Современные проблемы экологии и



Скачать 273.01 Kb.
Дата23.04.2016
Размер273.01 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Казанский государственный технический университет им.А.Н.Туполева


УТВЕРЖДАЮ

________________Ю.Ф.Гортышов

Подпись и ФИО ректора вуза

«____»__________2010г. м.п.



«Современные проблемы экологии и

задачи природопользования»

Разработчик программы повышения квалификации:



Глебов А.Н., д.х.н., профессор, заведующий каф. Общей химии и экологии

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Мальцева С.А., к.х.н., доцент каф. Общей химии и экологии

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Составитель учебно-тематического плана программы повышения квалификации:



Мальцева С.А., к.х.н., доцент каф. Общей химии и экологии

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Категории слушателей на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа):

Научно-педагогические работники высших учебных заведений
1.2. Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний:

Научно-педагогическая деятельность в сфере химии, экологии, инженерии

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ
2.1. Нормативный срок освоения программы – 72 часа.
2.2. Режим обучения : 6 час./нед _______________

(указывается количество часов в неделю, но не более 36 часов в неделю)
2.3. формы обучения: с частичным отрывом от работы

(указывается одна из следующих трех форм: с полным отрывом от работы, с частичным отрывом от работы, без отрыва от работы)
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Слушатель, освоивший программу, должен:

3.1. обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 1. к участию в выполнении научных исследований в области экологии и природопользовании под руководством и в составе коллектива;

ПК 2. к выполнению экспериментов и интерпретации их результатов;

ПК 3. к анализу опасностей окружающей среды;

ПК 4. к участию в исследованиях воздействия антропогенных факторов на окружающую среду;

ПК 5. участие в проектных работах по разработке разделов проектов; связанных с вопросами охраны окружающей среды и нормирования;

ПК 6. идентификация источников опасностей и определение их уровней на предприятии;



ПК 7. обоснование инвестиций и проектов.
3.2. владеть: принципами контроля, оценки и прогноза экологической ситуации и на этой основе оздоровления окружающей среды с учетом:

  • уязвимости окружающей среды,

  • обеспечения достоверного контроля с целью недопущения превышения ее пределов прочности,

  • оценки и прогнозирования сложных и взаимосвязанных явлений в природной среде.

Слушатели должны освоить: общие определения и понятия измерений, оценки и прогноза интенсивностей экологических факторов воздействия и реакции биоты; принципы экологического и санитарно-гигиенического нормирования; научно-методическую, нормативную и метрологическую базы экологического мониторинга; методы экологического контроля, приборы экологического контроля объектов окружающей среды, метрологическое обеспечение экологического контроля, использование живых системы в методах контроля объектов окружающей среды, методы обработки и представления результатов анализа с оценкой показателей правильности и достоверности полученных результатов, а также повысить уровень своей компетентности и профессиональной культуры через ознакомление с современными тенденциями и проблемами курса с содержанием других экологических дисциплин.
3.3. уметь: формировать и закреплять на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки, адаптировать их к новым экономическим и социальным условиям.
3.4. знать: современные международные требования и образовательные стандарты.
Таблица 1.

4. Структура программы

№ пп

Наименование модулей

Всего, час.

В том числе:

Лекции

Практические занятия (семинары), лабораторные работы

Выездные занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1

  1. Модуль 1 «Государственная политика в образовании»


12
  1. 8

  1. 4


2

Модуль 2. Эколого-экономические аспекты природоохранной деятельности

12

8

4

3


Модуль 3. Химико-аналитические аспекты природоохранной деятельности

18

12

6

4


Модуль 4. Инженерно-технологические аспекты природоохранной деятельности

26

24

2

5


Модуль 5. Гуманитарные аспекты в экологии

4

2

2


Итого

72

54

18

Итоговая аттестация

Зачеты, защита выпускной работы



5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Таблица 2

Учебно-тематический план программы

№ пп

Наименование модулей

Всего, час.

В том числе:

Лекции

Практические занятия (семинары), лабораторные работы

Выездные занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1

  1. Модуль 1 «Государственная политика в образовании»

  1. 12

  1. 8

  1. 4

  1. Тема1. Современная нормативно-правовая база высшего профессионального образования

  1. 4

  1. 4

  1. Тема 2.

  2. Тенденции развития образования

  1. 2

  1. 2

  1. Тема 3.


ФГОСы третьего поколения
  1. 6

  1. 2

  1. 4


2

Модуль 2. Эколого-экономические аспекты природоохранной деятельности

12

8

4





Тема 1

6

4

2





Тема 2

6

4

2

3


Модуль 3. Химико-аналитические аспекты природоохранной деятельности

18

12

6


Тема 1

6

4

2


Тема 2

4

2

2


Тема 3

4

2

2


Тема 4

4

4

4


Модуль 4. Инженерно-технологические аспекты природоохранной деятельности

26

24

2


Тема 1

4

4


Тема 2

4

4


Тема 3

4

4


Тема 4

4

4


Тема 5

4

4


Тема 6

6

4

2

5


Модуль 5. Гуманитарные аспекты в экологии

4

2

2


Итого

72

54

18

Итоговая аттестация

Зачеты, защита выпускной работы




5.2. Форма учебной программы по модулю представлена в таблице 3
Таблица 3


Учебная программа по модулю


№ п/п

Наименование модуля, разделов и тем

Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы

1.

2.

3.

1.


Модуль 1 «Государственная политика в образовании»

Государственная политика в образовании
  1. Тема1. Современная нормативно-правовая база высшего профессионального образования


Современная нормативно-правовая база высшего профессионального образования. Прием в вузы. Организация обучения при уровневом образовании. Нормативные документы, регламентирующие работу ППС.
  1. Тема 2.

  2. Тенденции развития образования


Тенденции развития образования. Изучение мирового опыта по подготовке бакалавров, магистров, специалистов. Компетентностный подход как основа организации учебного процесса ВУЗа.
  1. Тема 3.


ФГОСы третьего поколения

ФГОСы третьего поколения. Особенности проектирования и реализации вузовских программ на основе ФГОС-3. Система классификации образовательных программ. Зачетная единица (кредит). Академическая мобильность в системе ВПО.

Практические занятия (семинары)

Проектирование образовательных программ по дисциплинам.

Самостоятельная работа

Проектирование образовательных программ по дисциплинам.

Используемые образовательные технологии

Информационные технологии: ЭОР, тесты, слайд-лекции, обучающие программы

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методическое пособие/ под редакцией докт.техн.наук, профессора И.К.Насырова. Казань: Изд-во Казан. гос.ун-та, 2010. 92 с.

2.

Модуль 2

Эколого-экономические аспекты природоохранной деятельности




Тема 1. Экономика природопользования и современные аспекты устойчивого развития

Ресурсоэффективные основы природопользования. Экономический механизм природопользования в России. Размещение производств и защита качества окружающей природной среды. Международное сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Экологический менеджмент.





Тема 2. Управление ООС

Административно-правовой механизм экологического управления. Ответственность в экологической сфере. Экономический механизм экологического управления. Информационные обеспечение деятельности в экологической сфере. Экологический мониторинг. Экологический учет, государственные природные кадастры. Экологический менеджмент. Основы рыночного механизма экологического управления.




Лабораторные работы







Практические занятия (семинары)

1. Расчет платежей за негативное воздействие и ущербы окружающей среде

2. Расчет эффективности внедрения природоохранных мероприятий






Самостоятельная работа

Расчет платежей за негативное воздействие и ущербы окружающей среде и расчет эффективности внедрения природоохранных мероприятий для конкретных предприятий




Используемые образовательные технологии

Слайд-лекции, деловая игра (методы «Дельфы»).




Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1. Газеев Н.Х., Глебов А.Н., Гоголь Э.В. Современные аспекты экономического и правового механизмов природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации и регионах на примере Республики Татарстан. Аналитический обзор.–Казань: Изд-во «Экоцентр», 2004. – 140с.

2. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок. - М.: Закон и право; ЮНИТИ, 1997. - 413с.

3.Голуб А.А., Срукова Е.Б. Экономика природопользования.–М.: Аспект Пресс, 1995. - 188с.

4. Петров Б.Г., Колесник А.А., Газеев Н.Х. и др. Формирование экономического механизма природопользования в РТ.-М.: «Мир», «Экопресс-ЗМ», 1997.-256с.

5. Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии. - СПБ: «Специальная литература», 1997. - 304с.

6. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования.-М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.-455с.

7. Серов Г.П. Экологический аудит.-М.: «Экзамен», 1999.-448с.

8. Экология, охрана природы, экологическая безопасность. Уч. Пособие для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих, руководителей и специалистов промышленных предприятий и организаций. Под общей ред. проф. А.Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А. Степанова.--М.:Изд-во МНЭПУ, 2000.-648с.

9. Гоголь Э.В., Глебов А.Н., Мельникова А.Г.Практикум по экспертизе, оценке воздействия на окружающую среду и сертификации./Под ред. А.Н. Глебова.-Казань: Изд-во «Экоцентр»,2005.-22с.

10. Гоголь Э.В., Глебов А.Н., Григорьева И.Г., Фролов Д.В., Мельникова А.Г., Гумерова Р.Р., Юнусова А.И., Чеклаукова Е.П., Газеев Н.Х., Бармин В.И.Курс лекций по экономике природопользования и природоохранной деятельности: Уч. пособие для вузов./Под ред. А.Н. Глебова.–Казань: Изд-во «Экоцентр», 2005.–44с.



3.

Модуль 3

Химико-аналитические аспекты природоохранной деятельности




Тема 1. Экологическая химия

Химия в Древнем мире, в средние века и в эпоху Возрождения. Химия в XVII, XVIII, XIX, XX вв. Концептуальные и методологические проблемы химической науки. Химия среди других наук естественного цикла. Методы исследования химических явлений. Особенности современной химии.

Взаимосвязь химии и экологии. Дифференциация химических элементов в солнечной системе. Классификация и распространенность химических элементов окружающей среде. Химические основы организованности гидросферы. Кислотно-основное равновесие в природных средах. Окислительно-восстановительные процессы в природных средах. Химические основы организованности атмосферы. Озоновый слой планеты. Международные соглашения по проблеме сохранения озонового слоя планеты. Биогеохимические процессы в биосфере. Степень замкнутости биогеохимических круговоротов биогенных элементов и ее планетарное значение. Формы миграции химических элементов в окружающей среде.






Тема 2. Экоаналитическая химия. Экспресс-анализ

Аналитическая химия и окружающая среда. Качественный и количественный анализ. Концепция мониторинга окружающей природной среды. Ксенобиотики как объекты экоаналитической химии. Кинетические методы в анализе объектов окружающей среды. Биосенсоры и биохимический мониторинг. Электрохимические биосенсоры. Обнаружение и количественное определение следовых количеств экотоксинов. Определение следовых количеств лекарственных препаратов, наркотиков и ядов. Основные объекты окружающей среды и их анализ (воздух, почва, вода).

Аналитическая химия в экологической практике.. Динамизм объектов аналитической химии. Предел обнаружения как основная метрологическая характеристика аналитического метода. Концепция ПДК, ПДВ, ПДС. Объекты окружающей среды: от экологии помещений до глобального мониторинга. Современная технология концентрирования следов. Взаимосвязь областей сенсорики и аналитической химии. Анализ суперэкотоксикантов.

Аналитическая химия малых концентраций (количеств) биологически активных веществ. АХ малых концентраций и малых количеств как проблема. Предел обнаружения и чувствительность. Основные методы определения малых концентраций. Основные способы концентрирования. Кинетические методы анализа. Методы определения сверхмалых концентраций, сверхмалых количеств и сверхмалых доз. АХ малых количеств и малых концентраций и объекты анализа. Общие вопросы АХ малых концентраций.

Методы исследования свойств сырья и продуктов питания. Биологическая безопасность сырья и продуктов животного происхождения. Основные критерии оценки пищевой безопасности. Нормативно-законодательная основа безопасности пищевой продукции. Биологическая безопасность и пищевой статус человека. Общие сведения о чужеродных загрязнителях пищевых продуктов из окружающей среды.. Металлические и неорганические загрязнения пищевых продуктов. Радионуклиды в сырье и пищевой продукции. Ксенобиотики-загрязнители пищевых продуктов органической природы. Пищевые опасности микробиологического и вирусного происхождения. Токсины природных компонентов пищевой продукции. Генно-модифицированные источники пищевой продукции. Социальные токсиканты. Идентификация и фальсификация пищевой продукции. Органолептический анализ сырья и продуктов питания. Превращения веществ в окружающей среде. Влияние этих процессов на экологическую безопасность. Методы контроля токсикантов в воздушных средах.





Тема 3. Токсикологические аспекты продуктов питания и здоровье населения

Биологическая безопасность сырья и продуктов животного происхождения. Основные критерии оценки пищевой безопасности. Нормативно-законодательная основа безопасности пищевой продукции. Биологическая безопасность и пищевой статус человека. Общие сведения о чужеродных загрязнителях пищевых продуктов из окружающей среды.. Металлические и неорганические загрязнения пищевых продуктов. Радионуклиды в сырье и пищевой продукции. Ксенобиотики-загрязнители пищевых продуктов органической природы. Пищевые опасности микробиологического и вирусного происхождения. Токсины природных компонентов пищевой продукции. Генно-модифицированные источники пищевой продукции. Социальные токсиканты. Идентификация и фальсификация пищевой продукции. Органолептический анализ сырья и продуктов питания. Превращения веществ в окружающей среде. Влияние этих процессов на экологическую безопасность. Методы контроля токсикантов в воздушных средах.




Тема 4. Методы и приборы контроля объектов природной среды

Назначение и содержание экологического мониторинга. Система экологического контроля. Методы экологического контроля. Приборы и методы экологического контроля объектов окружающей среды. Метрологическое обеспечение экологического контроля.




Лабораторные работы







Практические занятия (семинары)

1. Определение приоритетных токсикантов в атмосфере, гидросфере, литосфере

2. Биоиндикация в экомониторинге. Биотестирование. Определение класса опасности отходов

3. Методология анализа пищевых продуктов





Самостоятельная работа







Используемые образовательные технологии

Компьютерное обеспечение (основы LabWiew)/




Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.–576с.

2. Акимова Т.А. ,Хаскин В.В.Экология. Москва: ЮНИТИ. 1998,456 с.

3 .Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология. - М.: Высш. школа, 1988. -272с.

4. Глебов А.Н., Шамкаева А.И., Кулаков А.А., Гурье Л.И.Курс лекций по экологической химии: Уч. пособие для вузов.-2-е изд., испр. и доп.-Казань: Изд-во «Экоцентр»,2005.-288с.

5. Шамкаева А.И., Кулаков А.А., Глебов А.Н., Гурье Л.И., Фролов Д.В.Практикум по экологической химии:Уч. пособие для вузов.-2-е изд., испр. и доп.-Казань: Изд-во «Экоцентр»,2005.-94с.

6. Евгеньев М.И., Евгеньева И.И. Контроль и оценка экологического риска химических производств/ «ФЭН», Академия наук РТ Казань, 2007г.,

7. Кулаков А.А., Гибадуллин Р.З., Мащенко Г.И., Сметов Д.П.Практикум по физиологии человека: Уч. пособие/Под ред. Глебова А.Н.-Казань: Изд-во «Экоцентр»,2004.-94с.

8. Кулаков А.А., Кремлева Н.В.Практикум по общей токсикологии: Уч. Пособие/Под ред. Глебова А.Н.-Казань: Изд-во «Экоцентр»,2004.-114с.

10. Глебов А.Н., Гумерова Р.Р., Романова Т.А., Смирнова С.В., Лыгина Т.З.«Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг».Сборник курсовых работ./ Под ред. Глебова А.Н.-Казань: Изд-во «Экоцентр», 2004.-549с.



11. Глебов А.Н., Смирнова С.В., Ктомас Б.Г., Тагоев С.А., Романова Т.А., Гумерова Р.Р., Юнусова А.И. «Датчики, электронные преобразователи, приборы экомониторинга»:Уч. пособие/Под ред. А.Н. Глебова.-Казань: Изд-во «Экоцентр»,2005.-128с.


4.

Модуль 4

Инженерно-технологические аспекты природоохранной деятельности




Тема 1. Общая и инженерная экология

Экология, прикладная экология, экотоксикология, экологическая диагностика, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, экологический мониторинг. Место экологического нормирования в системе экологических наук.

Промышленное производство и экологические проблемы. Рост производства и динамика образования промышленных отходов. Загрязнение окружающей среды, реальные опасности природной среды от хозяйственной деятельности человека. Деление промышленных предприятий в зависимости от выбрасываемых ими загрязнений. Методы предупреждения и снижения промышленных выбросов в атмосферу углеводородов и их производных. Инженерно-экономические показатели экологических нормативов. Методы оценок воздействия производства на природную и окружающую человека среду при экспертизе новых проектов. Методы инженерно-экологических исследований.

Отходы как вторичные ресурсы. Классификация отходов производства. Захоронение, обезвреживание и утилизация жидких и твердых отходов. Регенерация и рекуперация ценных компонентов промышленных выбросов. Организация водооборотных циклов в химических и нефтехимических производствах при разработке новых технологических процессов. Экологический паспорт предприятия. Разработка и создание территориально-производственного комплекса.




Тема 2. Современные приборы и способы решения водоподготовки и водоснабжения

Проблемы питьевой воды. Фильтры. Ионообменные смолы. Обратный осмос как перспективное направление водоподготовки и водоснабжения.





Тема 3. Химико-экологические основы эксплуатации автотранспорта

Физико-химические процессы при воздействии автотранспорта на окружающую среду. Физикохимия моторных топлив. Смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ). Полимерные материалы в автомобилях. Аккумуляторы. Коррозия и защита от коррозии в автотранспорте. Автомобильные дороги и мосты. Энергетические (физические) загрязнения автотранспорта. Пути снижения загрязнения окружающей среды автотранспортом. Применение альтернативных топлив и энергоресурсов в автотранспорте. Применение альтернативных топлив и энергоресурсов в автотранспорте. Химическая экология автотранспорта. Экологическая экспертиза автохозяйств.




Тема 4. Безопасность техносфере – основа устойчивого развития общества.

Человек и среда обитания. Теоретические основы безопасности. Основы промышленной и экологической безопасности. Антропогенные опасности и защита от них. Управление безопасностью жизнедеятельности.





Тема 5. Промышленная экология:основные задачи на современном этапе. Роль Киотского протокола и Хартии о Земле. Геополитические факторы энергоресурсов

Глобальные проблемы загрязнения биосферы. Промышленное влияние на ОС. Виды и масштаб природных ресурсов. Промышленная безопасность и экологический риск. Промышленные отходы, их переработка. Моделирование и прогнозирование экологических задач. Экологический менеджмент и управление качеством ОС. Роль Киотского протокола и Хартии о Земле.




Тема 6. Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях

Понятие ЧС, термины, определения, классификация. Сценарии развития ЧС, последствия. Моделирование. Классификация токсичных веществ и варианты ЧС на химических объектах. Радиационная опасность, прогнозирование и оценка последствий ЧС. ЧС природного характера. Принципы и способы повышения устойчивости, защитные мероприятия. Средства и способы ликвидации последствий ЧС. Законодательные документы по ЧС. Экономические вопросы оценки ущерба.




Лабораторные работы







Практические занятия (семинары)

Оценка рисков аварийных ситуаций




Самостоятельная работа







Используемые образовательные технологии

Методика оценки рисков «Токси».




Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной итературы

1. Мазур И.И., Молдованов О.И. Курс инженерной экологии. Уч. пособие.-М.: Высшая школа, 1999.-446с.

2. Инженерная экология: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Медведева.–М.: Гардарики, 2002.–687с.: ил.

3. Тагоев С.А., Мингазетдинов И.Х., Петров В.Н., Глебов А.Н. Практикум «Процессы и аппараты защиты окружающей среды»: Уч. пособие/Под ред. Глебова А.Н.-Казань: Изд-во «Экоцентр»,2005.-96с.

4. Тагоев С.А., Мингазетдинов И.Х., Григорьева И.Г., Буданов А.Р. Задачи и методические указания по дисциплине «Процессы и аппараты защиты окружающей среды» для заочной формы обучения./Под ред. Глебова А.Н.-Казань: Изд-во «Экоцентр», 2004.-22с.

5. Глебов А.Н., Гоголь Э.В., Кулаков А.А., Кремлева Н.В., Мельникова А.Г.Практикум по общей экологии: Уч. пособие/Под ред. Глебова А.Н.-Казань: Изд-во «Экоцентр»,2003.-90с.

Переведенцев Б.Л. Климат, энергия и экология.-Казань: Изд-во КГУ, 1996.-141с.

6. Аксенов И.Я., Аксенов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды.-М.: Транспорт, 1986.-176с.

7. Куклев Ю.И. Физическая экология: Учеб. пособие.–М.: Высшая школа, 2001.–357с.: ил.

8. .Инженерная экология: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Медведева.–М.: Гардарики, 2002.–687с.: ил.

9. Тагоев С.А., Мингазетдинов И.Х., Григорьева И.Г., Буданов А.Р. Практикум «Химико-экологические основы эксплуатации автотранспорта»./Под ред. А.Н. Глебова.-Казань: Изд-во «Экоцентр»,2004.-63с.

10. Тагоев С.А., Мингазетдинов И.Х., Григорьева И.Г., Буданов А.Р. Задачи и методические указания по дисциплине «Химико-экологические основы эксплуатации автотранспорта»./Под ред. Глебова А.Н.-Казань: Изд-во «Экоцентр», 2004.-19с.

11. Потапов Г.В. Введение в промышленную экологию.-Казань: Изд-во «Таглимат», 1989.-96с.

12.Калыгин В.Г. Промышленная экология. Уч. пособие.-М: «Академия». 2004.–432с.

13. Мингазетдинов И.Х., Петров В.Н., Тагоев С.А.Практикум по курсу «Промышленная экология» для студентов всех форм обучения. Часть I. Промышленные сточные воды./Под ред. Мингазетдинова И.Х.-Казань: Изд-во «Экоцентр», 2005.-28с.

14. Мингазетдинов И.Х., Петров В.Н., Тагоев С.А.Практикум по курсу «Промышленная экология» для студентов всех форм обучения. Часть II. Загрязнение воздушного бассейна./Под ред. Мингазетдинова И.Х.–Казань: Изд-во «Экоцентр», 2006.–28с.

15. Мингазетдинов И.Х., Петров В.Н., Тагоев С.А. Задачи и методические указания по дисциплине «Промышленная экология»./Под ред. Глебова А.Н.-Казань: Изд-во «Экоцентр», 2004.-14с.

16. Мингазетдинов И.Х., Петров В.Н., Тагоев С.А. Практикум по курсам «Защита окружающей среды при чрезвычайных ситуациях», «Безопасность жизнедеятельности», «промышленная экология» для студентов всех форм обучения./Под ред. И.Х. Мингазетдинова.-Казань: Изд-во «Экоцентр»,2005.-48с.

17. Потапов Г.П. Безопасность жизнедеятельности.-Казань: Изд-во КГУ, 1996.-52с.

18. В.В. Кирсанов, А.А. Смолко Инженерная экология: Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. техн.ун-та, 2010, 247с.

19. В.В. Кирсанов Теоретические и практические аспекты биологической очистки сточных вод в аэротенках: Монография / под ред. Проф. А.Н. Глебова. Казань: Изд-во Казан. гос. техн.ун-та, 2010, 264с.



5.

Модуль 5

Гуманитарные аспекты в экологии




Тема 1. Экологическая философия и ситуационный подход

Предмет и назначение экологической философии. Методологический аппарат эколога.

Проблема происхождения природы и человечества. Экологический кризис и второе начало термодинамики. Научно-технический прогресс и экологические проблемы. Проблемы социальной экологии. Проблемы экологической этики и эстетики. Экология и религия. Экологические проблемы культуры. Проблемы этноэкологии.






Лабораторные работы







Практические занятия (семинары)







Самостоятельная работа

Подготовка к круглому столу «Парадигма современного экологического мировоззрения»




Используемые образовательные технологии

Круглый стол




Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1. Философия науки /Под ред. С.А.Лебедева. - М. :МГУ, 1999.

2. Розанов С.И. Общая экология, М., 2001.

3. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). – М., 1994.

4. Хесле В. Философия и экология. Пер.с нем. – М., 1993.

5. Кобылянский В.А. Философия экологии. Учебное пособие. М.2003.

6. Самойлов Л.Н. Глобальные проблемы общественного прогресса. Философские вопросы типологии и взаимосвязи. – М., 1985.

7. Карпинская Р.С. Философия природы. Коэволюционная стратегия. – М., 1995.

8. Данилов-Данильянов В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М., 2000.

9. Готт В.С., Урсул А.Д., Семенюк Э.П. Категории современной науки, М., 1984.

10. Борейко В.С.Введение в природоохранную эстетику. – Киев, 1998.






6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Таблица 4


Формы и методы контроля и оценки результатов освоения модулей содержатся в таблице 4


Наименование модулей

Основные показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки

Модуль 1. Государственная политика в образовании

знания,

умения,


навыки,

практическая ценность



Зачет

Модуль 2. Эколого-экономические аспекты природоохранной деятельности

Зачет

Модуль 3. Химико-аналитические аспекты природоохранной деятельности

Зачет

Модуль 4. Инженерно-технологические аспекты природоохранной деятельности

Зачет

Модуль 5. Гуманитарные аспекты в экологии

Зачет

По окончании обучения – защита выпускной работы.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал