

Получить знания и навыки по оказанию первой помощи водитель должен в автошколе, по 36-ти часовой программе, что является обязательным при подготовке к получению водительских прав.

Изучение преподавания вопросов первой помощи в автошколах показало его низкое качество. Связано это с отсутствием адекватной нормативной базы, а также с тем, что вопросы оказания первой помощи, не являясь специальными, преподаются по остаточному принципу. Практические навыки не отрабатываются в связи с отсутствием специальных манекенов и тренажеров. Такое оборудование достаточно дорогое и большинство автошкол не в состоянии его купить. Проблемой автошкол является низкий профессиональный уровень преподавателей по вопросам первой помощи. Наличие только лишь диплома врача недостаточно для того, чтобы преподавать первую помощь, т.к. знания по данному разделу были получены преподавателем только в ВУЗе, а потом, как правило, никакой переподготовки не было. Поэтому в большинстве автошкол обучение сводиться к заучиванию правильных ответов на вопросы в экзаменационных билетах и тестах и на это в лучшем случае отводится 2-3 часа, а в ряде автошкол занятия по первой помощи вовсе не проводятся. При этом данный подход устраивает всех участников процесса. Автошкола экономит средства, врач получает небольшую зарплату без усилий и временных затрат, а обучаемые экономят свое время.

В проигрыше оказываются только пострадавшие в ДТП и их близкие, а также государство, которое несет огромные потери.

Низкий уровень подготовки в автошколах связан с тем, что основной мотивацией автошкол является подготовка водителя к сдаче экзаменов в ГИБДД и получение дохода. Подготовка идет по принципу минимальной достаточности, а так как экзамены в ГИБДД, включают только тестовые вопросы, то только ответы на них и заучиваются. Водителей это тоже устраивает.

Необходимо изменить форму приема экзамена по первой помощи в ГИБДД, как по теоретическим вопросам, так и по сдаче практических навыков. Это заставит и водителей и автошколы уделять этому вопросу больше внимания. Кроме того, нельзя перекладывать все финансовые проблемы на водителей.



Статистика

Проведенный среди 986 водителей опрос показал, что пройти обучение правилам оказания первой помощи готовы около 30%, и только лишь около 4% готовы потратить на это личные средства, т.е. практически никто.

Пока у водителей нет внутренней мотивации к оказанию первой помощи, необходимость существенных финансовых вложений будет ими саботироваться.



Оснащение автотранспортных средств аптечками

В соответствие с Правилами дорожного движения запрещается эксплуатация автомобилей, не укомплектованных медицинской аптечкой.

Исследования показали, что аптечки в большом числе случаев малопригодны для эффективного оказания первой помощи. Связано это с тем, что фирмы производящие аптечки не заинтересованы в результатах оказания первой помощи. Основным мотивом для них является получение прибыли. Поэтому в погоне за низкой себестоимостью они используют для комплектования аптечек наиболее дешевые и зачастую не пригодные для эффективного оказания первой помощи устройства и медикаменты. Некоторые элементы в аптечках просто отсутствуют. Другие самостоятельно заменены производителем на более дешевые, и, по сути, не являющиеся аналогами.

Со стороны водителей контроль также отсутствует, т.к. многие из них покупают аптечку не для оказания первой помощи, а только лишь для прохождения технического осмотра и выполнения требования правил дорожного движения по оснащенности автомобиля. Поэтому, для водителя при покупке аптечки основное значение имеет ее цена и внешний вид, а не возможность оказать первую помощь.



Статистика

Опрос водителей показал, что 78 % практически не представляют себе состав аптечки и не знают, как ею пользоваться.

Из вышеизложенного следует, что в настоящее время водители ограничены в возможности купить качественную аптечку, а соответственно адекватно оказать помощь пострадавшему.



Выводы:

Выходом из создавшегося критического положения должна стать выработка четкой и последовательной концепции развития догоспитальной медицинской помощи. Необходимо разработать и принять единый для всех граждан Федеральный Закон о первой помощи, который должен определить терминологию, утвердить объем первой помощи, установить порядок и последовательность действий по ее оказанию, определить права и ответственность граждан по оказанию или неоказанию первой помощи и их юридическую защиту в случае неблагоприятного исхода или возникновения в ходе оказания первой помощи осложнений, а также другие аспекты. Закон должен стать основой для разработки и утверждения программ обучения и перечней аптечек для оказания первой помощи.

Кроме того, должны быть разработаны новые эффективные правовые и экономические механизмы, стимулирующие граждан и организации на подготовку и оказание первой помощи пострадавшим в ДТП.

2. Обучение сотрудников ГАИ


Далеко не каждый человек, увидев пострадавшего в ДТП, осмелится подойти к нему и оказать первую помощь. Даже сотрудники ГИБДД, изучившие курс неотложной помощи, не только стараются сами избежать оказания помощи пострадавшему, но и зачастую стремятся не допустить к нему окружающих, опасаясь, что те своими действиями только ухудшат его состояние.

Статистика

Так сотрудниками ГИБДД первая помощь оказывается только лишь в 0,2 − 0,7% случаев, а водителями автотранспорта в 7 − 8% случаев, в то время как неотложные мероприятия требуются не менее чем у 65% пострадавших.

В России сотрудники ГИБДД, которые приезжают на место аварии, законодательно не защищены: их могут привлечь к ответственности, если при оказании помощи пострадавшим они «что-то не так повернули». При этом в европейских странах дорожных полицейских судят, если они не оказывают первую медицинскую помощь.

Согласно действующим нормативам Минздравсоцразвития РФ, оказание доврачебной медицинской помощи является предметом лицензирования. Поэтому сотрудник ГИБДД, который первым сталкивается с пострадавшими, по сути не имеет права оказать помощь. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в нормативную базу

Необходимо также законодательное закрепление норматива прибытия на место ДТП сотрудников ГИБДД. Существующая система прибытия разных служб на место происшествия (сначала приезжают сотрудники ГАИ, потом они оповещают МЧС и медиков, которые оказываются на месте аварии порой слишком поздно), показывает себя как малоэффективная, в связи с чем, стоит задуматься о применении в России международного опыта формирования комплексных выездных бригад.



Выводы

В связи с этим следует законодательно закрепить обязанность сотрудников ГИБДД оказывать первую помощь пострадавшим при ДТП.

Для этого необходимо организовать качественное обучение оказанию первой медицинской помощи, оснастить их машины необходимым оборудованием и законодательно закрепить их права и обязанности при оказании первой помощи.

3. Совершенствование медицинской помощи


Опыт ведущих стран мира показал, что значительно снизить количество пострадавших в авариях можно грамотно организовав медицинскую помощь. Ключевыми здесь являются три фактора: скорость получения информации о происшествии, время начала оказания медпомощи и постоянная готовность больниц, расположенных вдоль автотрасс.

При этом для оказания медицинской помощи при ДТП необходимо задействовать адекватно оснащенные санитарные автомобили и авиацию.

ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» уделяет данному вопросу приоритетное значение.

Статистика

Значительная часть смертей после ДТП происходит из-за не оказанной вовремя помощи, и в том числе - из-за удаленности от трасс медицинских учреждений, нехватки специального медицинского оборудования и квалифицированных врачей, а также разобщенности действий различных служб при обнаружении ДТП. Врачи всего мира уже давно признали, что самым важным после ДТП является первый час. Отсутствие помощи в течение этого часа увеличивает количество смертельных исходов на 30%, до трех часов - на 60%, а до шести часов - на 90%. Кроме того, в России из-за позднего прибытия 'скорой помощи' почти 60% из общего числа погибших в ДТП умирают еще до поступления в клинику.

Основными причинами, снижающими эффективность медицинской помощи на догоспитальном этапе, являются: прибытие к месту происшествия бригады скорой медицинской помощи со значительным опозданием (34,3%); недостаточная подготовка врачей и среднего медицинского персонала для оказания медицинской помощи при множественных и сочетанных травмах (24,6%); нарушение медицинских требований и правил транспортировки пострадавших (21,2%); отсутствие необходимой подготовки и навыков участников дорожного движения по оказанию первой медицинской помощи (19,2%); отсутствие средств связи для вызова скорой медицинской помощи (16,3%); отсутствие противошоковых средств и средств остановки кровотечения (12,5%); неполноценность существующих медицинских укладок и средств иммобилизации (10,4%).

С учетом этого, было принято решение по модернизации крупных постов ГАИ. К постам намечено пристроить специальные модули, в которых будут круглосуточно дежурить бригады быстрого реагирования, состоящие из медицинских работников и сотрудников МЧС. В их распоряжении должен быть реанимобиль с медицинским оборудованием для оказания помощи пострадавшим в автомобильных авариях и эвакуации пострадавших. В случае ДТП в радиусе 50 километров от поста ГАИ медики совместно с работниками МЧС в течение 10-15 минут прибывают к месту происшествия, определяют уровень поражения и связываются с ближайшей районной больницей.

Растущее количество заторов на дорогах делает актуальным использование вертолетов.

Сократив время подъезда специализированной бригады к месту ДТП, можно реально снизить смертность на дорогах.

Кроме того, необходимо строительство вертолетных площадок на трассах, а также установление дежурств бригад ГАИ, МЧС и «скорой» на «проблемных» трассах – прежде всего в выходные дни, когда учащаются случаи ДТП.

4. Профилактические мероприятия


К профилактическим мерам по предотвращению ДТП можно отнести ужесточение штрафов за нарушение ПДД.

Статистика

В 2008 году были значительно увеличены штрафы за нарушение ПДД.

Общее количество ДТП в России за минувший год составило 218 322, что на 6,6% меньше, чем в 2007 году.

В 2008 году в России число погибших в результате ДТП составило 29,936 человек, что на 10,1% меньше, чем в 2007 году.

По вине водителей, находившихся в нетрезвом состоянии, в минувшем году зарегистрировано 13,611 ДТП (снижение по сравнению с 2007 годом на 12,7%), в результате которых погибли 2383 (снижение на 6,7%) и ранены 19,887 человек (снижение на 12,4%).

По оценке знаний среди пострадавших в ДТП люди, плохо знающие правила дорожного движения, составили около 40%, а среди не пострадавших эти правила плохо знают 2%.

Незнание или слабое знание ПДД усугубляется отрицательным отношением к необходимости их соблюдения. Итак, соблюдение правил дорожного движения пешеходами и водителями способно резко уменьшить число жертв на дороге.

Министерство образования уделяет некоторое внимание проблемам оказания первой помощи. Но, как можно убедиться, преподавание ее основ в рамках ОБЖ в школах носит формальный характер. Этому посвящено 2 часа теории без отработки практических навыков. Уровень подготовки преподавателей ОБЖ крайне низок. Методические материалы не выдерживают никакой критики.

Также возможно проведение и других мероприятий, снижающих смертность на дорогах:



  • Проведение разъяснительной работы среди населения по профилактике ДТП;

  • Повышение качества проведения предрейсовых медицинских осмотров и жесткий контроль за их проведением;

  • Использование страховых взносов ОСАГО на профилактические мероприятия;4

  • обучены базовому жизнеподдержанию и соответствующим образом оснащены сотрудники АЗС.

Заключение


Актуальность и значимость для практического здравоохранения вопросов, которые были рассмотрены, трудно переоценить, так как спасение жизни и сохранение здоровья пострадавших в ДТП является общепризнанной международной проблемой, а организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ДТП еще остается недостаточно эффективной.

В современных условиях вопросы реального улучшения качества медицинского обеспечения пострадавших в ДТП приобрели долговременный системный характер, а не сводятся лишь к проведению отдельных мероприятий.

Система оказания помощи пострадавшим в ДТП в принципе в России существует, но говорить о каком-то слаженном механизме работы, об эффективном взаимодействии между службами можно разве что в мегаполисах, да и то не во всех. По его мнению, нужно отладить взаимодействие и при необходимости обеспечить взаимозаменяемость служб, а также активно задействовать в системе современные средства связи – для быстрого оповещения всех необходимых структур. Необходима также полная информация об имеющихся на трассах или вблизи них пунктах ГАИ, подразделениях МЧС, станциях «скорой», а также больниц и т.д.

Основной проблемой является отсутствие системной и отвечающей современным потребностям общества и государства законодательной базы.

Как показал анализ, организационные усилия каждого ведомства в отдельности: МВД, МЧС, Минтранса, Минздрава — в указанном направлении не приносят существенных результатов. Рациональная организация оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП возможна лишь в рамках единой системы, связывающей деятельность указанных ведомств. Медицинское обеспечение занимает ведущее место в этой системе.

Таким образом, основополагающими становятся организационные технологии, позволяющие донести медицинскую помощь до пострадавшего совместными усилиями.

Перспективным путем повышения эффективности медицинского обеспечения при ДТП должны стать организационно-тактические технологии. Лечебная тактика в период «золотого часа» на догоспитальном этапе должна включать в себя перечень лечебно-диагностических мероприятий, учитывающих профессиональную подготовку, условия, в которых приходится оказывать помощь, время доставки пострадавшего в стационар.

Вопрос о прохождении сигнала о ДТП нуждается в нормативном регулировании. Зачастую никто не отвечает за реагирование на этот сигнал, нужно нормативное урегулирование.



Решение выше обозначенных задач должно способствовать более эффективному использованию материальных ресурсов и средств одной из самых дорогостоящих областей оказания медицинской помощи населению.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал