Статус и роль философии в жизни общества



страница1/22
Дата27.04.2016
Размер4.14 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Философия и мировоззрение.

Философия представляет собой продукт духовного развития общества и является особым типом мировоззрения, сложившимся в ходе культурно-исторического развития. В связи с этим необходимо рассмотреть смысл понятия «мировоззрение».

У людей всегда существовали и существуют самые общие представления о мире, о его возникновении, закономерностях развития, о том, какое место в мире занимает человек, каков смысл его жизни, какие ценности должны определять человеческую жизнь, в соответствии с какими убеждениями должен действовать человек. Такие представления необходимы человеку для организации его деятельности, поведения, общения, для собственной самореализации, для определения жизненной позиции.

Мировоззрение представляет собой сложную систему наиболее общих представлений о реальности, ценностных установок, а также схем поведения и деятельности, которые обеспечивают сознательный выбор жизнедеятельности человека и регулируют взаимоотношения между людьми.

Данное определение позволяет выявить три компонента в структуре мировоззрения:



1) Познавательный компонент включает наиболее общие представления и знания о происхождении, строении и развитии мира, месте человека в мире, о познавательном отношении человека к миру, которые в совокупности образуют картину мира. Эти представления и знания дают ответы на вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, в каком отношении находится жизнь к неживому, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной. Также сюда относятся самые общие взгляды о том, что собой представляет общество, как оно устроено и функционирует, какова направленность изменений в обществе, предсказуемы ли эти изменения, свободен ли человек в выборе поступков и направленности деятельности. Данный компонент мировоззрения содержит в себе также представления о познавательном отношении человека к миру: как соотносятся между собой знания и представления людей с предметами окружающего мира, возможно ли адекватное отражение предмета в сознании людей, что такое истина.

2) Ценностный компонент содержит принятые в обществе на определенном историческом этапе ценности и ценностные отношения между людьми, которые фиксируют многосторонние отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе. Понятие «ценность» указывает на некое явление, важное и значимое с точки зрения человека и общества. Ценности охватывают многообразие природных и социальных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого и несправедливого, допустимого или запретного, а также установки, оценки, запреты, которые закрепляются в общественном сознании и выступают ориентирами деятельности человека.

3) Поведенческий компонент охватывает совокупность выработанных в ходе исторического развития и соответствующих определенному состоянию общества правил, норм, принципов поведения, убеждений, служащих регулятором человеческой жизнедеятельности. Правила и нормы поведения имеют своей целью воплотить представления людей о мире и ценности в деятельности человека. Важную роль в их реализации составляют убеждения, а также способность и готовность воплотить усвоенные знания и ценности на практике.

Также в структуре мировоззрения можно выделить два взаимосвязанных уровня: обыденное и теоретическое.



Обыденное мировоззрение

Теоретическое мировоззрение

формируется стихийно в процессе повседневного опыта многих поколений в различных сферах жизнедеятельности

формируется сознательно и целенаправленно в процессе интеллектуально-познавательной деятельности (наука, философия, религия)

основано на здравом смысле; отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений

основано на абстрактном мышлении; отражает мир посредством понятий, теорий, концепций


отражает реальность на уровне знания явлений и связей между ними

объясняет реальность на основе знания причин и закономерностей

отсутствуют системность и единство

присутствуют системность, целостность, завершенность

В истории развития человеческого общества можно выделить три основные типы мировоззрения:

- миф;


- религия;

- философия.



Мифологическое мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное, а также на установке, согласно которой мир рассматривается как единое целое: сверхъестественные существа являются неотъемлемыми частями природы, обитают в ней и могут непосредственно общаться с людьми и другими природными существами.

Религиозное мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и разделении мира на природный и сверхъестественный. При этом природный мир рассматривается как зависимый от сверхъестественного мира: Бог вечен – природа сотворена им и существует временно; Бог всемогущ – природа зависима во всех своих явлениях от Бога, Бог совершенен – природа несовершенна.

Философское мировоззрение представляет собой систему рационально обоснованных представлений о мире и месте человека в мире. Исторически философское мировоззрение возникло позже, чем миф и религия, и сформировалось во многом как средство преодоления их недостаточности. Впервые философия возникает в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции. Основное отличие философии от мифа и религии заключается в том, что в основании мировоззрения находится не вера, а рационально обоснованные знания.

Рациональный способ формирования философского мировоззрения, сближал содержание философии с представлениями зарождающейся науки. Вплоть до 17-18 вв. вследствие относительного невысокого уровня развития научных представлений философия по сути включала в себя весь массив рационально обоснованных знаний о мире. В 17-18 вв. происходит формирование самостоятельных наук, и в результате философия объединяет в себе лишь наиболее общие фундаментальные знания.


Предмет философии

В качестве основных можно определить три мировоззренческие проблемы философии:

1) проблема окружающего мира (Универсума), которая связана с обоснованием определенной картины мира и поисками ответов на вопросы о происхождении, функционировании и развитии Универсума, формах и способах бытия. Каково происхождение мира? Какова структура мира в целом? Каковы основные формы бытия мира? Каким образом происходят изменения в мире? Возможно ли выявление неких общих законов функционирования и развития мира в целом?

2) проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека в мире. В чем специфика и смысл жизни человека? Свободен он или не свободен в своих действиях и поступках? Каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем?

3) проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними. Каким образом человек познает окружающий мир? Какие основные типы практического отношения человека к действительности? Как формируется направленность познавательной, практико-преобразовательной и ценностной деятельности человека и общества?

Эти проблемы тесно сопряжены с системой знаний, содержащихся в социально-гуманитарных, естественных и технических науках. Философия использует для обоснования собственных положений наиболее фундаментальные теоретические принципы и законы, выработанные в рамках различных наук. На этом пути философия может вступать в контакт с содержанием практически любой конкретной науки. Однако сама она не занимается изучением какой-либо конкретной сферы природной, социальной или духовной реальности.

Таким образом, предмет философии включает в себя наиболее общие принципы и законы функционирования и развития природы, человека и общества и особенности их воспроизведения в сознании.

При характеристике предмета философии необходимо выявить общие черты и отличия философии и конкретных наук.

К общим чертам философии и конкретных наук относятся:

- направленность на объяснение исследуемой реальности; выявление ее закономерностей;

- логическая последовательность, системность и обоснованность знания;

- использование особого категориального аппарата;

- критическое отношение к имеющемуся знанию.

Отличия философии и конкретных наук заключаются в следующем:

Философия

Конкретные науки

предмет весьма широк и охватывает наиболее общие теоретические положения конкретных наук

имеют четко выделенную предметную область исследования

субъективная сторона познания играет большую роль; не только отражается то, что существует, но и формируются представления о должных или ценных для человека и общества формах бытия

направлены на достижение объективного знания об изучаемом предмете, независимо от субъективных предпочтений; отражают и воспроизводят мир таким, каким он существует сам по себе

знания, как правило, не подлежат опытной проверке; включают элементы творческого воображения

предусматривают проверку знаний на основании опыта

Таким образом, под философией понимается система наиболее общих фундаментальных знаний о природной, социальной и духовной реальности, их воспроизведении в сознании человека, месте человека в мире и способах его жизненной ориентации.
Структура и функции философии

В различных философских направлениях система философского знания организована по-разному. Однако все же можно выделить несколько крупных разделов, имеющих относительно самостоятельный предмет:

- онтология – учение о бытии, основных формах существования окружающей реальности, содержании наиболее общих принципов и законов функционирования и развития мира;

- гносеология (теория познания) – учение о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности;

- философская антропология – учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и субъекте общественных отношений;

- социальная философия – учение о структуре, наиболее общих законах функционирования и развития общества.

Среди основных функций философии нужно отметить следующие:

- мировоззренческая функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о мире, месте в нем человека, формах практического, познавательного и ценностного отношения человека к миру;

- гносеологическая функция направлена на выработку средствами философии представлений о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности;

- систематизирующая функция заключается в обеспечении средствами философии единства фундаментальных знаний, почерпнутых в рамках различных научных дисциплин, придании науке системного характера;

- методологическая функция состоит в разработке в рамках философии особых правил, операций и приемов познавательной деятельности, которые используются в качестве универсальных методов научного познания;

- критическая функция состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности;

- аксиологическая функция предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости природных и социальных явлений для человека, социальной группы или общества в целом;

- праксеологическая функция связана с выявлением в русле философии основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности;

- прогностическая функция охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния и тенденции развития природы и общества в будущем.
Классическая и неклассическая традиции в европейской философии.

В развитии европейской философии выделяют две традиции:

- классическая (учения, которые возникли со времен античности и до середины XIX в. и предложили европейской культуре образец философствования);

- неклассическая (совокупность школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. до наших дней, в рамках которых нашло отражение переосмысление классической философской традиции).



Классическая философия включает в себя философские учения античности, средних веков, Возрождения, Нового времени. Она была основана на постулатах, которые в той или иной форме присутствовали во всех философских теориях тех времен:

1) Рационализм установка, согласно которой разум рассматривается как сущностная характеристика всего мира. С этим связана уверенность в том, что в мире присутствуют разумный порядок и гармония, причиной которых является либо некий высший разум, находящийся вне мира (Бог), либо разум, присущий самому миру (неизменные разумные законы природы).

2) Рационализация человека – установка, согласно которой разум рассматривается как определяющая черта человека. Соответственно, главной целью человеческой жизни провозглашается познание. Познавательная деятельность рассматривается как главный фактор организации человеческой жизни.

3) Гносеологизация отношений человека и мира – установка на рассмотрение отношений человека с окружающим миром как преимущественно познавательных. При этом недооценивалась роль практических и ценностных форм отношения человека к миру.



Неклассическая философия представляет собой сочетание самых разных школ и течений, которые настолько отличаются друг от друга, что общим для них является только критическое отношение к классической философской традиции. Неклассическая философия предполагает следующие ориентации:

1) Ограничение принципа рационализма: Утверждается о том, что в окружающем мире не все можно рассматривать как разумное. Современная наука показывает, что мир – это весьма сложная реальность, для которой характерны не только упорядоченность, но и дискретность, неоднородность и противоречивость, и поэтому она содержит различные возможности описания и объяснения. Ставится под сомнение наличие некой причины разумного порядка и гармонии в мире.

2) Дерационализация человека: Разум не является определяющей сущностной характеристикой человека. Жизнь человека представляет собой совокупность разнообразных и многозначных форм его бытия. Познание не рассматривается как главная цель человеческой жизни; большое внимание обращается на такие стороны человеческого бытия, как практическое преобразование природы и общества, чувственно-эмоциональное отношение к миру, связь сознания с бессознательными элементами психики.

3) Дегносеологизация отношений человека и мира: Переосмысливается понимание отношений человека и мира как преимущественно познавательных. Отмечается то, что наряду с познавательным важную роль играют практическое и ценностное отношение человека к миру.

В неклассической философии можно выделить несколько основных направлений:

1) иррационалистическое направление; особенность – крайне критическое отношение к классическому рационализму, отрицание разумности мира (философия жизни и т.д.);

3) аналитическое направление; особенность – ориентация на философско-методологический анализ науки (позитивизм, аналитическая философия и т.д.);

3) антропологическое направление; особенность – ориентация на осмысление специфики бытия человека и места человека в мире (экзистенциализм, философия психоанализа и т.д.);

4) социально-критическое направление; особенность – ориентация на объяснение и изменение общества (марксизм, неомарксизм и т.д.).



ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ
Понятие метафизики и онтологии. Философское учение о бытии.

В предыдущей лекции уже шла речь о том, что с самого начала философия ориентирована не на исследование конкретных предметов, а на открытие и объяснение фундаментальных условий существования мира. Эта ориентация на познание всеобщих характеристик действительности выражается в такой философской дисциплине как метафизика. Метафизика – это учение о сущностных принципах и началах всякого существования, постигаемых разумом. Позднее за учением о бытии в философии закрепляется термин онтология. В классической философии нередко имело место отождествление понятий метафизика и онтология.

В современной философии онтология рассматривается как философская дисциплина о происхождении мира, принципах и законах его функционирования и развития.

На различных этапах своего существования метафизика и онтология по-разному решали свою главную задачу: поиск и объяснение фундаментальных принципов мироздания.

В классической философии метафизика выступала основным разделом философии и претендовала на объяснение реальности как упорядоченного целого. Можно выделить следующие этапы классической метафизики:

1) Античная метафизика (6 в. до н.э. – 6 в. н.э.). Для нее характерна ориентация на постижение космоса (природы) как вечного, самодостаточного бытия, порождающего множество конкретных форм реальности. Преобладала уверенность в том, что космос (природа) вечен, никем никогда не сотворен. Порядок и гармония в космосе поддерживаются благодаря содержащемуся в нем внутреннему разумному закону. Поэтому главная задача античной метафизики – постижение сущности этого разумного закона. Например, Платон видел причину упорядоченности мира в наличии вечных и неизменных идей, которые порождают множество вещей реального, видимого мира; Аристотель усматривал такую причину в неразрывной связи в каждой вещи ее формы и материи.

2) Средневековая метафизика (2 – 15 вв.). Основным ее принципом является утверждение о том, что источником и причиной всего сущего выступает Бог как центр мироздания, активное и творящее его начало. Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, временную и пребывающую в постоянном изменении. Все явления, процессы и события, происходящие в мире, предопределены Богом. В этой связи для средневековой метафизики характерна ориентация на постижение Бога, а также соотношения Бога и созданного им мира.

3) Метафизика Нового времени (16 – 19 вв.). Ее определяющим принципом является рационализм. Разум рассматривается в качестве основания мира, условия его единства и упорядоченности, что выражается в действии неизменных и универсальных разумных законов природы. В большинстве учений 17-18 вв. в качестве таких универсальных законов рассматривались законы механики, на основании которых объяснялись все многообразные явления и процессы. В начале 19 в. в рамках немецкой классической философии (прежде всего в трудах Г. Гегеля) сформировалась диалектическая онтологическая концепция, в соответствии с которой весь мир рассматривался как непрерывный процесс изменения и развития, направленность которого определяет мировой разум (Абсолютная идея).

В неклассической философии сложились два основных направления в отношении метафизики и онтологии:

1) Критика метафизики – провозглашение ее суммой абстрактных положений, которые не могут быть достаточно обоснованы и проверены на практике, а, следовательно, в ней нет вообще необходимости (позитивизм).

2) Переориентация метафизики и онтологии на приоритетное осмысление бытия человека, анализ соотношения мира и человека (феноменология, экзистенциализм, современная религиозная философия).



Понятие бытия. Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Понятие бытия вводится для того, чтобы указать на единство всех существующих, существовавших и потенциально способных к существованию объектов.

Таким образом, бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия мира в единстве и целостности.

Понятие бытия содержит в себе два значения:

1) все то, что когда-нибудь существовало, существует теперь и обладает внутренней возможностью к реализации в будущем;

2) сущность мира, условие и причина единства и целостности мироздания.

Говоря о первом значении понятия бытия, выделяют его различные виды и формы.

Существуют два вида бытия:

1) объективная реальность – реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека (различные предметы, явления и процессы);

2) субъективная реальность – духовный мир человека, его сознание, в котором происходит отражение объективной реальности.

Можно выделить основные формы бытия:



1) Бытие природы:

бытие первой (естественной) природы (множество материальных объектов, существующих независимо от человеческой деятельности);

бытие второй (искусственной) природы (множество материальных объектов, сформированных в результате человеческой деятельности).



2) Бытие человека:

бытие человека как индивидуального существа (характерные неповторимые особенности отдельного человека);

бытие человека как социального существа (совокупность качеств, сформировавшихся у людей в результате общественной жизни).



3) Бытие духовного:

бытие индивидуального духовного (внутренний духовный мир отдельного человека, его мысли, чувства, идеи);

бытие объективированного духовного (совокупность идей, чувств, настроений, ценностей, сформированных в обществе – научные, политические, моральные, религиозные и пр. идеи и ценности).



4) Бытие социального:

бытие человека в обществе (существование отдельных индивидов в обществе);

бытие общества как системы (существование общества как системы взаимосвязей и взаимоотношений, сформировавшихся в процессе человеческой жизнедеятельности).

Проблема субстанции. Второй аспект понятия бытия указывает на начало и основу существования мира, причину единства и целостности мироздания. Для обозначения такой основы всякого существования сформировалась категория субстанции (от латинского substantia – сущность, то, что лежит в основании).

Под субстанцией понимается то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира.

Разные философские школы по-разному трактуют природу субстанции. Это зависит от того, как представители этих школ решают вопрос о единстве мира и его происхождении. Существуют следующие основные философские подходы в понимании сущности субстанции:

1) Монизм – философский подход, выводящий мир из одной субстанции и, опираясь на ее, формирующий картину мира как единства разнообразных предметов и явлений:

- материалистический монизм – под субстанцией понимается материальное начало (конкретное материальное вещество или материя как абстрактное понятие);

- идеалистический монизм – под субстанцией понимается духовное, идеальное начало (идея, дух, Бог, мировой разум).

2) Дуализм – философский подход, рассматривающий в качестве первоосновы мира выступают две субстанции – материальную и духовную.

3) Плюрализм – философский подход, утверждающий наличие множества субстанций:

- материалистический плюрализм – утверждается наличие в мире множества материальных субстанций (например, атомы в учении древнегреческого философа Демокрита);

- идеалистический плюрализм – утверждается наличие в мире множества духовных субстанций (например, идеи в учении древнегреческого философа Платона).



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал