Спецкурс Глобальные проблемы мирового сообщества



Скачать 197.59 Kb.
Дата02.05.2016
Размер197.59 Kb.
Боровлева Елена Ивановна, кандидат философских наук, доцент ОУК социологии, политологии и экономики МГПУ

 

 



Спецкурс

Глобальные проблемы мирового сообщества

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный спецкурс направлен на рассмотрение процессов глобализа1 современного мира. Предлагаемый курс поможет студентам более глубоко понять явления, которые происходят в мировом сообществе, а так же разобраться в совокупно' сложных изменений, суть которых в том, что они как бы, ускоряют жизнь люде] пространстве и во времени и стирают существующие территориальные границы. Исх< из научного мировоззрения, благодаря которому происходит целостное рассмотре] сущности, основных принципов и закономерностей функционирования глобальр проблем понять исторический процесс превращения мирового сообщества в един систему.



ЦЕЛЬ КУРСА рассмотреть общее понятие глобальных проблем и их сущнос Прежде всего, выявить содержание и направленность объективных тенденций проце глобализации. Определить типологию глобальных проблем, причины их возникновен Проследить тенденцию социальных последствий процессов глобализации.

ЗАДАЧИ КУРСА состоят в уточнении категории «глобальности», причин возникновения. Выявить сущность и причины возникновения глобальных проблем. Д основную характеристику глобализации в свете современных научных представлен выявить первоначальные этапы становления глобальности исходя из сущно< «локального» и «глобального». Определить движущие мотивы создания нового порядк мировом сообществе. Рассмотреть перспективы глобальной экологии, противоре1 современного этапа глобализации.

I

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

 


Тема занятий

Кол-во часов

1 .Понятие глобальных проблем современности

2 часа

2.Причины возникновения современных глобальных проблем

2 часа

 

3.Сущность и основные характеристики глобализации в свете современных научных представлений.

 

4. Принципы распространения глобальных проблем на планете.



2 часа 2 часа

5. Типология современных глобальных проблем

2 часа

6. Интерсоциальные проблемы

2 часа

7. Проблемы взаимодействия «человек - природа»

2 часа

8. Проблемы взаимодействия «общество- природа»

2 часа

9. Роль антропогенных и естественных факторов

2 часа

 

10. Римский клуб в решении глобальных экологических проблем

 

11. Проблемы взаимодействия «человек-общество»



2 часа

2 часа


12. Проблемы глобального образования

13. Современная оценка глобализации

14. Судьба национального государства в эпоху глобализации

15. Роль России в современном процессе глобализации

 

ИТОГО


 

 


2 часа

2 часа


2часа

2 часа


 

30 часов


 

 

 

 

 

ТЕМА № 1 Понятие глобальных проблем современности

 

Содержание понятия «глобальные проблемы». Система критериев глобальности. Единство пространственного географического масштаба. Общечеловеческая значимость. Всемирно историческая актуальность. Общепланетарная опасность. Сониоприродная и биосоциальная совместимость и универсальность. Взаимосвязь глобальных проблем на социально-экономическом, политико-идеологическом, культурном уровнях в современном мире. Неравномерность в процессе возникновения глобальных проблем. Этапы эволюции глобальных процессов цивилизации.



Вопросы по теме:

I. Почему возникает трудность в определении глобальных проблем?2. Когда термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон?

3. Почему глобалистика в современном научном творчестве исследует общечеловеческие проблемы?

 

 

ТЕМА 2 Причины возникновения современных глобальных проблем

Глобальные проблем в историческом процессе развития человечества. Антропогенная деятельность в нарушении равновесного состояния окружающей природной среды. Роль антагонистических отношений во взаимоотношениях человека и общества. Социальные предпосылки. Проявление конфликтов в обществе. Утверждение частнособственнических отношений в обществе как фактор раскола общества на антагонистические классы. Присвоение прибавочного продукта как главная социальная цель частнособственнических отношений. Роль духовных первопричин в современных мировых глобальных процессах.



Вопросы по теме:

1. В чем причина нарушения равновесного состояния окружающей природной среды?

2. В чем причина появления социальных противоречий общества?

3. Является ли человек «цементирующим звеном» в проявлении глобальных проблем цивилизации?

4. Какова роль духовных ценностей в проявлении глобальных проблем?



 

 

ТЕМА № 3 Сущность и основные характеристики глобализации в свете

современных научных представлений

 

Соотношение фундаментальных, прикладных и глобальных проблем. Причины отнесения глобальных проблем к классу высокосложных и жизненноважных задач. Методологическая и методическая неразрешенность преодоления глобальных проблем. Отсутствие математических методов и вычислительных средств, для решения глобальных проблем. Роль кибернетики в параллельной обработке информации, параллельном программировании и создании системы неограниченной производительности для решения сверхсложных задач (глобальных проблем). Создание инструментария изучение глобальных процессов с целью прогнозирования, разработки предложений для решения и управления глобальными процессами.



Вопросы по теме:

1. В чем особенность взаимо-сильно-связанности глобальных проблем?

2. Почему не существует методы устранения взаимосильных связей глобальных проблем?

3. Какова роль кибернетики в решении исследуемых проблем?

 

 

ТЕМА № 4 Принципы распространения глобальных проблем на планете

 

Роль финансово-экономическго как главного принципа глобализации. Проявление тенденций достижения максимальной эффективности производственной деятельности. Создание мирового правительства. Роль ТНК. Принцип экологизма. Идея примирения раскола двух сущностей человека: естественной и социальной. Слияние человека и природы, достижения первоначальной гармонии. Артифицирование природного мира человеком. Приобщение природы социуму и придание ей смысла. Изменение природы (естественного порядка) человеком в человеческий универсум (мира культуры). Двойственная суть человека (часть естественного мира по происхождению, представитель мира культуры).



Вопросы по теме:

1. Какова роль электронных средств коммуникации в пространственном и временном бытии человека?

2. Какова роль технологических изменений, происходящих в мировом сообществе?

3.Какова роль транснациональных компаний в процессе интернационализации?

 

 

ТЕМА №5 Типология современных глобальных проблем

«Универсальные проблемы» политического и социально-экономического характера. Проблемы природно-экономического характера - экологические, энергетические, сырьевая, продовольственная. Глобальные проблемы социального характера - демографические, проблемы, межнациональных отношений, кризиса культуры и нравственности, дефицита демократии, Проблемы смешанного характера, нерешенность которых приводит к гибели людей: региональные конфликты, преступность, стихийные бедствия, технологические аварии. Проблемы научного характера - освоение космоса, исследование внутреннего строения Земли. Малые проблемы - «синтетического» характера: бюрократия, эгоцентризм.



Вопросы по теме:

1. Как удовлетворить потребность человека в получении новой информации в процессе познания окружающего нас мира?

2. В чем проявляется тесная взаимосвязь глобальных проблем?

3. Что подразумевается под «горизонтальной» взаимосвязью и взаимозависимостью исследуемых проблем?

4. Что понимается под «горизонтальной» связью глобальных проблем?



Семинарское занятие

«Антропологичностъ глобальных проблем»

 

 

 

ТЕМА №6 Интерсоциальные проблемы

 

Проблемы войны и мира. Предотвращение мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и жизни на планете. Обуздание гонки вооружений. Запрещение новых систем оружия. Разоружение. Установление безъядерных зон. Установление нового международного экономического порядка, основанного на равноправии и взаимовыгодного сотрудничества всех стран. Устранение отставание экономически слаборазвитых стран. Экономическая интеграция и интернационализация международного разделения труда. Ликвидация диспропорций в мировой торговле и международном экономическом обмене.



Вопросы по теме:

1. Почему сохраняется силовое противостояние государств?

2. Какое значение сыграла научно-техническая революция в процессе формирования военно-промышленного комплекса?

3. Можно ли управлять развитием НТР в гуманистическом направлении на глобальном уровне?

Семинарское занятие

«Угроза освоения космоса в целях прогресса»

 

 

ТЕМА 7 Проблемы взаимодействия «человек - природа»

 

Человек как часть природы и как часть общества. Воздействие человека (общества) на природную среду и обратный процесс - природы на человека (общество). Соблюдение меры воздействия в системе «человек-природа» как фактор снижения противоречий.



Представление человека как частицы хшвого вещества в работах В.И. Вернадского. Человек как «маленькая» частица Единого Информационного Поля в работах К.Э.Циолковского. Совокупность процессов жизнеобеспечения в жизнедеятельности человека с процессами окружающей среды. Роль законов экологии в жизни человека. Закон внутреннего динамического равновесия. Закон внутреннего динамического равновесия ( между воздействием энергии вещества (или информации) и ответными реакциями природной системы). Закон толерантности (степень выносливости организма человека). Закон максимизации энергии как основа выживания (сохранения) одной системы в соперничестве с другими системами. Роль мужчины и женщины в природе: закон о единстве противоположностей. Здоровье человека и совершенствование личности на основе интеллекта.

Вопросы по теме:

1. Каковы причины нарушения равновесного устойчивого функционирования и жизнеобеспечения в системе «человек - природа»?

2. Прокомментируйте известные цитаты «Красота спасет мир...», «Единственная красота это здоровье...».



Семинарское занятие

«Соотнесение законов экологии с принципами экологии человека».

 

 

ТЕМА № 8 Проблемы взаимодействия «общество- природа»

 

Проблемы, лимитирующие развитие человечества. Демографическая проблема. Проблемы в изменении возрастной структуры общества и его социальные последствия. Проблемы истощения природных ресурсов невозобновляемых (уголь, нефть) и относительно возобновляемых. Проблемы глобальной энергетики как важнейшей силы социально-экономического прогресса. Предупреждение энергетического кризиса. Загрязнение окружающей среды. Глобальные проблемы пространственной структуры | урбанизации, качество жизни и здоровье людей, проблемы питания и производство продовольствия. Предотвращения стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения. Про' Мирового океана.



Вопросы по теме:

1.Что может произойти с человечеством если его численность достигнет предельной биологи1 емкости среды?

2. Какие системообразующие информационные связи можно проследить в коэволюции пр человек и общество?

3. Какова роль техногенного аспекта в обществе?

4. Какова роль нравственного аспекта в обществе?

Семинарское занятие

«Проблемы Москвы как высоко урбанизировано города»

 

 

 

 

 

ТЕМА № 9 Глобальные экологические проблемы

Определение экологического состояния к норме. Установка человека на активность, овладения миром. Понятие и сущность экологического риска. Экологические противоречия как первая фаза ра экологического кризиса. Фаза конфликта. Состояние экологической системы в фазе экологического к{ Экологический кризис как фактор роста населения и кризиса сознания. Экологическая катастрофа. Нарушение взаимосвязи и прекращение функционирования системообразующего фактора в экосистеме. Концепции проблемы эволюции человека и биосферы в научных трудах В.И.Вернадского, Н.В. Тиме Ресовского и философской школы русских космистов.



Вопросы по теме:

1. Когда впервые люди получили мощный рычаг воздействия на природную среду?

2. Почему каждому члену общества необходима экологическая культура и экологи образование?

3. Чем отличается биоцентрическое и антропоцентрическое мировоззрение?

4. Каковы основные причины конфликта между обществом и природой в современных условия4



Семинарское занятие

«Экология Москвы».

 

 

ТЕМА №10 Римский клуб в решении глобальных экологических проблем

Роль А. Пильчеи в создании Римского клуба. Научная постановка вопроса в изучении сое окружающей природной среды. Первый доклад Римскому клубу «Границы роста» (во г Д.Медоузом). Критика материалов анализа и предлагаемых мер доклада мировой обществен» Второй доклад Римскому клубу «Человечество на распутье» (М.Месарович, Э.Пестель). Кон «новой мировой этики». Изменение мирового отношения в мировом сотрудничестве от национального до глобального. Создание условий для жизнедеятельности будущих поколений. Форммирование мировой этики.



Вопросы по теме:

1. Почему возникла необходимость научного исследования окружающей среды?

2.Каковы выводы группы ученых, предложенных в первом докладе («Границы роста») Римскому клубу?

3. Каково отношение к Римскому клубу представителей антиглобалистского движения?



 

 

ТЕМА №11 Проблемы взаимодействия «человек- общество»

 

Снижение культурного развития человечества от энергетических и технических возможностей общества. Снижение природной возможности и способности человечества потенциального мышления. Генетическая деградация. Разрыв с традициями. Потеря индивидуальности. Переориентация человечества с материальных ценностей на новые качества человека: любви к правде и справедливости, поиске истины, отвращения к насилию. Преображение самосознания для органического саморазвития человека (взамен развития органического тела информационной цивилизации).



Вопросы по теме

1. Как вы считаете личность-сциальность это антагонизм или единение?

2. Является ли предпосылкой возрастания роли личности через религиозное воспитание?

3. Возможно ли истребление духовной основы человека как личности.

Семинарское занятие

«Феномен компьютеризации»



 

ТЕМА № 12 Проблемы глобального образования

 

Понятие и сущность глобального образования. Образование мирового сообщества как «метасистема» (совокупность множества национальных образовательных пространств и систем). Роль информационных технологий в функционировании обучающего потенциала. Важнейшие направления и содержательный характер мирового образовательного процесса (изучение экономических, политических, экологических, технологических, гуманных ценностей). Массовый характер и непрерывность в образовательном процессе. «Фундаментализация» и междисциплинарная направленность в содержательном процессе глобального образования. Адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности.



Вопросы по теме:

1. Какова проблема современного образования?

2. Охарактеризуйте понятия «воспитание», «обучение», «образование».

3. В чем особенность образования на современном этапе?



Семинарское занятие

«Роль образования в период мировой интеграции»

 

 

ТЕМА № 13 Современные оценки глобализации

 

Этическая оценка глобализационных процессов. Роль ученых 20 века А.Эйнштейна, В.И.Вернадского, П.Тейяр де Шардена, Ш. в осмыслении Универсума и роли в нем человека. Противоречия глобализации. Антиглобализм как фактор негативного отношения к процессам происходящем в мировом сообществе. Глобализм как феномен капиталистического способа производства. Глобализм как продукт политической воли. Глобализм - путь к новому мировому порядку. Движущие силы глобализации. И. Пригожий, Н.Н.Моисеева, Ю.А.Урманцев в формировании и становлении мировоззрения универсального эволюционизма. Вопросы по теме:



1. Какова идея компьютеризации мирового сообщества?

2. Составляют ли угрозу демократии глобальные процессы человечества?

3. В чем соотношение «глобального» и «локального» на современном этапе?

 

 

ТЕМА № 14 Судьба национального государства в эпоху глобализации

Индустриальный и постиндустриальный (информационный) этап развития человечества. Изменение функций и роли национального государства. Трансформация основных демократических ценностей человечества.

Социально-политические последствия глобализации. Электронное правительство как новая модель государственного управления. Выработка одного языка. Объединение человеческой деятельности. «Глобальная деревня» как новое структура мирового сообщества.

Вопросы по теме:

1. В чем суть проблемы, которая ставит глобализация?

2. Каковы современные оценки глобализации?

3. Является ли Глобализм продуктом политической воли?

 

 

 

 

 

ТЕМА № 15 Роль России в современном процессе глобализации

 

Либерально-демократическая направленность интеллектуальной мысли в России. Отечественные мыслители о роли государственного устройства. А.Н.Бердяев о государстве как о «некоей ценности» («Философия неравенства»). Ю.Пивоваров, А.Фурсов о «дистанциированности власти и общества» («Русская система как попытка понимания русской истории // Полис. 2001. № 4.). А.Панарин, А.Дугин о трансцендентном (сакральном ) характере государства («Философия политики», «Стратегическая нестабильность в 21 веке»). Позитивный синтез традиционных и либеральных элементов государственного устройства России. Сохранение самостоятельного, национального пути развития страны в эпоху глобализации. Патриотизм, социальная справедливость для всех социальных слоев и групп как общенациональный интерес.



Вопросы по теме:

1. Каковы перспективы трансформации российского государства?

2. Какова ценность православной и социальной идеи в российском обществе?

3. Какие возможности создаются для России на современном этапе глобализации?

 

 



Литература по курсу:

1.                                         Актуальные проблемы глобализации: Круглый стол «МЭиМО»//
Мировая экономика и международные отношения - 1999 - №4

2.                                          Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального


прогнозирования: Пер. с англ. — М.: Асаёегша, 1999.

3.                    Гизатуллин Х.Н., Троицкий В.А. Концепция устойчивого развития:


новая социально-экономическая парадигма // Общественные науки и
современность. - 1998. -№5

4.                    Глобальные проблемы, их суть и поиск новых путей решения:


Материал для дискуссий по теме / Авт. - сост. А.А.Черепанов,
А.Г.Литвиненко. - Новосибирск: СО РАН, 1998.

5.                                          Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций: Межд.


конф. 22-23 апреля 1998 г. Доклад и выступления / Под ред.
Ю.Л.Воробьева. - М.: УРСС, 1998

6.                                          Делягин М. Общая теория глобализации // Общество и экономика. -


1998,

7.                                          Дубнов А.П. Глобалистика. -2-е изд. Новороссийск 2000.

8.                                          Куликов М.И. Мир на пороге 21 столетия: Всемирно-исторический
процесс и глобальные проблемы мировой цивилизации: Учебное
пособие. - Новгород. 1995.

9.                    Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Перевод с англ.. -


М.: Прогресс, 2001.

10.                                  Ласло Э. Пути, ведущие в грядущее тысячелетие. Проблемы и


перспективы // Вопр. истории, естествознания и техники. - № 4.

11.                                  Ошеров В. Глобализация и/или глобализаторство? // Новый мир. -


2001. №1.

12.                                  Панарин А. Глобальное информационное общество: вызовы и ответы//


Власть.-2001.-№1.

13.                                  Римский клуб: История создания, избр. докл. и выступления // Под


редакцией Гвишиани Д.М. - М.: УРСС, 1997.

14.                                  Тихонов В.А. Будущее человеческой цивилизации и России.


Закономерности развития человеческого общества. - М,: Палей, 1996.

15.                                  Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. - М.: Наука 1999.

16.                                  Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. - М,:
Академия. 1999.

17.                                  КапицаС.П., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы


будущего. М.: Наука 1997.

18.                                  Минард Е. Эволюция богов. Альтернатива будущего человечества. -


М.: Мир, 1996.

19.                Моисеев Н.Н. Расставание с простотой (Путь к очевидности). - М.:


Аграф,1998.

20.                Моисеев Н.Н. Экология в современном мире // Энергия: экономика,


техника, экология. - 1996. № 6.

21.                Морозов Г.В. Апокалипсис 20 века: Космические причины и факторы в


историческом процессе // Русская мысль. - 1993.

22.                Решение глобальных проблем в формировании ноосферной


методологии // Бессонов Б.Н. и др. Методология науки и стратегия
выживания цивилизации. М., 1999.

23.                Борисенко Е.Н. Международная продовольственная безопасность:


актуальные проблемы // Социально-политический журнал. - 1997. № 2.

24.                Браун Л., Янг Дж. Глобальная продовольственная проблема // Мир


науки. -1999. -№ 4.

25.                Горшков В., Кондратьев К.Я., Лосев К.С. Глобальные экологические


перспективы // Мир науки. - 1992. № 4.Келлер А., Кувакин В. На
пороге третьего тысячелетия. Экология человека // ЭКОС - информ. -
1998.

26.                Реймерс Н.Ф. На грани исторических эпох // Социальная теория и


современность. - М., 1992.

27.                Состояние окружение среды в Европе: Вторая оценка: Обзор. -


Люксембург, 1998.

28.                Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии Развитого


Индустриального Общества: Пер. с англ. /Предисл. и примеч. А. Юдина.
— М: РЕРЬ-Ьоок, 1994. —341 с

29.                                  Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. — М: ООО «Фирма «Издательство


АСТ», 1999.

30.                : Пер. с англ. /Предисл. и примеч. А. Юдина. — М: РЕРЬ-Ьоок, 1994. —


341с.

31.                Козлов В., Майков В. Основы трансперсональной психологии. М., 2000.

32.                Казначеев В.П., Спирин Е.А. Феномен человека: комплекс
социоприродных свойств. \\ Человек в системе наук. М., 1989.

33.                Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: Поиск


альтернатив. М., 1995.

34.                Франкл В. Личность в поисках смысла. Сборник. М., 1990.

35.                Фром Э. Иметь или быть? М., 1990.

36.                Марченко А.Я. Социальная модернизация в современной России. М.,


2000.

37.                Сорокин П. О русской нации. Россия и Америка: Теория национальной;


вопроса. М., 1994.

т.

15.                Арбат-Оглы Э.А. Обозримое будущее: Социальные последствия Е


год 2000. М., 1986.

16.                                  Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социально


прогнозирования. М., 1999.

17.                Валлерстайн И. социальное изменение вечно? Ничто никогда не


изменится? //Социологические исследования. 1997. № 1.

18.                Нововведение как фактор развития. М., 1987.

19.                Новая индустриальная волна на Западе. Антология // Под. Ред. В.!
Иноземцева. М., 1999.

20.                Пригожий А.И. Нововведение: Стимулы и препятствия. М., 1989.

21.                Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

22.                Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1977.

23.                Штомпка П. Социология социальных изменений. М, 1996.

24.                Уэбстер Ф. Теории информационного общества (перевод с


английского). Изд. «Аспект-Пресс». 2004.

25.                                  Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнителв


изучение цивилизаций. М., 1999.

26.                                  Азроянц Э.А. Глобализация как процесс. М., 2001.

27.                                  Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социально
прогнозирования. Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.

28.                Гидденс Э. Социология. М., 1999.

29.                                  Гидденс Э. Ускользающий мир. М., 2004.

30.                                  Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к


проблеме). СПб., 2000.

31.                                  Мельник А.Г. Социально-экономические проблемы информациош


общества. Изд. Университетская книга. 2005. 430 стр.

32.                                  Никонов В. А. Россия в глобальной политике 21 века. // Обществен


науки и современность. 2002. № 6.

33.                Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации


(социологический анализ). М., 2000.

34.                Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998


Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество, прир
противоречия, перспективы. М., 2000.

35.                Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитали:


М., 2001.

36.                Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2001.

37.                Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

38.                Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. Изд. <


мир». М., 2003.

39.                Флорида Р. Креативный класс: люди. Которые меняют будущее.(п<


английского). Изд. «Классики 21 века». 2005.

40.                Кастельс М., Информационная эпоха: экономика, общество и куль


М.: ГУ ВШЭ, 2000.

41.                Кастельс М , Россия в информационную эпоху // Мир России.2001

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал