Стратегическое управление средним городом: от кризиса к модернизации 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством



страница1/5
Дата23.04.2016
Размер0.85 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5
На правах рукописи
Медведева Людмила Николаевна

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СРЕДНИМ ГОРОДОМ:

ОТ КРИЗИСА К МОДЕРНИЗАЦИИ

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Волгоград – 2013

Работа выполнена в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»


Научный консультант

доктор экономических наук, профессор

Иншаков Олег Васильевич




Официальные оппоненты:

Бухвальд Евгений Моисеевич,

доктор экономических наук, профессор,

Институт экономики Российской академии наук, заведующий сектором региональной политики и местного самоуправления
Уколов Владимир Федорович,

доктор экономических наук, профессор,

Государственный университет управления, директор Института инновационного управления экономикой
Мишон Елена Витальевна,

доктор экономических наук, профессор,

Воронежский государственный университет, профессор кафедры региональной экономики и территориального управления


Ведущая организация

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Защита диссертации состоится 5 сентября 2013 г. в 10:00 на заседании диссертационного совета Д 212.029.01 по экономическим наукам при ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100, ауд. 2–05 «В».


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», с авторефератом – на официальном сайте университета: http://new.volsu.ru.
Автореферат размещен 30 апреля 2013 г. на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak2.ed.gov.ru.

Автореферат разослан 5 августа 2013 г.





Ученый секретарь

диссертационного совета

к.э.н., доцент Антосик Любовь Валерьевна


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разрешения проблем российских городов, проявившихся в посткризисный период, и формирования новых подходов к стратегическому управлению средним городом. Россия – самая большая страна в мире по занимаемой территории со значительным числом различных по социально-экономическому развитию, природным ресурсам и площади регионов и городов. Эти отличия становятся весьма ощутимыми, когда оценивается достигнутый уровень жизни населения, эффективность использования имеющегося ресурсно-территориального комплекса. Реализация декларируемой в течение длительного времени политики «выравнивания» уровня развития регионов и городов привела к жесткой конкуренции за обладание федеральными бюджетными средствами, породила одну из опасных тенденций со стороны местных властей – иждивенчество. Развитие российских городов сегодня предполагает преодоление накопившихся проблем, связанных с неэффективным взаимодействием властей разного уровня, предпринимателей и общественности.

Современное состояние процессов урбанизации не может быть описано с точки зрения одного главного тренда – преобладания роли глобальных городов, и мировой кризис 2008–2010 гг. доказал, что источниками экономического роста могут быть и другие группы городов, в том числе и средние. Власти Евросоюза, принимая во внимание тот факт, что к 2030 году восемьдесят процентов европейцев будут горожанами, основной упор сделали на развитие малых и средних городов, так как в них «легче воплотить в практику новые инициативы, проверить их жизнеспособность»; китайское руководство, в свою очередь, принимая решение о поддержке средних городов, объясняет это тем, что «умеренность и недостаточная масштабность средних городов» обеспечивает лучшие условия для жизни населения.

Актуальность исследования определяется тем фактом, что в России значительное число средних городов (90), с населением более 15 млн. чел., которые входят в состав территориально-экономических структур всех регионов, обладают особой институциональной природой и ментальностью населения. Значительная социальная поляризация современного российского общества и связанный с этим относительно низкий уровень жизни основной части населения средних городов, является существенным фактором сдерживания экономического роста страны. Для того чтобы эффективно реализовать совокупный потенциал средних городов, России необходимо одновременно повышать конкурентоспособность участников экономического процесса, ответственность местной власти за консолидацию и безопасность в обществе и инициативу предпринимателей по созданию условий устойчивой занятости и благоприятной среды обитания. В то же время в теории и практике регионального управления до настоящего времени не выработан единый методологический подход к определению роли и места российского среднего города в пространственно-экономическом развитии страны. Требуется такая концепция стратегического управления средним городом в посткризисный период, которая не только отвечает императивам конкурентоспособности, устойчивости и безопасности экономики, но и позволяет системно сформировать механизмы создания материальных и информационных, гуманитарных и технических, институциональных и организационных, коммерческих и финансовых условий эффективной реализации потенциала средних городов.

Проводимое исследование соответствует задачам социально-экономического развития страны, изложенным в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», и обеспечивает дальнейшее развитие области научных знаний – региональной экономики.



Степень разработанности проблемы. Предлагаемая в диссертации концепция развивает методологию управления, системного анализа и оценки функционирования института управления средним городом в период модернизационных изменений. Она сформировалась на основе эволюционной экономической теории, модели устойчивого развития постиндустриального общества, научных подходов к процессам стратегического управления экономическими, социальными и пространственными системами городов.

Общая методология исследования сложилась на основе работ российских и зарубежных ученых Л. Абалкина, Р. Акоффа, Е. Анимицы, И. Ансоффа, Д. Белла, Р. Белоусова, А. Богданова, О. Богомолова, М. Вебера, Л. Велихова, Л. Гильченко, Р. Гринберга, В. Давидовича, Э. Деминга, П. Друкера, А. Зельднера, В. Ивантера, И. Ильина, В. Кристаллера, П. Кругмана, В. Лексина, А. Леша, Д. Львова, Ф. Мейтленда, А. Минца, В. Ресина, О. Салливан, С. Сассен, В. Семенова-Тян-Шанского, Д. Сорокина, В. Стоклицкой-Терешкович, И. Тюнена, Дж. Форрестера, Д. Фруга и др.

Вопросы пространственного построения, функционирования социально-экономических систем территориальных образований, управления городской экономикой нашли отражение в работах А. Алисова, Р. Болдуина, М. Васильева, А. Гапоненко, С. Глазьева, В. Голованова, А. Гранберга, М. Домбровского, В. Задорнова, Р. Конрада, М. Кротова, Г. Лаппо, В. Лившица, Р. Линд, П. Мерлена, Р. Мерфи, П. Оппенгеймера, Е. Перцика, М. Портера, М. Сторпера, А. Татаркина, Ж. Тисса, В. Уколова, Л. Фукса, К. Эклунда и др.

Обоснование процессов, протекающих в экономических системах на региональном и муниципальном уровне, в аспекте их стратегического развития на разных исторических этапах глобализации экономики представлено в трудах А. Бузгалина, Е. Бухвальда, С. Валентея, С. Вобленко, А. Воронина, В. Глазычева, В. Данилова-Данильяна, Ю. Дульщикова, Е. Елисеева, В. Зотова, О. Иншакова, А. Колганова, А. Лола, Е. Мишон, А. Нещадина, А. Никепелова, А. Панкрухина, О. Пчелинцева, Е. Трубиной, Б. Хорева, А. Шадрина и др.

Аргументационная база авторских выводов, связанных с особенностями управления и перспективами развития регионов и городов в русле стратегической модернизации, сформировалась под влиянием трудов ученых волгоградской экономической школы: Р. Бекова, М. Буяновой, И. Гришина, М. Гузева, Е. Иншаковой, А. Калининой, З. Козенко, В. Курченкова, Н. Лебедевой, И. Митрофановой, В. Мосейко, А. Плякина, Ю. Сизова, М. Старовойтова, И. Шабуниной и др.

Теоретические и методологические исследования управления социально-экономическими системами городов проводятся в Центре экономики федеративных отношений Института экономики РАН, в Институте экономики города, Институте прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, в Министерствах экономического и регионального развития РФ. Продвижение зарубежной практики управления городскими системами активно инициируется Фондом «Институт посткризисного мира» (www.postcrisisworld.org), Леонтьевским центром социально-экономических исследований (www.leontief-centre.ru) и др. В проводимых исследованиях сформулированы ключевые теоретические подходы к управлению регионами и городами на основе учета процессов, протекающих в глобальной экономике.

Тем не менее вопросы стратегического управления городскими системами в посткризисный период продолжают оставаться актуальной площадкой для научных изысканий; требуют дальнейшего исследования содержание, методология и условия формирования конкурентоспособной городской экономики, пространственной трансформации и инвестиционной привлекательности городов. Недостаточная разработанность теоретико-методологической базы стратегического управления социально-экономической системой среднего города в условиях посткризисного развития, и его взаимообусловленность с процессами, протекающими в управлении региональной экономикой, предопределили цель, задачи, объект и предмет исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в методологическом и теоретическом обосновании концепции стратегического управления средним городом в посткризисный период для обеспечения процессов модернизации и инновационного развития.

Достижение поставленной в диссертации цели определило решение следующих задач:

– раскрыть взаимосвязь условий и задач, определяющих развитие социально-экономических систем российских городов в период перехода от кризиса к модернизации;

– уточнить понятийный аппарат региональной экономики в части управления социально-экономическими системами городов;

– обосновать с учетом посткризисного периода развития структурно-функциональную целесообразность выделения среднего города в новых критериальных границах;

– выявить изменения в актуальном формировании системы стратегического управления средним городом, учитывающие особенности регионального и национального стратегического планирования;

– предложить механизм стратегического управления средним городом, включающий принципы, методы, функции, инструменты и технологию их реализации;

– предложить многофакторную систему мониторинга социально-экономической среды среднего города с учетом процессов, протекающих в национальной и глобальной экономике;

– аргументировать методологический подход к разработке и выбору сценариев и трендов развития средних городов после глобального кризиса;

– разработать научно-методологические подходы к формированию предпринимательского климата в средних городах в посткризисный период;

– определить основные направления промышленно-инновационной политики как компоненты современной модернизации городской экономики;

– разработать и апробировать методику оптимального распределения инвестиционных ресурсов в городской экономике с целью повышения её конкурентоспособности;



– обосновать предложения по повышению эффективности использования человеческих ресурсов в органах управления городов.

Объектом диссертационного исследования является стратегическое управление социально-экономическими системами средних городов, выступающих в роли активных структурных элементов региональной экономики в условиях посткризисного развития.

Предмет исследования – управленческие и экономические отношения, противоречия, тенденции и механизмы, возникающие в процессе стратегического управления социально-экономическими системами средних городов в посткризисный период.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются фундаментальные труды и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых по региональной и муниципальной экономике, теории эволюционной и институциональной экономики, стратегического управления региональными и городскими системами и др. Для обоснования результатов исследования были использованы методы научного анализа: системный, ситуационный, историко-логический, типологический; приемы структурно-функционального, субъектно-объектного, дескриптивного, компаративного, экспертного, статистического, графического, табличного анализа и экономико-математического моделирования.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили экономико-статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, международных организаций; нормативно-программные документы Правительства РФ, органов региональной и муниципальной власти; решения органов местного самоуправления, материалы официальных выступлений руководителей городов по вопросам социально-экономического развития; материалы экономических форумов и конференций, монографические исследования отечественных и зарубежных ученых, а также сведения, опубликованные в информационных ресурсах сети Интернет; результаты экспертных опросов и социологических исследований, проведенных автором.

Нормативно-правовая база исследования сформирована на основе анализа российского и международного законодательства, программ, отчетов, методических рекомендаций по управлению социально-экономическими системами городов на различных этапах развития глобальной экономики.

Концепция диссертационного исследования состоит в разработке и развитии теоретических основ, методологии и методов стратегического управления средними городами в период посткризисного развития. Реальным выражением проведенного исследования будет эффективная деятельность органов управления городами в системе экономического, социального и инновационного развития, в определении факторов и тенденций регионального развития, оказывающего существенное влияние на объект исследования, в применении на практике методик оценки потенциала модернизации, состояния городского хозяйства. Обоснованная характеристика типологических границ среднего города расширяет категориальный аппарат региональной экономики, и определяет направленность государственной поддержки. Методология стратегического управления позволяет обеспечить инновационные преобразования в промышленном секторе городской экономики, выделить области стратегических изменений в социально-экономической системе, обеспечить интеграцию бюджетных процессов, усилить мотивацию и вовлеченность представителей институтов управления городом, общественности и бизнеса в процесс развития города, предложенный инструментарий мониторинга трансформационных процессов обеспечит своевременную корректировку планов развития.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Исследование городских систем, эволюционирующих на основе взаимодействия природных и общественных закономерностей, позволяет разработать системную методологию и теорию стратегического управления средними городами, исходя из их масштаба, функций и структуры, профиля и значения для национальной экономики, предложить методы и инструменты оценки эффективного использования их ресурсов. В период посткризисного развития в систему приоритетов развития средних городов входят: преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, развитие человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности и устойчивости экономики. Позитивная переоценка перспективности средних городов при определении глобальной траектории развития городских поселений позволит применить для них единые международные стандарты и унифицированный инструментарий стратегического планирования на основе внедрения современных ИКТ. Стратегическое управление средним городом предполагает категориальный аппарат, дающий системное представление о городе как о корпоративной организации, управление которой обеспечивает устойчивое развитие субъектов городской экономики, сбалансированное по паритету условий и интересов.

2. Возрастающая мобильность населения приводит к значительной асимметрии экономического пространства, делает многие регионы «безлюдными», что серьезно сказывается на экономической и пространственной безопасности и обосновывает необходимость изменения подходов в управлении пространственным развитием страны. Для обеспечения экономического роста в России необходимо не только изменение институциональной среды, но принятие концепции, позволяющей сделать структуру страны полицентрической, а развитие сбалансированным. Исследованием доказано, что в число источников пассионарного роста страны могут входить средние города, имеющие сложившийся класс современных рабочих, ориентированных на повышение уровня профессиональных знаний, сильную страту инженерно-технических специалистов, сформированную производственную базу с образовательной инфраструктурой. Одна из причин идентификации средних городов – обеспечение государственной поддержки его социально-экономического развития, создание условий для модернизации местной промышленности, укрепление потенциала конкурентоспособности городского хозяйства, усиление их роли транзитного ресурса в обеспечении баланса интересов Центра с периферией. Современный средний город в России – устойчивый тип поселения с демографической емкостью в диапазоне от 100 до 500 тыс. чел., являющийся самостоятельным субъектом гражданских и имущественных отношений, обладающий контуром самоуправления, механизмом системного развития ресурсного потенциала для создания благоприятных условий для жизни и труда населения.

3. Исследование процессов трансформации социально-экономической системы средних городов на основе разработанных институциональных критериев позволило расширить методологическую базу стратегического управления, в частности, обосновать совокупность методологических и методических решений, связанных с проведением анализа, обоснованием целей и миссии, разработкой и реализацией стратегии. Анализ внешних и внутренних возможностей и ограничений развития среднего города, позволяет выделить факторы, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на его состояние и траекторию развития, в их числе: организационно-управленческий (доминанта ориентира местных властей на взаимодействие с региональными и федеральными структурами), технико-технологический (ориентир вектора модернизации промышленности), инфраструктурный (императив внедрения ресурсосберегающих технологий), экологический (рецессия экологической культуры населения), туристско-рекреационный (торможение в развитии рекреационных ресурсов и создании индустрии туризма), информационно-коммуникационный (приоритет создания «электронного города»), социальный (горизонт новых социальных стандартов).

4. Эволюционный подход в системном анализе посткризисного периода развития средних городов позволил обосновать усиление специфицированных функций стратегического управления ими: общественно-политической активизации (поддержание стабильности, расширение социальной базы создания и реализации стратегии); индустриальной модернизации (обновление технологий, открытие массовых, масштабных производств и стандартных рабочих мест); инновационной модернизации (рост притока инвестиций, формирование инновационной и информационной инфраструктуры); демосоциальной квалификации (рост человеческого потенциала, сглаживание социальных конфликтов, внедрение прогрессивных социальных стандартов). Кроме того наблюдается развитие производных принципов стратегического управления: саморазвития и поддержки города (оптимизация бюджетных процессов, баз и источников); социального партнерства и ответственности (установление баланса интересов между стратами); селективного и сбалансированного развития экономики (поддержка профильных секторов и отраслей экономики, малого и среднего бизнеса); индустриального и инновационного управления (системы МК, ИКТ, ЭП, МФЦ); коммерциализации и бюджетирования (методы и инструменты долговой политики и привлечения инвестиций); преферентного и эффективного использования имущества (рационализация системы налогообложения) населения и бизнеса.

5. Научные исследования и технологии инициируют инновационную модернизацию самого механизма стратегического управления средним городом, ориентируя органы власти на новые методы и инструменты, ресурсы и каналы реализации. Согласование модернизации управления средним городом должно опираться, как на его «path dependence» и достижения прошлых периодов, так и на мегатренды и тенденции глобальной экономики. Приоритетными становятся: рост квалификации городского менеджмента путем освоения регионального проектирования и программирования; координация действий субъектов городской и региональной экономики по освоению бюджетных средств, государственных и частных инвестиций; обеспечение взаимодействия городских властей и бизнеса по внедрению инноваций в системы жизнеобеспечения (использование вторичных ресурсов, создание города с нулевыми отходами «zero waste»). Это обусловливает необходимость использования для обеспечения стратегической модернизации управления ресурсами, процессами и результатами экономики среднего города, расширения линейки методических инструментов: модельных экономических профилей, карт основных процессов, систем сбалансированных показателей, стратегического грейдинга управленческого персонала, эталонных стратегий, краудсорсинга, форсайтов и дорожных карт, на федеральном уровне – национальных стандартов муниципальных стратегий, типовых методик организации планирования, мониторинга и оценки результатов реализации.

6. Средний город, имея диверсифицированную структуру экономики и достаточный потенциал самовоспроизводства, обладает способностью в краткосрочном периоде после кризиса возвратиться к точке отклонения от заданной стратегической долгосрочной траектории с минимальными потерями восстановления. Для диагностики модернизации экономики среднего города на траектории стратегии необходим регулярный мониторинг с системой индикаторов, отражающих эффективность управления им, исполнение норм законодательства, результаты в основной структуре хозяйства и инфраструктуре города. В практическом плане методика комплексного мониторинга социально-экономической системы среднего города позволит оценить состояние систем жизнеобеспечения, выявить зоны напряженности, анализировать рынок труда, определить трансформацию пространственной среды. Интегральным выражением оценки деятельности городских властей по реализации заявленных планов должна быть институционально закрепленная система индексов удовлетворённости населения трудом и жизнью.

7. Учет тенденций развития глобальной экономики, темпов роста производительности труда, состояния трудовых ресурсов, обеспеченности мер государственной поддержки, притока инвестиций и внедрения инноваций в производство предполагает разработку методики определения сценариев: базового, оптимистического и пессимистического развития города и на этой базе определение стратегии. Базовый сценарий предусматривает сохранение позитивных тенденций развития России, существующие темпы роста производительности труда, сохранение и прирост населения; пессимистический сценарий включает негативные явления в ключевых секторах российской экономики, усиление конкуренции в сфере производства, снижение темпов роста городского продукта, уменьшение численности трудовых ресурсов; оптимистический сценарий предполагает реализацию положительных тенденций в экономике страны, увеличение объемов производства, открытие новых инновационных производств, увеличение трудовых ресурсов, повышение качества жизни населения. Для выявления простратегических инициатив, дающих больший кумулятивный, интегрирующий эффект по каждому направлению модернизации, предлагается использование метода экспертных оценок и расчет рейтингов основных показателей.

8. Формирование трендов развития средних городов основано на более полном использовании экономического пространства, человеческого потенциала, внутригородской инфраструктуры, привлекательности территории для инвесторов. Учитывая, что уровень развития производительных сил в кластере средних городов достаточно разнится, для определения направлений развития в посткризисный период целесообразно провести их типологию на основе учета показателей развития экономики и потенциала модернизации; для определения уровня развития конкретного города использовать показатель – индекс развития города, с учетом базовых (уровень развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, состояние здоровья и образованности населения, объем городского продукта) и дополнительных (состояние дорожной сети, обеспеченность населения детскими садами, степень развития МСП, состояние экологии, уровень благоустройства) показателей. Методики оценки индекса развития города и потенциалов модернизации позволят обосновать стратегии промышленно развитых средних городов, а также определить тренды модернизации: формирование промышленно-инновационной политики, расширение сотрудничества с участниками технологических платформ, использование площадки технологического форсайта, разработка моделей городов будущего, в их числе: «умного города», «оптимального города».

9. Создание благоприятного предпринимательского климата в средних городах позволит увеличить приток инвестиций, развивать конкурентные преимущества промышленного сектора экономики, МСП; обеспечить дальнейшую интеграцию городской экономики в мезоэкономическую систему с использованием механизма, инициирующего прирост инновационных продуктов. Для обеспечения функционирования диверсифицированного рынка труда, усиления предпринимательской активности необходимо включение в инфраструктуру городов: инженерных центров, интермодальных терминалов, залоговых и венчурных фондов; установление постоянного диалога бизнеса и власти, упрощение административной отчетности и изменение системы налоговой нагрузки на малые и средние предприятия, демонстрирующие положительную динамику развития; принятие системы адаптации молодых специалистов и предпринимателей к рыночным условиям хозяйствования через совершенствование деятельности бизнес-инкубаторов и открытие специализированных технопарков, в том числе предложенной автором модели «Технопарк – энергии будущего».

10. Для обоснования путей модернизации экономики средних городов с учетом имманентно присущих законов необходима актуализация ориентиров общего развития, базирующихся на совокупности основополагающих идей: экологичности, инновационности, креативности, открытости, а также умелом сочетании в управлении городами стратегического (увеличивающего горизонты планирования) и тактического планирования. Это обосновывает необходимость использования в экономике средних городов механизма формирования среднесрочных и долгосрочных программ, индикативного планирования, общественно-муниципального селективного регулирования, а также проведения активной экономической политики, позволяющей при помощи косвенных методов и прямых инвестиций воздействовать на производственный сектор, совершенствовать его структуру, реализовывать социальные и гуманитарные приоритеты, развивать государственно-частное, общественно-государственное, общественно-частное партнерство.

11. Для достижения устойчивого экономического развития среднего города на основе государственно-частного партнерства необходима инвестиционная поддержка хозяйственной деятельности фирм, способных на основе модернизации обеспечить рост производительности труда в два раза. Предлагаемая методика оптимального распределения инвестиционных ресурсов на основе экономико-математических расчетов (производственной функции Кобба-Дугласа и системы уравнений, дополненных параметрами инвестиционно-финансовых потоков организаций) должна обеспечить повышение конкурентоспособности городской экономики, реализацию инвестиционных проектов, обладающих не только социальной, но и бюджетной эффективностью.

12. Выполнение органами управления средних городов функции модернизации экономики требует изменений «карт основных процессов», компетенций муниципальных служащих, роста их человеческого капитала, обновления систем мотивации оплаты труда и процедур аттестации. Методика подготовки кадрового резерва «кадровое ядро», с использованием технологии тестирующего комплекса, позволяет повысить эффективность подготовки резерва, обосновать требуемый уровень технологий процесса, повысить эффективность управленческого труда.



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал