Стенограмма «круглого стола»: «Разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами»



страница1/5
Дата26.04.2016
Размер0.7 Mb.
  1   2   3   4   5
СТЕНОГРАММА
«круглого стола»: «Разработка и реализация региональных программ

в области обращения с отходами»

9 ноября 2015 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Чуркин Николай Павлович, президент Форума «Роспромэко», член Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования, бывший член Совета Федерации и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, в течение 11-ти лет представлял в Совете Федерации Московскую область.

Вопросами отходов и создания отходоперерабатывающей индустрии, которая охватывает широкий спектр игроков, и, к сожалению, на сегодняшний день не имеет ответственных государственных регуляторов, вопросами законодательного обеспечения этой сложнейшей отраслевой проблемы мы занимались и ранее. В 2011 году мы проводили конференцию по вопросу создания единого органа управления в Российской Федерации, который курировал бы отходоперерабатывающую тему. Выслушали, сказали, кивнули, пришли шикарные ответы из министерств и ведомств, но на этом всё у нас и остановилось.

Потом было предложение в Совете Федерации создать рабочую группу под руководством Председателя Совета Федерации по выработке предложений по законодательным инициативам. Был подготовлен проект Федерального закона об отходах производства и потребления. Мы этот проект презентовали несколько раз, но высказывались мнения разнопланового характера. Предлагали, например, создание фонда. Сначала государственного фонда, потом внебюджетного...

Потом были предложения разделить этот новый проект по видам отходов производства. Предложили вносить конкретные предложения постатейно, потом по главам. Наши претензии были к несовершенству старого закона... К сожалению, он подправленный. Но только подправка интересная, в законе 28 страниц, а поправок под 50. Проблема собственника отходов, для передачи их на переработку, чтобы отходы имели метрики, до сегодняшнего дня, в сущности, не решена.

Мы говорили о воссоздании убитой местной промышленности, которая, в сущности, и занималась этими делами: металлолом, бумага, и т.п. Говорили, что нужно отдать её в регион, и чтобы регион смог на уровне субъекта Федерации разработать регламент сбора этой макулатуры. А, говорят, что многие уже собирают эту макулатуру, куда-то возят. Даже школьники ходят, отчитываются о том, что провели какой-то субботник. Вопрос, а куда эту макулатуру сдали, и как её приняли на фабрике для переработки, в качестве какого сырья, за какие средства купленного, и где, чтобы из этого сырья можно было сделать ещё продукты? И опять, как её учесть?

Кроме этого, регионы, на мой взгляд, не имеют пока ещё достаточно прав и полномочий. Мы говорили о государственно-частном партнерстве, потом о концессиях. Концессионный закон не решает эту проблему. Государственно-частное партнерство хороший механизм, но губернатор не может дать никаких гарантий инвестору, который придёт у него строить какое-либо предприятие по переработке отходов производства и потребления, потому что он не имеет таких полномочий. А если бы в Законе было бы написано, что именно он организует строительство этих всех мусороперерабатывающих предприятий, тогда можно было бы решить эту проблему.

В Центральном федеральном округе пошли дальше. Они создали ассоциацию. Деньги собрали, уже работают. Как, и чем? Губернаторы с трудом согласны, да? Потому, что диктат сверху. Созданием крупных перерабатывающих предприятий по переработке отходов, логистических пунктов и т.п. должны заниматься губернаторы, потому что у каждого субъекта Российской Федерации, даже в масштабе нашего Центрального Федерального округа разные абсолютно экономические, социальные и экологические ситуации. И поэтому каждый должен решать эту проблему, в соответствии с Федеральным законом, и общими требованиями экологической ответственности.

Общую ответственность надо возложить губернатора, и он сможет спросить с муниципалитетов, и тогда они будут этим заниматься этой деятельностью в соответствии с законом, не нарушая налоговую дисциплину.

Я предлагаю поговорить о насущных проблемах, наверное, ближе к территориальному планированию. Главное руководство должно быть на полигоне. Туда приходит машина, там превращают отходы во вторсырьё. То есть, голова здесь, на полигоне, под руководством губернатора. Он дал гарантии региона на основе государственно-частного партнерства. Мне кажется, это должно быть так. Это мы так предлагали. И все, как бы, соглашались.

Сегодня мы остались на том же этапе. Можно говорить и докладывать заново. Я 3 года провожу такие «круглые столы», но мы стоим на месте. До этого, будучи сенатором, я 6 лет бился. Хоть как-то мы в то время продвигались.

Сколько мусора у нас - не обсчитано, всё подсчёты попадают пальцем в потолок, потому что нет характеристик этих отвалов и терриконов, которые стоят вокруг крупных городов на свалках. Никто характеристику и химический анализ там пока не проводил. Единственное, дают объём и, насколько шапка выросла. Срезать шапку, и можешь дальше работать.

Поэтому я предлагаю поговорить по вопросам, которые обозначены по программе. Попросим наше уважаемое Министерство промышленности и торговли начать этот разговор.

Д.А. МАСТЯЕВ

Благодарю за возможность участвовать в таком форуме.

С позиции Минпромторга России хочется сказать, что сейчас, в условиях постепенного истощения природных ресурсов страны практически не учитывается промышленный потенциал отходов, накопленный за многие годы и вновь образующихся отходов. В то же время отходы это потенциально полезные ресурсы, которые необходимо максимально использовать в промышленных целях.

При этом сложившаяся система управления отходами до настоящего времени практически не стимулирует процесс ликвидации, переработки отходов, а скорее способствует их накоплению на территориях предприятий и в местах не предназначенных для этого.

В настоящее время переработка отходов не всегда выгодный и не развитый в России бизнес. С учётом наличия значительного количества территорий и зависимости операторов по обращению с отходами от устанавливаемых тарифов, если не создать необходимые стимулы для применения новых технологий, переход к высокотехнологичной обработке и утилизации, обезвреживанию отходов будет длиться в нашей стране десятилетиями.

Развитие промышленности по переработке отходов позволит сократить объемы захоронения отходов, и обеспечить положительное влияние на экологическую ситуацию в стране.

В настоящее время развитие производства оборудования по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов осуществляется крайне медленно по двум основным причинам. Отсутствие спроса на высокотехнологичное оборудование по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов и зависимость российского оборудования от импорта комплектующих, аналоги которых в России сегодня не производятся.

Данная проблема обусловлена следующими факторами:

многолетняя практика захоронения отходов на свалках;

низкие тарифы на обращение с отходами. Вызванные текущей экономической ситуацией в стране и в мире, сложности с реализацией всем известного Федерального закона 458 «О внесении изменений в Федеральный закон, в том числе об отходах производства и потребления»;

низкие темпы научной инновационной деятельности, связанные с производством оборудования по обращению с отходами и их комплектующих;

отсутствие закреплённых на законодательном уровне механизмов стимулирующих использование операторами по обращению с отходами российского оборудования по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов;

отсутствие единого подхода к формированию отрасли производства высокотехнологичного оборудования по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов.

Минпромторг России сейчас разработал проект изменений в положение, в рамках которого Министерство наделяется полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития технологии обработки, обезвреживанию, утилизации отходов производства и потребления, в том числе твёрдых коммунальных. И обеспечение последующего использования в промышленности продуктов их утилизации.

В настоящее время этот проект изменений внесён в Правительство Российской Федерации.

При этом уже сегодня Минпромторг России, как орган, уполномоченный в сфере промышленного комплекса, включается в решение вышеуказанных проблем.

Основной задачей на ближайший период мы видим формирование единого концептуального стратегического подхода к развитию производства российского оборудования по обращению с отходами, и вовлечение продуктов переработки вторсырья в процесс производства готовой продукции.

Безусловно, выполнение данной задачи невозможно без взаимодействия с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, Минприроды, Минстроем, Минэкономразвития России, а также с представителями бизнес-сообщества.

Минпромторг России проводит совещания с представителями отрасли в обращении с отходами и ассоциациями, а также с крупнейшими российскими производителями оборудования. Начат процесс мониторинга рынка производства соответствующего оборудования и сфер применения вторсырья.

В целях формирования механизмов, адресной поддержки отрасли производства оборудования по обращению с отходами, Минпромторг России завершает формирование рабочей группы по вопросам развития отрасли.

Основные задачи группы на ближайшее время будут состоять в следующем:

подготовка проекта подпрограммы поддержки отрасли промышленности по производству оборудования по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов в рамках государственной программы развития промышленности и повышения конкурентоспособности;

подготовка предложений по корректировке законодательства об отходах производства и потребления, в целях выработки механизмов стимулирования использования высокотехнологичного оборудования;

разработка, актуализация, реализация стратегии развития отрасли;

разработка нефинансовых мер государственной поддержки;

подготовка предложений по вопросам технического регулирования;

разработка и реализация государственной политики в области импортозамещения и модернизации предприятий отрасли;

формирование, развитие и реализация кадрового и научного потенциала отрасли.

Кроме того, рабочая группа будет призвана обеспечить взаимодействие отрасли производства оборудования по обращению с отходами с представителями смежных отраслей промышленности в целях обеспечения замкнутого цикла производства и потребления российского оборудования.

Несмотря на отсутствие специальных полномочий, Минпромторг России имеет общие полномочия необходимые для поддержки гражданских отраслей российской промышленности в целом, поскольку в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве является уполномоченным органом в сфере промышленного комплекса и промышленной политики, обеспечивает финансовое стимулирование российской промышленности посредством реализации Государственной программы Российской Федерации «О развитии промышленности и повышении её конкурентоспособности», осуществляет стимулирование импортозамещения.

В рамках компетенции Минпромторга имеются механизмы поддержки отрасли производства высокотехнологичного оборудования по обращению с отходами. Пока эта поддержка, к сожалению, не адресная. Она направлена на поддержку граждан и отраслей промышленности в целом. Но, её можно использовать уже сегодня.

Это субсидии из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения в части затрат, понесённых в 2015 году на уплату процентов по кредитам, на пополнение оборотных средств, и на финансирование текущей производственной деятельности.

Предоставление предприятиям субсидий на уплату части процентов по кредитам на реализацию новых инвестиционных проектов в гражданских отраслях промышленности. Субсидии на финансирование части затрат на научно-исследовательские разработки по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Льготное заёмное финансирование опытных конструкторских разработок и внедрение новых разработок в рамках фонда развития промышленности.

С подобной навигацией по мерам поддержки можно ознакомиться на официальном сайте проммонитор.рф.

Значительные возможности для создания и развития промышленности по переработке отходов производства и потребления наличествуют в рамках Федерального закона о промышленной политике в Российской Федерации. Разработка и ведение государственной информационной системы промышленности позволит накапливать информацию о состоянии отраслей промышленности в сфере обращения с отходами и прогнозе их развития. А также даст возможность принятия управленческих решений, в том числе, по перемещению вторичных ресурсов.

Сегодня предприятия-переработчики вторсырья стоят недогруженными из-за проблем со сбором сырья и логистикой перевозок. А тонны ресурсов засоряют нашу землю.

Создание индустриальных промышленных парков, в рамках которых могут быть созданы объекты промышленной инфраструктуры, предназначенной для переработки различных видов отходов на одной территории, даст возможность реализовать в России успешную мировую практику так называемых эко-технопарков, и реально сократить количество полигонов захоронений отходов.

В рамках формирования промышленных кластеров, которые определены Законом о промышленной политике, как совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношением в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости, и размещённых на территории одного субъекта Российской Федерации, или на территории нескольких субъектов Российской Федерации, могут быть осуществлены межрегиональные проекты в области переработки отходов.

Минпромторг России считает важным вести работу, направленную на реализацию комплексного подхода к решению вопросов связанных с использованием вторичного сырья, его вовлечением в хозяйственный оборот, включая экономическое стимулирование этих видов деятельности.

Действующие меры поддержки отечественной промышленности, в сочетании с планируемыми адресными механизмами стимулирования отрасли производства оборудования по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов позволят обеспечить качественный рывок отечественных технологий по обращению с отходами, существенно снизят влияние иностранной промышленности на экологическую безопасность в Российской Федерации.

И в заключение хочется сказать, что Минпромторг желает форуму успешной работы, и выражает уверенность, что его результаты помогут объединить усилия профессионалов природоохранной и перерабатывающей отрасли, и сделать ещё один шаг к тому, чтобы наша планета стала чище. Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Спасибо, Денис Александрович. Уважаемые коллеги, я бы добавил буквально несколько штрихов.

30 апреля 2012 года, не без нашего участия были сформированы основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Предысторию расскажу. После майского Указа Президента 2009 года об основах национальной политики в области экологической безопасности, где были указаны и вопросы с отходами производства и потребления, было принято решение какой-то документ, вот такого рода сделать в Российской Федерации.

Доктрина, подписанная Касьяновым, появилась, потому что ехали на «Рио». С чем-то надо было ехать. Потом документ очередной появился, потому что президенту надо было просто выступить. Третий, когда поехали на саммит в Копенгагене. Поэтому это постепенно рождалось, под влиянием именно международного законодательства.

В этих «Основах…» есть целая глава «Основные задачи государственной политики в области экологического развития». Достижения стратегической цели в области экологического развития обеспечиваются решением следующих задач: ... Обеспечение экологической безопасности в обращении с отходами. Пункт 13: «... негативного воздействия на окружающую среду. Эти полторы страницы, из документа - конкретные задачи для создания законодательной базы в сфере обращения с отходами.

Нам задача поставлена. Мы с вами продвигаемся дальше. Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Вепринцева Юлия Владимировна, вам слово. Просим, пожалуйста.

Ю.В. ВЕПРИНЦЕВА

Добрый день, уважаемые коллеги.

У меня будет доклад и презентация по раздельному сбору вторичных ресурсов на примере Тульской области.

В последние годы в России идёт широкомасштабное наступление на мусор и вопросу эффективной переработки отходов государство уделяет большое внимание. Но, хотелось бы, чтобы ещё больше этому вопросу уделялось внимания, чтобы были какие-то реальные шаги по этому вопросу.

Чтобы избавить города и населённые пункты от свалок и полигонов применяются новые технологии переработки, внедряется законодательная инициатива, о чём сейчас было уже сказано. И говорилось, что они внедряются, как можно больше, есть определённые шаги. Но, опять-таки, больше хотелось бы, наверное, реальных шагов для того, чтобы каждый регион мог справляться с этой проблемой. Потому что проблема есть в каждом регионе.

Например, Тульская область является одним из наиболее развитых промышленных регионов России. Соответственно, в регионе на протяжении последних 10-ти лет сохраняется высокая степень экологической нагрузки на природную среду.

В регионе представлены все виды промышленности, такие, как металлургия, химия, топливно-энергетический комплекс, оборонный комплекс. Регион также оказался в зоне Чернобыльской аварии. По сегодняшний день область является территорией повышенных техногенных рисков. Регион расположен в 200 км южнее Москвы и находится в водоразделе двух бассейнов рек, Окско-Волжского и Донского.

В области насчитывается более 1680 больших и малых рек общей протяжённостью порядка 11 тысяч километров. Их состояние своеобразный индикатор общей экологической обстановки в регионе. За последние 10 лет видна положительная динамика в повышении качества поверхностных вод.

Высокое развитие промышленного потенциала региона не позволяет исправить экологическую ситуацию мгновенно. Требуется значительное время на перегруппировку сил и средств, отработку механизмов природоохранной деятельности, и экологический контроль.

В Тульской области, как и по всей России, сегодня реализуется стратегия устойчивого развития, которая предусматривает как одну из важнейших задач, экологическую безопасность региона. В рамках реализации концепции устойчивого развития накоплен достаточно большой опыт по взаимодействию власти, бизнеса и общества в решении природоохранных вопросов.

Ряд интересных проектов осуществляется совместно, с активным участием бизнеса, власти, науки и общественности. В 2015 году стартовал проект раздельного сбора вторичных ресурсов по нескольким муниципальным образованьям Тульской области. Проект предусматривает рассмотрение и учёт законодательных аспектов, транспортной логистики, экономической эффективности сбора вторсырья. Имеет культурный и воспитательный аспект.

Цель проекта. Мы видим, что три главных основных составляющих - это возврат и обращение вторичного сырья, снижение нагрузки на полигоны, увеличение срока эксплуатации полигонов и повышение уровня культуры населения, организаций в сфере охраны окружающей среды.

Схема раздельного сбора показывает вектор движения вторсырья от жителей и организаций до конечных предприятий и переработчиков.

Реализация проекта начинается с крупных муниципальных образований Тульской области. После апробирования данного проекта на практике, он будет запущен на все территории региона.

Экономика проекта рассчитывается исходя из общего объема мусора и муниципальных закупочных цен на территории Тульской области и ближних регионов. В среднем мы предусмотрели минимальную закупочную цену на вторсырьё по 3 рубля за килограмм. Но, ближайшие регионы предоставляют другие расценки, естественно выше, чем 3 рубля за килограмм.

Официальная статистика и простейшие расчёты показывают, что согласно официально статистическим данным в регионе заложен финансовый потенциал порядка 600 миллионов рублей в год.

В презентации мы показываем разные конструкции баков для сбора сырья и варианты площадок для раздельного сбора мусора. Понятно, их больше, это те варианты, которые мы применяем у себя. Примерная стоимость такой площадки для сбора вторсырья рассчитывается, и стоимость её получается 100000 рублей. Это, образно говоря, от пустого места до полностью возведения полной, красивой площадки.

Примерный вид площадок вторсырья. Монтаж площадки, изготовление баков предлагается собственными силами. Для коллективов, которые представляют различные виды, мы выбираем лучшее, смотрим, что у нас пройдёт в первоначальном варианте, затем уже будем апробировать на других районах нашей Тульской области.

Далее, мы изучаем опыт подобной работы в Ярославской и Московской областях, и смотрим, что проводится у них. На основании этого мы делаем выводы для себя, смотрим, что лучше, что проще для населения, чтобы люди понимали, каким образом можно разделять вторсырьё, приучаем людей к этому.

В качестве дополнительного стимулирования и продвижения проекта можно использовать преференции для организаций. Для стимуляции населения можно проводить акции с привлечением волонтёров, для пропаганды правильной экологической среды, начиная со школьников. Потому что, если мы не научим наших детей правильно обращаться с мусором, то, наверное, донести это до взрослого человека будет сложнее. А если это вводить со школьной скамьи, потихонечку, ненавязчиво, то, конечно, в итоге мы с вами можем видеть нормальный формат того, что у нас дети привыкнут к разделению вторичного сырья.

Сегодня стоит задача создать в стране полноценную индустрию утилизации соответствующую общемировым стандартам. Мы должны перейти к цивилизованной практике обращения с отходами. Приучить себя к мысли, что это тоже товар. Его можно продавать и вторично использовать с выгодой для бизнеса, с пользой для граждан и, самое главное, для экологического благополучия всех территорий Российской Федерации.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Спасибо. Работа началась по зову сердца, по осознанию, что нужно жить нам в чистоте и порядке.

Поэтому мы начинаем сами, и начинаем совершенно грамотно, совершенно правильно с ребятишек, которым тысячу раз надо сказать «не бросай, не ломай». Они будут самыми главными проводниками идеологии за чистоту и порядок.

Но, раздельный сбор сегодня вызывает большую проблему. Прокуратура приходит, им уже подавай в муниципалитете раздельный сбор, иначе они могут главу муниципального образования оштрафовать. А как он соберёт это всё в раздельные бачки, если приезжает одна машина, самосвал, в лучшем случае, если нет управляющей компании, если нет транспортной компании.

Ю.В. ВЕПРИНЦЕВА

На тех территориях, где мы сейчас делаем пилотные проекты, естественно, эти вопросы все прорабатывались заранее, чтобы посмотреть, насколько эффективно это будет работать. То есть, логистически всё выстроено.

Если сейчас пойдёт работа, и она будет правильно выстроена, и будет успешной, то тогда мы будем, естественно, привлекать другие районы. Если мы поймём, что где-то есть сбои, то мы постараемся вначале на этих районах отработать.

Довести до идеального состояния, наверное, сложно, потому что всё новое, что мы вводим с вами, всегда воспринимается в штыки, к сожалению. Но, постепенно, люди будут привыкать и понимать, что это нужно, это правильно, это можно делать на пользу своего района. Это вопрос того, чтобы деньги, заработанные муниципалитетом, оставались в муниципалитете.

Когда глава района поймёт, что на мусоре можно зарабатывать какие-то деньги, которые пойдут в муниципалитет, тогда он, наверное, переориентируется на то, что это правильно, это может приносить пользу району, потому, что денежные средства будут использованы для нужд района.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Юлия Владимировна, я не критикую. Мы разбираемся.

Крутой Дмитрий Михайлович, начальник сектора обеспечения экологического благополучия территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал