Современные подходы к реформированию жкх москвы



страница1/5
Дата26.04.2016
Размер1.16 Mb.
ТипКраткое содержание
  1   2   3   4   5
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖКХ МОСКВЫ
Аннотация
Настоящая монография посвящена вопросам комплексного рассмотрения возможностей реформирования и перспектив развития, текущего состояния, важнейших проблем, перспектив их решения в ходе дальнейшего реформирования ЖКХ Москвы. Общественного совета Москвы и Вольного экономического общества Москвы по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Рассматривается возможность реализации реформы ЖКХ как социального проекта.

Рисунков – 3, таблиц – 7.



Краткое содержание

Введение………………………………………………………………………....2



  1. Анализ хода реформ в ЖКХ в России и Москве ……………………....4

  2. Проблемы реализации реформы ЖКХ…………………………………24

  3. Требования стратегических документов и программ…………………38

  4. Идеальная реформа: как ее представляют население и государство…62

  5. Реформа ЖКХ как социальный проект…………………………….…...67

Заключение…………………………………………………………………..….98

Литература………………………………………………………………………99



ВВЕДЕНИЕ
Государственный деятель США и советолог З. Бжезинский рассматривал жилищно-коммунальное хозяйство как стратегическую отрасль России: «Время жизни России – время жизни ее ЖКХ».

Важность ЖКХ как основной сферы городского хозяйства отчетливо сознают власти на всех уровнях – федеральном, субъектов федерации, муниципальном. Стратегия реформирования и развития ЖКХ сегодня проработана на федеральном и региональном уровнях, конкретные программы реформирования и развития ЖКХ имеют практически все города России. Подготовлено огромное число нормативно-правовых документов, рассматриваются вопросы регулирования экономики и институтов отрасли, реализуются мероприятия производственных и инвестиционных программ. Развивается научный аппарат отрасли, повышается уровень информированности всех слоев общества как о целях, так и практике реформы. Однако темпы изменений не отвечают вызовам современности. Поэтому необходимо еще раз в посткризисных условиях осознать возможности изменения ситуации в реализацией реформы ЖКХ.

Задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с работой систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства. Они носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федеральных органов власти, не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов (на возвратной основе), а также носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

Необходимо отметить, что современное представление жилищно-коммунального хозяйства принципиально меняется – от технической, точнее, «сантехнической обеспечки» до сферы жизнеобеспечения, среды обитания человека, сложной системы обеспечения комфорта и качества жизни. Сегодня ЖКХ – это бизнес-среда, это градообеспечивающая сфера деятельности, это социотехническая система со сложной геоподосновой и механизмами деятельности, сложная финансово-экономическая система, функционирующая в условиях коррупции и неэффективного использования ресурсов, ограниченности информации и повышенных рисков, условиях рыночной и административной конкуренции одновременно, в условиях трансформации основных механизмов общественной координации – снижения роли иерархии, повышения роли рынка, а также гетерархии (взаимодействия, связанного с осознанием взаимозависимости) и культуры (управление на основе ценностей и лидерства). Некоторые исследователи расширяют понятие ЖКХ до совокупности условий жизни в городе и хозяйствования в городской среде, формирующееся в условиях динамичных изменений городской общественной среды.

Понятно, что на проекте реформы и ее реализации не могут не сказываться общестрановые проблемы, проблемы современного развития экономической теории и бедственного состояния российской науки. Сегодня реформирование ЖКХ проходит в условиях резкого социального неравенства, финансово-экономического кризиса, что требует пристального внимания к необходимости, возможностям и ограничениям реформирования.

Кризис науки и экономической теории приводят к тому, что наши познания в сфере социально-технических систем догматичны, частично ложны, приходится опираться на экспертное (доверительное), а не научное знание, которое во многом утрачивает позитивный характер. Опора же на эмпирику обычно приводит к потере цели – нам необходимы принципиально новые инструменты для исследования социально-технических систем на основе последних достижений интеллектуальных информационных технологий.



  1. АНАЛИЗ ХОДА РЕФОРМ В ЖКХ В РОССИИ И МОСКВЕ


Текущее состояние жилищно-коммунального хозяйства

- Россия

На сегодняшний день 81,3 процента жилья находится в частной собственности, что способствует более ответственному отношению к управлению жилищным фондом. Форму управления этим фондом уже выбрали собственники более чем 1 миллиона многоквартирных домов. Созданы и заработали необходимая рыночная инфраструктура и институты функционирования жилищно-коммунального хозяйства [1], в частности Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

Доля имущества, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства по итогам 2008 года в целом по Российской Федерации составила 12,8 процента

По итогам 2008 года было отпущено потребителям в соответствии с приборами учета 96,2 процента электрической энергии, 82,7 процента газа, 48,7 процента холодной и горячей воды.

Нормативный срок отслужили на 1 января 2009 г. около 60 процентов основных фондов коммунального хозяйства. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 г. физический износ основных фондов котельных составил 55 процентов, центральных тепловых пунктов - 50,1 процента, тепловых сетей - 62,8 процента, тепловых насосных станций - 52,3 процента, требуют немедленной перекладки около 16 процентов теплопроводов и 30 процентов сетей водоснабжения и канализации. О динамике изнеоса можно судить по следующим цифрам:

По информации Сергея Миронова, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ (13.07.2004) износ инженерного оборудования в отрасли достиг 73 процентов, инженерных сетей - 65 процентов. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60 процентов при норме 16 процентов. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз. За год в среднем происходит 200 аварий на каждые 100 км сетей теплоснабжения и 70 - на 100 км сетей водоснабжения.

По данным Росстроя, приведенным в газете «Московский Комсомолец» 02.06.2005, износ по видам оборудования составил:

Котельные — 54,5%


Коммунальные сети водопровода — 65,3%
Канализация — 62,5%
Тепловые сети — 62,8%
Электрические сети — 58,1%
Водопроводные насосные станции — 65,1%
Канализационные насосные станции — 57,1%
Очистные сооружения водопровода — 53,9%
Очистные сооружения канализации — 56,2%

В результате этого износа расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25 - 30 процентов, а иногда и до 50 процентов выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20 процентов, по электроэнергии - 15 процентов, по теплу - до 40 процентов.

За зимний период на системах жизнеобеспечения населения России произошло 36 аварийных и чрезвычайных ситуации. За отопительный период 2008-2009 годов таких ситуаций было 34, хотя зима была гораздо мягче.

В тоже время отмечен рост числа мелких аварий и технологических нарушений на объектах ЖКХ до 18710 случаев (в прошлом отчетном периоде их было 13650 или на 27% меньше). Их основные причины носили техногенный характер, в основном из-за ветхости основных фондов, и только 15% произошли из-за, так называемого «человеческого фактора».

Всего в прошедший отопительный период произошло 374 порывов магистральных сетей большого диаметра (в прошлом ОЗП их было 332 или на 12,6% меньше).

Собираемость платежей за услуги ЖКХ по итогам первого полугодия 2010 года снизилась до 82 процентов, тогда как год назад аналогичный показатель составлял 93 процента. Соответственно стала хуже и ситуация с дебиторской задолженностью предприятий отрасли: по итогам первого полугодия она составила 600 млрд. рублей, а год назад была 480 млрд. рублей. Оставляет желать лучшего и ситуация с доходами предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ. По итогам 2009 года они составили 50 млрд. рублей при общем годовом обороте отрасли в 2,7 трлн. рублей. И только 170 миллиардов в 2009 году вложено в модернизацию отрасли. Стоимость потерь и утечек превышает 200 млрд. рублей. На конец 2009 года задолженность организаций ЖКХ субъектов Российской Федерации перед поставщиками энергоресурсов составляла 56,3 млрд. рублей, а на 1 апреля 2010 года она выросла на 60% и составляет уже 90,4 млрд. рублей.

Основными причинами этого стал рост цен на топливо в зимнем периоде 2009-2010 годов по сравнению с заложенными в тарифах и на приобретение дополнительного топлива, в связи с аномально низкими температурами. Так по оперативной информации кассовый разрыв по стоимости топлива составил 11,6 млрд. рублей и по приобретению дополнительного топлива 20,7 млрд. рублей.

Еще большие сложности вызвало вынужденное снижение тарифов в марте 2010 г. в ряде муниципальных образований страны. В них кассовый разрыв еще более возрастет и ряд предприятий ЖКХ отрасли могут оказаться на грани банкротства.

На прямую и косвенную поддержку жилищного строительства только в 2009 году было направлено более 500 млрд. рублей. В текущем году к ним добавиться еще  625 млрд.рублей. ожидаемый объем ввода жилья в прошлом году, в объеме 52 млн.м2, был превышен на  15% и составил - 59,8 млн.м2. Доля индивидуального домостроения достигла наивысшего показателя за весь период статистических наблюдений - 47,8%. 

Финансирование программ Фонда содействия реформированию ЖКХ [2] составило в 2009 году 133,2 млрд. рублей с использованием которых проведен капитальный ремонт 44  тыс. многоквартирных домов площадью 115,2 млн.м2, где проживают 5,2 млн. человек. Переселены из аварийного жилищного фонда 89266 человек. При этом с использованием средств Фонда, была обеспечена занятость более 350 тыс. человек на работах по капитальному ремонту и восстановлению жилых домов.

В I квартале 2010 г. построено 105 300  новых квартир. Всего введено  9,6 млн.м2 жилья или 91,7% к I кварталу 2009 года. Тем не менее, позитивная динамика отмечается почти в  40 регионах страны.

В 2010 году на проведение капремонта многоквартирных домов планируется направить 95,4 млрд. рублей. Это даст возможность отремонтировать 25 тысяч домов площадью 56 млн. м2. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда позволит улучшить условия проживания 85 тыс. человек. 

После 2012 года, когда Фонд ЖКХ завершит свою работу, задача ремонта многоквартирных домов должна перейти к региональным фондам модернизации многоквартирных домов, создание которых предусматривается новой ФЦП «Комплексная программа модернизации реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы».

В стране создано 56 тыс. товариществ собственников жилья, а общая площадь жилищного фонда ТСЖ достигла 17%.

Количество тепловых сетей, выслуживших установленные сроки уже достигло 32%, водопроводных сетей - 44%. Сегодня износ сетей проявляется в росте числа мелких аварий и технологических нарушений на объектах ЖКХ. Их за прошедшую зиму отмечено 18710 или на 27% больше, чем год назад

Минрегионом был проведен мониторинг изменения размера платы за коммунальные услуги по 15400 муниципальным образованиям во всех регионах страны. Прирост платы за коммунальные услуги более 25% был зафиксирован в 1040 муниципальных образованиях 41 региона.

Было дано поручение о приведении в соответствие тарифов для населения (то есть ограничить рост платежей граждан не более чем 25%). Это требование в целом регионами выполнено.

С 2007 года соотношение минимального и максимального по субъектам Федерации соотношения ВРП сократилось с 27,7 до 24,4 раза. Для того чтобы создать базу для дальнейшего выравнивания реализуется целый ряд федеральных целевых программ. Их объем финансирования в 2010 году составит 70,1 млрд. руб., в том числе 47,8 млрд. из федерального бюджета.

Но основным инструментом региональной инвестиционной политики остается Инвестиционный фонд Российской Федерации. При его поддержке реализуются 14 проектов общегосударственного значения с объемом инвестиций в 993 млрд. рублей и 23 региональных инвестпроекта стоимостью 104 млрд. рублей.

Проекты, имеющие общегосударственное значение, в среднем на 1 рубль федеральных средств привлекают свыше 2,5 рублей частных инвестиций, региональные проекты от 2 до 6 рублей, а по отдельным проектам до 17. При этом в рамках уже реализуемых 23 региональных проектов создается более 30 тыс. рабочих мест.

В 2009 году Правительство было вынуждено уменьшить расходы на инфраструктурные проекты. Объем бюджетных ассигновании Фонда на общегосударственные проекты был сокращен с 113,5 до 55,9 млрд. руб. В 2010 году сокращение составило 40% от уровня 2009 года (до 35,4 млрд. руб.).

Для уточнения фактических данных о ситуации на местах


Минрегион перешел на ежемесячную подготовку доклада о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Федерации, размещаемого на обновленном сайте министерства. Собранные данные являются важным информационным ресурсом для всех заинтересованных сторон, позволяют оценить эффективность государственного регулирования, предоставляют регионам возможность проведения сравнительного анализа относительно других субъектов Федерации, помогают определиться потенциальным инвесторам.

Совершенствуется система оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Ее использование в последние годы сократило неэффективные расходы в сфере госуправления на 10-15%.

Решается задача создания стратегий развития федеральных округов. Именно на этом Минрегион сосредотачивает свои усилия. Совместно с Государственной Думой проводится в этом году Конкурс региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Федерации. Его основной темой станет модернизация экономики
- Москва

Москва является «воротами в мир» для России – значительное количество дипломатических миссий и консульств, представительств торговых и промышленных организаций расположены в Москве.

Москва выполняет функции столицы, в которой размещено значительное количество органов власти и обслуживающих организаций.

Москва является одним из крупнейших мировых городов с населением 10,4 млн. человек по официальным статистическим данным [3] и более 15 по неофициальным.

Москва – крупнейший научный, промышленный и финансовый центр России. В городе размещается подавляющее большинство офисов 50 крупнейших корпораций России и представительства всех 1500 крупных предприятий.

Москва – город миллионеров. Весь крупный бизнес имеет в Москве недвижимость. Около 41% московского валового регионального продукта (ВРП) создается исключительно за счет ренты, по этому показателю Москва занимает 6 место в России. В абсолютном выражении рента Москвы обгоняет все указанные выше регионы, а ее оценка достигает 125,5 млрд руб., или 12,4 млрд дол. США. В среднем по субъектам Российской Федерации такая рента составляет 25% от ВРП, следовательно, московские показатели выше среднероссийских на 17 процентных пунктов, что эквивалентно 52 млрд руб., или 5,14 млрд дол. США (1998) [4]. "Столичная" рента используется неэффективно: часть ВРП Москвы уходит из города в качестве одной из составляющих процесса "бегства капитала" из России, часть перераспределяется правительством Москвы в другие регионы, часть расходуется из бюджета Москвы на дотирование убыточных секторов экономики, к которым также относится жилищно-коммунальное хозяйство.

Доходы населения, как и цены, существенно выше, чем в других регионах России. Но существенно выше и неравномерность их распределения.

Все перечисленные особенности города накладывают свой отпечаток и на условиях существования ЖКХ, определяя как повышенные требования к качеству ЖКУ, так и к особенностям ресурсного обеспечения – выше уровень финансирования, ниже обеспеченность кадрами. Сегодня на многих улицах можно встретить на неквалифицированных работах уроженцев самых разных стран СНГ.

Отрасль признана важнейшей жизнеобеспечивающей подсистемой города, интегрирующей более 25% всех основных фондов экономики города. Около 80% жилья находится в частной собственности граждан, значительная доля жилых помещений находится в государственной собственности города Москвы и предоставляется гражданам по договору социального найма и другим основаниям.

По состоянию на 01.01.2008г. в Москве учтено 39632 жилых строения с общей площадью 208,4 млн. кв.м., и 75239 нежилых строений с площадью 155,6 млн.кв.м. По сравнению с данными на 01.01.2007г. общая площадь жилых помещений увеличилась на 3,0 млн.кв.м. Жилищная обеспеченность составляет 19,7 кв.м. общей площади на 1 чел. Общее число квартир составило 3819 млн. Суммарная рыночная стоимость жилищного фонда по оценкам достигает более 950 млрд.$.

Жилищный фонд характеризуется высокой степенью капитальности и инженерного оснащения основными видами благоустройства.

Техническое состояние жилищного фонда г. Москвы по данным МосгорБТИ характеризуется следующими показателями: в хорошем состоянии (до 20% физического износа) находится 34,7% общей площади, в удовлетворительном состоянии (износ от 21 до 40 %) – 45,1%, неудовлетворительном состоянии (износ от 41 до 60%) – 18,9%, в ветхом состоянии (61 и более %) – 1,3% общей площади жилищного фонда или 4079 строений, составляющих 10,3% от общего количества строений (из них 2467 – в частном фонде).

Мощности водопроводного, канализационного и теплового хозяйства Москвы полностью покрывают потребности города в коммунальных услугах, используются на уровне 65-80% от установленных мощностей.

Количество сбоев в работе системы водоснабжения Москвы в 2008 году сократилось на 2% по сравнению с 2007 годом. По сравнению с прошлым годом снизился и такой показатель, как время аварийного отключения воды - оно уменьшилось до 2,5 часов. Прирост водопроводной сети за 2008 год составил 111 км, количество повреждений в результате модернизации системы водоснабжения уменьшилось на 126 случаев, или на 2%. В прошедшем году было реконструировано более 190 км водопроводной сети. («Квадратный метр», 20.02.2009)

Объем жилищно-коммунальных услуг в 2006 году составил 102883,2 млн. рублей. Среднегодовой темп прироста объема услуг ЖКХ в 2002 – 2006 годах составил 25,6% (таблица 1).

Таблица 1

Темпы роста объемов жилищно-коммунальных услуг по годам (в % к предыдущему году)



Вид услуг

2003г. к 2002г.

2004г. к 2003г.

2005г. к 2004г.

2006г. к 2005г.

Средний за год

Объем жилищно-коммунальных услуг, оказанных через все каналы реализации – всего

133,3

117,7

135,9

115,7

125,6

в том числе
















Объем жилищных услуг

123,8

127,1

138,7

119,7

127,3

Объем коммунальных услуг

138,7

113,4

157,4

109,3

129,7

Стратегия Москвы-2025 [7]

Объем образования отходов в г. Москве в 2007 году составил:

Твердых бытовых отходов (ТБО) жилого сектора - 2,8 млн. тонн; крупногабаритный мусор (КГМ - основной вид строительного мусора) жилого сектора - 0,8 млн. тонн; ТБО и КГМ нежилого сектора -1,4 млн. тонн; отходов производства - 1,6 млн. тонн; осадков очистных сооружений - 1,9 млн. тонн; отходов лечебно-профилактических учреждений (с 22 марта 1999 г. в РФ действуют «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (СанПиН 2.1.7.728-99), предназначенные для всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и организаций, занимающихся сбором, хранением, транспортированием и переработкой отходов здравоохранения) - 0,24 млн. тонн; древесно-растительных отходов - 0,16 млн. тонн; отходов строительства и сноса - около 3,4 млн. тонн.

С середины 90-х годов с целью снижения объемов отходов, подлежащих захоронению на полигонах, и повышения надежности функционирования системы санитарной очистки города Правительство Москвы приняло курс на развитие индустриальных методов переработки, создание современной технической базы, позволяющей использовать как сырьевой, так и энергетический потенциал отходов, строительство специализированных автотранспортных предприятий с развитием системы двухстадийного вывоза отходов на полигоны через сеть мусороперегрузочных станций.

Техническая база использования энергетического потенциала отходов включает три современных мусоросжигательных завода суммарной производительностью 0,74 млн. тонн ТБО в год (годы ввода в эксплуатацию 2000, 2004 и 2007), с производством электрической и тепловой энергии, завод для обезвреживания опасных биологических и медицинских отходов (около 1,0 тыс. тонн в год).

С 1995 года в городе реализованы проекты строительства 6-ти современных мусороперегрузочных станций производительностью более 1,0 млн. тонн в год (более 40% ТБО жилого сектора), проведена реконструкция действующих полигонов захоронения ТБО, в стадии проектирования и строительства 4 современных специализированных автотранспортных предприятия для сбора и вывоза отходов.

За последние годы в Москве реализован ряд коммерческих проектов по раздельному сбору, сортировке и извлечению вторичного сырья из коммунальных отходов. Объем заготовки вторичного сырья из коммунальных отходов города составляет около 300 тыс. тонн в год.

В Москве работает свыше 115 тыс. лифтов (из них 93 100 пассажирских), они ежедневно перевозят более 25 млн. человек и десятки тысяч тонн грузов. На восстановление испорченных лифтов уходит до 22 миллионов рублей в год. Количество лифтов, отработавших нормативный срок по итогам проверок лифтового хозяйства жилых домов и учреждений страны, составляет более 18% (в России 24%).

Количество жалоб на работу лифтов в Москве в 2008 года сократилось на четверть. ГУП «Мослифт» в 2008 году была продолжена работа по передаче лифтов на общественную сохранность старшим по подъезду, по дому после проведения капитальных и восстановительных работ. В 2008 году на сохранность были переданы 3 тыс. 730 лифтов. Повысилось качество производимых на лифтах работ по подготовке лифтов к техническому освидетельствованию. Количество выявленных нарушений в среднем снизилось на 13%. В 2008 году специалистами управления охраны труда и промышленной безопасности проведены комплексные обследования 150 производственных участков, проверено техническое состояние 955 лифтов. Несмотря на широкую профилактику вандализма, в результате хулиганских действий на лифтах было выведено из строя 5 тыс. 890 единиц лифтового оборудования и похищено 579 единиц. («Квадратный метр», 10.02.2009)

Необходимо развивать конкурентные отношения в ЖКХ Москвы. Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве намерено выдать правительству Москвы и Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства в части незаконной передачи функций департамента жилищной политики подведомственным ему государств в сообщении УФАС.

По мнению УФАС, функции департамента незаконно были переданы ГУП "Агентство по реализации жилищного займа и субсидий", ГУП "Московский городской Центр арендного жилья", ГУП "Центр паспортизации помещений", ГУП "Мосреестр", ГУП "Информационно-аналитический центр ЕИС "Жилище" и ГУП "Бюро технической инвентаризации".

ГУП "Московский городской Центр арендного жилья" незаконно осуществляет функции Департамента жилищной политики Москвы по оформлению и заключению договоров аренды с юридическими лицами, а также договоров купли-продажи жилой площади с рассрочкой платежа, найма и уступки права требования с физическими лицами.

"ГУП "Мосреестр" также незаконно осуществляет функции департамента по ведению, формированию и актуализации Реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере.

При этом, некоторые функции осуществляются ГУПами не только незаконно, но и на платной основе, хотя департамент жилищной политики должен оказывать их бесплатно.

В качестве примера антимонопольная служба приводит услугу по заключению, оформлению и сопровождению договора купли-продажи на жилые помещения Москвы, которая оказывается ГУП "Московский городской Центр арендного жилья" на возмездной основе.

Энергетический комплекс Москвы сегодня является крупнейшей централизованной системой энергоснабжения, работающей на основе теплофикации на базе ТЭЦ, обеспечивает городу около 8,4% ВРП (2006 г.), 52,6% объема промышленного производства (2006 г.) и около 11% доходов консолидированного городского бюджета (2006 г.).

Основу электро- и теплогенерирующих мощностей в Москве составляют 14 ТЭЦ ОАО «Мосэнерго», включая ТЭЦ-22 и ТЭЦ-27, расположенные на территории Московской области, но поставляющие тепловую энергию в Москву.

Вторым крупным производителем тепла является ОАО «МОЭК», которому принадлежит 188 источников тепла - 42 районных и 32 квартальных тепловых станции (в том числе 5 РТЭС, одна мини-ТЭЦ и один энергокомплекс), 114 малых котельных.Установленная тепловая мощность источников тепла на 01.01.2007 г. В Москве составляла около 54 тыс. Гкал/ч, из них около 33 тыс. Гкал/ч (61,1%) - ТЭЦ ОАО «Мосэнерго», 16,55 тыс. Гкал/ч (30,7%) - источники ОАО «МОЭК»

Эти два предприятия представляют собой доминирующие фирмы на данном отраслевом рынке.

Наибольшая доля нарушений в сфере конкуренции в энергетике г. Москвы связана именно с естественно-монопольным сектором, т.е. с деятельностью сетевых компаний. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям.

Управление и эксплуатация водохозяйственной системой осуществляются двумя основными учреждениями: МГУП«Мосводоканал» и ГУП«Мосводосток».

В ведении МГУП «Мосводоканал» находятся:

- система хозяйственно-питьевого водоснабжения,


  • система технического водоснабжения, базирующаяся на ресурсах подземных вод на территории города,

  • система технического водоснабжения (промводопровод), базирующаяся на водных ресурсах водохранилищ, водоемов и водотоков,

- централизованная система водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод, обеспечивающая отвод бытовых, промышленных и частично территориальных стоков с последующей их очисткой и сбросом очищенных сточных вод в нижнее течение реки Москвы.

В ведении ГУП «Мосводосток» находятся:

- система водоотвода поверхностного стока, обеспечивающая удаление и частичную очистку атмосферных осадков с территории города, дренирование городских территорий и прием нормативно-чистых вод промпредприятий и ТЭЦ;

- гидрографическая сеть города, состоящая из водотоков, водоемов, которые используются в качестве источников технического водоснабжения предприятиями – спецводопользователями, в качестве приемников очищенного и неочищенного поверхностного стока и очищенного хозяйственно-бытового стока, а также являются структурной составляющей Природного комплекса города.

Как видно в этой сфере также имеются две доминирующие фирмы, ввиду чего она является неконкурентной.
Приведем результаты развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в 2008-2009 гг. (табл. 2)

Таблица 2

Показатели конкуренции в сфере ЖКХ



Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.




Ед.

%

Ед.

%

Ед.

%

Всего организаций, предоставляющих

услуги в сфере ЖКХ



1 751

100

1 185

100

1 138

100

В том числе по видам деятельности:

управление многоквартирными домами - всего

252

14,39

343

28,95

411

36,2

из них:

- государственной формы собственности

132


52,38

136


39,65

137

33,4

- частной формы собственности*

120

47,62

207

60,35

274

66,6

Содержание и ремонт общего имущества

в многоквартирных домах - всего



749


42,78

745


62,87

727

63,8

из них:

- государственной формы собственности

32

4,27

39

5,23

32

4,4

- частной формы собственности*

717

95,73

709

95,17

695

95,6

*2010 г. - с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более 25%

Ситуация в ЖКХ Москвы существенно отличается от среднероссийской: депопуляция малых городов приводит к снижению платежей и росту относительных издержек, повышению тарифов и платежей пользователей услуг. Несбалансированность тарифной системы привела к существенному разбросу тарифов внутри некоторых регионов (до 30 раз по теплу и более 100 раз по воде) и разницы в среднем вдвое (для регионов, находящихся в сходных климатических условиях). В Москве нет таких проблем, но неэффективность ЖКХ сохраняется, что приводит к непрозрачности и информационной закрытости отраслевых департаментов.

Разрыв по данным РАН в социально-экономическом развитии регионов РФ в 2002 году достигал 70 раз, причем за прошедшие годы ситуация не улучшилась (хотя по официальной статистике 2009 г. – 14 раз). С учетом того, что разрыв в инвестиционных средствах еще выше, а также того, что состояние жилищно-коммунальной сферы также отражает экономическую ситуацию – разрыв в уровне износа и новизне используемых технологий не менее порядка, итоговая оценка возможностей изменения ситуации различается на 3-4 порядка.

Таким образом, решения для реформирования ЖКХ в Москве принципиально отличаются от решений для среднестатистического региона России. С другой стороны, реформы ЖКХ Москвы не могут быть полностью оторваны и независимы от решений, принятых на федеральном уровне. Выходом из ситуации является формирование библиотеки инвестиционных проектов для систем ЖКХ с методиками адаптации к социально-экономическим и техническим особенностям территорий использования.


Прогноз событий при сохранении тенденций изменения ситуации в ЖКХ

- Россия

В случае сохранения основных действующих механизмов и подходов можно спрогнозировать возникающие чрезвычайные ситуации эпидемиологического и техногенного характера. Исходя из этого сценария развития жилищно-коммунального хозяйства:



  • средний износ производственного оборудования в малых городах и сельских поселениях достигнет 70 процентов, местами 100% (рис.1);

  • аварийность в системах коммунальной инфраструктуры возрастет; около 20 процентов населения страны будут пить воду, не отвечающую санитарным требованиям;

  • зависимость от зарубежного оборудования, технологий, проектных решений в сфере коммунального хозяйства усилится;

  • потери энергетических ресурсов и воды в процессе их доставки потребителям не снизятся;

  • экологическое состояние водных объектов, особенно источников питьевого водоснабжения, значительно ухудшится;

  • техническое перевооружение и реконструкция отрасли не будут обеспечены.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал