Создание и реализация модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования Хабаровского края к введению фгос



Скачать 151.59 Kb.
Дата01.05.2016
Размер151.59 Kb.
ТипРассказ


Кузнецова А.Г.,

ректор Хабаровского краевого института развития образовании, д.п.н


Создание и реализация модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования Хабаровского края к введению ФГОС
Образовательные, социальные и иные эффекты введения стандартов нового поколения могут появиться только в случае адекватной профессиональной деятельности работников образования.

Рассказ о том, как в Хабаровском крае обеспечивается готовность педагогических и руководящих работников системы образования к введению ФГОС следует начать с того, как мы определили для себя стартовые условия и задачу, поскольку путь поиска решения проблемы зависит от того, как сформулирована проблема.

Условия введения стандартов нового поколения как крупной системной инновации «сверху» требуют от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, смены профессиональной позиции, технологического перевооружения, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладения навыками проектирования образовательного процесса. От руководителей - способности к гибкой и мобильно меняющейся организации целостного образовательного процесса; повышения ответственности за условия и качество реализации образовательных программ; выстраивания договорных отношений с родителями и социальными партнерами.

Все эти новые характеристики управленческого и педагогического профессионализма актуализировались, конечно, не с введением стандартов - все процессы модернизации образования имели именно этот вектор. И Приоритетный национальный проект «Образование», и региональные комплексные проекты, и все остальные мероприятия модернизации были направлены на подвижку профессиональных норм именно в эту сторону. Значительная часть педагогов и руководителей этот сигнал могла различить и до введения новых стандартов, и мы, со своей стороны, старались им помочь, однако профессиональное мышление в образовании отличатся инерционностью. Но стандарты сделали эти характеристики новой обязательной профессиональной нормой.

Таким образом, задача, которую всем нам предстояло решить, заключалась в быстром, массовом, необратимом присвоении новых профессиональных норм педагогами и руководителями.

Итак, условия введения новых стандартов и задача, которую мы для себя определили, явились для нас требованиями для определения характеристик модели повышения квалификации:



  • массовость и скорость обучения должна обеспечить технология каскада;

  • точность воспроизводства информации на разных ступенях каскада -технологии мультипликации;

  • наиболее сложные изменения (в профессиональном мировоззрении и профессиональной позиции) как залог прочности и необратимости вне административного давления - гуманитарные технологии;

  • укоренение инноваций в образовательной практике как новых профессиональных норм - командный принцип обучения и деятельности;

  • оптимизацию процессов коллективного поиска новых технологических решений - принцип сетевости и обобществления интеллектуальной продукции;

  • превращение образовательных учреждений в обучающуюся организацию, способную превращать индивидуальный интеллектуальные ресурсы в интеллектуальные активы организации - технологии управления знаниями.

Для реализации разрабатываемой модели повышения квалификации необходимо было создать соответствующие кадровые условия.

В 2009 году на базе Хабаровского краевого института развития образования мы создали отдел по введению ФГОС, получивший статус краевой команды-спинаута под руководством выпускницы Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, Master of Educaition Ж.Б. Кузнецовой. В составе команды – ученые, методисты и управленцы, специалисты в области дидактики, теории воспитания и психологии. Эту форму организации деятельности субъектов инновационного процесса мы обнаружили в опыте инновационной деятельности в бизнесе («spin out» – предприятие, ведущее самостоятельный бизнес, но пользующееся определенными ресурсами родительской компании). В нашей модели спинаут – это кросс-функциональная (то есть объединяющая для решения одной задачи специалистов разных структурных подразделений, выполняющих различные функции) команда, работающая над задачей технологизации и внедрения крупной системной инновации. Поскольку инновационный поиск предполагает возможность и ошибочных, и тупиковых путей, команда-спинаут получает право на ошибку, научно-методическую поддержку вместо организационного контроля, преимущества в распределении ресурсов и предоставлении оптимальных условий для творчества. Большая автономия в управлении командой позволяет, с одной стороны, руководителю команды быстро принимать решения в соответствии с условиями ситуации, не тратя времени на согласования.

Цель деятельности команды-спинаута – обеспечение введения на территории Хабаровского края Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) как системной инновации. Организационная сторона введения стандартов осуществляется муниципальными командами и администрацией образовательных учреждений. А вот содержательная и технологическая стороны требуют вдумчивой инновационной работы педагогов и методистов, поскольку новые требования к образовательным результатам заставляют разрабатывать, например, учебные задания и контрольно-измерительные материалы на новых методологических основаниях.

Эта команда-спинаут создала по договоренности с руководителями муниципальных органов управления образованием и краевых учреждений целую сеть команд на муниципальном и краевом уровне, которые получили техническое задание на разработку конкретного инновационного продукта. Например, команда Хабаровского краевого центра психолого-медико-социального сопровождения получила техническое задание на разработку программы деятельности образовательного учреждения по формированию здорового и безопасного образа жизни, а команда МОУ СОШ с.Уська-Орочи Ванинского района – на разработку модели образовательного пространства сельской школы в условиях ФГОС НОО.

Минимизация рисков в деятельности дочерних команд осуществляется путем сетевых коммуникаций и регулярных конференций с координирующим органом – Краевым координационным советом по организации введения ФГОС в Хабаровском крае.

Следующая вводная характеристика нашей модели повышения квалификации - определение целевых групп.

В соответствии с задачами введения ФГОС НОО мы выделили три целевые группы и соответствующие им модели повышения квалификации.


  • для муниципальных (школьных) команд - командно-сетевой каскад;

  • для учителей, берущих 1-й класс - индивидуально-сетевая очно-дистанционная модель;

  • для руководителей образовательных учреждений - фасеточная модель.

Другие учителя начальной школы, а также учителя остальных ступеней тоже охвачены работой по подготовке к введению новых стандартов, но там задача формулируется несколько иначе и обзор этой работы не входит в задачи данной статьи.

Теперь поподробнее о том, как работает наша модель повышения квалификации.

Для решения задачи по обеспечению массовой готовности всех педагогических работников к введению ФГОС НОО используется каскадная технология обучения, которая позволяет за короткое время обучить максимальное количество специалистов. Чтобы обеспечить координацию и слаженность действий по введению ФГОС, ведется обучение муниципальных и школьных команд. В состав кросс-функциональной муниципальной команды входят: специалист управления образованием, ответственный за введение ФГОС НОО, специалисты муниципальной методической службы, руководители образовательных учреждений и учителя начальных классов.

В состав кросс-функциональной школьной команды входят: руководитель образовательного учреждения, заместитель директора по учебной работе, руководитель методического объединения учителей начальных классов, учителя начальных классов.

Обучение команд является гарантией более точного внедрения в образовательную практику результатов обучения.

Модель командно-сетевого каскада включает в себя несколько ступеней обучения.

На первой ступени каскадное обучение начинается с подготовки муниципальных команд, которые для следующих ступеней каскада будут выполнять функцию тьюторов. В Хабаровском крае таких муниципальных команд 19. В качестве организационной формы обучения выбран модельный семинар. Семинар называется модельным потому, что он представляет собой образец, матрицу для организации дальнейшего обучения на нижележащих ступенях каскада. Гарантией точной, без искажения передачи информации на нижние уровни каскада служат следующие решения: ориентация обучения на приоритет присвоения идеологии темы семинара перед технологией; четкость технологических схем проведения семинара, поддающихся тиражированию; методические материалы, делающие материал семинара отчуждаемым от его авторов.

На второй ступени каскада муниципальная команда готовит аналогичный семинар по полученным технологическим образцам с этим же содержанием и проводит его для всех школьных команд города или района.



На третьей ступени каскадного обучения подготовленная школьная команда в качестве группы тьюторов проводит по заданной модели семинар для педагогического коллектива образовательного учреждения. Раздаточные дидактические материалы модельного семинара помещаются во внутреннюю информационную сеть системы образования (разных уровней) и находятся в свободном доступе для всех заинтересованных в обучении специалистов. Специалистами отдела введения ФГОС на сайте ХК ИРО создан раздел «Введение ФГОС НОО в Хабаровском крае», который имеет категории «Методическое сопровождение введения ФГОС НОО», «Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС НОО» и «Сетевой транслятор «Простые решения». В ходе обучения на всех уровнях предусмотрено выполнение заданий, требующих от команд участия в сетевом взаимодействии – для консультаций, совместного творчества и экспертизы продуктов. Сетевое взаимодействие служит средством, обеспечивающим внешнюю поддержку и стимулирование активности команд путем возможности сравнения собственных результатов и продуктов с другими, что в целом служит фактором обеспечения быстрого и точного внедрения новшеств в практику.
Принципы организации командно-сетевого каскадного обучения


Принципы обучения

Способ реализации

Каскадность

Обучение строится в виде расширяющегося каскада на региональном, муниципальном, школьном уровнях путем передачи и тиражирования информации с помощью тьюторов. Тьюторы для каждого уровня готовятся на вышестоящем уровне каскада.

Командный подход

Обучение не отдельных педагогов, а кросс-функциональных команд, которые и после обучения будут заниматься реализацей системных инновационных проектов.

Интенсивность

Использование технологии «погружения» в обучении, позволяющей с использованием гуманитарных технологий в короткие сроки формировать смыслы, присваивать ценности проекта, овладевать на операциональном уровне актуальными технологиями.

Деятельностный подход

Формирование у обучающихся обобщенных способов деятельности, необходимой для успешного решения практических задач введения ФГОС

Матричность, (нормирование) при степенях свободы

Использование единого способа в разработке и структурировании содержания обучения на модельных семинарах при возможностях вариативных технологических решений при определении форм его интерпретации

Встроенность в реальную практику образования

Обучение на материале опыта лучших педагогов и руководителей.

Выполнение заданий на рабочем месте. Внедрение приобретенных в процессе обучения технологических решений в практику с обязательной обратной связью с организаторами обучения.



Содержание модельного семинара должно выстраиваться таким образом, чтобы слушатели могли приобрести, с одной стороны компетенции, необходимые и достаточные для успешного выполнения практической деятельности руководителей и педагогов по введению и реализации ФГОС в области, соответствующей теме семинара, а с другой стороны, приобрести способность к развитию этих же компетенций у своих слушателей на следующих ступенях каскада. Для разработки программ модельных семинаров в рамках командно-сетевого каскадного обучения ведущим научным сотрудником нашего института, к.п.н., И.Е.Терещенко была адаптирована специальная методика проектирования содержания повышения квалификации, предложенная Н.В. Немовой.

В модельном семинаре предусмотрены три этапа:

первый этап - учебный;

второй этап - проектный;

третий этап – экспертный.

На первом этапе осваиваются методы (общие способы) выполнения практической деятельности по введению и реализации ФГОС - путем сочетания экспресс-лекций, работы с кейсами, смысло-деятельностных игр, дебатов и пр.

Анализ содержания практической деятельности на этапе введения ФГОС показал, что основным видом деятельности является разработка конкретных педагогических продуктов. Поэтому на втором этапе организуется проектирование конкретных педагогических продуктов (план мероприятий, основная образовательная программа образовательного учреждения и т.п.).

На третьем этапе продукты педагогического проектирования предъявляются на пленуме участникам семинара для экспертизы, выявления лучших образцов и их последующего распространения с помощью сетевого транслятора «Простые решения».

Участники краевого модельного семинара получают все необходимые методические материалы для проведения соответствующего муниципального семинара для школьных команд.

За полтора года мы провели сначала два краевых семинара–погружения по проблемам введения ФГОС с участием разработчиков.

Два последующих модельных семинара: «Методическое сопровождение процессов введения ФГОС НОО», «ФГОС НОО как механизм реализации национальной инициативы “Наша новая школа” получили статус межрегиональных, т.к. участниками семинаров стали и региональные команды из Приморского края, Еврейской, Амурской, Сахалинской, Магаданской областей. Недавно, 26-27 апреля, мы провели еще один межрегиональный модельный семинар по проблемам организации целостного образовательного процесса в условиях введения ФГОС.



    • Для второй целевой группы - учителей, берущих первый класс, мы используем индивидуально-сетевую очно-дистанционную модель и технологию «интенсивной школы».

    • Поскольку педагогу приходится работать с собственными профессиональными нормами, мировоззрением, поведенческим репертуаром - а это серьезная, я бы сказала, глубоко интимная работа, то здесь не годится командно-сетевая модель. Командная работа используется только на отдельных этапах обучения, а в целом мы помогаем педагогу определить индивидуальный путь профессионального развития - будет ли он совпадать на определенных этапах с группой или нет, но он будет персональным.

    • Образовательное событие, в котором ведется подготовка учителей, состоит из трех этапов:

    • 1. Индивидуальный дистанционный - докурсовое задание на изучение базовых документов и теоретических материалов с выполнением творческого задания: аналитического эссе.

    • 2. Очный групповой по технологии «интенсивная школа».

    • 3. Сетевой коллективно-распределенный - послекурсовое задание с обсуждением в сетевом сообществе и в Интернет-конференциях.

    • В организационной стороне такого образовательного события также присутствуют элементы каскада, для этого в крае подготовлено 45 тьюторов, в том числе и с помощью виртуального университета издательства «Просвещение».

Несколько слов о технологии «Интенсивная школа», которая используется на втором этапе. Это образовательное мероприятие, проводимое в режиме погружения, основанное на деятельном включении участников в решение практических задач. Ее компоненты:

Первый компонент: тьютор, главный, ведущий обучение. Он проводит очные встречи (тьюториалы), отвечает на вопросы в Интернет-конференциях, оценивает и комментирует письменные работы, проводит индивидуальные консультации.

Второй компонент: рабочие (учебные) тетради. В Интенсивной школе нет привычных учебных пособий или рекомендаций, вместо них педагоги получают handbook - «рабочие тетради». В них содержатся задания для практикума, теоретический материал, который необходим для обучения.

Третий компонент: тьюториалы - очные встречи тьютора с командой (группой). Тьюториал не является семинаром в привычном понимании. Это свободное общение в подгруппах, совместное решение case-study (ситуационных задач), во время которого участники определяют пути решения возникших на практике затруднений. На тьюториалах развиваются навыки работы в команде, активного слушания, публичного выступления.

Четвертый компонент: интернет-конференция, является основным средством обмена информацией между тьютором и другими слушателями в течение всего периода обучения. Обсуждаются прошедшие и планируемые тьюториалы. Обсуждаются результаты выполнения проектных работ обучающихся. Обсуждается практический опыт и идеи относительно выполнения практических задач, связанных с инновационной деятельностью. Интернет-конференция является динамичным хранилищем информации, регулярно обновляемым для оказания максимальной помощи в обучении. В интернет-конференциях развиваются навыки эффективной электронной коммуникации.

Пятый компонент: письменные задания на применение в своей практике всего полученного в рамках обучения теоретического материала, которые необходимо выполнить уже на рабочем месте в послекурсовой период.

Принципы проведения «интенсивной школы» (ИШ):

Интенсивность - работа ИШ организуется в виде погружений, максимально интенсивно – во времени и в пространстве, насколько это позволяют силы и средства педагогического коллектива и слушателей.

Деятельностный подход - освоение операций и общих способов действий – педагогических, методических, методологических, андрагогических.

Модельность - В рамках ИШ практические навыки отрабатываются на модельных занятиях с развернутой обратной связью, что является гарантией формирования не только теоретических знаний в изучаемой области, но и актуальных компетенций. Кроме того, использованием приемов методической рефлексии после каждой формы работы позволяет осваивать сами формы работы и технологии, используемые в Интенсивной школе, как модели для применения в образовательной практике.

Пролонгированность - ИШ строится таким образом, чтобы после ее окончания возникало самодеятельное продолжение в виде продолжающихся коммуникаций, сетевых проектов, работы в сетевом сообщества, деятельности по самообразованию.

В качестве результатов Интенсивной школы мы расматрвиаем увеличение интеллектуального и эмоционального ресурса; формирование индивидуального стиля мышления; развитие коммуникативных навыков; повышение самооценки; повышение критичности мышления; активное инновационное поведение. Кроме того, деятельность Интенсивной школы более продуктивна, чем обычных курсов – итогом работы слушателей являются готовые научно-методические и дидактические продукты, готовые к тиражированию.

Для третьей целевой группы - руководителей образовательных учреждений используется фасеточная модель повышения квалификации. В отличие от накопительной модели, где содержание выстраивается на основе выбора самого обучающегося руководителя, в фасеточной логика и набор необходимых модулей определяется в соответствии с дорожной картой введения ФГОС.

В содержании фасеточной модели определено 2 компонента. Первый направлен на подготовку к выполнению оперативных задач по организационному, кадровому и материально-техническому обеспечению введения стандарта. Реализуется он через командно-сетевой каскад в модельных семинарах, траектория задана графиком модельных семинаров и дорожной картой введения стандартов.

Второй компонент содержания повышения квалификации руководителей носит стратегический характер, направлен на формирование новых профессиональных норм руководителя образовательного учреждения как эффективного менеджера. Реализуется он через «Школу эффективного менеджера», которую мы разработали в качестве регионального дополнения к федеральному проекту по формированию федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации руководителей. В программе этой школы такие курсы как «Бизнес-подход к управлению инновациями в образовании», «Менеджмент талантов в образовании», «Менеджмент знаний в управлении персоналом образовательного учреждения». Второй компонент реализуется в рамках персональной образовательной траектории в соответствии с планом-графиком курсовой подготовки.

Все образовательные события для всех целевых групп имеют ориентацию на конечный продукт. Для хранения этих продуктов разработан и функционирует интерактивный ресурс, расположенный на сайте ХК ИРО - виртуальная площадка презентации и обмена опытом «Сетевой транслятор» http://www.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=220:settransfgos&layout=default , на котором размещены шаблоны программ, диагностические и технологические карты, материалы для организации корпоративного обучения педагогов, разработки отдельных уроков и мероприятий, и целые учебно-методические пакеты, включающие в себя не только сценарии уроков, но и все дидактические и контрольно-измерительные материалы к ним. Здесь же размещаются материалы школ - пилотных площадок.

Не все в процессе подготовки кадров к реализации новых стандартов идет гладко, есть определенные проблемы, вероятно, такие же, как и в других регионах. Прежде всего - очень большое количество курсовых мероприятий и групп, в которых идет эта подготовка. Каскад позволяет снять проблему подготовки по организационным вопросам, главным образом, но работа с профессиональными нормами - это более сложная и тонкая работа, где каскад может быть использован лишь частично.

В ходе мониторинга обнаружились парадоксальные, на первый взгляд, факты. Например, на вопрос о практикоориентированности содержания курсовой подготовки примерно половина группы может отметить высокий уровень практикоориентированности занятий и высокую их результативность в плане овладения практическими средствами решения педагогических задач. При этом вторая половина этой же группы, обучавшаяся на этих же занятиях вместе с первой, может утверждать противоположное. Мы понимаем, что значительная часть педагогов начальной школы имеют достаточно узкое рецептурное мышление и отсутствие пошаговой инструкции и шаблонов для каждого шага воспринимают как оторванность от их насущных проблем. Для них, собственно, мы и разрабатываем те образцы и шаблоны, которые размещаем в общем доступе.



Таким образом, формирующаяся в крае модель подготовки педагогических и руководящих работников представляется нам наиболее сообразной условиям и задачам введения крупной системной инновации, которой являются стандарты нового поколения.





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал