Статья в методический журнал «Как сложное сделать простым»



Скачать 63.78 Kb.
Дата02.05.2016
Размер63.78 Kb.
ТипСтатья
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25

Г. ОРЛА

Статья в методический журнал
«Как сложное сделать простым»


учителя химии

Викторовой Евгении Владимировны

У современных школьников химия не пользуется особой популярностью. Она специфична и сложна, от незнания и непонимания пропадает интерес к предмету. Если учесть, что к тому же идёт сокращение количества часов, отводимых на школьный курс химии, то понятно, почему идёт резкое снижение мотивации к изучению химии. А ведь предмет «Химия» относится к естественному циклу, то есть базируется на явлениях, хорошо знакомых учащимся из повседневной жизни, и если на первом этапе изучения этого предмета у учащегося что-то не ладится, если он разочаруется в своих силах, и уверует в то, что «у меня всё равно ничего не получится», то учитель уже бессилен что-то исправить. Как же сделать так, чтобы сложное стало простым, чтобы ученик шёл с радостью на мой урок? На протяжении многих лет я это делаю с помощью того, что мне близко и знакомо: с помощью, так называемых, «художественных вставок», зарифмованных строчек, которые не только вносят в учебный процесс элемент новизны, творчества, но и помогают формировать и развивать у учащихся логические способности, воображение, фантазию.

Так, при изучении понятий «индексы» и «коэффициенты» я предлагаю учащимся следующие строчки:

Вот СО – угарный газ,

Он губил людей не раз.

СО2 ругают, бедный,

Он – углекислый газ, безвредный,

Без него, поверь, едва

Даже б выросла трава.

Акцентирую внимание учащихся на том, что по качественному составу эти два вещества – одинаковы, по количественному – отличаются на один атом кислорода. А по свойствам? И мы разбираем каждую строчку, используя уже имеющиеся у детей знания. Как угарный газ губит людей? Когда он образуется?

Что вы знаете об углекислом газе? Какую роль он играет в жизни растений?

Какая экологическая проблема встаёт в мире в связи с увеличением содержания в атмосфере углекислого газа?

При изучении основных классов неорганических соединений ребята часто выучивают определения , не вдумываясь в их смысл. Поэтому при знакомстве с основными классами соединений я им читаю следующие стихи.

Оксид – это два элемента вместе,

Кислород из них -на втором месте,

Запомнить нетрудно эти слова:

Степень окисления кислорода – «минус два»!

Первые две строчки учащиеся запоминают сразу, и в дальнейшем они легко определяют принадлежность веществ к классу оксидов.
Почему я кислота? - А загадка здесь проста:

Я имею кислый вкус, и в желудке нахожусь.

Я – в лимонах, простокваше,

И в капусте даже квашеной.

Много разных есть кислот.

Все содержат водород.

А то, что после водорода -

Кислотного остатка рода.

Мы с учащимися раскрываем смысл каждой строчки. Какая кислота находится в желудке? Какую роль она играет? Что делать, если у человека – пониженная кислотность? А как называются кислоты, содержащиеся в некоторых продуктах? В лимоне – лимонная, в простокваше – молочная, в капусте - (ребята обычно говорят «капустная»). Объясняю, что молочная кислота образуется в процессе заквашивания капусты, огурцов и т. д. Последние четыре строчки ребята записывают в тетради, запоминаются эти строчки очень легко.

Об основаниях говорю так:

Есть основания разные всякие:

Растворимые щёлочи, нерастворимые осадки.

Чтобы ошибок в основаниях не стало

Гидроксильную группу припишем к металлу.

А сколько групп гидроксильных стало?

Столько, какова степень окисления металла.

Эти строчки дают толчок к знакомству с таблицей растворимости, а последние четыре – содержат основную информацию.

Соли:

Соли – это вещества сложные,

Без соли поваренной прожить невозможно.

Она имеет очень гордый вид

И называется «натрия хлорид».

Чтобы формула соли была в порядке,

К металлу припиши кислотный остаток.

Вопросы по услышанному: чем отличаются простые вещества от сложных? Почему без поваренной соли невозможно прожить? Попутно рассказываю детям о «соляных бунтах» на Руси, о том, какие обычаи связаны с солью, вспоминаем пословицы о соли... Объясняю, что слова «соль» и «солдат» -однокоренные, в Древнем Риме солдатам платили за службу.

Когда мы говорим о типах химических реакций, я комментирую демонстрационные опыты стихотворными строчками.

Опыт: разложение сахара при нагревании.

Был сахар очень вкусный, сладкий,

А значит, было всё в порядке.

Его мы стали нагревать,

И начал сахар цвет менять.

Расплавился и пожелтел, потом и вовсе почернел...

И видим капельки воды...

Попробуй, догадайся ты,

Во что же сахар превращён,

Коль нами полностью сожжён?

Прошу ребят прокомментировать строчки. Они объясняют, что плавление сахара – физическое явление, а когда он почернел, - это химическая реакция,

т. к образовались новые вещества – уголь и вода.

Признак химической реакции – изменение цвета.

Опыт: реакция замещения между железом и сульфатом меди (П).

Я известно с давних пор, и имею спрос.

Опусти меня в раствор – медный купорос.

Изменить хочу я соль, ну-ка, выйти соизволь.

Удивительный момент: стал другим раствор,

Вытесняю элемент, не вступая в спор.

На меня взгляни, ответь: начинаю я ржаветь?

И – соответствующие вопросы:

Кому железо говорит: «Ну-ка выйти соизволь»? Как изменилась соль? Почему раствор стал другого цвета? Можно ли сказать, что красный осадок – это ржавчина?

Опыт: реакция обмена (нейтрализации).

Жила-была кислота, она – сама простота.

К ней в гости гидроксид натрия пришёл,

И путь к её сердцу сразу нашёл.

«Давай частями меняться», - говорит.

И получилась соль – натрия хлорид.

Вопросы: С какой кислотой вступил во взаимодействие гидроксид натрия?

Почему реакция называется реакцией нейтрализации? Предположите, изменится ли цвет индикатора после окончания реакции?

Опыт: реакция соединения.

Ты в наблюдениях отметь:

Была красивой, красной медь.

Её в огне мы прокалили,

И глянь-ка, что же получили?

Какой-то чёрный порошок.

Что за реакция, дружок?

Вопросы: О каких физических свойствах меди мы узнаем из этих строчек? Каков будет признак реакции?
Наверное, неслучайно есть такое выражение: поэзия – могучий катализатор химического процесса. Действительно, с помощью зарифмованных строчек, используемых мной на уроках, облегчается процесс восприятия учащимися учебного материала, появляется интерес к изучаемому предмету.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал