Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года



страница1/6
Дата27.04.2016
Размер1.19 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Проект

стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года


Оглавление


ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 2

Макроэкономическая ситуация 2

Место Иркутской области в РФ и СФО 6

Государственное управление 7

Реализация мер, направленных на повышение эффективности государственного и муниципального управления, является одной из ключевых задач, реализуемых Правительством Иркутской области. 8

Территориальное развитие 9

Общественно-политическая ситуация в Иркутской области 11

Оценка основных итогов программы 11

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СТРАТЕГИИ (СОЧЕТАНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ) 12

SWOT-анализ факторов развития Иркутской области приведен в приложении. 12

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 13

Этапы реализации стратегии 14

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД 34

Механизм реализации стратегии 34

Ожидаемые результаты реализации стратегии 37

Информация о государственных программах 37

ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Приложение 1 38

SWOT-анализ факторов развития Иркутской области 38

Сильные и слабые стороны 38

Возможности и угрозы 43

Приложение 2 49

Показатели достижения целей социально-экономического развития Иркутской области, сроки и этапы реализации стратегии 49

Приложение 3 51

Информация о государственных программах Иркутской области, утверждаемых в целях реализации стратегии 51



ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Иркутская область обладает высоким интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет выгодное географическое положение. Область имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают:



  • Невысокая стоимость энергоресурсов. Это обусловлено наличием добывающих и перерабатывающих производств на территории области, а также высоким уровнем развития энергетического комплекса.

  • Крупные запасы доступных полезных ископаемых. Иркутская область является одним из самых богатых минеральными ресурсами регионов России. В балансе полезных ископаемых на территории Иркутской области учтен 71 вид минерального сырья.

  • Высокий промышленный потенциал. Наличие большого комплекса производственных мощностей на территории Иркутской области в секторах машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, горнодобывающей промышленности, агропромышленного комплекса и других секторов экономики.

  • Уникальные рекреационные ресурсы, богатые лесные и водные ресурсы.

  • Наличие на территории крупных транспортных узлов. Регион находится вблизи государственной границы, а также на стыке Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

  • Развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала.

  • В пространственной структуре Иркутской области особо выделяются:

административный центр области город Иркутск;

историческая система расселения вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали;



территории нового промышленного освоения, тяготеющие к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Макроэкономическая ситуация





Наименование

2012

2013

2014

Индекс промышленного производства, %

112,9

102,5

104,4

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

177,6

170,8

192,5

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

114,3

91,7

92,9

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", млрд. рублей

89,3

93,1

84,5

Индекс производства по виду деятельности "Строительство", %

129,6

98,9

90,9

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров

871,1

973,0

835,7

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

250,0

266,5

285,9

Оборот розничной торговли, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,8

100,4

100,6

Оборот общественного питания, млрд. рублей

9,6

10,3

11

Оборот общественного питания, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

98,6

100,3

102,3

Индекс потребительских цен за период с начала года, %

105,4

106,5

106,7

Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США

9,6

10,5

9,2

Доходы консолидированного бюджета, млрд. рублей

124,3

120,3

124,9

Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей

46,9

50,1

54,5

Индекс производства продукции сельского хозяйства, %

101,8

102,1

103

Реальные денежные доходы населения, %

105,4

102,2

91,4

Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей

25,9

29,0

31,4

Темпы роста среднемесячной заработной платы, %

114,3

112,2

108,1

Уровень зарегистрированной безработицы

1,5

1,5

1,3

Благодаря устойчивости макроэкономической ситуации, взвешенной бюджетной политике, а также мерам, направленным на активизацию инвестиционной деятельности в области, стало возможно самостоятельно без дополнительной поддержки федерального бюджета осуществлять реализацию проектов по развитию инфраструктуры, не смотря на повышенные обязательства по выполнению «майских» указов Президента Российской Федерации.

В области широкое развитие получило строительство и реконструкция объектов капитального строительства (объекты социальной сферы, дорог, развитие малой авиации, речного транспорта).

За последние три года в области введено беспрецедентное количество социальных объектов, выросла доля расходов консолидированного бюджета на строительство капитальных объектов, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Впервые за последние 15 лет удалось возобновить в области строительство и реконструкции дорог, например, Тайшет – Чуна – Братск; Иркутск – Листвянка; Красноярово – Небель; Таксимо – Бодайбо; Братск – Усть-Улимск; проектов, направленных на развитие воздушного транспорта (реконструкция малых аэродромов, аэропорта Иркутска, обновление парка судов региональных авиакомпаний, создание новых региональных, межрегиональных и международных рейсов, создание сервисного центра для обслуживания средне- и дальнемагистральных судов), проектов, направленных на развитие речного транспорта (в рамках освоения северных территорий, развития инфраструктурной интеграции с соседними регионами).

Благодаря восточному вектору развития экономической политики государства, на территории Иркутской области дан старт двум крупным проектам инфраструктуры – «Сила Сибири» (поставка газа в Китай) и модернизация БАМа и Транссиба. Реализация этих проектов создает условия для развития не только добывающего сектора, но и обрабатывающих отраслей промышленности. В области уже созданы при поддержке Правительства РФ нефтегазовый, машиностроительный и фармацевтический кластеры.

Новый виток развития получил агропромышленный комплекс. Выполняя задачу по обеспечению продовольственной безопасности в условиях вступления в ВТО, Правительство Иркутской области внедрило новую методику развития сельского хозяйства. Сельхозпроизводители получают все возможные виды поддержки, что стало возможно за счет реализации в области федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая предусматривает, не только развитие сельхозтоваропроизводителей, но и развитие социальной инфраструктуры на селе.

Валовый региональный продукт по итогам 2014 года оценивается в 102% к уровню 2013 года, в первую очередь за счёт добывающего сектора. Исторически сложившаяся структура экономики Иркутской область обусловлена ресурсным потенциалом региона.

Динамика роста ВРП





2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

ВРП, в % к пред. периоду

105,2

102,8

101,2

105,3

106,1

109,6

113,2

109,9

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014



104,1

100,4

107,2

104,8

109,5

101,8

102,4



За период 2000-2014 гг. объем ВРП увеличился в 2,2 раза. Динамичное развитие экономики обусловлено развитием промышленного производства, за счет реализацией крупных инвестиционных проектов – строительство нефтепровода, освоение нефтегазовых месторождений и добыча жидких углеводородных ресурсов.

Добыча углеводородных полезных ископаемых, производство нефтепродуктов, металлургия, машиностроение и лесопромышленный комплекс обеспечивают основной вклад в добавленную стоимость, создаваемую в экономике региона, и приносят наибольшую долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.

Данные отрасли исторически составляют основу экономики Иркутской области и в настоящее время определяют специализацию области как среди регионов России, так и на международном рынке:




Наименование показателя

Ед. изм.

Территория

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Индекс обрабатывающего производства

%

Иркутская область

106,9

94,6

113,2

92,6

95,5

100,7

101,6

РФ

100,5

84,8

110,6

108,0

105,1

100,5

н/д

Доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области

%

Иркутская область

48,8

50,2

47,4

49,2

48,8

47,8

48,8

В долгосрочной перспективе перечисленные виды обрабатывающих производств сохранят за собой функцию драйверов экономики региона, при условии модернизации в целях реализации «целевого» сценария развития Иркутской области.

Анализ социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области за 2008-2014 гг. проведенный по 18 показателям, характеризующих основные сферы жизнедеятельности на территории, показал что:

- значительные позитивные сдвиги произошли в г. Иркутске и прилегающих к нему муниципальных образованиях (гг. Ангарск, Черемхово, Иркутский, Шелеховский, Усольский районы). Это, прежде всего, рост численности населения и максимальная его плотность, наиболее высокая насыщенность промышленными и инфраструктурными объектами;

- расположенная на значительном удалении от г. Иркутска (за пределами радиуса маятниковой миграции) система расселения вдоль Транссибирской магистрали характеризуется значительно более низкой плотностью населения и более обособленным характером расположения основных подцентров. Существует проблема сокращения населения в монопрофильных населенных пунктах из-за сжатия промышленного потенциала территорий и недостаточно развитой, высоко изношенной инженерной и социальной инфраструктур;

- территория, тяготеющая к Байкало-Амурской магистрали, по характеру пространственного освоения может быть условно разделена на 3 зоны. В западной части выделяется Братско-Усть-Илимская зона, отличающаяся интенсивным характером освоения и глубокой переработкой природных ресурсов и умеренными темпами миграционного оттока населения. В восточной части выделяется Витимская зона - изолированный от основной части Иркутской области старопромышленный район, узко специализирующийся на добыче и, в первую очередь, золота. В центральной части условно выделяется Ангаро-Ленская зона, обладающая значительным, при этом слабо освоенным природно-ресурсным потенциалом. Витимская и Ангаро-Ленская зоны характеризуются существенным сжатием численности постоянного населения с одновременным развитием вахтовой системы расселения.


Место Иркутской области в РФ и СФО


За период с 2012 по 2014 годы по основным макроэкономическим показателям Иркутская область входит в число «лидеров» субъектов РФ:


наименование показателя

рейтинг среди РФ

рейтинг среди СФО

2012

2013

2014

2012

2013

2014

Индекс промышленного производства

6

27

36

1

5

4

Динамика реальных денежных доходов

59

57

71

3

7

6

Отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета

5

5

11

1

2

2

Объем производства товаров и услуг на душу населения[1]

36

29




5

4




Инвестиции в основной капитал на одного жителя

39

35

нет данных

4

4

нет данных

Доля прибыльных предприятий

16

21

20

2

4

2

Доля собственных доходов бюджета в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета

11

19

15

2

3

1

Отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг

52

54

нет данных

6

7

нет данных

Уровень безработицы

65

72

74

6

8

9

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

70

78

нет данных

7

10

нет данных

налоговая отдача экономики в ФБ







18







2

динамика поступления основных бюджетообразующих налогов

налог на прибыль



7

69

52

1

10

9

НДФЛ

31

69

22

6

10

2

Иркутская область продолжает сохранять лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе.

Об эффективности региональной экономики свидетельствует ее налоговая отдача в федеральный бюджет. Так, за 2014 год на один рубль полученных из федерального центра межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в федеральный бюджет с территории Иркутской области мобилизовано 6,7 рубля налогов, что является 18 по величине показателем в Российской Федерации и на 4,3 рублей (в 1,8 раз) превышает уровень 2011 года (2,4 рубля). При этом еще в 2010 году за счет возмещений налога на добавленную стоимость экспортерами регион был убыточен для федерации.

Иркутская область не является основным получателем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, на 85,1 процентов обеспечивая свои доходы налоговыми и неналоговыми поступлениями. Указанный показатель является лучшим в Сибирском федеральном округе (15 по величине в Российской Федерации) и на 6,6 п.п. превышает уровень 2011 года (78,5 процентов).

В соответствии с единой методикой оценки субъектов Российской Федерации уровень бюджетной обеспеченности Иркутской области является 2 по величине значением в Сибирском федеральном округе и 23 в стране.


Государственное управление



Региональная инвестиционная политика ориентирована на повышение эффективности существующих мер и выработки новых механизмов государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности.

По абсолютному показателю объема инвестиций в основной капитал среди регионов СФО Иркутская область занимает 2 место после Красноярского края.

Таких результатов удалось достигнуть благодаря эффективной работе Правительства по предоставлению региональных мер поддержки инвестиционных проектов, в том числе налоговых преференций. В регионе созданы дополнительные инструменты для развития: утверждена Инвестиционная стратегия Иркутской области до 2025 года, возобновлена работа Инвестиционного совета, завершено внедрение стандарта Агентства стратегических инициатив.

Благодаря системной работе по повышению инвестиционной привлекательности территорий, содействию реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов позитивная динамика инвестиций в основной капитал на душу населения отмечается почти в 40% муниципалитетов области. Два муниципальных образования Иркутской области (Братск, Ангарск) вошли в лучшие практики привлечения инвестиций.



Бюджетная политика в регионе ориентирована на обеспечение сбалансированности как областного бюджета, так и бюджетов муниципальных образований Иркутской области, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, сдерживание роста долговых обязательств региона, соответствие задачам, поставленным Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, «майских» Указах Президента Российской Федерации 2012 года.

В целях эффективности использования бюджетных средств начиная с 2013 года региональный бюджет формируется на трехлетний период, что обеспечивает последовательность и стабильность бюджетной и налоговой политики.

С 2013 года составляется и исполняется «программный бюджет», 99% расходной части которого направляется на реализацию утвержденных государственных программ Иркутской области.

Установленная в ходе планирования взаимосвязь бюджетного финансирования государственных программ и целевых показателей результативности, объема и качества бюджетных услуг, позволила повысить прозрачность и эффективность бюджетных расходов.

Расходная часть консолидированного бюджета традиционно имеет социальную направленность. Около 70% всех расходов направляются на финансирование социальных отраслей экономики, а это в свою очередь государственные (муниципальные) услуги оказываемые населению региона в области образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки и бюджетные инвестиции в развитие социальной инфраструктуры.

Вопреки существующей общероссийской тенденции, связанной со значительным увеличением долговой нагрузки на субъекты Российской Федерации, Иркутская область сохраняет государственный долг на экономически безопасном уровне.

По итогам оценки достигнутых регионами результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов за 2011-2012 годы, Иркутская область заняла первое место среди субъектов Российской Федерации.

Реализация мер, направленных на повышение эффективности государственного и муниципального управления, является одной из ключевых задач, реализуемых Правительством Иркутской области.


Основными направлениями в решении поставленной задачи стали совершенствование системы государственного управления, создание условий для повышения качества предоставления услуг населению, а также снижение административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

Таким образом, обеспечено 100% внедрение административных регламентов на региональном и муниципальном уровнях, сокращен срок ожидания в очереди при подаче заявления и получении результата предоставления услуги до 15 минут.

С 2014 года внедрен механизм оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ). За полтора года реализации подготовлено 185 заключений, из которых 38 отрицательных.

По итогам независимого мониторинга исполнения «майских» Указов Президента Российской Федерации, проведенного Общероссийским народным фронтом «Народная экспертиза», в 2014 году в рейтинге субъектов Российской Федерации по эффективности внедрения процедуры ОРВ Иркутская область занимает 28 место. По итогам мониторинга, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, – 33 место.

За счет активных действий, направленных на расширение возможности гражданам получать государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна», создана сеть многофункциональных центров (далее – МФЦ). Уже к концу 2014 года открыто 17 офисов. Кроме того, в 35 населенных пунктах Иркутской области открыты территориальные подразделения МФЦ. Всего же в регионе действуют 257 окон, а доступ к услугам, предоставляемым по принципу «одного окна», получили 48% граждан.

Для повышения эффективности работы органов власти произошли изменения в структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области. С конца 2011 года численность работников, замещавших должности в исполнительных органах государственной власти Иркутской области, сократилась на 27% (с 4254 человек по состоянию на 1 октября 2011 года до 3111человек на конец 2014 года).

Проводится работа по оптимизации сети областных государственных учреждений. Результатом стала оптимизация в отношении 61 учреждения, их количество сократилось на 33 единицы.

Территориальное развитие

Реализация в 2009-2014 годах на федеральном и региональном уровнях власти мер по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата (сформированная инфраструктура поддержки, нормативно-правовая база, предоставление преференций) способствовали:

1. Увеличению в 26 МО (территории, тяготеющие к БАМу) объема отгруженных товаров промышленного производства (наибольший рост объема произошел в Катангском, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Нукутском районах). Это связано с наращиванием производственных мощностей на Верхнечонском (ОАО «Верхнечонскнефтегаз»), Ярактинском и Марковском (ООО «Иркутская нефтяная компания») нефтегазоконденсатных месторождениях, созданием деревообрабатывающих предприятий ООО «Русфорест Магистральный» и ООО «Евразия - леспромгрупп», расширением выпуска строительных материалов ООО «Кнауф Гипс Байкал» (гипсокартонный лист, энергоэффективные пазогребневые перегородки и др.).

2. Росту вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в развитие экономики территорий и занятости населения в 22 МО и 28 МО соответственно (территории вокруг г. Иркутска и вдоль Транссиба). В 25 МО доля СМСП в выручки от реализации продукции, работ (услуг) территорий составляет более 20% (г. Зима, г. Тулун, Боханский, Баяндаевский, Заларинский, Жигаловский, Киренский, Куйтунский, Нижнеудинский, Ольхонский, Осинский, Черемховский, Чунский и др.).

3. Повышению объема инвестиций (наибольший объем инвестиций привлечен в г. Иркутск и территории зоны БАМа). Это связано с выполнением Иркутским авиационным заводом - филиалом ОАО «Корпорация «ИРКУТ» гособоронзаказа, расширением первой очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), реализацией Группой «Илим» проекта «Большой Братск», разработкой ООО «Иpкyтская нeфтянaя компания» и ОАО «Bepxнечонскнeфтeгaз» нефтeгaзoкoнденсатных месторождений.

4. Наращиванию объемов сельскохозяйственного производства, в 2014 году произошел рост индекса производства продукции во всех категориях хозяйств в 30 из 42 МО. При этом, рост сельхозпроизводства за последние 3 года в целом по Иркутской области составил 107%, в г. Саянске, Усольском, Черемховском, Заларинском районах и во всех территориях Усть-Ордынского Бурятского округа (Аларском, Баяндаевском, Боханском Нукутском, Эхирит-Булагатском и Осинском районах) объемы производства продукции возросли более, чем на 10%.

Благодаря государственной политики, направленной на комплексное решение социальных проблем (повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с «майскими» Указами Президента Российской Федерации, создание и модернизация инфраструктурных объектов в сфере образования, здравоохранения и спорта, переселение из ветхого жилья) достигнуты следующие результаты:

1. Естественный прирост населения, как и в целом по области, так и в 28 муниципальных образованиях, особенно в 4-х территориях Усть-Ордынского Бурятского округа (Баяндаевском, Нукутском, Эхирит-Булагатском, Осинском районах), Иркутском и Черемховском районах,

2. Замедление темпов миграционного оттока населения в 25 территориях области, при этом в 5 МО (гг. Иркутск, Свирск, Черемхово, Иркутском и Шелеховском районах) отмечается миграционный приток населения.

3. Повышение показателей обеспеченности врачами (в 25 МО) и местами детей в дошкольных учреждениях (в 28 МО).

4. Увеличение во всех муниципалитетах доли населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом.

5. Сокращение в 25 МО доли ветхих и аварийных многоквартирных жилых домов.



Общественно-политическая ситуация в Иркутской области

Общественно-политическая ситуация в Иркутской области на сегодняшний день характеризуется как относительно спокойная; характеристики доверия власти на федеральном и региональном уровнях по сравнению с 2014 годом оставались без критических изменений и соответствовали общероссийским тенденциям. Население региона преимущественно с доверием относилось к решениям и действиям Правительства Иркутской области, об этом свидетельствуют замеры социологических опросов.

Взаимоотношения исполнительной и законодательной ветвей власти в области конструктивны и настроены на совместную дальнейшую работу. Инициативы и действия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации находят постоянную поддержку в деятельности обеих ветвей власти.

В Иркутской области зарегистрированы региональные отделения 58 всероссийских политических партий.

Наибольшим влиянием в области обладают региональные отделения партий «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, ЛДПР, «Гражданская Платформа».

Политическая принадлежность мэров городских округов и муниципальных районов Иркутской области находится в сфере доминирования партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»: 39 членов партии из 42.


Оценка основных итогов программы

Согласно проведенного анализа исполнения показателей программы следует, что документ достиг своей цели по базовому сценарию развития – инвестиционному варианту.

Ожидаемые результаты программы достигли своего планового уровня. По итогам 2014 года увеличение в реальном выражении к 2015 году по сравнению с уровнем 2009 года: валового регионального продукта - в 1,3 раза, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы - в 1,9 раза.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал